<< Пред. стр. 12 (из 48) След. >>
Он занимается не конечным результатом мышления, а его процессом.Т.е. фактически он больше НЛП-ст ,чем мы все вместе взятые. Ну так
уж у него вышло
Итак ВНУТРЕННИЙ ПРОЦЕСС.
Мы вчера подошли к стратегиям и поняли , что вообще говоря стра-
тегия мышления, - это как раз процедурная характеристика внутренне-
го процесса.
Смена модальностей - это фактически механизм, цепочка по которой
проходит мысль.
Мы разобрали с вами, что существуют эффективные и неэффективные
стратегии. В разных видах деятельности, в зависимости от этого вида
деятельности,..разные стратегии могут быть полезны,и могут быть не
очень эффективны! И какие-где ?---я думаю вы уже можете понять.
Понятно теперь как происходят взаимоотношения между людьми на
уровне оценок. Если я вижу тот-же самый объект с другой сторо-
ны,т.е., в другой модальности,..- этот объект совсем по другому бу-
дет видиться.
Вот по этому разделу, по этой части, по стратегиям есть вопросы?
Мы вчера ими занимались. По предикатам, стратегиям?
- 57 -
ВОПРОС: Не бывает ли так, что на одном этапе одновременно несколько
модальностей?
Мы уже говорили с вами, что можно видеть изображение и слышать
звук. Но я вижу изображение, и звук ..он идет...
Это тоже самое , когда спрашивают:"Можно ли заниматься сразу нес-
колькими делами?" Можно! Но только надо быстро переключаться от од-
ного к другому. Так же как компьютер опрашивает терминалы. Он не
одновременно с ними работает, иначе он заглохнет.Он опрашивает их
через какой-то определенный интервал.
Вы знаете..Если-бы мы с вами посмотрели на ребенка - как он мыс-
лит. Я говорил, что он будет работать во всех 3 модальностях. Каж-
дый объект он вспомнит и визуально, и аудиально , и кинестетически.
У него на каждое слово формируется сразу и тот и другой и третий
образ. Но это все очень ярко. У нас на уровне подсознания все это
происходит.
И поэтому, когда эмоциональные переживания, сразу яркость повыша-
ется . Доходят до уровня сознания все эти ощущения, переживания и
образы, и это все больше запоминается.
Все вы знаете, что информацию, которую мы видим - мы запомина-
ем.Вот проблема только ее потом вытаскивать. Помните эксперимент о
том, что мужчину в 70 лет под гипнозом попросили назвать, нарисо-
вать форму трещины на кирпиче в доме , который он строил 50 лет на-
зад ,...крайний справа , в углу, кирпич во втором ряду!
И он нарисовал эту трещину.(Форму трещины можно было проверить.)
Он это все помнит. Только трудность вытаскивать это все.
Мы с вами подходили вчера к теме эйдетической памяти детей. К то-
му самому феномену, который позволяет ребенку всего-лишь за 3 года
освоить весь мир.
Языковой...сами понимаете, сколько мы потом учим язык в течении
жизни - и так вообщем-то и не знаем.
Тут правда нет необходимости.Проблема языка - проблема государс-
тва. В Щвейцарии, там все знаят 5 языков - никто их не учит. Они
общаются. У нас в связи с тем, что необходимости нет...-мозг никог-
да не задерживает того, в чем нет необходимости,-..т.е. фактически
это "культуризм".Качать, но не использовать. Качать только для то-
го,чтобы качать дальше?
Когда будет необходимость общаться с кем-то, тогда и будет знание
языка.
Так вот. Ребенку это все удается за счет того, что до 5-6, а
иногда 7 лет у него сохраняется вот эта Эйдетика. Яркие образы,
ощущения и звуки. Но эйдетика может сохраняться и дальше.
Вы знаете, что существуют люди (иногда такие встречаются) у кото-
рых эйдетика сохранилась до взрослого состояния. Этим людям многие
завидуют, но я бы им завидовать не стал-бы.
Они действительно все помнят . Помнят очень ярко. Я уже 7 лет
знаком с одной девочкой, у которой эйдетическая память. Да! Она
знает 3 языка. Она очень хорошо на них говорит. Вот только что она
окончила МГУ. На "отлично". Осталась там в аспитрантуре. ....Девоч-
ка очень обаятельная, симпатичная, но мне ее немного жаль.
Вот она иногда сядет и заплачет: -Анюта, что с тобой случилось?
-Ты знаешь,..я вспомнила, когда мне было 2 года,...у меня в песоч-
нице украли куклу!
Она плачет! Ведь если память есть вот такая-вот эйдетическая, она
не только расписывает события из истории, - эта память срабатывает
на уровне эмоций. Т.е. она помнит все свои переживания при этом.
Она постоянно живет...Эти переживания ей застилают настоящее.Она
- 58 -
постоянно видит эти картинки.
Таких людей специально учат забывать. Иначе они просто не могут
жить. У них идет переполнение этого канала в прошлом, они слишком
много видят. Каждый образ вызывает кучу ассоциаций,....
Вот она увидела что-то и .....она уже больше ничего не видит. Она
вспоминает эти яркие картинки, которые с этим связаны!
Учиться это помогает, но тем не менее жить так трудно.
Я потом расскажу о ней достаточно много. Очень интересный случай.
Так вот, раньше считалось, что эйдетика существует только у неко-
торых людей, у которых она сохранилась в силу каких-то паталогичес-
ких, генетических причин...А вот мне кажется, что эйдетика есть у
всех людей.
Я не буду утверждать, что клубы эйдетической памяти помогают ее
развивать. В Москве мы встречались с руководством Московского цент-
ра эйдетической памяти. Они как-то у меня были на тренинге в Росто-
ве,..мы очень подружились с ними...но моя мысль, что У ВСЕХ ЕСТЬ
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (в некоторых областях),...на нее меня натолкнул
такой случай...
Пришел мальчик и говорит:"У меня такая плохая память. Сделайте
мне хорошую память".....
-У тебя плохая память?
-Очень плохая!
-Ты совсем ничего не помнишь?
-Ничего не помню!
-И учиться не можешь?
-Нет. Я учиться не могу. У меня одни двойки. Я прихожу, и ничего не
могу выучить.
-А чем ты увлекаешься?
-Я увлекаюсь марками!
-Ну расскажи что-нибудь про марки?
Он мне в течении полчаса рассказал содержание БСЭ касающееся ма-
рок. Он эти марки помнил на вкус, на запах, на цвет, на дату.. Он
про марки знает все.
Да есть у него память. У него нет интереса. Вот там, где он в об-
ласти своего интереса действует, него все вот это работает.
Так вот как раз эйдетика у человека срабатывает в той области,
где у него МОТИВАЦИЯ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.
Мы сейчас можем вспомнить очень многих известных людей, которых
все обвиняли в рассеянности. Это не рассеянность. В чистом виде,
снаружи - да, это рассеянность. ...Это внутренняя сосредоточен-
ность. Это ТРАНС в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН., АУДИАЛ.МОДАЛЬН.и КИНЕСТЕТИЧ.МО-
ДАЛЬН.
Как только он в этих системах внутри себя развил другую реаль-
ность, а это и есть эйдетика, т.е. он ярко эйдетически вспоминает
или о чем-то эйдетически думает, - он отключается от внешних собы-
тий.
Вспомните про одного известного философа, который ехал вместе с
войском, слетел с лошади, и остался на несколькко часов сидеть на
этой дороге.
Вспомните того-же Пифагора. Когда его убивали - он этого не заме-
чал, потому, что он что-то там рисовал...
Давайте вспомним память Шерешевского, о котором писал Лурия.Ведь
как Шерешевский, человек про которого говорят, что у него была са-
мая феноменальная память 20 века, как Шерешевский помнил информа-
цию? -"Вот этот забор..я хорошо его помню! Он такой зеленый, соле-
- 59 -
ный и кричащий!" 3 Модальности , он в них и помнит.
-Вспомни пожалуйста это число!
-Сейчас всопомню!....823579640...
-А как ты это запоминаешь?
-А я сейчас "иду мимо очереди",..и первой стоит моя знакомая, ко-
торая такая полная, такая мягкая, и нее такой низкий голос...(Как 8
-ка)..А потом стоит мужчина с усами, ..это мой знакомый такой-то.
....Вот он "идет мимо очереди" и со всех сторон рассказывает.
В мнемотехнике есть метод , который называется "метод Цицеро-
на".Когда проходишь мимо какого-то маршрута, и собираешь предметы,
которые там стоят.
Цицерон, он был Кинестетиком по ведущей системе,...чтобы гово-
рить, ему нужно было сначала это все Кинестетически отработать опи-
сание...
Что он делал?(По его примеру метод мнемотехники и называется "ме-
тод Цицерона")
Он берет корзинку..представляет себе корзинку с предметами, о
которых он будет говорить. Или с предметами , которые напоминают
ему о какой-то теме,....Он наметил себе речь из 20 пунктов ....
Вот все эти предметы он положил..Представляет себе какую-то хоро-
шо известную ему дорогу...Идет по этой дороге, и в самых ярких мес-
тах этой дороги , на поворотах...он эти предметы расставляет.Вот
поставил один, потом поставил второй...запоминает это все Кинесте-
тически....
Когда он прошел по этой дороге, он корзинку выбросил,....и все!
Больше он об этой теме не думает.
Он выходит на трибуну. Начинает говорить...И представляет себе,
что он идет по этой дороге, и собирает все предметы обратно.Вот он
подошел - взял это..подошел - взял это...
Он Кинестетик. Ему просто. Через начальные ощущения ему очень
просто вспомнить тему.
Человек с Киненстетической памятью, с Кинестетической поисковой
системой,..у него интересна даже реакция на такие вопросы:
-Скажи, а какой плакат у тебя висит справа, на работе?
-Сейчас./Осуществляет поиск в кинестетике.Делает поворот головой в
сторону, где обычно висит плакат*./
* Пока этого движения не будет - с которым связано то, что он
смотрит на этот плакат, - он вам ничего не вспомнит ! И только тог-
да идут зрительные образы.Вот тогда будут и ощущения.
Или:
-Вспомни, что вот ты там читал в книжке?
-Сейчас.(*)
* Он как будто бы садится в то самое кресло,чувствует состояние в
котором он запоминал и создает эти образы.
В области своих профессиональных, ну не профессиональных,- хобби
- будем так говорить,увлечений, человек эйдетичен.Я абсолютно уве-
рен в этом.
Каждый из вас замечал, что ... С какой легкостью запоминается ин-
формация, которая в сфере ваших увлечений. И с какой трудностью она
запоминается в области профессиональной деятельности.
Так вот, первый признак гениальности, который выделен Гриндером у
всех гениальных людей, с которыми он работал,- он в этом и заключа-
ется:
В ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЭЙДЕТИКОМ ! РАБОТАТЬ
ПРИ МЫШЛЕНИИ В ВИЗУАЛЬНОЙ, АУДИАЛЬНОЙ И КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.(1)
Т.е.,фактически впадать в трех-модальный транс. Если человек впа-
- 60 -
дает в трех модальный транс в области своей деятельности, в этой
деятельности он эффективен,никакие внешние сигналы ему не мешают,
он полностью сосредоточен.
В Йоге эта триада называется "медитация, сосредоточение, созерца-
ние." Фактически человек интуитивно эти этапы проходит:
1.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ;
2.МЕДИТАЦИЯ;
3.СОЗЕРЦАНИЕ;
Ну об этом чуть позже ...
Но, это возможно только лишь в трех системах, потому,что,если я
буду визуализировать и эти визуальные образы вызовут у меня ощуще-
ния, а я в ощущениях не создал другой реальности, я в тот же самый
момент почувствую, что что-то мне здесь "колет" и тут же отвлекусь.
ДИНАМИЧЕСКОЕ чтение (быстрое чтение ) является тоже интересным
примером эффективной внутренней стратегии. Кто занимался этим делом
- помнит, что эффективная внутренняя стртаегия для ДЧ - при чтении
использовать В - В - В . Такая стратегия позволяет очень быстро
воспринимать информацию текстовую, но такая стратегия не позволяет
обучаться ..., ну, т.е., ее нужно использовать только здесь.
Я хорошо помню случай - одна из ведущих преподавателей в Союзе
"Интенсива" по английскому , а я сам у нее учился в универститете -
так уж повезло , она пригласила меня однажды, как консультанта в
одну из своих групп. Там был мальчик , который учился на одни
пятерки в универститете, но совершенно не мог заниматься у нее в
группе "интенсива".
Ну, вот наблюдения за этим мальчиком: он сидит на группе " интен-
сива ", смотрит на всех и ни чего не понимает ... Он прозанимался у
нее несколько месяцев , но ни чего не понимал. Когда я его
чуть-чуть протестировал ( В - В - В ) - читает быстро , воспринима-
ет быстро , воспринимает ...- визуальный канал очень информоемкий,
информацию выдает очень быстро, но для этого ему нужно читать ,ри-
совать схемки . Здесь "интенсив"в чем заключается? Погружение ...
Ничего не пишется , ничего не рисуется - все только в разговоре .
Если бы они ситуации разыгрывали действительно жизненно , ну , там
в костюмах ... А здесь они имитируют игру , фактически это чувству-
ется ...- ему эти образы ничего не дают .
С ним удалось справиться буквально за одну неделю , притом он да-
же об этом и не знает . Я эту преподавательницу научил двум вещам :
ПЕРВОЕ : Она к нему подошла , несколько раз и сказала : " Том,(
там у них тоже игровые имена) Том , когда ты будешь потом меня слу-
шать ,ты , сначала смотри ко мне на губы и , представляй себе , что
я говорю ."
-Ему раньше было не за что зацепиться . Теперь он начал улавли-
вать какие-то по губам комбинации звуков , слов . Хоть как то начал
за что-то цепляться и уже визуализировать эти слова , т.е.,он ...
Потом я расскажу , чтот такое "якорь левая ладонь".
А, ВТОРОЕ, что нужно было сделать ,это всего лишь ей на доске вы-
писывать ключевые фразы этого занятия .
Он хоть за что-то цепляется, он визуально это все воспринимает .
Зацепился , эту фразу теперь он выделяет , хотя бы в тексте , кото-
рый они говорят. Он понимает о чем идет речь . И того знания языка
, которое у него был до этого - ему хватает , что бы дальше развить
вот эти ходы . Через неделю он выправился и начал нормально зани-
маться .
Так вот , для динамического чтения - В - В - В - это очень эффек-
тивно . Фактически , технология ДЧ - это конгломероид . Что, вспом-
ните, что там нужно ?
- 61 -
= снятие внутреннего проговаривания ( снятие аудиального канала )
т.е., полностью снятие у себя аудиального канала репрезентации ;
= расширение угла четкого видения ;
= фотографическая память ;
= вертикальное чтение ;
= отказ от возвращения ( отсутствие регрессий ) ;
Все ! Вот оно все Динамическое чтение.
Значит , если кто заинтересуется , вот это вот та книжка из-за
которой про меня узнал ГРИНДЕР . Я не знаю , кто это ему послал эти
книжки . Кто-то из ... , помните , в Москве была Мерлин Барлет Дик-
сон - НЛП-истка из Америки. И кто-то ей эту книжку там подарил , из
тех, кто был на семинаре . И вот как раз вот эту книжку она увезла
и подарила ГРИНДЕРУ . Я не знаю , перевел он ее или не перевел , но
тем не менее , когда я туда приехал , первое , что он мне сказал :
"Алексей , я знаю , что ты автор 1-й книжки по НЛП в Советском Сою-
зе ."
Она вышла в 88-м году , потом переиздалась в 89-м в Новосибирском
универститете.
Это Техника освоения Динамического чтения, развития памяти, ау-
тотренинга...и все это с НЛП.
Это 11-недельный курс самозанятий. Здесь даже график занятий при-
веден...По неделям..Что делать...К ней вообще прилагается
магнитофонная кассета. Она у меня здесь с собой.Кассета с Аудиаль-
ной программой...
Здесь все методы развития памяти, которые в истории человечества
были. И техника развития ДЧ, которая за 11 недель позволяет увели-
чить скорость в 10 раз, при запоминании в 2 раза больше.
Занятие 2-х недельное просто по памяти...Вот одим мой критический
приятель психолог просто решил проверить...Он очень критически был
настроен....Он через 10-12 дней запоминал 400 слов с номера-
ми...Т.е. по порядку, с кодом этого слова.
Правда те , кто этим занимался, знают, что это не так-уж трудно.
Мы не будем сейчас этим заниматься...
Главное, что В-В-В, это то, что формируется при любом курсе Дина-
мического Чтения.