<< Пред.           стр. 16 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 символы.
 По Миду, значимый символ представляет собой жест, свойственный только
 человеку. Значимые символы, способны вызывать вполне определенную, предсказуемую
 реакцию, у тех, кому они адресованы, благодаря чему возникает собственно
 человеческая коммуникация: "индивид откликается на свой собственный стимул точно
 так же, как откликаются другие люди. Когда это имеет место, тогда символ становится
 значимым, тогда начинают высказывать нечто"1. С прагматической точки зрения,
 значимый символ создает качественно новые возможности для взаимодействия людей,
 по сравнению с теми, которыми пользуются животные.
 Люди обретают свою человеческую природу благодаря осмысленной
 коммуникации - они взаимодействуют с помощью значимых символов, важнейшие из
 которых содержатся в языке. Значимый символ обозначает 1) предмет или событие.
 Он также определяет их особым образом, предполагая 2) определенную реакцию на
 него, выражающуюся в соответствующих социальных действиях. Так, символ "ручка"
 не только представляет класс предметов ему подобных, но и предполагает линию
 поведения - возможность писать. Символ "студент" означает не только
 представительство человека в определенной социальной группе, но и то, что данный
 индивид может действовать определенным образом, сообразно накопленному опыту,
 становясь тем самым стимулом для осознанного, адекватного поведения окружающих
 его других людей. Кроме того, значимые символы 3) делают возможной
 символическую интеракцию - они обеспечивают средства, с помощью которых люди
 могут значимо общаться в своей естественной и социальной среде. Без символов не
 будет ни собственно человеческого общения, ни человеческого общества.
 Символическая интеракция необходима, так как у людей нет инстинктов поведения в
 социальной среде. Чтобы существовать люди должны жить в мире осознанных
 значений. Наконец, 4) в отличие от животных, реагирующих на первый или наиболее
 сильный стимул, люди обладают способностью выбирать символы из целого набора
 символов и тем самым осмысленно совершать конкретные действия.
 Принятие роли - средство интерпретации значимых символов
 Социальная жизнь может продолжаться, если значения символов в
 значительной степени воспринимаются и разделяются другими членами общества.
 Символы обеспечивают лишь средства интеракции. Чтобы она продолжалась, каждый
 вовлеченный в нее, должен еще интерпретировать значения и намерения других. Это
 осуществляется с помощью процесса, который Мид определил, как принятие роли.
 Процесс принятие роли предполагает, что индивид путем воображения ставит
 себя на место человека, с которым осуществляется общение. Например, если индивид
 1 Мид Дж. От жеста к символу. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ,
 1994. - С. 216
 102
 видит, что его компаньон по общению улыбается, плачет или размахивает рукой, он
 должен поставить себя на его место, чтобы понять его намерения. На основе этой
 интерпретации последует соответствующий ответ - жест, реплика, шутка и т.п.,
 которые в свою очередь будут интерпретированы путем воображаемой постановки
 одного из общающихся на место человека, давшего тот или иной ответ.
 В этом ракурсе человеческое общение может рассматриваться как постоянный
 процесс интерпретации путем принятия каждым общающимся роли другого. Чем
 исторически более развито общество, тем более универсальным становится процесс
 принятия индивидами роли другого. Собственность, например, является абстрактным
 понятием, обозначающее нечто, чем владеет и распоряжается индивид. Как
 определенный значимый символ, она детерминирует и линию поведения собственника,
 и поведение других членов социальной группы. Этот символ вызывает набор откликов
 в виде социальных действий, которые должны быть одинаковыми в обществе,
 признающем право собственности. Так, благодаря принятию ролей других и их
 интерпретации становится возможным постоянный процесс общения индивидов друг с
 другом.
 Гипотеза Сапира-Уорфа
 Значимые символы содержатся прежде всего в языке. Но язык не просто
 описывает реалии окружающего мира, а передает их специфику, оттенки, что
 детерминировано конкретной культурой: чем более значимо явление в конкретной
 культуре, тем больше оно имеет оттенков выражения в соответствующем языке. Так,
 например, у эскимосов существует огромное множество вербальных значений снега и
 льда.
 В связи с этой тенденцией американский антрополог Э. Сапир и его студент Б.
 Уорф высказали положение, получившее название гипотезы Сапира-Уорфа, согласно
 которому значимые символы языка определяют характер ментальности людей,
 говорящих на нем. Используя эту гипотезу, социологи в частности отмечают в
 современном английском языке корреляцию между множеством агрессивных
 вербальных значений, равно как и мужских терминов, обозначающих социально
 престижные профессии (хотя ныне многие женщины овладели ими), и его сексистским
 характером. Это, по мнению некоторых исследователей, сказывается на характере
 ментальности говорящих и, соответственно, на отношениях между мужчинами и
 женщинами вообще. Исследования в этом направлении продолжаются.
 Самость
 Дословно слово "самость" (self) можно перевести как "я сам". В парадигме
 символического интеракционизма данный термин имеет несколько иной смысл. Как
 утверждает Мид, через процесс принятия роли индивиды развивают самость -
 способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.
 По Миду, именно самость отличает человеческое общество от остального живого мира,
 делая само человеческое общество возможным.
 Самость формируется только на основе социального опыта и поддерживается
 благодаря социальным контактам, прежде всего, языковой коммуникации. Говоря о
 сути формирования самости, социолог отмечает: "Мы постоянно, особенно благодаря
 использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы
 вызываем в других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое
 собственное поведение. Решающее значение языка для развития человеческого
 103
 сознания заключается в том, что этот стимул обладает способностью воздействовать на
 говорящего индивида так, как он воздействует на другого"2.
 Происхождение и развитие самости своими корнями уходит в принятие роли
 другого. При этом социолог различает два аспекта формирования самости. Первый - Я
 (соответствует английскому "I") - спонтанное, внутреннее, субъективное
 представление индивидом себя. Второй аспект - Я (соответствует английскому "Me")
 - обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом. Я в смысле
 "Me" - это то, как люди видят себя, но глазами других. "Me" - результат влияния
 социальных групп в виде норм и стандартов на личность. Характер самовосприятия
 индивида, а также то, как он интерпретирует реакции окружающих на себя оказывает
 существенное влияние на сознание и все поведение человека. Так, если он на основе
 сложившегося самопредставления считает себя лидером социальной группы, то такой
 человек во всех ситуациях будет претендовать на управленческие роли. Даже если
 человек по тем или иным причинам лишается институциональных постов, его
 поведение определенное время будет детерминировано прежней самостью - в нем так
 или иначе сохраниться властная направленность. И напротив, если человек считает
 себя трусливым (в этом представлении неизбежно присутствуют и представления
 других), то он вряд ли будет вести себя смело в опасных ситуациях.
 По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: самость = "I" +
 "Me". Иными словами, имеется в виду следующее: 1) внутренний стержень личности, с
 позиций которого в конечном счете формируются социальные требования, и 2)
 совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные
 ценностные ориентации.
 Механизм развития самости
 Общим механизмом формирования и развития самости является
 рефлексивность - способность индивида бессознательно ставить себя на место и
 других и действовать так, как ведут себя окружающие. В результате люди обретают
 способность оценивать себя, как если бы это делали другие.
 Мид выделяет две главные стадии в развитии самости. Первая известна как
 стадия игры (play stage): ребенок играет роли, которые не являются собственно его.
 Социолог отмечает: "Ребенок играет в то, что он - мать, учитель, полицейский, т.е., как
 мы говорим, здесь имеет место принятие различных ролей"3. Это процесс игрового
 взаимодействия ребенка с воображаемым партнером, который позволяет ему осознать
 различие между ним самим и другими людьми. Достигается это благодаря тому, что
 ребенок играет обе роли: свою и роль партнера. При этом ребенок, принимая какую-то
 роль, имеет в себе самом стимулы, вызывающие адекватные отклики, которые
 соответствуют, например, "доктору" или "продавцу": назначает себе лечение и его
 выполняет, предлагает себе вещь и покупает её и т.д. Ребенок говорит нечто в каком-то
 одном лице (как доктор), отвечает в другом, затем этот отклик в другом лице
 становится стимулом для него, и таким образом, благодаря рефлексивности
 продолжается общение, которое и формирует самость ребенка.
 Вторая стадия в развитии самости - соревновательная стадия (game stage):
 принимая участие в соревновании, дети видят себя со стороны других участников
 (например, играя в футбол, волейбол или бейсбол ребенок становится осведомлен о
 своих отношениях с другими участниками), что требует от них представлять себя в
 роли других и тем самым оценить свою роль. В отличие от игры в соревновании
 2 Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994. - С. 217
 3 Там же. - С. 225
 104
 ребенок должен быть готов реагировать как на жесты, так и на значимые символы
 любого другого участника, принимать роли всех, чтобы адекватно исполнять свою
 собственную роль.
 И ещё весьма важный момент: если в игре ребенок может переходить от одной
 роли к другой так, как ему заблагорассудится, подчас неосознанно, то в соревновании
 его действия неизбежно основываются на выборе конкретных символов из множества,
 что предполагает мысль, а главное развивает социальную способность оценивать себя
 глазами других. "В соревнование, в которое вовлечено определенное число индивидов,
 ребенок, принимающий какую-нибудь роль, должен быть готов принять роль любого
 другого игрока. В бейсболе он встречает 9 (ролей), и в его собственной позиции
 должны заключаться все остальные. Он должен знать, что собирается делать каждый
 другой игрок, чтобы исполнить свою собственную роль. Он должен принять все эти
 роли... Соревнование представляет собой переход в жизни ребенка от стадии принятия
 роли других в игре к стадии организованной роли, которая существенна для
 самосознания в полном смысле слова"4.
 Таким образом, через соревнование формируется полноценная самость ребенка,
 позволяющая ему эффективно участвовать в процессе коммуникации с другими
 людьми.
 Обобщенный другой и значимый другой
 Любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная
 социальная группа), которое через выражение отношения всего сообщества к
 действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид
 называет обобщенным другим. "Установка обобщенного другого есть установка всего
 сообщества"5.
 Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого. Это создает основу для
 мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между
 обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает, что подумают
 люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, к которым
 принадлежит. Мид считает, что в форме обобщенного другого социальный процесс
 оказывает влияние на поведение индивидов, а сообщество осуществляет контроль над
 их действиями. Точнее, через адоптацию обобщенного другого осуществляется
 непосредственное воздействие на компонент "Me" самости. Все это создает основу для
 коммуникаций и социального контроля: по существу, "Me" осуществляет контроль над
 самовыражением "I".
 Однако в обществе существует несколько обобщенных других. Естественно, не
 все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди
 множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех,
 чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для
 индивида значимым другим. Часто можно столкнуться с тем фактом, что
 целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый рядом обобщенных
 других, не совпадает с характером воздействия значимого другого. В таком случае
 ребенку приходится выбирать ценностные ориентиры и в конечном счете самому
 отвечать за свой выбор, за свои действия. Благодаря двойственной природе самости
 индивиды обладают способностью не только усваивать, но и отвергать определенные
 ценностные установки. В принципе "I" у здорового человека способно подвергать
 сомнению и выдерживать социальное давление со стороны "Ме", разумеется, в
 4 Там же. - С. 226, 227
 5 Там же. - С. 228
 105
 пределах того, что у общества всегда сохраняется возможность устанавливать ценности
 и нормы, регламентирующие приемлемое поведение. Так в итоге возникает множество
 различных самостей.
 Благодаря внутреннему взаимодействию "I" и "Ме", люди становятся
 личностями, которые осведомлены, что ожидается от них в конкретных социальных и
 культурных условиях и действуют соответственно - ставят цели для себя, планируют
 будущее и просчитывают последствия от возможных альтернативных вариантов своего
 поведения. Благодаря "Ме" люди чувствуют себя "комфортно" в любом обществе.
 Однако самовыражение со стороны "I" ведет к постоянным изменениям структур и
 функций самого общества. По мнению Мида, в традиционных обществах доминируют
 "Ме", в то время как в современных - "I" . Это позволяет социологу, работающему с
 теоретико-методологическим инструментарием символического интеракционизма
 исследовать взаимовлияние социального взаимодействия на микроуровне с
 изменениями структур и функций общества на макроуровне.
 Как считают выдающиеся современные социологи П. Бергер и Т. Лукман, Мид
 предложил оригинальную диалектическую теорию соразвития индивидов и общества.
 Благодаря конфликтам между "Ме" и "I", а также между самостями и обществом
 осуществляется развитие мира к свободной, открытой и совершенной коммуникации.
 Применение принципов символического интеракционизма к исследованию
 гендерных ролей
 Представители символического интеракционизма исходят из того, что
 гендерные роли являются продуктом значимых символов и формируются в сложном
 процессе интеракций индивидов с обобщенными другими. Поэтому подавляющее
 большинство из нас хочет выполнять те сексуальные статусы и роли, которые
 обобщенные другие и, прежде всего, значимые другие предназначает нам.
 Основную характеристику ролей, по существу, задает общество, которое через
 распространение определенных значимых символов ставит индивидов женского и
 мужского пола перед лицом выбора специфических символов и, соответственно,
 способствует формированию адекватных реакций. С момента рождения специфические
 символы по-разному распространяются среди мальчиков и девочек, что выражается в
 форме одежды, прическах, покупаемых игрушках: куклы, посудные наборы, мягкие
 игрушки - для девочек, а пистолеты, ружья, машины - для мальчиков. На стадии игры
 мальчики изображают себя полицейскими и суперменами, а девочки - матерью или
 учительницей. И вот они подрастают и переходят к соревновательной стадии. Здесь
 мальчики обычно играют в "войну", им рекомендуют силовые виды спорта,
 непригодные для "маменькиных сыночков"; девочки же играют в "дочки-матери",
 увлекаются спортом, который развивает грацию и женственность их фигуры.
 По существу, постепенно формируемые роли - результат постоянно идущего
 внутреннего диалога индивида с обобщенными другими, которые выражают мнение
 окружающих социальных групп, оно-то и мотивирует сексуальные стратегии мужчин и
 женщин. Если, скажем, иные девушки глазами весьма разных обобщенных других
 видят себя матерью и женой, хранительницей домашнего очага, то весьма велика
 вероятность, что их типичные действия, брачное поведение будет мотивировано этими
 сложившимися символами. А если, как было у нас в недавнем прошлом, в глазах
 большинства обобщенных других девушки выступали как общественницы, передовики
 производства, то от них следовало ожидать "I", стремящегося к комсомольской и
 партийной карьере. Данные символы были более значимы, чем символы материнства и
 106
 семейного благополучия. Они были более распространены среди самых разных
 обобщенных других, что в итоге сказывалось на характере их самости вообще и "I" в
 особенности.
 А как обстоит дело с характером самости зарубежных юношей и девушек?
 Каковы для них значимые символы? Подвержены ли они изменениям? Интересное
 исследование провела М. Горнер из Мичиганского университета со своими студентами.
 Она обнаружила, что 65% студентов-девушек, которые по своим знаниям опережали
 своих коллег мужчин, не только не стремились сделать карьеру, но боялись её,
 пытались вообще избежать конкуренции с мужчинами. Эти эмпирически выявленные
 данные социолог объясняет так: девушки полагали, что их успех может помешать
 иметь нормальную семью (наиболее значимый символ) и не по-женски будет в
 соревновании с мужчинами, тем более побеждать их.
 Интерес представляет прослеживание конфликтов между "Me" и "I".
 Любопытные результаты выявили американские социологи при исследовании 500
 студентов, как мужчин, так и женщин. Оказалось, что отношение мужских "I" о своих
 "Me" было гораздо выше, чем их оценивали посторонние наблюдатели. И напротив,
 женщины давали себе более заниженные оценки. Особенно их беспокоили такие
 символы, как вес, излишняя полнота, в то время как, с точки зрения мужчин, девушки
 были вполне привлекательны и соответствовали их ожидаемым требованиям.
 Исследователи объясняют эти данные тем, что в американской культуре сложились
 символы доминирования мужчин по отношению к женщинам, которые, принимая эти
 символы, переносят их на свой образ, содержащий компоненты превосходства,
 высокого самомнения.
 С переходом от традиционного к современному обществу появляются и новые
 символы, формируются новые взаимоотношения между "Me" и "I", что в итоге
 детерминирует сексуальные статусы и роли, их новые особенности. Любопытное
 исследование провели западные социологи, проанализировав множество телепередач,
 книг со сказками, адресованных детям. Оказалось, что мужские сказочные герои и
 персонажи телепередач изображались в виде королей, полицейских, суперменов и т.д.,
 которые, обладая незаурядным умом и физическими данными, всегда побеждают злые
 силы, где-то "за морями и океанами". Типичные женские персонажи - волшебницы и
 золушки, дочки и матери - никогда не покидают дом, они всегда отзывчивы и
 милосердны, все время готовят, шьют, наводят порядок и, конечно же, ждут и ждут,
 когда "однажды придет принц". Вместе с тем социологи заметили, что в самое
 последнее время на экранах и в сказках, рекламных роликах стали появляться
 персонажи сильных и независимых девочек. Очевидно, в обществе стали утверждаться
 новые значимые символы феминистского толка, которые вносят корректировки в
 традиционный процесс сексуальной цивилизации.
 Инструментарий символического интеракционизма может быть применен и для
 анализа сексуальных статусов и ролей российского общества в условиях развития
 рыночных отношений и личных свобод. Исследования, проведенные российскими
 социологами М. Руткевичем, Г. Силласте, Т. Гурко и др., свидетельствуют, что
 позитивная подача средствами массовой информации символов порнографии,
 проституции, насилия придали сексуальным стратегиям коммерческий и
 потребительский характер, с акцентом на собственные силы, индивидуализм и
 гедонизм. Современные россиянки отнюдь не "домашние золушки". Напротив, они
 способны "свое суждение иметь", готовы к обоюдной инициативе в сексуальных
 отношениях. По результатам некоторых опросов, "дамское счастье" более половины
 женщин-респондентов ассоциируют с высокой зарплатой, модными вещами и красивой
 одеждой, влиятельными связями и развлечениями, личной свободой. Опрос,
 107
 проведенный С. Мошкиным и В. Руденко среди читателей детских библиотек (!) в
 Екатеринбурге, выявил что 3% детей считают проституцию привлекательным способом
 для обеспечения благосостояния6. Другие исследования дали результаты, согласно
 которым с развитием рыночных отношений и, соответственно, появлением "рыночной
 символики" мальчики-подростки стали больше курить, одобряют платные сексуальные
 услуги, пытаются соответствовать стандартам "мужественности" торговых и
 экономических "королей".
 2. Чарльз Кули: создание теории "зеркального Я"
 Чарльз Хортон Кули (Cooley) родился 17 августа 1864 года в семье профессора
 права Мичиганского университета, который также являлся практикующим судьей.
 Кули - представитель первого поколения американских социологов, выпускник
 Мичиганского университета, в котором в 1894 году защитил докторскую диссертацию
 и стал профессором этого же университета. Мировая социологическая мысль ценит
 Кули прежде всего за его теорию "зеркального Я", в которой ученый стремился
 преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из
 постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь,
 конструируют общество.

<< Пред.           стр. 16 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу