<< Пред.           стр. 25 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 при этом скрывающиеся за ними бессознательные желания и мотивы. С
 помощью данного метода выявляются соотношения между символами
 индивида и релевантными бессознательными факторами, определяются их
 причинные связи (например, связь между искажениями языка и поведенческой
 патологией, между частным жизненным опытом и развитием определенных
 мотиваций). В социологической литературе метод, который предложил Фрейд,
 стали называть глубокой герменевтикой. По сути, исследователю приходится
 5 Там же. - С. 341
 162
 интерпретировать символы, которые либо искажены, либо вообще скрыты для
 видимого наблюдения.
 Применяя ряд технических приемов глубокой герменевтики (о них
 заинтересованный читатель может узнать самостоятельно, обратившись к
 фрейдовской работе "Введению в психоанализ"), ученый приходит к ряду
 выводов, имеющих непосредственное отношение к собственно
 социологической интерпретации социальных действий индивида. 1) "Да,
 значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно
 являются бессознательными". 2) "Я", согласно Фрейду, находится в тройной
 зависимости - от внешнего мира, "Сверх-Я" и "Оно". Поэтому "Я" должно
 заботиться о том, чтобы инстинктивные влечения не переросли в конфликт со
 "Сверх-Я" или с социальными реалиями. 3) "Я" живет за счет заимствованных
 источников энергии. Поэтому "Я" свои предпочтения должно согласовывать с
 "Оно" и "Сверх-Я".
 Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа
 конфликтов: конфликты между индивидом и социальной средой; конфликты
 между "Я" и "Оно", приводящие к противоборству разума и страстей; и
 конфликты между "Я" и "Сверх-Я": у людей с чересчур моралистическим
 "Сверх-Я" часто возникают моральные переживания, страхи, чувства вины, что
 отражается на их характере их социальных действий.
 Основные защитные механизмы "Я"
 В социальных действиях неизбежно присутствует сознательное и
 бессознательное и, стало быть, в принципе утопично стремление к преодолению
 иррационального, формированию "гармоничной, всесторонне развитой
 личности" или ликвидации девиантного поведения вообще. Но социальный
 психоанализ позволяет рациональными методами исследовать иррациональное,
 свести его к минимуму и на этой основе стремиться к принятию оптимальных
 решений, которые должны учитывать, с одной стороны, биологическую
 природу человека, его инстинкты, а с другой - особенности нашего
 национального "Сверх-Я", которые имеют, по Фрейду, глубинные корни и не
 поддаются быстрым изменениям.
 Постоянное же давление внешней среды на "Я" приводит к тому, что оно
 вынуждено оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые
 даже у вполне здоровых людей примитивизируют уровень социальных
 действий.
 К этим механизмам Фрейд, в частности, относил вытеснение - удаление
 из сознания мотивов к действиям, которые потенциально вызывают аффект,
 большую напряженность. Однако даже будучи вытесненными в
 бессознательное, эти "комплексы" постоянно ищут своего выхода и тем самым
 продолжают влиять на поведение индивидов, от которых требуется
 расходование все большей энергии, что удерживать их в бессознательном.
 Зачастую люди как бы "притворяются", что у них нет аффектов, но они на деле
 существуют в реактивных образованьях: вытесненная враждебность может быть
 скрыта за безразличием, любовь - за беззаботностью.
 "Я" может защитить себя и с помощью отрицания - неприятие реальных
 событий, замена их вымыслами.
 Пожалуй, более всего в России получил распространение такой механизм
 защиты как регрессия - переход к более низким, упрощенно-примитивным
 163
 социальным действиям. Регрессия может проявляться в самых различных
 формах - увеличение потребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков.
 Люди испытывают тягу к социальным действиям, связанным с мистикой,
 полагая, что маги и экстрасенсы враз вылечат их от всех болезней, решат
 личные проблемы, а предсказатели точно укажут источники возможных
 опасностей. Регрессия проявляется и в том, что индивиды совершают действия
 с неоправданными для себя и окружающих рисками - вождение автотранспорта
 на недозволенной скорости, использование устаревшей летной техники,
 пренебрежение правилами безопасности на производстве и ещё делают массу
 действий с явно иррациональным компонентом.
 Фрейд полагал, что и либидо как энергия, присущая инстинктам жизни, и
 агрессивная энергия, в принципе поддаются сублимации, которая является
 также одним из распространенным механизмом защиты "Я". Это могут быть
 социальные действия относящиеся к науке, художественному творчеству,
 труду. По мнению ученого, именно сублимированная энергия творит прогресс,
 создает цивилизацию. "Наблюдение ежедневной жизни людей показывает нам,
 пишет он в книге "Леонардо да Винчи", - что многим удается перевести
 значительную часть их полового влечения на их профессиональную
 деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы
 делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимирования,
 т.е. оно в состоянии заменить свою ближайшую цель другими, смотря по
 обстоятельствам, более высокими и не сексуальными целями"6 .
 Разумеется, чтобы процесс сублимации мог пойти, для этого необходимы
 условия, нужны соответствующие институциональные структуры. Пока же нет
 благоприятных условий со стороны внешнего мира, возможности для
 сублимирования энергии остаются весьма ограниченными.
 Страхи и неврозы
 В процессе ослабления "Я" под влиянием постоянного давления
 неблагоприятных социальных фактов, возникают страхи, естественно,
 влияющие на характер и содержание социальных действий. По Фрейду, "Я" -
 единственное место сосредоточения страха, только "Я" может производить и
 чувствовать страх, что прямо сказывается на характере социальных действий.
 Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в
 российском "Сверх-Я" содержится большой компонент долготерпения невзгод
 от всякого рода войн, революций, контрреволюций, реформ и контрреформ,
 которых хватало во все времена. Однако это долготерпение невзгод никогда не
 являлось и ныне не может явиться панацеей от постоянных эмоциональных
 стрессов. Если либидинозная и агрессивная энергии не могут сублимироваться
 в социальные действия приемлемые как для индивида, так и для общества, то,
 по Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трех
 разновидностей страха - страха перед чуждым внешним миром, страха
 совести перед "Сверх-Я", наконец, невротического страха перед силой
 страстей в "Оно". Следствием неудавшегося защитного процесса "Я"
 становятся неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и
 фрустрация стали массовыми в стране.
 6 З. Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Психоаналитические этюды. В
 кн.: Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: ООО "Попурри", 1997. - С. 380
 164
 По Фрейду, вернуться к социальным действиям, приемлемым для
 индивида и общества, можно путем усиления "Я", избавив его от постоянного
 эмоционального давления извне, а также сделав его более независимым от
 "Сверх-Я". При обострении неврозов "Сверх-Я" становится сверхстрогим,
 унижает "Я", навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности
 (объективно нищенская заработная плата просто не может не воспроизводить
 эти комплексы у индивидов с ослабленным "Я"). Через определенное время,
 когда "критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользуется всеми
 человеческими правами вплоть до следующего приступа".
 Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с
 доминированием рациональной сублимированной энергией можно через
 преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для "Сверх-Я"
 и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности,
 страха.
 Критика К. Маркса
 Фрейд подверг критике положения К. Маркса о том, что развитие человека
 и общественных форм является естественноисторическим процессом. Он также
 резко выступил против того, чтобы абсолютизировать экономические факторы,
 что, по существу, приводит к игнорированию психологических мотивов в
 поведении людей: "Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы,
 народы в одинаковых экономических условиях ведут себя по-разному,
 исключает единовластие экономических мотивов. Вообще непонятно, как
 можно обойти психологические факторы, когда речь идет о реакциях живых
 человеческих существ, ведь дело не только в том, что они уже участвовали в
 установлении этих экономических отношений, и при их господстве люди не
 могут не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт
 самосохранения, свое стремление к агрессии, свою потребность любви, свое
 желание получать удовольствие и избегать неудовольствия"7 .
 2. Масса: коллективное бессознательное
 Факторы, способствующие образованию и распаду массы
 От изучения личности индивида Фрейд переходит к исследованию
 особенностей поведения индивидов в массе, а также собственно массы. На эту
 тему им написан ряд работ, в числе которых книга "Психология масс и анализ
 человеческого Я". В этом направлении работы он опирается на достижения
 французского социолога Ле Бона (1841-1931), который одним из первых
 показал, что при включении в массу отдельно взятый индивид "приобретает
 коллективную душу", в силу чего он чувствует, думает и поступает совершенно
 иначе, чем каждый в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Ле Бон
 также пришел к убеждению, что в массе происходит исчезновение сознательной
 личности, преобладают бессознательные личности, ориентирующиеся на
 безотлагательное осуществление внушенных идей. Масса не сомневается в
 истинности или ложности чего-либо, уважает силу, требует от своего героя
 7 З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.: "Наука", 1995. - С. 413
 165
 даже насилия, хочет чтобы ею владели и её подавляли, хочет бояться своего
 вождя.
 Однако Фрейда не удовлетворило то, что данное и другие исследования не
 дают аргументированные ответы на многие возникающие вопросы. Прежде
 всего ученый попытался ответить на вопросы, какая же сила объединяет людей,
 почему аффективность в действиях отдельных индивидов чрезвычайно
 повышается, а их интеллектуальные потенции заметно понижаются.
 По его мнению, все дело именно в либидинозной энергии, присущей
 сексуальным инстинктам, что можно выразить в двух постулатах: "Во-первых,
 что масса, очевидно, объединяется некою силой. Но какой же силе можно
 скорее всего, приписать это действие, как не эросу, все в мире объединяющему?
 Во-вторых, когда отдельный индивид теряет своё своеобразие и позволяет
 другим на себя влиять, в массе создается впечатление, что он делает это, потому
 что в нем существует потребность быть скорее в согласии с другими, а не в
 противоборстве, т.е. может быть, все-таки "из любви" к ним"8 .
 Отметим, что установки и стремления индивидов, а также черты их
 характера Фрейд всецело выводит из сублимированно выраженных
 либидинозных влечений. Его последователи, не отрицая сексуального
 происхождения многих мотивов социальных действий, тем не менее указывают
 на совокупность факторов, включая социокультурные условия, в которых живут
 люди.
 Далее Фрейд отмечает, что массы могут быть разные: примитивные и
 высоко организованные, возглавляемые вождями, с четкими подразделениями.
 Предметом его исследования являются прежде всего высокоорганизованные,
 постоянные, искусственные массы - церковь и армия. При всех различиях в их
 основе лежат либидинозные структуры, культивируется иллюзия о том, что
 верховный властитель (в католической церкви Христос; в войске - полководец-
 отец: "каждый капитан в то же время и полководец и отец своей роты") любят
 каждого отдельного члена массы равной любовью. Если либидинозные связи
 нарушаются, например, во время паники, то и церковь, и армия распадаются
 тотчас же - прекращается всякий учет чужих интересов. Типичным поводом для
 распада массы является разрыв связи с вождем, что, "как правило, порывает и
 взаимные связи между массовыми индивидами".
 Агрессивность массы
 Фрейд также задался вопросом: что же происходит с агрессивной энергией
 массовых индивидов? Она никуда не исчезает и находит свой выход в
 жестоких и враждебных импульсах к другим людям, которые не относятся к
 конкретной массе. Даже религия, замечает Фрейд, хотя она и называет себя
 религией любви, является жесткой и черствой к тем, кто к ней не принадлежит:
 "В сущности, ведь каждая религия является такой религией любви по
 отношению ко всем, к ней принадлежащим, и каждая религия склонна быть
 жестокой и нетерпимой к тем, кто к ней не принадлежит"9 . Если религиозная
 связь замещается какой-либо иной, объединяющей массу (ученый приводит
 пример социализма), то положение дел не изменяется: "в результате возникает
 та же нетерпимость к внестоящим, как и во времена религиозных войн".
 8 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. В кн.: З. Фрейд.
 Психоаналитические этюды. Минск: ООО "Попурри", 1997. - С. 440
 9 Там же. - С. 445
 166
 По Фрейду, либидинозные связи, составляющие суть коллективного
 бессознательного, характерны для любой массы, любого объединения людей.
 Возникающие неизбежно при этом враждебные чувства к внестоящим в массе
 могут не доходить до сознания, но лишь вследствие вытеснения.
 Нетерпимость, вражда - часть человеческой природы, но они являются либо
 вытесненными, сохраняясь при этом в коллективном бессознательном, либо
 находятся в коллективном сознательном при больших различиях и
 соперничестве с другими: "Родственные, близкие между собой народные ветви
 отталкиваются друг от друга - южный немец не выносит северянина,
 англичанин клевещет на шотландца, испанец презирает португальца. То, что
 при больших различиях возникает труднопреодолимая антипатия - галла к
 германцу, арийца к семиту, белого к цветному,- нас перестало удивлять"10.
 Правда, как считает ученый, нетерпимость может исчезнуть на
 определенный срок. Это происходит как при самом процессе образования
 массы, так и в массе, которая позволяет удовлетворять основные жизненные
 потребности индивидов. В этот период индивиды ведут себя как однородные,
 терпят своеобразие других, равняются с ними и не испытывают чувств
 отталкивания. Фрейд объясняет данную ситуацию тем, что в этот момент
 себялюбие уступает место либидинозной связи с другими людьми.
 Влюбленность в себя находит преграду в чужелюбии, в любви к объектам.
 "Опыт показал,- пишет Фрейд, - что в случае сотрудничества между
 товарищами обычно устанавливаются либидинозные связи, которые
 определяют и продолжают отношения товарищей далеко за пределами выгоды...
 Либидо опирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и
 избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного
 человека, так и в развитии всего человечества, только любовь как культурный
 фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму"11.
 Идентификация
 В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая
 первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация,
 под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление
 индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: "она
 может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения".
 Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с
 индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но
 принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса -
 собрание людей, идентифицировавших себя с ним.
 Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных
 связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы
 отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия
 однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса,
 как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя
 в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение
 сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного
 бессознательного в душевной сфере - все это соответствует состоянию
 регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности
 10 Там же. - С. 447
 11Там же. - С. 447-448
 167
 обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая
 регрессия может быть значительно задержана.
 Корпоративный дух массы
 Говоря о корпоративном духе массы, Фрейд видит его корни в
 первоначальной аффективной зависти: "Никто не должен посягать на
 выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать
 имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом
 отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать"12.
 Амбивалентность идентификации легко приводит к изменению чувств и
 действий положительного направления на враждебные. В случае заражения
 массового индивида опасной болезнью у него возникает "бессознательное
 желание распространить своё заражение на других". То же происходит, когда
 беды и лишения сваливаются на несчастных, - их пытаются "по
 справедливости" переложить и на остальных членов массы.
 Вождь массы
 Однако подчеркивает Фрейд, "требование равенства массы относится
 только к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть
 равными между собой, но все они хотят власти над собой одного. Множество
 равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один-
 единственный, их всех превосходящий,- вот ситуация, осуществленная в
 жизнеспособной массе"13.
 По Фрейду, вождь в малой степени связан либидинозно, он не любит
 никого, кроме себя, а других любит лишь постольку, поскольку они служат его
 потребностям. Идеал, воплощенный в вожде, становится идеалом людей из
 массы, у которых, как отмечалось выше, преобладают аффективные действия и
 коллективное бессознательное в душевной жизни. "Это обстоятельство
 облегчает выбор вождя. Нередко ему всего лишь нужно обладать типичными
 качествами этих индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить
 впечатление большей силы и либидинозной свободы, и сразу на это откликается
 потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и
 не стал бы претендовать".
 Таким образом, Фрейд показал, что коллективное бессознательное всегда
 искало вождя, героя, "отца нации", "спасителя Отечества", которые обещают
 быстрые и относительно легкие пути решения сложных проблем.
 Если ретроспективно взглянуть на историю России, то не трудно
 заметить, что в массах всегда особым авторитетом пользовались цари и вожди
 харизматического типа, которых наделяли сверхсилой, боялись и любили, а не
 просветители-преобразователи, обладавшие для своего времени передовыми
 знаниями и ясными убеждениями по переустройству страны. Их призывы к
 кропотливой, сознательной, эволюционной работе не были услышаны, а сами
 они не были востребованы.
 Фрейдовская методология позволяет объяснить то, почему в России с
 господством в нашем национальном "Сверх-Я" обостренной социальной
 справедливости, коллективистского менталитета были весьма распространены
 12 Там же. - С. 462
 13 Там же. - С. 463
 168
 гражданские войны за "справедливого" царя, бунты, скоропалительные
 революции, реформы "революционного типа", призывавшие "догнать и
 перегнать" остальной мир, а также следовавшие за ними антиреволюции и
 антиреформы. Господствующая в массах амбивалентность идентификации
 логично приводила к тому, что "неземная" любовь к "спасителю Отечества", по

<< Пред.           стр. 25 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу