<< Пред. стр. 42 (из 48) След. >>
но .Вот это минус 10 - это вообще капля о сравнению с тем , что может
быть в самом худшем варианте и тем , что я уже переживал . - И пе-
режил , и все нормально и все хорошо .
Вот это в упрощенном виде технология , ее можно усложнить для
каждого из вас , но ... , технология , которая позволяет снять эту
перегрузку по этому каналу ожидания . Пока я не определил опасность
, пока я не знаю точно - насколько это опасно ,- я этого боюсь бес-
конечно , как вот в этом кино ...
В значительной степени эта технология базируется на том , что
Корнеги предложил в одной из специальных своих статей . Ясно ? Нет,
я не говорю , что это все в чистом виде . Вы можете добавить сюда
все технологии , которые вы проходили . Т.е. это вот та подпрограм-
ма , которая может включиться в пррограмму самоизменения , в случае
необходимости . Я не говорю , что каждая из этих программ отдельно
работает . Нет это вот постоянный процесс самоизменения в котором
вот этот вот блок , эта технология может быть элементом . А как вы
дальше здесь наполните каждую процедуру - уже ваше творчество .
Но вот все эти принципы , все эти ходы , согласитесь - все-равно
нужно пройти . Как бы я что-то ни изменил , ни модифицировал ,-
вот эти ходы все-равно нужно пройти .
Так все . С этим кончили . Следующий у нас кусок пошел . Следую-
щий кусок , он называется :
" СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ "
Раньше мы все говорили на уровне технологий , - а сейчас мы чуть-
чуть поговорим о семантике .
Давайте поробуем представить яблоко . - Получается .
Велосипед . - Представляем .
Ехать на велосипеде на дерево . - Представляем .
Строить квадратный дом с квадратными окнами . - Получается .
Думать о чем-то . - Представляем .
Зеленая обезьяна . - Представляем .
Ну а дальше - тот феномен , который каждый психолог знает под
принципом : " НЕ ДУМАТЬ О ЗЕЛЁНОЙ ОБЕЗЬЯНЕ ".
А теперь давайте не думать о зеленой обезьяне в течении одной ми-
нуты . Засекаем ... - Все .
Есть выход - нужно думать о красной . Но это уже прием . О крас-
ном слоне . Но тем не менее это уже прием , это уже заменитель . Т.
е. вы уже даете себе сигнал думать о слоне , а я просил дать себе
команду не думать о зеленой обезьяне .
Давайте представим себе не яблоко . - Не выходит . Яблоко предс-
тавляется . Вы его либо перечеркиваете , либо отодвигаете ,либо
все , что угодно . Потому , что не яблоко , это все , что угодно .
Это аналогово не обозначается , поэтому - только яблоко и отталки-
ваем .
Не велосипед . - Слово велосипед прозвучало - и тут же оно появи-
лось .
Не ехать на кочку , на дерево . - И каждый вспомнит , что каждый
себе эту фразу говорил : " ... только бы не на эту кочку ... " - и
каждый синяки от этого имел ...
Когда мы разбирали , что существует аналоговая и знаковая инфор-
мация . Ну , вроде как казалось , что все то , что в знаках выра-
- 210 -
жено - на аналогах может быть показано . И все , что есть в анало-
гах - может быть в знаках .
Все , что есть в аналогах , как отражение бытия , как-то в знаках
может быть и описано . Может быть и нет . Но вот в знаках , есть
один элемент , которого нет в аналогах . Потому , что его нет в
природе . - В природе нет слова НЕ , - отрицание отрицания . На
уровне аналогов - отрицания не существует . Существуют только пред-
меты , элементы , события . НЕ предметов , НЕ элементов , НЕ собы-
тий - не существует .
На аналоговом уровне мы себе НЕ ЧТО-ТО - представить не можем .
Такого образа не существует . Слово НЕ - существует только в знако-
вых системах , только в языке , как обозначение всего , кроме вот
этого .
И вот этот вот НЕ-оператор , он работает следующим образом .
Петр НЕ Х . Если Х - имеет сенсорный образ , аналоговый образ .
Чувствительный , либо аудиальный , либо визуальный . А НЕ Х - сен-
сорного образа не имеет , то на уровне правого полушария , на уров-
не аналогов , то-бишь на уровне той информации , которая мотивирует
и которая остается в памяти надолго , - НЕ-оператор сработает , как
НЕ яблоко , НЕ зеленая обезьяна , НЕ ехать на кочку ...
Внушение , мотивирование , все , что угодно - проходит по принци-
пу Х . Давайте сейчас думать , что у нас не болит голова . Десять
раз думать , что у нас не болит голова . Не надо - а , НЕ надо .
Со словом НЕ , вообще связано много интересных перепетий . В анг-
лийском такого нет , потому , что там только единственное отрицание
может быть . А мы себе допускаем такие фразы : "...никогда не нена-
видит ... " или "А ты не пойдешь сегодня в кино ?" - " Да . Нет "
- Что нет ?
- Нет пойду . Нет не пойду .
Двойное НЕ - вообще уже никак не понимается .
- Ты не будешь это делать ?|
- Нет . - Буду .
Так . Если же ... , ну дело в том , что НЕ Х не может иметь собс-
твенного сенсорного образа , но может быть какая-то очень устойчи-
вая метафора , которая будет заставлять постоянно пульсировать этот
образ .
Вот типичный пример : НЕ черное ...-... белое . Черное появилось
, но потом заменяется белым , а потом опять черным . Потому , что
устойчивое словосочетание : черное-белое - сработает просто на
связке .
НЕ громкий ... Но ощущение аналоговое - все-равно было слово
громкий . Потом идет тихий , а потом опять все-таки громкий . Т.е.
пульсирование будет , я не знаю , к чему оно приведет . Ну , здесь
уже особые случаи , где действительно не понятно как это сработает.
Так вот этот принцип , один из основных принципов , который вы
... , хотелось , что бы вы использовали вот в подготовке этих вот
документов .
Давайте разберем типовые ошибки , которые могут быт допущены при
использовании НЕ-оператора .
Первая ошибка . Курильщики вспомнят эту ошибку , которая допуска-
ется у нас повсеместно - " НЕ КУРИТЬ ! " .
Сколько человек эта табличка заставила покурить , она просто на-
помнила о курении .
" По газонам НЕ ХОДИТЬ ! "
" НЕ ВЛАЗЬ - убъет ! "
" ... пуговицы в нос не заталкивай ... "
" Ты НЕ думай об этом ... , НЕ переживай ! "
- 211 -
" НЕ кури ! "
" А ты НЕ врешь ? "
Есть даже психологическая теория . Вы знаете , что ... , которая
говорит о том , что ребенок прервый раз начинает врать , после тог-
го , как ему сказали : " А ты не врешь ? "
До этого он придумывал , фантазировал все , что угодно . Богатая
аналитическая фантазия . ... - А ты не врешь ? ... - Все ! После
этого он уже будет врать . Он уже имеет на это моральное право .
Его уже заподозрили . Теперь он думает : " А вот , стой , Все врут
и я тоже могу врать ! "
- А ты только Иванову это никогда не рассказывай ! Ни за что ,
никогда не рассказывай !
И вспомните , как мотивация потом срабатывает - подмывает расска-
зать . И именно ему подмывает рассказать .
Ну ладно , если на уровне фраз , понятно , что человек пережива-
ет , мы говорим : " Ты не переживай ..." , " ... А , не плачь ! " ,
" НЕ думай об этом ... "
" У вас НЕ болит голова ... "
" Вы НЕ будете поступать так-то , так-то ... "
Вот единственно , что иногда здесь проходит , проходит потому ,
что нет аналогового образа у самого Х-са , это вот какая фраза : "
... Вы НЕ можете разжать руки ! "
В гипнозе эта фраза действительно используется . Почему ? - Очень
просто - потому , что слово МОЖЕТЕ - ... нет сенсорного образа . А
НЕ МОЖЕТЕ - это слабость , безсилие . Здесь сенсорный образ более
выражен . Поэтому фраза в общем-то проходит . НО не всегда .
Ну ладно , на уровне нашего опыта коммуникации мы допускаем эти
ошибки ... ну ладно - не такие уж они грубые . Нет! Извените !
Инструкция по технике безопастности .
Корректировка инструкции по технике безопастности просто с исклю-
чением слова НЕ - снижает травматизм на 30 % .Это чья-то жизнь . А
может быть жизнь миллионов . Птому , что если инструкцию читает
оператор атомной электростанции , то все будет совсем не так вооб-
ще .
" Ты когда подходишь к станку и встаешь сюда ,- не берись за эту
" пипочку " . - Аналоговый образ тут же создается , -в стрессовой
ситуации он за нее схватится . Вероятность повышается . Я не говорю
, что точно , но вероятность повышается . Мы создали идеомоторную
реакцию .
Как грамотно здесь сказать ? В инструкции по технике безопастнос-
ти . Можно как-то по другому ? - Грамотная фраза такая : " Пользуй-
ся только исправным инструментом - это сохранит тебе жизнь ! "
Правильное использование оператора - " позитивный " - " Пользуйся
исправным ... " и тут же рисуется ассоциированный , мотивирующий
образ " ... это сохранит тебе жизнь ! " - Очень грамотная фраза .
Вот вчера , когда я вам читал текст , как образец листовки лозун-
га - вот там все фразы очень грамотно составлены . Там правильно
поставлены операторы . Т.е. он показывает позитивный результат , а
негативный он описывает в позитивном все-равно ключе , т.е. как это
сделать совсем по другому .
Дело в том , что если не создать стереотипа как правильно дейс-
твовать , а сказать только , что нельзя действовать не правильно -
тут же нацеливаешь вот как :"... пруговицы в нос не засовывай ..."-
человек интуитивно ... , аналоговый-то образ создан , идеомоторная
реакция создана .
Какой выход , скажем с кочкой - " ... только бы не на эту кочку
..." - все очень просто : " Я вон на ту сейчас поеду ". Все ! На
- 212 -
эту вы уже не наедете . Каждый раз можно регурентно задать совсем
другую кочку и ехать каждый раз по кочкам , но где-то впереди .
Ну ладно , это обсудили , теперь дальше .
А как вы думаете можно ли построить не квадратный дом с не квад-
ратными окнами ? - Можно . Можно , но мышление все-равно будет за-
циклено на квадратном . " Танцевать от печки " всегда будете . Т.е.
вы будете представлять квадрат и ничегго нового вы не "родите", вы
будете что-то около этого строитть .
Вы тут же ограничиваете мышление человека и он строит что-то на
подобии квадратного дома с квадратными ... , но чуть-чуть меняя .
Все зависит от того , насколько он может творить .
Можно ли поставить задачу вообще операторами НЕ ? Это будет НЕ то
-то , НЕ то-то , НЕ то-то ...
Построенное будет очень похоже на то , о чем мы говорили вот в
этом .
А теперь вспомните , как мы описывали коммунизм . ПО МАРКСУ . Я
вообще считаю , что философом был только ЭНГЕЛЬС . Из этой пары .
Мне трудно , я не политэконом , оценивать МАРКСА как политэкономис-
та , т.е. как экономиста в принципе , но вот как философ ... - я
вижу только ЭНГЕЛЬСА в этой паре .
Описать цель негативными образами , что это будут все , что угод-
но ,- только не эксплуатация , не то , не то , не то ... , И не
сказать ни одного слова , как это будет конкретно - это замечатель-
ный способ , вообще говоря , увести в тупик ...
Может быть по этому мы так и "построили" очень близко к тому , в
чем обвиняли всегда других . Потому , что мы от этого танцевали .
На уровне знаков мы говорили НЕ делаем это , а делали это .
Конечно , здесь очень грубая такая аналогия . Очень грубое утри-
рование вот этого вот дела , но тем не менее - ну нельзя построить
то , что описал НЕ ТО-ТО .
Принеси мне все , что угодно , только не вот то-то . Он принесет,
думая об этом , но это будет совсем не то , что я хотел .
ВОПРОС : Это как полярные противоположности ? - То-же самое ?
- Да ! То-же самое ! Полярная противоположность - то-же самое .
То-же самое . Потому , что полярная противоположность в том же са-
мом уровне . С той-же самой точки зрения .
Ну ладно ... Здесь вот я хотел привести еще несколько примеров .
В ПОЛЬШЕ , перед тем как произошли события по изменению структуры
польского общества , на всех углах , появились плакаты , которые
"повесила" еще ПОРП .
Этот плакат был такой : " ОТ СОЦИАЛИЗМА НЕТ ПОВОРОТА ! "
Вы понимаете , как вот общественное сознание отразило , даже от
имени ПОРП то , что внутри каждый чувствовал .
Здесь есть интересные тоже вот два примера , которые приводил мне
как раз , вот этот вот самый , ведущий специалист по Тайменеджеру в
Советском Союзе . Он раньше был летчиком , и рассказал , на одном
из тренингов историю , как он учился .
У них было летное поле , в той летной школе , где он учился . На
этом летном поле было дерево - так чуть в дали от взлетной площадки
- не так уж далеко . И каждый год в это дерево кто-нибудь врезался.
- Да ! ... Только , ребята ... - ... ну в дерево-то вы НЕ врежетесь
конечно . НЕ заденете его крылом . Идеомоторно человек , думая об
этом дереве , он же строит образ ,как он в него врежется , когда
говорит , что я в него не врежусь .
Ведь то же самое мы делаем : " Только бы не проспать ..." и ана-
логовый образ идет - как мы проспим .
" Только бы не забыть ..."
- 213 -
" Только бы не рассказать ... , только бы не проговориться ... "
Здесь другой прием , я же говорил - ложный выбор .
" Ну мне нада проснуться завтра ... в 8-мь -10 или в 8-мь -15 ...
, ну не знаю ,надо подумать еще ... "
Я специально опрашивал сотню ребят , которые через меня "проходи-
ли" , в начале еще в самом - в 86-м году , когда я еще начинал все
это дело ...
Опрашивал ну , более сотни ребят и тестировал их - как "ставят"
себе команды , чтобы проснуться утром . Так вот оказалось , что
просыпаются утром в то время , когда им действительно нужно , толь-
ко те , кто правильно ставит себе команду : " ... проснусь во
столько-то ..."
" Только бы не проспать ... "
" Только бы не проспать ... , во столько-то надо встать , но
только бы не проспать ..." - Аналоговый образ - как просыпаешь и
это выполняется . Мозг честно выполняет то , на что вы его прог-
раммируете . Какой аналоговый образ создан ... , а при этом , если
вы еще создали аналоговые там ... ассоциированное состояние с поло-
жительной мотивацией , то выполняете именно это .
Второй случай про летное поле - он другой . Однажды , после одно-
го из учебных полетов . пара молодых летчиков "сели" . Но инструк-
тор , именитый такой инструктор , который работал там десятки лет ,
заметил , что когда они "садились", они поздно "выпустили шасси .
Ну он их упрекнул , что :" Товарищи , вы вообще забыли во-время
опустить шасси . Как вообще можно забыть выпустить шасси , если у
вас вот здесь прибор , вот здесь прибор , здесь датчик ...- все это
вам говорит , что : " ... садитесь , надо включать ... "
Он об этом поговорил , потом начал рассказывать о том как ...,
ну рассказывал всем , всей толпе вот этих молодых летчиков ,потом
рассказал как нужно выполнять "фигуру высшего пилотажа" . Ему ска-
зали : " Ну покажи ! Мы сейчас не понимаем , как вот это ... "
Он взлетел ... и сел на "брюхо" .
Пока он инструктировал их , как нельзя делать , он запрограммиро-
вал сам себя .
И таких историй , каждый для себя может привести достаточно мно-
го .
Здесь я всегда вспоминаю - в " Алисе в стране чудес " - помните ,
когда Алиса пришла ... там где шляпник и Соня , и заяц - чай пили и
праздновали НЕ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ .
Теперь понятно , как нужно поработать вот с вашими документами .
Их нужно прокрутить , чтобы там не было - НЕ БЫЛО ! - чтобы там от-
сутствовали НЕ-операторы .
И вот меня в этой ситуации всегда очень смущает Кашпировский .
" У вас НЕ будет болеть голова ..." - Он очень часто допускает
эту ошибку . Но , при этом я не понимаю тогда фразы , которая по
моему используется сознательно : " ... и только НЕ пишите сюда хва-
лебные письма ... "
ИЗ ЗАЛА : - Вот это уже грамотное использование частицы .
- Это грамотное использование , но тогда не понятно - " ... у вас
не будет болеть голова ... "
Либо человек , вообще говоря не думает , что делает ...
Так . Ну это первый оператор . Второй оператор , который можно
было бы вот сейчас , за это время пройти - это "модальный опера-
тор" . Но вот единственно , что ... ну т.с-ть "модальный оператор"
как ... , модальность ... Здесь получилось опять у нас , что одним
термином названы там , разные слова .
- 214 -