<< Пред. стр. 29 (из 48) След. >>
выискивание причин и оправдательных фактов - прочему он это не де-лает. Но отнюдь - не на исправление своего неправильного поведения.
Он ищет оправдания все это время. Он ищет документы, которые дают и
дадут ему возможность оправдаться в следующий раз, при таком же ...
но дело это делать не начинает. Вот это интересный фокус.
Здесь есть очень хороший принцип : " кнута и пряника " . Но толь-
ко он должен правильно применяться. Вот сейчас я скажу, а потом об-
судим.
* Пряник нужно давать в зубы, а кнутом бить по чучелу. *
Пряник нужно давать человеку. В ассоциированном состоянии хвалить
именно его. А ругать нужно не его, а в метафоре. Лучше всего ругань
воспринимается и изменяется собственное поведение, когда ругают не
тебя, а кого-то рядом ... То есть изиеняться ты будешь лучше вот в
этом случае. И даже для собак существует способ подобный :
кнут-пряник. Умелое сочетание. Но, сахар нужно давать собаке. Но
собака лучше воспитывается делать правильно, если не ее бъют кну-
том, когда она делает не правильно, а другую собаку, которая тоже
неправильно поступает, вот так же как она. И они воспитываются го-
раздо быстрее.
Ну, у человека в какой-то степени то-же.
Из зала : - Для детей здесь аналогично ?
- Я думаю да. Для детей я думаю да. Хвалить нужно непосредственно
человека, а ругать нужно в метафоре кого-то, кто делает так же и по
этому не прав, но " ... ты-то, ты-то делаешь не так ! " Для этого
нужно сохранить свое лицо. Оставить что-то, за что можно зацепить-
ся. Тут два принципа есть, сказать жене, чтобы она ...
порекомендовать жене сварить суп завтра лучше.
Первый принцип. Пришел домой ... суп недосоленый. Пробуешь суп :
- 143 -
- Ты опять недосолила суп ! Ты его всегда недосаливаешь ...
Завтра желание у жены варить суп будат гораздо меньше .
Второй принцип.
- Какая ты молодец ! Я так хотел именно супа, правда он немного
недосоленый, но ничего. Как здорово, что ты его сварила !
Это другая технология. - Завтра будет с желанием делать суп и он
будет посолен лучше. - Проверено !!!
Так, ну вот по Кавычкам, метафорам - понятно, что это такое ?
Еще. Лекторам сложно, особенно сейчас в политической обстановке
такой, когда авторитетов уже нет. Социальная обстановка такая, что
политических авторитетов нет, интеллектуальных авторитетов тоже
практически нет. Ну кто сейчас лучше предлагает экономическую ре-
форму - этот или тот или третий - даже не понятно.
Так вот, ну , послушайте сейчас мою речь.
Я сейчас так вспоминаю. Когда мы были там у Джона Гриндера, он
нам рассказывал о своих диалогах с Вирджинией Сатир. А она очень
любила рассказывать про то, как она проводит занятия с руководством
ЦРУ. Вот когда она эти занятия проводит, она обычно обращается к
ним и просит что-нибудь представить, о чем-нибудь подумать, что-ни-
будь сконструировать. И она всегда говорит, что у военных это полу-
чается плохо. Вообще, для военных, для военной технологии обучения
и воспитания - муштры, характерно слово: ДОЛЖЕН. Слово ДОЛЖЕН - оно
не дает выбора. Мы о слове ДОЛЖЕН еще поговорим. ДОЛЖЕН, ПОЛОЖЕНО,
НЕПОЛОЖЕНО и т.д. .
Так вот, это слово ДОЛЖЕН, оно ... , если выбор приводит к разви-
тию ... " ИМЕЙ ВЫБОР ! " - знаменитая американская фраза, которая
как раз и привела к вот ... по-моему ... лежит в корне всей амери-
канской демократии, экономики, политики и всего остального. - ТО
слово ДОЛЖЕН , оно как раз приводит к деградации.
Все военные анекдоты : " ... Эй вы, трое, - оба сюда ... " ;
"... Сейчас пройдете от меня, до следующего дуба ... " ;
" ... Вот вывести бы вас в чисто-поле, поставить лицом к стенке и
пустить пулю в лоб ... ";
"... Вы где были ? В туалете ? ... Вы бы еще в театр сходили ..."
"... Вот вы сейчас материтесь, а потом этими же руками будете ку-
шать ... "
Ну так вот слово ДОЛЖЕН - это слово формирует ( а у военных толь-
ко оно существует ), формирует деградацию. - Если работа не инте-
ресна и только слово ДЛОЖЕН, возможности выбора нет, никакого
творчества нет, человек выполняет только то, что сказано сверху. -
Все ! Человек "растворяется". - Технология " растворения в массе ".
Вот у меня диссертация была связана с изучением доминирования,
субдоминирования, субмиссирования, подчинения вот этих всех ероти-
ческих градаций. Так вот, если животное находится в ситуации полно-
го подчиненного поведения, когда оно выполняет программу, которая
заложена доминантом, то приходит к такой деградации, к такому
стрессированию ! - Задавлено оно .
Вот это все рассказывала Вирджиния Сатир работникам ЦРУ.
Здесь видите как. КАВЫЧКИ очень важно использовать так, чтобы че-
ловек не знал : что ты закрыл, а что не закрыл. Потому, что если в
тексте КАВЫЧКИ можно расставить, то на языке-то вы не знаете : я
закрыл все или не закрыл. - И вдруг возникает недопонимание в зале.
-Я говорю очень какую-то информацию, которая может обидеть, - ну
военным говорить такие вещи ... - я это замечаю, что все это прои-
зошло, что я немножечко обидел, задел, я раз - первые кавычки зак-
рыл. - Вы на меня обиделись ? - Вы не на меня обиделись, вы обиде-
лись на Верджинию Сатир.
- 144 -
Вот так нам говорил Джон Гриндер, когда рассказывал про Вирджинию
Сатир. Понятно, да ? То есть, если я в начале рассказа много Кавы-
чек "понавесил", я могу закрыть их в любой момент. В сложной обста-
новке шлеп -"закрыл"- это не я, извените !
Это у Гриндера звучит примерно таким образом. Тоже продавщица в
магазине на меня кричит, я подхожу, начинаю на нее тоже кричать.
Она:"Эй ты, такой-сякой уходи отсюда со своим талоном ... "
Я говорю: "Вы что себе позволяете, вообще ?! "
Она:" Все равно уходи отсюда ... !"
Я:"... Тра-та-та такая-сякая ..."
/Потом, выбрав момент и отойдя чуть в сторону, он же показывает
на то место, где он только-что стоял и ругался с продавщицей и про-
износит - Ред./ :
- Вы посмотрите, что он себе позволяет ! Ну это кого угодно может
вывести из себя ... / ... у продавщицы замешательство ... и тут же,
вернувшись на свое место, он спокойным голосом, без возбуждения го-
ворит - Ред./ ... Мне вот этот кусочек пожалуйста ...
То есть - я на нее кричал ... , " вышел " ..., обвинил вот этого.
Кого ? - вот этого. А потом вернулся ...
Когда у нас прошел экзамен на мастеров, в Штатах, - там нужно бы-
ло во время последней демонстрации, мастерам всем, ну что-то что-то
показать практическим специалистам, что бы они это попытались "рас-
кусить", вот так же как сегодня вечером мы будем пытаться "раску-
сить" Якоря, Кавычки, Метафоры в фильме, который будем смотреть -
" 9 1/2 недель "- потом мы его разберем, разберем по полочкам, -
так вот точно так же должны были мое выступление какое-то разобрать
"практишенеры", то есть те кого экзаменуют на " практишенеров ".
Вот мне пришлось там в одном из кусочков своего выступления, я
там говорил тронную речь от имени советской делегации выступал. И
нужно было в это выступление заложить много метафор, Кавычек, ... И
вот там был один такой прием. Когда вдруг, я очень волновался во
время этой процедуры, после экзамена и тут расставание вечером, то
есть такая вот обстановка ... у всех слезы текут, там такая сложная
ситуация. вот начинаешь отвлекаться - там кто-то заревел, отвлека-
ешься. Тут же еще идет внутри двойной постоянно перевод. Думаешь то
по английски, но когда сложная фраза - ее сначала формулируешь по
русски, потом переводишь. Ну, когда волнуешься, начинаешь запинать-
ся. И вот когда я почувствовал, что совсем там запинался , в одном
очень волнительном месте, когда я т. с-ть дарил всей этой ассоциа-
ции НЛП всемирной, - я дарил Гимн Советского Союза и всех республик
( пластинку ) - я понял, что из этой ситуации нужно как-то выхо-
дить, я сделал вот примерно так же. - Отошел ... :
- Вы знаете, он еще очень плохо говорит по английски, но в следу-
ющий раз, когда он приедет, он будет говорить лучше. Вы уж его
простите. /И возвратясь на место - Ред./ ... Так вот, я продолжаю
...
Понятно.
ВОПРОС: Алекс, можно вопрос ?
- Да.
- Жванецкий НЛПист ?
- Жванецкий ... У нас в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ есть почетные звания.
И вот часть из вас, кроме квалификации, то есть сертификата с ква-
лификацией с какой-то определенной, может получить еще почетный ти-
тул или почетное звание. И будете внесены в почетную книгу почета и
всегда сможете приехать и увидеть себя там. Так вот у нас есть там:
- " мастер мнимотехники ",- это те, кто сдал экзамен по мнимотех-
нике;
- 145 -
- " мастер якорения " ;
Вот у нас Тема - это " мастер демонстратор " 3-й категории. Раз-
ные у нас там почетные титулы, очень интересно, красиво они звучат.
У нас есть еще " мастер Рефреминга ". Вот театрализованный Рефре-
минг когда вы будете какой-то делать, - та команда которая это все
сделает или те, кто лучше, с юмором напишут вот эти инструкции, до-
кументы - они, им присуждается " мастер Рефреминга ". Сначала 3-й,
потом второй, потом первой категории. Так вот мы как раз собирались
ему послать сертификат " мастерта Рефреминга " 1-й степени, высшей
категории.
Из зала: - Жванецкому ?
- Да.
- Он говорил : " ... Ты вот тут наговорил всего - не стой в этом
всем. Отойди ! "
Так. Ну вот с Якорями понятно, с Кавычками понятно, да ?
Вот я хочу рассказатть вам очень утрированный пример, как можно
использовать Кавычки в виде авторитетной метафоры. Пример упрощен-
ный, но он был. Это случай из жизни.
Очень пожилой человек, прошедший революцию, прошедший войну , у
которого ценности вот те еще, приходит с просьбой отучить его от
курения ... - по всем методам лечился, ничего у него не получается
- отучить его от курения. К нему подсаживают такого же старичка, с
которым договариваются, как он себя поведет. Этот старичек, в раз-
говоре, в приемном покое начинает рассказывать истории. О том, как
он жил, где работал, где учился, где служил. Рассказывает, что ког-
да он был еще совсем молодым, в 20 лет, ему посчастливилось стоять
в Кремле на посту. и однажды, мимо него проходил Ленин. И вот этот
вот самый постовой, он сам-то Ленина видел издалека, но он видел,
как Ленин подошел к одному из курящих постовых и сказал : " Това-
рищ, настоящий коммунист должен бросить курить ! "
Он рассказал это так ... - просто так. Так вот , авторитетная ме-
тафора в технологии заключается в том, что либо сам себе начинаешь
представлять, что кто-то очень авторитетный для тебя, кто для тебя
является референтной группой - человеком, мнением которого ты очень
дорожишь, - кому-то там плохому, говорит фразу, которую ты хотел бы
обратить к себе. И представляешь это много раз, очень ярко. Факти-
чески это заменяет сенсорный опыт того, что кто-то и правда это
сказал. Вот у того пожилого человека это сработало лучше. Очень ав-
торитетный. Сохранение собственного лица - я тут не причем, это ко-
му-то сказали. Но я знаю, что так сказали. Я это делаю собственной
волей. Я делаю свободный выбор. Меня никто не ограничивает. Я делаю
свободный выбор. - " Имей ВЫБОР ! " - И эта стратегия работает на-
дежнее, чем просто заставить. Когда у человека собственная мотива-
ция на выполнение.
Это вот " первый принцип Штирлица ". Если хочешь, что бы человек
принял такое решение, которое нужно тебе - не давай это решение в
готовом виде. Оценка и совет - это барьеры содержательного общения
и совместного действия. Дай этому человеку факты, но дай эти факты
так, чтобы он сам из этих фактов сделал нужный тебе выбор. Но это
ведь будет собственный его выбор. А в связи с тем, что он совершил
этот акт творчества, - этот выбор сделал сам, - он с таким удо-
вольствием будет выполнять это дело ! И еще тебя убеждать, что это
делать нужно. Какая разница кто это придумал ! Пусть он считает,
что это придумал он. Но для него-то самого ведь эта ситуация оказы-
вается, что " ... я сам сделал выбор !... Я совершил этот акт выбо-
ра ! Самомтоятельно, мне никто его не навязал. "
Чужой совет, чужое мнение могут быть встречены совсем не так. Хо-
- 146 -
тя тот же самый факт, такие же доводы, но тем не менее по другому
звучат.
Так вот после тренинга у нас три упражнения :
Упражнение 4.1. ПФТ-3 Ресурс. - С ним все понятно, т.е. мы его
прокрутили, отработали.
Упражнение 4.2. - метафоризация. Попытайтесь разговаривать друг с
другом, использовать принцип, который нам когда-то рассказал Грин-
дер. Если хочешь более эффектитвно коммуницировать - чаще используй
метафорты ! - Вот так нам сказал Гриндер.
Упражнение 4.3. Авторитетная Метафора. Попробуйте или с собой или с
кем-то. То есть кто-то очень уважаемый кому-то ... а я видел, как
кто-то сказал вот то-то тому-то. Часто это заставляет измениться
больше, чем бы сказали это тебе. Вспомните все случаи из своей жиз-
ни - это действительно очень сильно действует.
Вот эти три упражнения, которые после 4-го тренинга. Сейчас сде-
лаем перерыв на выполнение вот этих упражнений, на тренировку. Че-
рез пол-часа встречаемся.
АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЯ.
/ Алекс, вызвав на кафедру одного из участников семинара, просит
его вспомнить какую-либо ситуацию в диссоциированном состоянии -
взгляд со стороны ... - Ред. /
... да, в диссоциированном. Здесь можно пульс пощупать - ничего не
будет. Вот как использовать эти приемы ассоциации, диссоциации на
пратике ? То есть в чем разница ?
- Диссоциированное состояние - не содержит кинестетики. Той кото-
рая там в этом состоянии. А ассоциированное состояние содержит эту
кинестетику.
Часто можно изменить отношение к какому-то событию только тем,
что предложить человеку вспомнить это событие в другом состоянии.
Вот здесь вот такой пример. Приходит парень и говорит такие сло-
ва:
- Вы знаете, избавьте меня от этих переживаний, воспоминаний -
меня месяц назад поколотили. Притом поколотили не так уж сильно. Но
вот я до сих пор это вспоминаю. я вижу эти кулаки, летящие на меня,
мне так это неприятно, мне так больно внутри ... комок к горлу ...
Учиться не могу, постоянно вспоминаю. Кто бы ни двигался рядом со
мной, я тоже вспоминаю, как двигался кто-то из этих вот, стоящих
рядом со мной - тех, кто меня били. Не могу ...
Когда он рассказывает, у него пот выступает, давление повышается,
пульс учащается, глаза наливаются кровью, слезы ...
- А представь, что ты сидишь на скамейке и смотришь, как вот там
тебя бьют ...
- Ну представил.
- Видишь ?
- Вижу.
- Ярко ?
- Ярко.
Пульс намного ниже. Давление ниже. Слезы не текут. Он видит, ему
это неприятно конечно. Много раз прокручиваем так. То есть он начи-
нает представлять как его бьют, тут же - раз - как будто с точки
зрения стороннего наблюдателя - видит все на картинке. То есть обу-
чаем его видеть эту ситуацию так. Когда обучили, смотрим, что ...
говорим:
- Ну, теперь вспомни эту ситуацию.
- 147 -
Он говорит:
- Вижу кулаки ... О ! И вижу со стороны.
Все ! Ощущений нет, фактически нет. Но еще идет кинестетическая
реакция, мы ее видим. Все таки он еще болезненно реагирует. Мы ему
говорим:
- Слушай, а теперь представь, что ты идешь по тротуару, видишь
себя, сидящего на скамейке, смотрящего, как там колотят ...
- Представляю.
- Идешь по тротуару ...
- Представляю.
- Видишь себя, сидящего и смотрящего ...
- Вижу.
- А там вот ...
- Вижу.
Никакой кинестетической реакции. Это называется - двойная диссо-
циация.
- Да но у меня теперь другое ощущение. Мне теперь стыдно за того,
кто сидит и смотрит, как там бьют.
Ну хорошо. Много раз так прокручиваем, а потом говорим :
- А теперь представь все это ... А ты можешь вспомнить барабанный
туш в цирке ...
- Могу.
- А помнишь, как мерят клоуны ... цирковые колпаки ...
- Помню.
- Вот одень их всех в цирковые колпаки.
- Одел.
- Музыку включи.
- Включил.