<< Пред. стр. 45 (из 48) След. >>
Так..Ну, вот, понятно, что такое Рефрейминг?Это очень хороший и очень глубокий способ изменения человека и
себя.
Ну вот еще..ну , вот примитивные уже формы, консультирование лю-
дей психологически...может быть помощь, даже...своему знакомому,
другу, коллеге.
Ну вот...типовой такой.
....На заводе работаем. Один парень говорит:"Хорошо, ну скажи-ка
мне...Как мне можно изменить отношение к тому, что я очень долго
езжу на работу и обратно. ...Я полтора часа трачу на дорогу туда и
1,5 обратно!"
-Скажи.А вот, что ты больше всего ценишь в жизни?
-Я ценю то, что я..вот,..я знаю 2 языка, я занимаюсь аутотренин-
гом,...и т.д.
-А благодаря чему ты этого добился. Когда ты это делаешь?
-?
-В автобусе!...Все то чем ты гордишься, ты сделал в автобусе.У
тебя есть время, когда никто это время не может больше занять. Ты
его тратишь на себя на свое самосовершенствование.
Все! Отношение меняется.
Другой подходит и говорит:"Вы знаете...У меня комплекс, я жад-
ный!"...Начинаю разбирать:
-"Жадный", это слово всеобъемлющее? Все варианты этого слова -
плохо?
-Да, во всех!
-Ну хорошо. Жадный до знаний....Плохо?
-Ой.Нет, хорошо.
-Жадный до общения. Плохо?
-Нет. Хорошо.
-Жадный до книг, жадный до знакомств, жадный до приключе-
ний...Дальше...Вот, жадный...можно назвать если в смысле - дома хо-
зяйственный?
- 225 -
-Можно.
-Ну так называй....
И когда мы все по полочкам разобрали, оказывается в каждом конк-
ретном контексте - "это" проявляется очень позитивно. Конечно есть
негативные стороны, но есть и позитивные.
Это та же самая история про то. что один называет наполовину пус-
тую бутылку - полупустой, а второй полуполной.
Поэтому...Я вас призываю. вот эту вот, технологию Рефрейминга ,
...трудно т.с., осваивается. Учиться шутить надо тоже. Теперь по-
нятно почему у Жванецкого, я считаю, массовые рефрейминги 1 степе-
ни. Вот,...здесь его переплюнуть наверное трудно кому-нибудь.
Но тем не менее этот прием очень помогает коммуницировать, решать
какие-то проблемы. И свои, и друзей...
В том числе, он помогает изменить контекст поведения и внести до-
полнения в этот контекст. Позволяет , действительно изменить очень
глубоко. Этого глубоко и очень надолго.
Вопросы есть?
Теперь я хотел бы рассказать о ...еще одной интересной техноло-
гии,которая называется - "Формирование новой личностной истории."
Мы уже с вами разбирали, поэтому я сейчас просто вам напомню...
Адрес:...Некрасова д.12 кв.13. Перепутал..- все! Навсегда...
Телефон:..21-13-14...21-14-13..Перепутал - все, навсегда.Пока не
запомнишь принцип, что первое меньше, а второе больше и не свяжешь
с этим образом - ты будешь постоянно путать!
Т.е., пока не закрепишь - "Да, именно вот этот телефон и именно
вот этот принцип..",-будет 2 разных принципа, из которых выбрать
тот, который был реальный невозможно.
И вспомните историю , которую я рассказывал про девочку, которая
заикалась....Даша.Формирование новой личностной истории...Как будто
бы она совсем по другому тогда себя вела.
Фактически этому очень близок "Психоанализ", очень близок....Дать
человеку вернуться обратно и представить, что - вообще говоря эта
ситуация сейчас неприятной не является. Единственное что - добрать-
ся бы! Если только на уровне семантики эту ситуацию можно найти, то
тогда что-то можно сделать.
Ну типовая ситуация.
Мальчик выходит на сцену, боиться большой аудитории, потому, что
когда на него смотрят много людей - начинает заикаться.
-Сережа, почему и когда это начало происходить?
-А я помню , я первый раз в музыкальной школе, когда еще был сов-
сем мальньким, меня учили на пианино играть какую-то пьесу...Я эту
пьесу пошел играть на сцену,..на отчетном концерте..доиграл до се-
редины...забыл, посмотрел в зал...испугался, заплакал, побежал,..С
тех пор, когда выхожу и попадаю в эту ситуацию,..- я заикаюсь.
...Вижу огни рампы или я вижу глаза многих людей - я заикаюсь.
-Хорошо...Скажи, вот сейчас бы ты эту пьесу сыграл?
-Сыграл бы!
Мы начали сформировывать "Ресурс", - "Где ты чуствовал уверен-
ность в себе....Много раз...Уверенность в себе - раз, -два, - три ,
-четыре, - пять..."
-...Давай теперь вспомним ту ситуацию...вот ту..Теперь же ты уме-
- 226 -
ешь играть ту пьесу?
-Умею.
-Если бы ты сейчас начал играть, ты ее сыграл бы?
-Сыграл бы.
-Давайка вот здесь переживи эту ситуацию...
Он начинает переживать, попадает опять на эту сцену,...опять иг-
рает до того момента, когда оборвался...Но! Потом мы предлагаем ему
проиграть все, как будто бы все так и "было"!...Что, вот, ты доиг-
рал до конца, ...увидел, что все тебе хлопают...ты поклонился и
ушел!
...Второй, третий раз,..(все с "ресурсом")..Подсознанию делаем
выбор вспоминания. Либо подсознание теперь будет вспоминать , как
это было...либо оно будет вспоминать - как мы это себе представили.
И подсознание, вот, в таких ситуациях , часто делает выбор на вто-
рое.
Вот такая же ситуация случилась, там же в Бердянске...Тоже пришла
девочка на 15 минут...:
-Боюсь кошек...Очень боюсь кошек!
-С чего началось?
-Была маленькая, зашла в подъезд,у двери сидела кошка и она мне
прыгнула прямо в лицо....Я закрываю глаза и "в меня летит кошка".
(..Там был котенок, просто, который хотел спрыгнуть, но не мог
слезть сам и вот он решил через нее...)
...И мы много раз прокрутили, как будто эта кошка просто прыгнула
ей на плечо, потом слезла с плеча на пол...походила, покрутилась
около нее...Все сделали с "Ресурсом"...- "Подставляем" кошку - она
протягивает к ней руку.
На следующий день мы к этой руке подносим нормальную кошку...-
она ее гладит!
Все!
?????
Вы предлагаете новый выбор...ничего не отбирая....сохраняя , вот
тот, принцип экологичности. Любой недостаток что-то компенсирует...
Что-то делает, какую-то функцию выполняет.
Вот у меня тоже в Бердянске был случай...достаточно интересен он
с точки зрения - ...как организм сам защищается. Как экология..как
недостаток может стать..быть полезным!
Приходит мужчина и говорит:
-Вы знаете, вы тут расказываете про стратегии...Кинестетику...Я
все это понимаю,но..вот,...я не чуствую вообще ничего.
-Ну как? Реально, вот сейчас чуствуешь?
-Чуствую, но испытать ощущения не могу никакие. Никакие образы,
никакие ощущения у меня не вызываются.
Начинаю крутить...начинаю менять стратегии...руками, "ресурсом" -
- ничего не получается. Ничего!...Веду глаза вниз...- глаза оста-
навливаются...как запрет какой-то у него, как барьер...Как будто
там доступ перегородили и все.
И вот он выходит и говорит:"Помогите мне эту проблему решить,
сделайте так, чтобы я мог чуствовать..."
И когда я покрутил, покрутил,..думаю - как этот щит срабатывает?
Начинаю выяснять:
-Скажи, а вот..у тебя было что-нибудь такое в жизни,...болезни
какие-нибудь?
-Да, было.
-Что такое?
- 227 -
-А я очень сильный аллергик.
-На что?
-Ну на многое...Например на холод,на мокрое,..
-Аллергик?
-Да,у меня сильная степень....Не только когда я прикоснусь,даже,
когда я подумаю о холодном или мокром.
Все! Организм, просто, сделал защиту. Он не может в жизни никогда
подумать о холодном или мокром. Хоть чуть-чуть словом заденет вот
за этот аналог, он начинает его представлять, сразу пошла аллер-
гия...Организм защитился!
И как здорово, что я ему ничего не изменил! Я бы и не мог изме-
нить, потому, что организм защищается.
А вообще делали с ним такое. Они вводили ему какие-то жуткие пре-
параты, после которых он даже вообще перестал чуствовать руками...И
все для того, чтобы он научился какие-то ощущения ощущать. Ощущать
по представлениям...т.с.,чтобы он мог заниматься аутотренингом....А
ему нельзя заниматься.
Ну с "Формированием Новой личностной истории" понятно? Это хоро-
шая технология, очень помогает в работе тем более, что она, факти-
чески, вами может быть использована и в быту, и в воспитании ребен-
ка...научить человека пофантазировать...И теперь, кроме того, что
плохо, он будет вспоминать эти фантазии.
Так...
- 228 -
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Вообще..то, что мы с вами сейчас должны пройти за час - это тема
целого отдельного недельного семинара.
Тема, которую мы с вами будем стараться обозреть,называется:
"Уточнение информации. Получение информации высокой точности"
Давайте сопоставим 4 интересных управленческих позиции. Позиции
получения информации человеком и его ответственность за действия.
Позиция 1. Маляр!...Маляр красит стену. Ему дали краску, у него
есть кисточка...Сколько процентов информации о том, как он покра-
сил, он получает сам?..- 100%!
Когда высохнет, он увидит какой результат..., как он покрасил...
Какую ответственность он несет за плохо покрашенную дверь? - 100%
...100% информации получает и соответственно 100%-ю несет ответс-
твенность.
Позиция 2. Машинист башенного крана!...Сидит там наверху..двига-
ет рычагами..поднимает всякие, там, блоки...Но сверху, ведь, он не
видит боковое изображение. Сколько? Какое расстояние осталось? И
плюс - точность его действий не такая уж ювелирная, чтобы он
там..сантиметрики, расстояние небольшое , ..из своей кабины видел.
Внизу стоит стропальщик, который кричит:"Майна, Вира...",-и т.д.,
..Но! Самое главное здесь, что...если что-то произойдет...допустим,
плита ляжет не на той высоте, как надо,...или плита на сантиметры
какие-то неправильно ляжет...то...ведь...отвечать за это будет не
крановщик, а стропальщик!
Крановщик не получает 100%-й информации о сотоянии какого-то объ-
екта...О соотношении желаемого и настоящего состояния...Того, что
надо было и того, что есть сейчас.
Он не получает 100% информации и он не несет 100% ответственнос-
ти...Наверное, если тут даже прикинуть, - сколько процентов инфор-
мации он получает, за столько он и отвечает.
Позиция 3. Оператор автоматизированного процесса....сидит перед
экраном, там у него какие-то датчики...Датчики снимают показатели с
объекта...На основании показаний этих датчиков, он принимает реше-
ния, нажимает не какие-то кнопки...
Вот, если вдруг датчики сломались,..или сломалась, скажем, маши-
на...Он несет ответственность за то, что он неправильно проинформи-
рован? Нет.
Если докажут, что машина была неисправна - он не понесет ни какой
ответственности.
Прибор зашкалил!....Он говорит:"Я ничего нажимать не буду!",-
вокруг все ломается, крушится, а он ничего не нажимает...И он не
будет отвечать, если докажут, что машина была неисправна.
И ведь такая же ситуация...Ведь насколько он может судить о ко-
нечном результате, об объективной Аналоговой информации результа-
та...настолько процентов,примерно,он и несет ответственность...Все
остальное берут посредники.
Позиция 4. Руководитель! Информацию которую он получает,... полу-
чает через посредников, через многих посредников, как в игре "Жуж-
- 229 -
жалке" при каждой передаче идет искажение, обобщение, но самое па-
родоксальное, что он получает меньше наверное объективной информа-
ции, чем оператор автоматизированного процесса, потому-что заведомо
вся информация искажается, но он несет 100%-ю ответственность.
Ну какой выход?
Ответственость с него снимать нельзя. Задача другая.
Нужно научить этого руководителя получать 100%-ю информацию.
Нужно научиться получать объективную аналоговую информацию, от
людей которые с тобой коммуницируют.
Оказывается в каждом языке, существует несколько элементов языка,
которые связаны с потерей информационной точности. Таких элиментов
восемь.
Удивительно, что все это элементы мышления, а не элементы языка,
потому-что во всех языках все эти восемь элементов есть.
Сейчас мы с вами разберем все эти восемь элементов,семантических
элементов текста и для каждого элемента предложим способ уточнения
информации, аналоговой информации по этому элементу.
И оказывается, когда по всем этим восьми вопросам прокручиваешь
полученную информацию, то гарантируется высокая точность информа-
ции. Так она и называется -
Информация высокой точности.
...Когда получены ответы на все эти 8 вопросов....!
Интуитивно каждый из нас все это делает, и на часть этих вопросов
вы все время отвечает... т. е. фактически вы это делаете каждую ми-
нуту, но получить гарантию, что ответил на все вопросы, можно толь-
ко тогда, когда,знаешь сколько их всего.
Их восемь и поэтому, когда по всем восьми гарантированно получил
ответ - гарантирована точная Аналоговая информация.
1
Первый элемент языка, который нуждается в уточнении называется -
"Номинализация"
Вот...по определению, Номинализация - это такое существительное,
которое нельзя "положить" в тележку.(Гриндер такое слово приду-
мал..) Это , как-раз те самые слова,.."методом связок", которые,
очень трудно запомнить. Поэтому я их не употреблял (для тестирова-
ния).
Это слова, которые не имеют собственных Аналоговых образов....
Т.е., когда говорится такое слово, то, либо не возникает никакого
изображения внутри, либо это изображение у всех возникает разное.(В
меру своей "испорченности"...)
Типичный пример, вот,...Существование, решение, постановление....
...Фактически это , как бы оглаголенные существительные.
Это на самом деле процесс! Существование - это процесс! Решение -
это процесс решения! Процесс увидеть нельзя....Постановление- это
тоже процесс. Мы уже забыли, что Постановление , это тоже процесс.
На самом деле, вот,..эти слова действительно используются, ...при
ГИПНОТИЗИРОВАНИИ !
...Потому, что когда ты говоришь это слово - человек ничего не
анализирует . Он ничего Аналогово не представляет.
Решение (слово Номинализация), это не просто, вот,...результат ре