<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна
 лента, более широкая, спускается на спину и две на грудь.
  КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ - книги, по которым совершается богослужение.
 Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи,
 октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
  КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ - читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В
 этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого
 часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах
 царских, обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о
 ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием
 Великим Каппадокийским.
  КОЛИВО (греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной злак),
 подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в
 пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика
 Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне
 антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках
 идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также
 после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или
 сахар блаженство будущей жизни.
  КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - различается: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
  КОЛЯДЫ - народные песни, посвященный Рождеству Христову.
  КОНДАК - жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником
 является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор
 большинства кондаков. Древние кондаки - многострофные (ок. 20-30) поэмы.
 Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением,
 основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя -
 обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел
 народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака
 сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые
 кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона.
 Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным
 кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.
 Кондаками также называются строфы акафиста.
  КОПИЕ - обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который
 используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и
 раздробления агнца. Символически изображает копье, которым были прободены
 ребра Иисуса Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).
  КРЕСТ - символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы
 над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения
 человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес
 (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской
 империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим
 против власти Рима). 1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на
 теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы
 или фелони. 3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией. 4.
 Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
  КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крестообразное осенение себя или к.л. В православной
 церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой,
 указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони.
 Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами
 последовательно ко лбу. животу, правому и левому плечам.
  КРЕСТНЫЙ ХОД - торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с
 иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.
  КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором
 воспоминаются крестные страдания Ее Сына - Иисуса Христа.
  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ - см. Воздвижение Креста Господня.
  КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ - третье воскресение Великого поста, посвященное
 поклонению Кресту Господню.
  КРЕЩЕНИЕ - таинство православной церкви, при совершении которого
 крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется
 к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением
 в воду с произнесением крещальной молитвы "Крещается раб Божий во имя Отца,
 аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Над одним человеком крещение
 совершается один раз в жизни - в соответствии со словами Символа веры
 "исповедую едино крещение во оставление грехов". Крещение совершает
 священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В
 современной церковной практике принято непосредственно перед крещением
 совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать
 миропомазание. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись
 во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. В
 православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте,
 начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные
 родители (восприемник и), которые обязуются взять на себя духовное
 воспитание крещаемого. В начале чина крещения крещаемый произносит отречение
 от сатаны и обещается Христу, читает Символ веры. Затем священник произносит
 великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем (см.
 елеопомазание), совершает собственно крещение; во время чтения 31 пс.
 крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест. Священник
 совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит купель.
 Читается Апостол (Римл. 6; 311) и Евангелие (Мф. 28; 1620), священник
 омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит
 сугубую ектению и отпуст.
  КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
 двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день
 вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке
 Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки
 словом "крещение", более точно следует переводить словом "погружение".
 Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же
 крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами
 Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и
 следуй за Мною" (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно
 очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн
 стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя" (Мф. 3; 14),
 "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И
 когда Иисус крестился - "Дух Свят ый нисшел на Него в телесном виде. как
 голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое
 благоволение!" (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22;
 Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления -
 т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества:
 Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на
 Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
 Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен
 строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого
 повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день
 Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
  КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или
 украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной
 и отвечающий за материальный порядок в храме.
  КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см.
 схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими
 спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем
 крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В
 чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного
 упования.
  КУПЕЛЬ - большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.
  КУТИЯ - см. коливо.
  ЛАВРА (греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших и крупных
 мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались монастыри,
 огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В
 Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с
 XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с
 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной
 была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII
 в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.),
 Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .
  ЛАДАН - ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.
  ЛАМПАДА (греч. светильник) - масляный светильник, зажигаемый перед
 иконами, на престоле и семисвечнике.
  ЛЖИЦА - специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается
 причащение мирян.
  ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во
 время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в
 православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия
 Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных
 Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования
 литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в
 т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она
 была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна
 Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, ап.
 Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием
 Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и
 Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии
 было введено пение трисвятого и Символа веры). Поэтому общее построение
 литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв
 евхаристического ка нона, литургия Василия Великого более продолжительна.
 Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года,
 кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом
 литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход
 Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни,
 когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого
 совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день
 памяти св. Василия Великого - 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в
 первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую
 Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии
 (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается
 присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается
 присутствовать). Литургия оглашенных состоит из: литургийного благословения,
 великой ектений, пения антифонов, песни догматического содержания
 "Единородный сыне", блаженны (в воскресные д ни), входа с Евангелием, пения
 тропарей и кондаков, трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария,
 чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит
 из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого
 Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской песни поются другие молитвы),
 просительной ектений, Символа веры, евхаристического канона, просительной
 ектений, молитвы "Отче наш", причащения священнослужителей в алтаре, пения
 причастна, причащения мирян, малой ектений, заамвонной молитвы, 33 пс.,
 отпуста. Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы литургия Василия
 Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения
 паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается
 литургия обычным чином.
  ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ - один из чинов литургии, совершаемых в
 православной церкви. На этой литургии не совершается евхаристия, а
 причащение происходит преждеосвященными дарами. Чин литургии
 Преждеосвященных Даров был составлен и введен в церковную практику Григорием
 Великим (Двоесловом), папой Римским (+604), на основе сходной восточной
 литургии. Совершается в Великий пост в среды и пятницы, в четверг пятой
 недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
 Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии и совершается в
 соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на
 которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных (на которой
 им не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из
 благословения, предначинательного псалма, чтения священником светильничных
 молитв, великой ектений, кафизмы, стихир на "Господи воззвах", входа с
 кадилом или с Евангелием, пения "Свете тихий", чтения паримий, молитвы
 Ефрема Сирина, чтения Е вангелия (если положено по уставу), ектений сугубой
 и об оглашенных. Литургия верных: начинается с великого входа с
 преждеосвященными дарами во время пения молитвы "Ныне силы небесныя...",
 затем следуют ектения, молитва 'Отче наш ', причащение священнослужителей,
 причащение мирян, заамвонная молитва, 33 пс„ отпуст.
  МАНТИЯ - длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. застегивается в
 двух местах - у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. 1.
 Принадлежность облачения архиерея и архимандрита - лилового цвета с тремя
 белыми с красным полосами (т.н. источниками) и с нашитыми скрижалями -
 четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Скрижали
 рассматриваются как символическое изображение Ветхого и Нового Заветов.
 Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии
 входа в храм. 2. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе
 называемое паллием, - черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия
 называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в
 IV - V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из
 монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.
  МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ неделя, предшествующая Великому посту; в это
 время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается
 употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц.
  МЕСЯЦЕСЛОВ - церковный календарь с указанием праздников и дней памяти
 святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов
 содержится в служебнике и типиконе.
  МИНЕЯ - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий
 неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная,
 минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и
 праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из
 двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных
 праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы,
 посвященные определенному типу святости {мученику, святителю и т.п.), и
 используется, когда совершается богослужение в память к.л. святого,
 отдельная служба которому отсутствует в месячной минее.
  МИРНИЦА - сосуд для хранения святого мира.
  МИРО - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических
 веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии.
 Освящение мира совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской
 православной церкви - Патриарх).
  МИРОПОМАЗАНИЕ - таинство православной церкви. При совершении
 миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом
 православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание
 миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с
 произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь". В практике
 православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после
 крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и
 России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при
 возведении на царствование.
  МИРЯНЕ - часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в
 совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения,
 приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.
  МИТРА (греч. повязка, носимая на голове) - принадлежность богослужебного
 облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право
 ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к
 сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса
 Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к.л. святого или праздника; и одна
 икона наверху - Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы
 увенчивается маленьким крестом.
  МИТРОПОЛИТ (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии -
 крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи,
 управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к.
 церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры
 митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их
 митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи,
 управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной
 церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула
 "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый
 клобук.
  МОЛЕБЕН - богослужение, в котором верующие благодарят или просят о
 чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Совершается по просьбе
 верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение
 молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле,
 и т.д. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят 50 пс.,
 канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва
 святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится
 в требнике.
  МОЛИТВА ГОСПОДНЯ - молитва "Отче наш, иже еси на небесах..." (Мф. 6;
 9-13; Лк. II; 24). которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва
 Господня вошла в широкое богослужебное употребление.
  МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА - покаянная молитва "Господи и Владыко живота
 моего...", составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем).
 Читается на богослужениях Великого поста.
  МОЛИТВА ИИСУСОВА - краткая молитва "Господи Иисусе Христе Сыне Божий
 помилуй мя"
  МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО - утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими
 каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.
  МОЛИТВОСЛОВ - книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило,
 правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом
 Причащении. Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный
 канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу
 Хранителю и др.
  МОНАСТЫРЬ (греч. жилище монахов) - 1. Община монахов, имеющих единый
 устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или
 архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие
 монастыри назыв. ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет
 наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри
 назыв. лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном
 месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые
 монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились
 по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский,
 появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек,
 принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
  МОНАХ (греч. один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие
 обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу.
 Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с
 принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) - подготовительная степень к
 принятию малой схимы; монах малой схимы - принимает обет целомудрия,
 нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа
 {схимонах) - принимает обет отречения от мира и всего мирского.
  Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в
 монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в
 Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в.
 святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и
 затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру.
 Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии
 Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.
  МОЩИ - останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
 Частицы мощей вшиваются в антиминс.

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу