<< Пред.           стр. 18 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 13 Там же. - С. 175
 14 Там же. - С. 175
 15 Там же. - С. 179
 114
 Чтобы остановить действующую толпу, необходимо переключить внимание её
 членов на разные объекты. Возникновение интереса к другим объектам способствует
 расчленению толпы как таковой, открывает возможность диалога с отдельными
 членами.
 Экспрессивная толпа в отличие от толпы действующей не имеет какую-либо
 общую внешнюю цель. "Экспрессивная толпа не вырабатывает образа какой-то цели...
 она не обладает ничем, в направлении чего она может действовать, и поэтому она
 попросту предается возбужденным движениям"16. Её главным признаком является
 обращение эмоциональных порывов на самое себя.
 Экспрессивная толпа обычно проявляется в коллективных танцах (карнавалы,
 ритуальные танцы), которые позволяют участникам через переживаемый экстаз
 получить физическую и эмоциональную разрядку от тревожащих их значений
 повседневной жизни, влияние которых на время резко падает. При этом резко
 возрастает значение собственного Я, от чего индивиды испытывают удовлетворение и
 наслаждение, радость жизни.
 Масса, по Блумеру, представляет собой совокупность спонтанного
 коллективного группирования людей, которые возбуждены значением какого-либо
 события зачастую национального масштаба (шумный судебный процесс, бум за или
 против передислокации войск и т.д.), проявляя в нем заинтересованность и свое
 участие. Члены массы анонимны, зачастую отделены друг от друга в пространстве,
 лишены возможности обмена мнениями по поводу значения волнующего их события,
 могут происходить из самых различных социокультурных слоев общества, и потому
 данная коллективная группа весьма слабо структурирована.
 В силу указанных отличительных черт массы, её члены, как правило, действуют
 обособленно, как отдельные, но сознательные индивиды. "Индивиды отделены друг от
 друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе, вместо того
 чтобы лишаться своего самосознания, наоборот, способен довольно сильно обострить
 его. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушения и взволнованное
 возбуждение со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на
 тот объект, который привлек его внимание"17. Хотя деятельность массы, по существу,
 проявляется в индивидуальных действиях, тем не менее, эта деятельность может
 оказывать весьма значимое влияние на общество, приводя к краху одни политические
 партии и вознося другие, трансформируя старые государственные и общественные
 структуры и создавая новые.
 Особую роль при рассмотрении поведения масс Блумер отводит массовой
 рекламе. В рекламе обращение делается к анонимному индивиду, возбуждая его и
 концентрируя внимание на новые значимые символы. И хотя индивиды совершают
 самостоятельный выбор без конкретного участия какой-либо структуры, совпадение их
 выборов вокруг значимых объектов составляет основу формирования массы.
 "Покупатели представляют собой некую разнородную группу,происходящую из
 многих общин и слоев общества; в качестве членов массы, однако, по причине своей
 анонимности они являются однородными или, по существу, одинаковыми"18.
 Общественность рассматривается Блумером как спонтанная коллективная
 группа потому, что она возникает как отклик на определенно значимый объект или
 ситуацию и, как правило, не образуется по заранее разработанному плану. Однако в
 отличие от толпы в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом,
 16 Там же. - С. 181
 17 Там же. - С. 185
 18 Там же. - С. 187
 115
 вступают в споры и конфликты и тем самым демонстрируют рациональные,
 критические действия. "Общественность приобретает свой особый тип единства и
 возможность действовать, благодаря достижению какого-то коллективного решения
 или выработке какого-то коллективного мнения"19.
 Наряду со спонтанными коллективными группами Блумером были исследованы
 и фиксированные формы социального поведения, которые детерминированы
 совокупностью значимых символов. К ним относятся общие и специфические
 социальные движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и
 националистические движения. В развитом виде социальные движения имеют
 структурную организацию, разделение на управляющих и управляемых, свои традиции,
 нормы и ценности, т.е. это рельефно выраженная социокультурная группа.
 К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как
 демократическое, молодежное, женское, движение за мир. Они возникли под
 воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей,
 которые не удовлетворены их реальным положением в жизни. Общие социальные
 движения, как правило, слабо организованы, не имеют постоянного членства, их
 конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели.
 "Лидеры общего социального движения играют важную роль не в смысле
 осуществления руководящего контроля над движением, а в смысле задающих темп.
 Эти лидеры являются "вопиющими в пустыне", пионерами без какой-либо прочной
 группы последователей, часто не очень часто отдающими себе отчет в собственных
 целях"20.
 По Блумеру, специфическими социальными движениями являются
 реформистские и революционные движения. Они хорошо структурированы, имеют
 некий набор значимых символов и ценностных ориентаций. Члены этих движений
 занимают определенные статусные позиции и стремятся к четким целям по внесению
 изменений в социальный строй и существующие институты. В специфических
 социальных движениях особая роль отводится агитации, которая, создавая круговую
 реакцию возбуждения, направлена на изменение представлений людей о самих себе, о
 своей роли и месте в обществе и особенно в движении - культивируются настроения
 сопричастности и солидарности, благоговения перед "вождями народов" и "отцами
 наций", для чего опять-таки используются значимые символы - ритуальная атрибутика
 и церемониальное поведение. Для этих движений характерным является возникновение
 самого разного рода мифов как откликов на желания людей, которые зачастую
 приобретают форму эмоциональных символов: "политика - дело каждого",
 "материальные и духовные блага польются полным потоком", "каждой семье -
 отдельную квартиру".
 Для этих движений характерно возникновение какого-либо культа. "Обычно
 имеется некий главный святой и ряд менее важных святых, выбранных среди народных
 вожаков движения. Гитлер, Ленин, Маркс, Мэри Бэйкер Эдди и Сунь Ятсен могут
 послужить подходящими примерами главных святых. Такие лидеры, по существу,
 обожествляются и наделяются чудесной силой. Они считаются высшими, умнейшими и
 непогрешимыми. Люди вырабатывают по отношению к ним установку благоговения и
 трепета, возмущаясь попытками описать их как обыкновенных людей".21
 19 Там же. - С. 189
 20 Там же. - С. 197
 21 Там же. - С. 204
 116
 Экспрессивные движения - движения религиозные и мода. Их отличительная
 черта состоит в том, что они не нацелены на изменение социального строя.
 Религиозные движения стремятся обратить внимание людей на священные символы,
 побуждая верующих к тому или иному эмоционально окрашенному типу поведения.
 Модные движения (не только в одежде, но и в искусствах и литературе,
 манерах) побуждают индивидов принять какие-то новые, доставляющие
 эмоциональное удовлетворение, отличительные значения, новые формы
 существования, заменяющие те, которые уже стали объектом подражания. Именно эта
 черта - постоянное обновление значений - позволяет, по мнению Блумера, трактовать
 моду как особое движение.
 Возрожденческие и национальные движения связаны с воссозданием прежних
 значимых символов - прошлой славы, былого самоуважения и удовлетворения. Как
 считает Блумер, большинство националистических движений своими корнями уходят в
 значения, прославляющие прошлое народа. Вместе с тем они нацелены на преодоление
 нынешних значений, связанных с комплексом неполноценности. "Их уязвленное
 самоощущение и желание восстановить самоуважение ведут их к попыткам улучшить
 статус группы, с которой они себя отождествляют. В таком движении наблюдается
 постановка не только какой-то цели, например, завоевание национальной автономии,
 но обычно также и идеализация какой-то минувшей эпохи в жизни этого народа"22.
 Критика символического интеракционизма
 Символических интеракционистов часто критикуют за то, что они исследуют
 поведение человека в структурном вакууме. Они обычно фокусируют свое внимание на
 межличностных интеракциях микро уровня, оставляя в стороне, во всяком случае,
 недооценивая их исторический или социокультурный контекст.
 Интеракционисты всячески подчеркивают свободу в человеческом действии и
 мало исследуют факторы, которые оказывают сдерживающее влияние. Иными словами,
 они не дают комплексного аргументированного объяснения, из чего же происходит
 нормативное поведение и почему члены общества обычно ведут себя в рамках
 определенных норм и ценностей.
 Интеракционисты не объясняют и источник значимых символов, которым они
 придают такую важность. Их критики указывают на то, что значения символов не
 создаются спонтанно в интеракционистских ситуациях. Вместо этого они постоянно
 воспроизводятся социальной структурой, являющейся прежде всего продуктом
 социальных отношений.
 Особенности форм спонтанного поведения в современном российском
 обществе
 Представители символического интеракционизма объясняют социальные
 действия людей через значения, которые они придают тем или значимым символам.
 Это дает возможность изучать типичные образцы поведения даже тех социальных
 групп, которые не структурированы ни институционально, ни в социокультурном
 плане - толпы, массы, общественности. Изучение форм спонтанного коллективного
 поведения является весьма актуальным, ибо в современном российском обществе, в
 котором идет очень быстрый процесс изменения значений символов, неизбежно растет
 масштабность и значимость массового поведения. Когда управленческие нити
 22 Там же. - С. 214
 117
 институциональных структур ослаблены и нет устоявшихся значимых
 социокультурных символов, многие государственные и политические деятели
 пытаются напрямую апеллировать к массам, по существу, предлагая новые значимые
 символы. Этому способствуют и средства массовой информации, побуждающие
 индивидов приобщаться к миру новых и более широких значений.
 Теоретико-методологический инструментарий символического
 интеракционизма, в частности, можно использовать для сравнительного анализа
 значений, которые россияне придают социальным реалиям с аналогичными значениями
 в интерпретации представителей других стран и культур. Обратимся, в частности, к
 двум формам спонтанного коллективного поведения - действующей толпе и
 экспрессивной толпе.
 В российском социуме в сравнении с западными странами действующая толпа
 занимает не только более значительное место, но и отличается по ряду параметров. У
 нас, как правило, подобные спонтанно образованные группы формируются как реакция
 людей на распад привычных значений в экономической, политической и особенно
 культурной сферах. Кроме того, повышенный конфликтогенный потенциал
 российского общества порой может привести к тому, что большие социальные и
 национальные группы придают какому-либо событию (появление в стране мигрантов с
 Востока) такое непомерно высокое и вместе с тем иррациональное значение, что
 поведение данной группы уподобляется действующей толпе. Как следствие - само
 образование действующей толпы нередко стимулирует насилие - погромы в Москве,
 совершенные подростками.
 Можно отметить и особые характеристики экспрессивной толпы в российском
 обществе. Если традиционно экспрессивная толпа проявляется в положительно
 окрашенных эмоциональных танцах (карнавалы), то у нас образование подобных групп
 зачастую обусловлено мотивацией "бегства" от опасностей военных действий, от
 диктата образа жизни с непривычными, чуждыми социокультурными ценностями.
 Российское телевидение довольно часто показывает ритуальные танцы чеченцев,
 позволяющие участникам продемонстрировать значение собственного Я,
 исключительность своего национального фактора. При этом у участников
 экспрессивной толпы отсутствуют ясные представления, как избежать угроз, найти
 достойные пути выхода из многочисленных тупиковых ситуаций. То же можно сказать
 о ритуальных танцах, практикуемых некоторыми религиозными сектами. Их участники
 через переживаемый экстаз пытаются "убежать" от опасностей социальной
 обездоленности, коррупции, бесправия. Наряду с этим интерес представляет анализ
 грандиозных шоу, как правило, специально организуемых властными структурами.
 Каковы латентные функции у этих мероприятий? Одна из возможных гипотез - отвлечь
 массы людей от значений опасностей и рисков, направить эмоциональные порывы на
 самих себя и тем самым "избавиться" от негативных реалий повседневной жизни.
 Можно предположить, что по мере появления устоявшихся значений и символов
 в нашей жизни масштабность элементарных форм коллективного поведения будет
 сокращаться. Их вытеснят фиксированные формы социального поведения, которые и
 составят основу гражданского общества в России.
 Вопросы на развитие социологического воображения:
 1. Опираясь на гипотезу Сапира-Уорфа, чтобы Вы могли сказать о характере
 вербальных значений современного русского языка? Как они влияют на ментальность
 россиян? Насколько значим, по Вашему мнению, вербальный фактор в нашем
 тоталитарном прошлом?
 118
 А что Вы думаете о символах насилия и ужасов, столь распространяющихся на
 наших телеэкранах? Может ли в этих условиях сформироваться толерантная
 ментальность, предполагающая ровные, доброжелательные отношения к
 представителям иной культуры?
 2. За последние годы реформ в нашу страну буквально нахлынули новые
 культурные символы. Для многих они стали значимыми. Как этот процесс сказывается
 на самоидентификациях россиян? Покажите на конкретных примерах характерные
 новации в поведении студентов под влиянием новых символов.
 3. Проанализируйте любое общественное или политическое движение России с
 позиций символического интеракционизма. Сделайте тоже через призму теоретико-
 методологического инструментария структурного функционализма и конфликтных
 парадигм. Каковы сильные и слабые стороны в каждом подходе?
 Основные термины и выражения:
 Символ, принятие роли, самость, обобщенный другой, значимый другой,
 "зеркальное я", социальный бихевиоризм, прагматизм, интеллектуализация действия,
 жест, незначимый жест, значимый жест, гипотеза Сапира-Уорфа, рефлексивность,
 стадия игры, соревновательная стадия, гендер, гендерная роль, первичная группа,
 вторичная группа, самоидентификация, симпатическое самонаблюдение, совместное
 действие, круговая реакция, социальное беспокойство, толчея, коллективное
 возбуждение, социальная социальная эпидемия, социальная эпидемия, действующая
 толпа, экспрессивная толпа, масса, общественность, массовая реклама, социальное
 движение, возрожденческое движенеие, националистическое движение
 ЛИТЕРАТУРА
 Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - Раздел "Теории
 символического интеракционизма"
 Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность.
 Екатеринбург-Бишкек: Издательство "Одиссей", 1997.- Глава VI
 Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. - Глава 1
 Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект Пресс, 1996. - Глава 5
 История социологии в Западной Европе и США // Ответственный редактор -
 академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА · М, 1999. -
 Рекомендуется глава 15
 119
 Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов-на-Дону:
 Издательство "Феникс", 1996. - Глава 1, раздел 2.2; глава 3, раздел 2.1
 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: "Наука", 2000. - Раздел пятый.
 Мелентьева Н.В. Джордж Герберт Мид. В кн.: Современная американская
 социология. М.: МГУ, 1994
 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами.
 Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М.: Экзамен,
 2001
 Фотев Г. Герберт Блумер: символический интеракционизм. В кн.: Современная
 американская социология. М.: МГУ, 1994
 Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational. 1995. - Сhapter 14 -
 "Sociological Theory"
 Ritzer G. Classical sociological theory. - McGraw Higher Education. 2000. - Сhapter
 12 - "George Herbert Mead"
 Ritzer G. Modern sociological theory. - McGraw Higher Education. 2000, chapter 6 -
 "Symbolic Interactionism"
 
 120
 Тема 8. А. ШЮТЦ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
 СОЦИОЛОГИИ
 1. Идейно-теоретические истоки
 2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
 3. Концепция дома
 4. "Мы" и "Они" в российском обществе
 Феноменологическая парадигма направлена прежде всего на изучение
 социальных феноменов повседневного "жизненного мира" как объектов
 осознания людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной
 жизнедеятельности. Несомненно, мир объективен, но он начинает иметь
 значение для людей только в процессе его осознания, только тогда, когда он
 становится внутренним субъективным миром. Согласно феноменологам,
 социальные феномены по своей сути отнюдь не таковы, какими они кажутся с
 первого поверхностного взгляда. Поэтому, чтобы преодолеть разного рода
 иллюзии или "ложное сознание", необходимо вскрывать латентные функции
 феноменов человеческой реальности.
 Феноменологи исходят из того, что досовременные общества обладали
 весьма значительной степенью интеграции. В результате чего человек всегда
 жил как бы в одном мире: социальные феномены, одновременно освоенные и
 созданные в процессе общения людей, были всеми разделяемыми, ибо они
 представляли собой своего рода их "домашний мир". Он был по сути един и на
 работе и в семье. Каждый воспринимал этот мир как самоочевидный, в котором
 его место и роли были четко определены. В современном же обществе люди
 сталкиваются с плюрализацией жизненных миров прежде всего в силу скачка в
 сфере разделения труда. Поэтому сконструированные людьми социальные
 феномены приобретают многозначность.
 В этой связи свою задачу феноменологи видят в том, чтобы дать более
 полное представление о мире через понимание других точек зрения на
 социальные феномены. При этом феноменологов интересуют не столько
 объективные различия социальных феноменов, сколько то, как они субъективно
 воспринимаются на уровне обыденного сознания самых обычных людей в
 процессе их жизнедеятельности.
 Альфред Шютц (Schutz) (в русском переводе встречаются также
 написания Шуц, Шюц; в настоящем учебники при ссылке на работы социолога
 сохранено то написании фамилии, которое дается в переводе) родился в Вене,
 Австрия, в 1899 году. Там же получил образование. По окончании Венского
 университета, в котором специализировался в области экономики, выбрал
 карьеру банкира. Однако параллельно серьезно увлекся социологией, полагая,
 что эта наука поможет ему лучше понять жизнь, а также преуспеть в профессии.
 Это ему удалось в полной мере. В 1932 г. появилась его знаменитая книга
 "Феноменология социального мира", в которой, по существу, были
 сформулированы основные положения принципиально новой социологической
 парадигмы - феноменологической социологии. В ней социолог осуществил
 синтез философских идей Э. Гуссерля и "понимающей" социологии М. Вебера,
 121
 предложив оригинальный методологический подход для анализа социальных
 действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни.
 Однако приближалась Вторая мировая война, и Шютц в 1939 г.
 эмигрировал сначала во Францию, а затем - в США, где преподавал
 философию и социологию, продолжая сочетать научную деятельность с работой
 банкира. И все же социология взяла верх над банковской деятельностью,
 которую он окончательно оставляет в 1956 году. Вокруг Шютца формируется

<< Пред.           стр. 18 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу