<< Пред.           стр. 28 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

  ИЗ ЗАЛА : - Хороший он человек, - не мешает .
  - Тихий !
  Ну так вот. С этими тремя учителями. Мы сделали проверку знаний
 через месяц.
  На пятерки все пронимают здесь только ребята визуального типа.
 Здесь аудиального. Здесь кинестетического. / 1-й, 2-й, 3-й препода-
 ватели соответственно - Ред. /
  Система эта сформированна дома, в течении этих вот 6-ти лет. Уже
 эйдетика прошла. Уже начинается какая-то модальность превуалирую-
 щая. Дома, - я не знаю, как там с генетикой, с воспитанием, даже не
 думал еще об этом , т.е. как это наследуется, я даже не думал , но,
 в связи с тем, что стратегии можно менять, наверное здесь генетики
 меньше, чем опыта.
  Эти - не понимают. Визуалистам тут делать нечего. Если он может
 представлять себе это все, рисовать тут же схемки, т.е. если его
 научили этому переводу аудиальный в визуальный, тогда он нормализу-
 ется. Студентов вообще этому обучают. Текст записывается, потом он
 домой пришел, начинает рисовать схемы, опорные схемы, потому, что
 без них уже освоить ничего нельзя. А вот я недавно тестировал на
 невербальный интеллект,- там всякие схемы, диаграммы,- нужно пра-
 вильное решение невербальное найти. Тестировал девочек, которые
 поступают в этот институт. Они эти таблицы переносили в текст,
 текстовой решали логически, а потом это вот логическое решение
 опять рисовали. - Я так не понимаю. Я бы наоборот сделал абсолютно.
  Аудиалистам здесь тоже делать нечего. Логической связи нет ника-
 кой, по пунктам ничего не разбито, матричная информация ... " ...
 вот поняли ? - поняли ; ... вот здесь ясно ? - ясно ... все !
 
 
  - 138 -
  Кинестетик, ну вот это преподаватель в основном труда, пения,
 физкультуры. Они сами такие, они в этой области и думают, у них по-
 лучается. И те дети, которые успевают здесь, они обычно тут и не
 успевают. Вот эти вот ребята, которые, по физкультуре, пению и тру-
 ду - у них пятерки. .
  Так вот, мы меняем ребятишек и переводим всех визуалистов вот сю-
 да. - Через неделю, уже догоняют группу. Понимают !
  Вы понимаете, чем сложен первый класс - если не понял,- к концу
 первого класса получаешь двойки, интерес к обучению пропадает. Во
 втором классе уже неинтересно учиться, уже мотивации учиться нет.
 Уже опорных знаний 2х2 - просто нет.
  Но это не выход из положения. Преподаватель такой не может всю
 жизнь их вести, или готовить группы под преподавателей. Значит нуж-
 но не школьников подбирать под преподавателей, а преподавателям
 обучать во всех трех системах. Вот система Шаталова - это как раз
 система работы во всех трех модальностях. Помните его принципы: -
 логическое, очень последовательное, очень конструктивное, без мело-
 чей технологическое объяснение; - отработка практикой обязательно;
 - опорные знаки, сигналы, схемы;
  Он даже термины дает в разных местах, вот как я на доске, а когда
 эти термины ему нужно свести, он их даже визуально соединяет. Вот
 он "крутится" так же как я вот здесь на сцене, соединяя все терми-
 ны, которые раньше здесь набросал. Вот по "методу Цицерона" это
 здорово получается. Запрограммировал, куда по этой тропинке что
 расставить,- и вот он расставляет. Он перезабрал все это и у него
 практически 100 % -й выход на школьников. Он "хватает" всех !
  Вот когда смотришь на аудиторию, всегда видишь : " ... ага, вот
 этот, вот этот, вот этот - начинают теряться, уставать, разговари-
 вать или засыпать. Кто они ? - " шлеп, шлеп, шлеп ... " - Кинесте-
 тики ! - Надо больше двигаться.
  "Вытащишь" этих, - если переборщишь, у них заболит голова ( это
 интересно, - опыт подсказывает, - если передвигаешься, у них забо-
 лит голова, то есть нужно тоже меру знать ). Дальше. Визуалист.
 Раз, раз, раз ..., начинают что-то они отвлекаться - пошли сигналы
 на верху, визуальные слова, то есть я переключаюсь на стратегию бо-
 лее визуальную, больше использую визуальных предикатов, больше ри-
 сую схем, и скажем не сижу, а уже больше хожу, чтобы разнообразить,
 используя внимание визуальное то, опять сюда подхожу ...
  Аудиалистов "теряю" - все, схему бросил, начинаю повторять логи-
 чески, что проходили.
  Есть хороший еще способ добиться повторения учениками какой-то
 информации. Я его называю принципом " Пифагоровы штаны ". Ну, да-
 вайте, я скажу: " Пифагоровы штаны ... "
  Аудитория: " ... во все стотроны равны."
  Да. Вы сами повторили эту фразу, кстати ! Что я могу сделать, ес-
 ли я хочу, чтобы вы повторили еще раз вот эту фразу, которую я го-
 ворил. Я ее раз повторил вчера, сегодня повторил второй раз. Ну,
 какую-то мысль. Какую-то идею. Потом, я ее просто начинаю и делаю
 вид, что просто бросил и не договорил до конца. - Ваше подсознание
 ее "проговорит" само, дальше. Но это хороший способ повторения. Я
 начал фразу. Бросил. До конца не договорил. Ушел, - а вы ее повто-
 ряете.
  Ну, в гипнозе, вы понимаете, якоря тоже используются. Якоря - это
 вот те самые сигалы опорные, на которые делается "Вход" и Выход",
 " Подключение " и " Выключение "... Единственное, конечно,- надо
 очень грамотные "Входы". Ну, вот вчера вы видели, как " 1 - 20 "
 работали в обе стороны.
 
 
  - 139 -
  Навешанный якорь, потом, если человек работает с ним, с пациентом
 ... Несколько раз повешанный якорь,- сразу вспомните слово " кир-
 пич ",- он работает потом уже во всех модальностях. Либо я его
 скажу: "кирпич". Но я !
  - Кирпич ,- он засыпает.
  Либо я ему письмо напишу, где будет слово "кирпич"или даже нари-
 сован кирпич - и он засыпает. Если я переделаю на засыпание гипноз.
  Либо я ему просто дам почувствовать кирпич, т.с-ть "подшлифую",
 он его почувствует ... когда вот у него до сознания дойдет - "кир-
 пичь" - ... Ж-ж-ж-ж-ж-ть ...
  А можно как-нибудь сделать так, чтобы он даже не заметил, что я
 сейчас говорю ему о том же самом кирпиче ?
  Ну, например был у меня вот такой случай. Был Якорь на вхождение
 в транс на слово "ключ". Но мне нужно было, чтобы человек не знал,
 что я его сейчас введу в транс. То есть человек знал, что в транс
 он войдет на "ключ", но он не должен знать, что я его ввожу. То
 есть, если он заметит, что я это слово употреблю, он может быть
 просто насторожен, он может подцепить, что я с ним работаю специ-
 ально. Тем более я не уверен. Не уверен на сто процентов, что он в
 этом состоянии может быть, у него будет такая обстановка, что он
 может быть насторожен чем-то другим, чего-то бояться. Он не уйдет в
 транс, а слово "ключ" у него прозвучит.
  Это делается очень просто. Мы с ним идем в лес, гуляем где-то
 там, подходим к роднику и я говорю : " Какой родник. Здорово. Надо
 же, какой хороший родник. " - И он засыпает ...
  Из зала : - Синоним ?
  Да. Потому, что по метафоре - синоним "ключ" после родника тут же
 возникает.
  Я могу сделать по другому.
  - Какой хороший родник, какой хороший к... - букву "к" просто
 сказать, как будто я подбираю слово.
  Могу сделать по другому. Если я введу в транс на число 20, - не
 обязательно я должен сказать ему " двадцать ". Вот у него 20 - это
 глубокий транс. Тоже вхождение. Я это знаю. Может, вдруг, он запи-
 сывает на магнитофон, что я ему говорю. - А все очень просто :
  - Так, слушай, чего это там ... так, 4 х 5 ... - чш-ш-ш-ть ...
  - Сколько сейчас времени ?
  - 20 минут двенадцатого ...
  Или: - 18-ть, 19-ть, ... чш-ш-ш-ть ...
  - Ты не помнишь, в каком году умер Ленин ? - ...
  Из зала: - Тогда он может на любую 20-ку засыпать ?
  - Мою 20-ку !
  - Нет, вы говорите: "... в письме написано ... "
  - Мной написано ! Мной !
  - Значит синоним, по сути дела тоже является Якорем ?
  - Я уже перехожу к тому разделу, который называется " МЕТАФОРА ".
 Я уже туда перешел. Использование метафор в коммуникации. Вообще
 говоря не синоним. Часто и синоним и амоним, могут быть использова-
 ны в коммуникации. В основном амонимы используются.
  - Коса , коса , коса ...
 Ввожу ... - на амонимах очень удобно, - если я ввожу человеку вот
 этот вот якорь на транс, ну на что-то, но в это состояние в виде
 ... термин " коса".
  - Какие длинные волосы. Какая длинная ...
  - Смотри, какая у этой реки ...
  - Это чем он там косит ? - ...
  Это амонимы. Слова, имеющие разное значение, при одинаковом зву-
 
 
  - 140 -
 чании. Какой бы смысл я не задал - это слово прозвучит. И все амо-
 нимы тут же, т. с-ть все аналоги этого слова тут же будут "зацепле-
 ны"одним из аналогов. Показываю косу, - тут же коса в виде волос ,
 и тут же коса в виде изгиба реки ...
  Что еще дает метафора ? Например. Как я могу запрограммировать
 человека на ... ну более грустное состояние ? Чтобы он чуть-чуть
 успокоился. Чуть-чуть погрустил.
  - Посмотри, какая грустная гора ...
  Если у него есть о чем грустить, я фактически навязываю ему
 грусть. Потому, что он понимает, что гора не может быть грустной ,
 подсознательно. Что вот какое-то несоответствие идет, анализ фразы
 постоянно "крутится".
  Если фраза не понятна, если фраза сопровождается союзом "и" и де-
 лаются постоянные паузы, когда человек предыдущую фразу еще не ос-
 мыслил и реализовал новую фразу через союз "и",- он первую не ос-
 мыслил, вторую начинает осмысливать - до конца не довел, не
 осмыслил, я сказал третью - он ее еще не осмыслил.
  Ну вот у Гриндера и Бэндлера в "Лягушке" есть такой хороший при-
 ем, пример, как они достали спиртное в ресторане, где спиртное на
 вынос не продавали. Помните, какая фраза там прозвучала, да ?
  Подошла официантка, а они стояли в низу, и сказали ей фразу :
  - Вы знаете, вот у нас тут вечеринка и мы пришли сюда, и нет ли у
 вас что-нибудь, для того, что бы помочь нам чем-нибудь. Не можете
 ли вы нам принести спиртное."
  "И вот у нас тут вечеринка ..." " ... тут вечеринка ... " - не
 понятно - тут или тут - в ресторане они сидят или они вышли . " ...
 и мы пришли сюда ... "
  Каждая фраза, прежде, чем она осознана, вообще, к чему она, что
 она означает, - по аналогу : здесь или здесь ? - сбой постоянно в
 этой плоскости идет, - она не успевает отработать предыдущую, в
 аналоговом виде, я навязываю новую, навязываю новую, навязываю ...
 Она уже подсознательно не успевает за моими этими образами,- я на-
 вязываю ей ...- завершать-то надо свою программу.
  Ну вот с метафорами можно привести еще такой пример. На лекции
 несколько человек, на передних рядах начинают засыпать. Мне нужно
 как-то вывести их из этого состояния, но сделать это так, чтобы я
 как преподаватель не "потертял своего лица", особенно мысль, не
 обидел их, дал возможность им "сохранить свое лицо", но так, чтобы
 изменилось их поведение.
  Вот вы знаете, когда я преподавал в универститете, я часто этот
 прием использовал. Про этот прием мне рассказал один мой хороший
 знакомый, который вместе со мой занимался НЛП.
  Он, когда вел занятие со студентами, использовал такой фокус. Он
 подходил к тому месту, где у него Якорь на внимание и громко , вот
 из этой позы, говорил фразу, что когда Гриндер попадает в такую си-
 туацию, он обычно кричит: " Эй , вы , проснитесь ! ... "
  С этой фразой так и произошло. Я расставил много кавычек, пона-
 рассказывал им историй, в которых они запутались : что там кому го-
 ворил - уже непонятно. Самое-то главное для меня и для тех, к кому
 эта фраза обращена, - она прозвучала. И прозвучала как раз с той
 интонацией, с которой она может подействовать.
  Фактически, я прокричал : " Эй, вы, проснитесь ! " Но я это сде-
 лал в социальных рамках. Я рассказал историю про кого-то. Я имею
 право в кавычках, в метафоре, от имени кого-то крикнуть. Не на кого
 -то, а на тех, кто там в том же самом образе. Но фраза звучит.
  С одной стороны - я снимаю с себя этот самый стресс, потому, что
 люди спят и они мне мешают - приходится отвлекать на них внимание.
 
 
  - 141 -
 Во-вторых, поведение людей меняется. И в-третьих это все в нормаль-
 ных социальных рамках. Я сохранил свое реноме и реноме моих учени-
 ков. Очень важно сохранить реноме не только свое, но и ... помните
 у Карнеги : " ... дай возможность человеку сохранить свое лицо. Это
 очень важно."
  Вы пришли в вестибюль какого-то очень хорошего административного
 здания и там в этом вестибюле, вот вы проходите вдвоем с каким-то
 мужчиной - ну, вы не знакомы, вы идете рядом. Прошли мимо гардероба
 и вдруг, - гардеробщица кричит : " Это что за невоспитанный человек
 такой прошел ! В шляпе и в пальто ! И как вам не стыдно такому- ся-
 кому ... тра-та-та-та-та ..."
  Она кричит этому мужчине. Мужчина подходит, краснея все с себя
 снимает. Одежду отдает ей. Каково ему теперь будет в этом помеще-
 
 нии ? - Он, сталкиваясь с каждым новым человеком, будет краснеть,
 потому, что он не знает был ли тот свидетелем его вот такого вот
 позора.
  Сказать ему, прямо на него направленные слова, - ему действитель-
 но не по себе. Вы, стояли рядом, вы спокойно ходите по коридору,
 хотя тоже подошли и разделись. Ваше реноме соблюдено. Тоже винова-
 ты, но вас никто не обвинил.
  Мой хороший друг, с которым мы вместе работаем и организуем все
 эти курсы - Виторио - это его игровое имя, недавно поступил вот с
 точки зрения Кавычек очень грамотным образом. У нас есть один зна-
 комый, про которого я могу сказать, что он , ну, как-то очень непо-
 рядочно поступил по отношению к нам. А вообще, человек, с которым
 мы очень хотели поддерживать контакт, очень хороший. Просто - сбил-
 ся, кто-то его может там к этому подстрекнул.
  И вот Виторио подходит к нему и говорит:
  - Ты знаешь, у нас скоро будет несколько тренингов. 4-ре тренин
 га. В сентябре, октябре. Будет в Ленинграде, будет в Чите, Будет в
 Запорожье, будет в Пензе. ( Видите, как Кавычки рассказал, какие у
 меня планы на сентябрь-октябрь.) Дальше. - Так вот, ты знаешь, мы
 решили, что будем инструкторов туда брать, только тех, кто не за-
 пятнал себя непорядочными поступками. Нам нужны проверенные совер-
 шенно люди. Потому, что про некоторых мы уже сейчас слышим, что
 они, ну как-то не очень корректно себя ведут ... С такими людьми мы
 конечно сотрудничать не будем.
  А потом:
  - Ну, ты знаешь, вот мы потому к тебе и решили обратиться, пото-
 му, что абсолютно уверены в твоей кристальной честности. И просим
 тебя помочь нам сформировать группу инструкторов.
  Вы, понимаете !? Так он ему сделал инструкцию против того поведе-
 ния. Дал возможность " сохранить свое лицо "и фактически переманил
 на свою сторону. То есть я уверен - у человека этого поведения
 больше не повторится.
  Чем Кавычки удобнее, чем приемы, японские приемы снятия стресса
 через чучело в коридоре ?
  Во-первых, почему эти приемы появились именно в Японии ? Это по-
 нятно./ Представьте себе улыбающегося японца... - Ред./
  Другого поведения у них быть не может. Они только должны улыбать-
 ся. Внешнее проявление аналоговое недоброжелательное там в принципе
 невозможно.
  Мы-то здесь можем снять с себя эмоциональный стресс, разрядиться,
 можем на кого-нибудь крикнуть ... - там это в принципе невозможно .
  Но эмоции-то копятся, а вы знаете - это причина инфаркта. Нераз-
 ряженный стресс. На что он не разряженный - либо на смещенную ак-
 тивность, либо на объект ярости, либо на физическую какую-то наг-
 
 
  - 142 -
 рузку.
  Так вот, если в Япронии предлагается выйти в коридор - поколотить
 резиновую копию студента и снять с себя эмоциональный стресс, то
 этим самым я с себя снимаю эмоциональный стресс, но я не обучаю
 этого вот студента, который все равно будет продолжать разговари-
 вать. Я практически не убираю этот придаток. это ключевое звено. Я
 пришел в зал, после того, как снял этот эмоциональный стресс, а он
 опять разговаривает ... Ну что, мне постоянно это делать ? !
  А Кавычки помогают это сделать очень просто.
  Вообще, Кавычки и метафоры - по-моему это единственное воспита-
 тельное средство. Я считаю, что воспитательное свойство кино, лите-
 ратуры, искусства как раз вот в метафоризации. Когда я сижу в зале
 и там происходит какое-то действо - это все в диссоциированном
 состоянии , я это все не переживаю, но если фраза, обращенная от
 одного героя к другому, касается моего поведения, которое я в ре-
 альной жизни проявляю, - я оказываюсь в ситуации вот этого вот са-
 мого второго человека, который был свидетелем, как накричали на та-
 кого, поступающего так же. Я собственной волей беру на себя вот
 такую команду себе, что я должен изменить свое поведение, я понимаю
 то, что нужно измениться, но при этом я сохраняю свое реноме, я не
 в чем не обличен.
  Вот принцип аттестации на рабочих местах , я считаю, он вообще
 порочен. Мы проводили специальное исследование в свое время - ат-
 тестация рабочих на их рабочих местах,- и вот интересный результат:
  Вот, человеку указали, что вот ты в аттестате вот это, вот это,
 вот это - делаешь плохо. В основном вот этим занимаются во время
 аттестации - выискивают недостатки. Мы посчитали время - сколько,
 после аттестации, человек на что тратит. - Все свободное время, все
 время, в которое человек должен потратить на работу, он тратит на

<< Пред.           стр. 28 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу