<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

br>  24%
 13% 6. Дети-инвалиды не справятся с программой массовой школы
 24%
 27%
 20%
 24%
 22%
 27%
 24%
 21%
 18% 7. Все поймут, что дети-инвалиды такие же люди, как и все, только нужд.в помощи и особой окружающей среде
 66%
 67%
 66%
 46%
 60%
 63%
 46%
 77%
 77% 8. Дети-инвалиды пол. больше возможностей для разв., смогут завести друзей
 65%
 66%
 64%
 57%
 56%
 57%
 57%
 69%
 72% 276 172 104 289 158 131 289 158 102
 Приложение 8.2.
 Таблица 3
 Распределение респондентов при ответе на вопрос:
 "Что мешает обучению детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы в массовой школе?" (N = 825)
 
 n/n Варианты
 ответа Группы респондентов педагоги учащиеся родители
 1.
 Негативное отношение к инвалидам в обществе; рассмотрение их как людей второго сорта
 77%
 50%
 59% 2. Разработано мало законов, нормативных документов, разрешающих и разъясняющих как обучать детей-инвалидов в массовой школе
 75%
 -
 65% 3. Недостаточное финансирование школ и низкая зарплата педагогов
 85%
 67%
 80% 4. Неприспособленность зданий массовых школ к особенностям детей-инвалидов
 98%
 88%
 96% 5. Отсутствие в школах спец. образовательных программ для детей-инвалидов
 91%
 -
 74% 6. Отсутствие в школах психологов, дефектологов, врачей, умеющих работать с детьми-инвалидами
 88%
 69%
 78% 7. Учителя массовых школ не знают, как организовать совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов
 81%
 37%
 55% 276 289 260
 
 
 
 Приложение 8.3.
  Таблица 4
 Количество респондентов женского и мужского пола, ответивших на вопрос:
 "Обучение детей, с какими нарушениями развития возможно в массовой
 школе в одном классе с обычными детьми? (N = 825)
 
 
 n/n
 Варианты ответа Группы респондентов педагоги учащиеся родители Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. 1. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата 46% 37% 47% 51% 70% 67% 2. Дети с нарушением сенсорной сферы 20% 34% 45% 40% 31% 49% 3. Дети с нарушением
 интеллекта 1,5% 8% 15% 19% 6% 5% 252 24 168 121 202 58 Таблица 5
 Распределение респондентов по признаку наличия общения
  с людьми-инвалидами по физическому статусу (N=549 (%))
 
 n/n Варианты ответа Группы респондентов учащиеся родители 1. Видел(а) инвалида на улице, во дворе 52% 41% 2. Был знаком с инвалидом, но тесно не общался 17% 29% 3. У меня был/есть хороший знакомый, товарищ, родственник-инвалид 15% 23% 4. Нет знакомых людей-инвалидов 13% 7% 5. Затрудняюсь ответить 3% - 289 260 Таблица 6
  Изменение мотивов неприятия практики интегрированного
  образования педагогами в зависимости от педагогического стажа (%)
 
 Варианты ответа Стаж педагогической работы (лет) До 10 11-20 21-30 31-40 41-50 Это ограничит возможности моего творческого роста 68% 57% 40% 10% 3% Это затруднит мое повышение по службе 65% 52% 40% 10% 3% Это прибавит мне дополнительной работы 43% 36% 25% 8% 2% Боюсь, что у меня не получится 58% 41% 38% 9% 2% Это плохо отразится на успеваемости класса 55% 47% 31% 8% 3% Это никак не отразится на моей
 зарплате 60% 52% 37% 11% 3% 92 92 92 92 92 Приложение 9
 
 Гистограмма 1
 
 Мнение респондентов относительно возможности обучения детей
 с ограниченными возможностями в массовой школе в одном классе
 с обычными детьми (N = 825)
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 9.1.
 Гистограмма 2
 
 Мнение респондентов по поводу последствий совместного обучения
 обычных детей и детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного
 аппарата (N=825)
 
 
 
 
 
 
 Приложение 9.2.
 Гистограмма 3
 
 Мнение респондентов о проблемах, затрудняющих развитие практик
 интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (N=825)
 
 
 
 
 
 Приложение 9.3.
 Гистограмма 4
 
 Количество респондентов, поддерживающих идею интегрированного образования
 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (N=825)
 
 
 
 Приложение 9.4.
 Гистограмма 5
 
 Количество респондентов в целом поддерживающих
 идею интегрированного образования нетипичных детей (N=825)
 
 
 
 
 
 
 Приложение 10
 
 Система специализированных учреждений для социально-дезадаптированных
 несовершеннолетних в Саратовской области364
 
  К Министерству труда и социального развития Саратовской области относится:
 - областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - 1;
 - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 13;
 - социальные приюты для детей и подростков - 4;
 - специализированные профессиональные училища-интернаты: для подростков-сирот с умственной отсталостью - 2 и для инвалидов по опорно-двигательному аппарату - 3;
 - реабилитационные центры "Ударник" и "Отрадное", осуществляющие круглогодичное оздоровление детей - 2;
 - дома-интерната для детей с выраженными (глубокими) нарушениями психофизического развития - 4;
 - детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов с 10 филиалами в городах и районах области;
 - реабилитационные оздоровительные лагеря - 1 ("Лесной").
  К Министерству образования относятся следующие учреждения, занимающиеся проблемами комплексной психолого-педагогической и социокультурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями365:
 - центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции - 1;
 - детские дома - 15 (в том числе один коррекционный дошкольный детский дом);
 - специальные (коррекционные) образовательные школы-интернаты для детей с недостатками умственного развития - 15;
 - специальные (коррекционные) образовательные школы-интернаты для детей с недостатками в физическом развития - 6;
 - специальные (коррекционные) образовательные школы для детей с недостатками умственного развития - 7;
 - специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи - 1;
 - специальные школы для детей с девиантным поведением - 1.
 
 Приложение 11
 
 Перечень организаций, учреждений, занимающихся проблемами социальной
 реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями
 
  Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) и его региональные представительства, Всероссийские общества глухих и слепых, Центр социальной помощи семье и детям "Семья" (г.Энгельс), Дагестанская ассоциация инвалидов, Аналитический научно-методический центр "Развитие и коррекция" и Центр Роналда Макдоналда (г.Москва), Центры комплексной реабилитации инвалидов (гг. Арзамас, Астрахань, Архангельск, Балахна, Волжский, Воркута, Воронеж, Дзержинск, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Кисловодск, Москва, Мурманск, Назарово, Находка, Новосибирск, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, С.-Петербург, Свердловск, Светогорск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Томск, Уфа, Чайковский, Южно-Сахалинск и др.), Центр занятости инвалидов (г.Саратов), Центр реабилитации дошкольников-инвалидов (С.-Петербург); Республиканское объединение восстановительного лечения и реабилитации детей-инвалидов (г.Москва), Реабилитационный центр при детском доме №1 (г.Петродворец), Областная благотворительная общественная организация "Общество помощи детям им. Л.С.Выготского" (г.Волгоград), Общественная организация инвалидов-колясочников "Десница" (г.Самара), "Десница Мира" (г.Москва), Саратовская городская общественная Организация семей, имеющих детей-инвалидов "Первый шаг"; отделения социальной помощи семье и детям при ЦСОН (г.Москва), Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Родник" (г.Петрозаводск), Лагерь реабилитационного туризма "Онега" (г. Санкт-Петербург), Летние оздоровительные лагеря Подмосковья (например, лагерь Общества Корчака), а также Саратовской области ("Лесной"); Санкт-Петербургская Лига Жизненной помощи людям с проблемами в развитии; Центры детского и юношеского творчества "Бабушкинский", "Бибирево", "Останкино" (г.Москва), Поволжский региональный информационно-аналитический центр молодежи (г.Саратов), Межрегиональная ассоциация "Интеграция" (г.Самара); Центр социальной интеграции подростков и Детское разновозрастное объединение Союз "Звездный", а также Центр лечебной педагогики (г.Москва), община "Вера и Свет" (г.Москва), Центр Независимой Жизни молодых инвалидов Магаданской области, Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Сестры" (г.Великий Новгород), Центр реабилитации детей-инвалидов "Контакты - 1" и Общественные организации: "Триада", "Боль", "Диво", "ОЛДИ", "ХОУП-Центр", "Вита", "Салют", "Парус Надежды", "Инвалиды Отечества", в т.ч. международные: "Инвакон" (г.Москва), Социально-интеграционный клуб "Ласточка" (г.Саратов), Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи (г.Свердловск), Региональная общественная организация инвалидов "Факел" (г. Санкт-Петербург), Областные центры социально-трудовой реабилитации инвалидов в гг.Липецке и Саяногорске, сеть клубов "Надежда-Н" и подростковые клубы "БРЭК", "Бородино" (г.Москва), Фонд социального обслуживания семьи и детей (г.Тольятти), Центр социальных проблем и гуманитарного развития детей и молодежи "КРЫЛЬЯ" (г.Саратов), Благотворительная организация "Орден Милосердия и социальной защиты" и Благотворительный фонд помощи детям "Сломанный цветок" (г.Москва), Центр "Деревня Светлана" (Ленинградская обл.), Русский духовный центр "Путь в Беловодье" (г.Сызрань), крестьянская община (г.Могоча Читинской обл.), Центр инвалидного спорта на базе УСК "Искра" (г.Москва), Фонды "Моё Отечество" и "Аконит" (г.Москва), Московское отделение международного общественного информационно-просветительского движения "Добро без границ", Реабилитационные Центры "Преодоление-Л", "Наш солнечный мир", "Эхо" (г.Москва), Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями "Добрый волшебник" (г.Сургут), Детское игровое реабилитационное кафе-комплекс "Кенга-клуб" (г.Москва), Центр социальной реабилитации для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (г.Санкт-Петербург), Учебно-методический и реабилитационный центр "Феникс" и Центр социальной адаптации и реабилитации "Фохат" (г.Москва), Центры социальной помощи семье и детям "Печатники" и "Доверие", а также Экспериментальный Комплексный Центр социальной защиты (г.Москва), Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с приютами существуют практически во всех субъектах Российской Федерации. Такие центры успешно работают в гг. Арзамасе, Армавире, Астрахани, Балаково, Балахне, Богородске, Волгограде, Воронеже, Вязьме, Екатеринбурге, Иркутске, Калуге, Кемерово, Костроме, Краснодаре, Красноярске, Кузнецке, Липецке, Марксе, Н.Новгороде, Новокузнецк, Оренбурге, Пензе, Самаре, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Челябинске и др.), Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов "Семейный клуб" (г.Москва), Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (г.Саратов), Центр образования и медико-социальной реабилитации "Здоровое поколение" и Центр восстановительного лечения для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики (г.Москва), Медико-педагогический центр реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов "Falak Nuri" (г.Кемерово), Диагностико-реабилитационный центр (г.Гомель), Центр реабилитации для молодых инвалидов (г.Ессентуки), Краевой центр социального обслуживания населения (г.Ставрополь), Центр медико-социальной экспертизы протезирования и реабилитации инвалидов (г. Санкт-Петербург), Институт занятости и реабилитации лиц с ограниченными возможностями (г.Москва), Общественная организация "Надежда" (г.Бобруйск), Туристический клуб "Родина" (г.Бобруйск), Дети Марии - Художественно-реабилитационный центр для сирот и детей с недостатками развития (г.Москва), Община НППС (некоммерческое партнерство приемных семей) "Китеж" (г.Барятинск), Карельская региональная общественная организация родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями "Особая семья", Лига жизненной помощи людям с проблемами развития (г.Санкт-Петербург), ГОУ Центр социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями "Благодать" (г. Петрозаводск), Национальный фонд содействия инвалидам России (г. Москва), Физкультурно-спортивный клуб инвалидов "СПАРТАК" (г. Саратов), Областной физкультурно-образовательный центр реабилитации инвалидов (г. Курган), Национальный благотворительный фонд России "Мир искусства" и Центр-школа "Детская личность" (г. Москва), Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями при МГТУ им. Баумана, Центр независимой жизни при областной общественной организации инвалидов "Финист" (г. Новосибирск), ), Муниципальный территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие" (г. Армавир) и другие.
 
 Приложение 12
 
  Таблица 1
  Дифференциация семей по количеству детей (%)
 n/n Количество детей Вид семейной системы Семьи с обычными детьми Семьи с детьми, им. наруш. ОДА Семьи с детьми с умств. отсталостью 1. Один ребенок 28% 53% 10% 2. Два ребенка 69% 35% 67% 3. Три и более детей 3% 12% 23% 1476 120 420
  Таблица 2
  Дифференциация семей по структуре (%)
 n/n Тип
 структуры семьи Вид семейной системы Семьи с обычными детьми Семьи с детьми, им. наруш. ОДА Семьи с детьми с умств. отстал. 1. Полная 83% 45% 27% 2. Неполная 17% 55% 73% 1476 120 420
  Таблица 3
  Дифференциация родителей по возрасту (%)
 n/n
 Возраст родителей Группы родителей Родители
 обычных детей Родители детей, им. наруш. ОДА Родители детей с умств. отсталостью 1. До 30 лет 7% 8% 5% 2. От 31 до 40 лет 68% 71% 70% 3. От 41 до 50 лет 20% 21% 15% 4. Более 50 лет 5% - 10% 1476 120 420
  Таблица 4
  Дифференциация родителей по уровню образования (%)
 n/n
 Уровень образования Группы родителей Родители
 обычных детей Родители детей, им. наруш. ОДА Родители детей с умств. отсталостью 1. Начальное - - 14% 2. Среднее 0,4% 4% 28% 3. Среднее специальное 5% 9% 57% 4. Высшее 94% 87% 1% 1476 120 420 Приложение 12 (продолжение)
  Таблица 5
  Дифференциация родителей по профессиональному статусу, в %
 n/n
 Профессиональный
 статус Группы родителей Родители
 обычных
 детей Родители детей, им. наруш. ОДА Родители детей с умств. отсталостью 1. Рабочие 2% 6% 25% 2. Работники с/х - - 32% 3. Служащие 36% 67% 35% 4. Предприниматели 45% 12% 2% 5. Зан. веден. дом. хоз-ва 17% 9% 2% 6. Не имеют постоянного места работы 37% 6% 4% 1476 120 420 Таблица 6
 Дифференциация семей по уровню ежемесячного совокупного дохода, в %
 n/n Уровень дохода Вид семейной системы Семьи с обычными детьми Семьи с детьми, им. наруш. ОДА Семьи с детьми с умств. отст. 1. Менее 1000 рублей - - 33% 2. От 1001 до 2000 руб. 75% 66% 49% 3. От 2001 до 3000 руб. 18% 25% 14% 4. Более 3000 руб. 7% 9% 4% 1476 120 420 Таблица 7
 Как часто Вы посещаете школу, в которой учится Ваш ребенок? (N = 2000), в %
 n/n Варианты ответов родителей Количество родителей 1. 2-3 раза в четверть 32,2% 2. Каждую четверть 33,6% 3. Дважды в год 12,8% 4. Раз в год 6,6% 5. Реже раза в год 2,7% 6. Вообще не ходят 10,7% 7. Затруднились ответить 1,4% 2000 Таблица 8
  Распространенность видов нарушений психики у членов семей разных типов, в %
  nn/n Виды психических
  отклонений у представителей
  семей Типы семей положительные нейтральные отрицательные 1. Психопатии 10,9% 37% 43,7% 2. Олигофрения 6,5% 22,6% 64,5% 3. Хронический алкоголизм 15,5% 31,3% 38,4% 4. Органические заболевания ЦНС 6,1% 54,5% 27,3%
 
 Приложение 13
 
 Концепция государственной политики по социальной интеграции
 детей с ограниченными возможностями
 
  ВВЕДЕНИЕ
 
  I. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
  1.1. Cоциокультурные и экономические факторы
  1.2. Основные агентства социальной интеграции
  1.3. Региональная специфика социальной интеграции нетипичных детей
 
  II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ
  2.1. Цели и основные задачи государственной политики в области социальной интеграции нетипичных детей
  2.2. Принципы государственной социально-интеграционной политики в области нетипичного детства
 
  III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ
  3.1. В сфере совершенствования отечественного законодательства
  3.2. В сфере профилактики нетипичного детства
  3.3. В сфере развития системы социальной, медико-психолого-педагогической, правовой помощи ребенку с ограниченными возможностями и его семье
  3.4. В сфере общего и специального образования
  3.5. В сфере дополнительного образования детей
  3.6. В сфере социальной защиты детей с ограниченными возможностями
  3.7. В сфере информационной и культурно-просветительской работы
  3.8. В сфере подготовки и повышения квалификации работников образования
 
  IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Концепция государственной политики по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями (в дальнейшем - Концепция) отражает современные подходы к решению вопросов "включения" в общество детей с особыми нуждами, основывается на международных и национальных нормативно-правовых актах. Концепция развивает основные принципы социально-образовательной политики в России, которые определены в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации "Об образовании", ФЗ "О социальной защите инвалидов", проекте Федерального закона "О специальном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
  Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации стратегической линии - повышение уровня социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями.
  Настоящая Концепция учитывает:
  - многообразие нарушений психофизического развития детей, особенности социокультурного статуса детей с особыми нуждами, потребности их семей в период транзитивности российского общества;
  - содержание деятельности основных институтов общества по социальной интеграции и адаптации детей с отклонениями в развитии; результаты сравнительного анализа зарубежной и отечественной государственной политики по социальной интеграции нетипичных детей;
  - предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по осуществлению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями;
  - принципы и сложившуюся организационную систему по реализации практик социально-образовательной интеграции в Саратовской области за период с 1993 по 2003 годы.
  Концепция выступает научно-методическим фундаментом реализации инновационных технологий социальной и образовательной интеграции в области нетипичного детства, отражает трансформацию отношения государства к детям с особыми нуждами. Это актуализирует необходимость научно-теоретической разработки проблемного поля интеграции в общество нетипичных детей, совершенствование социально-экономической помощи их семьям, проведение всестороннего междисциплинарного анализа иерархии проблем социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в целом, координации деятельности различных структур представительной и исполнительной властей, общественных объединений в формировании законодательной основы социально-образовательной интеграции.
  Становление института социально-образовательной интеграции нетипичных детей определяет качественно новые уровень развития отношений власти и лиц с ограниченными возможностями, на основе их правового регулирования, обеспечения доступа к ресурсам окружающей среды, формирование механизмов реализации конституционных прав нетипичных детей.
  Предлагаемая концепция включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, социально-экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на оптимизацию процесса социализации, социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
  Концепция содержит основные стратегии и механизмы развития института социальной интеграции детей с отклонениями развития на основе совершенствования механизмов реализации конституционных прав таких детей, привлечения внешних и внутренних ресурсов. Концепция основана на переходе от традиций патерналистского, опекающего отношения государства к лицам с ограниченными возможностями к новым стратегиям активной социальной политики, ресурсного личностного подхода, принципа нормализации.
  Источниками финансирования государственной политики по социальной интеграции могут выступать муниципальные, региональные, федеральные структуры.
 
  I. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ
  ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
  Актуальность разработки проблем социальной интеграции детей с ограниченными возможностями определяется развитием в России процессов гуманизации социальных отношений, ростом приоритетности в обществе проблем социально-антропологического порядка на фоне перманентности разноуровневых трансформаций социально-экономического пространства. Это создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его способностей или убеждений.
  Необходимость трансформации государственной социальной политики, фокусировании внимания на механизмах интеграции в общество подрастающего поколения определяется реализацией масштабных интеграционных процессов на микро- и макроуровнях, активной интеграцией России в мировое сообщество, а также становлением олигархического корпоративного капитализма, что коренным образом изменяет все социально-экономическое устройство страны.
  В условиях социально-экономических преобразований усиливается социальное расслоение общества, наблюдается интенсификация процессов маргинализации целых социальных групп, территориальных общностей населения. Процессы реформирования всех сфер общественной жизни в России затронули все слои населения, ухудшили положение детей в обществе, разрушили сложившуюся инфраструктуру детства, резко усилили негативные тенденции в области социокультурного развития и образования подрастающего поколения, актуализировали проблемы социального неравенства.
  Особую обеспокоенность в обществе вызывает высокая детская смертность, заболеваемость, рост детской инвалидизирующей патологии. По самым оптимистическим данным НИИ детства лишь 15-16% детей сегодня практически здоровы, более 50% - имеют отклонения в состоянии здоровья, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, а у каждого четвертого отмечаются отклонения в развитии психики. Наблюдается снижение возрастных границ патологий развития. Не случайно с 2002 г. в России возвратились к практике диспансеризации детей. Из-за воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в "зону риска", то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития; 42% нуждаются в реабилитации. Нужна реализация мероприятий по сохранению генофонда нации.
  В целом актуальность проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями определяется устойчивым увеличением в социальной структуре общества числа детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 600 тыс. составляют дети-инвалиды. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то к 2003 г. их число возросло до 597,8 тыс. человек. Аналогичная картина прослеживается и в Саратовской области. За последние семь лет (1996-2003 г.г.) число детей-инвалидов в данном регионе увеличилось на 45% и составило более 8,5 тыс. человек. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
  Реализуемая в России до настоящего времени государственная социальная политика, ориентирована на сегрегацию, изоляцию таких детей. Оптимальным вариантом их социализации считается интернирование, помещение в учреждения интернатного типа. Создание благоприятной среды для проявления особых потребностей нетипичных детей, но ограничение при этом их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует проблему определения перспективы реформирования института специального образования.
  Кардинальная трансформация государственной политики в области защиты нетипичного детства позволит решить множество проблем, обусловленных противоречием между декларируемым, закрепленным законодательно равенством прав в выборе жизненного сценария, вида образования и фактически сохраняющимся неравенством возможностей разных социальных групп (обычных людей и людей с отклонениями в развитии) в их реализации.
  Традицией стало явное и латентное нарушение конституционных прав детей с ограниченными возможностями на то, чтобы жить и воспитываться в семье, на получение полного среднего образования, на доступ к информационным, рекреационным и просто жизненным ресурсам окружающей среды. При этом равенство доступа должно соответствовать равенству результата.
  В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для переходных периодов ситуацию, которая характеризуется возникновением зазора между достаточно развитым законодательством, декларирующим права "особого" ребенка на развитие и образование, и фактическим отсутствием практики его реализации.
  В условиях транзитивного российского общества, семья нетипичного ребенка как агентство интеграции не всегда может выступать действенным фактором его развития, образования и "включения" в общество, что определяется множеством стоящих перед ней проблем экономического, социального, психологического характера. Поэтому основная инициатива изменения модели развития и жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями должна принадлежать государству. В условиях затяжного демографического кризиса особую актуальность приобретает "борьба" за жизнь каждого ребенка, за возможность достижения им максимального уровня развития.
  Признание прав нетипичного ребенка, его интересов, особых потребностей, организация всесторонней помощи в процессе его личностного становления, в выборе доступной его возможностям профессиональной деятельности, в настоящее время представляется одной из важнейших социальных задач. Интеграция на равных таких детей в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву выступает главной социальной целью и ценностью и знаменует собой высшую ступень социально-правовой и профессионально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями.
  Одним из наиболее эффективных средств (агентств) социальной интеграции детей с ограниченными возможностями выступает интегрированное (инклюзивное) образование - процесс совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и без них в образовательных учреждениях общего типа. Реализация интегрированного образования, как гуманистической альтернативы специальному (коррекционному) обучению и воспитанию будет способствовать соблюдению прав детей с особыми нуждами на человеческое достоинство и равноправие в получении образования. Процессы глобализации, интернациональной интеграции только подталкивают широкий спектр дискурсивных национальных практик к серьезной проработке данного варианта социальной помощи лицам с особыми потребностями.
  Решение комплекса социокультурных проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и программ в рамках государственной политики по социальной интеграции детей с особыми нуждами. Пропедевтическая сторона процессов интеграции в общество детей с различным уровнем психофизического развития тесно связана с усилением комплексной, адресной помощи их семьям, укреплением ресурсной системы семьи, созданием многопрофильной системы медико-социальной, психолого-педагогической поддержки нетипичных детей.
  Существующая система социально-образовательной интеграции нетипичных детей в г. Саратове, накопленный опыт, сформированный базис выступают залогом успешной реализации Концепции в конкретных решениях, вытекающих из нее задач.
 
  II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
  ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ
  2.1. Цели и основные задачи государственной политики в области социальной интеграции нетипичных детей
  - реализация конституционных прав детей с ограниченными возможностями на получение полного среднего образования, на доступ к информационным, рекреационным и в целом жизненным ресурсам окружающей среды;
  - повышение социально-экономической самостоятельности людей с особыми нуждами;
  - развитие сети социальной поддержки процесса социально-образовательной интеграции нетипичных детей на всех уровнях: индивидуальном (развитие служб консультирования, экстренной социальной помощи программ дополнительного образования детей), системы профессиональной помощи (координация услуг социальных, медицинских, образовательных учреждений, учреждений культуры, юридических служб), информационного пространства (информирование широких слоев общественности через СМИ о практике социально-образовательной интеграции с целью минимизации негативного социального отношения к нетипичным людям, лиц с ограниченными возможностями и членов их семей о своих правах и возможностях, развитие гражданской инициативы и равенства прав), законодательства и социальной политики (законодательная инициатива, мониторинг реализации программ социально-образовательной интеграции нетипичных детей, исполнения мер социальной политики в области интеграции в общество детей с особыми нуждами);

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу