<< Пред. стр. 7 (из 8) След. >>
или пения предначинательного псалма. Содержат прошения о милости Божией.СВЯТИТЕЛЬ - святой архиерей
СВЯТКИ - дни от Рождества Христова 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.)
до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нов.ст.)
января. В святках нет постных дней (см. пост) и не совершается венчание.
СВЯТЦЫ - см. месяцеслов
СВЯЩЕННИК - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени
священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства
рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч.
старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).
Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К
священнику принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему
священнику (иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту -
"Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец".
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК - священник или архиерей, принявший мучения и смерть за
исповедание веры в Иисуса Христа.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - лица. имеющие благодать совершать таинства (архиереи
и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).
Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи;
поставляются через рукоположение.
СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ - потир и дискос, употребляемые для литургии, а также
сосуд для хранения св. даров - дарохранительница и сосуд для хранения мира -
мирница.
СЕДАЛЕН - тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или
поется на утрене после кафизм.
СЕДМИЦА - древнерусское название недели (седмь - семь).
СЕМИСВЕЧНИК - подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за
престолом.
СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского
вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325
году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором
(Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название
Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Символ веры
входит в состав многих богослужений.
СИНОД (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время -
совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и
носящий титул "Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных
членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит
Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины;
митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель
Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии
и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г.
Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим
собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79
архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях
Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор
Синода.
СКИТ - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В
церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря.
Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в
котором в IV - V вв. были уединенные поселения монахов.
СКУФИЯ - принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой
пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время
монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из
белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве
награждения.
СЛАВОСЛОВИЕ - 1. Малое славословие - молитва Святой Троице: "Слава Отцу,
и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь". 2. Великое
славословие - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха "Слава в
вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) и
состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов
псалмов, завершающие стихи - трисвятое. Входит в состав богослужения утрени
и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене
поется, в будние - читается.
СЛОВУЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - праздник православной церкви 13 сентября ст. ст.
(26 сентября нов. ст.). Установлен в память обновления (освящения) храма
Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Название обусловлено тем, что
в народе этот праздник "слывет" (считается) за воскресение (т.е. отмечается
как воскресный день), хотя может таковым и не являться.
СЛУЖБА праздника, иконы Богородицы или святого - совокупность изменяемых
молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или к.л.
святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для
некоторых праздников и дней святых паримии. Службы праздников и памяти
святых, принадлежащих неподвижному богослужебному кругу (почти все
празднования святых относятся к неподвижному кругу), содержатся в месячных и
праздничных минеях. Службы праздников подвижного богослужебного круга
содержатся в Постной и Цветной триодях. Службы, посвященные воспоминаниям
дней недели (см. седмичный богослужебный круг), содержатся в октоихе.
СЛУЖЕБНИК - богослужебная книга, предназначенная для богослужения
священника и дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами т.н.
тайных иерейских молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона. В
служебнике также приведены месяцеслов, указания к совершению литургии,
тексты прокимнов и аллилуариев, некоторые молитвословия из Постной триоди и
Цветной триоди, а также чин благословения кол ива и чин литии об умерших.
СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех
правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2.
Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви,
представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших
церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3.
Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения
вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь
Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в
Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и
утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия);
Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил
догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса
Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе
(установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г.
в Никее (установил догмат иконопочитания).
СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение
архиерея с большим числом духовенства.
СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой
Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника
Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на
следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий
день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие
собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или
архангела Гавриила.
СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение.
СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи
напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются
клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой
решеткой.
СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский
сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен
строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе
только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит
название.
СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки,
третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица
- неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы
{Пятидесятницы).
СРАЧИЦА - нижнее облачение престола - белое льняное покрывало.
Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча) - праздник православной
церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15
февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был
принесен Его матерью св. Девой Марией и Ее обручником Иосифом в
Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу
(так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев.
12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон "муж праведный и
благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
доколе не увидит Христа Господа" (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса
"на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к
просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2;28-32).
СТИХАРЬ - богослужебное облачение священно и церковнослужителей.
Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея.
Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и
церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от
подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх
подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из
материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике.
СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая
половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего
поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно
возглашается канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на
псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны,
т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной
утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед
Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения.
Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют:
евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на
хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см.
лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу
псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время
тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются
стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на
"столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является
преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
СТОЯНИЕ 'МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени,
совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается
Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
Богослужение в этот день длится 57 часов.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя
Великого поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на
суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной
седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных
Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в
Великую пятницу литургия не совершается.
СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское
облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский
образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и
всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет
право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от
монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и
не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и
аналавом.
Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью
упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам
поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену
отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии
затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим
днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это
воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие,
3; 24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к. в
этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга
богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми
главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги,
правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении
храмовых праздников.
ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое
монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная
обычно расположена в специальном храме
ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в
суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы
делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание,
венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида,
постриг, различные молебны, освящение дома. колодца и т.п. Совершителями
треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в
крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб
содержатся в требнике.
ТРЕБНИК - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб.
Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый
требник не содержит последования пострига).
ТРЕЗВОН - праздничный радостный звон во все колокола с короткими
перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места
богослужения, во время крестного хода и др.
ТРИКИРИИ (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей -
принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим
толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время
богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
ТРИОДЬ (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты
изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По
содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит
службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе
называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до
недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название
происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.
ТРИСВЯТОЕ - молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный,
помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию,
была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе
(ок. 438439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось.
С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в
составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце
великого славословия на утрене и др.
ТРОИЧЕН - тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы.
ТРОПАРЬ - жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое
песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям
Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV -
V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на
славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной
гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона,
стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем
называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному
богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви 29
августа ст. ст. (II сентября нов. ст.), принадлежит к числу великих.
Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского
четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 612; Мк. 6; 17-29). В
этот день установлен строгий пост.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит
к числу двунадесятых. Празднуется 15 августа ст. ст. (28 августа нов. ст.).
Посвящен Успению - праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию в этот
день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали,
чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее
пречистого тела.
УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ - сумма указаний, определяющая строение богослужений
на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили
новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная в XIX
в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах
греческого языка и в Болгарии; и славянский Типикон - сложившийся в ХVIХVI1
вв. на основе древних монашеских уставов иерусалимского (VIVI1 вв.) и
студийского (константинопольского, ок. IX в.) распространен в Русской
православной и некоторых других церквах.
УТРЕНЯ - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня
бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя
благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма,
ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, пс. 50,
каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на
стиховны, молитву "Отче наш", тропарь, отпуст. Праздничная утреня
дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения
также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением
Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово
видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом
составляет Всенощное бдение. Пасхальная утреня начинает служиться после
крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и
состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения
пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
ФЕЛОНЬ - 1. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела
форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов.
Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в
настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от
восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также
богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач.
XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для
головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении в
церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ - неизменяемое песнопение, поется во время великого
входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней .великого
Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к
достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в
употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам "Иже
херувимы".
ХИРОТОНИЯ - см. рукоположение.
ХИРОТЕСИЯ - см. посвящение.
ХИТОН - принадлежность облачения монахов малой и великой схимы - одежда
из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига
назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.
ХОРУГВЬ - укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса
Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди
шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.
ХРАМ - здание, предназначенное для совершения в нем литургии и
общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное