<< Пред.           стр. 29 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 выискивание причин и оправдательных фактов - прочему он это не де-
 лает. Но отнюдь - не на исправление своего неправильного поведения.
 Он ищет оправдания все это время. Он ищет документы, которые дают и
 дадут ему возможность оправдаться в следующий раз, при таком же ...
 но дело это делать не начинает. Вот это интересный фокус.
  Здесь есть очень хороший принцип : " кнута и пряника " . Но толь-
 ко он должен правильно применяться. Вот сейчас я скажу, а потом об-
 судим.
  * Пряник нужно давать в зубы, а кнутом бить по чучелу. *
  Пряник нужно давать человеку. В ассоциированном состоянии хвалить
 именно его. А ругать нужно не его, а в метафоре. Лучше всего ругань
 воспринимается и изменяется собственное поведение, когда ругают не
 тебя, а кого-то рядом ... То есть изиеняться ты будешь лучше вот в
 этом случае. И даже для собак существует способ подобный :
 кнут-пряник. Умелое сочетание. Но, сахар нужно давать собаке. Но
 собака лучше воспитывается делать правильно, если не ее бъют кну-
 том, когда она делает не правильно, а другую собаку, которая тоже
 неправильно поступает, вот так же как она. И они воспитываются го-
 раздо быстрее.
  Ну, у человека в какой-то степени то-же.
  Из зала : - Для детей здесь аналогично ?
  - Я думаю да. Для детей я думаю да. Хвалить нужно непосредственно
 человека, а ругать нужно в метафоре кого-то, кто делает так же и по
 этому не прав, но " ... ты-то, ты-то делаешь не так ! " Для этого
 нужно сохранить свое лицо. Оставить что-то, за что можно зацепить-
 ся. Тут два принципа есть, сказать жене, чтобы она ...
 порекомендовать жене сварить суп завтра лучше.
  Первый принцип. Пришел домой ... суп недосоленый. Пробуешь суп :
 
 
  - 143 -
  - Ты опять недосолила суп ! Ты его всегда недосаливаешь ...
  Завтра желание у жены варить суп будат гораздо меньше .
  Второй принцип.
  - Какая ты молодец ! Я так хотел именно супа, правда он немного
 недосоленый, но ничего. Как здорово, что ты его сварила !
  Это другая технология. - Завтра будет с желанием делать суп и он
 будет посолен лучше. - Проверено !!!
  Так, ну вот по Кавычкам, метафорам - понятно, что это такое ?
  Еще. Лекторам сложно, особенно сейчас в политической обстановке
 такой, когда авторитетов уже нет. Социальная обстановка такая, что
 политических авторитетов нет, интеллектуальных авторитетов тоже
 практически нет. Ну кто сейчас лучше предлагает экономическую ре-
 форму - этот или тот или третий - даже не понятно.
  Так вот, ну , послушайте сейчас мою речь.
  Я сейчас так вспоминаю. Когда мы были там у Джона Гриндера, он
 нам рассказывал о своих диалогах с Вирджинией Сатир. А она очень
 любила рассказывать про то, как она проводит занятия с руководством
 ЦРУ. Вот когда она эти занятия проводит, она обычно обращается к
 ним и просит что-нибудь представить, о чем-нибудь подумать, что-ни-
 будь сконструировать. И она всегда говорит, что у военных это полу-
 чается плохо. Вообще, для военных, для военной технологии обучения
 и воспитания - муштры, характерно слово: ДОЛЖЕН. Слово ДОЛЖЕН - оно
 не дает выбора. Мы о слове ДОЛЖЕН еще поговорим. ДОЛЖЕН, ПОЛОЖЕНО,
 НЕПОЛОЖЕНО и т.д. .
  Так вот, это слово ДОЛЖЕН, оно ... , если выбор приводит к разви-
 тию ... " ИМЕЙ ВЫБОР ! " - знаменитая американская фраза, которая
 как раз и привела к вот ... по-моему ... лежит в корне всей амери-
 канской демократии, экономики, политики и всего остального. - ТО
 слово ДОЛЖЕН , оно как раз приводит к деградации.
  Все военные анекдоты : " ... Эй вы, трое, - оба сюда ... " ;
  "... Сейчас пройдете от меня, до следующего дуба ... " ;
  " ... Вот вывести бы вас в чисто-поле, поставить лицом к стенке и
 пустить пулю в лоб ... ";
  "... Вы где были ? В туалете ? ... Вы бы еще в театр сходили ..."
  "... Вот вы сейчас материтесь, а потом этими же руками будете ку-
 шать ... "
  Ну так вот слово ДОЛЖЕН - это слово формирует ( а у военных толь-
 ко оно существует ), формирует деградацию. - Если работа не инте-
 ресна и только слово ДЛОЖЕН, возможности выбора нет, никакого
 творчества нет, человек выполняет только то, что сказано сверху. -
 Все ! Человек "растворяется". - Технология " растворения в массе ".
  Вот у меня диссертация была связана с изучением доминирования,
 субдоминирования, субмиссирования, подчинения вот этих всех ероти-
 ческих градаций. Так вот, если животное находится в ситуации полно-
 го подчиненного поведения, когда оно выполняет программу, которая
 заложена доминантом, то приходит к такой деградации, к такому
 стрессированию ! - Задавлено оно .
  Вот это все рассказывала Вирджиния Сатир работникам ЦРУ.
  Здесь видите как. КАВЫЧКИ очень важно использовать так, чтобы че-
 ловек не знал : что ты закрыл, а что не закрыл. Потому, что если в
 тексте КАВЫЧКИ можно расставить, то на языке-то вы не знаете : я
 закрыл все или не закрыл. - И вдруг возникает недопонимание в зале.
 -Я говорю очень какую-то информацию, которая может обидеть, - ну
 военным говорить такие вещи ... - я это замечаю, что все это прои-
 зошло, что я немножечко обидел, задел, я раз - первые кавычки зак-
 рыл. - Вы на меня обиделись ? - Вы не на меня обиделись, вы обиде-
 лись на Верджинию Сатир.
 
 
  - 144 -
  Вот так нам говорил Джон Гриндер, когда рассказывал про Вирджинию
 Сатир. Понятно, да ? То есть, если я в начале рассказа много Кавы-
 чек "понавесил", я могу закрыть их в любой момент. В сложной обста-
 новке шлеп -"закрыл"- это не я, извените !
  Это у Гриндера звучит примерно таким образом. Тоже продавщица в
 магазине на меня кричит, я подхожу, начинаю на нее тоже кричать.
 Она:"Эй ты, такой-сякой уходи отсюда со своим талоном ... "
 Я говорю: "Вы что себе позволяете, вообще ?! "
 Она:" Все равно уходи отсюда ... !"
 Я:"... Тра-та-та такая-сякая ..."
  /Потом, выбрав момент и отойдя чуть в сторону, он же показывает
 на то место, где он только-что стоял и ругался с продавщицей и про-
 износит - Ред./ :
  - Вы посмотрите, что он себе позволяет ! Ну это кого угодно может
 вывести из себя ... / ... у продавщицы замешательство ... и тут же,
 вернувшись на свое место, он спокойным голосом, без возбуждения го-
 ворит - Ред./ ... Мне вот этот кусочек пожалуйста ...
  То есть - я на нее кричал ... , " вышел " ..., обвинил вот этого.
 Кого ? - вот этого. А потом вернулся ...
  Когда у нас прошел экзамен на мастеров, в Штатах, - там нужно бы-
 ло во время последней демонстрации, мастерам всем, ну что-то что-то
 показать практическим специалистам, что бы они это попытались "рас-
 кусить", вот так же как сегодня вечером мы будем пытаться "раску-
 сить" Якоря, Кавычки, Метафоры в фильме, который будем смотреть -
 " 9 1/2 недель "- потом мы его разберем, разберем по полочкам, -
 так вот точно так же должны были мое выступление какое-то разобрать
 "практишенеры", то есть те кого экзаменуют на " практишенеров ".
  Вот мне пришлось там в одном из кусочков своего выступления, я
 там говорил тронную речь от имени советской делегации выступал. И
 нужно было в это выступление заложить много метафор, Кавычек, ... И
 вот там был один такой прием. Когда вдруг, я очень волновался во
 время этой процедуры, после экзамена и тут расставание вечером, то
 есть такая вот обстановка ... у всех слезы текут, там такая сложная
 ситуация. вот начинаешь отвлекаться - там кто-то заревел, отвлека-
 ешься. Тут же еще идет внутри двойной постоянно перевод. Думаешь то
 по английски, но когда сложная фраза - ее сначала формулируешь по
 русски, потом переводишь. Ну, когда волнуешься, начинаешь запинать-
 ся. И вот когда я почувствовал, что совсем там запинался , в одном
 очень волнительном месте, когда я т. с-ть дарил всей этой ассоциа-
 ции НЛП всемирной, - я дарил Гимн Советского Союза и всех республик
 ( пластинку ) - я понял, что из этой ситуации нужно как-то выхо-
 дить, я сделал вот примерно так же. - Отошел ... :
  - Вы знаете, он еще очень плохо говорит по английски, но в следу-
 ющий раз, когда он приедет, он будет говорить лучше. Вы уж его
 простите. /И возвратясь на место - Ред./ ... Так вот, я продолжаю
 ...
  Понятно.
 ВОПРОС: Алекс, можно вопрос ?
  - Да.
  - Жванецкий НЛПист ?
  - Жванецкий ... У нас в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ есть почетные звания.
 И вот часть из вас, кроме квалификации, то есть сертификата с ква-
 лификацией с какой-то определенной, может получить еще почетный ти-
 тул или почетное звание. И будете внесены в почетную книгу почета и
 всегда сможете приехать и увидеть себя там. Так вот у нас есть там:
  - " мастер мнимотехники ",- это те, кто сдал экзамен по мнимотех-
  нике;
 
 
  - 145 -
  - " мастер якорения " ;
  Вот у нас Тема - это " мастер демонстратор " 3-й категории. Раз-
 ные у нас там почетные титулы, очень интересно, красиво они звучат.
 У нас есть еще " мастер Рефреминга ". Вот театрализованный Рефре-
 минг когда вы будете какой-то делать, - та команда которая это все
 сделает или те, кто лучше, с юмором напишут вот эти инструкции, до-
 кументы - они, им присуждается " мастер Рефреминга ". Сначала 3-й,
 потом второй, потом первой категории. Так вот мы как раз собирались
 ему послать сертификат " мастерта Рефреминга " 1-й степени, высшей
 категории.
  Из зала: - Жванецкому ?
  - Да.
  - Он говорил : " ... Ты вот тут наговорил всего - не стой в этом
 всем. Отойди ! "
  Так. Ну вот с Якорями понятно, с Кавычками понятно, да ?
  Вот я хочу рассказатть вам очень утрированный пример, как можно
 использовать Кавычки в виде авторитетной метафоры. Пример упрощен-
 ный, но он был. Это случай из жизни.
  Очень пожилой человек, прошедший революцию, прошедший войну , у
 которого ценности вот те еще, приходит с просьбой отучить его от
 курения ... - по всем методам лечился, ничего у него не получается
 - отучить его от курения. К нему подсаживают такого же старичка, с
 которым договариваются, как он себя поведет. Этот старичек, в раз-
 говоре, в приемном покое начинает рассказывать истории. О том, как
 он жил, где работал, где учился, где служил. Рассказывает, что ког-
 да он был еще совсем молодым, в 20 лет, ему посчастливилось стоять
 в Кремле на посту. и однажды, мимо него проходил Ленин. И вот этот
 вот самый постовой, он сам-то Ленина видел издалека, но он видел,
 как Ленин подошел к одному из курящих постовых и сказал : " Това-
 рищ, настоящий коммунист должен бросить курить ! "
  Он рассказал это так ... - просто так. Так вот , авторитетная ме-
 тафора в технологии заключается в том, что либо сам себе начинаешь
 представлять, что кто-то очень авторитетный для тебя, кто для тебя
 является референтной группой - человеком, мнением которого ты очень
 дорожишь, - кому-то там плохому, говорит фразу, которую ты хотел бы
 обратить к себе. И представляешь это много раз, очень ярко. Факти-
 чески это заменяет сенсорный опыт того, что кто-то и правда это
 сказал. Вот у того пожилого человека это сработало лучше. Очень ав-
 торитетный. Сохранение собственного лица - я тут не причем, это ко-
 му-то сказали. Но я знаю, что так сказали. Я это делаю собственной
 волей. Я делаю свободный выбор. Меня никто не ограничивает. Я делаю
 свободный выбор. - " Имей ВЫБОР ! " - И эта стратегия работает на-
 
 дежнее, чем просто заставить. Когда у человека собственная мотива-
 ция на выполнение.
  Это вот " первый принцип Штирлица ". Если хочешь, что бы человек
 принял такое решение, которое нужно тебе - не давай это решение в
 готовом виде. Оценка и совет - это барьеры содержательного общения
 и совместного действия. Дай этому человеку факты, но дай эти факты
 так, чтобы он сам из этих фактов сделал нужный тебе выбор. Но это
 ведь будет собственный его выбор. А в связи с тем, что он совершил
 этот акт творчества, - этот выбор сделал сам, - он с таким удо-
 вольствием будет выполнять это дело ! И еще тебя убеждать, что это
 делать нужно. Какая разница кто это придумал ! Пусть он считает,
 что это придумал он. Но для него-то самого ведь эта ситуация оказы-
 вается, что " ... я сам сделал выбор !... Я совершил этот акт выбо-
 ра ! Самомтоятельно, мне никто его не навязал. "
  Чужой совет, чужое мнение могут быть встречены совсем не так. Хо-
 
 
  - 146 -
 тя тот же самый факт, такие же доводы, но тем не менее по другому
 звучат.
  Так вот после тренинга у нас три упражнения :
 Упражнение 4.1. ПФТ-3 Ресурс. - С ним все понятно, т.е. мы его
 прокрутили, отработали.
 Упражнение 4.2. - метафоризация. Попытайтесь разговаривать друг с
 другом, использовать принцип, который нам когда-то рассказал Грин-
 дер. Если хочешь более эффектитвно коммуницировать - чаще используй
 метафорты ! - Вот так нам сказал Гриндер.
 Упражнение 4.3. Авторитетная Метафора. Попробуйте или с собой или с
 кем-то. То есть кто-то очень уважаемый кому-то ... а я видел, как
 кто-то сказал вот то-то тому-то. Часто это заставляет измениться
 больше, чем бы сказали это тебе. Вспомните все случаи из своей жиз-
 ни - это действительно очень сильно действует.
  Вот эти три упражнения, которые после 4-го тренинга. Сейчас сде-
 лаем перерыв на выполнение вот этих упражнений, на тренировку. Че-
 рез пол-часа встречаемся.
 
  АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЯ.
 
  / Алекс, вызвав на кафедру одного из участников семинара, просит
 его вспомнить какую-либо ситуацию в диссоциированном состоянии -
 взгляд со стороны ... - Ред. /
 
  ... да, в диссоциированном. Здесь можно пульс пощупать - ничего не
 будет. Вот как использовать эти приемы ассоциации, диссоциации на
 пратике ? То есть в чем разница ?
  - Диссоциированное состояние - не содержит кинестетики. Той кото-
 рая там в этом состоянии. А ассоциированное состояние содержит эту
 кинестетику.
  Часто можно изменить отношение к какому-то событию только тем,
 что предложить человеку вспомнить это событие в другом состоянии.
  Вот здесь вот такой пример. Приходит парень и говорит такие сло-
 ва:
  - Вы знаете, избавьте меня от этих переживаний, воспоминаний -
 меня месяц назад поколотили. Притом поколотили не так уж сильно. Но
 вот я до сих пор это вспоминаю. я вижу эти кулаки, летящие на меня,
 мне так это неприятно, мне так больно внутри ... комок к горлу ...
 Учиться не могу, постоянно вспоминаю. Кто бы ни двигался рядом со
 мной, я тоже вспоминаю, как двигался кто-то из этих вот, стоящих
 рядом со мной - тех, кто меня били. Не могу ...
  Когда он рассказывает, у него пот выступает, давление повышается,
 пульс учащается, глаза наливаются кровью, слезы ...
  - А представь, что ты сидишь на скамейке и смотришь, как вот там
 тебя бьют ...
  - Ну представил.
  - Видишь ?
  - Вижу.
  - Ярко ?
  - Ярко.
  Пульс намного ниже. Давление ниже. Слезы не текут. Он видит, ему
 это неприятно конечно. Много раз прокручиваем так. То есть он начи-
 нает представлять как его бьют, тут же - раз - как будто с точки
 зрения стороннего наблюдателя - видит все на картинке. То есть обу-
 чаем его видеть эту ситуацию так. Когда обучили, смотрим, что ...
 говорим:
  - Ну, теперь вспомни эту ситуацию.
 
 
  - 147 -
  Он говорит:
  - Вижу кулаки ... О ! И вижу со стороны.
  Все ! Ощущений нет, фактически нет. Но еще идет кинестетическая
 реакция, мы ее видим. Все таки он еще болезненно реагирует. Мы ему
 говорим:
  - Слушай, а теперь представь, что ты идешь по тротуару, видишь
 себя, сидящего на скамейке, смотрящего, как там колотят ...
  - Представляю.
  - Идешь по тротуару ...
  - Представляю.
  - Видишь себя, сидящего и смотрящего ...
  - Вижу.
  - А там вот ...
  - Вижу.
  Никакой кинестетической реакции. Это называется - двойная диссо-
 циация.
  - Да но у меня теперь другое ощущение. Мне теперь стыдно за того,
 кто сидит и смотрит, как там бьют.
  Ну хорошо. Много раз так прокручиваем, а потом говорим :
  - А теперь представь все это ... А ты можешь вспомнить барабанный
 туш в цирке ...
  - Могу.
  - А помнишь, как мерят клоуны ... цирковые колпаки ...
  - Помню.
  - Вот одень их всех в цирковые колпаки.
  - Одел.
  - Музыку включи.
  - Включил.

<< Пред.           стр. 29 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу