<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 88. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: ИС РАН, 2000. 280 с.
 89. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 2001.
 90. Ионин Л. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. М., 1997. Вып. 2. С. 50.
 91. Кавокин С.Н., Храпылина Л.П. Профессиональная ориентация инвалидов. М., 1997.
 92. Кантор В.З. Материалы круглого стола в Министерстве образования Российской Федерации "Перспективы перехода на новый срок обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии", 2002г. // http://www.wil.ru/Open/virtual/startparams.
 93. Келлер Т. Кэмпхилльские общины Великобритании // Кэмпхилльское движение, 1992.
 94. Ковалева А.И., Реут М.Н. Социализация неслышащей молодежи. М., 2001.
 95. Кожанова Н.Е. Учителя и родители - партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. 2000. № 7. С. 33.
 96. Кокрен У. Выборочный метод. М., 1997.
 97. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе (ориентации и пути в сфере образования от 1960-х гг. к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 341 с.
 98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. № 2. С. 2-31.
 99. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.
 100. Крофт К. В статье Шестеро смелых // Бурда-мини. 2002. № 10. С. 66.
 101. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. М., 2001. № 2. С. 77.
 102. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ в.). М.: Академический проект, 2002.
 103. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. 2001. № 6. С. 33.
 104. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
 105. Кураков Л.П. Интегрированное образование: В 2 кн.: Истоки и итоги. Чебоксары. Изд-во ЧГУ, 2000.
 106. Кусмарцева И.А., Романов П.В. Участие российских предпринимателей в решении проблем местного сообщества: мотивы и перспективы / Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб: Изд-во Лики России, 2003. С. 521-528.
 107. Лаврова О.В. Бизнес-образование: социологические аспекты. Саратов: СГТУ, 2000.
 108. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
 109. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1966.
 110. Лауве Дж. Пути интеграции // Дефектология. 1994. № 6. С. 76.
 111. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991.
 112. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1988.
 113. Лошакова И.И. Политика выравнивания образовательных шансов в постсоветской России // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов: Изд-во СГТПП, 2002. С. 152.
 114. Лошакова И.И. Преодоление социального неравенства в системе довузовского образования. Саратов: СГТУ, 2002. 270 с.
 115. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в развитии. Саратов: Изд-во В.П. Латанов, 2002. С. 15-21.
 116. Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.
 117. Маевский Т.И. Слепые среди зрячих. Вильнюс.: Минтис, 1980.
 118. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М., 1994.
 119. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы). М., 1986.
 120. Малеева Т.М. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М., 1999.
 121. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002.
 122. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. М.: Печатный двор, 1996. 182 с.
 123. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1999. № 3. С. 32.
 124. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии, методики / Отв. ред. Г.С. Батыгина. М.: Наука, 1989. 120 с.
 125. Медведева З.П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология. 2001. № 3. С. 67.
 126. Мердок Дж.П. Социальная структура. Пер. с англ. А.В. Коротаева. М.: ОГИ, 2003.
 127. Мертон Р.К. Явные и латентные функции. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
 128. Методическое пособие в помощь руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении / Под ред. В.С. Чернобровкина. Саратов, 2002.
 129. Мид Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
 130. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
 131. Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
 132. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С.66.
 133. Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. Красноярск, 1996.
 134. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление правительства Российской Федерации от 04.10.00 г. № 751 // Бюллетень Минобразования Российской Федерации: Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. № 11. С. 3-13.
 135. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992.
 136. О положении детей в Саратовской области. Информационно-аналитический доклад за 2002 год. Саратов: ИППОЛиТ, 2003. 80 с.
 137. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб., 1997. 256 с.
 138. Общая теория статистики / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М., 1994.
 139. Общая теория статистики / Под ред. Г.С. Кильдишева, В.Е. Овсиенко, П.М. Рабинович, Т.В. Рябушкина. М.: Статистика, 1980.
 140. Омельченко Е.Л., Гончарова Н.В., Лукьянова Е.Л. Доступность высшего образования для социально уязвимых групп / Проблемы доступности высшего образования / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М: Сигнал, 2003. С. 35.
 141. Осадчих А. Они нуждаются в поддержке // Социальное обеспечение. № 2, 1999. С. 22.
 142. Осмоловская И. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. 2000. № 2. С. 69.
 143. Основы ортопедагогики / Под ред. Б. Пузанова, Э. Брукарт; Пер. с нидерл. М., 1993.
 144. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. М., 1985.
 145. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.
 146. Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
 147. Пезешкеан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. М., 1994.
 148. Печенкин В.А. Электронные ресурсы по проблемам детей с ограниченными возможностями // Гендер, Власть и Культура: социально-антропологический подход. Саратов: СГТУ, 2000. С. 122-128.
 149. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фран. и англ. В.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
 150. Права человека и инвалидность: Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1991/31/.
 151. Проект Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Дефектология. 1995. № 1. С. 3-9.
 152. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1995.
 153. Региональная программа развития образования Саратовской области на 2001-2005 годы. Саратов: Министерство образования Саратовской области, 2000. 90 с.
 154. Рейман Л.Д, Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 41.
 155. Рогов А.А. Организация коррекционной работы в спецшколе-интернате № 21 для детей с ДЦП и нарушением психики // Дефектология. 1996. № 2. С. 47.
 156. Романенкова Д.Ф. Анализ регионального банка данных "Молодые инвалиды и высшее образование". Челябинск: ЧелГУ, 2002 // http://www.fdvo.cgu.chel.su/d24.html.
 157. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1993.
 158. Рощина Я.М., Другов М.А. Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России // Проблемы доступности высшего образования / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: Сигнал, 2003. С. 52.
 159. Сазонов А.А., Ощепкова К.С., Шевченко Д.Б. Москвичи о мерах по социально-трудовой реабилитации инвалидов // Пульс. 2000. № 5.
 160. Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости. М., 1996.
 161. Сатир В. Основы продуктивного взаимодействия человека. М., 1993.
 162. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. 1998. № 6. С. 38.
 163. Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. Киев, 1987.
 164. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972. 194 с.
 165. Синюков Р.Х. Опыт реабилитации детей-инвалидов центра внешкольного образования в Самаре // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. С. 67.
 166. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России // Социологические исследования. 1998. № 3.
 167. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996.
 168. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Консорциум "Социальное здоровье России". 1997. № 2. С. 51-56.
 169. Солодовников В.А. Социально-дезадаптированная семья в современном обществе. М.: Пресс, 2001. 171 с.
 170. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993.
 171. Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002.
 172. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 г. / Аналитический доклад. М., 2002.
 173. Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. Материалы Московских городских педагогических чтений. М.: ГОМЦ, 2001. Вып. 6.
 174. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. С.В. Дармодехина, Г.М. Иващенко. М., 1996.
 175. Социальный паспорт Саратовской области. Саратов: ПЦ ИППОЛиТ-99, 2003.
 176. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2000.
 177. Сулеменова Р.А. О создании системы ранней коррекционной помощи детям с нарушениями развития // Дефектология. 2001. № 1. С. 69.
 178. Суслова М.Ю. Социальное самочувствие молодых инвалидов / Актуальные проблемы общественного развития. Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 44-50.
 179. Теория и практика социальной работы / Под ред. В.Н. Ярской. Саратов: СГТУ, 1995.
 180. Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002. Ч. 2.
 181. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. №1, 2003.
 182. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. 1993. № 4. С. 41.
 183. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1097.
 184. Улих Д. Педагогическое взаимодействие. Теории воспитательной деятельности, М., 1976.
 185. Умников В.Н. Великий социальный синтез. М.: Реалии, 2001. 415 с.
 186. Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. Тарту, 1995.
 187. Федеральная программа развития образования Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16. Ст. 1639.
 188. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
 189. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. М., 1973.
 190. Филпс К. Мама, почему у меня синдром Дауна?: Пер. с англ. М., 1998. 160 с.
 191. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.
 192. Форман Н., Праттен А. Новый подход к обучению детей с особыми потребностями в Великобритании // Дефектология. 1993. № 4. С. 53.
 193. Фрумин И.Д. Тайны школы. Красноярск: Полицентр, 1999.
 194. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
 195. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999.
 196. Хамалайнен Ю. Социальное исключение молодежи. Его предупреждение - требование общества // Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6. С. 119.
 197. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990.
 198. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
 199. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс, 1984.
 200. Хворостьянова Н.И. Социологические аспекты социальной адаптации детей-инвалидов. Воронеж: ВГУ, 1999.
 201. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
 202. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М.: ИТК, 2002.
 203. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка // Дефектология. 1991. № 3. С. 88.
 204. Хуторской А.В. Концепция дистанционного образования // http://www.users.kpi.kharkov.ua.
 205. Чепурных Е.Е. О фактах нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 1997. № 6. С. 17.
 206. Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1981. 367 с.
 207. Шалимов В.Ф. Катамнестическое изучение олигофренов // Дефектология. 1970. № 4. С. 32.
 208. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. Казань: Изд-во КГУ, 2002. 215 с.
 209. Шапкина Н.В. Аномалия и индивидуальность: два полюса социального восприятия нетипичности // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д-ра соц. наук Е.Р. Смирновой. Саратов, 1997. С. 115.
 210. Шевченко Н.И. Интеграция образовательных программ и процессов как системообразующий фактор непрерывного образования / Образование для всех: пути интеграции. Саратов: СГТУ, 2003. С. 27.
 211. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов "Начальная школа - детский сад" // Дефектология. 2000. № 6. С. 37.
 212. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во Дидактика-Плюс, 2002.
 213. Шипицына Л.М. Экскурс в историю интеграции // Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. М., 2000. С. 355.
 214. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995.
 215. Шипицына Л.М., Рейсвейк Ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998.
 216. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 135.
 217. Щеглова С. Н. Детство: методы исследования. М., 1999.
 218. Щербакова А.М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24.
 219. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. М., 1989.
 220. Элланский Ю.Г., Пешков С.П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 123.
 221. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.
 222. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с особыми нуждами // Школа здоровья. 1996. № 1.
 223. Юхлер Я. Достаточно ли "модернизации" // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 73.
 224. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
 225. Яковлев Л.С. Инвайронментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств. Саратов: СГУ, 1997.
 226. Яницкий О.Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности "переходного" общества. М., 1998. С. 9-35.
 227. Яницкий О.Н Теневые отношения в современной России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 151.
 228. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 5. С. 67.
 229. Ярская В.Н. Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д.соц.н. Е.Р. Смирновой. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. С. 44.
 230. Ярская В.Н. Пространство социальной политики в аспекте управления // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов: Изд-во СГТПП, 2002. С. 12.
 231. Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. С. 155-159.
 232. Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102.
 233. Ярская-Смирнова Е.Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов // Материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002. С. 116-119.
 234. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997.
 235. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.
 236. Abbring I., Meijer C. New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994.
 237. Adler A. Whats life should mean to yon. Boston: Little, Brown, 1931.
 238. Armstrong F., Barton L. Disability, Human Rights and Education. Cross-Cultural Perspectives. N.Y., 1999.
 239. Barcai A., Gove W. Family Systems: Conceptual Issues. L., 1973.
 240. Berrigan C., Taylor D. School inclusion and social relationships in Italy. R., 1997.
 241. Booth T., Potts P. (Eds.) Integrating Special Education. Oxford: Blackwell, 1983.
 242. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Six Theories of child development. London, 1992.
 243. Cahan E., Mechling J., Sutto-Smith B., White S. The elusive historical child: Ways of knowing the child of history and psychology // Children in time and place. London, 1998.
 244. Calhoun M.L., Hawisher M. Teaching and learning strategies for physically handicapped Students. Baltimore, 1987.
 245. Campbell R. How to really love your child. N.-Y., 1991.
 246. Cochran M. Enviromental factors contracting network development // Extending families. N.Y., 1990.
 247. Dart D. Social Work with Disabled Child. N.-Y., 1999.
 248. Duvall E. The Family with a Handicapped Child. N.-Y., 1957.
 249. Etzioni A. A comparative analysis of complex organizations. N.Y. 1961.
 250. Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968.
 251. Fernald W.E. The Burden of Feeblemindedness // Psycho-Asthenics. N.-Y., 1913. Р. 152.
 252. Foucault M. Discipline and Punish. The Birth of the Prison. London, New York: Penguin Books, 1991.
 253. Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. An Introduction. London, N.-Y, 1978.
 254. Fragner J. Sonderpadagogische Intentionen der Forderung von Menschen mit Schwerster Behinderung. Berlin, 1991.
 255. Frohlich A. Padagogik bei schwerster Behinderung. Berlin, 1993.
 256. Garber H.L. The Milwaukee Project. Preventing mental Retardation in Children at Risk. W., 1988.
 257. Gennep A. Ontwikkeling van zwaar mental gehandicapten. Amandsberg, 1988.
 258. Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979.
 259. Giddens A. New rules of sociological method. Cambridge: Polity Press, 1994.
 260. Giddens А. Sociology. Cambridge, Oxford: Polity Press, 1993.
 261. Glasser W. Schools Without Failure. N-Y., Harper&Row, 1969.
 262. Goffman E. Asylums, Harmondsworth, Penguin Books. N.Y., 1961.
 263. Goffman E. Essays on the social Situation of mental Patients and other Inmates. L., 1961.
 264. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. New York, London: A.Touchstone Book, 1986.
 265. Goffman E. The Interaction Order // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. P. 1-17.
 266. Goldman A.E., McDonald S.S. The Group Depth Interview: Principles and Practices. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1987. 277 p.
 267. Gorard S., Taylor C. What is segregation? A comparison of measures in terms of strong and weak compositional invariance // Sociology. 2002. Nov. V. 36, i4.
 268. Haan A. Social Exclusion: An Alternative Concept for the Study of Deprivation? // IDS Bulletin. 1998. Vol. 29. №1.
 269. Hegarty S., Pocklingtion K., Lucas D. Educating Pupils with Special Needs in the Ordinary School. NFER - Nelson, 1981.
 270. Hellinckx W. Begeleiding van de groepsleiding in de residentiele оrthopedagogische hulpverlening. Acco, 1989.
 271. Johnson D., Roger T. Cooperation in the Classroom. M., 1990.
 272. Kobayashi N. Child ecology: a theoretical basis for solving children's problems in the world // Chihood, 1993.
 273. Langsted L., Sommer R. Denmark // The International Handbook of Child Care Policies and Programs. Westport, 1993.
 274. Mercer J.R. Sociological Perspectives on Mild Mental Retardation // Haywood H.C. (ed.) Socio Cultural Aspects of Mental Retardation. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970.
 275. Muller G. Bildung und Erziehung im Humanismus der italienischen Renaissanse. Wisbaden, 1987.
 276. Oliver M. Social Work with Disabled People. London. Macmillan, 1983.
 277. Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. By R.Park and E.Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 734.
 278. Park R.E., Burgess E. Introduction to the Science of Society. Chicago / New York, 1971.
 279. Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. New Jersey, 1966.
 280. Pielasch H., Jaedicke V. Geschichte des Blindenwegen in Deutschland und in DDR. Leipzig, 1971.
 281. Pijl S.J. Denmark / New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994.
 282. Salisbury C.L., Palombaro M.M., Hollowood W.M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. Р. 75.
 283. Smith D. & McIntyre. R.Husserl and Intentionality. Dortrecht, Boston, London, 1982.
 284. Visual impairment in children and adolescents / James E. Jan, E. Reger, D. Freeman, Eileen P.Scott. New York: Grune and Stratton, 1977.
 285. Turnbull A.P. ? Turnbull H.R. Families, professionals and exceptionality. Columbus, OH: Merrill, 1986.
 286. Wainnapel S.P., Bernbaum M. The phusican with visual impairment or blindness // Archives of Ophtalmology, 1986. Vol. 104. n. 4.
 287. Walker P. Coming home: from deinstitutionalization to supporting people in their own homes in region. New Hampshire, 1993.
 288. Wright G.N. Total rehabilitation. Boston, 1980.
 289. Zaitsev D.V. Integrated Education as a Component of Modernization in Russian Education // Global Partnerships for a Democratic Future. Washington: Literal Books, 2003. P.78-83.
 
 
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 Приложение 1
 
  1817 г., Дания - Акт об обязательном обучении глухих.
  1842 г., Швеция - Закон о начальном образовании, предусматривающий введение "минимального плана" для бедных детей и "детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования".
  1870 г., Великобритания - Закон об образовании для всех.
  1873 г., Саксония - Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умственно отсталых.
  1881 г., Норвегия - Закон об обязательном обучении глухих.
  1882 г., Норвегия - Закон об обучении умственно отсталых.
  1884 г., Пруссия - Циркуляр о выводе из вспомогательных классов педагогически запущенных детей из неблагополучных семей.
  1887 г., Швеция - Новая редакция Закона о начальном образовании различает бедных и слабоумных детей.
  1889 г., Швеция - Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих.
  1892 г., Пруссия - Циркуляр, подтверждающий необходимость расширения сети вспомогательных классов.
  1893 г., Англия - Закон о начальном образовании глухих и слепых.
  1896 г., Швеция - Закон об обязательном обучении слепых.
  1899 г. Англия - Закон об обучении умственно отсталых детей.
  1900 г., Пруссия - Закон об обязательном обучении глухих, слепых, умственно отсталых.
  1909 г., Франция - Закон об организации вспомогательных классов и школ.
  1914 г., Бельгия - Закон об обязательном обучении инициирует открытие государственных школ для умственно отсталых.
  1920 г., Нидерланды - Положение об образовании умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых детей.
 1923 г., Италия - Закон об обязательном начальном обучении глухонемых.
 
 Приложение 2
 Декларация прав ребенка (Извлечения)
 Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г.
 
  ...Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  ...Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности...и стать полезным членом общества.
  ...10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминацию.
 
 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Извлечения)
 Принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.
  ...Статья 1.1. В настоящей Конвенции выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение..., которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства в области образования, и, в частности:
  а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа...
  ...d) положение, не совместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
  ...Статья 3. ...Государства... обязуются:
  а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения, и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;...
  d) не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи, никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе...
  Статья 4. Государства... обязуются...:
  с) поощрять или развивать подходящими методами образования лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого...
  Заметим, что пункт (а) статьи 1.1. дает основание требовать для "особого" ребенка возможности присутствия в классе или группе детского сада, школы хотя бы на части занятий или режимных мероприятий.
 
 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (Извлечения)
 Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
 
  Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов.
  В ст. 6, 7, 9 указывается, что каждый ребенок имеет право на жизнь; с момента рождения - на имя и гражданство, право знать своих родителей; никто не имеет права разлучить ребенка с его родителями за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Ребенок имеет право на регулярные прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев ареста, тюремного заключения, депортации, смерти родителя(ей).
  Статья 23 целиком посвящена признанию прав ребенка с отклонениями в психофизическом развитии на достойную жизнь в обществе, а пункт первый статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в различных областях. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (п.1).
  2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличи ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
  3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
  В Ст. 28 закрепляется право любого ребенка на образование. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
  Статья 29
 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
 а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...
 d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...
  ...Статья 31
 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха...
  ...Статья 39
  Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
 
 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
 (Извлечения)
 Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция № 48/96)
  ...Правило 6. Образование
  Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотьемлемой частью системы общего образования.
 1.Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.
 2.Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адеватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности...
 ...6.Для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует:
 ...b) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них добавление и изменение;
 с) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки...
 ...8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано...Государству следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования...
 
 Приложение 3
 Гид полуструктурированного интервью с экспертами
  I. Опыт образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями
 1. Вы знаете, сейчас очень многие обсуждают проблему совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей; Вы что-нибудь слышали об этом?
 2. Можно ли учить вместе, в одном классе детей с различным уровнем психического и физического развития? Если "да/нет", то почему?
 3. По-вашему мнению, обучение каких детей с нарушениями развития возможно в массовой школе, и почему: дети с нарушением слуха, зрения, речи; дети с нарушением умственного развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (с инвалидностью).
 4. Были ли в Вашей практике случаи обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с инвалидностью)? Если "да", то расскажите, пожалуйста, подробнее.
 5. Какие можно выделить особенности обучения детей-инвалидов?
 6. Знакомы ли Вам случаи обучения детей с нарушениями развития в обычных классах массовой школы? Если "да", то, как это стало возможным?
  II. Социальное отношение к практикам интегрированного обучения нетипичных детей
 7. По Вашему мнению, какое существует в обществе отношение к детям, имеющим нарушения психического или физического развития?
 8. Как в обществе относятся к идее интегрированного обучения и воспитания детей с особыми нуждами?
 9. Согласны ли Вы на обучение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (с инвалидностью) в Вашей школе (в курируемых Вами образовательных учреждениях)? Если "да/нет", почему?
 10. Если "нет", то при каких условиях Вы согласитесь на это?
  IV. Прикладные аспекты интегрированного образования
 11. Что изменится в процессе обучения в массовой школе, если появится интегрированный ребенок с ограниченными возможностями?
 12. При обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с инвалидностью) в массовой школе, что можно выделить положительного и отрицательного для этих детей и детей класса?
 13. Если возникнут какие-либо проблемы при обучении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (с инвалидностью) в Вашей школе, с кем и как Вы будете их решать?
  III. Факторы, влияющие на развитие системы интегрированного образования детей с особыми нуждами
 14. Какие можно выделить факторы, способствующие развитию практик интегрированного обучения нетипичных детей?
 15. Что нужно сделать, чтобы дети с нарушениями развития могли учиться в массовой школе (на макро-, мезо- и микроуровне): на уровне государства, общества, образовательного учреждения, участников образовательного процесса?

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу