<< Пред. стр. 5 (из 16) След. >>
- число социальных групп.Экстремальные значения коэффициента Лоренца: в случае полного равенства в распределении доходов; - при полном неравенстве.
По данным табл. 5.8 коэффициент Лоренца
т. е. распределение доходов близко к равномерному.
Об относительном неравенстве в распределении дохода может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т. е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
Коэффициент Джини (по имени его автора, итальянского статистика и экономиста К. Джини (1884-1965))
где - кумулятивная доля дохода.
Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства. Рассчитать коэффициент можно по данным табл. 5.8
Коэффициент Джини по России составил: в 1992 г. - 0,289; в 1993 г. - 0,398; в 1994 г. - 0.409; в 1995 г. - 0,381; в 1998 г. - 0,379. Общее повышение коэффициента за 1992 - 1998 гг. свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе.
Еще один измеритель дифференциации доходов, в более широком смысле - и социального неравенства, был предложен в 1970 г. британским экономистом А. Аткинсоном и в современной экономической литературе получил название индекса Аткинсона, В основу индекса Аткинсона положено понятие эквивалентного дохода , т. е. наименьшего совокупного среднедушевого дохода, который при равномерном распределении доходов привел бы к той же величине общественного благосостояния, что и при существующем неравенстве доходов. Общественное благосостояние, в свою очередь, определяется как сумма индивидуальных полезностей членов общества:
где - индивидуальные функции полезности, которые в индексе Аткинсона зависят только от дохода индивида и представляют собой соотношения:
(здесь - доход i-го индивида: - константа).
Учет при построении индекса Аткинсона таких категорий, как общественное благосостояние и функции полезности, позволяет интерпретировать этот показатель как меру социального неравенства. Однако тот факт, что индивидуальные функции полезности зависят только от дохода, приводит к тому, что в эмпирических расчетах социальное неравенство сводится по существу к неравенству доходов населения.
В соответствии с определением эквивалентного дохода имеем:
Отсюда (с учетом вида индивидуальной функции полезности)
или
Индекс Аткинсона определяется как
где - среднедушевой доход.
Слагаемое, которое в этом индексе вычитается из 1, характеризует долю эквивалентного уровня дохода в среднедушевом доходе. Иными словами, это слагаемое показывает, какую долю совокупного дохода составляет доход, равномерное распределение которого среди всех членов общества позволило бы достигнуть существующего в обществе уровня благосостояния. В последней формуле это слагаемое представляет собой степенную взвешенную среднюю из долей дохода каждой группы в среднем доходе. Поскольку ряды распределения населения по уровню дохода обычно имеют правостороннюю асимметрию, то наибольший удельный вес в ряде распределения будут иметь доли , вследствие чего средняя доля будет также меньше 1. При полном равенстве доходов все отношения были бы равны 1, а индекс Аткинсона был бы равен 0. Итак, индекс Аткинсона есть относительное (в долях совокупного богатства) выражение той цены, которую общество платит за существующий уровень социального неравенства.
Основной недостаток индекса Аткинсона состоит в том, что задать значение параметра недостаточно сложно, и однозначного (а тем более формализованного) решения этой проблемы найти нельзя. С помощью этого параметра индекс Аткинсона позволяет учитывать значимость для общества неравенства в распределении общественного богатства. Если общество абсолютно индифферентно к существующему неравенству, то е = 0. В этом случае значение индекса Аткинсона также равно 0, поскольку средняя доля дохода каждой группы в среднедушевом доходе рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной и принимает значение 1. Если же, напротив, общество волнует единственная проблема - социальное неравенство, параметр е устремляется к бесконечности. В соответствии с правилом мажорантности средних с ростом е (при прочих равных условиях) средняя доля дохода каждой группы в среднедушевом доходе будет уменьшаться и при устремлении е к бесконечности стремиться к нулю. Таким образом, в гипотетической ситуации, когда общество беспокоится исключительно о проблемах перераспределения дохода, положении низкодоходных слоев населения и снижении неравенства, индекс Аткинсона будет близок к 1. Любое другое его значение в промежутке от 0 до 1 определяет значимость для общества процессов перераспределения в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В табл. 5.9 приводятся значения индекса Аткинсона, рассчитанные по данным о распределении населения по среднедушевому денежному доходу в 1995 г., для различных значений е. Например, при е = 1,5 выгода, полученная от перераспределения дохода в пользу его равномерного распределения в 1995 г., была бы эквивалентна росту общего дохода на 0,281, или на 28,1%.
Таблица 5.9
Индекс Аткинсона для рядов распределения населения России
по среднедушевому денежному доходу
Средний доход в 1995 г., руб. 489,675 Индекс Аткинсона
е=0,0 0,000 e=0,5 0,112 е=1,5 0,281 е=2,0 0,357 е=3,0 0,486 е=5,0 0,652
Наряду с использованием квинтильной шкалы применяются интервалы дохода, кратные величине прожиточного минимума (ПМ). В результате получается распределение населения по группам с одинаковой покупательной способностью (табл. 5.10).
В каждую выделенную группу включены домашние хозяйства с одинаковой покупательной способностью. Большая часть населения имела среднедушевые доходы ниже 1,5 прожиточного минимума
На основе приведенных данных вычисляются:
• коэффициент контрастов по численности населения как отношение доли населения в крайних группах. По данный табл. 5.10 этот коэффициент составляет: 1,1/22,8 = 0,048;
• коэффициент контрастов по среднедушевым доходам как or ношение доли доходов в высшей и низшей группах. По данным табл. 5.10 этот коэффициент составляет: 498,5/48,8 =10.215;
Таблица 5.10
Структура распределения населения и домашних хозяйств
по покупательной способности (1994 г.)
Доход Численность в % к итогу денежный доход в месяц, тыс. руб.
домашних
хозяйств населения
в них 0,5-1 ПМ 17,8 22.8 48,8 1 ПМ 10.6 12,0 75,5 1 ПМ - 1,5 ПМ 21.4 22,1 98,0 1,5ПМ-2ПМ 19.7 19,1 132,2 2 ПМ - 3 ПМ 14 8
1 W |U 16.7 184,2 ЗПМ-5ПМ 8.8 6,2 279,8 5 ПМ и более 1,9 1.1 498,5 Итого 100.0 100,0 114,4
• общий коэффициент контрастов, равный произведению названных коэффициентов; он достигает: 0,048*10,215 = 0,493.
Рассмотренные показатели дифференциации (и простые, и более сложные) дают довольно грубую оценку дифференциации, неадекватно реагируя на ее изменения во времени. В них недостает и экономической определенности получаемых оценок в распределении доходов, предполагающей четкое выделение малообеспеченного, среднеобеспеченного и высокообеспеченного населения.
5.9. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕДНОСТИ
Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Различают следующие методы измерения бедности населения:
• абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления;
• относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим методом;
• субъективный, основанный на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов (опирается на мнение опрашиваемых по типу: "Я считаю, что такой-то доход для семьи, состоящей из стольких-то человек, низкий, достаточный, хороший, очень хороший");
• качественный, при котором учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения. Так, во Франции бедными считаются трудоспособные, исчерпавшие законодательно установленные сроки получения пособия по безработице и имеющие иждивенца, или лица, которые лишены возможности участвовать в экономической деятельности, гарантирующей достаточный уровень жизни;
• интегральный, обобщающий в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2).
Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность -"обратная сторона" богатства. Объективный факт - дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы: "у кого-жидкий суп, у кого - мелкий жемчуг". Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размерах социальной помощи и др.
Среди методологических проблем при измерении бедности следует выделить следующие:
• на основе какого показателя домохозяйства - доходов или расходов - определять, относится ли домохозяйство к бедному или нет. В России при отсутствии эффективно функционирующих рынков кредита разделение между доходами и расходами ограничено. В мировой практике предпочтение отдается ежемесячным расходам, включающий общие потребительские расходы и расходы, отражающие потребление товаров, произведенных в домашних условиях за минусом расходов на товары длительного пользования
• различия в размере и составе домохозяйств влияют на доходы и расходы, что осложняет сопоставимость показателей по разным домохозяйствам. С целью улучшения сопоставимости проводится корректировка доходов (расходов) домашнего хозяйства с учетом различий в их размере и составе. Для этого используются эффект масштаба и шкалы эквивалентности и определяется эквивалентный доход домохозяйства:
где - общий (реализуемый) доход домохозяйства;
- размер домохозяйства;
- эластичность потребностей домашнего хозяйства по отношению к его размеру и составу.
Наиболее распространенный метод нахождения эластичности эквивалентности () состоит в построении модели, в которой доля расходов на продукты питания зависит от среднедушевого расхода и числа лиц, принадлежавших к разным демографическим группам, но проживающих в одном домохозяйстве1. Например,
1См: Бедность в России: государственная политика и реакция населения / Под ред. Джени Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1992. - С. 80-81.
шкала эквивалентности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) придает значения: 1 - первому взрослому в домохозяйстве; 0,7 - другим взрослым в домохозяйстве; 0,5 - каждому ребенку, что соответствует величине в, примерно равной 0,7. Это означает следующее: удвоение размера домохозяйства приводит к увеличению его потребностей на 70%1.
Система показателей бедности населения2, разработанная Фостером, Грир и Торбеком в 1984г., включает:
• индекс уровня бедности - , характеризующий распространенность бедности и представляющий собой процентную долю домашних хозяйств (населения), у которых доходы (расходы) ниже черты бедности. Данный показатель отражает количество домохозяйств, относящихся к бедным, но не определяет, насколько бедными они являются;
• индекс разрыва между уровнями бедности - PG, или показатель глубины бедности, зависящий от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы (расходы) бедных,
где - черта (порог) бедности;
- эквивалентный доход i-го домохозяйства (i= 1,...., q).
Этот показатель полезен для определения размеров минимальных финансовых средств, направляемых на ликвидацию бедности с использованием конкретно-целевых выплат;
• индекс Фостера-Грир-Торбека - , являющийся показателем остроты бедности:
где .
Индекс остроты бедности придает относительно более высокий Удельный вес дефицитам бедности тем домохозяйствам, которые находятся значительно ниже черты бедности.
Один из вариантов учета глубины бедности, а также дифференциации доходов малообеспеченных слоев населения при изучении
1См.: Бедность в России: государственная политика и реакция населения. - С. 80
2См.: там же. - С. 85.
ее относительных размеров предложил Амартия Сен. Индекс бедности Сена
где - черта бедности;
- доход i-го индивида;
- число индивидов, доходы которых ниже черты бедности;
- коэффициент Джини. рассчитанный по группе населения с доходом ниже черты бедности;
- общая численность населения.
Величина в этой формуле - дефицит дохода. Чем она меньше, тем ближе индекс бедности к величине . Таким образом, чем ниже дифференциация доходов среди бедного населения и меньше доля бедных в общей численности населения, тем ближе индекс Сена к 0. Усугубление проблемы бедности - увеличение любого из трех перечисленных факторов (дефицит дохода, неравенство бедного населения, доля бедных в общей численности населения) - приводит к росту индекса Сена.
Российская государственная статистика рассчитывает и публикует следующие показатели уровня и распространения низки доходов, получаемые на основе выборки бюджетов домашних хозяйств и среднедушевого денежного дохода по балансу денежных доходов и расходов населения, а также величины прожиточного минимума:
• долю (численность) населения с доходами ниже прожиточного минимума1
где
1См.: Кирута А. Я., Шевяков А. Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на генеральную совокупность.- М.: ЦСЭИ, 1999.-С. 79. 91.
здесь - величина прожиточного минимума (ПМ);
- натуральный логарифм;
- среднедушевой денежный доход по балансу денежных доходов и расходов населения;
Величины определяются по выборке бюджетов домашних хозяйств (параметры ЛНМ).
Например, при прожиточном минимуме, равном 493,3 руб., среднедушевом доходе по балансу, равном 969,9 руб., и = 0,5967 (вычислено по табл. 5.7) получим:
По сгруппированным данным (см. табл. 5.7) доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, вычисляется следующим образом:
Поданным официальной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 1995 г. 36,6 млн. человек (24,7% населения), в 1998 г. - соответственно 35 млн. и 23,8%;
• дефицит дохода, определяемого как суммарное значение доходов населения, не достигающих величины прожиточного минимума:
где - общая численность населения;
- доля суммарного дохода, которая приходится на население с доходами ниже прожиточного минимума,
Покажем расчет на примере данных табл. 5,7:
• индексы глубины и остроты бедности вычисляются по индивидуальным данным выборки бюджетов домашних хозяйств.
Государственная статистика различает домашние хозяйства, живущие ниже черты бедности, а среди них выделяются домохозяйства, живущие в постоянной бедности (на протяжении обследованного года) и в глубокой бедности (доход ниже половины прожиточного минимума) или на уровне нищеты. Важным направлением анализа выступает характеристика состава домохозяйств с уровнем благосостояния ниже величины прожиточного минимума. Некоторые категории домохозяйств с низкими доходами приведены в табл. 5.11.
Значительная часть бедных состоит из семей с детьми и безработными. Среднедушевой уровень дохода в таких семьях ниже уровня нищеты и составляет менее половины официальной величины прожиточного минимума.
При субъективном определении черты бедности уровень благосостояния таких семей выявляется в ходе проведения опроса домохозяйств. Как правило, в ходе такого обследования, проводимого ВЦИОМ, задаются следующие два вопроса: Какой минимальный доход необходим для того, чтобы человек мог жить нормально? Какой доход необходим для обеспечения прожиточного минимума? Размер дохода, указанного респондентами, существенно превышает официальную черту бедности. Например, в 1994 г. официальный прожиточный минимум составил 92 тыс. руб. а субъективная черта бедности на душу населения равнялась 194 тыс. руб. Доля населения, находящегося ниже этой субъективной черты, приближалась к 88%1.
Для более углубленного изучения бедности в России в 1992 - 1994 гг. был проведен Российский лонгитюдный мониторинг (РЛМ) - обширное обследование домашних хозяйств, охвативши 17,7 тыс. человек из 6,5 тыс. домохозяйств, проживающих в 20 областях России. В ходе этого исследования было доказано, что бедность в первой половине 90-х гг. не носила хронический характер. Было также проведено моделирование зависимости статуса бедности (зависимая переменная принимает два значения: 1 - для
1 См.: Бедность в России: государственная политика и реакция населения." С. 80.
Таблица 5.11
Состав и уровень благосостояния домохозяйства с уровнем дохода
ниже величины прожиточного минимума в 1998 г.
Категория домохозяйства Всего обследовано Из них процент домохозяйств с доходами ниже ПМ' Среднедушевой денежный доход в месяц руб. В % к ПМ* Все обследуемые домохозяйства 100 40,5 268,9 54.5 Из них
Полные семьи: супруги с 1 -2 детьми 100 52,2 278,3 56,4 супруги с 3 и более детьми 100 77,8 197,8 40,1 Неполные семьи:
с 1-2 детьми 100 51,6 282,4 57,2 с 3 и более детьми 100 86,5 175,9 35,6 Домохозяйства с получателями пособия по безработице
100
71,1
280,2
46,7 Домохозяйства неработающих пенсионеров 100 28,7 224,6 45,5 *DM - прожиточный минимум.
Источник. Вопросы статистики. - 1999. - №8. - С. 59-6.
бедных домохозяйств и 0 - для остальных) от таких факторов, как пол, возраст, уровень образования и профессиональный статус главы семьи, размер и состав домохозяйства, регион проживания и наличие участка земли для подсобного хозяйства. Было использовано пробит-уравнение и вычислены вероятности сохранения статуса бедности для различных категорий семей1.
Однако рассмотренные выше подходы к изучению бедности трактуют ее как недостаток дохода. Вместе с тем формируется и Другой подход к измерению нищеты, основанный на оценке не только доступности дохода, но и других ресурсов и аспектов благосостояния: состояния здоровья, доступа к чистой воде, образованию и пр.
См. Бедность в России: государственная политика и реакция населения.-Гл. 3.
Данный подход разрабатывается в рамках Программы развития ООН с середины 90-х гг. и характеризует уровень обездоленности в трех важнейших аспектах жизни человека: продолжительности жизни, знании и достойном уровне жизни. Оценка обездоленности проводится на основе интегрального показателя - индекса нищеты населения (ИНН), который вычисляется по различной методике для двух групп стран мира:
• для развивающихся стран - ИНН-1;
• для развитых стран - ИНН-2.
Для стран с переходной экономикой, в том числе для России, данный индекс пока не рассчитывается. Рассмотрим методику расчета ИНН.
Для развивающихся стран обездоленность с учетом продолжительности жизни выражается в виде процентной доли населения, которое, как ожидается, не доживет до 40 лет (), а обездоленность с учетом знаний - в виде процентной доли неграмотного взрослого населения (). Обездоленность с точки зрения достойного уровня жизни или доступа к экономическим ресурсам выражается сводным показателем (). включающим три переменные:
- процентную долю населения, не имеющего доступа к, безопасной питьевой воде;
- процентную долю населения, не имеющего доступа к медицинским услугам;
процентную долю детей в возрасте до 5 лет, страдающих умеренным или острым отставанием в весе.
Сводный показатель
Для развитых стран ИНН-2 обобщает уровень обездоленности в четырех важных аспектах человека: продолжительности жизни, знании, достойном уровне жизни и социальной изоляции. Обездоленность с учетом продолжительности жизни выражается в виде процентной доли населения, которое, как ожидается, не доживает до 60 лет (). Обездоленность с точки зрения знаний выражается через процентную долю функционально неграмотного населения (), которая отражает изоляцию человека от мира чтения и коммуникаций. Обездоленность с точки зрения достойного уровня жизни выражается через процентную долю населения, живущего ниже черты бедности, которая определяется в 50 % скорректированного располагаемого личного дохода (). Четвертый параметр, характеризующий бездействие или изоляцию, вычисляется как уровень застойной безработицы (в течение 12 мес. и более) от общей численности рабочей силы ().Получаем
Из 17 развитых стран, по которым рассчитывался ИНН-2, наиболее низкий уровень обездоленности зафиксирован в Швеции (в 1997 г. -6,8), самый высокий показатель-в США (16,5). Для развивающихся стран ИНН-1 имеет самое низкое значение в Чили (4,1), самое высокое значение-в Нигере (62,1% в 1995г.).
5. 10. ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ
Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения,
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6). При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен - функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.
Механизм индексации доходов населения, заложенный Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24 декабря 1991 г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.
Начиная с февраля 1992 г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993 г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700 руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994 г. до 19 700 руб., с февраля 1995 г. назначена сумма компенсации 39 360 руб., с августа того же года - 50 тыс. руб.
Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования - до 40% годовых, по срочным вкладам - до 80%. на детей со сроком хранения вкладов свыше 10 лет - до 120%) не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10 раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40 до 10% годовых). По срочным вкладам - с 12 до 9% ежемесячно, целевой вклад на детей - со 190 до 170% годовых и т. д. С ноября 1996 г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6 раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 % в январе до 0,3% в сентябре 1996 г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997 г.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии - от 3.0 до 11,2%, Франции- от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1 раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других - шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Глава 6
СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ
6.1. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
Промежуточное потребление (отражено в счете производства Системы национальных счетов - СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги.
Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) - за счет государственного бюджета; HI коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) - за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.
В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.
Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.
Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов. живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.
В странах в разных формах действует система административно-правового механизма защиты интересов потребителей, что отвечает изданным ООН "Руководящим принципам по защите интересов потребителя". Последние представляют собой своего рода хартию прав потребителей, где предусмотрена необходимость обеспечения физической их безопасности, защиты экономических интересов, разработки стандартов на изделия и услуги, возмещения убытков потребителей.
В США в 1962 г. президент Дж. Кеннеди предложил билль "О правах потребителей", в котором декларировались права: на безопасность, на информацию, на выбор, право быть услышанным. В Японии в сфере правовой защиты потребителей действуют более 50 общенациональных законов, десятки указов и распоряжений местного самоуправления. Основным же правовым документом является Основной закон об охране интересов потребителей (1968г.). В Великобритании в 1984 г. опубликована "Белая книга", '"освященная обеспечению безопасности товаров, на основе которой в 1987г. принят и соответствующий закон, предусматривающий ответственность за ущерб, нанесенный потребителю дефектами изделия. В Австрии действует около 200 законов, охраняющих права потребителей, с 1988 г. - Закон об ответственности за качество продукции. Во Франции еще в 1905 г. принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1978 г. одобрен Закон об охране прав и информации потребителей.
В конце 20-х гг. в США зародилось потребительское движение. В 1936 г. впервые появился Союз потребителей США, существующий до сих пор. С 1960 г. движение приняло международный характер - именно тогда была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге (Нидерланды). Сейчас в мире действуют: Европейское бюро потребительских союзов (в Брюсселе, с 1962 г.), Британская ассоциация потребителей (с 1957 г.), Федеральный союз потребителей (во Франции, с 1951 г.), Национальное общество защиты потребителей (в Австрии, с 1976 г.), Японская ассоциация потребителей, Всеяпонский совет связи потребительских организаций. Японский центр потребителей (с 60-70-х гг.), Всепольская федерация потребителей (с 1981 г.), Союз китайских потребителей (с 1984 г.) и др.
В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; гарантированный минимальный уровень потребления; надлежащее качество продукции; безопасность продукции, полную и достоверную информацию о ней; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества; обращение в суд и другие государственные органы; объединение в общественные организации потребителей.
На страже интересов потребителей стоит Международная организация по стандартизации (ISO), включающая национальные и государственные системы стандартизации. Наиболее известными из них являются Американский национальный институт стандартов (ANSI), Французская ассоциация по стандартизации (APNOR), Институт стандартизации Германии (DIN), Британская организация по стандартизации (BSI).
В российском законодательстве в 1993 г. были приняты два закона: "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".
Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации являются содействие потребителям в компетентном выборе продукции и защита их от недобросовестности изготовителя. Законом определен порядок обязательной сертификации продукции и услуг (она возложена на Госстандарт России) и добровольной сертификации (ее вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России). Результаты сертификации отражаются в сертификате соответствия - документе, подтверждающем соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.
Стандартизация - деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, в целях обеспечения: их качества в соответствии с уровнями развития науки, техники и технологии; безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; единства измерений, взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов и т. д.
Организация этой работы также возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные стандарты. Стандарты же отраслей и стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам- Госстандарт России устанавливает порядок государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов со стороны всех хозяйствующих субъектов. Этот контроль осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Опираясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", в том же году правительством утверждены "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", в которых определены основные требования в части продажи хлеба и хлебобулочных изделий, мясных и молочных продуктов, яиц, рыбной продукции (из продовольственных товаров), тканей, одежды, обуви, радиотоваров и электробытовых товаров (из непродовольственных товаров). В них предусмотрено, в частности, что на каждую партию реализуемых товаров торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Оно несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Правилами предусмотрен порядок замены некачественного товара и особо определен перечень товаров длительного пользования и непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (изделия из драгоценных металлов, ткани, бельевой трикотаж, белье, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, предметы личной гигиены и др.). На некоторые товары не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара (автотранспортные средства, мебель, электробритвы, медицинские электрорефлекторы, электробытовые приборы для термической обработки продуктов и приготовления пищи и др.).
Россия все активнее использует штриховое кодирование товаров, распространенное в международной практике и являющееся эффективным средством контроля качества продукции и ее соответствия первоначально заданному образцу. Штриховой код (небольшой квадрат с белыми и черными линиями и набором цифр под ними) - это международный товарный номер ЕАН (Международной ассоциации товарной нумерации). Он появился в США примерно двадцать лет назад, а сегодня действует уже во многих странах мира, в том числе и в СНГ (СССР в 1987 г. стал 46-м членом ЕАН). В России создана Внешнеэкономическая ассоциация в области автоматической идентификации - ЮНИСКАН, которая выдает штриховые коды и регистрирует отечественные фирмы. Товарный знак ЕАН имеют не только различные виды товаров, но и каждый вариант товара в зависимости от типа, размера и оформления, а также все его модификации, обладающие иными потребительскими свойствами.
Штриховой код для каждого товара уникален. Номер его состоит чаще всего из 13 цифр (для маркировки мелких развесных товаров и небольших по размерам применяется сокращенный шифр из 8 знаков). Первые две цифры (возможен вариант и три) - страна-изготовитель (например, США и Канада - от 00 до 09, Франция - от 30 до 37; Германия - от 40 до 43; Япония - от 45 до 49; Великобритания - 50; Дания - 57; Финляндия - 64; Швеция - 73; Италия - от 80 до 83; страны бывшего СССР - от 460 до 469 и т. д.). Следующие пять цифр (возможен вариант и четыре, если для страны отведено три цифры) - данные о предприятии-изготовителе, еще пять - некоторые характеристики товара (его масса, цвет, размер и т. д.). Последняя цифра - контрольная, она необходима для проверки правильности считывания кода специальным электронным устройством - сканером. Возьмем, к примеру, код 460 1234 67890 3 и дешифрируем его: 460 - Российская Федерация; 1234 - завод алюминиевых конструкций (г. Мытищи, улица Северная, 7, тел. 5-67-23, телефакс - 5-67-28); 67890 - ложка алюминиевая, десертная, штампованная, декоративная.
На мировом рынке сегодня отсутствие кода значительно снижает конкурентоспособность продукции. В некоторые страны, например в США, Канаду, Японию, реализовать товар без соответствующего знака на упаковке невозможно.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
6.2. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
О ПОТРЕБЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗА ТЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ
Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:
• данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете надушу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
• данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
• баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
• статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления.
В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:
1) конечное потребление домашних хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:
• расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир, покупки стройматериалов собственниками жилищ, ценностей);
• расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
• конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда,
• потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);
2) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;
3) покупку потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов определяются на основе рассмотренных ранее показателей 1), 2) и 3) как 1+2-3.
Однако рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.
Другим обобщающим стоимостным показателем потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет Характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.
6.3. ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ, ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Важнейшим аспектом изучения потребления выступает анализ обеспечения населения продовольственными товарами. Для этой цели государственная статистика строит балансы продовольственных ресурсов. Баланс отражает движение продукции от момента производства до момента конечного использования, позволяет осуществить текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте, определять фонды потребления продуктов питания. Источниками информации при составлении балансов служат формы статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий, предприятий промышленности, торговли, результаты обследования бюджетов домашних хозяйств и таможенная статистика.
Балансы продовольственных ресурсов составляются в натуральном выражении ежегодно по мясу, молоку, яйцам, зерну, картофелю, овощам и бахчевым культурам, фруктам, маслу растительному, сахару; ежеквартально -- по зерну, мясу, молоку. Каждый баланс имеет две части: ресурсную и распределительную.
баланс ресурсов и использования основного продукта питания
(тыс. т)
Ресурсы Распределение 1. Запасы на начало года 6. Расход на производственные цели 2. Производство 7. Потери 3.Ввоз 8.Вывоз 4. Импорт 9. Экспорт 5. Итого ресурсов 10. Запасы на конец года 5=1+2+3+4
11. Личное потребление 11 =5-(6+7+8+9+10)
На основе баланса рассчитывается фонд потребления населением основных продуктов питания. Например, российская статистика при формировании фонда потребления мяса и мясопродуктов включает в его состав:
• мясо различных видов животных (говядина, свинина, мясо птицы и др.);
• мясопродукты (колбасные изделия, котлеты, пельмени и т. д.) в пересчете на мясо по соответствующим коэффициентам, составляющим: по колбасным изделиям - 1,38, мясным консервам - 0,89, котлетам - 0,80, пельменям - 0,60;
• субпродукты I категории (печень, мозги, сердце) в физическом весе;
• субпродукты II категории (желудок, легкие, вымя) в физическом весе;
• жиры животные пищевые в пересчете на жир-сырец. Потребление некоторых продуктов питания выражается в условных натуральных единицах измерения. Пересчет в них осуществляется на основе специальных коэффициентов перевода показателей потребления конкретных продуктов в условную единицу измерения. Так, при переводе молочных продуктов в молоко применяются следующие коэффициенты пересчета: масло животное - 23,30, сметана - 8,50, творог - 4,60, сухое молоко - 7,60, мороженое - 1,55, сыр и брынза - 6,00, молочные консервы - 2,24. По хлебным продуктам в переводе их на муку коэффициенты достигают: по хлебу ржаному - 0,62, по хлебу пшеничному - 0,70.
Показатель среднедушевого размера потребления основных продуктов питания рассчитывается делением фонда личного потребления на среднегодовую численность населения.
6.4. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА БАЗЕ ВЫБОРКИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.
Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.
В программе обследования расходы продуктов литания содержат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.
Натуральные показатели вычисляются в среднем надушу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.
Рассмотрим некоторые натуральные показатели потребления населением конкретных товаров и услуг. Недавно еще считалось, что по общей калорийности питания (более 3000 ккал в сутки в среднем на душу) наша страна находилась на уровне развитых стран мира. По таким продуктам, как молоко, яйца, рыба, сахар, овощи, картофель, уровень их душевого потребления был не ниже, а по некоторым и выше уровня потребления во многих странах. Лишь по мясу и плодам в России уровень был ниже, т. е. сложилась преимущественно углеводистая модель питания - в основном хлебопродукты, сахар, крупа и картофель, поэтому до 30% населения имели избыточный вес (овощей и бахчевых культур потреблялось на 29% ниже рекомендуемых норм, а фруктов и ягод ниже на 31%).
В большинстве же развитых стран давно перешли на белково-витаминное питание с большим содержанием белков животного происхождения, жиров, витаминов, необходимых аминокислот. Всего для нормальной жизнедеятельности человек должен поглощать более 100 компонентов в соответствующих пропорциях (только витаминов около 15 видов, а среди минералов - железо, марганец, кобальт и др.). Лишь соблюдение потребления в рамках норм обеспечивает рациональное питание (восполняющее затраты энергии человека, а также оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ), необходимое для нормальной жизнедеятельности человека как физического (биологического) существа и как социального субъекта.
Душевое потребление основных продуктов питания в стране (табл. 6.1) резко сократилось (исключение составляет только картофель), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет. По некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам (это мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, масло растительное).
Сократилась и общая калорийность питания: с 3085 ккал в 1990 г. до 2550 ккал в 1993 г. и до 2293 ккал в 1995 г. Снизилось суточное потребление белков, жиров и углеводов, ощущается недостаток большинства витаминов и ряда минеральных веществ, низкий уровень в продуктах пищевых волокон.
Таблица 6.1
Динамика потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения в России
Продует питания 1990г. 1995 г. 1998г. Рациональная норма Мясо и мясопродукты 70 53 58 70 Молоко и молокопродукты 378 249 245 360 Яйца 231 191 198 265 Сахар 32 27 44 35,3 Картофель 94 112 111 105 Овощи и бахчевые 85 83 83140 Фрукты 37 30 27 75
Важным показателем является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям). В частности, по полу и возрасту рекомендуется выделять следующие группы населения: от 0 до 6 лет; от 7 до 12 лет; от 13 до 16 лет; от 17 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49 лет; от 50 до 54 лет; от 55 до 59 лет; от 60 до 64 лет; от 65 лет и старше.
В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности: I - занятые преимущественно умственным трудом (руководители предприятий и фирм, специалисты, работники культуры и науки); II - занятые легким физическим трудом (работники сферы обслуживания, продавцы промышленных товаров, медсестры, санитары); III - занятые средним по тяжести трудом (врачи-хирурги, водители транспортных средств, работники общественного питания, продавцы продовольственных товаров и др.); IV - занятые тяжелым физическим трудом (строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих, плотники, такелажники, горнорабочие, работающие на поверхности, и др.); V - занятые особо тяжелым трудом (шахтеры, сталевары, вальщики леса, землекопы, грузчики, труд которых мало механизирован, и т.д.).
Существенно меняется по группам и нормативная калорийность пищи. Так, если для мужчин в возрасте от 18 до 29 лет норма в группе I составляет 2800 ккал. в сутки, то для группы II - уже 3000; для группы 111 - 3200; для группы IV - 3700 и группы V - 4300 ккал. Для возрастной группы мужчин от 30 до 39 лет суточная потребность в энергии снижается на 100 ккал., а для группы от 50 до 59 лет она снижается уже на 250 ккал. У женщин потребность в энергии меньше, чем у мужчин, примерно на 15%, ay людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калорийности пищи ниже средней на 25-30%. Нормы калорийности для пенсионеров-1900 ккал. Критической же считается калорийность пищи, равная 2000 ккал., или около 8400 кДж (в Международной системе единиц оценка энергетической ценности пищи и расход энергии человека в процессе его жизнедеятельности даются в джоулях: 1 ккал. =4,184кДж).
Помимо потребления товаров и услуг надушу населения применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года - 0,2; от 1 до 3 лет-0,5; от 5 до Улет-0,6; от 7 до 11 лет-0,8; от 11 до 14 лет-0,95; от 14 до 18 лет-0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый - 0.9; второй - 1,0; третий - 1,1; четвертый - 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий - за 0,7, каждый ребенок - за 0,5).
Шкала переводных коэффициентов потребления имеет большую историю, ее зарождение относится к прошлому столетию. В частности, шкала переводных коэффициентов потребления детей и подростков в адекватные потребительские единицы была разработана Э. Энгелем и опубликована в 1895 г. При подготовке шкалы он учитывал идеи А. Кетле. За единицу брался новорожденный до 1 года, и эта единица была названа "кета" в честь А. Кетле. За каждый год жизни к коэффициенту прибавляется одна десятая "кеты" (до 25 лет - у мужчин и до 20 лет - у женщин). Таким образом, для возраста 20 лет и мужчины, и женщины имеют коэффициент 3,0; мужчины в возрасте 25 лет - 3.5 (для женщин он остается равным 3,0). Если перейти к другой шкале, где за единицу принимается мужчина в возрасте 25 лет, то для новорожденных коэффициент составит 0,29, для женщин в возрасте 20 лет и старше - 0,86.
К этой шкале близка шкала переводных коэффициентов С. Прэ и X, Хаутеккера, предложенная ими в 1955 г. По ней переводные коэффициенты следующие: для возрастало 1 года - 0,50; от 1 до 4 лет - 0,60; от 5 до 9 лет - 0,70; от 10 до 13 лет - 1,40; от 14 до 17 лет - 1.30 (для мужчины) и 1,40 (для женщины); для взрослого человека - 1,00 (для мужчины) и 1,30 (для женщины). Характерно, что для женщин принят более высокий коэффициент потребления, чем для мужчин. Это связано с тем, что здесь имеются в виду все потребительские расходы, а не только на продовольствие, которому уделялось внимание при разработке других шкал.
Изучение потребления непродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.
К товарам недлительного пользования относятся, например, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия - нормативный срок их службы установлен до трех лет. К товарам однократного пользования относятся продукты питания.
Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы в три и более лет. Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10 000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.
За рубежом обеспеченность населения предметами длительного пользования чаще определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу. Такой показатель точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования, поскольку в нем не фигурируют дополнительные (вторые, третьи и т. д.) экземпляры данного товара, находящиеся в пользовании одного домохозяйства.
При наличии дифференцированных показателей обеспеченности тем или иным предметом по группам населения средняя обеспеченность находится как средняя взвешенная величина, где весами выступает доля групп населения в общей его численности (в численности домохозяйств). Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный предмет) покажет размер средней обеспеченности предметом на одного человека (на одно домохозяйство). При этом с цепью соизмеримости показателей по предметам индивидуального и обще домашнего пользования последние нужно скорректировать (разделить) на средний размер хозяйства. Если умножить натуральные показатели обеспеченности на общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов, имеющихся у населения.
Наличие конкретного предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле
где - наличие предмета на конец и начало года:
- его поступление (покупка и все другие источники) в течение года;
- выбытие.
Выбытие оценивается методом непрерывной инвентаризации исходя из принятого срока службы данного предмета. Сроки службы предметов длительного пользования вычисляются исходя из технико-эксплуатационных данных с учетом их морального износа. Так, если срок службы предмета установлен в 5 лет, то после его истечения с момента продажи данный предмет считается выбывшим из физического объема общего фонда обеспеченности этим предметом.
Годовое потребление предметов длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Если, допустим, нормативный срок службы телевизоров установлен в 10 лет, то годовой их износ равен 10% общей стоимости находящегося в пользовании населения парка телевизоров. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.
Практика равномерного списания стоимости предметов в течение установленного срока их службы исходит из того. что фактический срок службы интересующих предметов не отличается от установленного нормативного- Исследования же показывают, что фактический срок службы подчиняется закону нормального распределения, т, е. купленные в некотором базовом году предметы определенного вида (например, телевизоры) начинают выбывать из потребления уже в первые годы их эксплуатации (задолго до установленного срока). По мере увеличения периода их фактического использования доля выбывающих предметов в общем количестве купленных в базовом году возрастает, достигая наивысшего уровня в области нормативного срока службы. Затем эта доля начинает уменьшаться. Поскольку установить реальный годовой износ отдельных видов товаров крайне сложно (нужны специальные исследования), на практике пока поступают в соответствии с изложенным ранее порядком.
В социальной статистике США тем не менее начинают принимать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.
Подобные предложения имеются и в России. В товары длительного пользования предлагается включать только технически сложные изделия (часы, радиотовары, магнитофоны, телевизоры, электробытовые машины и приборы, транспортные средства индивидуального пользования, фотоаппараты и кинокамеры и др.). Вне списка остаются мебель, ковры и ковровые изделия, меха, ювелирные изделия и т. д. Введенные ограничения, считают некоторые специалисты, позволяют строго очертить рамки этой группы и сделать ее более однородной. Однако товары длительного пользования удовлетворяют разные потребности человека и поэтому они изначально разнородны, но все они должны учитываться в совокупном потреблении населения.
Имеются также рекомендации о том, как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактических сроков их службы на базе метода, применяемого статистикой при изучении возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график "линии дожития" (по годам или агрегированного за период).
С этой целью вычисляется доля оставшихся у населения предметов в общем объеме годовых продаж на протяжении всего динамического ряда. "Линия дожития" и будет отражать вычисленные доли в динамике. Исходная информация получается с помощью выборочных исследований фактического наличия у населения тех или иных предметов. По координатам графика "линии дожития" находятся возрастная структура предметов и среднегодовые остатки продаж по годам (они и характеризуют процесс выбытия предметов). Сумма структурных составляющих, деленная на 100, дает средний фактический срок службы предметов, а сумма среднегодовых остатков - оценку самого их парка по видам. Стоимостная оценка предметов, как и основных фондов, осуществляется по полной и остаточной их стоимости, в действующих и сопоставимых ценах.
Учитывая практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их годовое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.
Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки. Если размер годового потребления того или иного предмета умножить на коэффициент его покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном выражении в среднем на душу населения. Последний показатель, умноженный на цену данного предмета и численность населения, отражает стоимостный объем годовой покупки предмета. Сумма таких покупок по разным предметам определяет общий объем покупок за год.
Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги - особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.
Не входят в объем производства (и соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья: приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому,
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).
Различаются услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме (ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека.
Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).
Программой выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг. К показателям потребления платных услуг относятся размер оплаты в среднем на 100 лиц и структура расходов по видам услуг.
Текущая статистика не располагает данными об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства,
Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:
где - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения:
- нормативный уровень потребления/-го товара в среднем надушу населения, здесь ( - объем потребления i-го товара за определенный период; - средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по группам населения, то
где - нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе;
- средняя численность населения m-й потребительской группы.