<< Пред.           стр. 8 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

  5 минут так поработали - поменялись,..еще 5-10 минут поработали -
 поменялись.
 
  - 36 -
 
  ЗАНЯТИЕ N 1./ПРОДОЛЖЕНИЕ/
 
  Ну получилось ? Вопросы есть какие-нибудь?
  Вот с рукой обязательно. Делайте с рукой.Пожалуйста! Вам очень
 пригодится эта рука.Помяните мое слово.
  В одной группе было сомнение:-специально я так двигаю глазами, т.
 е. притворяюсь или нет? Просто диапазон амплитуд у разных людей со-
 вершенно разный (движения глаз).
  Теперь. Здесь еще одна интересная мысль....Теперь я могу открыть
 маленький секрет..Я специально попросил "Тамару" принять участие в
 семинаре, потому, что я знал, что у нее все наоборот и все очень
 красиво.
 -Какого цвета шарики вам дали?
 -Какой голос Высоцкого?
 -Какой вкус персика?
 -.......
  У нее все совершенно наоборот.Вот это типичный пример левши.Зоны
 располагаются так: 3 2 1
  6 5 4
  9 8 7.
  И очень четко все видно . Амплитуда движений глаз очень большая.
 
 
  Так. Ну ладно.
  Вот один индикатор модальности процесса, который происходит в
 партнере мы нашли. Это - "ГСД".
  Но этих индикаторов много.
  Давайте второй индикатор попробуем найти.
  Давайте представим себе, что .....Что я сказал?..ПРЕДСТАВИМ!Это
 значит я сам в этот момент строить образы.
  Если я использую слово ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- это значит, что у меня
 внутри происходит Виз. процесс.
  И когда человек говорит:"Ну это-же ПРЕКРАСНО! ..ПОСМОТРИ!..ВИДИШЬ
 ЛИ!...ПРЕДСТАВЬ себе...Какая хорошая ПЕРСПЕКТИВА!...Это очень ЯРКИЕ
 воспоминания!..", - сами слова говорят, что у него идет в этот мо-
 мент "П" в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
  Эти слова называются ПРЕДИКАТАМИ.
  Предикаты - это слова, которые характеризуют Модальность внутрен-
 него процесса.
  Я вот сейчас ПОДУМАЛ...Как ты ДУМАЕШЬ?..СКАЖИ мне...Ты СЛЫШАЛ ?
 ..Это СОЗВУЧНО!... Это слова , которые человек использует , когда
 он сам в этот момент находится в АУДИАЛ.МОДАЛЬН...
  Это очень ТЯЖЕЛО..Это все НЕПРОСТО..Мне так ЛЕГКО это было вспо-
 минать..Это очень ТЯЖЕЛОЕ переживание...Я так это ОЩУЩАЮ..Очень
 ТЕПЛЫЙ прием... Это КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН... Человек в данный момент
 находится в "П" КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН...
  Чаще всего "ГСД" во время ответа, или во время генерации мыс-
 ли,мысль сопровождается не только ВИЗ. "ГСД", которые вы можете ви-
 деть глазами, но и ПРЕДИКАТАМИ.
  Ну ладно.С ПРЕДИКАТАМИ тоже все понятно. Как человек мыслит, так
 он и говорит.
  А еще?
 
  Давайте сейчас разберем еще несколько индикаторов Модальности "П".
 
  ТРЕТИЙ индикатор - СКОРОСТЬ РЕЧИ И СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.
 
 
  - 37 -
  Вы заметили наверное, что я ВИЗУАЛИСТ. (Вы ЗАМЕТИЛИ!..)Я говорю
 достаточно быстро. Обычно во время лекции,когда не такая большая
 комната и не надо проговаривать слово, чтобы оно было слышно в кон-
 це, - я говорю 120 слов в минуту.
  С чем связана вот эта скорость? А очень просто. У меня мысли бе-
 гут зрительно...Я даже не успеваю за ними. Я их описываю, описываю
 описываю...они от меня убегают, если я не успеваю за ними говорить.
  Зрительная информация очень емкая. Чтобы все, что я вижу описать,
 приходится говорить очень быстро, иначе я ничего не успеваю схваты-
 вать.Дальше идут следующие образы.
  А! Теперь обратите внимание на мои руки! Что я сейчас ими делаю?
 Да! Руки вверху! При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - руки вверху. То , что я вижу
 - я рисую.Это четвертый индикатор.
 
  ТРЕТИЙ - ТЕМП РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ.
  ЧЕТВЕРТЫЙ - это движения рук.УРОВЕНЬ РУК.
 
  При АУДИАЛЬН.МОДАЛЬН. я говорю ровно, спокойно,словно в ритм чему
 -то, в ритм внутреннему голосу,..т.е.фактически повторяю то, что
 слышу своим внутренним слухом. И в этот момент - руки на уровне
 груди.
  А КИНЕСТЕТИК говорит очень медленно. Он вытягивает из ощущений
 слова,говорит очень медленно, думает очень медленно, - очень затор-
 моженный. Каждую мысль прочуствует,...и руки внизу!
 
  Еще какие показатели могут быть?
 
 ВОПРОС:Может ли Кинестетик не договаривать слова? Бросить мысль?
  Визуалистам это более присуще.Потому, что он картинку видит. Ему
 кажется, что все ее видят с другой стороны..
  Аудиалист этого вообще не допустит!Он даже сам не понимет этой
 мысли, если он не проговорит ее до конца,..Как он ее услышит? Ауди-
 алист, это человек , который высказывает все уже в чистом, печатном
 виде.Т.е, как он говорит - можно писать.
  У меня есть несколько стенограмм моих лекций.Вы знаете! Читать
 это неинтересно! Без интонаций, без жестов,-это просто какие-то об-
 рывочные фразы.
  Аудиалист обычно текст говорит так, что можно писать.Он логически
 все подробно разбирает. 1-е,2-е,3-е..Вот теперь вот это, вот теперь
 вот это...
 ВОПРОС:Как понимать соотношение движений головы и глаз?Например,
 глаза пошли вправо, и голова пошла вправо?
  Просто ОЧЕНЬ ВПРАВО!Не хватает глазных амплитуд.
 
  У Кинестетика речь заторможена.Руки внизу..
 
  Ну вот давайте я еще один пример приведу, и вы поймете в чем зак-
 лючается 5-й признак модальности.
  "Мне КАЖЕТСЯ,..вот я сейчас ПОЧУСТВОВАЛ,.." ...Да! Это ИНТОНАЦИЯ
 голоса. При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - вверх. Смысловая фраза по нотам, по
 высоте идет вверх - это ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.( Из низкого переходит
 ввех). "Мне кажется..", и голова при этом тоже идет вверх.
  При повороте головы и глаз вверх, высота голоса повышается. ВИЗУ-
 АЛ.МОДАЛЬН. связана с повышением тона. А КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. - с
 понижением.
  А если все время на одном уровне, то это обычно АУДИАЛ.МО-
 ДАЛЬН..Человек монотонно говорит.
 
 
  - 38 -
  Кинестетики говорят мало, но говорят веско. Они доводят информа-
 цию полутонами. Они это очень здорово чуствуют.Они телом переживают
 интонацию.
 
  Теперь ТЕМПЕРАМЕНТ.
  Визуалист, это вот очень эмоционально яркое выражение в поведе-
 нии.Мимика очень яркая.Жестикуляция яркая. Показывание предметов.Т.
 е. очень высокая темпераментность . Но это не так все просто. Там
 же есть разные этапы переработки информации.
  Аудиалист, это человек стоящий обычно за трибуной и говорящий
 глядя вот сюда /Зоны 6 и 9 - Ред./Либо читающий. Тело напряжено.Ему
 движения даже мешают думать,сосредоточиться, услышать что-нибудь.
  А Кинестетик, он телом все сопереживает, у него пот выскакивает
 при мельчайших переживаниях и вспоминаниях,..он постоянно думает
 "вниз"..он анализирует свои ощущения,...Его тоже всегда видно.
 
  Просто так сказать про человека,что он Визуалист - нельзя.Так-же,
 как нельзя сказать, что он Кинестетик или Аудиалист.
 
  Теперь попытаемся проанализировать - а вот эти "ГСД", нельзя ли,
 чтобы человек в одну зону обратился и все там вспомнил?Как происхо-
 дит вообще процесс вытаскивания информации из подсознания?Не может-
 же быть все так просто, что вот раз..-ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.- и все выта-
 щил?
  Дело в том, что мыслительный процесс, он связан с ТРЕМЯ этапами
 переработки информации.
  1. ПОИСК
  2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
  3. ОЦЕНКА (РЕФЕРЕНТНЫЙ)
  Если в человеке происходит собственный внутренний мыслительный
 процесс,то он проходит вот эти 3 этапа.
  По первому этапу человек ищет в одной из Модальностей информацию,
 которую ему нужно оттуда считать.
  На втором этапе он эту информацию считывает, и прикрепляет к соз-
 нанию.
  И часто существует 3-й этап, который связан с оценкой этой инфор-
 мации на:-правильно-ли; хорошо-плохо ; больше-меньше ; лучше-хуже;.
 ..т.е. оценка.Отношение. Свое отношение к этой информации.
  1 и 3 третий этапы проходят безсознательно. Человек не осознает в
 какой модальности они происходят.Если ему сейчас рассказать,
 "как" он это делает, он это заметит. Но тем не менее в сознании
 представляется только вот этот ВТОРОЙ этап.
  Первое движение глаз, самое быстрое первое движение глаз - это
 движение сюда (1 этап) в подсознание. Оттуда вытаскивается информа-
 ция, она считывается, переводится вот этой "П", а потом она оцени-
 вается.Тоже последнее движение глаз очень быстрое. Т.е. тоже под-
 сознательно. Человек даже не знает, что он это сделал.
  Но тем не менее, если наблюдать - можно это заметить.
  Первый этап связан обычно с наиболее развитой у человека системой.
 Вот он говорит:"У меня хорошая зрительная память!".Значит первый
 этап вероятнее всего будет зрительным.Потому, что даже слово,...Ну
 такое предложение:"Скажи, что тебе говорила жена, когда ты уезжал
 сюда?Какая последняя фраза жены?".
  "Она мне сказала, чтобы я возвращался тогда-то.." Что я сделал?Я
 сначала ее увидел, и только когда я ее увидел, я получил доступ к
 звукам , которые она говорит.
  Наоборот у меня не получится.
 
 
  - 39 -
  Я обратился к изображению, но я этого не осознаю,..и слышу звуки.
  Если мне задать вопрос:"А скажи, она правильно сказала?"Я могу
 обратиться уже к третьему этапу. Оценить правильно-неправильно, хо-
 рошо-плохо, и т.д. Этот этап будет уже тоже неосознаваем.Это очень
 быстрое движение глаз.
  Но здесь нужно различать вопросы двух типов.
  Первый. Это безмодальный вопрос.Вопрос без заданной модальнос-
 ти.Например:"Вспомни самый лучший день в прошлом году?" Я не задал
 вспомнить оттуда звуки или какое-нибудь изображение этого дня, или
 вспомнить ощущения того дня.
  Человек обращается к ведущей, самой развитой у него системе, ска-
 жем Визуальной,..и вероятнее всего, что в визуальной системе он бу-
 дет информацию репрезентировать.Раз она наиболее развита, ему проще
 вспоминать именно так!
  Давайте сечас рассмотрим такой пример...Подходит человек к теле-
 визору.
  Человек, который плохо видит. Ему нужно найти необходимую переда-
 чу. Он включает телевизор, и начинает щелкать каналами.Он плохо ви-
 дит. ...А! Услышал!Вот! Вот то, что надо - одел очки и смотрит.
  Теперь. Человек , который плохо слышит.Но ему нужно услышать
 программу новостей...Чик, чик, чик, - увидел изображение,а потом
 уже прислушивается к тому, что говорят.
  Если я человеку говорю:"Вспомни..(все, что угодно без всякой Мо-
 дальности),.." - первый и второй этап будут совпадать.Потому, что
 раз он лучше видит, он найдет канал по изображению, - и будет его
 смотреть.Это называется ИЗБЫТОЧНОСТЬ. Избыточный канал, - это наи-
 более развитая система человека.
  Вы видели это у "Адама", у него Визуальный.Т.е. все время, кроме
 обращения к подсознанию, он смотрел в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
  Вот это и есть Избыточность, когда человек вспоминает информацию
 так, как ему удобно.Вспоминает ее в наиболее развитой системе.
  Если же я прошу:"А вспомни, что тебе говорила жена?".Развитая
 система (поисковая),ведущая у него Зрительная. Он видит жену, вспо-
 минает Эйдетически, как это происходило,..потом идут звуки.Когда
 звуки услышал - может оценить, а может не оценивать если такой за-
 дачи нет...
  Вот эти 3 этапа..Их проходит каждый человек,во время мыслительно-
 го процесса. И по глазам можно проследить:-как у него двигаются
 глаза, т.е., как у него сменились Модальности во время внутреннего
 "ментального" процесса.
  Вот эта последовательность Модальностей Поисковой, репрезентатив
 ной и Оценочной системы,...- называется СТРАТЕГИЕЙ.
  Как вы понимаете, Стратегий может быть 9. Ну грубо вот так .
 9.Три по три...Виз.-Виз.-Виз.. Ауд.-Ауд.-Ауд.. Кин.-Кин.-Кин..(Она
 очень невыгодная.Люди с такой стратегией вообще ничего не могут де-
 лать. Я видел всего несколько человек.)
  А может быть Виз.-Ауд.-Кин., и т.д..9 штук. Но это грубо, ..пока.
 На самом деле все сложнее.
  Плохих и хороших стратегий,- кроме разве-что К-К-К,..и то, если у
 спортсмена К-К-К, то все нормально,- плохих стратегий не быва-
 ет."Все работы хороши - выбирай на вкус".
  Есть Стратегии эффективные и неэффективные в этой области дея-
 тельности.
  ПРИМЕРЫ:
  Стратегия с последним ВИЗ. этапом, это Стратегия ГРАМОТНОГО ПИСЬ-
 МА.
  -Художник например../Голос из зала - Ред./
 
 
  - 40 -
  А вот нет. У художника должна быть Поисковая проективная
 хорошая. Если он будет еще и оценивать , как красиво-не красиво, и
 не будет прочуствовать, то он будет рисовать картины типа "Глазуно-
 ва". Вроде красиво, очень четко и ярко нарисовано,-но это безсмыс-
 лица, когда просто перерисованный портрет...Я не понимаю..Это не
 искусство. Это коллаж называется.
  Так вот , если последняя Виз. система,.. Как оценивает ребенок,
 когда пишет? Если Стратегия с Виз. оценкой, он постоянно то, что
 пишет во время письма,... он каждое слово проверяет подсознательно
 на то, как оно смотрится. Он берет образ слова из книжки, и сопос-
 тавляет с тем, что здесь.
  Если во время письма стратегия имеет последний этап Ауд.,- это
 Стратегия неграмотного письма. Такой ребенок начинает грамотно пи-
 сать только тогда, когда он изучил в первых классах правила грама-
 тики.
  Вот когда он это выучил, у него постоянно Аудиальная связка идет
 в этой модальности, ...но только до тех пор, пока он это помнит.Эта
 стратегия очень неэффективна при письме.
  Вот я как раз и говорил, что Гриндер изучил в разных странах
 стратегию детей которые пишут правильно,..интуитивно правиль-
 но....
  Вот я помню хорошо, что никогда ничего не учил, и всегда правиль-
 но писал.Просто когда я читаю, я запоминаю образ,..и всегда сличаю.
 Да и многие из вас так пишут.И проблем никогда никаких не было. Я
 не знаю правил, но тем не менее всегда пишу правильно.Вот я знаю
 многих людей, которые пишут правильно только тогда, когда знают
 правило.До сих пор он помнит эти правила, которыми я никогда не
 пользовался.
  Гриндер изучил стратегию письма во многих странах, и везде дети
 которые интуитивно пишут грамотно, имеют Виз. этап последний во
 время письма.
  Дальше..Танцор! Бальные танцы.
  Если танцор, который танцует бальные танцы имеет последний этап
 Кин., во время танца,..- с ним никто не хочет танцевать.Он очень
 хочет. Ему очень приятно..
  Вот у меня есть один такой знакомый в Москве.Психолог, кандидат
 наук.Он очень хочет танцевать.Ему очень нравится.Он чуствует ритм...
 Ему приятны ощущения во время танца..Но с ним никто не хочет. Его
 не берут на конкурсы.
  Дело в том, что он внутренне чуствует движение приятным для себя,
 но никогда не строит Конструированный образ:"Как он при этом выгля-
 дит?".Он никогда при оценке своего движения не опирается на изобра-
 жение себя в зеркале, и на конструировании себя во внутреннем
 взгляде.Движение-то для него удобное, но внешне совершенно углова-
 тое.
  Партнерши с ним танцевать не хотят.На конкурсы его не берут, по-
 тому, что люди-то оценивают его:"Как он смотрится со стороны?"А он
 так себя не оценивает совсем.
  Вот для того, чтобы он стал нормально танцевать, мы у него сфор-
 мировали последний этап Визуальный. И он начал постоянно видеть
 зеркало перед собой.Теперь постоянно оценивает себя Визуально во
 время танца.
  Ну еще что?...
  Восточные системы самосовершенствования.
  Вот наши спортивные системы ,Европейские, ориентированы на ме-
 даль, пьедестал,авторитет и престиж человека, который это дела-

<< Пред.           стр. 8 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу