<< Пред.           стр. 20 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 исследований. Так, ныне в России идет бурный процесс образования все новых
 социальных групп, каждая из которых имеет свои знания социальной
 реальности, которые подчас несовместимы друг с другом. И эта
 несовместимость множественных "Мы" и "Они" представляет нынешнюю
 социальную реальность.
 Особенно это касается коллективных представлений различных
 социальных групп. Так, если в советское время патриотизм считался само собой
 разумеющейся, самоочевидной реальностью для всех, то ныне ту или иную
 форму патриотизма довольно трудно поддерживать в качестве общего знания.
 Многочисленность представлений патриотизма создает основу для
 относительности его содержания, и данный феномен утрачивает положение
 само собой разумеющейся реальности.
 Феноменологическая парадигма позволяет также изучать, как
 представители разных социальных групп через призму своих знаний
 интерпретируют объекты и явления, к каким потенциально социальным
 действиям ведет несовместимость множественных образов социальной
 реальности, как сами люди, исходя из своей социализации, существующих
 социокультурных ценностей, определяют своё имущественное положение,
 отношение к социально престижным статусам и в целом социальное положение.
 Скажем, в советские времена многие граждане, особенно партийно-
 государственные работники, относили себя к считавшейся в то время
 престижной социально-этнической группе - "русские". Аналогично, сегодня
 социологи обратили внимание на то, что некоторые люди, занимающиеся
 предпринимательской деятельностью, в силу разных мотивов не считают себя
 представителями класса предпринимателей или "новых русских", а продолжают
 относить себя к рабочим, интеллигенции и т.д., что может проявляться и в их
 мышлении, и в их социальных действиях. Значит, субъективные представления
 7 Там же. - С. 141
 8 Там же. - С. 142
 128
 о своей социальной принадлежности могут принимать вполне реальные
 очертания в повседневной жизни.
 Феноменологи исходят из того, что начиная с детства на уровне
 повседневного общения, у индивидов по мере усвоения социокультурных
 ценностей складывает определенное видение себя в "домашней" социальной
 группе и определенное представление об этой группе. Эта группа видится как
 некое "Мы" в противоположность тому, что где-то есть другие люди - "Они", -
 у которых свой мир, своя жизнь. В сопоставлении своего "Мы" с другими
 "Они" вырабатывается социальная самоидентификация индивидов. Социальная
 самоидентификация формируется стихийно в процессе социализации у каждого
 человека и в последствии так или иначе влияет на выбор жизненных стратегий,
 на степень готовности людей к взаимодействию с представителями других
 социальных групп.
 Разве мы ежедневно не сталкиваемся с тем, что кое-кто говорит и
 действует, исходя из своей принадлежности к определенному "Мы". Так
 появляется: "Мы - рабочие" или "Мы - офицеры, промышленники" и т.д. В
 каждой социальной группе складывается своё отношение к другим "Они". В
 зависимости от характера доминирующих социокультурных ценностей в
 сознании индивидов это отношение может быть самых разных оттенков -
 уважительное, боязливое, высокомерное, враждебное. Так, ещё недавно
 виноватыми во всех наших проблемах были "Они - буржуи". Дух отношения к
 "Ним" прекрасно выражен у В. Маяковского: "Ешь ананасы, рябчиков жуй,
 день твой последний приходит, буржуй".
 Социологические исследования свидетельствуют, что до сих пор у
 значительных социальных групп страны остается враждебное отношение к
 бизнесменам, предпринимателям, фермерам. Однако характер
 взаимоотношений "Мы" и "Они", конечно, постепенно меняется при изменении
 социокультурных ценностей, и это можно наблюдать в современных
 российских реалиях. У россиян постепенно складывается иное видение того,
 что есть рабочий класс, интеллигенция, интеллектуалы, офицерство,
 предприниматели и т.д.
 По мнению феноменологов, объективное хотя и влияет на формирование
 классов и социальных групп, но субъективная социальная самоидентификация
 индивидов играет значительно большую роль при формировании социальных
 действий и интересов, социальных жизненных стратегий. Поэтому весьма
 значимым для общества является то, как государство интерпретирует интересы
 социальных групп, оказывая тем самым огромное влияние на субъективную
 социальную самоидентификацию людей. Если в недавнем прошлом всячески
 возвеличивались "особые интересы" рабочего класса, как "интересы
 социального прогресса" (отнюдь не случайно многие относили себя к рабочим),
 то теперь взят иной крен - насыщение рынка товарами, политическая
 демократия ассоциируется с деятельностью класса предпринимателей. Это не
 способствует формированию толерантной ментальности в различных
 социальных группах и, соответственно, социальной стабилизации. Не менее
 важно и то, что люди, оказывающиеся в "низших" социальных группах, как
 правило, менее способны к выбору активных жизненных стратегий, полагая, что
 такое социальное поведение "не для них".
 129
 х х х
 Во многих учебниках и учебных пособиях Вы встретитесь с суждениями о
 том, что феноменологическая социология Шютца является парадигмой,
 исследующей социальные реалии на микро уровне. Безусловно, это так. Но не
 только. Другие исследователи творчества этого социолога не без основания
 отмечают, что данная парадигма позволяет диалектически исследовать
 процессы как на микро, так и на макро уровнях. Представляется, вторая позиция
 более правильная. В самом деле, характер интерсубъективных миров,
 отношений "Мы" и "Они", несомненно, влияет на макро социальные структуры
 общества. По результатам исследования интерсубъективных миров конкретных
 социальных групп можно сделать представления об общественном сознании в
 целом. Этот методологический подход прекрасно применяют ученики Шютца -
 П. Бергер и Т. Лукман. Об их вкладе в развитие феноменологической
 социологии речь пойдет в следующей теме.
 Вопросы на развитие социологического воображения:
 1. 11 сентября 2001 года Америка подверглась беспрецедентным
 террористическим атакам. Однако восприняты они были далеко не однозначно:
 в одних регионах мира люди выражали боль и скорбь, а в других - откровенно
 радовались случившемуся. Как Вы это объясните с позиций
 феноменологической социологии? Можно ли терроризм победить только
 силовыми и экономическими акциями? Что по Вашему нужно предпринять,
 чтобы в мире постепенно формировались более толерантные отношения между
 многочисленными "Мы" и "Они"?
 2. Сегодня и в мире, и в России обострились национальные конфликты. В
 чем Вы видите основные причины тому? Аргументируйте Ваш ответ с позиций
 конфликтной и феноменологической парадигм.
 3. Не приходилось ли Вам сталкиваться со следующей ситуацией. В школе
 у Вас был очень близкий друг (подруга). Вы понимали друг друга без слов,
 могли часами быть вместе. Но по окончании школы ваши пути разошлись. И
 вот через 2-3 года Вы неожиданно встречаетесь вновь. Однако после радости
 встречи Вы вдруг неожиданно для себя замечаете, что говорить-то Вам не о
 чем. Как Вы это объясните? Используйте положения феноменологической
 социологии.
 Основные термины и выражения:
 Феноменологическая социология, повседневный жизненный мир,
 "домашний мир", плюрализация жизненных миров, субъективное восприятие
 социального контекста, повседневное знание, конструирование социальной
 реальности, знание здравого смысла, конструкты первого порядка,
 конструкты, второго порядка, научное знание, интерсубъективный мир,
 биографическая ситуация индивида, "Мы"-группа, "Они"-группа, концепция
 дома, социальная самоидентификация индивида
 130
 ЛИТЕРАТУРА
 Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - Раздел
 "Феноменологическая социология"
 Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность.
 Екатеринбург-Бишке: Издательство "Одиссей", 1997. - Глава ХII
 Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. - Главы 2-5
 Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива.
 М.: Аспект Пресс, 1996
 Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая
 социология. Санкт-Петербург: Издательство "Ольга", 1996. - Часть II, глава 3,
 раздел 2
 Давыдов Ю.Н. социологический радикализм и феноменологическая
 социология. - История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000
 Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии.
 А. Шюц и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3.
 М.: Канон, 1998 - Глава десятая, §§ 1, 3
 Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1978
 Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. - Раздел
 "Альфред Шюц и социология повседневности"
 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
 эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
 Кравченко. М.: Экзамен, 2001
 Шютц А. Возвращающийся домой. - Социс, 1995, № 2
 Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.:
 Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994
 Haralambos M., Holborn M. Sociology. - Collins Educational, 1995. -
 Сhapter 14 - "Sociological Theory"
 Ritzer G. Classical sociological theory. - McGraw Higher Education, 2000. -
 Сhapter 13 "Alfred Schutz"
 
 131
 Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ П. БЕРГЕРА И Т. ЛУКМАНА
 1. Конструирование социальной реальности
 2. Знания в традиционных и современных плюралистических обществах
 3. Возможности феноменологического подхода для анализа социокультурного
 состояния России
 В исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана впервые весьма рельефно был поставлен
 вопрос о том, что классические социологические парадигмы, основанные на сциентизме,
 объективистских интерпретациях общественного развития, на стремлении открыть как
 можно больше все новых и новых "общих законов", вошли в противоречие с характером
 исторических перемен. Они абсолютизировали обезличенные социальные механизмы и
 игнорировали субъективный фактор, возвеличивали "прогрессивное развитие" от стадии
 к стадии и умаляли хаос, факты "развития наоборот" от высшего к менее развитому,
 примитивному.
 Классическая социология исходила из монистического видения мира, несмотря на
 его разнообразие. И самое главное - она не давала модели анализа действующих
 субъектов, не показывала их способность конструировать саму социальную реальность,
 оказывать обратное влияние на общество и его институциональные структуры.
 Новаторские теоретические и методологические подходы П. Бергера и Т. Лукмана в
 значительной степени позволили преодолеть кризис социологической науки. Это стало
 возможным благодаря обращению ученых к феноменологической философии и
 социологии А. Шютца, которые рассматривали социальный мир в соотнесении с
 представлениями индивидов, их мотивами, особенно знаниями повседневности. "Мы
 считаем, - пишут П. Бергера и Т. Лукмана, - что социология знания имеет дело с анализом
 социального конструирования реальности"1.
 Характер знания и, самое важное, осознание действующим социальным субъектом
 результатов своего конструирования, творения реальности, позволяют гуманизировать
 самого индивида, его отношения с другими людьми и, в конечном счете, делать более
 гуманным социальный мир.
 Питер Людвиг Бергер (Berger) родился в 1929 году в Австрии. Образование
 получил в английских и американских учебных заведениях. Ученик А. Шютца. Служил в
 американской армии (1954-1955), параллельно читал лекции в университетах.
 Известность Бергеру принесла книга "Приглашение в социологию" (1963), в
 которой показана взаимосвязь между тем, как общество формирует человека и как
 человек конструирует социальную реальностью. В дальнейшем социолог написал десятки
 книг (многие в соавторстве с Н. Лукманом), в которых с позиций феноменологической
 парадигмы исследуются проблемы религии, модернизации и другие. Ныне П. Бергер
 является директором Института изучения экономической культуры Бостонского
 университета.
 Другие работы П. Бергера: "Двусмысленное видение" (диссертация), "Шум
 торжественных ансамблей", "Священная завеса", "Слухи об ангелах", "Социальное
 конструирование реальности" (в соавторстве с Т. Лукманом).
 1 Бергер. П., Лукман. Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.:
 Издательство "Медум", 1995. - С. 13
 132
 Томас Лукман (Luckmann) родился 14 октября 1927 г. в Югославии. Образование
 получал в учебных заведениях Европы и Америки. Преподавал в Новой школе
 социальных исследований в Манхеттене, в университетах Нью-Йорка, был приглашенным
 профессором в ведущих университетах мира. Будучи гражданином США, постоянно
 проживает в Швейцарии, а работает последние тридцать лет профессором социологии в
 Констанце (Германия).
 Всемирную известность ученому принесли работы, написанные в середине
 60-х - начале 70-х годов. Это "Проблема религии в современном обществе" (1963),
 "Структуры жизненного мира" (1973, в соавторстве с А. Шютцем), "Философия,
 социальные науки и повседневность" (1973) и др.
 Лукман получил признание за разработку методологии феноменологической
 парадигмы. В соавторстве с Бергером им написана работа "Социальное конструирование
 реальности", изданная в России в 1995 г., и ряд других. В этой работе по существу
 излагаются методологические основы современной социологической феноменологии.
 В 1999 г. Т. Лукман посетил Россию, был гостем МГИМО, в котором выступил с
 рядом лекций для преподавателей и студентов.
 1. Конструирование социальной реальности
 Двойственная фактичность общества
 П. Бергер и Т. Лукман исходят из того, что общество обладает объективной
 фактичностью: "Общество - человеческий продукт. Общество - объективная
 реальность. Человек - социальный продукт"2.
 Вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые
 обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений.
 Члены общества считают их реальными. "Рядовой человек, - пишут социологи, - обычно
 не затрудняет себя вопросами, что для него "реально" и что он "знает", до тех пор, пока не
 сталкивается с проблемой того или иного рода. Он считает свою "реальность" и свое
 "знание" само-собой разумеющимися. Социолог не может сделать этого хотя бы только
 вследствие понимания того факта, что рядовые люди в разных обществах считают само
 собой разумеющимися совершенно различные "реальности""3. Отсюда следует, что
 каково будет общество и его институты зависит, в конечном счете, от знания людей:
 социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей
 в процессе их деятельности.
 Таким образом, двойственный характер общества обусловлен объективной
 фактичностью и конструирующей деятельностью человеческого сознания, производством
 определенного знания. Тогда главным для феноменологической социологии является
 следующий вопрос: "каким образом субъективные значения становятся объективной
 фактичностью?"4
 Агенты производства и поддержания субъективной реальности
 По мнению социологов, повседневная жизнь людей представляет собой
 реальность, которая интерпретируется ими и имеет для них значимость в качестве
 цельного мира. Это мир, который создается в их мыслях и действиях и переживается ими
 в качестве реального. У каждого индивида могут быть свои знания о реальности. Но в то
 же время он осознает что мир повседневной жизни столь же реален для него, как и для
 других. Когда индивид начинает жить в одном и том же мире с другими людьми, он
 2 Там же. - С. 102
 3 Там же. - С. - 11
 4 Там же. - С. 36
 133
 становится социализированным, что позволяет войти ему в объективный мир общества.
 "Первичная социализация есть та первая социализации, которой индивид подвергается в
 детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация -
 это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду
 входить в новые сектора объективного мира его общества"5.
 Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет тенденцию
 продолжать свое существование. Но его необходимо поддерживать. Эту функцию
 выполняет легитимация, которая по сути представляет собой способы объяснения и
 оправдания социальной реальности. Главными агентами поддержания субъективной
 реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие. Менее значимые другие
 функционируют как своего рода "хор".
 П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что в поддержании реальности отношение между
 значимыми другими и "хором" являются подвижными: они взаимодействуют как друг с
 другом, так и с той же субъективной реальностью, поддержанию которой они служат.
 Чтобы пояснить это, социологи приводят следующий пример: для верующего католика
 реальности его веры совсем не обязательно будут угрожать его неверующие сослуживцы,
 зато неверующая жена, скорее всего, будет представлять такую угрозу. Поэтому для
 католической церкви вполне логична широкая терпимость к межконфессиональным
 ассоциациям, но столь же логично и её неодобрение межконфессиональных браков.
 Религия, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, весьма эффективно поддерживает
 реальность социально сконструированного мира. Если возникает конкуренция между
 различными реальностями, то терпимость сохраняется лишь до тех пор пока одна
 реальность постоянно утверждается вопреки конкурентам.
 Субъективная реальность, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, всегда зависит от
 вероятностных структур, от специфического социального базиса и требуемых для её
 поддержания социальных процессов. Важнейшими средствами поддержания социальной
 реальности является общение и употребление одного языка. Благодаря этим факторам
 реальность и воспроизводится и удерживается в сознании людей. Через общение и речь
 индивиды сохраняют в памяти реальности. При прекращении контактов с теми, кто
 разделяет соответствующую реальность, возникает риск крушения субъективной
 реальности. Контакты с альтернативной реальностью также могут подрывать
 первоначальную субъективную реальность. По этим и другим причинам субъективная
 реальность может трансформироваться.
 Изменению субъективной реальности предшествует появление эффективной
 вероятностной социальной структуры, в которой присутствуют значимые другие. Эта
 вероятностная структура должна стать новым миром индивида. При этом, как правило,
 индивид утрачивает контакты с прежним окружением и вступает в общение с новыми
 значимыми партнерами. Новая субъективная реальность должна легитимироваться, что
 связано с реинтерпретацией индивидуальной биографии. В повседневной жизни мы
 неоднократно сталкиваемся с тем, что человек говорит: "Тогда я жил в мире иллюзий
 (религиозной веры, сталинизма и т.д.), но ныне я воистину знаю, что..." Субъективно
 человек может быть совершенно искренним, осуществляя переосмысление своей
 биографии, приспосабливая её к новому жизненному миру. Этот процесс называется
 ресоциализацией - прошлое перетолковывается для того, чтобы оно стало соответствовать
 новым реалиям. Через интерпретацию его механизма феноменологи объясняют мотивы
 поведения людей, которые зачастую неосознанно становятся актерами в драме,
 неоднократно переписывая исторические события или подделывая религиозные
 документы.
 Иное дело вторичная социализация, которая предполагает, что индивид входит в
 новые сектора объективного мира его общества и интерпретирует настоящее таким
 образом, чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым.
 5 Там же. - С. 212-213
 134
 Трансформации субъективной реальности при вторичной социализации имеют место в
 связи с индивидуальной социальной мобильностью или профессиональной подготовкой.
 Таким образом, феноменологическая социология анализирует роль знания в
 контексте диалектической взаимосвязи человека и общества.

<< Пред.           стр. 20 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу