<< Пред.           стр. 7 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 ной информации)....
  А второй-то ориентирован на матричную передачу. На передачу изоб-
 ражения. В виде матрицы, соотношение элементов, и их пространствен-
 ное расположение.На образную информацию!
  И каждый из вас наверное попадал в типичные бытовые ситуации:
 Первое.(Даже есть такой анекдот). Жена приходит к мужу.Решила соз-
 наться, что она ему изменяет.Она полчаса ему рассказывает, а он ви-
 дит свои картинки.А когда она закончила, он поворачивает и гово-
 рит:"Да.Ну купи себе эти туфли"....Те образы которые он строил,
 если он работал в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,он фактически даже не слышит, ЧТО
 она ему говорит.
  На лекциях , когда вы отключаетесь от того, что я говорю,...вы
 видите какие-то образы, какие-то картинки у вас идут,...как только
 из картинок пошел звук (вы начали рассуждать о чем-то),тут-же вы
 слышите, что Я ВАМ МЕШАЮ!
  Вы у себя переключаетесь с изображения на звук, но при этом еще
 идет звук от меня.И мой звук мешает вам слушать ваш внутренний.Но
 пока вы были в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- я вам не мешал!
  Тоже самое и в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. Попробуйте анализировать ощу-
 щения, и тут-же вы перестанете слышать ЧТО я говорю! ..Слышать-то
 будете, но будете слышать не так четко, и не так ясно понимать.Т.е.
 эта процедура будет тут-же искажена. Не будет таких ярких передач!
  Все-бы здорово, если бы постоянно знать - КАКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ у
 партнера по коммуникации РАБОТАЕТ?
  Вот если-бы знать, тогда можно было-бы каждый раз подключаться,...
 
  Вот допустим у него модальности включаются..(ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,АУ-
 ДИАЛ.МОДАЛЬН.,КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.)..Вот допустим есть замок, а у
 него есть замочная скважина такая, такая, и такая!
  Если нужно в любой момент открыть этот замок, в любой заведомо
 неизвестный момент,..что я должен делать?
 
 
  - 31 -
  Я должен держать ключ всегда по направлению движения замочной
 скважины. И как только возникает необходимость- "Шлеп!",-ключ вста-
 вил и замок открылся.Но для этого я должен постоянно ориентировать-
 ся :"В какой Модальности находится партнер?".
  Вот бы знать, какая Модальность?
  Был бы какой-нибудь индикатор на теле человека,который характери-
 зовал бы , какая процедура здесь проходит.Виз., Ауд., Кин.. Вот был
 бы такой терминал,по которому-бы стрелка показывала - какая Модаль-
 ность у человека.
  Так вот оказывается природа нам помогла.Такие индикаторы есть!Ин-
 дикаторы которые характеризуют - в какой Модальности работает в
 данное время человек.Индикаторов много. Их наверное больше 10
 уже.Они разные по информационной насыщенности,т.е. разная степень
 доверия к этим индикаторам,..
  Вот сейчас несколько из них мы пройдем.
  Вообще трудно представить себе, что человек существуя уже нес-
 колько миллионов лет, - в таком виде , как сейчас,..внешне во вся-
 ком случае - но...трудно представить , что по человеку можно сде-
 лать какое-нибудь еще открытие!
 
  Так вот...в 1973-1974 году, Джон Гриндер и Ричард Бендлер как раз
 это открытие и сделали.
  Давайте сечас посмотрим что у них получилось. Попробуем переотк-
 рыть это открытие. (Те кто знают-молчат).
  Давайте посмотрим на "Адаме".
  -"Адам", ...я буду задавать вопросы,..и ребята мне помогут,..на
 вопросы отвечать не нужно.Т.е. отвечай мысленно!Ну например: -Какой
 цвет у светофора верхний? И отвечайте для себя. Хорошо? ...Осталь-
 ные наблюдают.Те, кто знают - убедитесь еще раз. Те, кто не знают-
 понаблюдайте.
  Поехали?
 -Какого цвета дом, в котором ты живешь?
 -А дверь входная в квартиру?
 -А как она хлопает?
 -А звонок работает?
 -Сегодня на тренировке было тяжело?
 -Как тяжело было?В каком месте тяжело?
 -Ноги не стер?
 -В какой ноге больше, в правой или левой?
 -Адам, за мной повтори...1+2+3-8+12+14..А теперь вычисли!
 -Какая мелочь у тебя сейчас в кошельке?
 -Какие монеты?
 -Какой ботинок больше жмет?
 -Как звучал-бы мой голос вот здесь на этом балконе, если бы эти
 двери были закрыты?
 -Как-бы эта комната выглядела-бы, если-бы покрасить в зеленый цвет,
 и сверху в черный квадрат?
 -Что выше Эйфелева или Останкинская Башня?
 -Если их рядом поставить, то как они будут выглядеть?
 -Вчера были неприятные ощущения?
 -Какой палец на руке сейчас больше чуствуется?
 -Как это ощущение можно было-бы словами описать?
 -Какую фразу я сказал последней, перед тем, как тебя сюда позвали?
 
  Интересно , да? Ну вы заметили,..избыточность по Виз. каналу
 идет,а все остальное...
  Что же произошло?
 
 
  - 32 -
  Ну вот так уж устроен человек, что у нормального правоориентиро-
 ванного правши,когда он работает в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,и вынужден про-
 водить Аналогово-Знаковую процедуру,..Т.е. вытаскивание из предсоз-
 нания информации в сознание...(Не ту информацию, которую он знает и
 так,..Номер телефона? Да такой! Я его знаю и так.)...А когда нужно
 увеличить контрастность, яркость, громкость, предсознательного об-
 раза,чтобы прошла вот эта процедура перевода в знак - "П"-т.е.,
 чтобы описать словами, я должен это увидеть, услышать, или почуст-
 вовать.
  Если человек эту "П" проводит в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,то его глаза ори-
 ентированы в зоны - 1 или 2, или 3, или 5.
  _____________________
  _ _ Рис. 5
  _ 1 2 3 _ Направление движений глаз партнера по
  _ _ коммуникации.(Смотрит на вас).
  _ 4 5 6 _
  _ _
  _ 7 8 9 _
  _____________________
 
  Он может смотреть куда угодно, но он вынужден будет во время пе-
 ревода из предсознания информации - в сознание,вот эту Аналого-
 во-Знаковую "П", при формулировании "З", он вынужден взглянуть в
 одну из этих зон... Куда-бы он не смотрел!
  На одном из семинаров, который я проводил, ..там однажды на
 сцену,вышел ...ну такой очень суровый мужчина,..Вышел и говорит:"Не
 собьете меня. Я не посмотрю никуда!".Встал и смотрит в одну точку.
  Я вообще-то испугался. Там уже серьезно..Он может какими-то мыш-
 цами взгляд держать...Ну ладно. Я начинаю ему вопросы задавать,..он
 действительно.. он не видит четко, и когда проверяешь, и ему гово-
 ришь:"Вспомни цвет твоего дома снаружи?".-"Вспомнил!" -"Ка-
 кой?"-молчание..Ему кажется..мелькнуло что-то, но цвета не было.
  И вот он смотрит в одну точку..."Хорошо.Вспомни (предположим)
 цвет наружной двери квартиры?".-"Вспомнил."-"Какой?"-молчание..Ска-
 зать то он не может, ведь информацию он не извлекает..
  И вот я ему говорю:"Ну вот если сейчас наложить 15-копеечную мо-
 нету на 20-коп., что ты там по краям увидишь?" - "Предста-
 вил!"-"Что?" - ....." Не могу!!! Глаза уходят!".--Он вынужден
 взглянуть в ту зону, которая связана с Конструированием и представ-
 лением Виз. образов.
  Ну так уж устроен мозг, что такая вот, активность определенных
 зон мозга,--связана с таким движением глаз.
 
  Если человек работает в АУДИАЛ.МОДАЛЬН., Знаками обзывает Зву-
 ки,..то его глаза, во время этих "П" и ,перевода из предсознатель-
 ного в сознательное, обращены в зоны 4, 6 или 9.
 
  Если же он работает в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН.,то глаза обращены в 7
 или 8.
  Если он смотрит в одну зону, все равно, он обратится туда, откуда
 надо достать информацию,- хоть на секунду!..Во время перевода вот
 этого, из "А" в "З" /"П"/, - он все равно туда посмотрит! Если даже
 это не видно так, то можно заснять на видеокамеру, медленно прокру-
 тить и это движение увидеть.
 
  Ну,..правда интересно? Миллион лет люди друг с другом общались,и
 не заметили такую вещь.Но здесь усугубляется тем, что у левшей мо-
 
 
  - 33 -
 жет быть наоборот все, хотя это наверное касается только зон 1 и 3 .
  Вот сейчас я вам расскажу нормальный случай из уголовной практики.
 Когда следователь работает с человеком, и ему нужно получить какую-
 то объективную информацию от него,...Скажем следователю нужно полу-
 чить информацию от свидетеля, подследственного, и т.д...
  Вот протокол допроса.Ну сколько допрос длится?..Ну час, два,..Вы
 знаете, что две минуты - страница машинописного текста.Сколько в
 этом протоколе фактов , слов, - если все проверять,..то это работа
 на круглые сутки.
  Если он будет проверять всю информацию, которую ему сказал свиде-
 тель,подсудимый или подозреваемый, то он никогда не выполнит своей
 задачи.
  Ну раньше всегда считалось, что должна интуиция подсказать - Где
 человек врет? Кстати интуиция так и работает, как мы сейчас разби-
 рали.Т.е. интуитивно человек так и учится определять ложь,конструи-
 рование,придумывание.
  Но очень было бы неплохо, если бы напротив вот этого протокола
 допроса, либо сам этот человек, либо психолог, - смог бы расставить
 галочки. По принципам и законам НЕКОНГРУЭНТНОСТИ хотя бы.
  Т.е. : -Это неконгруэнтно;
  -Здесь что-то не так, и здесь что-то не так.
  Из 15-20 страниц машинописного текста, он выделит 3 факта, а их
 проверить намного проще!Из них часть может не подходить по смыс-
 лу,т.е. не имеет никакого отношения к этому делу, а что-то подойдет.
 
  Так уж устроен мозг, зоны 1 и 4 - это особые зоны.Это зоны свя-
 занные с конструированием информации.
  Если мы конструируем зрительные образы, ну скажем..на зеленую по-
 верхность накладываем черные крестики....Мы же вынуждены, для того,
 чтобы дать себе команду сконструировать,(на зеленую поверх-
 ность + черные крестики),мы вынуждены вложить в это дело логический
 компонент. Т.е. , при конструировании, будет участвовать логика.
 Хоть подсознательно, но я фразу себе какую-то скажу!
  А так уж устроено наше мышление, наш мозг, что при повышении ак-
 тивности левого полушария, глаза поворачиваются вправо.А при повы-
 шении активности правого полушария, - глаза поворачиваются влево.
  Мы просто так привыкли видеть.
  И левое поле зрения, оно четче видится правым полушарием,а правое
 поле зрения лучше видится левым.
  В связи с этим, если я напрягаю логику, и должен сейчас сконстру-
 ировать логикой,... начать конструировать зрительный образ, ..я вы-
 нужден включить логический аппарат, и зрительный образ включается
 вот здесь - ЗОНА 1,ВИЗ.КОНСТР.
  Если же я конструирую звуки, ..Как звучал бы вот этот голос в
 других условиях? Как бы гремел будильник, если его положить в та-
 зик?Я должен той-же логикой додумать.Включить логический компонент,
 и тогда оказывается , что в ЗОНЕ 4 - АУДИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.
 
  Вот эта схема (Рис.1), называется -- СХЕМА ГЛАЗНЫХ СИГНАЛОВ ДОС-
 ТУПА.Это интересная таблица.. И вообщем-то, вот с этой схемы у
 Гриндера и Бендлера все и началось.
  И книга "Из лягушки в принца" - как раз и начинается с описания
 таблицы "ГСД".
  Теперь понятно , почему в русском фольклоре есть фраза:"Врет.Гла-
 за бегают.Врет." Он проводит "П", он ищет аналоги по всем зо-
 нам...Там нет , там нет, там нет...Ощущений нет, визуальных образов
 нет, сконструировать и придумать не могу...вспомнить звуки не мо-
 
 
  - 34 -
 гу...-- "Глаза бегают, Врет!". Информации нет.
  У ребенка до 5-6 лет, когда работает Эйдетическая память,...у ре-
 бенка не просто движение глаз куда-то, а ребенок за счет своей Эй-
 детики он помнит все в 3-х системах. Он помнит как это выглядело, и
 как это слышалось, и как это чуствовалось.За счет этого он очень
 надежно запоминает информацию.За счет этого, он за 3 года осваивает
 весь предметный и окружающий мир.
 
 ВОПРОС:А это во всех культурах вот такое движение?
  -Да.Проверено уже везде. Единственное то, что но Востоке больше
 левшей.Ну вы понимаете, что у японцев сложнее определять. Один мой
 знакомый вообще говорил, что у них только ЗОНЫ 4 5 6 ...
  У японцев все усугубляется другим. Там иероглифическая форма
 письма,..правополушарно - ориентированное мышление,...(Европейская
 культура левополушарная).
  И письмо у них своеобразное. Символьное обозначение слов.Не пос-
 ледовательный текст, а матричный. Он такой только у японцев и ки-
 тайцев.
  И еще,..вы помните..Если вы смотрите на группу иероглифов, и они
 составляют одно слово, длдя того, чтобы понять:"Что это за слово?",
 -я должен посмотреть в центр.Не последовательно пробежать, а пос-
 мотреть в центр на все вместе.
  Если слово еще из 3-х иероглифов, то надо смотреть на централь-
 ный,чтобы видеть все остальные.И не случайно у японцев взгяд на че-
 ловека не в глаза, а в подбородок. Очень трудно соориентироваться с
 начала, когда он смотрит тебе на подбородок, когда он с тобой раз-
 говаривает.Он тебя-то тоже воспринимает как Иероглиф.
  Посмотрите друг другу глаза в глаза.Руки уже не так четко видны.А
 посмотрите на подбородок, и руки уже видно хорошо.И вот это заложе-
 но в японце, и это создает большие трудности в общении с ним.
  Так.....
 
 УПРАЖНЕНИЕ 1.1
  Сейчас, когда вы будете перекуривать, прежде, чем будете выпол-
 нять упражнение 1.2, -- понаблюдайте друг за другом. Посмотрите за
 ассимметрией поведения.Ассимметрия жестов, ассимметрия морщи-
 нок,улыбки,..ассимметрия морщинок вокруг глаз, ассимметрия появле-
 ния пятен (а их очень хорошо видно),..ассимметрия позы - какая рука
 активна, а какая пассивна.Ассимметрия зажатости.
  Попытайтесь сделать какой-то диагноз , на основании того, что я
 говорил.
  Логика на правой, эмоции на левой стороне тела.
  Это упражнение чисто наблюдательное.Главное - научиться следить
 за ассимметрией, научиться следить за тем, как человек ведет се-
 бя.Выявлять ассимметрию.Постоянно проводить сопоставление на ассим-
 метрию правого и левого.
 
 УПРАЖНЕНИЕ 1.2
  Наблюдение за "ГСД" с рукой.Вот теперь я это упражнение покажу!
  Работаем по тройкам.1-й,2-й,3-й.В тройках во время выполнения уп-
 ражнения меняемся, а потом в следующем упражнении меняемся в
 тройках. Т.е., каждый с каждым должен поработать.
  Упражнение выполняется так:
  -Номер 1 задает вопросы типа тех, которые мы задавали "Ада-
 му",..лучше посложнее, чтобы человек вспоминал что-то реально.Не
 свой номер телефона или "Как тебя зовут?", а например:"Сколько пу-
 говиц на зимнем пальто?"....Ну чтобы хоть что-то вспомнить.
 
 
  - 35 -
  Первый задает вопросы второму,..вопросы, чтобы тот что-то вспом-
 нил, вытащил из подсознания.Посложнее.Чтобы задумывался подолгу.
  2-й на эти вопросы отвечает.Здесь вы тоже можете наблюдать за ас-
 симметрией второго человека.
  Задача 3-го -- сидеть сзади 1-го, чтобы не мешать ему...и
 наблюдать за глазами независимо от вопросов.Наблюдать за глазами 2-
 го, и вместе с глазами водить рукой.Вот это очень пригодится. Прос-
 то следить глазами за глазами 2-го, ..это вроде-бы просто, но пос-
 тоянно отвлекаешься, теряешь из виду глаза,и рука вот которой вы
 сейчас научитесь водить, она вам потом очень пригодится. Вы это
 поймете.В конце.
  Вот у него глаза пошли сюда -- Раз..синхронно совершаете движение
 рукой.Как будто вы накрываете рукой его глаз. С той же самой ско-
 ростью.
 ВОПРОС:Что тренируется в данный момент?
  Ну..Первый тренируется задавать вопросы. Это не так просто.Вы
 поймете, что если он будет при этом наблюдать, он ничего не задаст.
 Если он будет задавать, он будет думать только о вопросах. Т.е.
 пусть тренируется задавать вопросы.
  Джон Гриндер однажды устроил марафон, и задавал вопросы без пере-
 рыва 2 часа. Но это..повторить этот рекорд нельзя.
  Первый тренируется задавать вопросы. Может понаблюдать за ассим-
 метрией второго.
  У второго задача достаточно пассивная - просто вспоминать.
  В основном тренируется 3-й. Он тренирует наблюдение за "ГСД",и
 следит за ними с рукой. Обязательно с рукой.

<< Пред.           стр. 7 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу