<< Пред.           стр. 17 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, группа ровней,
 соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов. Его основные
 работы: "Человеческая природа и социальный порядок"; "Социальная организация";
 "Социальный процесс".
 Умер Ч.Х. Кули 8 мая 1929 года
 Основные постулаты и метод теории "зеркального Я"
 Прежде всего, заметим, что, на наш взгляд, название теории Ч. Кули переведено
 на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию
 "зеркальной самости" (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное
 представление родоначальников символического интеракционизма о сложной
 структуре личности индивида, состоящей, как известно, из "I" и "Me". Попутно
 заметим, что концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных
 последователей символического интеракционизма, предложивших своё видение
 самости (И. Гоффман и др.), что тем более свидетельствует о спорности устоявшегося
 названия теории. Чтобы не вносить путаницу в терминологию, в настоящем учебном
 пособии сохранено традиционное название. Однако в уме мы будем держать
 отмеченное обстоятельство и помнить, что в данном случае Я выступает синонимом
 самости.
 6 См.: С. Мошкин, В. Руденко. - В пространстве большого города. - Независимая газ. 1994, 7 мая
 108
 Теории Ч. Кули "зеркального Я" основывается на следующих трех постулатах:
 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они
 воспринимаются обобщенным другим; 2) люди способны осознавать характер
 ответных реакций обобщенных других; 3) люди развивают самопредставления,
 чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся
 представления обобщенных других.
 Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как
 бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той
 же социальной группы. Социолог отмечает: "Социальную самость такого рода можно
 назвать отраженной, или зеркальной, самостью... Мы видим наше лицо, фигуру и
 одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими
 или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в
 воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике,
 манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом
 на нас воздействует"7.
 В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные
 группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно
 относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает
 уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в
 силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то
 это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен
 играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более
 широкого общества.
 Ребенок, который считается "сорванцом", так и будет себя идентифицировать и,
 весьма вероятно, станет правонарушителем. Если с мальчиком обращаются так, что
 восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить
 под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании
 сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность
 этому образу становится источником силы, что так или иначе проявится в
 соответствующем поведении. "Процесс, в ходе которого у детей развивается
 самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений, - пишет
 Кули. - Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре
 замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих
 движений, т.е. они замечают своё влияние на других людей или власть над ними.
 Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на
 которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну
 из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с
 этой своей новой собственностью"8
 На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и
 сексуальная социализация. Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем
 социальном образе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих,
 радуются или печалятся в зависимости от их расположения к себе. "Можно не
 сомневаться,- замечает Кули, - что женщины, как правило, зависят от
 непосредственной личной поддержики и поощрения больше, чем мужчины. Мышление
 женщины нуждается в фиксации на каком-либе человеке, в сознании которого она
 может найти устойчивый и неотразимы образ самой себя, которым она может
 жить...Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по
 7 Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ,
 1994. - С. 320-321
 8 Там же. - С. 324
 109
 сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может
 выстоять в одиночку"9.
 Отмеченные Кули гендерные особенности в формировании самости лишь
 подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от
 общества. Причем и женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со
 стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных
 общественных институтов.
 В обыденной жизни "зеркальное Я" проявляется повсеместно. Студенты учатся
 лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и
 самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена - более внимательной и
 заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей
 хозяйке.
 Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми,
 которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести
 "Душечка" - классический тому пример: она была желанным и любимым человеком
 именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что
 хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии
 заинтересованных слушателей он напускает на себя вид "спеца" этого дела. Женщина,
 считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет её
 самоидентификацию. У молодого человека открываются необыкновенные сексуальные
 потенции, когда женщины, "значимые другие", находящиеся рядом с ним, верят,
 думают о нем как о Казанове. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не
 разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и
 юмор в компании богословов. Социолог делает вывод, что каждая общественная
 структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды
 находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их
 самоидентификациям.
 Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им
 симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том,
 что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях,
 предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым
 можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.
 Современные изменения в самоидентификациях россиян
 Теория "зеркального Я" позволяет заинтересованному наблюдателю "заглянуть
 за" оборотную сторону процесса формирования самоидентификаций россиян в
 условиях современных реформ. Наши самопредставления складываются в
 значительной степени под влиянием ожиданий извне.
 Партийный босс может иметь таковую самоидентификацию лишь в том
 сообществе, которое готово считать его лидером. "Мисс русская красавица" тоже
 считается "единственной и неповторимой" лишь среди тех, кто соглашается разделять
 данное мнение. Когда же индивиды лишаются признания со стороны общественных
 структур, то их самоидентификация обычно быстро разрушается. Так, многие
 партийные функционеры советского периода отчаянно пытались сохранить свою
 самоидентификацию как "отцов нации, спасителей отечества, выдающихся
 руководителей" и т.д., но если в окружении значимых других выкристаллизовывались
 иные представления о них, то поддерживать прежнее видение себя как ответственного,
 достойного политического лидера оказалось невозможным, и многие ушли из
 9 Там же. - С. 327
 110
 общественной жизни. Но извне возникли новые типичные ожидания - в условиях
 становления рыночных отношений были востребованы прежние связи партийных
 функционеров. И что же? Всматриваясь в зеркало новых социальных реалий, прежние
 партийные боссы стали думать о себе и действовать так, как полагается это делать
 "новым русским", занятым предпринимательством. В обоих случаях
 самоидентификацию индивиды получали от общества, их социальные действия были
 адекватны специфическим социальным ситуациям, зеркальным отражением ожиданий
 значимых других.
 Предвзятое отношение со стороны окружающих способно так повлиять на
 сознание индивида, что его "I" будет стремится соответствовать сложившимся в "Me"
 этим негативным суждениям. Ныне многие русские, оказавшиеся в силу исторических
 обстоятельств за границей, на территории стран СНГ, под влиянием
 националистических, антирусских стереотипов извне они в своих самоидентификациях
 превращаются в людей второго сорта. Некоторые настолько уступают давлению
 пренебрежительного отношения к ним со стороны окружающих, что даже вернувшись
 в Россию, не готовы в полной мере отстаивать свои права.
 Индивид, оказавшийся в такой или подобной ситуации, может использовать
 постулаты концепции "зеркального Я" в практических попытках изменить свою
 судьбу. Ему следует отказаться от того "зеркала", откуда на него смотрит "гадкий
 утенок", "лицо кавказкой национальности" или просто замученный жизненными
 невзгодами человек. При этом, конечно, необходимо, чтобы "I" перебороло социальное
 давление со стороны "Ме", что позволило бы начать поиск иного социального
 окружения с другими "зеркалами", в которых индивид мог бы видеть вполне
 респектабельный образ. Однако, как считает Кули, обладать достоинствами можно
 лишь в том случае, если общество готово позволить это. В какой мере общество ценит
 человека, в той мере человек ценит себя.
 В течение жизни индивиду, как правило, приходится неоднократно менять свою
 идентичность - при переходе во взрослую жизнь (потребность и появление другого "Я"
 связано с сильным влиянием нового социального контекста на собственное "Я", что
 существенно изменяет самоидентичность), при вступлении в брак, перемене работы
 или специальности.
 В современном демократическом обществе, котором "I" преобладает над "Me",
 смена "зеркал" обычно проходит без катаклизмов для индивида. Тому также
 способствует разветвленная сеть общественных институтов с многообразными
 функциями, так что у индивида есть реальная возможность выбрать социальное
 "зеркало", адекватное его самоидентификации.
 3. Г. Блумер: символы и коллективное поведение
 Герберт Блумер (Blumer) (1900-1986) - представитель символического
 интеракционизма, ввел в научный оборот сам термин "символический
 интеракционизм" и инициировал с позиций методологических принципов данной
 парадигмы системное изучение коллективного поведения неструктурированных и
 слабо стуктурированных социальных групп (толпы, массы, общественности,
 социальных движений).
 Блумер возглавлял кафедру социологии в Калифорнийском университете, был
 одновременно президентом Американской социологической ассоциации и Общества
 изучения социальных проблем. Им подготовлена целая плеяда социологов, которая
 111
 занималась и ныне продолжает заниматься изучением поведения различных
 социальных групп, исследуя при этом влияние средств массовой информации,
 пропаганды, новых технологий, расовых отношений, моды и других факторов.
 Основные работы Блумера: "Символический интеракционизм", "Символическая
 интеракция: парадигма и метод", "Индустриализация как агент социального
 изменения".
 Базовые посылки
 С точки зрения Г. Блумера, символический интеракционизм покоится на трех
 базовых посылках.
 1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам
 и событиям, чем просто реагируют или на внешние стимулы, такие как социальные
 силы, или внутренние стимулы - потребности организма. Символический
 интеракционизм, отрицая как общественный, так и биологический детерминизм, по
 существу, предлагает детерминизм значений.
 В чем это может выражаться конкретно? Вспомним известный фильм
 "Прохиндиада". То значение, которое в "застойные годы" придавалось научным
 работникам, ассоциировалось с благополучием, респектабельностью. Верхом престижа
 считалось заполучить в качестве "свадебного генерала" академика или профессора.
 Через несколько лет появляется новый фильм с теми же действующими героями -
 "Прохиндиада II". И зритель видит, что в связи с переоценкой многих ценностей
 вообще и науки в особенности, изменилось соответственно и поведение людей.
 Словом, характер поведения людей, прежде всего, обусловлен конкретными
 значениями, которые они придают друг другу в процессе коммуникации.
 2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными
 заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и
 изменяются в интеракционных ситуациях. Участники интеракции не следуют
 автоматически установленным нормам равно как и сложившимся ролям.
 Осознанно или нет, этим постулатом руководствуются имиджмейкеры, стремясь
 сделать из политических деятелей своеобразных символов сильных личностей, борцов
 за демократию, справедливость, патриотов, тем самым изменяя их прежнее значение.
 3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены
 в интеракционных контекстах. Принимая роль другого, участники процесса
 интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют
 действие, вытекают из контекста интеракции: в большинстве ситуаций, в которых люди
 общаются друг с другом, они уже заранее имеют представления, как себя вести и как
 будут действовать другие.
 Сфера коллективного поведения
 Особый интерес для Блумера представляет исследование коллективного
 поведения. По его мнению, общество основывается на постоянной активности
 социальных субъектов и их совместных действиях, проявляющихся в разных формах
 коллективного поведения, таких как тoлпы, сборища, панические настроения, мании,
 танцевальные помешательства, панические настроения, мании, стихийные массовые
 движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения,
 112
 социальные движения, революции, реформы10. Коллективное поведение не сводится к
 простой сумме индивидуальных действий. Оно обретает качественно новое
 содержание благодаря количественной совокупности отдельных действий индивидов.
 Их изучение, по Блумеру, должно являться предметом социологии.
 На первый взгляд, коллективное поведение обладает значительным
 потенциалом спонтанности, непредсказуемости. И до определенной степени это
 действительно так. Однако в своей основе коллективное поведение детерминируется
 значимыми символами, характерными для конкретной культуры и особенно
 символами, возникающими в конкретной социальной ситуации. Оно имеет внутреннюю
 динамику, обусловленную усвоением определенных социальных значений, их
 производством и воспроизводством.
 Разрушение значимых символов как фактор спонтанного коллективного
 поведения
 По Блумеру, основу коллективного поведения составляют общие значения,
 ожидания, формируемые значимыми символами, которые разделяются группой
 индивидов: "подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей
 объясняется их общими экспектациями и пониманием"11, - замечает социолог. Когда
 же происходит разрушение значимых символов, возникают спонтанные интеракции -
 митинговые страсти, паника по поводу обмена денежных знаков, страсти толпы
 болельщиков и т.д.
 Спонтанное коллективное поведение, как правило, возникает в условиях
 нарушения устоявшихся значений, привычных значимых символов, регулирующих
 устоявшиеся постоянно текущие социальные активности. Тогда возникает
 определенная форма социального взаимодействия, которая получила название круговая
 реакция. Возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую
 форму, при этом они имеют тенденцию интенсифицироваться и таким образом
 возникает социальное беспокойство. Оно встречается в трудовых конфликтах,
 политических протестах; может быть ограничено небольшой группой людей, но может
 и охватывать огромные регионы (революции в России в 1917 г., волнения в исламском
 мире сегодня). Основные черты социального беспокойства: 1) люди чувствуют
 сильный позыв к действию, но не имеют ясных целей, что ведет к беспорядочному
 поведению; 2) возникают страхи, повышенная агрессивность, распространяются слухи
 и преувеличения; 3) наблюдается раздражительность и повышенная внушаемость
 людей, их поведение лишается обычной последовательности и устойчивости, что
 способствует откликам на различные новые символы и значения, стимулы и идеи12.
 Таким образом, социальное беспокойство, с одной стороны, свидетельствует о
 распаде устоявшихся значений, крушении привычного жизненного устройства, а с
 другой - о потенции к восприятию новых символов и значений. Если посмотреть на
 историю России, которая изобилует социальными беспокойствами, то можно заметить,
 что каждое крупное социальное беспокойство приводило к новым значимым символам
 - культам, идейному обновлению, новым образцам поведения людей.
 10 См.: Блумер Г. Коллективное поведение. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты.
 М.: МГУ, 1994. - С. 168
 11 Там же. - С. 169
 12 См.: Там же. - С. 172-173
 113
 Формы спонтанного коллективного поведения
 Г.Блумер выделяет несколько форм спонтанного коллективного поведения.
 1. Толчея. Люди в толчее взаимодействуют беспорядочно, побуждая через
 круговую реакцию восприимчивость и отзывчивость друг к другу. При этом, как
 правило, понижается значение объектов, которые обычно привлекают внимание.
 2. Коллективное возбуждение. Данный тип поведения способен втягивать в
 свою орбиту сторонних наблюдателей, которые вначале проявляют интерес к данной
 форме коллективного поведения, а затем и сами могут стать его непосредственным
 участником. "При коллективном возбуждении личный характер индивидов ломается с
 большой легкостью и, таким образом, создаются условия для реорганизации и
 образования новых форм поведения. При коллективном возбуждении индивиды могут
 начать придерживаться таких линий поведения, о которых прежде они, вероятно, и не
 помышляли и, еще менее вероятно, что осмелились бы придерживаться"13.
 3. Социальная инфекция. Крайняя форма - социальная эпидемия. Это - быстрое
 и широкое распространение каких-либо форм поведения, которые резко диссонируют с
 устоявшимися значимыми символами. "Социальная инфекция относится к
 сравнительно быстрому, бессознательному и нерациональному распространению
 каких-либо настроений, порывов или форм поведения"14. Примерами тому могут быть
 разгул спекулятивных акций с денежными знаками во время плохо организованной
 кампании по их обмену, погромы на националистической почве, борьба с иноверцами
 или инакомыслящими.
 Формы институционального коллективного поведения
 Как считает Блумер, указанные формы поведения способны вылиться в новые
 формы группового и институционального поведения. Они следующие: действующая
 толпа, экспрессивная толпа, масса и общественность.
 Действующая толпа, захваченная какой-либо общей целью, спонтанно
 образованная группа, у которой однако отсутствуют общие значения, традиции или
 экспектации, у неё нет установленных ролей, признанного лидерства, осознания
 собственной идентичности, разделения труда, нет у неё и общих социокультурных
 ценностей. Поэтому поведение действующей толпы не сообразуется с
 институциональными нормами и ценностями. Индивид в действующей толпе "теряет
 обычное критическое восприятие и самоконтроль, как только он вступает в контакт с
 другими членами толпы и проникается тем коллективным возбуждением, которое
 господствует над ними. Он прямо и непосредственно откликается на замечания и
 действия других, вместо того чтобы истолковать их, как он сделал бы в обычных
 условиях"15.
 Действующая толпа способна к насилиям и жестокости. Блумер полагает, что в
 определенных условиях целая нация может уподобиться действующей толпе, если её
 представители оказываются поглощенными одним волнующим объектом. Взаимное
 возбуждение благодаря круговой реакции достигает столь высокой степени, что все
 внутренние разногласия отступают. Возникают мощные иррациональные порывы в
 отношении волнующего объекта. Так, поведение представителей нации может стать
 подобным действующей толпе.

<< Пред.           стр. 17 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу