<< Пред. стр. 4 (из 48) След. >>
- 15 -
логии индукции, либо самоиндукции человека в транс.
Т.е. , все кто занимались полтергейстом, наверняка уже убежда-
лись, что никаких там сверхъявлений,..все объясняется очень грамот-
ным использование психологической техники.Мы с вами поговорим о
полтергейсте, и разберем,как делается индуцированный полтергейст,
и, как делается самоиндуцированный полтергейст.И те случаи, которые
вы знаете- мы прокрутим.
В частности, вот с этим Барабашкой,с Фирузой ,вот в Москве,-он
достаточно прост.
А вот что касается экстрасенсорики,..вы знаете, я по роду увлече-
ний, очень со многими встречался экстрасенсами,..и когда-то учился
у единственного ТИБЕТСКОГО ЛЕКАРЯ в Советском Союзе - Минзебоева,..
это было в студенческие годы.Я же физиолог по образованию,..психо-
физиолог. Диплом я писал по иглоукалыванию, по биологически актив-
ным точкам,..по биоэнергетике вроде-как,да?
Но тем не менее, с точки зрения физиологии, что там проходит?...
Вы знаете..Все случаи экстрасенсорики, которые я видел до сих пор,-
-я мог объяснить и без этого!..Я не говорю, что этого нет.Я ни разу
глазами не видел нормального экстрасенса, который-бы мне что-то по-
казал...Я готов изменить свое мнение.Т.е., здесь я гибок невероятно.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Слышал я тысячу раз, ни одного не видел,..все,кто мне что-то де-
монстрировали -...были шарлатанами.Даже член-корреспонденты и ака-
демики. ..Потому,что у нас в Академгородке их много,..сами понимае-
те,.. все они что-то говорили,но все оказались шарлатанами.
Видел одного экстрасенса, который мне доказал, что что-то есть.Он
сам не знает, что он экстрасенс, но тем не менее вот он-то мне и
показывал очень интересные вещи.
Он просто подошел,.(в Бердянске был тренинг на 500 человек),и был
там мужчина, кооперативщик,строитель,..Он мне говорит:"Ты знаешь,ты
расказываешь такие интересные вещи, а у меня что-то такое с руками.
Пойдем покажу!".
И вот он меня посадил, начал что-то делать с моими ногами,и гово-
рит:"Вот ты сейчас отдохнешь,"-ну..я уже привык, что все экстрасен-
сы что-то делают,..и что сейчас у тебя все произойдет, -ничего не
произошло.
А потом он сзади подошел, и начал вот так сжимать мне череп (руки
на расстоянии 20 см ).Он подошел сзади, а здесь никакое внушение
невозможно. И фактически , он мне его сжимал.
Это первый человек и пока единственный, который мне что-то пока-
зал.Я объяснять это никак не хочу, это пока единственный слу-
чай.Один случай--это случайность.
Что еще здесь может быть?...
Ну, тут, недавно что-то с почками у меня случилось. Повезли меня
друзья к местному экстрасенсу. И вот этот экстрасенс начинает меня
крутить..и попутно задает вопросы.Вопросы звучали так:
-Слушай ,у тебя печенка никогда не болела?..Угу..Странно!.А желудок
у тебя никогда не болел?..Нет? Странно!..А почки как?
-Так я из-за почек и пришел!
-А,да-да-да..Левая? Да,да..
-Нет!
-Да, точно правая!
И он пишет диагноз:"Заболевание правой почки".
Приходим в другой кабинет, а там сидят другие экстрасенсы.Он го-
ворит:"Ребята, мне так феноменально удалось отгадать правую поч-
ку!" Я прикинул - Все перебрал, а потом ,когда он спросил:"Левая?",
- а я сказал-"Правая!",но тут уже одно из двух!
- 16 -
Но это-же не дело.Тем более в словах глубины нет.Ну, я хорошо
знаю всю эту восточную терминологию,приходилось заниматься всем
этим.Энергиями,зонами,..Потом, что из себя представляет точка.Как
она располагается.Я знаю где они все находятся...
И когда он просто стоит, и несет чушь,..начинает терминами меня
усыпать..Если-бы я их не знал, я бы наверное поверил.Он..он не по-
нимает , о чем он говорит.За его словами, просто ничего небыло.
Я думаю, что здесь..(Я не говорю про все случаи.)Но думаю в боль-
шинстве случаев, это тоже самое, что и гадание цыганки...Она гово-
рит фразу, которую близко к сердцу принять может , практически
любой.И каждый прикинет:"Да!Ведь у меня так!"
Но я готов изменить свое мнение, если кто-то что-то сможет пока-
зать.
ВОПРОС:Для того, чтобы вывести из транса есть языковой барьер,а для
того, чтобы ввести в транс?Есть?
Есть. Но дело в том, что есть трансы и у Эриксона, и в классичес-
ком гипнозе..вы же понимаете, что можно электросном ввести в
сон..вообще без слов. Поэтому можно даже аналоговым поведением
ввести в сон.Ритмическим раскачиванием,да? Потом вот то, что делают
в Америке.У нас на русский это никак не переводится.
Я могу сделать так:"If you pelats,...........da--a--a-wn".А по
русски:"Если ты это почуствуешь, то это будет вни-и-из." Куда вниз?
"da-a-a-awn"..Этот звук,dawn,он настолько вглубь уходит туда
вниз,что когда я там говорю эту фразу-- я опускаюсь. А "вниз" я не
могу так сказать. Поэтому все приемы НЛП-е, их нельзя переводить
слово в слово.
- 17 -
ЗАНЯТИЕ N 1.
ВНИМАНИЕ !
Я прошу всех обратиться сейчас внутрь себя и честно сами себе
попробуйте ответить на следующие вопросы:
-Каким уровнем владения практической психологии,..работы с чело-
веком или с собой, вы владете в настоящий момент?
-Что бы изменилось, если бы психология, как наука , не была раз-
вита сейчас вообще? Насколько бы каждый из вас, от этого больше или
меньше умел? Насколько бы это изменило ваше поведение?Насколько
меньше бы у него было недостатков, комплексов, зажимов,психологи-
ческих проблем?
Оцените для себя:-сколько процентов коммуникативного опыта,прак-
тических приемов общения с человеком, вы получили из психологии,
как науки,а сколько процентов - из личной практики или общения с
другими коммуникаторами.
Теперь более простые вопросы:
-Знаете ли вы, каким словом нужно обратиться к человеку,который
пока вам совершенно не знаком, и стоит напротив вас?
-Знаете ли вы о нем,как он планирует свое время,насколько он са-
моорганизован? Каким словом нужно обратиться к нему, чтобы убедить?
А каким словом обратиться, чтобы он вас стал лучше понимать?
Попытайтесь для себя сейчас сформулировать фразы,правила, которы-
ми вы алгоритмизировали-бы приемы составления текста, который дол-
жен воздействовать на вас, и на другого человека.
-Знаете ли вы сейчас, какие исправления нужно делать в рекла-
ме,постановлении, приказе, лозунге,листовке,чтобы этот документ
стал более эффективен, и мотивировал того, кто его читает,на те
действия , которые там спрограммированы?
-Знаете ли вы , как расширять, или сжимать время,для того, чтобы
использовать это для своих нужд?
-Ощущали ли вы когда-нибудь,последние 5-10 лет,какое-нибудь такое
состояние,которое для вашего тела, было бы совершенно необычным?
-Насколько вы знаете приемы мобилизации памяти, приемы самопрог-
раммирования ,приемы снятия эмоционального стресса, с себя и друго-
го человека?
-Можете ли вы сейчас запомнить с первого раза список из 100 слов?
-Можете ли вы сейчас запомнить с первого раза двадцатизначное
число?
-Знаете ли вы на уровне технологии, принципы предъявления инфор-
мации другому человеку? Как сделать информацию ближе ему, понятней?
Как сделать так, чтобы она была ему более интересной?
-Как увеличить яркость и четкость представлений человека о
чем-то, и замотивировать его на какое-то поведение?
-Знаете ли вы, как замотивировать человека на поведение,так, что-
бы он этого не заметил?..Или,говоря на уровне сознания с ним о со-
вершенно противоположном?
Вот сейчас, мне хотелось бы , чтобы вы запомнили это состояние,..
то состояние, которое сейчас у вас есть,...и запомнили ответы, ко-
торые вы сами себе дали на мои вопросы!
В конце тренинга я задам вам, те же самые вопросы.
Когда-то Герберт Стенсен сказал очень правильную фразу:"Величай-
шая цель не знания,а действия!". Вот давайте эту фразу сделаем фа-
булой нашего семинара...чтобы здесь реально чему-то научиться!
Но в основном даже,не научиться каким-то приемам,техникам воз-
- 18 -
действия на человека,на себя, самопрограммирования,а ...сделаем фа-
булой фразу:"Нучиться учиться!".
Мы не сможем здесь за пять дней освоить все, как за месячный
курс. Но мы сможем разобрать - как учиться,..каждому приему, каждой
технике,каждому навыку.
Если у вас будет желание это продолжать,-вы будете иметь такую
возможность.Если у вас будет желание потом продолжить этой-же груп-
пой, то я думаю, что такая возможность у нас тоже есть.
Посмотрите сейчас на меня внимательно:
(Играет диалог двоих собеседников)
-Как настроение? -Хорошее.(Мимика соответствует плохому настрое-
нию).
Вы получили две информации о моем настроении. По аналоговому, и
вербальному каналу, вы получили две информации. По аналоговому ка-
налу(невербальному),вы получили такое сообщение /Ха/...по вербаль-
ному вы получили сообщение вот такое/Хз/.
А теперь. Какому сообщению вы поверили?..-вот этому!/Ха/.
Давайте разберем сейчас с точки зрения абстрактой физиологии,
психофизиологии,как же это все произошло?
Так уж устроен человек, что у него есть два полушария.Левое и
правое.Структурно можно педставить себе, что когда человек думает
слово "ключ",-то межполушарная ассимметрия распределяет информацию
так:
-Здесь человек "ключ" представляет в виде ключа,..аналогого об-
раза/правое полушарие-Ред./....- аналог ключа.
_____
/ лев \ - левое полушарие
"ключ" - /_______\ (знак)
_______
@----* - \ прав / - правое полушарие
Аналог \_____/
ключа
Что такое аналоговая информация? Это изображение,..ощущения при-
косновения к ключу,..звук падающего ключа,..щелкание затвора когда
ключ поворачивается,..холодная поверхность, гладкая поверхность,..-
--вот это все вместе называется "ключ".В правом полушарии полушарии
-это "ключ".
-В левом полушарии информация хранится по другому. Там информация
хранится в виде знаков. В виде знакозаменителя вот этого аналога,..
вот этого предмета - "ключ".
Если в реальном мире существует только, ключ как предмет,т.е. как
аналоговая информация,..то в левом полушарии существует особенная,
идеальная форма. Там существует знак, ...заменитель. Притом и в ви-
де письменном, как слово "ключ", ..и в виде устном, как набор зву-
ков,произносящих слово "ключ",..составляющих слово "ключ".
Когда мы получаем информацию из внешнего мира, мы эту информацию
получает вот сюда /правое полушарие-Ред./.
В процессе развития человека, вспомните свою объективность, как
происходит освоение вот этого знакового мира?
Формирование второй сигнальной системы...
Я даю ребенку яблоко. Он видит красное яблоко. Чуствует прикосно-
вение, даже на зуб обязательно попробует,..на вкус,на хруст.Получа-
- 19 -
ет в правом полушарии набор аналоговых образов-"яблоко".
И в этот момент я ему говорю:"Яблоко!".Этот набор звуков,..снача-
ла только набор звуков,т.е.тоже аналог,постепенно условно-рефлек-
торно связывается с этим образом.С аналоговым образом яблока.
Второй раз дал, третий раз дал, четвертый раз дал...На пятый раз
я ему даю яблоко, и у него чисто рефлекторно в голове звучит этот
набор звуков-"яблоко". Этот набор звуков, раз он там звучит, ребе-
нок начинает подбирать внешней речью, звуками,..он перебирает все
звуки, и в конце концов он говорит так , как нужно.
Он здесь копирует еще наши движения губ.Он здесь копирует наше
придыхание,..он копирует наши жесты,..и постепенно осваивает слово
"яблоко".
Сначало это слово , существует вместе с этим образом.И это будет
до 5- 6 лет.Вот это и называется в психологии "эйдетикой".Эйдети-
ческая память, ..когда каждому слову соответствует набор аналоговых
образов.
В 5-6 лет это пропадает.Почему?
Дело в точ, что эксперименты по реконструкции речевого аппарата
первобытного человека,показали,что первобытный человек мог разгова-
ривать и думать - только 3 фонетических знака в секунду.Современный
человек может думать - 30 фонетических знаков в секунду.
За счет чего это возможно? Дело в том, что если человек будет ду-
мать знаками,и каждый знак будет сопровождаться комплексом ощуще-
ний,звуков, и изображений,...вот эта-вот смена образов, она будет
замедлять мыслительную деятельность.
И постепенно, с формированием речи, ..у ребенка это происходит к
5-6 годам,..а у человека это произошло,когда появилась письменная
речь,..каждый раз появление вот этого аналога (образа слова),при
речевой функции, при мышлении человека, логическом мышлении челове-
ка, вот этот аналог переходит в область ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО (по Фрей-
ду предсознательного),...-в предощущение образа слова.
И только за счет того, что это предощущение ушло в подсознание
(предсознание),....-оно отличается тем,что при желании человек мо-
жет этот образ создать,-..но при нормальной скорости мышления-эти
образы ТАМ.Они предосознаются,но тем не менее в явном виде их соз-
нание не представляет!
Фактически вся информация хранится вот тут/пр. полушарие-Ред./. И
каждый раз,мы строим аналоговым образом знаковые комбинации.
Вот ..здесь хорошо известен один из самых популярных эксперимен-
тов с гипнозом, когда человеку находящемуся в кругу друзей,в до-
ме... в гипнозе ввели такую команду:"Когда ты выйдешь из гипноза,в
постгипнотическом состоянии, ты пойдешь вон туда, возмешь зонтик, и
на веранде будешь с этим зонтиком стоять! Раскроешь его, и будешь
стоять!".
Человек вышел из гипноза.Начал ходить . Потом действительно взял
в руки зонтик,..крутит его в руках,..выходит на веранду и его отк-
рывает.Его спрашивают:"Ты зачем открываешь зонтик?". Самое интерес-
ное, что в этот момент человек абсолютно сознательно уверен, что он
самостоятельно сейчас принимает решение. По поводу того,что он бе-
рет зонтик сам....Что он ему действительно нужен.
Всю свою логику потом, он использует для того, чтобы объяснить:--
--Зачем он этот зонтик сейчас открывает?.
Но поведение, -мы- его сформировали заранее.Т.е., фактически,
свое аналоговое поведение, он сейчас пытается логически объяснить
словами.
В связи с тем, что внешний мир - он аналоговый, и те образы, ко-
торые мы получаем, отражаются в правом полушарии в виде анало-
- 20 -
гов,...постепенно, с развитием мышления, у человека формируется еще
одна система отражения мира, которая называется ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ. И существует она как-бы вне аналоговой части.
На самом деле , эта аналоговая часть у нее присутствует,и посто-
янно работают аналогово-знаковые процедуры,(назовем их процедурами
Аналог-Знак),которые переводят аналог /А/ в знак/З/, и "З" - в "А".
Давайте назовем процедуру перевода "А"-в "З" --прямой процедурой
/П/, а обратной процедурой/ОП/--назовем процедуру перевода "З" - в
"А".
П = А -> З ОП = З -> А
Ментальные процессы человека, процессы мышления,..они связаны с
постоянным переходом одного в другое.Т.е., постоянное перетекание
из "А" - в "З", и из "З" - в "А".
Я вам говорю:"Яблоко..",- у вас тут же возникает образ, ощуще-
ния,и..весь комплекс аналогов/А/, соответствующих "яблоку".Появился
этот образ - у вас...вы можете сами, не осознавая этот образ, выво-
дить это слово "яблоко".
Эти процедуры происходят постоянно туда - сюда,
_______
/ лев \
/_________\
/|\ |
| \|/
___________
\ прав /
\_______/
..но в этих процедурах возможно допущение искажения.Вот одно из