<< Пред. стр. 31 (из 48) След. >>
запечатлеть очень грамотную, экологическую игру. Пережить там, пе-ре... , ну, вывернуться наизнанку. Но это все можно заснять и зас-
нять более качественно, чем увидеть из зала с 20-го ряда то, чего
уже не видно. Тем более , я не верю в шаблонное массовое искусство,
которое каждый день повторяет что-то. Так же как в музыке. Я не
считаю музыкантом человека, который, - ну, в полном смысле этого
слова,- человека, который играет по нотам. Музыкант тот, кто импро-
визирует. По этому в чистом виде музыка - это ДЖАЗ. И в чистом виде
Моцарт, Бах - это музыканты. И джазовый музыкант, который импрови-
зирует - это музыкант. А тот, кто это все играет, - ну, конечно он
здесь вносит свою душу, - но, я не верю детям вундеркиндам. Ну
нельзя вложить душу в музыкальное произведение, когда все это еще
не пережито. В жизни этого еще не было. Ну нельзя играть про любовь
когда этой любви еще в принципе не было, потому, что ты все скопи-
ровал.
Поэтому во время наших тренингов, которые проводит фирма ИМИДЖ-
КОНТАКТ у нас по вечерам, во время чая - " Gen-sation". У нас в
фирме хорошие музыканты ... Вот мы, в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ, это все
люди, которые 10 лет назад были музыкантами, играли вместе. При том
играли на достаточно высоком уровне. Мы играли неплохой джаз. Мы
играли хорошое "КАНТРИ", ... , мы были победителями Всемирного фес-
тиваля молодежи и студентов в Москве. А после этого,- ну, как-то
нас судьба разбросала, - вот в прошлом году встретились и , как му-
зыканты, которые раньше вместе играли, сейчас объединились в деле.
Вы знаете, мы друг друга очень хорошо понимаем. Но мы, когда соби-
раемся на тренинг, мы первыми вечерами садимся, начинаем "Gen" и
каждый, кто хочет - на кастрюле, но чуть-чуть нам подстучит. И что
он хочет, то он и стучит. Кто хочет - споет, кто хочет - сыграет.
Но вместе с нами. В едином ритме. Ведь на самом деле музыка, сов-
местная музыка, джаз - это ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ВЕДЕНИЕ. Все
- 153 -
музыкальные темы, так они и начинаются, так они и проводятся. То
есть это та же самая кинестетическая коммуникация. - Вместо афри-
канских танцев у нас - джаз.
По этому, когда вы приедете к нам во второй раз, в следующий -
приезжайте со своим музыкальным инструментом. Вот у меня их дома 35
штук.
На самом деле жонглирование и игра на музыкальном инструменте это
модели, модели изучения чего-то. Перевода на подсознательный уро-
вень. Обучение импровизации, самовыражение - лучшей модели не най-
ти.
У нас есть целый курс - " Психологическая теория музыки ". Я тоже
когда-то этим очень увлекался. Я очень увлекался нетемперированной
музыкой ( кто в этом понимает ). Ну, здесь можно два слова сказать
про историю формирования музыкальных течений.
Помните, ну кто-нибудь может читал , про спор Баха и Генделя, ко-
торый разделил музыку фактически на две части. Ну, в кратце. Дело в
том, что законы гармонии, физические законы гармонии, то есть зако-
ны психологического, психо-физиологического воздействия звука, как
звуковых колебаний, гармонических колебаний - имееют определенные
принципы. Так, существуют формулы соотношения между звуками, кото-
рые состовляют октаву - это удвоение частоты, вы это знаете. Звука-
ми, которые составляют терцию. И звуками, котортые составляют квин-
ту. И остальные. То есть существует чисто математическое описание
соотношений между звуками. Но, когда это математическое описание,
связаное со строением "кортиева органа", т.е. , органа в голове,
который воспринимает звук, вдруг переносится на музыкальный инстру-
мент - оказывается, что музыкальный инструмент, он не может все
частоты играть. В том-то и дело. Вы знаете - мы воспринимаем 20 ты-
сяч и воспринимаем каждую частоту по отдельности.
Можно выработать условный рефлекс на частоту 17 тысяч 845 Герц. И
подсознательно мы будем на нее отвечать. То есть мы различаем все
звуки с точночтью до Герца. На уровне сознания, вы знаете, у нас в
начале звукового диапазона через Герц, каждый Герц, а здесь уже че-
рез сотню. Но тем не менее на подсознательном уровне у нас каждый
Герц даже в конце наших звуковых диапазонов есть. Потому, что на
каждую частоту есть волосок в путеводе.
Так вот, так уж получилось, что когда стороили музыкальные инс-
трументы, а кстати cделал это впервые кто ? - Пифагор. Первый музы-
кальный инструмент построил Пифагор. Так вот, когда строился музы-
кальный инструмент, - там нельзя все частоты, только на скрипке
можно все частоты, на трамбоне, на вилоончели и контрабасе можно
все частоты, но и голосом все частоты, а остальные инструменты -
это называется нетемперированная музыка, нетемперированные инстру-
менты. При том можно сыграть любую частоту с точностью до Герца, то
есть просто чуть-чуть подвинуть палец ... Там непрерывный звукоряд.
А есть темпериртованные музыкальные инструменты, где прерывный
звукоряд - дискретные ноты, имеющие определенную частоту. Так вот,
при настройке музыкальных инструментов, не удается сопоставить пра-
вила, гармонические правила функционирования " кортиева органа " и
звуковой волны и резонанса, частотного резонанса с построением му-
зыкального инструмента. И если здесь в начале октава действительно
удваивается по частоте и дальше тоже удваивается, дальше удваивает-
ся - по первой ноте мы это сделали, то по квинтам, если мы внутри
октавы делаем соответствие между квинтой и тоникой, то между квин-
тами уже соответствия в два раза частоты нет. И разница вот здесь -
между двумя нотами в конце звукоряда, где-то там 4-я, 5-я октавы -
до полу сотни Герц. Извините, для подсознания - это вот такой вот
- 154 -
диссонанс.
Когда начали делать первые музыкальные инструменты, они были
очень несовершенны, то есть там все это перераспределялось вот ту-
да, - сознание не воспринимало, но подсознательно это чувствовалось
фальшью. Это называлось "волчьими звуками" и тогда предложили : "
... Давайте всю эту фальш "разнесем" по всему звукоряду .. " - Мы
ее вытащили отсюда - начало равномерно, а здесь мы более чувстви-
тельны к диссонансам чем к частотам, потому, что там разница чувс-
твительно слышна.
Сделали такие музыкальные инструменты и до сих пор мы их так
настраиваем. Самое главное, что мы по этим музыкальным инструментам
учим детей. Фактически, ребенок пришедший в музыкальную школу, он
обучается стандартной, но совершенно не физиологичной музыке.
Так вот, самое интересное, что человек, который не учился музыке
в детстве и не испорчен, про которого может даже говорят, что у не-
го нет слуха - может быть у него наоборот совершенный слух. А у
этого - испорчен слух тем, что ему навязали вот такую стратегию
случайно, нефизиологично.
В чем разница темперированной и нетемперированной музыки ? - Ког-
да играет темперированная музыка - все нормально, но стоит человеку
чуть-чуть послушать нетемперированную музыку, с правильными часто-
тами ( те, которые физиологичны , там, где опять тона действительно
соответствуют формулам, которые по гармоническим колебаниям здесь
срабатывают как аккустические волны ), - оказывается, что после
нетемперированной музыки, мы темперированную воспринимаем как
фальш. Мы наконец слышим чистый звук и понимаем натурально.
Впервые об этом заговорили Бах и Гендель. То есть поставили воп-
рос, что " ... давайте точно сделаем теперь - либо такая, либо та-
кая, потому, что и такая и такая вместе существовать не могут ... "
Если только темперированная - тогда очень просто играть на темпе-
рированных музыкальных инструментах, на дискретных. Но никто не
играет нетемперированную и никто не дает нам ощущение фальши. Мы
привыкаем к этому постепенно, постепенно ... - но они же тогда фи-
зиологию не изучали.
Кстати, Гейнгольц был первым, кто как раз эту теорию физически
разработал и применил в нетемперированной музыке. А потом Гендель
говорит: " ... нет, наоборот, давайте уничтожим те клавишные инс-
трументы и оставим иструменты только нетемперированные, потому, что
они физиологичны ... "
И они начали друг с другом спорить. Спорт длился долго. Вся музы-
кальная общественность Европы включилась в этот спор. Ждали - кто
победит.
Но, неизвестно что лучше, что хуже - тогда победил Бах. Ему уда-
лось ... - но они как договорились - что, если удастся сочинить му-
зыку, которая сыграется на темперированном музыкальном инструменте,
дискретном, в которой опытные эксперты, музыканты не услышат фальши
ни разу, то победит именно этот человек.
Бах написал " Хорошо темперированный клавир " . Эксперты признали
эту музыку чистой и победа была за ним. Но Гендель не очень обидел-
ся, он продолжал писать свои скрипичные концерты. Он старался мень-
ше использовать фортепиано, но тем не менее он это делал.
Потом эта история долго долго длилась, были композиторы, которые
даже составили по табице, - называлась таблица " чистых интерва-
лов", таблица Гейнгольца,- он составил специальные таблицы частот-
ные, по которым, если сочинять музыку на фортепиано - получается
очень близкое приближение к нетемперированной, - получается "слад-
кая" музыка, которую вот , фактически сочиняли " SPACE ". В первых
- 155 -
трех концертах "SPACE"-то как раз пользовались таблицами Гейнголь-
ца.
Битлз пытались тоже это делать, потому, что их менеджер увлекался
этими вещами, потом они по этим вещам связались с индейской музы-
кой, с Рави Шанкаром, он им тоже много чего про это наговорил, и
тогда Бертштейн и Хариссон увлеклись нетемперацией. Макартни тоже
эти идеи очень понравились. Он эти идеи использует и до сих пор. Не
случайно он считается величайшим " мелодистом " 20 века. И в" Книге
рекордов Гиннеса", Макартни занесен, как величайший композитор
всех времен и народов.
Так вот в истории было много композиторов, которые пытались тоже
нетемперированную музыку играть или использовать. " Сладкая " музы-
ка быстро всем надоела, так же как нам быстро надоел "SPACE". - Она
больно уж сладка. Это так же как постоянно сладкое есть ... - прие-
дается.
И все построение музыкальных ...,- вот, называется "правило конт-
ропунктов" - как строят визомузыкальное произведение, на сочетании
диссонансов, использовании нетемперированных, очень чистых аккордов
и темперированных аккордов - не чистых. Когда идет нагнетание обс-
тановки, - в фильмах ужасов мы это увидим завтра, - используются
именно темперированные интервалы самой большой чувствительности -
секунда, большая секунда, малая секунда, самой большой чувствитель-
ности диссонанс.
Тогда возникает внутреннее ощущение дискомфорта. А когда идет
темперированный звук или темперированный аккорд - это расслабление.
Мажорный аккорд, трезвучите мажорное, оно абсолютно нетемперирован-
ное, поэтому все музыкальные произведения кончаются именно в тони-
ке, либо в квинте. То есть это называется устойчивыми нотами звуко-
ряда - тоника, терция, квинта, октава, - потому, что они не
темперированные, они и там и там существуют. Остальные все аккорды,
в том числе минорные - они темперированные, они вызывают ощущение
диссонанса. Вспомните, Бах - даже минорные произведения кончает в
мажоре. Делает разрядку. Обязательно, потому, что это принцип.
Принцип функционирования нашей физиологии восприятия мира.
Вот, давайте, сейчас я вам несколько примеров приведу - кто же
увлекался нетемперированной музыкой :
Моцарт ;
Мусливичик - это учитель, фактически Моцарта . Честный компози-
тор, которого к сожалению забыли, но сейчас начинают помаленьку иг-
рать, кстати, большую часть произведений Мусливичика ... играют в
Новосибирске. Здесь оркестр, который играет практически только Мус-
ливичика.
Скрябин. В музее Скрябина на Арбате, - кто там был - там даже
есть музыкальный инструмент - нетемперированный музыкальный инстру-
мент. Самое страшное для нетемперированной музыки - ее нельзя запи-
сать. Ее можно только импровизировать. И вот у него стоит такая ма-
шина там, в музее Скрябина, на которой можно только играть, но
записать музыку нельзя.
Ну, еще один человек, вот , Андреас Валенвайгер, которого вы слы-
шали вчера, и вы поняли, что это воздействует получше, чем многая
другая музыка, которую вы слышали. После нее, другая музыка вызыва-
ет диссонансы.
И еще один человек, про которого я хотел бы рассказать. Это Шаля-
пин. Шаляпин - один из первых певцов в мире, который пел нетемпери-
рованную музыку. В связи с тем, что у него небыло базового
музыкального образования в детстве, он сохранил вот это вот " чутье
чистых тонов ". И голос у него был не громче, чем у тех, с кем он
- 156 -
соревновался там, в Ласкала.
Он просто пел настолько физиологично, настолько это оказывало
большее воздействие на людей, что именно его голос воспринимали как
чистый. И если он с кем-то соревновался в одной опере по голосам,
то остальные просто фальшивили, на его фоне. Сейчас к сожалению
воссоздать это нельзя, потому, что для воссоздания его голоса нужно
с точностью до тысячных долей - точную, стандартную скорость враще-
ния пластинки. - Когда его записывали - стабильности в скорости не
было. И воспроизвести сейчас тоже уже нельзя. Поэтому на пластинке
он воспринимается уже далеко не так.
Так вот,... физиологическое воздействие оказывает больше именно
нетемперированная музыка. Из всех видов музыки, которая существует
в мире, именно индийская музыка в большей степени нетемперирована,
потому, что там 32 лада в октаве. И есть резонансные струны, кото-
рые постоянно дают основной тон. Вот он-то и заставляет человека
медитировать, т.е. он благоприятный, потому, что он практически
создает торможените в каких-то зонах.
Мы продолжим этот разговор, когда будет фильм ужасов. Мы разберем
где там, как делают диссонансы для того, чтобы накачать ожидание
страха.
ВОПРОС : - А у нас такие есть композиторы современные, которые
пишут такую музыку ?
- После того как умер Скрябин, был только один дирижер, который
играл только Скрябина, потому, что для него Скрябин во всех нотах
расставил стрелочки " вверх-вниз "- куда " подтягивать " или опус-
кать звук. И даже те, кто учились в музыкальных школах, вы, помни-
те, что вас просили ноту " ФА " и ноту " СОЛЬ " ... " ФА "
чуть-чуть петь повыше, чтобы не было диссонанса с " СОЛЬ " , - вот
так больше всего накапливается диссонанс между этими двумя нотами.
Вспомните, что чуть-чуть повыше, чем вам кажется - вот это вот
наверное страшно, да ? Вот это насилие. Чуть-чуть повыше, потому,
что нота здесь на пианино вот так вот обозначена.
Ну, ладно ... То есть музыка, вообще говоря - интересный пси-
хо-физиологический феномен, практически она является ЯКОРЕМ. Так
вот, что такое музыка? - Это не "кабинет" с выбором (?), - это ощу-
щение, которое оно у меня вызывает. Воспоминания, ассоциации, кото-
рые с этим связаны. Это хороший ЯКОРЬ.
У Кашпировского музыка очень хорошая, но она темперированная.
Ну, вот, здесь, тот же самый Скрябин, ведь он был терминалом ка-
ким? -Он даже создавал свой театр "ПРОМЕТЕЙ", в котором кроме цве-
томузыки, звука, еще и в кресло вделывали специальные ролики, вот
такие, с моторчиками,...и человек сидя, ощущал разные ощущения.
Т.е., там включаются разные моторчики, с разными ощущениями. Он еще
включал запахи.
(Но к сожалению, он умер и не смог построить этот свой театр
"ПРОМЕТЕЙ". А макет в музее Скрябина, на Арбате, до сих пор стоит.)
...Ну, фактически, ---Аудиально-кинестетически...
- 157 -
Так. Теперь - как использовать АСДС в самопрограммировании и деп-
рограммировании.
Ну вот, давайте представим себе, что я разведчик, приехал на ди-
кий Запад. Мне нужно ни в коем случае там не осечься. Меня научили
языку, я все это знаю ... Меня научили некоторым привычкам, мане-
рам, ...
Я вхожу к себе, в гостиничный номер, включаю свет - и я попался !
Свет, вот на этой высоте ... Это у нас свет вот здесь. -Там - свет
вот тут ... / 1 м от пола слева - Ред. /
Если я зашел к себе в комнату и включил только свет, ... скажем,
в той же Америке, где по севернее ... Включил только свет и вошел в
комнату - ВСЕ ! Я попался!
Там еще есть один тумблер "вентиляция-отопление". Ведь комната не
обогревается печным отоплением, вот этими трубами ...
Комната обогревается теплым воздухом, который нужно включить при
входе в эту комнату. Именно в эту комнату он будет поступать. Вклю-
чил свет, включил отопление - вошел и за ... буквально 30 секунд
вся комната наполняется теплым воздухом ... - они не обогревают
пустые комнаты. Зачем это нужно ?!
Если я "это" движение не сделал - Я ПОПАЛСЯ !
... Я вам хочу напомнить анекдот :
Приезжает наш разведчик в Англию, приходит в ресторан, просит ча-
шечку чая, ... Официант ему приносит чашечку чая ...
Тот берет чашку и начинает пить. Официант наклоняется:
- Извините, вы не скажете ? - Вы из России ?
- Почему вы так думаете ?
- Вы знаете ... вы ... положили сахар, размешали, а ложечку оста-
вили в стакане ! И придерживаете пальцем!
... Ну, он увидел, что никто не заметил и говорит:
- Нет, я не из России, просто я так привык ...
... Расплатился и ушел ...
... Ушел, пришел в другой ресторан. Садится, ... попросил чашку
чая, ... официант ему приносит. Он ложку вытаскивает, ... размешал
сахар, ложечку положил, ... только начинает пить ... - официант :
- Извините, вы не из России ?
- Почему ?
- Да, вот, вы вроде и ложечку вытащили, а пальцем-то все равно
"придерживаете"...