<< Пред. стр. 1 (из 48) След. >>
С.А. КРАВЧЕНКОСОЦИОЛОГИЯ: ПАРАДИГМЫ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МОСКВА - 2002
2
Рецензенты:
Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман
Доктор философских наук, профессор Л.К. Зыбайлов
Редактор: кандидат филологических наук Л.Н. Ольхова
Научно-вспомогательная работа: аспирант О.Е. Бабкина
Корректор: Е.В. Небесная
Учебное пособие отличается инновационным изложением
материала. Его особенностями являются:
- изложение материала в полипарадигмальной
интерпретации, что позволяет видеть сильные и слабые стороны
основных социологических теорий, возможности применения их
методологического инструментария лишь в конкретных
пространственных и временных координатах;
- акцент сделан на развитие социологического воображения,
что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит
диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии
общественных институтов и отношений;
- учитывается культурное многообразие через
осуществление сравнительного анализа российских реалий с их
западными и восточными аналогами, что способствует лучшему
пониманию и формированию толерантного отношения к различным
культурам;
- в каждой теме показываются возможности методов и
методологического инструментария конкретных теория, что
осуществляется через анализ социальных процессов, происходящих
ныне в мире и России.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, всех тех, кто
интересуется социологической проблематикой.
(c) Кравченко С.А.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................................................................11
Тема I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ .............................13
1. Здравый смысл и социология ...............................................13
2. Предпосылки возникновения социологии ..............................16
Систематизированный скептицизм.............................................16
Великая Французская революция 1789 г. .......................................16
Промышленная революция .......................................................17
Радикальные изменения в ментальности ......................................17
3. Место социологии в познании социальной действительности ...18
Тема 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ...........................................................................23
1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер........23
Уровни социологического анализа...............................................23
Главные парадигмы.................................................................24
Методология ........................................................................25
Предмет социологии...............................................................26
2. Факторы обновления социологического знания......................28
3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение.............................29
Тема 3. ПЕРВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ:
ОБОСНОВАНИЕ "ОБЪЕКТИВНЫХ" ЗАКОНОВ...............................35
1. О. Конт: создание позитивистской социологии.........................35
Поиск объективных законов социального развития..........................36
Законы, обоснованные О. Контом................................................37
2. Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских
идей).............................................................................................38
3. Г. Спенсер: обоснование структурно-функциональной эволюции
общества........................................................................................39
Развитие социологии и ее принципов.............................................40
Эволюционная теория...............................................................41
Законы, обоснованные Г. Спенсером.............................................43
4. Власть, возможности её демократизации (в контексте взглядов Г.
Спенсера).......................................................................................43
5. Первые российские социологи: поиски решающих факторов
общественного развития ..................................................................46
Тема 4. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Э. ДЮРКГЕЙМА..........49
1. Институционализация социологии .........................................50
4
Вычленение предмета социологии...............................................50
Социологизм Э. Дюркгейма: основные методологические принципы
познания общества...........................................................................50
Методы...............................................................................51
2. Влияние разделения труда на общественное развитие .............52
Разделение труда как социальный закон.......................................52
Типы социальной солидарности.................................................52
3. Анормальное разделение труда ............................................53
Аномия .................................................................................53
О самоубийстве......................................................................54
4. Применение принципов "социологизма" к исследованию права
(кросскультурный анализ российских и американских реалий)...............54
Тема 5. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.................................61
1. Концепция отчуждения......................................................63
Проблема дегуманизации человека.............................................63
Разделение труда..................................................................64
2. Создание диалектико-материалистической социологии, её предмет
и методы......................................................................................66
Природа..............................................................................66
Структуры и социальные агенты..............................................67
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание.........68
Социальные законы.................................................................69
Непредвиденные последствия....................................................70
Социальные факты и ценности..................................................70
3. Противоречия и конфликты ................................................71
Классы и классовая борьба.........................................................71
Социальная революция...............................................................72
4. К. Маркс о власти, обращенной к человеку..............................73
Тема 6. "ПОНИМАЮЩАЯ" СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА............78
1. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской
интерпретивной парадигмы..............................................................79
2. Предмет и методы "понимающей" социологии.........................80
Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.....................80
Социальные факты и ценности...................................................81
Понимание (Verstehen) социальных действий.................................82
Типизация социальных действий..................................................83
Основные методы понимания социальных действий........................84
Идельно-типические конструкции...............................................85
Непредвиденные последствия.....................................................86
3. Рациональность и иррациональность....................................87
Анализ общества по характеру действий его членов.......................87
Бюрократия...........................................................................89
Господство: границы рационального...........................................90
Иррациональная рациональность................................................91
4. Перспективы рационализации власти в России: актуальность
веберовских идей ...........................................................................93
5
Тема 7. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ ДЖ. МИДА, Ч.
КУЛИ И Г. БЛУМЕРА.....................................................................99
1. Дж. Мид - основоположник парадигмы символического
интеракционизма...........................................................................100
Идейно-теоретические истоки..................................................100
Социальное действие: символ - ответная осмысленная реакция........100
Принятие роли - средство интерпретации значимых символов.........101
Гипотеза Сапира-Уорфа..........................................................102
Самость...............................................................................102
Механизм развития самости.....................................................103
Обобщенный другой и значимый другой.......................................104
Применение принципов символического интеракционизма к исследованию
гендерных ролей............................................................................105
2. Ч. Кули: теория "зеркального Я"........................................107
Основные постулаты и метод теории "зеркального Я".................109
Современные изменения в самоидентификациях россиян................110
3. Г. Блумер: символы и коллективное поведение.....................111
Базовые посылки...................................................................111
Сфера коллективного поведения...............................................111
Разрушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного
поведения ....................................................................................112
Формы спонтанного коллективного поведения............................112
Формы институционального коллективного поведения..................113
Критика символического интеракционизма.................................116
Особенности форм спонтанного поведения в современном российском
обществе.....................................................................................116
Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ .................................120
1. Идейно-теоретические истоки.............................................121
2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы ...............122
Типизация и конструирование идеальных типов.............................123
Интерсубъективный мир.........................................................123
"Мы" - группа и "Они"- группа................................................124
3. Концепция дома ...............................................................125
4. "Мы" и "Они" в российском обществе .................................127
Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И
Т. ЛУКМАНА......................................................................131
1. Конструирование социальной реальности..............................132
Двойственная фактичность общества.......................................132
Агенты производства и поддержания субъективной реальности......133
Релятивность знания и субъективно сконструированных жизненных
миров ..........................................................................................134
2. Знания в традиционных и современных плюралистических
обществах.....................................................................................135
Институты по производству и передачи знания............................136
6
Толерантность к иному знанию как ценность современного общества......136
Факторы, обеспечивающие стабильность плюралистических обществ......137
Проблема выбора системы знаний................................................138
Институты, стимулирующие выбор знания........................................139
3. Возможности феноменологического подхода для анализа
социокультурного состояния России ...............................................140
Тема 10. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ ..........................................148
1. Предмет и методы............................................................149
Локальное производство социального мира.................................149
Документальный метод.........................................................150
Эксперименты по разрушению повседневных взаимодействий как метод
изучения фоновых ожиданий............................................................151
2. Основные исследовательские направления в этнометодологии
Анализ разговорных практик....................................................153
Изучение институтов............................................................153
3. Место этнометодологии в системе социологического знания....154
4. Использование этнометодологических методов для анализа
практической повседневной деятельности в коммунальной квартире...155
Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА............158
1. Структура личности, её социальные действия........................158
Детерминированность социальных действий сознательными и
бессознательными факторами.........................................................158
"Оно", "Я" и "Сверх-Я" .........................................................159
Анализ свободных ассоциаций .................................................161
Основные защитные механизмы "Я" ........................................162
Страхи и неврозы ................................................................163
Критика К. Маркса...............................................................164
2. Масса: коллективное бессознательное и сознательное............164
Факторы, способствующие образованию и распаду массы .............164
Агрессивность массы.............................................................165
Идентификация ...................................................................166
Корпоративный дух массы......................................................167
Вождь массы........................................................................168
3. Роль культуры в человеческих отношениях...........................169
Культура и человеческие страсти.............................................169
Дифференциация запретов по социально-культурному признаку.......169
Нарциссизм культурных идеалов...............................................170
4. Инфантильное и интеллектуализированное поведение............171
Влияние религии на характер поведения.......................................171
Дух науки и интеллектуализированное поведение...........................172
5. Социальный психоанализ о роли бессознательного и
деструктивного факторов в политике................................................173
Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Э. ФРОММА: ОБЩЕСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.........................179
1. Человек для себя..............................................................179
7
Телесно-духовная целостность природы человека........................179
Экзистенциальные дихотомии................................................180
Любовь: единение человека с миром..........................................182
Дилемма: созидать или разрушать..........................................182
Совесть и разум...................................................................183
2. Социальный характер......................................................184
Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный
культурой ....................................................................................185
Социальный характер западного общества.................................186
Типизация социальных характеров.............................................188
3. Патологическое и здоровое общество....................................188
Критерии общественного здоровья............................................188
Причины возникновения общественной патологии.........................189
В каком направлении изменять человека и общество.....................190
4. Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике.......192
Тема 13. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА.......198
1. Человек как "удивительное интегральное существо"............199
Доминирование социокультурного начала.................................199
Интегральное использование каналов познания...........................200
Культурный мир..................................................................201
Высшая интегральная ценность..............................................201
Фактор Доброты: возможность целей и средств, адекватных природе
человека.....................................................................................202
2. Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ.......203
Социокультурные суперсистемы в истории человеческой цивилизации.....203
Основной закон истории........................................................204
Цикл флуктуации.................................................................204
3. Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации...205
Абсолютность социальной стратификации................................205
Социальная мобильность и ее флуктуация. ................................206
Политическая флуктуация ....................................................207
Экономическая флуктуация...................................................208
Гипотезы о флуктуационных тенденциях в России......................209
4. Социология революции....................................................209
Негативные демографические изменения..................................209
Закон социального иллюзионизма.............................................211
Факторы, определяющие характер власти.................................212
Детерминированность ментальности социокультурным фактором.......212
"Биологизирующая" роль революции........................................213
"Закон позитивной и негативной поляризации"........................213
5. П. Сорокин о реформировании общества в условиях его кризиса....214
Тема 14. Т. ПАРСОНС: СОЗДАНИЕ РАЗВЕРНУТОЙ
CТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА ...................................................219
1. Теория социального действия..........................................220
8
Идейно-теоретические истоки..................................................220
"Волюнтаристская теория социального действия"........................222
Система элементарного действия ............................................222
Система социального действия и её подсистемы..........................223
Социальный актор - ситуация .................................................224
Типы социальных действий......................................................225
Типовые переменные...............................................................226
Функциональная сетка AGIL....................................................227
2. Теория социальной системы...............................................227
Социальная система: общая схема ...........................................227
Общество как тип социальной системы....................................227
Подвижное равновесие общества.............................................229
3. Общественный порядок и факторы его обеспечивающие........230
Тема 15. Р. МЕРТОН: СОЗДАНИЕ ПАРАДИГМЫ
СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА В ВЕРСИИ ТЕОРИИ
СРЕДНЕГО УРОВНЯ.....................................................................238
1. Теоретико-методологические основы мертоновской парадигмы
структурного функционализма ........................................................239
Критика классического структурного функционализма...................239
Теория среднего уровня............................................................240
Стратегия функционального анализа.........................................241
Одиннадцать заповедей функционализма....................................242
2. Функционалистская теория аномии ....................................244
Понятие аномии...................................................................244
Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии.....244
Конформность.....................................................................245
Инновация...........................................................................245
Ритуализм...........................................................................246
Ретритизм..........................................................................246
Мятеж...............................................................................247
3. Применение принципов Р. Мертона к исследованию способов
адаптации индивидов к политическим реалиям................................247
Тема 16. Э. ГИДДЕНС: СИНТЕЗ ДЕЯТЕЛЬНЫХ АГЕНТОВ И
САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СТРУКТУР.......................................255
1. Концепция современности .................................................256
Общеметодологический кризис.................................................256
Характерные черты современности..........................................257
2. Теория структурации.........................................................260
Социальные практики как предмет исследования...........................260
<< Пред. стр. 1 (из 48) След. >>