<< Пред.           стр. 1 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 С.А. КРАВЧЕНКО
 СОЦИОЛОГИЯ: ПАРАДИГМЫ
 ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
 СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
 МОСКВА - 2002
 2
 Рецензенты:
 Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман
 Доктор философских наук, профессор Л.К. Зыбайлов
 Редактор: кандидат филологических наук Л.Н. Ольхова
 Научно-вспомогательная работа: аспирант О.Е. Бабкина
 Корректор: Е.В. Небесная
 Учебное пособие отличается инновационным изложением
 материала. Его особенностями являются:
 - изложение материала в полипарадигмальной
 интерпретации, что позволяет видеть сильные и слабые стороны
 основных социологических теорий, возможности применения их
 методологического инструментария лишь в конкретных
 пространственных и временных координатах;
 - акцент сделан на развитие социологического воображения,
 что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит
 диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии
 общественных институтов и отношений;
 - учитывается культурное многообразие через
 осуществление сравнительного анализа российских реалий с их
 западными и восточными аналогами, что способствует лучшему
 пониманию и формированию толерантного отношения к различным
 культурам;
 - в каждой теме показываются возможности методов и
 методологического инструментария конкретных теория, что
 осуществляется через анализ социальных процессов, происходящих
 ныне в мире и России.
 Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех тех, кто
 интересуется социологической проблематикой.
 (c) Кравченко С.А.
 3
 СОДЕРЖАНИЕ
 Введение ..............................................................................11
 Тема I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ .............................13
 1. Здравый смысл и социология ...............................................13
 2. Предпосылки возникновения социологии ..............................16
 Систематизированный скептицизм.............................................16
 Великая Французская революция 1789 г. .......................................16
 Промышленная революция .......................................................17
 Радикальные изменения в ментальности ......................................17
 3. Место социологии в познании социальной действительности ...18
 Тема 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
 ВООБРАЖЕНИЕ...........................................................................23
 1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер........23
 Уровни социологического анализа...............................................23
 Главные парадигмы.................................................................24
 Методология ........................................................................25
 Предмет социологии...............................................................26
 2. Факторы обновления социологического знания......................28
 3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение.............................29
 Тема 3. ПЕРВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ:
 ОБОСНОВАНИЕ "ОБЪЕКТИВНЫХ" ЗАКОНОВ...............................35
 1. О. Конт: создание позитивистской социологии.........................35
 Поиск объективных законов социального развития..........................36
 Законы, обоснованные О. Контом................................................37
 2. Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских
 идей).............................................................................................38
 3. Г. Спенсер: обоснование структурно-функциональной эволюции
 общества........................................................................................39
 Развитие социологии и ее принципов.............................................40
 Эволюционная теория...............................................................41
 Законы, обоснованные Г. Спенсером.............................................43
 4. Власть, возможности её демократизации (в контексте взглядов Г.
 Спенсера).......................................................................................43
 5. Первые российские социологи: поиски решающих факторов
 общественного развития ..................................................................46
 Тема 4. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Э. ДЮРКГЕЙМА..........49
 1. Институционализация социологии .........................................50
 4
 Вычленение предмета социологии...............................................50
 Социологизм Э. Дюркгейма: основные методологические принципы
 познания общества...........................................................................50
 Методы...............................................................................51
 2. Влияние разделения труда на общественное развитие .............52
 Разделение труда как социальный закон.......................................52
 Типы социальной солидарности.................................................52
 3. Анормальное разделение труда ............................................53
 Аномия .................................................................................53
 О самоубийстве......................................................................54
 4. Применение принципов "социологизма" к исследованию права
 (кросскультурный анализ российских и американских реалий)...............54
 Тема 5. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
 СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.................................61
 1. Концепция отчуждения......................................................63
 Проблема дегуманизации человека.............................................63
 Разделение труда..................................................................64
 2. Создание диалектико-материалистической социологии, её предмет
 и методы......................................................................................66
 Природа..............................................................................66
 Структуры и социальные агенты..............................................67
 Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание.........68
 Социальные законы.................................................................69
 Непредвиденные последствия....................................................70
 Социальные факты и ценности..................................................70
 3. Противоречия и конфликты ................................................71
 Классы и классовая борьба.........................................................71
 Социальная революция...............................................................72
 4. К. Маркс о власти, обращенной к человеку..............................73
 Тема 6. "ПОНИМАЮЩАЯ" СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА............78
 1. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской
 интерпретивной парадигмы..............................................................79
 2. Предмет и методы "понимающей" социологии.........................80
 Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.....................80
 Социальные факты и ценности...................................................81
 Понимание (Verstehen) социальных действий.................................82
 Типизация социальных действий..................................................83
 Основные методы понимания социальных действий........................84
 Идельно-типические конструкции...............................................85
 Непредвиденные последствия.....................................................86
 3. Рациональность и иррациональность....................................87
 Анализ общества по характеру действий его членов.......................87
 Бюрократия...........................................................................89
 Господство: границы рационального...........................................90
 Иррациональная рациональность................................................91
 4. Перспективы рационализации власти в России: актуальность
 веберовских идей ...........................................................................93
 5
 Тема 7. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ ДЖ. МИДА, Ч.
 КУЛИ И Г. БЛУМЕРА.....................................................................99
 1. Дж. Мид - основоположник парадигмы символического
 интеракционизма...........................................................................100
 Идейно-теоретические истоки..................................................100
 Социальное действие: символ - ответная осмысленная реакция........100
 Принятие роли - средство интерпретации значимых символов.........101
 Гипотеза Сапира-Уорфа..........................................................102
 Самость...............................................................................102
 Механизм развития самости.....................................................103
 Обобщенный другой и значимый другой.......................................104
 Применение принципов символического интеракционизма к исследованию
 гендерных ролей............................................................................105
 2. Ч. Кули: теория "зеркального Я"........................................107
 Основные постулаты и метод теории "зеркального Я".................109
 Современные изменения в самоидентификациях россиян................110
 3. Г. Блумер: символы и коллективное поведение.....................111
 Базовые посылки...................................................................111
 Сфера коллективного поведения...............................................111
 Разрушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного
 поведения ....................................................................................112
 Формы спонтанного коллективного поведения............................112
 Формы институционального коллективного поведения..................113
 Критика символического интеракционизма.................................116
 Особенности форм спонтанного поведения в современном российском
 обществе.....................................................................................116
 Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК
 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ .................................120
 1. Идейно-теоретические истоки.............................................121
 2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы ...............122
 Типизация и конструирование идеальных типов.............................123
 Интерсубъективный мир.........................................................123
 "Мы" - группа и "Они"- группа................................................124
 3. Концепция дома ...............................................................125
 4. "Мы" и "Они" в российском обществе .................................127
 Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И
 Т. ЛУКМАНА......................................................................131
 1. Конструирование социальной реальности..............................132
 Двойственная фактичность общества.......................................132
 Агенты производства и поддержания субъективной реальности......133
 Релятивность знания и субъективно сконструированных жизненных
 миров ..........................................................................................134
 2. Знания в традиционных и современных плюралистических
 обществах.....................................................................................135
 Институты по производству и передачи знания............................136
 6
 Толерантность к иному знанию как ценность современного общества......136
 Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ......137
 Проблема выбора системы знаний................................................138
 Институты, стимулирующие выбор знания........................................139
 3. Возможности феноменологического подхода для анализа
 социокультурного состояния России ...............................................140
 Тема 10. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ ..........................................148
 1. Предмет и методы............................................................149
 Локальное производство социального мира.................................149
 Документальный метод.........................................................150
 Эксперименты по разрушению повседневных взаимодействий как метод
 изучения фоновых ожиданий............................................................151
 2. Основные исследовательские направления в этнометодологии
 Анализ разговорных практик....................................................153
 Изучение институтов............................................................153
 3. Место этнометодологии в системе социологического знания....154
 4. Использование этнометодологических методов для анализа
 практической повседневной деятельности в коммунальной квартире...155
 Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА............158
 1. Структура личности, её социальные действия........................158
 Детерминированность социальных действий сознательными и
 бессознательными факторами.........................................................158
 "Оно", "Я" и "Сверх-Я" .........................................................159
 Анализ свободных ассоциаций .................................................161
 Основные защитные механизмы "Я" ........................................162
 Страхи и неврозы ................................................................163
 Критика К. Маркса...............................................................164
 2. Масса: коллективное бессознательное и сознательное............164
 Факторы, способствующие образованию и распаду массы .............164
 Агрессивность массы.............................................................165
 Идентификация ...................................................................166
 Корпоративный дух массы......................................................167
 Вождь массы........................................................................168
 3. Роль культуры в человеческих отношениях...........................169
 Культура и человеческие страсти.............................................169
 Дифференциация запретов по социально-культурному признаку.......169
 Нарциссизм культурных идеалов...............................................170
 4. Инфантильное и интеллектуализированное поведение............171
 Влияние религии на характер поведения.......................................171
 Дух науки и интеллектуализированное поведение...........................172
 5. Социальный психоанализ о роли бессознательного и
 деструктивного факторов в политике................................................173
 Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
 Э. ФРОММА: ОБЩЕСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.........................179
 1. Человек для себя..............................................................179
 7
 Телесно-духовная целостность природы человека........................179
 Экзистенциальные дихотомии................................................180
 Любовь: единение человека с миром..........................................182
 Дилемма: созидать или разрушать..........................................182
 Совесть и разум...................................................................183
 2. Социальный характер......................................................184
 Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный
 культурой ....................................................................................185
 Социальный характер западного общества.................................186
 Типизация социальных характеров.............................................188
 3. Патологическое и здоровое общество....................................188
 Критерии общественного здоровья............................................188
 Причины возникновения общественной патологии.........................189
 В каком направлении изменять человека и общество.....................190
 4. Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике.......192
 Тема 13. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА.......198
 1. Человек как "удивительное интегральное существо"............199
 Доминирование социокультурного начала.................................199
 Интегральное использование каналов познания...........................200
 Культурный мир..................................................................201
 Высшая интегральная ценность..............................................201
 Фактор Доброты: возможность целей и средств, адекватных природе
 человека.....................................................................................202
 2. Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ.......203
 Социокультурные суперсистемы в истории человеческой цивилизации.....203
 Основной закон истории........................................................204
 Цикл флуктуации.................................................................204
 3. Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации...205
 Абсолютность социальной стратификации................................205
 Социальная мобильность и ее флуктуация. ................................206
 Политическая флуктуация ....................................................207
 Экономическая флуктуация...................................................208
 Гипотезы о флуктуационных тенденциях в России......................209
 4. Социология революции....................................................209
 Негативные демографические изменения..................................209
 Закон социального иллюзионизма.............................................211
 Факторы, определяющие характер власти.................................212
 Детерминированность ментальности социокультурным фактором.......212
 "Биологизирующая" роль революции........................................213
 "Закон позитивной и негативной поляризации"........................213
 5. П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса....214
 Тема 14. Т. ПАРСОНС: СОЗДАНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ
 CТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ НА ОСНОВЕ
 ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА ...................................................219
 1. Теория социального действия..........................................220
 8
 Идейно-теоретические истоки..................................................220
 "Волюнтаристская теория социального действия"........................222
 Система элементарного действия ............................................222
 Система социального действия и её подсистемы..........................223
 Социальный актор - ситуация .................................................224
 Типы социальных действий......................................................225
 Типовые переменные...............................................................226
 Функциональная сетка AGIL....................................................227
 2. Теория социальной системы...............................................227
 Социальная система: общая схема ...........................................227
 Общество как тип социальной системы....................................227
 Подвижное равновесие общества.............................................229
 3. Общественный порядок и факторы его обеспечивающие........230
 Тема 15. Р. МЕРТОН: СОЗДАНИЕ ПАРАДИГМЫ
 СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА В ВЕРСИИ ТЕОРИИ
 СРЕДНЕГО УРОВНЯ.....................................................................238
 1. Теоретико-методологические основы мертоновской парадигмы
 структурного функционализма ........................................................239
 Критика классического структурного функционализма...................239
 Теория среднего уровня............................................................240
 Стратегия функционального анализа.........................................241
 Одиннадцать заповедей функционализма....................................242
 2. Функционалистская теория аномии ....................................244
 Понятие аномии...................................................................244
 Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии.....244
 Конформность.....................................................................245
 Инновация...........................................................................245
 Ритуализм...........................................................................246
 Ретритизм..........................................................................246
 Мятеж...............................................................................247
 3. Применение принципов Р. Мертона к исследованию способов
 адаптации индивидов к политическим реалиям................................247
 Тема 16. Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И
 САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР.......................................255
 1. Концепция современности .................................................256
 Общеметодологический кризис.................................................256
 Характерные черты современности..........................................257
 2. Теория структурации.........................................................260
 Социальные практики как предмет исследования...........................260

<< Пред.           стр. 1 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу