<< Пред.           стр. 31 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 запечатлеть очень грамотную, экологическую игру. Пережить там, пе-
 ре... , ну, вывернуться наизнанку. Но это все можно заснять и зас-
 нять более качественно, чем увидеть из зала с 20-го ряда то, чего
 уже не видно. Тем более , я не верю в шаблонное массовое искусство,
 которое каждый день повторяет что-то. Так же как в музыке. Я не
 считаю музыкантом человека, который, - ну, в полном смысле этого
 слова,- человека, который играет по нотам. Музыкант тот, кто импро-
 визирует. По этому в чистом виде музыка - это ДЖАЗ. И в чистом виде
 Моцарт, Бах - это музыканты. И джазовый музыкант, который импрови-
 зирует - это музыкант. А тот, кто это все играет, - ну, конечно он
 здесь вносит свою душу, - но, я не верю детям вундеркиндам. Ну
 нельзя вложить душу в музыкальное произведение, когда все это еще
 не пережито. В жизни этого еще не было. Ну нельзя играть про любовь
 когда этой любви еще в принципе не было, потому, что ты все скопи-
 ровал.
  Поэтому во время наших тренингов, которые проводит фирма ИМИДЖ-
 КОНТАКТ у нас по вечерам, во время чая - " Gen-sation". У нас в
 фирме хорошие музыканты ... Вот мы, в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ, это все
 люди, которые 10 лет назад были музыкантами, играли вместе. При том
 играли на достаточно высоком уровне. Мы играли неплохой джаз. Мы
 играли хорошое "КАНТРИ", ... , мы были победителями Всемирного фес-
 тиваля молодежи и студентов в Москве. А после этого,- ну, как-то
 нас судьба разбросала, - вот в прошлом году встретились и , как му-
 зыканты, которые раньше вместе играли, сейчас объединились в деле.
 Вы знаете, мы друг друга очень хорошо понимаем. Но мы, когда соби-
 раемся на тренинг, мы первыми вечерами садимся, начинаем "Gen" и
 каждый, кто хочет - на кастрюле, но чуть-чуть нам подстучит. И что
 он хочет, то он и стучит. Кто хочет - споет, кто хочет - сыграет.
 Но вместе с нами. В едином ритме. Ведь на самом деле музыка, сов-
 местная музыка, джаз - это ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ВЕДЕНИЕ. Все
 
 
  - 153 -
 музыкальные темы, так они и начинаются, так они и проводятся. То
 есть это та же самая кинестетическая коммуникация. - Вместо афри-
 канских танцев у нас - джаз.
  По этому, когда вы приедете к нам во второй раз, в следующий -
 приезжайте со своим музыкальным инструментом. Вот у меня их дома 35
 штук.
  На самом деле жонглирование и игра на музыкальном инструменте это
 модели, модели изучения чего-то. Перевода на подсознательный уро-
 вень. Обучение импровизации, самовыражение - лучшей модели не най-
 ти.
  У нас есть целый курс - " Психологическая теория музыки ". Я тоже
 когда-то этим очень увлекался. Я очень увлекался нетемперированной
 музыкой ( кто в этом понимает ). Ну, здесь можно два слова сказать
 про историю формирования музыкальных течений.
  Помните, ну кто-нибудь может читал , про спор Баха и Генделя, ко-
 торый разделил музыку фактически на две части. Ну, в кратце. Дело в
 том, что законы гармонии, физические законы гармонии, то есть зако-
 ны психологического, психо-физиологического воздействия звука, как
 звуковых колебаний, гармонических колебаний - имееют определенные
 принципы. Так, существуют формулы соотношения между звуками, кото-
 рые состовляют октаву - это удвоение частоты, вы это знаете. Звука-
 ми, которые составляют терцию. И звуками, котортые составляют квин-
 ту. И остальные. То есть существует чисто математическое описание
 соотношений между звуками. Но, когда это математическое описание,
 связаное со строением "кортиева органа", т.е. , органа в голове,
 который воспринимает звук, вдруг переносится на музыкальный инстру-
 мент - оказывается, что музыкальный инструмент, он не может все
 частоты играть. В том-то и дело. Вы знаете - мы воспринимаем 20 ты-
 сяч и воспринимаем каждую частоту по отдельности.
  Можно выработать условный рефлекс на частоту 17 тысяч 845 Герц. И
 подсознательно мы будем на нее отвечать. То есть мы различаем все
 звуки с точночтью до Герца. На уровне сознания, вы знаете, у нас в
 начале звукового диапазона через Герц, каждый Герц, а здесь уже че-
 рез сотню. Но тем не менее на подсознательном уровне у нас каждый
 Герц даже в конце наших звуковых диапазонов есть. Потому, что на
 каждую частоту есть волосок в путеводе.
  Так вот, так уж получилось, что когда стороили музыкальные инс-
 трументы, а кстати cделал это впервые кто ? - Пифагор. Первый музы-
 кальный инструмент построил Пифагор. Так вот, когда строился музы-
 кальный инструмент, - там нельзя все частоты, только на скрипке
 можно все частоты, на трамбоне, на вилоончели и контрабасе можно
 все частоты, но и голосом все частоты, а остальные инструменты -
 это называется нетемперированная музыка, нетемперированные инстру-
 менты. При том можно сыграть любую частоту с точностью до Герца, то
 есть просто чуть-чуть подвинуть палец ... Там непрерывный звукоряд.
  А есть темпериртованные музыкальные инструменты, где прерывный
 звукоряд - дискретные ноты, имеющие определенную частоту. Так вот,
 при настройке музыкальных инструментов, не удается сопоставить пра-
 вила, гармонические правила функционирования " кортиева органа " и
 звуковой волны и резонанса, частотного резонанса с построением му-
 зыкального инструмента. И если здесь в начале октава действительно
 удваивается по частоте и дальше тоже удваивается, дальше удваивает-
 ся - по первой ноте мы это сделали, то по квинтам, если мы внутри
 октавы делаем соответствие между квинтой и тоникой, то между квин-
 тами уже соответствия в два раза частоты нет. И разница вот здесь -
 между двумя нотами в конце звукоряда, где-то там 4-я, 5-я октавы -
 до полу сотни Герц. Извините, для подсознания - это вот такой вот
 
 
  - 154 -
 диссонанс.
  Когда начали делать первые музыкальные инструменты, они были
 очень несовершенны, то есть там все это перераспределялось вот ту-
 да, - сознание не воспринимало, но подсознательно это чувствовалось
 фальшью. Это называлось "волчьими звуками" и тогда предложили : "
 ... Давайте всю эту фальш "разнесем" по всему звукоряду .. " - Мы
 ее вытащили отсюда - начало равномерно, а здесь мы более чувстви-
 тельны к диссонансам чем к частотам, потому, что там разница чувс-
 твительно слышна.
  Сделали такие музыкальные инструменты и до сих пор мы их так
 настраиваем. Самое главное, что мы по этим музыкальным инструментам
 учим детей. Фактически, ребенок пришедший в музыкальную школу, он
 обучается стандартной, но совершенно не физиологичной музыке.
  Так вот, самое интересное, что человек, который не учился музыке
 в детстве и не испорчен, про которого может даже говорят, что у не-
 го нет слуха - может быть у него наоборот совершенный слух. А у
 этого - испорчен слух тем, что ему навязали вот такую стратегию
 случайно, нефизиологично.
  В чем разница темперированной и нетемперированной музыки ? - Ког-
 да играет темперированная музыка - все нормально, но стоит человеку
 чуть-чуть послушать нетемперированную музыку, с правильными часто-
 тами ( те, которые физиологичны , там, где опять тона действительно
 соответствуют формулам, которые по гармоническим колебаниям здесь
 срабатывают как аккустические волны ), - оказывается, что после
 нетемперированной музыки, мы темперированную воспринимаем как
 фальш. Мы наконец слышим чистый звук и понимаем натурально.
  Впервые об этом заговорили Бах и Гендель. То есть поставили воп-
 рос, что " ... давайте точно сделаем теперь - либо такая, либо та-
 кая, потому, что и такая и такая вместе существовать не могут ... "
  Если только темперированная - тогда очень просто играть на темпе-
 рированных музыкальных инструментах, на дискретных. Но никто не
 играет нетемперированную и никто не дает нам ощущение фальши. Мы
 привыкаем к этому постепенно, постепенно ... - но они же тогда фи-
 зиологию не изучали.
  Кстати, Гейнгольц был первым, кто как раз эту теорию физически
 разработал и применил в нетемперированной музыке. А потом Гендель
 говорит: " ... нет, наоборот, давайте уничтожим те клавишные инс-
 трументы и оставим иструменты только нетемперированные, потому, что
 они физиологичны ... "
  И они начали друг с другом спорить. Спорт длился долго. Вся музы-
 кальная общественность Европы включилась в этот спор. Ждали - кто
 победит.
  Но, неизвестно что лучше, что хуже - тогда победил Бах. Ему уда-
 лось ... - но они как договорились - что, если удастся сочинить му-
 зыку, которая сыграется на темперированном музыкальном инструменте,
 дискретном, в которой опытные эксперты, музыканты не услышат фальши
 ни разу, то победит именно этот человек.
  Бах написал " Хорошо темперированный клавир " . Эксперты признали
 эту музыку чистой и победа была за ним. Но Гендель не очень обидел-
 ся, он продолжал писать свои скрипичные концерты. Он старался мень-
 ше использовать фортепиано, но тем не менее он это делал.
  Потом эта история долго долго длилась, были композиторы, которые
 даже составили по табице, - называлась таблица " чистых интерва-
 лов", таблица Гейнгольца,- он составил специальные таблицы частот-
 ные, по которым, если сочинять музыку на фортепиано - получается
 очень близкое приближение к нетемперированной, - получается "слад-
 кая" музыка, которую вот , фактически сочиняли " SPACE ". В первых
 
 
  - 155 -
 трех концертах "SPACE"-то как раз пользовались таблицами Гейнголь-
 ца.
  Битлз пытались тоже это делать, потому, что их менеджер увлекался
 этими вещами, потом они по этим вещам связались с индейской музы-
 кой, с Рави Шанкаром, он им тоже много чего про это наговорил, и
 тогда Бертштейн и Хариссон увлеклись нетемперацией. Макартни тоже
 эти идеи очень понравились. Он эти идеи использует и до сих пор. Не
 случайно он считается величайшим " мелодистом " 20 века. И в" Книге
 рекордов Гиннеса", Макартни занесен, как величайший композитор
 всех времен и народов.
  Так вот в истории было много композиторов, которые пытались тоже
 нетемперированную музыку играть или использовать. " Сладкая " музы-
 ка быстро всем надоела, так же как нам быстро надоел "SPACE". - Она
 больно уж сладка. Это так же как постоянно сладкое есть ... - прие-
 дается.
  И все построение музыкальных ...,- вот, называется "правило конт-
 ропунктов" - как строят визомузыкальное произведение, на сочетании
 диссонансов, использовании нетемперированных, очень чистых аккордов
 и темперированных аккордов - не чистых. Когда идет нагнетание обс-
 тановки, - в фильмах ужасов мы это увидим завтра, - используются
 именно темперированные интервалы самой большой чувствительности -
 секунда, большая секунда, малая секунда, самой большой чувствитель-
 ности диссонанс.
  Тогда возникает внутреннее ощущение дискомфорта. А когда идет
 темперированный звук или темперированный аккорд - это расслабление.
 Мажорный аккорд, трезвучите мажорное, оно абсолютно нетемперирован-
 ное, поэтому все музыкальные произведения кончаются именно в тони-
 ке, либо в квинте. То есть это называется устойчивыми нотами звуко-
 ряда - тоника, терция, квинта, октава, - потому, что они не
 темперированные, они и там и там существуют. Остальные все аккорды,
 в том числе минорные - они темперированные, они вызывают ощущение
 диссонанса. Вспомните, Бах - даже минорные произведения кончает в
 мажоре. Делает разрядку. Обязательно, потому, что это принцип.
 Принцип функционирования нашей физиологии восприятия мира.
  Вот, давайте, сейчас я вам несколько примеров приведу - кто же
 увлекался нетемперированной музыкой :
  Моцарт ;
  Мусливичик - это учитель, фактически Моцарта . Честный компози-
 тор, которого к сожалению забыли, но сейчас начинают помаленьку иг-
 рать, кстати, большую часть произведений Мусливичика ... играют в
 Новосибирске. Здесь оркестр, который играет практически только Мус-
 ливичика.
  Скрябин. В музее Скрябина на Арбате, - кто там был - там даже
 есть музыкальный инструмент - нетемперированный музыкальный инстру-
 мент. Самое страшное для нетемперированной музыки - ее нельзя запи-
 сать. Ее можно только импровизировать. И вот у него стоит такая ма-
 шина там, в музее Скрябина, на которой можно только играть, но
 записать музыку нельзя.
  Ну, еще один человек, вот , Андреас Валенвайгер, которого вы слы-
 шали вчера, и вы поняли, что это воздействует получше, чем многая
 другая музыка, которую вы слышали. После нее, другая музыка вызыва-
 ет диссонансы.
  И еще один человек, про которого я хотел бы рассказать. Это Шаля-
 пин. Шаляпин - один из первых певцов в мире, который пел нетемпери-
 рованную музыку. В связи с тем, что у него небыло базового
 музыкального образования в детстве, он сохранил вот это вот " чутье
 чистых тонов ". И голос у него был не громче, чем у тех, с кем он
 
 
  - 156 -
 соревновался там, в Ласкала.
  Он просто пел настолько физиологично, настолько это оказывало
 большее воздействие на людей, что именно его голос воспринимали как
 чистый. И если он с кем-то соревновался в одной опере по голосам,
 то остальные просто фальшивили, на его фоне. Сейчас к сожалению
 воссоздать это нельзя, потому, что для воссоздания его голоса нужно
 с точностью до тысячных долей - точную, стандартную скорость враще-
 ния пластинки. - Когда его записывали - стабильности в скорости не
 было. И воспроизвести сейчас тоже уже нельзя. Поэтому на пластинке
 он воспринимается уже далеко не так.
  Так вот,... физиологическое воздействие оказывает больше именно
 нетемперированная музыка. Из всех видов музыки, которая существует
 в мире, именно индийская музыка в большей степени нетемперирована,
 потому, что там 32 лада в октаве. И есть резонансные струны, кото-
 рые постоянно дают основной тон. Вот он-то и заставляет человека
 медитировать, т.е. он благоприятный, потому, что он практически
 создает торможените в каких-то зонах.
  Мы продолжим этот разговор, когда будет фильм ужасов. Мы разберем
 где там, как делают диссонансы для того, чтобы накачать ожидание
 страха.
  ВОПРОС : - А у нас такие есть композиторы современные, которые
 пишут такую музыку ?
  - После того как умер Скрябин, был только один дирижер, который
 играл только Скрябина, потому, что для него Скрябин во всех нотах
 расставил стрелочки " вверх-вниз "- куда " подтягивать " или опус-
 кать звук. И даже те, кто учились в музыкальных школах, вы, помни-
 те, что вас просили ноту " ФА " и ноту " СОЛЬ " ... " ФА "
 чуть-чуть петь повыше, чтобы не было диссонанса с " СОЛЬ " , - вот
 так больше всего накапливается диссонанс между этими двумя нотами.
  Вспомните, что чуть-чуть повыше, чем вам кажется - вот это вот
 наверное страшно, да ? Вот это насилие. Чуть-чуть повыше, потому,
 что нота здесь на пианино вот так вот обозначена.
  Ну, ладно ... То есть музыка, вообще говоря - интересный пси-
 хо-физиологический феномен, практически она является ЯКОРЕМ. Так
 вот, что такое музыка? - Это не "кабинет" с выбором (?), - это ощу-
 щение, которое оно у меня вызывает. Воспоминания, ассоциации, кото-
 рые с этим связаны. Это хороший ЯКОРЬ.
  У Кашпировского музыка очень хорошая, но она темперированная.
  Ну, вот, здесь, тот же самый Скрябин, ведь он был терминалом ка-
 ким? -Он даже создавал свой театр "ПРОМЕТЕЙ", в котором кроме цве-
 томузыки, звука, еще и в кресло вделывали специальные ролики, вот
 такие, с моторчиками,...и человек сидя, ощущал разные ощущения.
 Т.е., там включаются разные моторчики, с разными ощущениями. Он еще
 включал запахи.
  (Но к сожалению, он умер и не смог построить этот свой театр
 "ПРОМЕТЕЙ". А макет в музее Скрябина, на Арбате, до сих пор стоит.)
  ...Ну, фактически, ---Аудиально-кинестетически...
  - 157 -
 
  Так. Теперь - как использовать АСДС в самопрограммировании и деп-
 рограммировании.
  Ну вот, давайте представим себе, что я разведчик, приехал на ди-
 кий Запад. Мне нужно ни в коем случае там не осечься. Меня научили
 языку, я все это знаю ... Меня научили некоторым привычкам, мане-
 рам, ...
  Я вхожу к себе, в гостиничный номер, включаю свет - и я попался !
 Свет, вот на этой высоте ... Это у нас свет вот здесь. -Там - свет
 вот тут ... / 1 м от пола слева - Ред. /
  Если я зашел к себе в комнату и включил только свет, ... скажем,
 в той же Америке, где по севернее ... Включил только свет и вошел в
 комнату - ВСЕ ! Я попался!
  Там еще есть один тумблер "вентиляция-отопление". Ведь комната не
 обогревается печным отоплением, вот этими трубами ...
  Комната обогревается теплым воздухом, который нужно включить при
 входе в эту комнату. Именно в эту комнату он будет поступать. Вклю-
 чил свет, включил отопление - вошел и за ... буквально 30 секунд
 вся комната наполняется теплым воздухом ... - они не обогревают
 пустые комнаты. Зачем это нужно ?!
  Если я "это" движение не сделал - Я ПОПАЛСЯ !
  ... Я вам хочу напомнить анекдот :
  Приезжает наш разведчик в Англию, приходит в ресторан, просит ча-
 шечку чая, ... Официант ему приносит чашечку чая ...
  Тот берет чашку и начинает пить. Официант наклоняется:
  - Извините, вы не скажете ? - Вы из России ?
  - Почему вы так думаете ?
  - Вы знаете ... вы ... положили сахар, размешали, а ложечку оста-
 вили в стакане ! И придерживаете пальцем!
  ... Ну, он увидел, что никто не заметил и говорит:
  - Нет, я не из России, просто я так привык ...
  ... Расплатился и ушел ...
  ... Ушел, пришел в другой ресторан. Садится, ... попросил чашку
 чая, ... официант ему приносит. Он ложку вытаскивает, ... размешал
 сахар, ложечку положил, ... только начинает пить ... - официант :
  - Извините, вы не из России ?
  - Почему ?
  - Да, вот, вы вроде и ложечку вытащили, а пальцем-то все равно
 "придерживаете"...

<< Пред.           стр. 31 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу