<< Пред.           стр. 27 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

  - вот его реализация в каких-то сложных условиях, вот его про-
 филь, вот его портрет, вот он в этой ситуации ... ;
  - вот его поведение;
  С этой стороны да, все очень хорошо, ясно видно. Как внутри все
 происходит - это никого не волнует. Психолингвисты чем-то занимают-
 ся. Но это никак не находит отражения пока , вот в воздействии на
 реального человека. НЛП сделало другой шаг. Оно вошло внутрь этого
 " черного ящика ", оно не видит этой семантики, оно видит только
 вот эти "шестереночки" :
  - КАК ;
  - ЧТО ;
  - ЗАЧЕМ ;
  - ПО КАКОЙ ПРОЦЕДУРЕ ;
  - В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ;
  - С КАКИМ ВРЕМЕННЫМ ИНТЕРВАЛОМ ;
  - В КАКУЮ СТОРОНУ ДВИГАЕТСЯ ;
  Отсюда семантика даже не нужна. Но уверяю вас : ни тот, ни другой
 подход по отдельности - ничего не дадут ! Так же, как борьба - пом-
 ните вот эту вот знаменитую фразу, что " ... на самом то деле зна-
 ния развиваются не диалектическим материализмом, а постоянным пере-
 ливанием диалектики идеализма материализмом ... " И когда мы
 идеализм полностью в стране убрали - наша диалектика остановилась.
  Здесь то же самое. Подход, грамотный, психологический, коммуника-
 тивный подход - это только и то и другое.
  И изучить технологии : КАК ? ЧТО внутри ? - Вот это ответы на
 вопросы : что ? где ? когда ? ( * * )
  И изучить семантику : ЧТО ? - Вот это ответ на вопрос : как ?(*)
  Но это разные плоскости. И из этой плоскости ( * * ) нельзя уви-
 деть семантики никак. Все, что рассказывают под любую семантику -
 только программирование. Любое значение подставляй и программа пош-
 ла. Какое значение ? - да не важно, любое число. .
  А здесь (*), нам это очень важно : какое число ? На этом уровне -
 работа с семантикой . Не обращая внимание на процессуальные техно-
 логии.
  Когда вы сейчас изучаете ... Я вам даю только вот это ( * * ),
 поскольку надеюсь, что по контексту своей деятельности вот это (*),
 вы знаете. И тогда это дает вот ту самую " золотую середину ", то
 лезвие бритвы, по которому уже можно идти.
  Но не пытайтесь отсюда ( * * ) увидеть то, что снаружи. А отсюда
 (*) увидеть то, что внутри. Это разные подходы. Вот они. Перпенди-
 кулярные. Разные плоскости рассмотрения проблемы. Вместе, они дают
 целостную, объемную картину.
  В этом плане, я хотел бы рассказать анекдот про Шерлока Холмса. В
 какой-то степени это мне напоминает положение в стандартной психо-
 
 
  - 133 -
 логии без технологического подхода, когда психология развивается, а
 с конкретным человеком делать в ней ничего не удается. Технология
 работы с человеком не отработана до процедуры. То есть передать
 опыт удачно работающего пока невозможно, экспертным путем. И с дру-
 гой стороны позицию НЛПиста, который без семантики тоже совершенно
 не нужен. Которая сама технология ... - мясорубка без мяса она со-
 вершенно не нужна. Не зависимо от того, как она устроена. И часы на
 которые никто не глядит, то же самое по себе наборы винтиков и
 принцип работы - они тоже никому не нужны.
  Так вот, анекдот такой.
  Шерлок Холмс и доктор Уотсон, решили полетать на воздушном шаре.
 Они сели в воздушный шарик. Взлетели достаточно высоко. Они летали,
 летали, летали ... Залетели в какое-то облако, сели в этом облаке и
 сели посреди дороги. Ничего не видно. Только дорога. Шерлок Холмс
 говорит :
  - Вот если бы здесь был хоть один человек, мы бы спросили где мы
 находимся.
  И тут, действительно идет человек. Вышел из тумана. Проходит ми-
 мо ...
  Шерлок Холмс к нему обращается :
  - Сэр, а Вы не подскажете, где мы находимся ?
  Человек посмотрел на них :
  - Вы находитесь в корзине воздушного шара. - И пошел дальше.
  Шерлок Холмс подумал ... :
  - Уотсон, как Вы думаете, кто это ?
  - Я не знаю. Человек.
  - Нет, Уотсон. Это системный программист !
  - Почему ???
  - А только системный программист может дать такой точный, но ни-
 кому не нужный ответ.
  Это вот - положение любой точки. Я могу по процедуре дать совер-
 шенно очень точный, но без семантики - совершенно не нужный. Так
 же,как и семантика. Если известна семантика, но не известно, как ее
 процессуально изменить - так это тоже совершенно бесполезно. Наз-
 вать человека гипертиником - это прекрасно. Но как сделать так,
 чтобы он повел себя по другому ? - Здесь нужны вот эти процедуры.
 Ну, все. Так. До обеда мы занимаемся РЕСУРСОМ и командное задание -
 выбираете своего претендента на Президента и начинаете его гото-
 вить.
  - 134 -
 
  3-Й ДЕНЬ./После перерыва/
 
 
  ... Несколько штук я прочитаю ... Мы хотим издать по результатам
 этого года даже книжку - " Типовые инструкции и приказы ",- состав-
 ленную учениками, но не все, а те которые получились лучше.
  Ну вот, очень простенькая, отнюдь не лучшая, но тем не менее я
 просто наугад выхватил ее.
  Борьба с курением. - Вот как он пишет листовку :
 
  << Дорогие курильщики ! Дорогие смертники ! Горящая, дымящаяся
 сигарета в ваших руках,- "включает" зеленый свет в темное царство
 тьмы. Ваш поезд набирает ход. Конечная станция - морг. Спешите за-
 нять места !
  Чем больше куришь, тем быстрее достигнешть цели. Курите больше и
 чаще ! Курите где угодно и сколько угодно ! Счастливого пути !
 Быстрого Вам конца ! >>
 
  Очень грамотно составлен текст. Дальше. Лозунги :
 
  << Дорогие курильщики ! Ваша смерть - в ваших руках ! >> - Хоро-
 шая метафора, правда !
 
  << Дорогие курильщики ! Ваша смерть - в ваших руках ! Курите
 больше ! Умирайте чаще ! - Воздух будет чище ! >>
  << Здоровая нация - нация без сигарет ! >>
  << КУРИТЬ - ЭТО ЗДОРОВО !! ЭТО лучше чем ЖИЗНЬ ! >> - Очень гра-
 мотно.
  Вот такого рода ... Пусть они будут с юмором, но они очень гра-
 мотно составлены. Пусть они в типичной деловой обстановке не так уж
 сработают, но вот когда ... Чтобы на вас не накладывались стереоти-
 пы прошлых работ, я лучшие работы прошлых лет зачитаю вместе с раз-
 бором ваших. А то я сразу "рамку" наложу и вы будете скованы ...
  А когда я прочитаю ваши и прочитаю те лучшие работы, которые были
 в прошлые годы, а там много - у меня вот такая папка, действительно
 мы книжку издадим наверное,- вы увидите, как можно сочетать ... ну
 это просто юмор, очень грамотный хороший юмор, он всегда ценится,
 он всегда сработает. Некоторые просто без юмора. Очень грамотные
 тексты. Хороший, грамотный текст, с которым можно работать на конк-
 ретном "объекте". А есть люди, которые сочетают и то и другое. Если
 текст грамотный, если его чуть-чуть подретушировать, по идее вот
 такая листовка ... Вот по СПИДу уже ведь пишут такие юмористические
 листовки, по венерическим заболеваниям. По такому роду ... уже мож-
 но делать листовки. Но я прочитаю все в конце.
 
  "ИЗМЕНЕНИЯ" 1 УРОВНЯ.
 
  "ЯКОРЯ". "КАВЫЧКИ". "МЕТАФОРЫ".
 
  Так. Второй техникой изменения первого уровня,- первого уровня,
 имеется в виду, что первый уровень - уровень процессуальный, уро-
 вень технологии прохождения какого-то переживания. Второй техникой
 изменения первого уровня, т.е. опять технологическим - является ме-
 тод "КАВЫЧЕК". Но прежде, чем перейти к нему, он будет в значитель-
 ной степени касаться работы преподавателя, педагога, воспитателя и
 т.д., я еще кое-что хотел бы добавить про " ЯКОРЯ ". И связь с эти-
 ми " КАВЫЧКАМИ " вы тут же поймете.
 
 
  - 135 -
  Вот как вы считаете, если я на лекции, подходя к какому-то опре-
 деленному месту, делаю что-то необычное. Потом еще, что-то говоря,
 подхожу - делаю опять что-то необычное. В третий раз, опять, через
 какое-то время подхожу ... Потом я иду в это место и в этом самом
 месте, говорю фразу, на которую я просто хотел бы обратить внима-
 ние. Например : " Для того, чтобы освоить все подходы к НЛП, нужно
 постоянно заниматься тренингами."
  Вот эта зона, вот это место, вот эта моя поза - у вас чисто под-
 сознательно, чисто инстинктивно вызывает ...- ну что же там такое ?
 Фактически, вместо того, чтобы вам сказать : " Так, товарищи, пос-
 лушайте меня сейчас , сейчас я скажу очень важную вещь ... Послу-
 шайте, сейчас я скажу ... ", я могу это сделать аналогово. Зачем
 мне говорить слова, если я могу это сделать аналогом. В той позе, в
 которой я что-то делаю необычное, я говорю вам эти слова.
  Но вы воспринимаете-то их даже лучше, чем если бы я сказал: " По-
 слушайте меня внимательно ... " У вас подсознательная мотивация
 слушать меня внимательно .
  Ну хорошо вот с вниманием понятно. А вот если я под различные ва-
 ши ощущения "навешаю" Якоря ? Ну вот здесь я этим не пользовался,
 просто сбил меня с толку ... готовился к залу , мы переключились...
 я не успел просто сам переключиться. Тем более я был уверен, что мы
 переместимся , что я буду не здесь стоять, а вот так буту стоять,
 тогда бы вы лучше меня слышали и я в первое занятие навешал этих
 якорей, а потом ртешил, что не буду ... У меня вот есть таблица,
 как я располагаю материал, когда веду занятие. Вот кто-то здесь на-
 чал выписывать технологии, которые я использую во время лекции ...
  - Сколько там насчитали уже ? Сколько ? ... - Много .
  - 18-ть.
 
  - 18-ть уже ? - Ну вы близки к результату. Вчера их было 22, а
 сегодня 26. Ну ладно.
  Вот один из принципов. У меня вот здесь , на моей сцене неболь-
 шой,- поэтому я всегда очень долго прорабатываю, когда прихожу в
 новый зал,- шесть зон. В этих зонах я рассказываю материал разный :
 
  доска
  [--------------------------------------------]
 
  4-я зона 5-я зона 6-я зона
 
 
 
 
  1-я зона 2-я зона 3-я зона
  зона ВНИМАНИЯ зона положительного зона негативного
  отношения к информации отношения к информации
  \___________________________________________/ ( здесь я буду рас- )
  ( сказывать завтра )
  эти две я использовал, вы помните ( про УФУ )
 
  ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
  ~~~~ ~~~~ ~~~~ А У Д И Т О Р И Я ~~~~ ~~~~ ~~~~
 
 
  Вот эта зона ( 4-я ), ну я ее называю " зоной УВЕРЕННОСТИ ", ког-
 да я говорю то, в чем вы абсолютно можете быть уверены. Хочу наве-
 шать якорь уверенности в том, что я говорю.
  5-я зона - "зона НЕУВЕРЕННОСТИ , СОМНЕНИЯ "
 
 
  - 136 -
  Ну, 6-я зона специального назначения. В разных случаях я ее ме-
 няю, т.е.,когда идет работа с аудиторией, под конкретную задачу для
 аудитории я делаю эту 6-ю зону.
  Дальше. Вот смотрите, я подошел сюда /одна из первых 3-х зон -
 Ред./ - у вас глаза подялись чуть выше. А сюда / 4,5,6 зоны - Ред./
 - чуть ниже. Фактитчески поле внимания на меня,- его можно изобра-
 зить на доске. И чтобы подкрепить эти Якоря еще и тем, как я рисую
 информацию на доске, если я использую эти зоны - идет второй прин-
 цип :
  У меня доска имеет тоже 6-сть зон. Точно таких же.
  |-----------------------------------------------------------|
  | 1-я зона | 2-я зона | 3-я зона |
  | | | |
  |-----------------------------------------------------------|
  | 4-я зона | 5-я зона | 6-я зона |
  | | | |
  |-----------------------------------------------------------| |
 
  Вот у меня эта таблица есть. Я всегда по ней работаю. Работаю уже
 несколько лет. Т.е. для меня здесь расписано: как и что я буду ...
  При том я естественно не программирую себя, что вот : " я сейчас
 пойду ... " - если я буду думать куда я сейчас пойду, я естественно
 не смогу говорить. Все очень просто. Я сначала в зале, когда еще
 никого нет, отрабатываю свое ( как артист ) состояние на сцене ,
 воссоздаю ощущения, которые я должен ощущать, когда мне нужно будет
 говорить здесь. И ощущения, когда мне нужно будет говорить здесь. И
 кто видел как я готовлюсь к лекции ...- я всегда вот подхожу ... и
 "закрепляюсь". - Те же зоны. То же самое с доской.
  А потом, что я делаю ? Если у меня идет информация к тому вот
 состоянию, предощущение - какая это информация,- у меня тело тянет
 уже сюда. Я об этром уже не думаю. У меня тело уже тянет сюда.
  Сначала я это все "развешиваю", а потом начинаю использовать. Нап-
 
 ример, я хочу вам дать три психо-физитологические технологии / ПФТ
 -Ред. /. Технологию "СМЕНА СТРАТЕГИИ", технологию "КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО
 ТРИГГЕРА", технологию "РЕСУРСА". Но вот мне кажется, мне самому ка-
 жется, что дать-то я вам должен три, но мне кажется, что техноло-
 гия, скажем " КИН. ТРИГГЕРА" - она не совсем этична или что-то в
 этом роде. Мне хочется, чтобы вы ее не использовали. Как я могу это
 сделать :
  Я рассказываю первую. Рассказываю третью. А потом рассказываю
 вторую. И вот когда вы конкретно сталкнетесь с этими технологиями,-
 к первой у вас будет нормальное отношение, ко второй тоже нормаль-
 ное, а от третьей вы будете почему-то: "... да нет , не буду я, что
 -то она мне не нравится ... "
  На словах я не буду вам это говорить, т.е. мне кажется она не
 совсем этичной, не совсем проработанной. Выбор я вам дал, но я могу
 этот выбор "подкрепить" Якорем, как вот у этого вот человека, когда
 я просто "навесил" разных, разных Якорей.
  Дальше. Если у меня есть какая-то информация, которую я хочу сов-
 местить с другой, - скажем, ну сделать намек, что Якоря должны ис-
 пользовать с Кавычками,- я вот на этом месте, на "внимании", когда
 нужно внимание рисую что-то про якоря, потом, когда стер, я здесь
 же буду рисовать кавычки. Потом , когда я на пустую доску показываю
 пальцем,- а я это делаю часто, вы заметили,- вы же понимаете о чем
 идет речь. Но самое интересное, что подсознательно вы прокручиваете
 все слои того, что я туда рисовал. И фактически, я показываю паль-
 цем на то место, где и первый и второй слой. У Шаталова это называ-
 
 
  - 137 -
 ется " Системой опорных знаков ".
  Вообще эффективная педагогика, она связана с работой ... - как вы
 думаете, в какой модальности ? - во всех трех !
  Вот были на западе эксперименты, и мы здесь в Новосибирске прово-
 дили. Берем группу первоклассников. Даем преподавателя визуальной
 репрезентации. - Пришел, - " ... так, ребята, представьте себе ,
 как будет здорово и прекрасно, если вот эта схема будет реализова-
 на ... , какая замечательная перспектива ... всем ясно? Всем ? "
  Значит он предлагает всем визуально все освоить. Первоклассники,
 они ничего не могут перерабатывать, т.е. студенты уже не подходят,
 потому, что студент, если записал текст, он садится дома из него
 строит схему, если ему по схемам проще. Первоклассник всю информа-
 цию получает так, как ему ее дают. Он не может ее еще переработать,
 потому, что у него нет для этого аппарата.
  Так визуалист работает с группой в течении месяца.
  Преподаватель аудиального типа работает с группой. - Пришел,-
 встал, листочки положил, ... - текстом логично, монотонно рассказы-
 вает : " ... прослушайте, сейчас я вам расскажу, как логично было
 бы, если бы ... " - никаких ссылок на изображение, никаких схем,
 таблиц, он этого не понимает сам, и ему кажется, что другие этого
 не поймут.
  Третий преподаватель. Преподаватель кинестетик по репрезентации.
 Ну этот все телом проигрывает, ему проще показать. Он ничего расс-
 казать не может, он два слова связать не может. Он : " ... ну это
 вот знаете, я вам сейчас объясню как ... , ну вот , понимаете, ...
 ну вот ... понял, да ?" - Он телом все объясняет. Слова у него во-
 обще не выходят никакие, образы ни какие не идут. Вот он телом он
 повторит любое движение. Он любое движение покажет. Но он ничего
 рассказать не может. Учиться у него невозможно, потому, что нужно
 просто стоять и повторять все его движения. Вот и все.

<< Пред.           стр. 27 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу