<< Пред. стр. 28 (из 48) След. >>
ИЗ ЗАЛА : - Хороший он человек, - не мешает .- Тихий !
Ну так вот. С этими тремя учителями. Мы сделали проверку знаний
через месяц.
На пятерки все пронимают здесь только ребята визуального типа.
Здесь аудиального. Здесь кинестетического. / 1-й, 2-й, 3-й препода-
ватели соответственно - Ред. /
Система эта сформированна дома, в течении этих вот 6-ти лет. Уже
эйдетика прошла. Уже начинается какая-то модальность превуалирую-
щая. Дома, - я не знаю, как там с генетикой, с воспитанием, даже не
думал еще об этом , т.е. как это наследуется, я даже не думал , но,
в связи с тем, что стратегии можно менять, наверное здесь генетики
меньше, чем опыта.
Эти - не понимают. Визуалистам тут делать нечего. Если он может
представлять себе это все, рисовать тут же схемки, т.е. если его
научили этому переводу аудиальный в визуальный, тогда он нормализу-
ется. Студентов вообще этому обучают. Текст записывается, потом он
домой пришел, начинает рисовать схемы, опорные схемы, потому, что
без них уже освоить ничего нельзя. А вот я недавно тестировал на
невербальный интеллект,- там всякие схемы, диаграммы,- нужно пра-
вильное решение невербальное найти. Тестировал девочек, которые
поступают в этот институт. Они эти таблицы переносили в текст,
текстовой решали логически, а потом это вот логическое решение
опять рисовали. - Я так не понимаю. Я бы наоборот сделал абсолютно.
Аудиалистам здесь тоже делать нечего. Логической связи нет ника-
кой, по пунктам ничего не разбито, матричная информация ... " ...
вот поняли ? - поняли ; ... вот здесь ясно ? - ясно ... все !
- 138 -
Кинестетик, ну вот это преподаватель в основном труда, пения,
физкультуры. Они сами такие, они в этой области и думают, у них по-
лучается. И те дети, которые успевают здесь, они обычно тут и не
успевают. Вот эти вот ребята, которые, по физкультуре, пению и тру-
ду - у них пятерки. .
Так вот, мы меняем ребятишек и переводим всех визуалистов вот сю-
да. - Через неделю, уже догоняют группу. Понимают !
Вы понимаете, чем сложен первый класс - если не понял,- к концу
первого класса получаешь двойки, интерес к обучению пропадает. Во
втором классе уже неинтересно учиться, уже мотивации учиться нет.
Уже опорных знаний 2х2 - просто нет.
Но это не выход из положения. Преподаватель такой не может всю
жизнь их вести, или готовить группы под преподавателей. Значит нуж-
но не школьников подбирать под преподавателей, а преподавателям
обучать во всех трех системах. Вот система Шаталова - это как раз
система работы во всех трех модальностях. Помните его принципы: -
логическое, очень последовательное, очень конструктивное, без мело-
чей технологическое объяснение; - отработка практикой обязательно;
- опорные знаки, сигналы, схемы;
Он даже термины дает в разных местах, вот как я на доске, а когда
эти термины ему нужно свести, он их даже визуально соединяет. Вот
он "крутится" так же как я вот здесь на сцене, соединяя все терми-
ны, которые раньше здесь набросал. Вот по "методу Цицерона" это
здорово получается. Запрограммировал, куда по этой тропинке что
расставить,- и вот он расставляет. Он перезабрал все это и у него
практически 100 % -й выход на школьников. Он "хватает" всех !
Вот когда смотришь на аудиторию, всегда видишь : " ... ага, вот
этот, вот этот, вот этот - начинают теряться, уставать, разговари-
вать или засыпать. Кто они ? - " шлеп, шлеп, шлеп ... " - Кинесте-
тики ! - Надо больше двигаться.
"Вытащишь" этих, - если переборщишь, у них заболит голова ( это
интересно, - опыт подсказывает, - если передвигаешься, у них забо-
лит голова, то есть нужно тоже меру знать ). Дальше. Визуалист.
Раз, раз, раз ..., начинают что-то они отвлекаться - пошли сигналы
на верху, визуальные слова, то есть я переключаюсь на стратегию бо-
лее визуальную, больше использую визуальных предикатов, больше ри-
сую схем, и скажем не сижу, а уже больше хожу, чтобы разнообразить,
используя внимание визуальное то, опять сюда подхожу ...
Аудиалистов "теряю" - все, схему бросил, начинаю повторять логи-
чески, что проходили.
Есть хороший еще способ добиться повторения учениками какой-то
информации. Я его называю принципом " Пифагоровы штаны ". Ну, да-
вайте, я скажу: " Пифагоровы штаны ... "
Аудитория: " ... во все стотроны равны."
Да. Вы сами повторили эту фразу, кстати ! Что я могу сделать, ес-
ли я хочу, чтобы вы повторили еще раз вот эту фразу, которую я го-
ворил. Я ее раз повторил вчера, сегодня повторил второй раз. Ну,
какую-то мысль. Какую-то идею. Потом, я ее просто начинаю и делаю
вид, что просто бросил и не договорил до конца. - Ваше подсознание
ее "проговорит" само, дальше. Но это хороший способ повторения. Я
начал фразу. Бросил. До конца не договорил. Ушел, - а вы ее повто-
ряете.
Ну, в гипнозе, вы понимаете, якоря тоже используются. Якоря - это
вот те самые сигалы опорные, на которые делается "Вход" и Выход",
" Подключение " и " Выключение "... Единственное, конечно,- надо
очень грамотные "Входы". Ну, вот вчера вы видели, как " 1 - 20 "
работали в обе стороны.
- 139 -
Навешанный якорь, потом, если человек работает с ним, с пациентом
... Несколько раз повешанный якорь,- сразу вспомните слово " кир-
пич ",- он работает потом уже во всех модальностях. Либо я его
скажу: "кирпич". Но я !
- Кирпич ,- он засыпает.
Либо я ему письмо напишу, где будет слово "кирпич"или даже нари-
сован кирпич - и он засыпает. Если я переделаю на засыпание гипноз.
Либо я ему просто дам почувствовать кирпич, т.с-ть "подшлифую",
он его почувствует ... когда вот у него до сознания дойдет - "кир-
пичь" - ... Ж-ж-ж-ж-ж-ть ...
А можно как-нибудь сделать так, чтобы он даже не заметил, что я
сейчас говорю ему о том же самом кирпиче ?
Ну, например был у меня вот такой случай. Был Якорь на вхождение
в транс на слово "ключ". Но мне нужно было, чтобы человек не знал,
что я его сейчас введу в транс. То есть человек знал, что в транс
он войдет на "ключ", но он не должен знать, что я его ввожу. То
есть, если он заметит, что я это слово употреблю, он может быть
просто насторожен, он может подцепить, что я с ним работаю специ-
ально. Тем более я не уверен. Не уверен на сто процентов, что он в
этом состоянии может быть, у него будет такая обстановка, что он
может быть насторожен чем-то другим, чего-то бояться. Он не уйдет в
транс, а слово "ключ" у него прозвучит.
Это делается очень просто. Мы с ним идем в лес, гуляем где-то
там, подходим к роднику и я говорю : " Какой родник. Здорово. Надо
же, какой хороший родник. " - И он засыпает ...
Из зала : - Синоним ?
Да. Потому, что по метафоре - синоним "ключ" после родника тут же
возникает.
Я могу сделать по другому.
- Какой хороший родник, какой хороший к... - букву "к" просто
сказать, как будто я подбираю слово.
Могу сделать по другому. Если я введу в транс на число 20, - не
обязательно я должен сказать ему " двадцать ". Вот у него 20 - это
глубокий транс. Тоже вхождение. Я это знаю. Может, вдруг, он запи-
сывает на магнитофон, что я ему говорю. - А все очень просто :
- Так, слушай, чего это там ... так, 4 х 5 ... - чш-ш-ш-ть ...
- Сколько сейчас времени ?
- 20 минут двенадцатого ...
Или: - 18-ть, 19-ть, ... чш-ш-ш-ть ...
- Ты не помнишь, в каком году умер Ленин ? - ...
Из зала: - Тогда он может на любую 20-ку засыпать ?
- Мою 20-ку !
- Нет, вы говорите: "... в письме написано ... "
- Мной написано ! Мной !
- Значит синоним, по сути дела тоже является Якорем ?
- Я уже перехожу к тому разделу, который называется " МЕТАФОРА ".
Я уже туда перешел. Использование метафор в коммуникации. Вообще
говоря не синоним. Часто и синоним и амоним, могут быть использова-
ны в коммуникации. В основном амонимы используются.
- Коса , коса , коса ...
Ввожу ... - на амонимах очень удобно, - если я ввожу человеку вот
этот вот якорь на транс, ну на что-то, но в это состояние в виде
... термин " коса".
- Какие длинные волосы. Какая длинная ...
- Смотри, какая у этой реки ...
- Это чем он там косит ? - ...
Это амонимы. Слова, имеющие разное значение, при одинаковом зву-
- 140 -
чании. Какой бы смысл я не задал - это слово прозвучит. И все амо-
нимы тут же, т. с-ть все аналоги этого слова тут же будут "зацепле-
ны"одним из аналогов. Показываю косу, - тут же коса в виде волос ,
и тут же коса в виде изгиба реки ...
Что еще дает метафора ? Например. Как я могу запрограммировать
человека на ... ну более грустное состояние ? Чтобы он чуть-чуть
успокоился. Чуть-чуть погрустил.
- Посмотри, какая грустная гора ...
Если у него есть о чем грустить, я фактически навязываю ему
грусть. Потому, что он понимает, что гора не может быть грустной ,
подсознательно. Что вот какое-то несоответствие идет, анализ фразы
постоянно "крутится".
Если фраза не понятна, если фраза сопровождается союзом "и" и де-
лаются постоянные паузы, когда человек предыдущую фразу еще не ос-
мыслил и реализовал новую фразу через союз "и",- он первую не ос-
мыслил, вторую начинает осмысливать - до конца не довел, не
осмыслил, я сказал третью - он ее еще не осмыслил.
Ну вот у Гриндера и Бэндлера в "Лягушке" есть такой хороший при-
ем, пример, как они достали спиртное в ресторане, где спиртное на
вынос не продавали. Помните, какая фраза там прозвучала, да ?
Подошла официантка, а они стояли в низу, и сказали ей фразу :
- Вы знаете, вот у нас тут вечеринка и мы пришли сюда, и нет ли у
вас что-нибудь, для того, что бы помочь нам чем-нибудь. Не можете
ли вы нам принести спиртное."
"И вот у нас тут вечеринка ..." " ... тут вечеринка ... " - не
понятно - тут или тут - в ресторане они сидят или они вышли . " ...
и мы пришли сюда ... "
Каждая фраза, прежде, чем она осознана, вообще, к чему она, что
она означает, - по аналогу : здесь или здесь ? - сбой постоянно в
этой плоскости идет, - она не успевает отработать предыдущую, в
аналоговом виде, я навязываю новую, навязываю новую, навязываю ...
Она уже подсознательно не успевает за моими этими образами,- я на-
вязываю ей ...- завершать-то надо свою программу.
Ну вот с метафорами можно привести еще такой пример. На лекции
несколько человек, на передних рядах начинают засыпать. Мне нужно
как-то вывести их из этого состояния, но сделать это так, чтобы я
как преподаватель не "потертял своего лица", особенно мысль, не
обидел их, дал возможность им "сохранить свое лицо", но так, чтобы
изменилось их поведение.
Вот вы знаете, когда я преподавал в универститете, я часто этот
прием использовал. Про этот прием мне рассказал один мой хороший
знакомый, который вместе со мой занимался НЛП.
Он, когда вел занятие со студентами, использовал такой фокус. Он
подходил к тому месту, где у него Якорь на внимание и громко , вот
из этой позы, говорил фразу, что когда Гриндер попадает в такую си-
туацию, он обычно кричит: " Эй , вы , проснитесь ! ... "
С этой фразой так и произошло. Я расставил много кавычек, пона-
рассказывал им историй, в которых они запутались : что там кому го-
ворил - уже непонятно. Самое-то главное для меня и для тех, к кому
эта фраза обращена, - она прозвучала. И прозвучала как раз с той
интонацией, с которой она может подействовать.
Фактически, я прокричал : " Эй, вы, проснитесь ! " Но я это сде-
лал в социальных рамках. Я рассказал историю про кого-то. Я имею
право в кавычках, в метафоре, от имени кого-то крикнуть. Не на кого
-то, а на тех, кто там в том же самом образе. Но фраза звучит.
С одной стороны - я снимаю с себя этот самый стресс, потому, что
люди спят и они мне мешают - приходится отвлекать на них внимание.
- 141 -
Во-вторых, поведение людей меняется. И в-третьих это все в нормаль-
ных социальных рамках. Я сохранил свое реноме и реноме моих учени-
ков. Очень важно сохранить реноме не только свое, но и ... помните
у Карнеги : " ... дай возможность человеку сохранить свое лицо. Это
очень важно."
Вы пришли в вестибюль какого-то очень хорошего административного
здания и там в этом вестибюле, вот вы проходите вдвоем с каким-то
мужчиной - ну, вы не знакомы, вы идете рядом. Прошли мимо гардероба
и вдруг, - гардеробщица кричит : " Это что за невоспитанный человек
такой прошел ! В шляпе и в пальто ! И как вам не стыдно такому- ся-
кому ... тра-та-та-та-та ..."
Она кричит этому мужчине. Мужчина подходит, краснея все с себя
снимает. Одежду отдает ей. Каково ему теперь будет в этом помеще-
нии ? - Он, сталкиваясь с каждым новым человеком, будет краснеть,
потому, что он не знает был ли тот свидетелем его вот такого вот
позора.
Сказать ему, прямо на него направленные слова, - ему действитель-
но не по себе. Вы, стояли рядом, вы спокойно ходите по коридору,
хотя тоже подошли и разделись. Ваше реноме соблюдено. Тоже винова-
ты, но вас никто не обвинил.
Мой хороший друг, с которым мы вместе работаем и организуем все
эти курсы - Виторио - это его игровое имя, недавно поступил вот с
точки зрения Кавычек очень грамотным образом. У нас есть один зна-
комый, про которого я могу сказать, что он , ну, как-то очень непо-
рядочно поступил по отношению к нам. А вообще, человек, с которым
мы очень хотели поддерживать контакт, очень хороший. Просто - сбил-
ся, кто-то его может там к этому подстрекнул.
И вот Виторио подходит к нему и говорит:
- Ты знаешь, у нас скоро будет несколько тренингов. 4-ре тренин
га. В сентябре, октябре. Будет в Ленинграде, будет в Чите, Будет в
Запорожье, будет в Пензе. ( Видите, как Кавычки рассказал, какие у
меня планы на сентябрь-октябрь.) Дальше. - Так вот, ты знаешь, мы
решили, что будем инструкторов туда брать, только тех, кто не за-
пятнал себя непорядочными поступками. Нам нужны проверенные совер-
шенно люди. Потому, что про некоторых мы уже сейчас слышим, что
они, ну как-то не очень корректно себя ведут ... С такими людьми мы
конечно сотрудничать не будем.
А потом:
- Ну, ты знаешь, вот мы потому к тебе и решили обратиться, пото-
му, что абсолютно уверены в твоей кристальной честности. И просим
тебя помочь нам сформировать группу инструкторов.
Вы, понимаете !? Так он ему сделал инструкцию против того поведе-
ния. Дал возможность " сохранить свое лицо "и фактически переманил
на свою сторону. То есть я уверен - у человека этого поведения
больше не повторится.
Чем Кавычки удобнее, чем приемы, японские приемы снятия стресса
через чучело в коридоре ?
Во-первых, почему эти приемы появились именно в Японии ? Это по-
нятно./ Представьте себе улыбающегося японца... - Ред./
Другого поведения у них быть не может. Они только должны улыбать-
ся. Внешнее проявление аналоговое недоброжелательное там в принципе
невозможно.
Мы-то здесь можем снять с себя эмоциональный стресс, разрядиться,
можем на кого-нибудь крикнуть ... - там это в принципе невозможно .
Но эмоции-то копятся, а вы знаете - это причина инфаркта. Нераз-
ряженный стресс. На что он не разряженный - либо на смещенную ак-
тивность, либо на объект ярости, либо на физическую какую-то наг-
- 142 -
рузку.
Так вот, если в Япронии предлагается выйти в коридор - поколотить
резиновую копию студента и снять с себя эмоциональный стресс, то
этим самым я с себя снимаю эмоциональный стресс, но я не обучаю
этого вот студента, который все равно будет продолжать разговари-
вать. Я практически не убираю этот придаток. это ключевое звено. Я
пришел в зал, после того, как снял этот эмоциональный стресс, а он
опять разговаривает ... Ну что, мне постоянно это делать ? !
А Кавычки помогают это сделать очень просто.
Вообще, Кавычки и метафоры - по-моему это единственное воспита-
тельное средство. Я считаю, что воспитательное свойство кино, лите-
ратуры, искусства как раз вот в метафоризации. Когда я сижу в зале
и там происходит какое-то действо - это все в диссоциированном
состоянии , я это все не переживаю, но если фраза, обращенная от
одного героя к другому, касается моего поведения, которое я в ре-
альной жизни проявляю, - я оказываюсь в ситуации вот этого вот са-
мого второго человека, который был свидетелем, как накричали на та-
кого, поступающего так же. Я собственной волей беру на себя вот
такую команду себе, что я должен изменить свое поведение, я понимаю
то, что нужно измениться, но при этом я сохраняю свое реноме, я не
в чем не обличен.
Вот принцип аттестации на рабочих местах , я считаю, он вообще
порочен. Мы проводили специальное исследование в свое время - ат-
тестация рабочих на их рабочих местах,- и вот интересный результат:
Вот, человеку указали, что вот ты в аттестате вот это, вот это,
вот это - делаешь плохо. В основном вот этим занимаются во время
аттестации - выискивают недостатки. Мы посчитали время - сколько,
после аттестации, человек на что тратит. - Все свободное время, все
время, в которое человек должен потратить на работу, он тратит на