<< Пред.           стр. 15 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 надо будет , применишь метод..и запомнишь. Но тренировка памяти
 просто так, вот механическим изучением стихов - я считаю - она
 просто вредна!
  Если вам не нужна очень сильная Визуальная память, для работы,
 для увлечений...А если она нужна, она и так формируется постоянно..
 Т.е. вы можете помочь себе достичь того,что вам нужно...Это все
 равно атрофируется...А если не используется - будет тем балластом,
 который будет только мешать.
  Дело в том...Не забывайте, что есть такое диалектическое противо-
 речие: Гибкость мышления - хорошая память.....
 ВОПРОС: А для чего нам нужны эти упражнения?
  ..Извините. Если вам не надо - я не навязываю вам эти упражнения.
 Мы же с вами договорились, что мы здесь на тренинге учимся учиться.
 Моя задача: показать вам все эти упражнения, чтобы когда вам будет
 нужно развитие памяти, по необходимости,...- вы смогли это сделать.
 Для чего мы работаем здесь на тренинге? - Чтобы вы знали это.
  Сейчас мы должны это поделать чуть-чуть, чтобы вы правильно нау-
 чились это делать. Когда уедете - это ваше личное дело. Но я должен
 дать вам выбор!
  Поэтому прошу вас помнить, что гибкость мышления и память - на
 разных полюсах! Те у вас, у кого хорошая память помните, что вы те-
 оремы вспоминали. А вот я никогда теоремы не вспоминал. Я их дока-
 зывал. И мне кажется, что это тоже хорошо. Я просто их не помнил. У
 
 
  - 72 -
 меня не было такого выбора.
 
  Теперь о приеме, который помогает.
  Вот для визуализации я вам очень рекомендую использовать ЛЕВУЮ
 ЛАДОНЬ. Она всегда при себе. Светлая...Согласитесь! Где-то визуали-
 зировать на разных поверхностях - достаточно трудно. Левая ладонь
 всегда при себе, ...и если вы правой пишете , то фактически вы мо-
 жете информацию считывать с левой. ..Для левшей можно наооборот.
  Т.е., как-будто вы видете, как в телевизоре эту информацию.
  И вот все, кто освоит этот прием - оказывается это очень удоб-
 но.Фактически для него это такой условный рефлекс, чтобы на руке
 "пошли" картинки.
  -"Номер телефона вспомните?",- он у него ...здесь /на левой руке-
 Ред./ всплывает. Не где-то там, ...а он уже знает, что визуально он
 его увидит на руке.
  Второе, что я порекомендовал-бы вам.
  В тот момент, когда во время тренировок или в жизни вы вдруг ощу-
 щаете, что вдруг вспомнилось то, что забылось...- ущипните себя за
 правую руку. Вот это ощущение:"О!Вспомнил!"....Через некоторое вре-
 мя вы вот это ощущение легкости воспоминания будете вызывать просто
 этим действием, прикосновением. А потом ....четкость сразу повыша-
 ется.
  У меня была одна девочка, в университете, в 87 году...Я тогда жил
 в общежитии, там-же , где и мои ученики...Каждую неделю с 6 утра
 начинались занятия... И вот мы пол-года позанимались. Я их научил
 вот этим приемам... Они тренировались..
  А потом она приходит и говорит :"Слушай.Завтра у нас экзамен по
 истории КПСС." Тогда был еще такой предмет. И говорит:"Завтра у ме-
 ня экзамен...Я ничего не учила.."
  А я ей, так полу-в-шутку, полу-в-серьез говорю:"Ты иди..просмотри
 учебник. А завтра вспомнишь!".
  ...Это вот напоминает анекдот про священника, который посоветовал
 мужчине, у которого не получалось заводить мотоцикл, вместо того,
 чтобы чертыхаться - сказать:"Боже, спаси и помоги!". Тот так и ска-
 зал..Мотоцикл поехал! А священник:"Что за чертовщина?".
  Так вот точно так-же получилось у меня тогда. Я ей говорю:"Ты
 вот...левая ладонь, првая рука..Мы проходили?" - "Проходили!" -"Иди
 и делай!".- "Хорошо."...
  На следующий день не заходит. Ну, думаю, что-то плохо! Не сдала!..
 Встречаю буквально через неделю. Говорю:"Ну Лен..Как ты сдала?".
 -Ну как вы сказали..
 -Как?
 -Я дома посмотрела, а пришла на экзамен и списала с руки...Правда
 учительница сказала, что я сдувала, потому, что дословно несколько
 страниц...
  Мне потом свидетели рассказали - что там было. Он страницы пере-
 ворачивала ...сдувала дословно...Притом,..все преподаватели думали,
 что она списывает. Но когда подходили - ничего нет. Вот она сидит и
 смотрит на левую руку...
  Я то ей в шутку сказал.Вы понимаете! ....
 
  Сам по себе этот прием ничего не дает, но когда постоянно исполь-
 зуешь визуализацию на руке, то рука помогает визуализировать.
  А руку?... Ну это якорь на то, что вот это состояние получилось,
 вспомнил. Вот..на языке вертится, а вспомнить не могу. Вдруг вспом-
 нил! /И сразу необходимо закреплять это состояние якорем - Ред./..
 Вот в этот момент було какое-то облегчение вспоминания в теле..вот
 
 
  - 73 -
 я его и закрепляю...
 
  Вот это все упражнения, которые проходят по нашему сегодняшнему
 тренингу.
 Так. ТРЕНИНГ 2.
 УПРАЖНЕНИЕ 2.1. "Выявление стратегий ГСД" .
  Ну это понятно. Задаете вопрос человеку какой-то...
 -Вспомни хороший день в этом году!
 -Вспомни , где ты был 5 лет назад...
  Выявляете стратегию. Рукой ее отражаете....И пытаетесь анализир-
 товать: насколько это сопоставляется с предикатами, т.е. с тем,как
 он это рассказывает...и что вообще из себя представляет эта страте-
 гия. Чем она может быть удобна или неудобна.
  Вчера делали? Нет. Мы вчера отражали Модальность и предикаты. А
 сейчас необходимо не просто водить рукой, а выявить 1-й, 2-й и 3-й
 элемент. Найти поисковую, репрезентативную и оценочную системы. Все
 три. Самое сложное - найти первое место. Потому, что человек вспо-
 миная информацию - постоянно по циклу ходит.Да? Т.е. получаетс, что
 можно перепутать начало.
  Что первое? Курица или яйцо?....Откуда пошло движение?
  Ну вот хочу вам посоветовать сделать так: ..когда вы проследили и
 увидели, что 3-х-звенная цепочка,..в тот момент, после которого он
 начинает говорить - это 3-й. ...И второй, если двухзвенная.
  Вы ему говорите:"Вспомни, что ты делал в прошлом году такого-то
 числа?"...Раз, два, три...Начал говорить...Если он вспомнил нес-
 колько раз (циклов), то он все равно после этого последнего этапа
 начнет.
  Но цепочка могла быть 2-х и 3-х звенная. Т.е. он мог производить
 оценку, а мог ее и не делать. Здесь уже следите по контексту.Если у
 него ситуация выбора, оценки на правильность....больше-меньше, луч-
 ше-хуже, правильно-неправильно...то будет оценочный этап.
  Если такой проблемы нет - проверки на правильность, оценки инфор-
 мации,взвешивания ее, анализа ощущений по поводу правильности ,
 верности и выбора этой информации,-тогда будет стратегия 2-х звен-
 ная. он третий этап не сделает.
 ВОПРОС:А если сразу с оценки начинается?
  Нет.С оценки начаться не может. Дело в том, что вы не вспомнив
 этот день, ...и не проанализировав,- что это был-за день?- вы не
 почуствуете это ощущение. Вам же нужно его найти.
  Я поэтому и говорю, что необходимо задать вопрос, для ответа на
 который нужно сначала найти информацию, а потом ее уже оценивать.
  Можно задавать уточняющие вопросы,для выявления оценочного этапа.
  Вот здесь интересный есть вопрос:"Как тебя зовут?" -"Вася." -"А
 точно Вася?"...-"А как ты оцениваешь, что тебя зовут именно Вася?".
  Следующие упражнения мы разобрали..Единственное НО! Задача: не
 тренировать память...Задача - научиться тренировать память.
 
  Так..2.7"Метод связок". 4 принципа Гарри Лорейна.
  И 2.8. - "Метод зацепок".
 
  Вот это восемь упражнений на второй тренинг.Дальше я посмотрю -
 что там и вам скажу. Плюс вам дополняется еще и жонглирование, и
 команда на взаимопонимание.
  - 74 -
 
  ДЕНЬ ВТОРОЙ. ЗАНЯТИЕ N 2 /ПРОДОЛЖЕНИЕ/
 
 
  ЭТАПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
 
 
  Давайте представим себе, что по дороге едет машина , шофер кото-
 рой,ведет машину не туда. Ну ...он в измененном состоянии сознания.
  Как нам эту машину направить в сторону? Ну в другую сторону?
  Нужно догнать эту машину, прицепиться к ней, перелезть...и тогда
 уже вести в другую сторону. Потому, что если просто поставить прег-
 раду, то либо преграду разрушит она, либо сама!
  Другая модель.
  Вот если крутиться какой-то большой барабан с ручкой...Но крутит-
 ся не с той скоростью, с которой вам надо. Что надо сделать?
  Можно подставить руку...ручка об нее стукнется,..скорее всего
 здорово разобьет руку...сама может сломаться...А потом необходимо
 заново раскручивать этот диск, барабан.
  Но можно сделать по другому. Можно раскрутить руку до той-же са-
 мой скорости, взяться за ручку и постепенно притормозить.
  Самое интересное, что в этом случае даже сберегается энергия, по-
 тому, что не надо будет потом заново раскручивать.
  И в какой-то степени коммуникация,моделью которой является то,
 что вы делаете утром с 6 до 8,...тоже представляет из себя тоже
 трех-звенную цепочку ...
 
  1 звено - ПРИСОЕДИНЕНИЕ
  2 звено - ЗАКРЕПЛЕНИЕ
  3 звено - ВЕДЕНИЕ.
 
  Ну вот из вас , кто работал - врачи, психологи,- все с этим стал-
 кивались...с прибором "Электросон".
  Что делает этот прибор?
  Накладывается электрод подающий сигналы. Сигналы в ритм какого-то
 физиологического параметра человека. Например - сердцебиение...либо
 дыхание...ну и т.д....
  И сначала он присоединяется. Т.е. фактически он на обратной свя-
 зи..дает сигнал вместе с сигналом, которое дает тело. Но тело то
 тоже система с обратной связью, которая открыта внешнему миру, и
 получает обратную связь...
  Если сначала присоедениться к ритму сердца - ритмом равным ритму
 сердца....то потом можно будет заметить, что и ритм сердца будет
 присоединен к этому ритму.
  Это уровень закрепления, когда есть уже двусторонняя связь. Они
 зацепились друг за друга.
  И теперь меняя ритм этого прибора, мы постепенно выводим ритм
 сердца - на ритм сонного сердца. Человек засыпает.
  На этом все приборы электросна и основаны...Те, которые дают
 сигналы на сердце..те, которые дают сигналы на дыхание...и т.д.
  .....В этом плане я всегда вспоминаю историю, как я иногда вынуж-
 ден разговаривать со своим начальником.
  Он приезжает издалека. Ему ехать час. Очень рано встает...Он при-
 езжает на работу и засыпает,...но поговорить с ним о чем-то надо. И
 вот он засыпает..Я к нему подсаживаюсь...И начинаю раскачивать либо
 рукой, либо ногой в такт его дыханию.
  Присоединяюсь ровно в такт дыханию. Главное, чтобы он хотя-бы бо-
 ковым зрением видел меня. Потом я могу проверить - насколько я зак-
 
 
  - 75 -
 репился?..
  Я придерживаю руку в один из моментов, ...и вижу , что он задер-
 жал дыхание...Хотя-бы на секундочку....
  Продолжаю...
  А потом я постепенно, просто, учащаю ритм движения.
 ВОПРОС: Как же он видит ногу , если он спит?
  Он засыпает! Я не говорю, что он спит...Ну и тут , конечно ,
 важно, чтобы он видел ногу.
 
  Ну давайте дальше. Если входит человек в разгоряченном , таком
 состоянии. А нужно с ним о чем-то серьезно поговорить.
  Можно , конечно допустить прием, который...Он громко тебе что-то
 говорит. Ты можешь ему тихо сказать:" А что вы кричите?"...
  Вы понимаете, конечно, что я сейчас внешне на него могу наложить
 эту маску "тихого и спокойного" человека. (В психологии и физиоло-
 гии это называется "смещенная активность".)
  Внутри-то он все равно кипит. Он не на меня, так выйдет в коридор
 и на кого-нибудь другого нальет. Все равно. Я его внутри не изме-
 нил.
  Здесь можно по другому. Можно тоже достаточно активно промахать
 руками....с ним пообщаться на этом языке...ПРИСОЕДИНИТЬСЯ!
  А потом постепенно, постепенно успокаиваясь - вывести его из это-
 го состояния.
  Вот это и является 3-х звенной цепочкой Эффективной коммуникации.
 Изменить состояние, через присоединение к тому, которое есть...Зак-
 репиться, так, чтобы получить уже .... зацепиться за него многи-
 ми-многими сигналами...А потом этими сигналами вытащить.
  Вот я сейчас в этом плане хочу показать, как эта модель работает
 даже на уровне самоорганизации.
  Мне нужен человек, у которого болит голова.
  Иногда во время ПФТ, которые мы будем проходить позже,..возникает
 такая проблема..."Ну вспомни что-нибудь плохое." - "Нет. У меня ни-
 чего плохого нет." ....
  Если голова ниу кого не болит, то тогда я расскажу.
  Обычно как это происходит? 48 раз я преподавал и 47 раз я это по-
 казывал. Я расскажу, но... просто это все всегда показательно, ког-
 да человек выход с головной болью...
  Ну вот, нашелся больной...
  Я не буду лечить. Я хочу показать, как он может снять с себя го-
 ловную боль.
 
  Как снять головную боль?
 
  Головная боль должна быть не морфологическая, а функциональная..
 Имеется ввиду головная боль - функциональная.Усталость, изменение
 давления...Вы же понимаете, что боль может быть морфологическая. Я
 могу порезаться или удариться. ...Зуб может болеть потому, что там
 дырка...
  Бывает боль функциональная. Вот бывает повешенная чуствительность
 зубов...Бывает головная боль от утомления.
  Технология очень простая. Обучиться этой технологии можно за 15
 минут. Вот все те, кто этому обучились,...- они это используют всю
 жизнь.
  Вот давайте я сейчас покажу , как я бы работал с человеком, чтобы
 его обучить...Но я не пытаюсь его сейчас лечить. Я хочу обучить
 его. Один раз он это сделает и потом будет делать всегда.
 
 
 
  - 76 -
  Любую боль, просто так представить, что ее нет - невозможно.Любые
 формулы самовнушения на уровне траенса, мандр,..- они будут связаны
 со словом боль. Работу модального оператора "НЕ" мы пройдем позже.
 Т.е., фраза:"Не болит голова",- боль только усиливает. Даже у чело-
 века, у которого голова не болит..., после прокручивания этой фра-
 зы, сразу появляется какое-то ощущение, сразу начинаешь осознавать,
 что что-то там не так...И таким образом эту боль можно развить.
  Но любую боль можно представить пульсирующей. ...Боль представить
 пульсирующей...А раз можно представить ее пульсирующей,...- попыта-
 емся ее представить пульсирующей вместе с дыханием.
  1.Вдох - увеличение боли. Выдох - уменьшение. Вдох - небольшое уве-
 личение. Выдох - уменьшение.....и т.д....Вдох - увеличение. Выдох -
 уменьшение. И вот так раз 20-25.
  Следующий шаг.
  2.Теперь во время вдоха и увеличения боли сжмается левый кулак.На
 выдох и уменьшение - сжимается правый (для левшей наоборот). Тоже
 20-25 раз.
  Для нормального правши проще выдох и уменьшение боли на правую
 руку закреплять...а вдох и увеличение на левую.
  Для левши естественнее наоборот.
 ВОПРОС: Почему именно "-" реакция на вдох?
  Ну сделайте на выдох..
  Но выдох...он связан всегда с облегчением,...я расслабля-
 юсь...Всегда выход связан с облегчением. так удобнее самому. Снятие
 боли проще на выдохе.
  Дальше...
  3.Теперь на фоне сжатия кулаков, вдоха и выдоха...и при этом из-
 менения боли - накладываем на левый кулак темную поверхность, на
 правый - светлую.
  Можно представить себе диафрагму, которая расширяется и сужается,
 со сменой темной и светлой поверхности. Т.е.,пульсирующее, тем-
 но-белое изображение. ...На вдохе темное, на выдохе - белое.
  4....теперь добавляем сюда...-вдох, - появление звука в ушах,-
 выдох-тишина....ит.д.
  Но все это на фоне сохранения предыдущего.
  Я накладываю на вдох, выдох и кулаки - изображение. А потом я на
 них накладываю звук...И все это вместе со вдохом и выдохом.
  Я цепляю Аудиальнгую, Визуальную и Кинестетическую модальность, а
 потом формирую в них другую реальность.

<< Пред.           стр. 15 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу