<< Пред. стр. 7 (из 48) След. >>
ной информации)....А второй-то ориентирован на матричную передачу. На передачу изоб-
ражения. В виде матрицы, соотношение элементов, и их пространствен-
ное расположение.На образную информацию!
И каждый из вас наверное попадал в типичные бытовые ситуации:
Первое.(Даже есть такой анекдот). Жена приходит к мужу.Решила соз-
наться, что она ему изменяет.Она полчаса ему рассказывает, а он ви-
дит свои картинки.А когда она закончила, он поворачивает и гово-
рит:"Да.Ну купи себе эти туфли"....Те образы которые он строил,
если он работал в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,он фактически даже не слышит, ЧТО
она ему говорит.
На лекциях , когда вы отключаетесь от того, что я говорю,...вы
видите какие-то образы, какие-то картинки у вас идут,...как только
из картинок пошел звук (вы начали рассуждать о чем-то),тут-же вы
слышите, что Я ВАМ МЕШАЮ!
Вы у себя переключаетесь с изображения на звук, но при этом еще
идет звук от меня.И мой звук мешает вам слушать ваш внутренний.Но
пока вы были в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- я вам не мешал!
Тоже самое и в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. Попробуйте анализировать ощу-
щения, и тут-же вы перестанете слышать ЧТО я говорю! ..Слышать-то
будете, но будете слышать не так четко, и не так ясно понимать.Т.е.
эта процедура будет тут-же искажена. Не будет таких ярких передач!
Все-бы здорово, если бы постоянно знать - КАКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ у
партнера по коммуникации РАБОТАЕТ?
Вот если-бы знать, тогда можно было-бы каждый раз подключаться,...
Вот допустим у него модальности включаются..(ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,АУ-
ДИАЛ.МОДАЛЬН.,КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.)..Вот допустим есть замок, а у
него есть замочная скважина такая, такая, и такая!
Если нужно в любой момент открыть этот замок, в любой заведомо
неизвестный момент,..что я должен делать?
- 31 -
Я должен держать ключ всегда по направлению движения замочной
скважины. И как только возникает необходимость- "Шлеп!",-ключ вста-
вил и замок открылся.Но для этого я должен постоянно ориентировать-
ся :"В какой Модальности находится партнер?".
Вот бы знать, какая Модальность?
Был бы какой-нибудь индикатор на теле человека,который характери-
зовал бы , какая процедура здесь проходит.Виз., Ауд., Кин.. Вот был
бы такой терминал,по которому-бы стрелка показывала - какая Модаль-
ность у человека.
Так вот оказывается природа нам помогла.Такие индикаторы есть!Ин-
дикаторы которые характеризуют - в какой Модальности работает в
данное время человек.Индикаторов много. Их наверное больше 10
уже.Они разные по информационной насыщенности,т.е. разная степень
доверия к этим индикаторам,..
Вот сейчас несколько из них мы пройдем.
Вообще трудно представить себе, что человек существуя уже нес-
колько миллионов лет, - в таком виде , как сейчас,..внешне во вся-
ком случае - но...трудно представить , что по человеку можно сде-
лать какое-нибудь еще открытие!
Так вот...в 1973-1974 году, Джон Гриндер и Ричард Бендлер как раз
это открытие и сделали.
Давайте сечас посмотрим что у них получилось. Попробуем переотк-
рыть это открытие. (Те кто знают-молчат).
Давайте посмотрим на "Адаме".
-"Адам", ...я буду задавать вопросы,..и ребята мне помогут,..на
вопросы отвечать не нужно.Т.е. отвечай мысленно!Ну например: -Какой
цвет у светофора верхний? И отвечайте для себя. Хорошо? ...Осталь-
ные наблюдают.Те, кто знают - убедитесь еще раз. Те, кто не знают-
понаблюдайте.
Поехали?
-Какого цвета дом, в котором ты живешь?
-А дверь входная в квартиру?
-А как она хлопает?
-А звонок работает?
-Сегодня на тренировке было тяжело?
-Как тяжело было?В каком месте тяжело?
-Ноги не стер?
-В какой ноге больше, в правой или левой?
-Адам, за мной повтори...1+2+3-8+12+14..А теперь вычисли!
-Какая мелочь у тебя сейчас в кошельке?
-Какие монеты?
-Какой ботинок больше жмет?
-Как звучал-бы мой голос вот здесь на этом балконе, если бы эти
двери были закрыты?
-Как-бы эта комната выглядела-бы, если-бы покрасить в зеленый цвет,
и сверху в черный квадрат?
-Что выше Эйфелева или Останкинская Башня?
-Если их рядом поставить, то как они будут выглядеть?
-Вчера были неприятные ощущения?
-Какой палец на руке сейчас больше чуствуется?
-Как это ощущение можно было-бы словами описать?
-Какую фразу я сказал последней, перед тем, как тебя сюда позвали?
Интересно , да? Ну вы заметили,..избыточность по Виз. каналу
идет,а все остальное...
Что же произошло?
- 32 -
Ну вот так уж устроен человек, что у нормального правоориентиро-
ванного правши,когда он работает в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,и вынужден про-
водить Аналогово-Знаковую процедуру,..Т.е. вытаскивание из предсоз-
нания информации в сознание...(Не ту информацию, которую он знает и
так,..Номер телефона? Да такой! Я его знаю и так.)...А когда нужно
увеличить контрастность, яркость, громкость, предсознательного об-
раза,чтобы прошла вот эта процедура перевода в знак - "П"-т.е.,
чтобы описать словами, я должен это увидеть, услышать, или почуст-
вовать.
Если человек эту "П" проводит в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,то его глаза ори-
ентированы в зоны - 1 или 2, или 3, или 5.
_____________________
_ _ Рис. 5
_ 1 2 3 _ Направление движений глаз партнера по
_ _ коммуникации.(Смотрит на вас).
_ 4 5 6 _
_ _
_ 7 8 9 _
_____________________
Он может смотреть куда угодно, но он вынужден будет во время пе-
ревода из предсознания информации - в сознание,вот эту Аналого-
во-Знаковую "П", при формулировании "З", он вынужден взглянуть в
одну из этих зон... Куда-бы он не смотрел!
На одном из семинаров, который я проводил, ..там однажды на
сцену,вышел ...ну такой очень суровый мужчина,..Вышел и говорит:"Не
собьете меня. Я не посмотрю никуда!".Встал и смотрит в одну точку.
Я вообще-то испугался. Там уже серьезно..Он может какими-то мыш-
цами взгляд держать...Ну ладно. Я начинаю ему вопросы задавать,..он
действительно.. он не видит четко, и когда проверяешь, и ему гово-
ришь:"Вспомни цвет твоего дома снаружи?".-"Вспомнил!" -"Ка-
кой?"-молчание..Ему кажется..мелькнуло что-то, но цвета не было.
И вот он смотрит в одну точку..."Хорошо.Вспомни (предположим)
цвет наружной двери квартиры?".-"Вспомнил."-"Какой?"-молчание..Ска-
зать то он не может, ведь информацию он не извлекает..
И вот я ему говорю:"Ну вот если сейчас наложить 15-копеечную мо-
нету на 20-коп., что ты там по краям увидишь?" - "Предста-
вил!"-"Что?" - ....." Не могу!!! Глаза уходят!".--Он вынужден
взглянуть в ту зону, которая связана с Конструированием и представ-
лением Виз. образов.
Ну так уж устроен мозг, что такая вот, активность определенных
зон мозга,--связана с таким движением глаз.
Если человек работает в АУДИАЛ.МОДАЛЬН., Знаками обзывает Зву-
ки,..то его глаза, во время этих "П" и ,перевода из предсознатель-
ного в сознательное, обращены в зоны 4, 6 или 9.
Если же он работает в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.,то глаза обращены в 7
или 8.
Если он смотрит в одну зону, все равно, он обратится туда, откуда
надо достать информацию,- хоть на секунду!..Во время перевода вот
этого, из "А" в "З" /"П"/, - он все равно туда посмотрит! Если даже
это не видно так, то можно заснять на видеокамеру, медленно прокру-
тить и это движение увидеть.
Ну,..правда интересно? Миллион лет люди друг с другом общались,и
не заметили такую вещь.Но здесь усугубляется тем, что у левшей мо-
- 33 -
жет быть наоборот все, хотя это наверное касается только зон 1 и 3 .
Вот сейчас я вам расскажу нормальный случай из уголовной практики.
Когда следователь работает с человеком, и ему нужно получить какую-
то объективную информацию от него,...Скажем следователю нужно полу-
чить информацию от свидетеля, подследственного, и т.д...
Вот протокол допроса.Ну сколько допрос длится?..Ну час, два,..Вы
знаете, что две минуты - страница машинописного текста.Сколько в
этом протоколе фактов , слов, - если все проверять,..то это работа
на круглые сутки.
Если он будет проверять всю информацию, которую ему сказал свиде-
тель,подсудимый или подозреваемый, то он никогда не выполнит своей
задачи.
Ну раньше всегда считалось, что должна интуиция подсказать - Где
человек врет? Кстати интуиция так и работает, как мы сейчас разби-
рали.Т.е. интуитивно человек так и учится определять ложь,конструи-
рование,придумывание.
Но очень было бы неплохо, если бы напротив вот этого протокола
допроса, либо сам этот человек, либо психолог, - смог бы расставить
галочки. По принципам и законам НЕКОНГРУЭНТНОСТИ хотя бы.
Т.е. : -Это неконгруэнтно;
-Здесь что-то не так, и здесь что-то не так.
Из 15-20 страниц машинописного текста, он выделит 3 факта, а их
проверить намного проще!Из них часть может не подходить по смыс-
лу,т.е. не имеет никакого отношения к этому делу, а что-то подойдет.
Так уж устроен мозг, зоны 1 и 4 - это особые зоны.Это зоны свя-
занные с конструированием информации.
Если мы конструируем зрительные образы, ну скажем..на зеленую по-
верхность накладываем черные крестики....Мы же вынуждены, для того,
чтобы дать себе команду сконструировать,(на зеленую поверх-
ность + черные крестики),мы вынуждены вложить в это дело логический
компонент. Т.е. , при конструировании, будет участвовать логика.
Хоть подсознательно, но я фразу себе какую-то скажу!
А так уж устроено наше мышление, наш мозг, что при повышении ак-
тивности левого полушария, глаза поворачиваются вправо.А при повы-
шении активности правого полушария, - глаза поворачиваются влево.
Мы просто так привыкли видеть.
И левое поле зрения, оно четче видится правым полушарием,а правое
поле зрения лучше видится левым.
В связи с этим, если я напрягаю логику, и должен сейчас сконстру-
ировать логикой,... начать конструировать зрительный образ, ..я вы-
нужден включить логический аппарат, и зрительный образ включается
вот здесь - ЗОНА 1,ВИЗ.КОНСТР.
Если же я конструирую звуки, ..Как звучал бы вот этот голос в
других условиях? Как бы гремел будильник, если его положить в та-
зик?Я должен той-же логикой додумать.Включить логический компонент,
и тогда оказывается , что в ЗОНЕ 4 - АУДИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Вот эта схема (Рис.1), называется -- СХЕМА ГЛАЗНЫХ СИГНАЛОВ ДОС-
ТУПА.Это интересная таблица.. И вообщем-то, вот с этой схемы у
Гриндера и Бендлера все и началось.
И книга "Из лягушки в принца" - как раз и начинается с описания
таблицы "ГСД".
Теперь понятно , почему в русском фольклоре есть фраза:"Врет.Гла-
за бегают.Врет." Он проводит "П", он ищет аналоги по всем зо-
нам...Там нет , там нет, там нет...Ощущений нет, визуальных образов
нет, сконструировать и придумать не могу...вспомнить звуки не мо-
- 34 -
гу...-- "Глаза бегают, Врет!". Информации нет.
У ребенка до 5-6 лет, когда работает Эйдетическая память,...у ре-
бенка не просто движение глаз куда-то, а ребенок за счет своей Эй-
детики он помнит все в 3-х системах. Он помнит как это выглядело, и
как это слышалось, и как это чуствовалось.За счет этого он очень
надежно запоминает информацию.За счет этого, он за 3 года осваивает
весь предметный и окружающий мир.
ВОПРОС:А это во всех культурах вот такое движение?
-Да.Проверено уже везде. Единственное то, что но Востоке больше
левшей.Ну вы понимаете, что у японцев сложнее определять. Один мой
знакомый вообще говорил, что у них только ЗОНЫ 4 5 6 ...
У японцев все усугубляется другим. Там иероглифическая форма
письма,..правополушарно - ориентированное мышление,...(Европейская
культура левополушарная).
И письмо у них своеобразное. Символьное обозначение слов.Не пос-
ледовательный текст, а матричный. Он такой только у японцев и ки-
тайцев.
И еще,..вы помните..Если вы смотрите на группу иероглифов, и они
составляют одно слово, длдя того, чтобы понять:"Что это за слово?",
-я должен посмотреть в центр.Не последовательно пробежать, а пос-
мотреть в центр на все вместе.
Если слово еще из 3-х иероглифов, то надо смотреть на централь-
ный,чтобы видеть все остальные.И не случайно у японцев взгяд на че-
ловека не в глаза, а в подбородок. Очень трудно соориентироваться с
начала, когда он смотрит тебе на подбородок, когда он с тобой раз-
говаривает.Он тебя-то тоже воспринимает как Иероглиф.
Посмотрите друг другу глаза в глаза.Руки уже не так четко видны.А
посмотрите на подбородок, и руки уже видно хорошо.И вот это заложе-
но в японце, и это создает большие трудности в общении с ним.
Так.....
УПРАЖНЕНИЕ 1.1
Сейчас, когда вы будете перекуривать, прежде, чем будете выпол-
нять упражнение 1.2, -- понаблюдайте друг за другом. Посмотрите за
ассимметрией поведения.Ассимметрия жестов, ассимметрия морщи-
нок,улыбки,..ассимметрия морщинок вокруг глаз, ассимметрия появле-
ния пятен (а их очень хорошо видно),..ассимметрия позы - какая рука
активна, а какая пассивна.Ассимметрия зажатости.
Попытайтесь сделать какой-то диагноз , на основании того, что я
говорил.
Логика на правой, эмоции на левой стороне тела.
Это упражнение чисто наблюдательное.Главное - научиться следить
за ассимметрией, научиться следить за тем, как человек ведет се-
бя.Выявлять ассимметрию.Постоянно проводить сопоставление на ассим-
метрию правого и левого.
УПРАЖНЕНИЕ 1.2
Наблюдение за "ГСД" с рукой.Вот теперь я это упражнение покажу!
Работаем по тройкам.1-й,2-й,3-й.В тройках во время выполнения уп-
ражнения меняемся, а потом в следующем упражнении меняемся в
тройках. Т.е., каждый с каждым должен поработать.
Упражнение выполняется так:
-Номер 1 задает вопросы типа тех, которые мы задавали "Ада-
му",..лучше посложнее, чтобы человек вспоминал что-то реально.Не
свой номер телефона или "Как тебя зовут?", а например:"Сколько пу-
говиц на зимнем пальто?"....Ну чтобы хоть что-то вспомнить.
- 35 -
Первый задает вопросы второму,..вопросы, чтобы тот что-то вспом-
нил, вытащил из подсознания.Посложнее.Чтобы задумывался подолгу.
2-й на эти вопросы отвечает.Здесь вы тоже можете наблюдать за ас-
симметрией второго человека.
Задача 3-го -- сидеть сзади 1-го, чтобы не мешать ему...и
наблюдать за глазами независимо от вопросов.Наблюдать за глазами 2-
го, и вместе с глазами водить рукой.Вот это очень пригодится. Прос-
то следить глазами за глазами 2-го, ..это вроде-бы просто, но пос-
тоянно отвлекаешься, теряешь из виду глаза,и рука вот которой вы
сейчас научитесь водить, она вам потом очень пригодится. Вы это
поймете.В конце.
Вот у него глаза пошли сюда -- Раз..синхронно совершаете движение
рукой.Как будто вы накрываете рукой его глаз. С той же самой ско-
ростью.
ВОПРОС:Что тренируется в данный момент?
Ну..Первый тренируется задавать вопросы. Это не так просто.Вы
поймете, что если он будет при этом наблюдать, он ничего не задаст.
Если он будет задавать, он будет думать только о вопросах. Т.е.
пусть тренируется задавать вопросы.
Джон Гриндер однажды устроил марафон, и задавал вопросы без пере-
рыва 2 часа. Но это..повторить этот рекорд нельзя.
Первый тренируется задавать вопросы. Может понаблюдать за ассим-
метрией второго.
У второго задача достаточно пассивная - просто вспоминать.
В основном тренируется 3-й. Он тренирует наблюдение за "ГСД",и
следит за ними с рукой. Обязательно с рукой.