<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 или пения предначинательного псалма. Содержат прошения о милости Божией.
  СВЯТИТЕЛЬ - святой архиерей
  СВЯТКИ - дни от Рождества Христова 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.)
 до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нов.ст.)
 января. В святках нет постных дней (см. пост) и не совершается венчание.
  СВЯТЦЫ - см. месяцеслов
  СВЯЩЕННИК - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени
 священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства
 рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч.
 старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).
 Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К
 священнику принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему
 священнику (иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту -
 "Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец".
  СВЯЩЕННОМУЧЕНИК - священник или архиерей, принявший мучения и смерть за
 исповедание веры в Иисуса Христа.
  СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - лица. имеющие благодать совершать таинства (архиереи
 и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).
 Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи;
 поставляются через рукоположение.
  СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ - потир и дискос, употребляемые для литургии, а также
 сосуд для хранения св. даров - дарохранительница и сосуд для хранения мира -
 мирница.
  СЕДАЛЕН - тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или
 поется на утрене после кафизм.
  СЕДМИЦА - древнерусское название недели (седмь - семь).
  СЕМИСВЕЧНИК - подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за
 престолом.
  СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского
 вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325
 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором
 (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название
 Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Символ веры
 входит в состав многих богослужений.
  СИНОД (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время -
 совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и
 носящий титул "Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных
 членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит
 Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины;
 митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель
 Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии
 и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г.
 Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим
 собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79
 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях
 Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор
 Синода.
  СКИТ - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В
 церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря.
 Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в
 котором в IV - V вв. были уединенные поселения монахов.
  СКУФИЯ - принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой
 пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время
 монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из
 белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве
 награждения.
  СЛАВОСЛОВИЕ - 1. Малое славословие - молитва Святой Троице: "Слава Отцу,
 и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь". 2. Великое
 славословие - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха "Слава в
 вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) и
 состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов
 псалмов, завершающие стихи - трисвятое. Входит в состав богослужения утрени
 и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене
 поется, в будние - читается.
  СЛОВУЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - праздник православной церкви 13 сентября ст. ст.
 (26 сентября нов. ст.). Установлен в память обновления (освящения) храма
 Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Название обусловлено тем, что
 в народе этот праздник "слывет" (считается) за воскресение (т.е. отмечается
 как воскресный день), хотя может таковым и не являться.
  СЛУЖБА праздника, иконы Богородицы или святого - совокупность изменяемых
 молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или к.л.
 святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для
 некоторых праздников и дней святых паримии. Службы праздников и памяти
 святых, принадлежащих неподвижному богослужебному кругу (почти все
 празднования святых относятся к неподвижному кругу), содержатся в месячных и
 праздничных минеях. Службы праздников подвижного богослужебного круга
 содержатся в Постной и Цветной триодях. Службы, посвященные воспоминаниям
 дней недели (см. седмичный богослужебный круг), содержатся в октоихе.
  СЛУЖЕБНИК - богослужебная книга, предназначенная для богослужения
 священника и дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий
 Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами т.н.
 тайных иерейских молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона. В
 служебнике также приведены месяцеслов, указания к совершению литургии,
 тексты прокимнов и аллилуариев, некоторые молитвословия из Постной триоди и
 Цветной триоди, а также чин благословения кол ива и чин литии об умерших.
  СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех
 правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2.
 Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви,
 представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших
 церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3.
 Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения
 вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь
 Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в
 Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и
 утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия);
 Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил
 догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса
 Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе
 (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г.
 в Никее (установил догмат иконопочитания).
  СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение
 архиерея с большим числом духовенства.
  СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой
 Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника
 Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на
 следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий
 день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие
 собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или
 архангела Гавриила.
  СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение.
  СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи
 напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются
 клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой
 решеткой.
  СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский
 сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен
 строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе
 только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит
 название.
  СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки,
 третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица
 - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы
 {Пятидесятницы).
  СРАЧИЦА - нижнее облачение престола - белое льняное покрывало.
 Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
  СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча) - праздник православной
 церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15
 февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был
 принесен Его матерью св. Девой Марией и Ее обручником Иосифом в
 Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу
 (так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев.
 12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон "муж праведный и
 благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
 доколе не увидит Христа Господа" (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса
 "на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
 по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к
 просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2;28-32).
  СТИХАРЬ - богослужебное облачение священно и церковнослужителей.
 Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея.
 Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и
 церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от
 подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх
 подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из
 материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике.
  СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая
 половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего
 поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно
 возглашается канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на
 псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны,
 т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной
 утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед
 Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения.
 Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют:
 евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на
 хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см.
 лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу
 псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время
 тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются
 стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
  СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на
 "столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является
 преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
  СТОЯНИЕ 'МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени,
 совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается
 Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
 Богослужение в этот день длится 57 часов.
  СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя
 Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на
 суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной
 седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
 В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных
 Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в
 Великую пятницу литургия не совершается.
  СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское
 облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
  СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский
 образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и
 всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет
 право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от
 монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и
 не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и
 аналавом.
  Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью
 упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам
 поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену
 отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии
 затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
  СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим
 днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это
 воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие,
 3; 24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к. в
 этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
  ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга
 богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми
 главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги,
 правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении
 храмовых праздников.
  ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое
 монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная
 обычно расположена в специальном храме
  ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в
 суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы
 делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание,
 венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида,
 постриг, различные молебны, освящение дома. колодца и т.п. Совершителями
 треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в
 крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб
 содержатся в требнике.
  ТРЕБНИК - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб.
 Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый
 требник не содержит последования пострига).
  ТРЕЗВОН - праздничный радостный звон во все колокола с короткими
 перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места
 богослужения, во время крестного хода и др.
  ТРИКИРИИ (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей -
 принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим
 толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время
 богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
  ТРИОДЬ (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты
 изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По
 содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит
 службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе
 называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до
 недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название
 происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.
  ТРИСВЯТОЕ - молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный,
 помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию,
 была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе
 (ок. 438439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось.
 С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в
 составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце
 великого славословия на утрене и др.
  ТРОИЧЕН - тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы.
  ТРОПАРЬ - жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое
 песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям
 Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV -
 V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на
 славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной
 гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона,
 стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем
 называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному
 богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
  УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви 29
 августа ст. ст. (II сентября нов. ст.), принадлежит к числу великих.
 Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского
 четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 612; Мк. 6; 17-29). В
 этот день установлен строгий пост.
  УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит
 к числу двунадесятых. Празднуется 15 августа ст. ст. (28 августа нов. ст.).
 Посвящен Успению - праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию в этот
 день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали,
 чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее
 пречистого тела.
  УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ - сумма указаний, определяющая строение богослужений
 на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили
 новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная в XIX
 в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах
 греческого языка и в Болгарии; и славянский Типикон - сложившийся в ХVIХVI1
 вв. на основе древних монашеских уставов иерусалимского (VIVI1 вв.) и
 студийского (константинопольского, ок. IX в.) распространен в Русской
 православной и некоторых других церквах.
  УТРЕНЯ - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня
 бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя
 благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма,
 ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, пс. 50,
 каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на
 стиховны, молитву "Отче наш", тропарь, отпуст. Праздничная утреня
 дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения
 также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением
 Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово
 видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом
 составляет Всенощное бдение. Пасхальная утреня начинает служиться после
 крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и
 состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения
 пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
  ФЕЛОНЬ - 1. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела
 форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов.
 Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в
 настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от
 восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также
 богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач.
 XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для
 головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в
 церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.
  ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ - неизменяемое песнопение, поется во время великого
 входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней .великого
 Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к
 достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в
 употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам "Иже
 херувимы".
  ХИРОТОНИЯ - см. рукоположение.
  ХИРОТЕСИЯ - см. посвящение.
  ХИТОН - принадлежность облачения монахов малой и великой схимы - одежда
 из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига
 назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.
  ХОРУГВЬ - укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса
 Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди
 шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.
  ХРАМ - здание, предназначенное для совершения в нем литургии и
 общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу