<< Пред.           стр. 6 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 ко-это вот такой образ, ... и вот этот образ - это яблоко". Прямая
 "П" и обратная "ОП" процедуры, - они подобны, потому, что они вызы-
 вают тот-же самый образ и то-же самое слово.
  Но с течением времени, эта процедура может измениться. И в этом
 есть диалектика развития человека.Каждый раз понятие обогащается
 новым образом, а новый образ - новым содержанием.
  И не случайно, запись которую вы сделали сегодня в виде значка,
 через полгода, мы ее даже не можем понять.Потому, что за это время
 наши процедурные характеристики, "П" и "ОП", - не сохраняются пос-
 тоянными. Они меняются, меняются, меняются,...За счет этого мы и
 развиваемся. За счет этого и развивается мышление.
  В течении времени каждому понятию соответствует более определен-
 ный набор образов, -- а каждому образу соответствует более опреде-
 ленное название. Т.е.,сначала для нас все круглое было яблоком, а
 потом..потом..это уже мячик, это яблоко,это фрукт какой-то,и т.д.
  Теперь прикинем.Вот ...ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ...в совокупности..ведь
 знаковые системы есть не только у человека.Они ведь есть еще и у
 животных..... Эта знаменитая фраза:"Думающие животные..".У животных
 есть знаки. Они общаются с помощью знаков.
  И вы знаете, что у приматных форм ,(Приматные формы, это все фор-
 мы на верхушке какого-то дерева.Среди человекообразных - чело-
 век,ниже шимпанзе и т.д. .Здесь муравьи , здесь пчелы...в основном
 коллективные формы.), так вот у приматных форм у всех есть знаковые
 системы.
  Но! Являются ли они ВТОРЫМИ СИГНАЛЬНЫМИ системами ?Являются ли
 они МЫШЛЕНИЕМ, в полном смысле этого слова?
  И вот здесь можно сделать вывод только в таком плане:..Дело в
 том, что у человека "А-З"-е "П",вот это количество переходящее в
 качество, т.е. набор знаков ,который есть у человека развившегося,
 
 
  - 26 -
 достаточен для того, чтобы описать все явления внешнего и внутрен-
 него мира.Или основное число явлений внешнего и внутреннего мира.
  Согласитесь. Мы говорим речью..,речью..,речью..И когда возникает
 какое-то явление, которое мы описать не можем, ....мы тут же "это"
 (явление) показываем.
  Как он это сделал?Как он сделал это движение?..Если я не врач,
 и я не знаю,что вот это движение называется СУПЕНАЦИЯ,..А вот это
 движение называется ПРОНАЦИЯ,..А вот это движение называется РОТА-
 ЦИЯ,..То я эти движения смогу показать:"А вы знаете - он сделал вот
 ТАК".(И показываю движение). Я тут же перехожу на аналоговый уро-
 вень передачи информации.
  Так вот, у человека качественный скачок произошел от того, что
 человек может большую часть внешнего и внутреннего опыта, за счет
 колличества знаков -- передать при коммуникации другому, и описать
 знаковой системой.
  И второе различие. Ни у одного животного, нет ГЛАГОЛА. Т.е. чело-
 век сделал шаг за счет того, что он описывает не только предме-
 ты, -- Знаками,....это яблоко, это то-то, и т.д., --- а и процессы.
 Можно процесс назвать опредмеченно.Но тем не менее процесс, или от-
 каз от процесса (слово НЕ),- есть только у человека. За счет этого
 был сделан скачок. Т.е. можно описать процессуально, даже не говоря
 о предмете.
  Что такое ЗНАК. "З" - это заменитель объекта.Заменитель вот этого
 Аналога "А".Каждый раз говорят "яблоко", и мы все подразумеваем,
 что это такое.
  Возникает близкий образ этого предмета. Но насколько близкий?
  Давайте я вам скажу фразу:
  "Вот там за дверью Петр ненавидит Марию!"....А дальше каждый ду-
 мает в меру собственной испорченности.
  И образ Аналоговый, который возник у каждого из вас, - будет раз-
 ный. Вывод будет разный, и ваши действия тоже будут разными. Это
 значит, что независимо от того, что я сказал вам всего одну фразу,..
 вы эту фразу услышали..и Аналоговый образ , который возник у вас
 вот здесь /прав.полушарие/ - совершенно разный.
  Действия ваши будут вызываться вот отсюда /пр.полуш./.И потом,
 когда вы вынуждены будете это явление Аналоговое,( которое у вас в
 голове сейчас появилось в правом полушарии), объяснить более под-
 робно, -- каждый эту картинку опишет так , как она ему здесь/пр.по-
 луш./,-привиделась. Т.е. так, как ему сделала "П".Слово "ненави-
 дит", перевело в тот образ который у вас с этим словом связан.
  А образ у всех разный!
 
  Так вот оказывается:..что если мы коммуницируем,--каждый раз при
 коммуникации мы подсознательно рассчитываем, на то, что человек,
 которому мы доверяемся при общении, - понимает это слово точно так-
 же как и Я. Т.е. имеет обратную процедуру "ОП", подобную моей.
  Но может ли это быть в принципе?
  Вот у меня есть несколько знакомых пар близнецов.Хотя все объекты
 в детстве видели вместе,но!..Один сидел вот здесь/прямо перед/,а
 другой сидел вот здесь/сбоку/. Мама сказала:"Дети.Вот это очень хо-
 рошее!". Один видел это кругом, а второй уже не кругом. Другой это
 видел уже квадратом.Или какой-то округленной поверхностью.
  И в результате слово-"хорошее"-у них связано с разными образа-
 ми.Одинакового сенсорного опыта, не может быть даже у близнецов.
  В связи с этим.Прямая процедура "П" может быть подобна обратной
 "ОП",только сейчас , в данный момент вот у этого второго человека.И
 то, что мы считаем, что наш партнер по коммуникации, понял нашу
 
 
  - 27 -
 фразу точно так-же, как понимаем ее мы,..- это иллюзия.
  Если мы раньше обучение строили на том, что :-вот они говорят те
 же самые слова, значит они все выучили. Эффективная коммуникация, -
 это та коммуникация, которая обеспечивает равенство Аналоговой ин-
 формации.
  Если мы передали Аналоговую информацию,независимо от того, какими
 Знаками это было передано,-- это будет эффективная коммуникация!
  ...У меня начальник на работе, говорит:"Алексей, ты знаешь? Вот
 там вон в главном корпусе, пойдешь вон там , ну понял? Там вот
 ..гм, да здесь,.. лежит. Возьми. Принесешь сюда. Потом..ну, там об-
 работаете.Понял, да? Потом мне покажешь."/Рассказ сопровождается
 показом человека который говорит все это, как-будто видит перед со-
 бой всю последовательность действий-Ред./
  Я все сделал.
  Когда он начинает ругаться , чтоя взял не то и обработал не так,и
 т.д...кого ему винить на самом деле?Он думает, что я сижу напротив,
 с другой стороны того экрана, по которому он видит фильм.И он видя
 этот фильм , просто называет:"Вот это!".Ему кажется, что "вот это",
 его Аналог, образ - я понимаю точно так-же. Нет. Это иллюзия.Такого
 быть не может.
  Даже у одного человека, с течением времени "П" и "ОП" меняют-
 ся.Поэтому, когда вы делаете пометки, если вы их обозначили какими-
 нибудь значками, и никакой аналоговой мысли там не заложено,-- вы
 этот значок потом, можете не разобрать.
  И не случайна история про теорему Ферма,что ..написал реше-
 ние..Вроде помнит, что решил, а свои значки разобрать не может.
 
  Теперь. Что же сделать для того, чтобы ..несмотря на то, что не-
 возможно "П" и "ОП" сделать подобными у разных людей,..как же нам
 быть, чтобы обеспечить равенство Аналогов "А-1" = "А-2"?
  Ведь мы же считаем передачу изображения,т.е. видеокамера снимает
 сейчас какой-то процесс, ведь конечным правильным результатом вот
 этой съемки, будет последующее качественное изображение на экране.И
 никого не волнует,..какие процессы происходят в самой камере!Т.е,
 какие сигналы сейчас знаковым образом записываются на ленту. Глав-
 ное, чтобы декодер информацию декодировал так, как она была закоди-
 рована.
  При этом здесь понятно, что если я коммуникатор, который заинте-
 ресован в правильной организации процесса коммуникации,-- я должен
 настроить свой передатчик под волну приемника, который меня слушает.
 Тогда,я гарантировано,-если приемник при этом включен,-гарантирова-
 но передаю сообщение на этот приемник.
  С другой стороны приемник, если он заинтересован в постоянном по-
 лучении информации,..должен постоянно подстраивать свой приемник
 под частоту передатчика. Т.е тот, кто заинтересован в информации,
 тот и должен обеспечивать конгруэнтность канала.
  Как же это сделать?
  Давайте вспомним. Сейчас, когда идут частые трансляции футбольных
 матчей из других стран, иногда отключают изображение. Или звук.И
 вот в каком нелепом положении оказывается телекоментатор, который
 там...Когда он не знает, идет изображение, или нет.
  Когда идет изображение, и он коментирует репортаж с футбольного
 матча, он может себе позволить:"Смотрите, как интересно бежит. Надо
 же!". Если в этот момент отключается изображение, он продолжает
 ориентироваться при передаче на то, что у вас уже есть визуальный
 канал,что вы видите изображение,...- то он вам фактически ничего не
 сообщает.
 
 
  - 28 -
  Этой информации недостаточно, чтобы построить яркую карти-
 ну.Т.е.он фактически должен сейчас работать , как радиорепор-
 тер.Описывать словами то, что вы должны увидеть.Должен строить свою
 речь под вашу визуализацию.Т.е. эти слова должны быть образными,
 матричными,..он должен распологать все элементы так, как они должны
 находится в программе.
  А с другой стороны, если изображение уже появилось, и он начнет
 дублировать изображение своими фразами,--это тоже лишняя информа-
 ция.Она ничего не дает. Он описывает то, что вы и так видите.
  Мы говорили, что вот здесь в Аналоговом виде , информация хранит-
 ся в тех видох и формах, которые есть во внешнем мире/в правом по-
 лушарии-Ред./.
  ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ И КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ! (К кинестетике отнесем
 все от ощущений мышц, до обоняния, осязания, т.е. все, что связано
 с ощущениями тела.)
  Аналоговая информация хранится здесь /Правое полушарие-Ред./,в
 таком, таком, или таком виде. Виз.,Ауд.,Кин.. За счет того, что в
 таком виде она хранится и там /во внешнем мире-Ред./, ведь это
 отображение внешнего мира.
  Если я хочу словами передать информацию сюда /Левое полуша-
 рие-Ред./, и попадаю в позицию телерепортера, который знает, что
 вот этот человек изображения не видит, я должен своим объяснением,
 вот эти знаки ориентировать под визуальную модальность.
  Я должен это все описать так, чтобы человек смог нарисовать ис-
 конструировать образ здесь /Левое полушарие-Ред./.
  Если он здесь /Левое полушарие-Ред./ ориентирован на визуальное
 конструирование,т.е.построение визуальных образов,- я должен соо-
 рентировать свою информацию поступающую к нему, на визуальный канал.
  Психологи наверное знают. Есть такой тренинг:"Нарисуй пожарную
 машину." Если один человек видит картинку пожарной машины, и расс-
 казывает ее другому, тот ее с "закрытыми глазами", т.е. не видя са-
 мой машины- он ее просто рисует.
  Тот передает ему слова, и он рисует на основании слов. Он не зна-
 ет ,"что" нужно нарисовать!
  И тут слова типа:"Вот здесь вот квадрат,тут вот еще один квадрат,
 там два кружочка,..еще три кружочка внизу,..две паралельных линии,
 и много - много перпендикулярных на верху,..", и т.д.
  Если первый ее видит,или видел, и описывает по образу,то второй
 ее вообще имеет шанс нарисовать.Именно похожее на пожарную машину!
  Но если первый видит только описание текстовое, и пытается слова-
 ми просто объяснить это описание туда не видя ее, - тогда второй ее
 нарисовать уже не может. Он рисует набор кружочков, квадратиков,
 прямых линий,--но машину нарисовать он не может.
 
  Так вот. В НЛП считается,что основным принципом делания подобными
 "П" и "ОП" процедуры, двух коммуникаторов,- является ПРИСОЕДИНЕНИЕ
 к МОДАЛЬНОСТИ "П" партнера. Модальность - это один из этих видов
 (Ауд,Виз,Кин).Модальность бывает ВИЗУАЛЬНАЯ, АУДИАЛЬНАЯ, КИНЕСТЕТИ-
 ЧЕСКАЯ.
  Если сейчас работаю в той-же Модальности, что и партнер по комму-
 ниткации, и он переводит зрительные образы в слова, ..при этом я
 тоже переключусь на МОД.ВИЗ., и буду слова переводить в зрительные
 образы,-- качество передачи информации повышается.
  Т.е. там "телекамера", - у меня "телевизор".
  Вот здесь можно такую аналогию поставить. Вообще изображение-то
 будет,если я буду передавать информацию как по аналоговому виду.Но
 это тоже самое, что система кодирования и декодирования "ПАЛ-СЕ-
 
 
  - 29 -
 КАМ". Т.е., изображение-то идет, но оно не четкое, не яркое, может
 быть даже без звука,...нет тех цветов, которые необходимы.
  Эмоциональное воздействие, запоминание такой информации намного
 меньше.
  Ведь если информация внутри строится не четко и не ярко, то она
 также слабо воздействует на человека, как и нечеткое,и неяркое
 изображение в телевизоре.
 
  Давайте построим правило:"Что такое подобная процедура у двух
 коммуникаторов?".
 
  Ну предположим ситуация такая. У меня есть несколько видов чая,и
 я хочу,чтобы вы научились один из этих чаев различать.
  Например индийский чай N 36, или N 28, ...любой.
  Я пробую этот чай и начинаю вам рассказывать свои ощущения.Вы эти
 ощущения запоминаете. Синтезируете на основе моих слов такие-же
 ощущения,но..согласитесь, они будут не такими-же.Т.е. для этих-же
 слов ощущения у вас во рту будут немного другими.
  Как проверить,я вам правильно объяснил вкус индийского чая или
 нет....Очень просто. Я вам даю все эти чаи, вы их пробуете, и потом
 
 говорите:"Вот .Вот это тот самый, про который ты говорил!".
  Но это "А". Вы это попробовали, и это стало соответствовать с
 тем, что вы построили и сконструировали раньше.Ведь вы же не слово
 будете сопоставлять с этим вкусом, а тот вкус, который вы синтези-
 ровали когда я вам рассказывал.
  Если вы выбрали этот чай, - я правильно рассказал.Но проще даже
 не рассказывать. Проще дать попробовать, чтобы у вас сразу сложился
 этот "А".Конечно.
  Также , как если я, вот здесь, какой-то жест рукой сделаю,и поп-
 рошу одного из вас рассказать всем остальным - какой я сделал
 жест,..то он будет долго рассказывать, но для того, чтобы повторить
 его точно так-же, как я, придется очень долго вам рассказывать.Про-
 ще ему повторить мое движение,и тогда он передаст информацию Анало-
 говым образом. Аналоговым образом информацию передать проще.
  Так вот... "ОП" у этого коммуникатора будет подобной моей"П",если
 результат этой процедуры при прохождении обратной прямой - будет
 назван тем-же "З".
  "ОП" подобна "П", если результат этой"ОП",при проведении через
 эту "П", будет назван тем-же знаком.
  Этот чай я вам даю и вы его тоже называете:"О!Это номер 36!".Вы
 сопоставили, и провели сюда/Левое полушарие-Ред./,- "Да, это тоже
 самое!".
  Это единственное определение подобных "П" и "ОП", которое вообще
 можно дать...Потому, что по другому тут же мы наталкиваемся на гра-
 ницы точности.. В рамках предела точности, - вы понимаете..
  Если я вам дам 10 видов чая, и вам надо будет выбрать один из них,
 то требование точности к описанию будет гораздо больше.Если я вам
 дам чай, кофе, лимонад и молоко,..тогда сразу требования к точности
 уменьшаются.Но! В этих границах точности, все равно это будут по-
 добные процедуры.Т.е., в этих границах точности я могу не так четко
 вам описывать вкус чая,потому, что вы его поймете и из более прос-
 того объяснения.
  Если-же я прошу чтобы вы выбрали близкие друг к другу вкусы,и по-
 том из них выбрали один, - тогда я должен обеспечить большую точ-
 
 ность передачи информации.
  Но самое главное, что эффективная коммуникация, это та, которая
 обеспечивает состветствие "А-1" и "А-2" /первого и второго коммуни-
 
 
  - 30 -
 каторов-Ред./.
  Так вот, по НЛП, ПЕРВЫМ ПРИНЦИПОМ эффективности коммуникации, яв-
 ляется СООТВЕТСТВИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ первого и второго коммуникатора.
  Т.е., фактически систем кодирования и декодирования цвета , зву-
 ка, ощущения, при кодировании в "З", и при декодировании из "З" в
 "А".
  Если они совпадают, тогда коммуникация более эффективна.
  Но это все конечно очень хорошо...Удобно обращаться к человеку,
 если ты знаешь, что он в этот момент работает в ВИЗУАЛ. МОДАЛЬНОС-
 ТИ,то понятно, что я должен обращаться к нему таким образом:
 "Представь себе! ...Посмотри! Правда, здорово?..". Опираться на
 схемы таблицы, потому, что он может тут же их перенести во внутрен-
 ние образы,..
  Но ведь нужно знать в какой модальности работает человек.Т.е.
 фактически, сам процесс коммуникации должен заключаться в чем?
  Я постоянно знаю его модальность (Виз.,Ауд.,Кин.),что он там ВИЗ.
 образы видит там?Либо он слышит звуки? Либо он что-то переживает
 ощущениями.
  Если я это буду знать - я уже буду ориентироваться под эту мо-
 дальность,и не возникнет разговора, как часто между людьми:
 -Представь себе..
 -Да ты послушай меня..
  Один строит картинки.
  Другой говорит:"Послушай меня!".Он ориентирует информацию для пе-
 редачи по АУД. каналу, на логическое подробное текстовое последова-
 тельное описание,(а левое полушарие - это полушарие последователь-

<< Пред.           стр. 6 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу