<< Пред.           стр. 43 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

  С одной стороны - МОДАЛЬНОСТЬ , как виз., ауд., кинестетическая ,
 а с другой стороны - в лингвистике модальностью называются модаль-
 ные глаголы , да ? ДА . Называется форма изъявления мысли, где оце-
 нивается вероятность, должность, то есть модальность этого процес-
 са.
  Модальный глагол - это "может", "должен".
  Вот давайте сейчас ... Такая игровая ситуация:
  Вот я кладу мел и начнаю фантазировать, вот какой фразой я бы
 сказал себе сейчас команду, чтобы подойти и этот мел раздавить.
  Ну, давайте прикинем. Так, я должен сейчас встать ... раздавить
 этот мел. И пытаюсь анализировать, насколькоу меня велика вероят-
 ность, что я это сейчас сделаю после моей команды:
  - Я могу встать ... раздавить этот мел.
  - Я не могу не встать и не раздавить этот мел.
  - Вот я уже стою и подхожу и давлю этот мел.
  - Я мог бы или должен был бы встать и раздавить этот мел.
  То есть форм модальных глаголов есть достаточно много.
  И вы почувствовали, каждый по себе, что каждая форма имеет свое
 особенное воздействие на вероятность этого события. Так же, как в
 английском языке есть, вы знаете, целая градуировка модальных гла-
 голов "должен", "могу" в степени должности. От такого, грубого
 "have to; are to", до очень такого мягкого, типа "shell I go" -
 "ну, так я пошел ...", "... ну, так я пойду ..." - наверное так
 звучит.
  Так вот эти все модальные глаголыпо идее можно расставить для се-
 бя, - у каждого человека это может быть по разному - расставить для
 себя вот в такую градацию.
  Вот это меня мотивирует меньше - ...
  А это мотивирует больше - ...
  И оказывается, при программировании себя а какое-то поведение,
 состояние ... - или другого человека - использование этой шкалы
 позволяет усилить или снизить мотивировку.
  Все глаголы, которые связаны со словом "может", иногда "мог бы",
 создает у человека право выбора, но и при этом оставляет у него
 право творчества, самовыражения личности.
  А все, которые связаны со словом "должен"... - вспомните, как
 вчера я рассказывал, как Джон Гриндер рассказывал военные анекдоты.
 У каждого человека часть этих модальных операторовсоставляют вот
 такую систему "реализующих модальных операторов" и "не реализующих
 модальных операторов".
  Замена модального оператора в фразе позволяет изменить вероят-
 ность события. Здесь даже направление события можно изменить. А
 здесь вероятность этого события.
  И "шестая техника изменения" - это как раз изменение модального
 оператора и НЕ-оператора в фразе, которую говорит тебе человек.
  Ну, типичный пример:
  - Ты должен поехать туда завтра. *
  - А что будет, если я туда не поеду? **
  - Будет штраф 5 рублей ...
  - Значит я могу поехать туда, а могу не поехать?
   В этом случае - перевести выбор.
 
  В этом случае (*) я еду.
  А в этом случае (**) я не еду - 5 рублей, то есть я знаю, что бу-
 дет.
  Я вам всем рекомендую, по приезду домой найти видео-фильм "Меха-
 нический апельсин". Это знаменитый, очень знаменитый фильм, который
 начинал сниматься как порнографичский, а кончился чисто психологи-
 
 
  - 215 -
 ческим фильмом. То есть в начале его планировали так, а когда нача-
 ли чнимать, то изменили там всю фабулу фильма и свеле к другому.
 Как раз фильм был снят в то время, когда в Америке началось движе-
 ние за депрограммирование общества. А движение за депрограммирова-
 ние общества началось как раз тогда, когда появился термин "прог-
 раммирование общественного сознания".
  Так вот в фильме очень хорошая идея. Ну, она на самом деле верна:
 "никто не имеет права у человека отобрать даже "права совершать
 преступления". И только в этом случае, человек сознательно идет на
 нормальное поведение. Посмотрите фильм. Это очень сложный конечно,
 но сильный и грамотно снятый фильм о котором на Западе очень долго
 говорили. Название его вы слышали наверняка много раз.
  Играет там артист ... - который играл "О счастливчик" и "Калиду-
 ла".
 
  <<<<<<<<<<<<<<<<<< перерыв >>>>>>>>>>>>>>>>>>
 
 
  Так, сейчас нам предстоит поговорить об изменениях второго уров-
 ня.
  Вот это занятие я всегда начинаю с анекдотов. Вы их наверное зна-
 ете кто-то , ну, может нет ...
  Анекдот 1-й.
  Идет съезд лингвистов. И один профессор выходит и говорит:
  - Вы знаете, я сделал открытие, о котором вообще давно ...,
 которое давно ожидалось. Но вы понимаете, что как в математике тео-
 рема ФЕРМА - у нас у лингвистов всегда была проблема идеология сло-
 ва "стибрил".
  Все:
  - Как ! Не может быть ! Это же проблема века!
  - Нет. Вот я посидел в библиотеках, 10 лет сидел и нашел. Я знаю
 откуда появилось это слово.
  Все:
  - Не может быть !
  - Когда Александр Македонский переезжал через реку Тибр, у него
 украли его золотой шлем ...
  Все :
  - О-о ! Ну надо же, сделал открытие ! Все ! Фантастика ! Сенса-
 ция ! Нобелевскую премию !
  ... Ну, овации стихли ...С задней парты, студент кричит :
  - Профессор, а вот тут я подумал, вы не скажете, а в городе Пизио
 ничего не украли ? ...
 
 
  Так. Второй анекдот.
  Чисто английский дом. Звонок по телефону. Слуга подходит к теле-
 фону, поднимает:
  - Я вас слушаю.
  - Алло, это Джон ?
  - Да, сэр.
  - Джон, ну как ты там? Как дела?
  - Все нормально, сэр.
  - Уголь привезли?
  - Привезли, сэр.
  - Ты знаешь, Джон, вот я сейчас тут подумал ... Сходи-ка ко мне в
 спальню, посмотри, что делает моя жена.
  - Хорошо, сэр. Сэр, не вешайте трубку, подождите одну минуту. ...
  Возвращается:
 
 
  - 216 -
  - Сэр, я вам дожен сказать, что ваша жена сейчас спит в спальне с
 вами.
  - Джон, ты знаешь, я вот подумал ... Ты сходи ко мне в кабинет,
 возьми ружье. Иди там вот убей мою жену и вот того, кто с ней.
  - Сэр, одну минутку, не вешайте трубку. ...
  Через 5 минут возвращается:
  - Сэрт, вы знаете, вашу жену я убил прямо в спальне, а за вами
 пришлось побегать. Вас я убил в "ореховой гостинной".
  - Джон, у меня нет никакой "ореховой гостинной".
  - Сэр, а вы куда звоните ? ...
 
  Ну, еще один анекдот расскажу и потом мы начнем это все обсуждать
 из чего же состоит анекдот и в чем же суть его "изюминки".
  Идет интервью с председателем "общества пофигистов":
  - ... и что вам действительно все "пофиг" ?
  - Пофиг.
  - Совсем все пофиг ?
  - Совсем все пофиг.
  - Книги ...
  - Пофиг.
  - Знания ?
  - Пофиг.
  - Женщины ? - Пофиг ?
  - Пофиг.
  - И деньги пофиг ?
  - Нет, деньги не пофиг.
  - Неувязочка ...
  - Пофиг ...
 
  А теперь давайте подумаем, что же происходит, когда человек расс-
 казывает анекдот.
  Каждый анекдот имеет в себе то, что называют "изюминкой". Поэтому
 раскрывать ее в начале нельзя. - Не интересно ...
  Вот эта "изюминка", она может быть двух типов:
  * Либо в том же контексте - изменение смысла. Это вот анекдот про
 Джона.
  * Либо при том же смысле - изменение контекста.
  Здесь получается интересный такой феномен, что вот когда вы все
 это рассказываете - какая-то энергетическая наполняемость есть, а
 потом, когда я изменил вот эту рамку, в которой находится содержа-
 ние, оказывается существует такая "потенциальная яма" для падения
 ... - вот в физике "потенциальная яма", да? - Чуть-чуть подкатил к
 краешку и шарик "+" скатился еще ниже, скатился сюда, при этом вы-
 делилась энергия.
  Оказывается, существуют такие ... соответствие смысла и контекста
 находится в каком-то энергетическом единстве, а потом когда я
 что-то из этого меняю, в нужном направлении - идут эмоции ...
  ... Ш-ш-леп ! - Поменял котекст - это энергию и выделяет.
 На самом деле вот эта вот энергия - это и есть энергия творчествен-
 ная. Творческий порыв, творческая энергия. Ведь фактически, каждый
 из вас сейчас, когда я говорю последнюю фразу - что-то домысливает
 дальше, совершает творческий акт, решает задачу, испытывая вот то
 самое творческое, эстетическое наслаждение, которое он испытывает,
 когда он решает сложную задачу. Только там он это делает долго, а
 здесь очень быстро и сам. Каждый сам.
  Суть-то анекдота, что каждый сам решает задачку. И вот эта твор-
 ческая энергия, она и выплескивается ...
 
 
  - 217 -
  Ну, ладно, вот эта энергия выплеснулась. Она у вас выплеснулась в
 виде смеха. Энергия большая, вообще, честно говоря. - Вы знаете,
 что человек, натягивающий на себя одеяло,ночью - заряжается стати-
 ческим электричеством 500 Вольт ! Я думаю, что смех вызывает гораз-
 до больше такой электрической энергии.
  Ну, хорошо, вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
 перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
 ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
 ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
 щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
 -Как повел себя в этой ситуации Джон.
  В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
 гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
  РЕФРЕЙМИНГ. РЕ вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
 перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
 ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
 ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
 щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
 -Как повел себя в этой ситуации Джон.
  В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
 гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
  РЕФРЕЙМИНГ. РЕ Так вот все эти три смысла, - форточка это как отдушина, и тайный
 сговор - это как какое-то магическое заклинание, какая-то процедура
 сговора самого с собой, договоренности с подсознанием человека с
 которым работаешь, - вот все эти смыслы в РЕФРЕЙМЕНГЕ мне кажется
 как-то объединяются.
  Когда человек находится в ассоциированном состоянии и с ним про-
 вели такой рефрейминг, - вот я вам рассказывал, не зря я вам расс-
 казывал про этот фотоаппарат, - это ртефрейминг и человек испытыва-
  ет не то, что испытывают окружающие. Да и игра в "паровозик" - это
 то же самое. Все-то смеются, а тебе-то не до смеха. "Тутунхамон" -
 это то же самое! Рефрейминг смысла и контекста. Внутри, в ассоции-
 рованном состоянии приводит к другому.
  Но куда девать эту энергию. Ведь человек на самом деле здесь не
 выплескивает ее наружу. - Вся эта энергия, ровно столько, сколько
 каждый из вас потратил на смех идет на изменение чего-то внутри.
  Если не растратишься снаружи, то что-то сгорит внутри. Сгорит и
 что-то поменяет, переформирует.
  А вот теперь РЕФРЕЙММИНГ другого плана. С точки зрения вот этого
 человека.
  Ну, все, кто читали "ЛЯГУШКИ" - вспомнит эту историю.
  Жила была девушка, которая возомнила себя любовницей Христа. Ну,
 ей показалось, почудилось, что она была любовницей Христа. Было у
 нее такое видение. Может быть она выросла в такой религиозной
 семье, но вот такое произошло. - Начала доказывать друзьям, знако-
 мым, что она была любовницей Христа, - она помнит, что это было,
 она знает, - все начали ее упрекать, что она смотрела в мистику.
 Чем больше она доказывала, тем больше ей переставали верить, что
 она нормальный человек и она попала в психбольницу. - Навязчивая
 идея.
  Чем больше ее уверяли, что такого быть не может и кидали в нее
 "камни противоречий" ее же собственных - эти "камни" она использо-
 вала для построения собственной крепости.
  И вы знаете, что иногда от собственного мнения отказаться трудно,
 не потому, что оно уже не верно и ты это понимаешь, а потому, что
 это твое мнение и надо его доказать - я имею право на имение собс-
 
 
  - 218 -
 твенного мнения. И часто даже не саму семантику, а то что " я имею
 право на такую семантику ".
  ... Она попала в психбольницу и никакие психотерапевты, никакой
 гипноз ей не помог.
  И тут поступили очень гртамотно. - К ней посадили медсестру, ко-
 торую обучили, что нужно сделать. Три дня эта медсестра с ней вмес-
 те общалась, они подружились ... - на других вещах присоединилась
 ... Закрепилась ...
  Но ведь этой девушке нужно обязательно выговориться. То есть она
 свою проблему должна сказать. Вот она однажды пододит к этой мед-
 сестре и говорит:
  - Знаешь, Лиза, вот мы с тобой уже три дня знакомы, а ты знаешь
 почему меня здесь держат ? - Ты знаешь, Лиза, а я любовница Христа
 ...
  - Да, я знаю. Он мне про тебя говорил ...
  На следующий день девушку выписали из больницы.
  Ну, по семантике здесь можно как прокрутить? - Ну как вот ...
 женщина, подруга ... : " ... Так он еще и с тобой ... Я здесь за
 него, за правду так сказать сижу, а он там с другими ... И он еще
 всем про меня рассказывает! " - Все ! На аналоговом уровне мотива-
 ция пропала. Ей расхотелось быть любовницей Христа или во всяком
 случае об этом говорить.
  И тут уже она найдет доводы и факты в подтверждение, что Христа
 нет, потому, что таким образом только она вытеснит это из своего
 подсознания. То есть вытеснить это она сможет только так. И теперь
 логика найдет и будет понимать все те доводы, которые раньше ей го-
 ворили. - Она их просто не видела.
 
  Другой случай. Приходит мужчина, говорит:
  - Вы знаете, я знаю, что вы хорошие психотерапевты, помогите по-
 жалуйста. Вот у меня дочка, она так упряма. Мы с ней живем вдвоем,
 матери у нас нет. Она уже выросла большая. Так бы хотелось, чтобы у
 нас были хорошие отношения. Мне кажется упрямство как раз вот меша-
 ет, ее упрямство в наших взаимоотношениях. - Она везде и во всем
 мне противоречит. Уберите пожалуйста у нее упрямство. Я знаю, что
 вы можете ...
  - Как Вас зовут ?
  - Иван Иванович.
  - Иван Иванович, расскажите о себе. ( Ну, каждый психолог поймет,
 что начать-то нужно с него в первую очередь. )
  - Ну, что я. Я вырос в большой семье. Родители рано погибли.Я был
 старшим братом. Потом, когда вырос - поставил на ноги всех своих
 братьев и сестер. Потом пошел на завод работать и одновременно
 учился. - Защитил диссертацию, сейчас докторскую пишу ...
  - Много сделали в жизни ?
  - Да, я считаю, что много.
  - Так это благодаря чему вы вообще все сделали ?
  - Ну, наверное благодаря целеустремленности.
  - А вот целеустремленность имеет еще какие-нибудь синонимы ? Вот
 это качество, как еще можно назвать ?
  - Упорство.
  - А еще ?
  - Настойчивость.
  - А еще ? - Может быть упрямство ?
  - Да ... Нет.
  - В какой-то степени ДА - упрямство. Но вы же понимаете, что ваша
 дочь просто переняла ваше лучшее качество.
 
 

<< Пред.           стр. 43 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу