<< Пред. стр. 30 (из 48) След. >>
- Смотри !Еще раз. Фактически мы его обучаем другой стратегии вспоминания.
Он теперь может вспоминать так. То есть этот внешний стимул запус-
кает в нем вспоминание этой ситуации. Она может пойти по тому, как
это было, а может пойти по тому, как мы ему вот это навязали. То
есть дали возможность по другому теперь воспоминать.
Появляется тот самый выбор вспоминания, который так небходим че-
ловеку, чтобы он был гибок.
Через некоторое время даем тестовую задачу.
- Ну, что, вот вспомни, вот ты опять идешь по улице. К тебе по-
дошли ...
Вот примерно такая реакция, какая была здесь. - Позитивная окрас-
ка, опасности сейчас уже нет - он вспоминает об этом нейтрально.
Нейтрально и даже с ухмылкой.
Мы создали у него в голове новый образ той ситуации. Новый спо-
соб воспоминания той ситуации. Новое отношение к той ситуации. Но-
вое ощущение той ситуации.
Вот эта технгология, 4-я уже технология, она называется техноло-
гия ACDC. Ассоциированное, диссоциированное. То есть если вспоминал
так, попробуй наоборот - в диссоциированном. А если вспоминал в
диссоциированном - попробуй в ассоциированном.
Ведь часто мы, испытываем стыд за какае-то свое поведение только
потому, что представляем как со стороны я в этот момент выглядел.
а никто не видел. Сам ты внутри испытывал совсем другое. Научись
теперь, заново научись вспоминать теперь и так. Что ты на самом де-
ле испытывал, когда это все было.
Вот типичный тоже пример для этого. Человек боится войти в каби-
нет начальника не постучавшись, хотя все это делают. Долго стучит,
прежде чем услышит через двойные двери ответ " войдите ". Ну каждый
- 148 -
из вас наверное так и обучался. А вспомни, ты сам сидишь в кабинете
за двойными дверями и к тебе входят без стука. Это нормально ? -
Нормально. Твои коллеги входят. Открывают дверь и входят. Нормально
? - Нормально. Сам-то ты, когда сидишь за столом, не испытываешь
того, что конструируешь перед тем, как постучать, чтобы постучать.
Это вот рассказ Чехова " Ап-чхи ". Ну та же самая ситуация.
Он по другому, из другой ситуации уже по другому оценивает. Часто
неправильный выбор чего-то: профессии, предмета, покупки, связан с
тем, что мы эту покупку или эти покупки оцениваем перед выбором в
разных системах. В разных состояниях. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.
Я иду покупать товар. Или я начинаю выбирать профессию. Что я ду-
маю, что я представляю, когда выбираю профессию просле школы ? - В
диссоциированном состоянии, со стороны, я фантазирую, как это будет
здорово. - Вот я буду биохимиком. Конгрессы, симпозиумы, вот я выс-
тупаю на сцене, вот я работаю в белом халате, чистом. А что из себя
представляет сама работа, когда ею занимаешься ? ТО, что делаешь
руками ? Вот оно - ассоциированное, кинестетика как раз.
Вот я вам хочу рассказать о результатах моих бесед с моими колле-
гами, с кем я учился в универститете, а потом работал. Я работал в
психо-формалогической лаборатории 2 года на стажировке в аспиранту-
ре был. Хорошая лаборатория. Занимается психо-фармакологией поведе-
ния в разной форме ...
И вот мне, моим коллегам было просто интересно, я был этим увле-
чен. А вот биохимикам, которые занимаются с какими-то там цикламэ-
фами ... У них интересная получается ситуация. Он идет туда в уни-
верститет, представляя всю эту научную деятельность со стороны, а
когда оказывается битохимиком, попадает в ситуацию, в которую попал
и я в одно время. Я вам сейчас расскажу, в ассоцииррованном состоя-
нии, что из себя представляет работа физиолога, который работает в
психо-фармакологии.
Эксперимент каждый день. Даже в выходные. Что из себя представля-
ет эксперимент. - Это на каждый день,- ну в зимний период в основ-
ном, потому, что все инструменты ... , физиологи и психологи знают,
что все инструменты только зимой - летом ничего делать нельзя, - на
каждый день готовится партия животных, с которыми предварительно
готовится эксперимент какой-то. То есть что-то им вводится, как-то
они стрессируются и т.д. . И вот в этот день, в день эксперимента,
идет забой животных. Это партия 100 - 150 животных, - нужна такая
статистика, а как же ! - вот мне нужно 100 - 150 мышек. Они в тече-
нии 3-х месяцев тобой тренировались на что-то, а теперь нужно пос-
мотреть - что у них появилось в голове.
Мозг портится на воздухе в течении 2-х минут. В мозгу я выделял
12 отделов, 12 ядер мозга. Ядро мозга,- даже у человека некоторые
ядра размером с маковое зернышко - у мышей там вообще микроскопи-
ческого размера. Вот эти сто мышей , их подают. ... Там кто-то их
забивает, вытаскивают мозг. Тебе этот мозг подают на лед. Доверяешь
только себе, потому, что вот у тебя в руках глазной скальпель, мик-
роскоп и у тебя есть 2 минуты, чтобы сделать 12 стандартных разре-
зов, вытащить 12 отделов, чтобы они до микрограмма соответствовали
друг другу. И выглядели бы совершенно одинаковым образом, одинако-
вым надрезом ...
... сколько я грецких орехов перерезал перед этим ! ... - Ну,
грецкие орехи - два полушария, очень похоже ...
Так вот, я кладу 200 этих вот полушарий, беру скальпель - чик,
чик, чик, ... - делаю одинаковые надрезы. Если хоть один из них
неправильный - у меня эксперимент может полететь. Опять щелкаю пар-
тию грецких орехов - второй надрез - чик, чик, чик, ... Вычленил
- 149 -
ядро, положил в пробирку, пробирку закрыл, бросил в азот - вот так
12 раз первый мозг - в течении 2-х минут. Больше 2-х минут - выбра-
сывай. 2-й, 3-й, ... , 150-й . Потом эти пробирки кладешь в холо-
дильник. На следующий день нужно ... - ну там минус 30 градусов,
вот они там лежат некоторое время, - начинаешь проводить на биохи-
мию. что такое биохимия в психофармакологии - вы понимаете. Там
несколько тысяч молекул - вот на всю эту пробирочку. Поэтому, если
хоть одна пылинка, то уже эксперимент полетел. Берешь вот эту вот
пробирку, вот они столбиком стоят. Берешь первую пробирку, - дальше
секундомер, - каждое вещество, чтобы вычленить тот же самый адрено-
лин, ... серотамин - все меромедиаторы которые вы там считали, а я
был когда-то специалистом по серотанину ...
Вот все эти вещества, они подходят к биоритмической технологии и
измеряются на биоритмы. То есть нужно сделать 12-ть каких-то мани-
пуляций, ввести какие-то вещества с интервалом в какое-то опреде-
ленное время до секунды ... И вот в конце, получается вещество, ко-
торое светится пропорционально содержанию этого вещества. Но ! -
Пробирок то у тебя - 150 ! То есть ты должен с интервалом в 1-ну
секунду, выкапывать определенную дозу ( ну, там есть такие микропе-
петки ), с одним стандартным движением, абсолютно стандартным, под-
резать его наклоном. С интервалом в одну секунду, проходишь 150
пробирок. Скалываешь эти все 150 пробирок. Прошло время, до секунды
- начинаешь второе вещество вводить, - эти вещества надо заранее
еще приготовить, там несколько дней тратится на приготовку веществ.
Опять. Потом это все разогреваешь или охлаждаешь, но только в опре-
деленные секунды. 12-ть всяких манипуляций, 13-ть 14-ть , иногда до
40-ка манипуляций делаешь с каждой пробиркой, прежде, чем она гото-
ва для измерения. Несешь на прибор, измеряешь каждую пробирку тоже
с интервалом во времени - чик, чик, чик, ... - Там стереотипность
нужна вообще невероятная. Начиная с разрезания, где нужна не то что
внешняя, а вот даже по глубине, по наклону - все эти надрезы были
совершенно одинаковы. Иначе собственно эксперимент летит.
Потом измеряешь вещество, все это выливаешь - начинаешь мыть про-
бирки, потому, что мытье пробирок доверяешть только себе. - Лабо-
рантка будет мыть грязно. Она не заинтересована в результате.
Мытье тоже интересный процесс. В связи с тем, что я никому не до-
веряю, я все это делаю сам, я должен делать качественно - былинка и
все полетело ... Я беру эту пробирочку, промываю под водой, опускаю
в хромбик. Знаете, что такое хромбик ? - Дихромат калия с коцентри-
рованной "ледяной" серной кислотой. Это вещество, в которое опуска-
ешь вилку и, ничего не поднимаешь. То есть, кроме стекла и резины,
ну вот перчатки - раствортяет все. Даже руки, даже глаза, если она
попадет ... Как у нас у всех женщин, кто там работает, колготки ле-
тят, - мельчайшая капелька в воздухе, просто пар, - ж-жить ...
Вот одеваешь на себя резиновый такой костюм, одеваешь на себя
маску, очки, - все равно попадает, - одеваешь перчатки. Опускаешь
эту уже вымытую пробирку в этот хромпик. Первый хромпик - несколько
раз. Во второй хромпик несколько раз. Потом моешь в воде, потому,
что этот хромпик-то нельзя выливать в раковину ... Моешь в специ-
альной воде. Потом под водой моешь 20-ть раз эту пробирку. В том
числе и руку, потому, что ты же рукой туда должен класть. Когда вы-
мыл - в бидистилят, который нужно приготовить - 10 раз в первый, 10
во второй. Лично вот рукой накрываешь, каким-нибудь пакетом бумаж-
ным, несешь, кладешь в термостат, чтобы она там сушилась. Берешь
вторую пробирку, начинаешь мыть ее. А пробирок, - посчитайте,
сколько манипуляций было, переливаний из пробирок в пробирку, -
столько пргобирок умноженое на количество животных, и умноженое на
- 150 -
количество отделов мозга.
Вот это вот та работа, которой занимаешься каждыц день. За ней
вот этих вот симпозиумов уже не видно. Это та самая работа, которая
2 года - каждый день, но кроме лета, летом все животные ... - с ни-
ми делать что-то бесполезно ... Вот чем приходится заниматься.
Если хоть что-то сделал ( надрез ) не так - фактически нужно весь
цикл повторять по новой. Поэтому - сидишь неделю тренируешься, ина-
че все полетит. Так вот это то самое, что испытывает биохимик, ког-
да работает. Согласитесь, ассоциированное состояние биохимика и
диссоциированное - это разные вещи.
Это такая же ситуация, что я иду выбирать магнитофон. Вот этот,
вот этот, вот этот или вот этот ... - Когда есть возможность выб-
рать. Правильный выбор можно сделать только в том случае, если бу-
дучи вот здесь - в ситуации выборов, - ты каждый из этих вариантов
оцениваешь и в ассоциированом и в диссоциированом состоянии.
Если здесь - АСДС, здесь - АСДС, здесь - АСДС - прокрути вот те
выборы, тогда шанс, что ты примешь правильное решение будет больше.
Я иду покупать магнитофон. " Ух, как я буду здорово выглядеть с
ним ! Смотри, какой он красивый ! Я буду с ним ходить ... " - Ку-
пил, а он очень тяжелый ... - Со стороны-то я выгляжу, но сейчас,
когда я иду, я себя со стороны не вижу. Вот он - тяжелый. Я его
просто с собой не ношу.
То же самое с выбором профессии, то же самое с выбором предметов.
Ассоциированое, диссоциированное состояние. Так же вот происходит в
ситуации женитьбы или развода. Либо не женитьбы. Потому, что даже
возникает та проблемма, которая возникает - " ... Вот я с нею раз-
ведусь, как мне станет легко ! ... Нет . Никто никогда не скажет.
Там остался ребенок - легко не будет никогда ! " - Ты думаешь, что
будет легко. На самом деле всю жизнь ты на себе этот крест будешь
нести. И счасттья от того, что ты вот это самое сделал, сам на себе
испытал - не испытаешь. Все время этот крест будет на тебе. Это
тогда казалось, в диссоцииртованном состоянии - " Ой, как будет хо-
рошо, легко ... я буду совсем другим человеком ... буду жить так,
так ,так ... " - Нет этро все не так .
Женитьба - то же самое. Поэтому, - а для того, чтобы оценить в
ассоциированном состоянии, нужно обязательно это попробовать, - по-
этому вот этот принцип "первой брачной ночи" - он практически сам
рождает у нас "ситуацию свободы". То есть наши устои, устои ... ну,
помните : "моральный облик стороителя коммунизма", "моральный ко-
декс строителя коммунизма" - они , введенные в мораль во всех наро-
дах, во всех религиях, во всю историю человечества, бывают чисто
делом социальной психологии. То есть фактически это было только в
голове. Это было только на уровне морали, нравственности и только в
общественном сознании. Когда мы внесли это в ранг закона. Когда на-
чали за это наказывать по партийной линии, выгонять с работы,
увольнять - тут же мы сделали то, от чего людей отталкиваем.
Смотрите, что это такое. Сейчас начинается все это по-проще, во-
енные тут же - дж-жить, дж-жить, ... - разводы. Люди держались в
семьях не за счет того, что было хорошо вместе, а за счет того,
что: прописка, партком ... Все это держит.
Сейчас даже другая стратегия семьи на западе. Там мало кто женится.
Потому, что только тогда можно принять правильное решение: жить с
ним или не жить. Мне с ним хорошо - я с ним живу. Плохо - я ушел.
Так вот в этой ситуации - живут очень хорошо. - Будешь беречь.
У нас такая стратегия - да куда она денется ! ...
Так вот, для того, чтобы иметь правильный выбор, можно с одной
стороны оценить все в ассоциированном-диссоциированном состоянии, -
- 151 -
мы в диссоциированном, в будущем, хорошо представляем, а в ассоци-
ированном, нужно все обязательно попробовать. Мы будем говорить об
этом чуть-чуть попозже, но тем не менее, вот то , что касается про
выбор, правильный, неправильный выбор. То, что каждый вариант нужно
оценить и так и так - вот это задача психолога и любого коммуника-
тора. Если вы видите, что человек в чем-то сомневается - помогите
ему ! Помогите и все варианты прокрутить в обоих состояниях. - Он
примет боле эффективное решение. Обязательно посмотреть все плюсы и
минусы. Каждого выбора в обоих состояниях. тогда будет правильное
решение.
Так. Теперь, давайте вспомним еще одну интересную вещь. Вот се-
годня мы будем смотреть фильм: " 9 1/2 недель ". Вы увидете, какая
вообще, ну, фантастическая игра актеров. Там на самом деле не игра.
Там ... это жизнь на самом деле. Они не играют. Вот чем мне приятно
смотреть такие фильмы, что я вижу это, как нормальное событие взаи-
моотношений между людьми. То есть я не осознаю, даже на уровне под-
корки, что это игра. Почему-то в наших фильмах, все равно у меня
вот это вот ... это ощущение, что все равно это же ведь игра . Это
артисты играют. И вот это переигрывание, утрирование образов, не
конгруэнтное поведение перед камерой ..., - в жизни не так все это
происходило бы, - оно тут же интуитивно чувствуется. Именно по это-
му наши фильмы долгое время там и не проходили, потому, что там не
воспринимают игру. Там нужно, чтобы было все естественно.
Некоторые фильмы западные, даже не понять - человек играет или
документальные съемки. У нас все совершенно ясно. То есть другой
стереотип вообще игры. И здесь, здесь не Станиславский виноват, ко-
торый придумал систему тренировки актеров. Ну, все наверное психо-
логи, наверняка читали его книжку " Работа актера над собой ", 2-х
томник, хорошая, прекрасная книга, которую, к сожалению, актеры
учат по учебникам, а не по этой книжке. И они от туда берут в упро-
щенном виде модель, которая называется у нас в упрощенном виде
"системой Станиславского". В чем, - вот я разговаривал со многими
артистами, - в чем они понимают систему Станиславского:
Чтобы заплакать, нужно представить себя со стороны - какой ты
жалкий, несчастный, бедный - и тогда польются слезы. Так вот в этой
ситуации слезы, это слезы не человека, который находится в сложной
ситуации, а слезы сопереживания. Зрительно. Человек, который сейчас
здесь - он плачет не так. И не по такому поводу, и не в той модаль-
ности, и не таким образом. И все это будет совсем по другому в жиз-
ни.
Потому, что если я здесь играю, - представляю, как я выгляжу со
стороны в такой же ситуации и от этого плачу - это не вызывает со-
переживания, импатии у зрителя. Это не вызывает ощущения естествен-
ности.
Но у Станиславского все не так. У него все гораздо грамотнее. У
него разные стратегии тренировки актера, из котортых у нас к сожа-
лению выбирают только вот эту. И поэтому такая не конгруэнтная иг-
ра. И поэтому призы на международных фестивалях получают фильмы,
где играют не профессионалы. - Не испорченные этой "системой".
А есть дртугая система. Вот все американские, голливудские фильмы
сняты по другой системе тренинга актеров. Эта система называется
"система Михаила Чехова" - племянника Антона Павловича, который
после революции уехал туда, был актером, потом режиссером. Выбил
театр там, создал небольшой театр, а потом он стал основателем, во
время всей этой работы, стал основателем новой системы трениртовки
актеров.
На самом деле, он подчерпнул в "системе Станиславского" то, что
- 152 -
мы не подчерпнули. То есть читали, но не видели. А там - другое.
Вот я, на самом деле, лучшей книжки по аутотренингу, чем эта книга
о технике актера - статья " О технике актера ", в собрании сочине-
ний Михаила Чехова, которое вышло в 82-83 гг. у нас в Союзе - не
видел. Вот кто увлекается аутотренингом - прточитайте. Лучшей книж-
ки по аутотренингу вы не найдете нигде ! - " О технике актера " на-
зывается. 82-83 год. Михаил Чехов.
Там другая система. Там тренировка идет в ассоциированном состоя-
нии. Переживания - только в ассоциированном состоянии. Переживание
того самого, что должен сейчас переживать.
И сегодня в фильме вы все это увидите. Увидите, как совершенно
конгруэнтно все происходит. Что в жизни было бы точно так же -
"... морщинка двинулась бы точно так же у этого человека ... "
Вы будете там узнавать поведение своих близких, потому, что это
было естественное поведение. И там не такие уж однозначные персона-
жи. я не верю, что существуют совершенно однозначно хорошие и пло-
хие люди. - Кого-то из нас , каждого - кто-то считает хорошим, кто-
то считает плохим, потому, что в каждом из нас все это есть.
Ну теперь дальше. То есть я просто рекомендую вам просмотреть вот
систему Михаила Чехова. я не буду вам ее пересказывать. Ее надо
просто прочитать. Он очень грамотно, очень легко пишет. Очень инте-
ресно.
ВОПРОС : - Насколько это экологично по отношению к актеру.
- К актеру ? - Ну здесь я считаю ... - конечно можно бодро защи-
щаться. Можно изображать. Но вот именно поэтому, я, театр считаю
явлением очень не совершенным. - Каждый день изображать ... Естест-
венно изображать эмоции нельзя. Можно сняться в фильме. Один раз