<< Пред. стр. 8 (из 48) След. >>
5 минут так поработали - поменялись,..еще 5-10 минут поработали -поменялись.
- 36 -
ЗАНЯТИЕ N 1./ПРОДОЛЖЕНИЕ/
Ну получилось ? Вопросы есть какие-нибудь?
Вот с рукой обязательно. Делайте с рукой.Пожалуйста! Вам очень
пригодится эта рука.Помяните мое слово.
В одной группе было сомнение:-специально я так двигаю глазами, т.
е. притворяюсь или нет? Просто диапазон амплитуд у разных людей со-
вершенно разный (движения глаз).
Теперь. Здесь еще одна интересная мысль....Теперь я могу открыть
маленький секрет..Я специально попросил "Тамару" принять участие в
семинаре, потому, что я знал, что у нее все наоборот и все очень
красиво.
-Какого цвета шарики вам дали?
-Какой голос Высоцкого?
-Какой вкус персика?
-.......
У нее все совершенно наоборот.Вот это типичный пример левши.Зоны
располагаются так: 3 2 1
6 5 4
9 8 7.
И очень четко все видно . Амплитуда движений глаз очень большая.
Так. Ну ладно.
Вот один индикатор модальности процесса, который происходит в
партнере мы нашли. Это - "ГСД".
Но этих индикаторов много.
Давайте второй индикатор попробуем найти.
Давайте представим себе, что .....Что я сказал?..ПРЕДСТАВИМ!Это
значит я сам в этот момент строить образы.
Если я использую слово ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.,- это значит, что у меня
внутри происходит Виз. процесс.
И когда человек говорит:"Ну это-же ПРЕКРАСНО! ..ПОСМОТРИ!..ВИДИШЬ
ЛИ!...ПРЕДСТАВЬ себе...Какая хорошая ПЕРСПЕКТИВА!...Это очень ЯРКИЕ
воспоминания!..", - сами слова говорят, что у него идет в этот мо-
мент "П" в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Эти слова называются ПРЕДИКАТАМИ.
Предикаты - это слова, которые характеризуют Модальность внутрен-
него процесса.
Я вот сейчас ПОДУМАЛ...Как ты ДУМАЕШЬ?..СКАЖИ мне...Ты СЛЫШАЛ ?
..Это СОЗВУЧНО!... Это слова , которые человек использует , когда
он сам в этот момент находится в АУДИАЛ.МОДАЛЬН...
Это очень ТЯЖЕЛО..Это все НЕПРОСТО..Мне так ЛЕГКО это было вспо-
минать..Это очень ТЯЖЕЛОЕ переживание...Я так это ОЩУЩАЮ..Очень
ТЕПЛЫЙ прием... Это КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН... Человек в данный момент
находится в "П" КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН...
Чаще всего "ГСД" во время ответа, или во время генерации мыс-
ли,мысль сопровождается не только ВИЗ. "ГСД", которые вы можете ви-
деть глазами, но и ПРЕДИКАТАМИ.
Ну ладно.С ПРЕДИКАТАМИ тоже все понятно. Как человек мыслит, так
он и говорит.
А еще?
Давайте сейчас разберем еще несколько индикаторов Модальности "П".
ТРЕТИЙ индикатор - СКОРОСТЬ РЕЧИ И СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.
- 37 -
Вы заметили наверное, что я ВИЗУАЛИСТ. (Вы ЗАМЕТИЛИ!..)Я говорю
достаточно быстро. Обычно во время лекции,когда не такая большая
комната и не надо проговаривать слово, чтобы оно было слышно в кон-
це, - я говорю 120 слов в минуту.
С чем связана вот эта скорость? А очень просто. У меня мысли бе-
гут зрительно...Я даже не успеваю за ними. Я их описываю, описываю
описываю...они от меня убегают, если я не успеваю за ними говорить.
Зрительная информация очень емкая. Чтобы все, что я вижу описать,
приходится говорить очень быстро, иначе я ничего не успеваю схваты-
вать.Дальше идут следующие образы.
А! Теперь обратите внимание на мои руки! Что я сейчас ими делаю?
Да! Руки вверху! При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - руки вверху. То , что я вижу
- я рисую.Это четвертый индикатор.
ТРЕТИЙ - ТЕМП РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ.
ЧЕТВЕРТЫЙ - это движения рук.УРОВЕНЬ РУК.
При АУДИАЛЬН.МОДАЛЬН. я говорю ровно, спокойно,словно в ритм чему
-то, в ритм внутреннему голосу,..т.е.фактически повторяю то, что
слышу своим внутренним слухом. И в этот момент - руки на уровне
груди.
А КИНЕСТЕТИК говорит очень медленно. Он вытягивает из ощущений
слова,говорит очень медленно, думает очень медленно, - очень затор-
моженный. Каждую мысль прочуствует,...и руки внизу!
Еще какие показатели могут быть?
ВОПРОС:Может ли Кинестетик не договаривать слова? Бросить мысль?
Визуалистам это более присуще.Потому, что он картинку видит. Ему
кажется, что все ее видят с другой стороны..
Аудиалист этого вообще не допустит!Он даже сам не понимет этой
мысли, если он не проговорит ее до конца,..Как он ее услышит? Ауди-
алист, это человек , который высказывает все уже в чистом, печатном
виде.Т.е, как он говорит - можно писать.
У меня есть несколько стенограмм моих лекций.Вы знаете! Читать
это неинтересно! Без интонаций, без жестов,-это просто какие-то об-
рывочные фразы.
Аудиалист обычно текст говорит так, что можно писать.Он логически
все подробно разбирает. 1-е,2-е,3-е..Вот теперь вот это, вот теперь
вот это...
ВОПРОС:Как понимать соотношение движений головы и глаз?Например,
глаза пошли вправо, и голова пошла вправо?
Просто ОЧЕНЬ ВПРАВО!Не хватает глазных амплитуд.
У Кинестетика речь заторможена.Руки внизу..
Ну вот давайте я еще один пример приведу, и вы поймете в чем зак-
лючается 5-й признак модальности.
"Мне КАЖЕТСЯ,..вот я сейчас ПОЧУСТВОВАЛ,.." ...Да! Это ИНТОНАЦИЯ
голоса. При ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН. - вверх. Смысловая фраза по нотам, по
высоте идет вверх - это ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.( Из низкого переходит
ввех). "Мне кажется..", и голова при этом тоже идет вверх.
При повороте головы и глаз вверх, высота голоса повышается. ВИЗУ-
АЛ.МОДАЛЬН. связана с повышением тона. А КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. - с
понижением.
А если все время на одном уровне, то это обычно АУДИАЛ.МО-
ДАЛЬН..Человек монотонно говорит.
- 38 -
Кинестетики говорят мало, но говорят веско. Они доводят информа-
цию полутонами. Они это очень здорово чуствуют.Они телом переживают
интонацию.
Теперь ТЕМПЕРАМЕНТ.
Визуалист, это вот очень эмоционально яркое выражение в поведе-
нии.Мимика очень яркая.Жестикуляция яркая. Показывание предметов.Т.
е. очень высокая темпераментность . Но это не так все просто. Там
же есть разные этапы переработки информации.
Аудиалист, это человек стоящий обычно за трибуной и говорящий
глядя вот сюда /Зоны 6 и 9 - Ред./Либо читающий. Тело напряжено.Ему
движения даже мешают думать,сосредоточиться, услышать что-нибудь.
А Кинестетик, он телом все сопереживает, у него пот выскакивает
при мельчайших переживаниях и вспоминаниях,..он постоянно думает
"вниз"..он анализирует свои ощущения,...Его тоже всегда видно.
Просто так сказать про человека,что он Визуалист - нельзя.Так-же,
как нельзя сказать, что он Кинестетик или Аудиалист.
Теперь попытаемся проанализировать - а вот эти "ГСД", нельзя ли,
чтобы человек в одну зону обратился и все там вспомнил?Как происхо-
дит вообще процесс вытаскивания информации из подсознания?Не может-
же быть все так просто, что вот раз..-ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.- и все выта-
щил?
Дело в том, что мыслительный процесс, он связан с ТРЕМЯ этапами
переработки информации.
1. ПОИСК
2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
3. ОЦЕНКА (РЕФЕРЕНТНЫЙ)
Если в человеке происходит собственный внутренний мыслительный
процесс,то он проходит вот эти 3 этапа.
По первому этапу человек ищет в одной из Модальностей информацию,
которую ему нужно оттуда считать.
На втором этапе он эту информацию считывает, и прикрепляет к соз-
нанию.
И часто существует 3-й этап, который связан с оценкой этой инфор-
мации на:-правильно-ли; хорошо-плохо ; больше-меньше ; лучше-хуже;.
..т.е. оценка.Отношение. Свое отношение к этой информации.
1 и 3 третий этапы проходят безсознательно. Человек не осознает в
какой модальности они происходят.Если ему сейчас рассказать,
"как" он это делает, он это заметит. Но тем не менее в сознании
представляется только вот этот ВТОРОЙ этап.
Первое движение глаз, самое быстрое первое движение глаз - это
движение сюда (1 этап) в подсознание. Оттуда вытаскивается информа-
ция, она считывается, переводится вот этой "П", а потом она оцени-
вается.Тоже последнее движение глаз очень быстрое. Т.е. тоже под-
сознательно. Человек даже не знает, что он это сделал.
Но тем не менее, если наблюдать - можно это заметить.
Первый этап связан обычно с наиболее развитой у человека системой.
Вот он говорит:"У меня хорошая зрительная память!".Значит первый
этап вероятнее всего будет зрительным.Потому, что даже слово,...Ну
такое предложение:"Скажи, что тебе говорила жена, когда ты уезжал
сюда?Какая последняя фраза жены?".
"Она мне сказала, чтобы я возвращался тогда-то.." Что я сделал?Я
сначала ее увидел, и только когда я ее увидел, я получил доступ к
звукам , которые она говорит.
Наоборот у меня не получится.
- 39 -
Я обратился к изображению, но я этого не осознаю,..и слышу звуки.
Если мне задать вопрос:"А скажи, она правильно сказала?"Я могу
обратиться уже к третьему этапу. Оценить правильно-неправильно, хо-
рошо-плохо, и т.д. Этот этап будет уже тоже неосознаваем.Это очень
быстрое движение глаз.
Но здесь нужно различать вопросы двух типов.
Первый. Это безмодальный вопрос.Вопрос без заданной модальнос-
ти.Например:"Вспомни самый лучший день в прошлом году?" Я не задал
вспомнить оттуда звуки или какое-нибудь изображение этого дня, или
вспомнить ощущения того дня.
Человек обращается к ведущей, самой развитой у него системе, ска-
жем Визуальной,..и вероятнее всего, что в визуальной системе он бу-
дет информацию репрезентировать.Раз она наиболее развита, ему проще
вспоминать именно так!
Давайте сечас рассмотрим такой пример...Подходит человек к теле-
визору.
Человек, который плохо видит. Ему нужно найти необходимую переда-
чу. Он включает телевизор, и начинает щелкать каналами.Он плохо ви-
дит. ...А! Услышал!Вот! Вот то, что надо - одел очки и смотрит.
Теперь. Человек , который плохо слышит.Но ему нужно услышать
программу новостей...Чик, чик, чик, - увидел изображение,а потом
уже прислушивается к тому, что говорят.
Если я человеку говорю:"Вспомни..(все, что угодно без всякой Мо-
дальности),.." - первый и второй этап будут совпадать.Потому, что
раз он лучше видит, он найдет канал по изображению, - и будет его
смотреть.Это называется ИЗБЫТОЧНОСТЬ. Избыточный канал, - это наи-
более развитая система человека.
Вы видели это у "Адама", у него Визуальный.Т.е. все время, кроме
обращения к подсознанию, он смотрел в ВИЗУАЛ.МОДАЛЬН.
Вот это и есть Избыточность, когда человек вспоминает информацию
так, как ему удобно.Вспоминает ее в наиболее развитой системе.
Если же я прошу:"А вспомни, что тебе говорила жена?".Развитая
система (поисковая),ведущая у него Зрительная. Он видит жену, вспо-
минает Эйдетически, как это происходило,..потом идут звуки.Когда
звуки услышал - может оценить, а может не оценивать если такой за-
дачи нет...
Вот эти 3 этапа..Их проходит каждый человек,во время мыслительно-
го процесса. И по глазам можно проследить:-как у него двигаются
глаза, т.е., как у него сменились Модальности во время внутреннего
"ментального" процесса.
Вот эта последовательность Модальностей Поисковой, репрезентатив
ной и Оценочной системы,...- называется СТРАТЕГИЕЙ.
Как вы понимаете, Стратегий может быть 9. Ну грубо вот так .
9.Три по три...Виз.-Виз.-Виз.. Ауд.-Ауд.-Ауд.. Кин.-Кин.-Кин..(Она
очень невыгодная.Люди с такой стратегией вообще ничего не могут де-
лать. Я видел всего несколько человек.)
А может быть Виз.-Ауд.-Кин., и т.д..9 штук. Но это грубо, ..пока.
На самом деле все сложнее.
Плохих и хороших стратегий,- кроме разве-что К-К-К,..и то, если у
спортсмена К-К-К, то все нормально,- плохих стратегий не быва-
ет."Все работы хороши - выбирай на вкус".
Есть Стратегии эффективные и неэффективные в этой области дея-
тельности.
ПРИМЕРЫ:
Стратегия с последним ВИЗ. этапом, это Стратегия ГРАМОТНОГО ПИСЬ-
МА.
-Художник например../Голос из зала - Ред./
- 40 -
А вот нет. У художника должна быть Поисковая проективная
хорошая. Если он будет еще и оценивать , как красиво-не красиво, и
не будет прочуствовать, то он будет рисовать картины типа "Глазуно-
ва". Вроде красиво, очень четко и ярко нарисовано,-но это безсмыс-
лица, когда просто перерисованный портрет...Я не понимаю..Это не
искусство. Это коллаж называется.
Так вот , если последняя Виз. система,.. Как оценивает ребенок,
когда пишет? Если Стратегия с Виз. оценкой, он постоянно то, что
пишет во время письма,... он каждое слово проверяет подсознательно
на то, как оно смотрится. Он берет образ слова из книжки, и сопос-
тавляет с тем, что здесь.
Если во время письма стратегия имеет последний этап Ауд.,- это
Стратегия неграмотного письма. Такой ребенок начинает грамотно пи-
сать только тогда, когда он изучил в первых классах правила грама-
тики.
Вот когда он это выучил, у него постоянно Аудиальная связка идет
в этой модальности, ...но только до тех пор, пока он это помнит.Эта
стратегия очень неэффективна при письме.
Вот я как раз и говорил, что Гриндер изучил в разных странах
стратегию детей которые пишут правильно,..интуитивно правиль-
но....
Вот я помню хорошо, что никогда ничего не учил, и всегда правиль-
но писал.Просто когда я читаю, я запоминаю образ,..и всегда сличаю.
Да и многие из вас так пишут.И проблем никогда никаких не было. Я
не знаю правил, но тем не менее всегда пишу правильно.Вот я знаю
многих людей, которые пишут правильно только тогда, когда знают
правило.До сих пор он помнит эти правила, которыми я никогда не
пользовался.
Гриндер изучил стратегию письма во многих странах, и везде дети
которые интуитивно пишут грамотно, имеют Виз. этап последний во
время письма.
Дальше..Танцор! Бальные танцы.
Если танцор, который танцует бальные танцы имеет последний этап
Кин., во время танца,..- с ним никто не хочет танцевать.Он очень
хочет. Ему очень приятно..
Вот у меня есть один такой знакомый в Москве.Психолог, кандидат
наук.Он очень хочет танцевать.Ему очень нравится.Он чуствует ритм...
Ему приятны ощущения во время танца..Но с ним никто не хочет. Его
не берут на конкурсы.
Дело в том, что он внутренне чуствует движение приятным для себя,
но никогда не строит Конструированный образ:"Как он при этом выгля-
дит?".Он никогда при оценке своего движения не опирается на изобра-
жение себя в зеркале, и на конструировании себя во внутреннем
взгляде.Движение-то для него удобное, но внешне совершенно углова-
тое.
Партнерши с ним танцевать не хотят.На конкурсы его не берут, по-
тому, что люди-то оценивают его:"Как он смотрится со стороны?"А он
так себя не оценивает совсем.
Вот для того, чтобы он стал нормально танцевать, мы у него сфор-
мировали последний этап Визуальный. И он начал постоянно видеть
зеркало перед собой.Теперь постоянно оценивает себя Визуально во
время танца.
Ну еще что?...
Восточные системы самосовершенствования.
Вот наши спортивные системы ,Европейские, ориентированы на ме-
даль, пьедестал,авторитет и престиж человека, который это дела-