<< Пред. стр. 5 (из 48) След. >>
этих искажений я вам только-что продемонстрировал...Если я вижу яб-локо и говорю:"Яблоко!",- искажения никакого нет...Тот "З", который
соответствует этому "А",--мною подуман и произнесен.
Но если я , собрался от вас скрыть, что я думаю о "яблоке",.. и
говорю:"Груша",-то будет уже 2 информации...Здесь(в голове) возник-
нет перевод "яблока"/А/ - в "яблоко"/З/,но!..Я сформулирую сло-
во:"Груша".
_____
"Яблоко" / лев \ ------> "Груша"
знак /_______\
_ _
/|\ /|\
| |
_________
Яблоко \ прав /
Аналог \____ /
Вот тоже самое произошло, когда я сказал, что у меня очень хоро-
шее настроение.
Здесь/пр.полушарие-Ред./ у меня настроение плохое.Сюда/лев.полу-
шарие-Ред./, это переводится знаком/З/ "плохое настроение",..если я
действительно чуствую себя плохо, формируется слово "плохо",..но я
это слово перебиваю , как-бы, и говорю другое слово.
Левое полушарие, в связи с тем, что там находится центр ре-
чи,..центр письменной речи,центр воспринятия речи,воспринятия пись-
менной речи,..левое полушарие формирует свою информацию, на основе
знаковой информации, и..передает этот "З" во внешнюю коммуникацию.
(Пока мы говорим только о нормальных правшах.)
- 21 -
Правое-то полушарие тоже информацию хранит,..совсем другую,-здесь
отрицательная информация!
Мы знаем, что правое полушарие управляет эмоциональной сферой.Де-
монстрацией эмоций..появлением эмоций,..Правое полушарие демонстри-
рует то, что в нем хранится через Аналоговую информацию!
Т.е. фактически, то,что мы продемонстрировали,- "У меня очень хо-
рошее настроение..",-вот моя гримасса рождена правым полушарием,а
слово , которое я вам сказал,...это слово, которое рождено в левом
полушарии.
Делаем следующий шаг.
Если здесь /пр.и лев.полушария-Ред./ существуют разные информа-
ции,то.. а мы знаем, что правое полушарие управляет еще и левой
стороной тела,...а левое полушарие управляет правой стороной тела.
Фактически, кроме того,что моя эмоциональная реакция соответству-
ет тому, что находится в правом полушарии,- эта эмоциональная
реакция будет асимметрична.Она будет больше выражена на одной части
тела(левой) и меньше выражена на другой(правой).
Притом здесь интересная закономерность!..Давайте введем еще два
термина..
Вся та , аналоговая невербальная информация, которая имеет воз-
можность проявляться только всем телом,..мы ее назовем МОНОКАНАЛЬ-
НОЙ АНАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ /МКАИ/. Моноканальной,т.е. может демонс-
трировать только все тело...Что мы к этому отнесем:
-учащение сердцебиения; -дыхание;
-потоотделение; -движение головы;
-поза; -покраснение тела;
-раскачка тела; -"волосы дыбом"
-т.е. все то,что демонстрируется всем телом, и не может быть
продемонстрировано разными половинами!..Это - "МКАИ".
Но есть еще СТЕРЕОКАНАЛЬНАЯ АНАЛОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ /СКАИ/.--У меня
морщинка может появиться на левой стороне лица, или правой.И дви-
нуть я могу рукой либо левой, либо правой.И улыбнуться я могу боль-
ше левой стороной, и больше правой!.. И покраснение кожи у меня мо-
жет быть здесь/лев./,или здесь/прав./...И раскачивать я могу одной
рукой..И сжимать я могу другой кулак..Это все - "СКАИ".
Т.Е. "СКАИ" бывает ЛЕВ., и бывает ПРАВ..Ну понятно почему сте-
рео..--два разных сигнала идут на разные каналы!
Теперь дополняем эту схему.
Если я имею,вот эту,информацию в правом полушарии,эта информация
правого полушария демонстрируется внешне на теле, через МКАИ,..(по-
тому, что общеэмоциональными реакциями управляет правое полуша-
рие,)...И через ЛЕВ.СКАИ !(Через реакцию левой стороны тела.).
А то, что я говорю речью, как бы дублируется на уровне тела, че-
рез ПРАВ.СКАИ.
ВОПРОС:Для разрядки, по этому поводу есть хороший пример....Пришла
беременная (6,5 месяцев).Врач говорит:"Сядьте пожалуйста на пол."
Женщина садится.Вопрос для аудитории:"Кто у нее будет, если она ся-
дет на левый бок и встанет,..кто у нее будет если она сядет и вста-
нет через правый бок?"
-Ну, эмоциональные девочки..
Разгадка простая. У девочек формируется левая лобная доля сначала,
а у мальчиков правая.
Теперь. В каком виде это все будет проявляться? Ну например..Если
пришел лектор, и начинает что-то говорить..(на лекции)..
- 22 -
Если он при рассказе жестикулирует правой рукой,--это значит, что
он , вообще, логически сейчас сопровождает рукой свою речевую ак-
тивность,но!..эмоционально на уровне аналогов и эмоций то,что он
говорит, - он не переживает!
Когда он "входит в раж",в пыл лекции,- он включает вторую руку,
и движения становятся симметричными.Т.е. здесь/лев./ и эдесь/прав./
информация одна и таже,..и с одинаковой четкостью и яркостью она
представляется.Он очень симметрично действует, и это тут же вызыва-
ет у слушателей больший интерес.
А вы не видели, никогда Горбачева в последние годы?Последние 2
года....Вот завтра на Съезде посмотрите! Что с ним происходит?--
--Он очень волнуется,...но старается держать себя в руках. (Держит
себя в руках-то логикой..) Типичная его жестикуляция--он правой ру-
кой держится за что-то,а левой рукой жестикулирует...Человек волну-
ется, эмоционально взвинчен,- но держит себя в руках.
Дальше.
Вспомните все изображения Ленина, которые существуют...Человек
последние годы жил без правого полушария.Правое полушарие атрофиро-
валось у него.Эмоций нет вообще! В связм с этим у него не было даже
контакта с теми единомышленниками, которых когда-то он за собой ув-
лек...Увлек своей конгруэнтностью, симметричностью,..Левая рука
всегда внизу, всегда висит!
ВОПРОС:Но он же плакал в этот период?
Дело в том, что у него-же не просто отрезали, как это бывает,.. у
него постепенно функции правого полушария взяла на себя часть лево-
го.Но тем не менее, в его мышлении, статьях последних лет,-эмоций
уже нет. Там одна логика.Чистая логика без эмоций,это--наука для
машин. Там нет эмоций.
Поэтому, может быть, мы и встали перед такой проблемой,что мы
построили общество на уровне логики,а на уровне эмоций - оно не
воспринимается! Мотивации-то нет!
И поэтому он потерял своих единомышленников. Когда он за собой
всех вел, а вел-то он к революции...он был очень конгруэнтен и сим-
метричен. Симметричное поведение - оно вызывает сопереживание! Оно
осознается подсознательно.Оно чуствуется, как поведение очень иск-
реннее.
Вот поведение ассимметричное, оно не чуствуется, как искреннее.
Подойдите к маленькому ребенку и улыбнитесь ему правой стороной
лица.Он на это на отреагирует никак.Улыбнитесь левой стороной лица,
-он вам улыбнется в ответ.Улыбнитесь симметрично - он улыбнется еще
больше!
Посадите его через зеркало, чтобы он вас видел в зеркале - и бу-
дет все наоборот.
Вы никогда не видели фотографию.. в учебниках психологии они час-
то приводятся,..фотография сделанная из двух левых половин челове-
ческого лица, и фотография - из двух правых. ЭТО РАЗНЫЕ ЛЮДИ !
Посмотрите на себя в зеркало через двойное изображение. И вы себя
не узнаете.Это другой человек. Он совсем по другому себя ведет.Вот
для этого и существует видеотренинг, чтобы человеку показать, как
он выглядит в глазах других. Потому, что когда он улыбается в зер-
кало,- ему кажется, что он улыбается экологично, симметрично...иск-
ренне.А люди-то видят его наоборот. Поэтому то, что видишь в зерка-
ло,это не то, что видят другие люди.И вы это каждый на себе
осознавали.
Теперь давайте проанализируем, что такое улыбка вообще,и вспомни-
те это правило психологическое,- "ПРАВИЛО ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ЛИЦА"-оно
называется.
- 23 -
Искренняя улыбка.Она симметрична и на глазах,и на лице (на губах).
Т.е. все будет симметрично, симметричные морщинки, симметричные
морщинки вокруг глаз, симметричные складки вокруг губ.
Искусственная улыбка.Это сдержанная улыбка. Это улыбка Джоконды.
Она улыбается левым уголком, чуть-чуть,т.е. у нее внутренняя улыб-
ка, которую она старается не демонстрировать.Вот в этом и тайна ее
улыбки.
Самое интересное, что самый простой тест на экстравертность и ин-
травертность,-это тест по морщинкам на лице.
Посмотрите на меня. Какой частью лица я больше улыбаюсь?Конечно
правой. Кто правой больше улыбается - экстраверт. Ему надо больше
продемонстрировать, чем пережить.Правда?
Интраверт - он больше переживает, чем демонстрирует.Он все время
сдерживает внутренние эмоции,перед предъявлением внешнему миру.Мор-
щинка слева в основном у интравертов.
Если левша, я здесь вообще не берусь судить.Вы знаете,что сущест-
вует много видов левшей, и там черт ногу сломит.Сколько их там ви-
дов: асциляторы;переученные левши; переученные правши;....притом и
простые левши бывают разные по полушариям, по глазу, по руке, и т.д.
Теперь. КАК НАШ МОЗГ ЭТО ВСЕ АНАЛИЗИРУЕТ,ЧТОБЫ НАМ АЛГОРИТМИЗИРО-
ВАТЬ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯЩИЕ В ГОЛОВЕ.
Примерно так:..
Второй коммуникатор, если конечно он имеет два полушария,...на
левое полушарие он получает информацию знаковую,в виде речевого
письменного или устного текста.Но! Эту информацию он только слышит.
Он начинает ее понимать, только когда он строит вот эти Анало-
ги/"А"/.Т.е. когда проходит обратная процедура /"ОП"/,- из "З",в
"А"...Хотя бы на предсознательном уровне.
Вот этот "З" он перевел в "А", за счет своей внутренней процеду-
ры. Если мы общаемся в одном обществе, то естественно у нас общее,
такое коммуникативное поле,..(чтобы не было , как у болгар).., то
он формирует вот этот "А" на основании "З",соответственно принятому
вот здесь, в этой социокультурной сфере,-- аналоговому обозначению
эмоций.
Фактически. Положительная эмоция - "У меня хорошее настрое-
ние!",-формирует у него вот здесь/ пр.плушарие/,-и собственный и
внешневизуальный образ положительной реакции тела.
Но глазами-то ( на правое полушарие непосредственно) - видит от-
рицательную реакцию тела собеседника.
И вот когда эти два образа не совпадают,("+",который сделан "ОП"
из слова, и "-", который пришел напрямую через глаза),возникает не-
доверие к информации!
Естественно мы это все не осознаем.Это просто интуитивное недове-
рие-"Что-то не так!".
Если здесь (напрямую) пришла такая-же информация,возникает дове-
рие. Т.е., я сопережил слова точно так-же,как человек это пережива-
ет сам.Но..это в рамках одной социокультурной системы.
При этом мозг проводит сравнение двумя путями.(Так можно упрос-
тить).
ДВА ПРИЗНАКА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ.
Что такое неконгруэнтность?
Это когда вот эдесь (лев. полуш. первого),либо специально, либо
искусственно введено искажение.Т.е.,когда "З-1" =/= "А-1".
Знак не соответствует Аналогу!
ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК НЕКОНГРУЭНТНОСТИ.
- 24 -
МКАИ =/= вербальной информации.Т.е. общая реакция тела сопостав-
ляется со словами, которые человек сказал.
ВТОРОЙ ПРИЗНАК НЕКОНГРУЭНТНОСТИ.(т.е. искажения информации при
передаче ее знаком)
Левая СКАИ =/= Правая СКАИ.
.....Если это неравенство (одно или второе ) обнаружено,--возни-
кает недоверие,отторжение, но при этом доверия больше аналоговой
информации. Той информации, которая была получена через аналоговый
канал.Т.е. ЛСКАИ и МКАИ.
Вот это признаки неконгруэнтности.Но ! ..Самое интересное, что
обратное НЕ ВЕРНО.
При равенстве, тут же возникает вопрос о точности измерения.Т.е.
может быть эта неконгруэнтность была на уровне правой и левой пят-
ки,а я этого просто не увидел.
У каждого ответа "ДА" или "НЕТ",существуют особые аналоговые пат-
терны реакции тела. И иногда с помощью видеозаписи лица челове-
ка,удается проследить следующее:..Ну когда человек действительно
очень эмоционален...Он говорит "ДА", и у него при ответе "ДА"--со-
ответствует какой-то определенный паттерн изменения.Морщинка, изме-
нение цвета,..И на ответ "НЕТ", совершенно другая реакция. Другая
морщинка,другое искажение, другое покраснение, другой жест рукой,
другое движение пальцев,...Так вот, когда человек думает-"ДА",а от-
вечает- "НЕТ",то левая часть тела, реагиртует--как "ДА".
И вот эту ассимметрию тоже можно увидеть.Иногда даже визуально.Но
это зависит от наблюдателя.
Эта часть понятна? Вопросы!
...В стандартном НЛП вот этого нет. Самое интересное, что Гриндер и
Бендлер никогда не читали Павлова. Слово "вторая сигнальная систе-
ма", когда мы им про это рассказывали,- для них было откровением.
ВОПРОС:Остапа Бендера можно причислить к первым Нейро-Лингвистам?
-Нет! Я бы его причислил к сверхкоммуникаторам!Он не выводил эти
паттерны, - он их использовал.
ВОПРОС:А Кашпировский?
-А вот Кашпировским мы будем отдельно заниматься.
-А Чумак?
-А Чумаком мы заниматься не будем.Он шарлатан.
Мы разобрали, что существует 2 канала передачи информации между
людьми.Один канал вербальный, и второй невербальный.Вербальный ка-
нал - это то, что передается языком, Но!..Но не все, что мы говорим
языком - это вербальный канал!
Кроме семантической составляющей речи,..в речи ведь есть еще и
экстралингвистическая информация...Интонация голоса, громкость, па-
уза, интонация фразы,..(ведь если вопрос задан по английски,- вы же
понимаете, что это вопрос!)..Если магнитофонную ленту с речью прок-
рутить наоборот,то оказывается, что мы не понимая там ни одного
знака,--мы понимаем интонацию, и настроение человека...Хотя знаков
нет.Т.е, невербальная информация, Моноканальная --это еще и экстра-
лингвистические параметры речи.
Есть СКАИ и МКАИ - аналоговая невербальная информация.Стереока-
нальная, это то, что может демонстрироваться правой или левой
частью тела, причем поразному. А Моноканальная, это то, что демонс-
- 25 -
трируется всем телом.(Это дыхание, поза,бросание в дрожь, пот и
т.д.)
Психологам здесь практически слушать было нечего потому, что они
все это знают.Остальные, я думаю не на уровне вот таких формул, то-
же представляют.
Проверка на неконгруэнтность информации идет следующим образом:..
Знаковая, вербальная информация проверяется на МКАИ,т.е. содержание
фразы, сразу сопоставляется с интонацией этой фразы.
А левая СКАИ, сопоставляется с правой СКАИ.Если где-то несоот-
ветствие - сразу возникает ощущение неконгруэнтности, и недоверие к
информации.
Вот эта процедура.. Прямая процедура /"П"/,которая переводит "А"
в "З", ..она в любом случае ведет к потере информации.
Помните у Тютчева:"Мысль произнесенная - есть ложь".
В любом случае то,что здесь/пр.полуш./ появилось, полностью быть
описано словами не может.
Вы увидели образ ЯБЛОКА. Вы можете сказать:"Яблоко..",- но тем не
менее, там это яблоко зеленое, вот такой формы, ..вот такие пара-
метры..Все это словами не передашь никогда.
Вот эта процедура "П", перевода "А" в "З", будет способствовать
пониманию между этими двумя людьми..-- только, если обратная проце-
дура "ОП", -"З" в "А", такая-же , как вот здесь (у первого)-прямая.
Давайте назовем процедуру , которая "А" переводит в "З",а этот
знак в такой-же "А",вот эту прямую и обратную процедуры, давайте их
назовем ПОДОБНЫМИ.
У каждого человека сейчас , когда он думает о яблоке:"А ябло-