<< Пред. стр. 43 (из 48) След. >>
С одной стороны - МОДАЛЬНОСТЬ , как виз., ауд., кинестетическая ,а с другой стороны - в лингвистике модальностью называются модаль-
ные глаголы , да ? ДА . Называется форма изъявления мысли, где оце-
нивается вероятность, должность, то есть модальность этого процес-
са.
Модальный глагол - это "может", "должен".
Вот давайте сейчас ... Такая игровая ситуация:
Вот я кладу мел и начнаю фантазировать, вот какой фразой я бы
сказал себе сейчас команду, чтобы подойти и этот мел раздавить.
Ну, давайте прикинем. Так, я должен сейчас встать ... раздавить
этот мел. И пытаюсь анализировать, насколькоу меня велика вероят-
ность, что я это сейчас сделаю после моей команды:
- Я могу встать ... раздавить этот мел.
- Я не могу не встать и не раздавить этот мел.
- Вот я уже стою и подхожу и давлю этот мел.
- Я мог бы или должен был бы встать и раздавить этот мел.
То есть форм модальных глаголов есть достаточно много.
И вы почувствовали, каждый по себе, что каждая форма имеет свое
особенное воздействие на вероятность этого события. Так же, как в
английском языке есть, вы знаете, целая градуировка модальных гла-
голов "должен", "могу" в степени должности. От такого, грубого
"have to; are to", до очень такого мягкого, типа "shell I go" -
"ну, так я пошел ...", "... ну, так я пойду ..." - наверное так
звучит.
Так вот эти все модальные глаголыпо идее можно расставить для се-
бя, - у каждого человека это может быть по разному - расставить для
себя вот в такую градацию.
Вот это меня мотивирует меньше - ...
А это мотивирует больше - ...
И оказывается, при программировании себя а какое-то поведение,
состояние ... - или другого человека - использование этой шкалы
позволяет усилить или снизить мотивировку.
Все глаголы, которые связаны со словом "может", иногда "мог бы",
создает у человека право выбора, но и при этом оставляет у него
право творчества, самовыражения личности.
А все, которые связаны со словом "должен"... - вспомните, как
вчера я рассказывал, как Джон Гриндер рассказывал военные анекдоты.
У каждого человека часть этих модальных операторовсоставляют вот
такую систему "реализующих модальных операторов" и "не реализующих
модальных операторов".
Замена модального оператора в фразе позволяет изменить вероят-
ность события. Здесь даже направление события можно изменить. А
здесь вероятность этого события.
И "шестая техника изменения" - это как раз изменение модального
оператора и НЕ-оператора в фразе, которую говорит тебе человек.
Ну, типичный пример:
- Ты должен поехать туда завтра. *
- А что будет, если я туда не поеду? **
- Будет штраф 5 рублей ...
- Значит я могу поехать туда, а могу не поехать?
В этом случае - перевести выбор.
В этом случае (*) я еду.
А в этом случае (**) я не еду - 5 рублей, то есть я знаю, что бу-
дет.
Я вам всем рекомендую, по приезду домой найти видео-фильм "Меха-
нический апельсин". Это знаменитый, очень знаменитый фильм, который
начинал сниматься как порнографичский, а кончился чисто психологи-
- 215 -
ческим фильмом. То есть в начале его планировали так, а когда нача-
ли чнимать, то изменили там всю фабулу фильма и свеле к другому.
Как раз фильм был снят в то время, когда в Америке началось движе-
ние за депрограммирование общества. А движение за депрограммирова-
ние общества началось как раз тогда, когда появился термин "прог-
раммирование общественного сознания".
Так вот в фильме очень хорошая идея. Ну, она на самом деле верна:
"никто не имеет права у человека отобрать даже "права совершать
преступления". И только в этом случае, человек сознательно идет на
нормальное поведение. Посмотрите фильм. Это очень сложный конечно,
но сильный и грамотно снятый фильм о котором на Западе очень долго
говорили. Название его вы слышали наверняка много раз.
Играет там артист ... - который играл "О счастливчик" и "Калиду-
ла".
<<<<<<<<<<<<<<<<<< перерыв >>>>>>>>>>>>>>>>>>
Так, сейчас нам предстоит поговорить об изменениях второго уров-
ня.
Вот это занятие я всегда начинаю с анекдотов. Вы их наверное зна-
ете кто-то , ну, может нет ...
Анекдот 1-й.
Идет съезд лингвистов. И один профессор выходит и говорит:
- Вы знаете, я сделал открытие, о котором вообще давно ...,
которое давно ожидалось. Но вы понимаете, что как в математике тео-
рема ФЕРМА - у нас у лингвистов всегда была проблема идеология сло-
ва "стибрил".
Все:
- Как ! Не может быть ! Это же проблема века!
- Нет. Вот я посидел в библиотеках, 10 лет сидел и нашел. Я знаю
откуда появилось это слово.
Все:
- Не может быть !
- Когда Александр Македонский переезжал через реку Тибр, у него
украли его золотой шлем ...
Все :
- О-о ! Ну надо же, сделал открытие ! Все ! Фантастика ! Сенса-
ция ! Нобелевскую премию !
... Ну, овации стихли ...С задней парты, студент кричит :
- Профессор, а вот тут я подумал, вы не скажете, а в городе Пизио
ничего не украли ? ...
Так. Второй анекдот.
Чисто английский дом. Звонок по телефону. Слуга подходит к теле-
фону, поднимает:
- Я вас слушаю.
- Алло, это Джон ?
- Да, сэр.
- Джон, ну как ты там? Как дела?
- Все нормально, сэр.
- Уголь привезли?
- Привезли, сэр.
- Ты знаешь, Джон, вот я сейчас тут подумал ... Сходи-ка ко мне в
спальню, посмотри, что делает моя жена.
- Хорошо, сэр. Сэр, не вешайте трубку, подождите одну минуту. ...
Возвращается:
- 216 -
- Сэр, я вам дожен сказать, что ваша жена сейчас спит в спальне с
вами.
- Джон, ты знаешь, я вот подумал ... Ты сходи ко мне в кабинет,
возьми ружье. Иди там вот убей мою жену и вот того, кто с ней.
- Сэр, одну минутку, не вешайте трубку. ...
Через 5 минут возвращается:
- Сэрт, вы знаете, вашу жену я убил прямо в спальне, а за вами
пришлось побегать. Вас я убил в "ореховой гостинной".
- Джон, у меня нет никакой "ореховой гостинной".
- Сэр, а вы куда звоните ? ...
Ну, еще один анекдот расскажу и потом мы начнем это все обсуждать
из чего же состоит анекдот и в чем же суть его "изюминки".
Идет интервью с председателем "общества пофигистов":
- ... и что вам действительно все "пофиг" ?
- Пофиг.
- Совсем все пофиг ?
- Совсем все пофиг.
- Книги ...
- Пофиг.
- Знания ?
- Пофиг.
- Женщины ? - Пофиг ?
- Пофиг.
- И деньги пофиг ?
- Нет, деньги не пофиг.
- Неувязочка ...
- Пофиг ...
А теперь давайте подумаем, что же происходит, когда человек расс-
казывает анекдот.
Каждый анекдот имеет в себе то, что называют "изюминкой". Поэтому
раскрывать ее в начале нельзя. - Не интересно ...
Вот эта "изюминка", она может быть двух типов:
* Либо в том же контексте - изменение смысла. Это вот анекдот про
Джона.
* Либо при том же смысле - изменение контекста.
Здесь получается интересный такой феномен, что вот когда вы все
это рассказываете - какая-то энергетическая наполняемость есть, а
потом, когда я изменил вот эту рамку, в которой находится содержа-
ние, оказывается существует такая "потенциальная яма" для падения
... - вот в физике "потенциальная яма", да? - Чуть-чуть подкатил к
краешку и шарик "+" скатился еще ниже, скатился сюда, при этом вы-
делилась энергия.
Оказывается, существуют такие ... соответствие смысла и контекста
находится в каком-то энергетическом единстве, а потом когда я
что-то из этого меняю, в нужном направлении - идут эмоции ...
... Ш-ш-леп ! - Поменял котекст - это энергию и выделяет.
На самом деле вот эта вот энергия - это и есть энергия творчествен-
ная. Творческий порыв, творческая энергия. Ведь фактически, каждый
из вас сейчас, когда я говорю последнюю фразу - что-то домысливает
дальше, совершает творческий акт, решает задачу, испытывая вот то
самое творческое, эстетическое наслаждение, которое он испытывает,
когда он решает сложную задачу. Только там он это делает долго, а
здесь очень быстро и сам. Каждый сам.
Суть-то анекдота, что каждый сам решает задачку. И вот эта твор-
ческая энергия, она и выплескивается ...
- 217 -
Ну, ладно, вот эта энергия выплеснулась. Она у вас выплеснулась в
виде смеха. Энергия большая, вообще, честно говоря. - Вы знаете,
что человек, натягивающий на себя одеяло,ночью - заряжается стати-
ческим электричеством 500 Вольт ! Я думаю, что смех вызывает гораз-
до больше такой электрической энергии.
Ну, хорошо, вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
-Как повел себя в этой ситуации Джон.
В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
РЕФРЕЙМИНГ. РЕ вот в диссоциированном состоянии, видя этого Джона
перед глазами, вы испытали радость. Вы увидели в другом контексте
ту же самую ситуацию или в том же контексте другой смысл этой ситу-
ации и в диссоциированном состоянии это у вас стало вот таким ощу-
щением. Но ведь в ассоцииртованном состоянии это не вызовет смеха.
-Как повел себя в этой ситуации Джон.
В ассоциированном состоянии человек будет испытывать совсем дру-
гое при проведении с ним вот того же самого рефреминга.
РЕФРЕЙМИНГ. РЕ Так вот все эти три смысла, - форточка это как отдушина, и тайный
сговор - это как какое-то магическое заклинание, какая-то процедура
сговора самого с собой, договоренности с подсознанием человека с
которым работаешь, - вот все эти смыслы в РЕФРЕЙМЕНГЕ мне кажется
как-то объединяются.
Когда человек находится в ассоциированном состоянии и с ним про-
вели такой рефрейминг, - вот я вам рассказывал, не зря я вам расс-
казывал про этот фотоаппарат, - это ртефрейминг и человек испытыва-
ет не то, что испытывают окружающие. Да и игра в "паровозик" - это
то же самое. Все-то смеются, а тебе-то не до смеха. "Тутунхамон" -
это то же самое! Рефрейминг смысла и контекста. Внутри, в ассоции-
рованном состоянии приводит к другому.
Но куда девать эту энергию. Ведь человек на самом деле здесь не
выплескивает ее наружу. - Вся эта энергия, ровно столько, сколько
каждый из вас потратил на смех идет на изменение чего-то внутри.
Если не растратишься снаружи, то что-то сгорит внутри. Сгорит и
что-то поменяет, переформирует.
А вот теперь РЕФРЕЙММИНГ другого плана. С точки зрения вот этого
человека.
Ну, все, кто читали "ЛЯГУШКИ" - вспомнит эту историю.
Жила была девушка, которая возомнила себя любовницей Христа. Ну,
ей показалось, почудилось, что она была любовницей Христа. Было у
нее такое видение. Может быть она выросла в такой религиозной
семье, но вот такое произошло. - Начала доказывать друзьям, знако-
мым, что она была любовницей Христа, - она помнит, что это было,
она знает, - все начали ее упрекать, что она смотрела в мистику.
Чем больше она доказывала, тем больше ей переставали верить, что
она нормальный человек и она попала в психбольницу. - Навязчивая
идея.
Чем больше ее уверяли, что такого быть не может и кидали в нее
"камни противоречий" ее же собственных - эти "камни" она использо-
вала для построения собственной крепости.
И вы знаете, что иногда от собственного мнения отказаться трудно,
не потому, что оно уже не верно и ты это понимаешь, а потому, что
это твое мнение и надо его доказать - я имею право на имение собс-
- 218 -
твенного мнения. И часто даже не саму семантику, а то что " я имею
право на такую семантику ".
... Она попала в психбольницу и никакие психотерапевты, никакой
гипноз ей не помог.
И тут поступили очень гртамотно. - К ней посадили медсестру, ко-
торую обучили, что нужно сделать. Три дня эта медсестра с ней вмес-
те общалась, они подружились ... - на других вещах присоединилась
... Закрепилась ...
Но ведь этой девушке нужно обязательно выговориться. То есть она
свою проблему должна сказать. Вот она однажды пододит к этой мед-
сестре и говорит:
- Знаешь, Лиза, вот мы с тобой уже три дня знакомы, а ты знаешь
почему меня здесь держат ? - Ты знаешь, Лиза, а я любовница Христа
...
- Да, я знаю. Он мне про тебя говорил ...
На следующий день девушку выписали из больницы.
Ну, по семантике здесь можно как прокрутить? - Ну как вот ...
женщина, подруга ... : " ... Так он еще и с тобой ... Я здесь за
него, за правду так сказать сижу, а он там с другими ... И он еще
всем про меня рассказывает! " - Все ! На аналоговом уровне мотива-
ция пропала. Ей расхотелось быть любовницей Христа или во всяком
случае об этом говорить.
И тут уже она найдет доводы и факты в подтверждение, что Христа
нет, потому, что таким образом только она вытеснит это из своего
подсознания. То есть вытеснить это она сможет только так. И теперь
логика найдет и будет понимать все те доводы, которые раньше ей го-
ворили. - Она их просто не видела.
Другой случай. Приходит мужчина, говорит:
- Вы знаете, я знаю, что вы хорошие психотерапевты, помогите по-
жалуйста. Вот у меня дочка, она так упряма. Мы с ней живем вдвоем,
матери у нас нет. Она уже выросла большая. Так бы хотелось, чтобы у
нас были хорошие отношения. Мне кажется упрямство как раз вот меша-
ет, ее упрямство в наших взаимоотношениях. - Она везде и во всем
мне противоречит. Уберите пожалуйста у нее упрямство. Я знаю, что
вы можете ...
- Как Вас зовут ?
- Иван Иванович.
- Иван Иванович, расскажите о себе. ( Ну, каждый психолог поймет,
что начать-то нужно с него в первую очередь. )
- Ну, что я. Я вырос в большой семье. Родители рано погибли.Я был
старшим братом. Потом, когда вырос - поставил на ноги всех своих
братьев и сестер. Потом пошел на завод работать и одновременно
учился. - Защитил диссертацию, сейчас докторскую пишу ...
- Много сделали в жизни ?
- Да, я считаю, что много.
- Так это благодаря чему вы вообще все сделали ?
- Ну, наверное благодаря целеустремленности.
- А вот целеустремленность имеет еще какие-нибудь синонимы ? Вот
это качество, как еще можно назвать ?
- Упорство.
- А еще ?
- Настойчивость.
- А еще ? - Может быть упрямство ?
- Да ... Нет.
- В какой-то степени ДА - упрямство. Но вы же понимаете, что ваша
дочь просто переняла ваше лучшее качество.