<< Пред.           стр. 26 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 мере накопления в бессознательном вытесняемого социального негатива и
 увеличивавшегося давления беспредела на "Я", легко переходила подчас без
 серьезной сознательной мотивации в такую же ненависть, в бичевание
 низвергнутых вождей и требование нового, "настоящего" героя, готового в
 очередной раз "осчастливить народ".
 Движение от коллективного бессознательного к коллективному
 сознательному, по мнению Фрейда, осуществляется через развитие культуры,
 которая помимо создания земных благ знаменует собой исторический прогресс
 в упорядочении человеческих отношений, ибо "каждая культура создается
 принуждением и подавлением первичных позывов".
 3. Роль культуры в человеческих отношениях
 Культура и человеческие страсти
 Фрейд понимает под культурой "все то, чем человеческая жизнь
 возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни
 животных". При этом он выделяет две её стороны: одна "охватывает все
 приобретенные людьми знания и умения, дающие им возможность овладеть
 силами природы"; другая включает "все те установления, которые необходимы
 для упорядочения отношений людей между собой"14.
 Как считает ученый, человечество сделало немало в деле "господства над
 природой и в этой области можно ожидать ещё больших успехов". Однако
 "нельзя с уверенностью констатировать подобный прогресс в деле
 упорядочения человеческих отношений". Главную проблему здесь Фрейд видит
 в том, что любая культура подавляет первичные позывы человека и требует от
 него социальных действий, которые ограничивают влечения. Это, в свою
 очередь, может стать причиной антиобщественных тенденций, ибо разум
 бессилен против страстей как таковых. "Надо, как мне думается,- пишет он,-
 считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные,
 следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции и что у
 большого количества людей они достаточно сильны, чтобы определить их
 поведение в человеческом обществе"15.
 Люди не способны существовать изолировано. Тем не менее они остро
 воспринимают жертвы по обузданию страстей, которые требуются от них в
 процессе социализации. Институты, ценности и нормы принуждают людей к
 труду, устанавливают определенное распределение материальных благ: "каждая
 культура основывается на принуждении к работе и на отречении от первичных
 позывов и поэтому неизбежно вызывает оппозицию тех, кто от этого
 страдает"16. Отдельно взятые индивиды могут становиться врагами культуры.
 Конечно, культура способна интегрировать значительное число членов
 14 Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кн.: З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Минск:
 ООО "Попурри", 1997. - С. 481-482
 15 Там же. - С. 483
 16 Там же. - С. 485
 169
 общества. Однако Фрейд не верит в то, что ликвидация ущербных социальных
 институтов, замена их другими способна вообще нейтрализовать силу
 инстинктов: "известный процент человечества всегда останется
 асоциальным"17.
 Современная культура накладывает запреты на первичные позывы
 кровосмешения, каннибализма, страсти к убийству, которые происходят из
 древнейших инстинктов. Тем не менее полностью преодолен лишь
 каннибализм. Практикуется инцест. Что же касается убийства, то "наша
 культура при известных условиях еще совершает, даже предлагает"18.
 И все же Фрейд констатирует определенный исторический прогресс в
 человеческих отношениях, что связывает с развитием "Сверх-Я" человека, с
 процессом интериоризации - переводом внешних запретов во внутренний мир
 человека и освоением им сложившихся в обществе моральных ценностей и
 норм. "Это укрепление сверх-Я, - пишет он,- является в высшей степени
 драгоценным психологическим достоянием культуры. Все лица, в которых
 совершился этот процесс, из противников культуры становятся её носителями.
 Чем больше их число в культурном кругу, тем прочнее эта культура, тем скорее
 она может отказаться от внешних средств принуждения. Однако мера этого
 внутреннего освоения очень различна... Бесконечное множество культурных
 людей, которые отшатнулись бы от убийства или кровосмешения, не
 отказывают себе в удовлетворении жадности, жажды агрессии, половой похоти,
 не перестают вредить другим ложью, обманом и клеветой, если это можно
 делать безнаказанно"19.
 Дифференциация запретов по социально-культурному признаку
 Однако не только запреты и моральные ограничения сами по себе влияют
 на характер взаимоотношения людей. Важным фактором является
 дифференциация запретов по социально-культурному признаку:
 привилегированные классы испытывают меньше лишений, пользуются
 разнообразными средствами для удовлетворения желаний. Угнетенные же
 классы "испытывают зависть к преимуществам привилегированных", стремятся
 употребить все, чтобы освободиться от большинства лишений. "Там, где это
 невозможно, утвердится длительное недовольство, которое может привести к
 опасным восстаниям"20. При этом Фрейд выдвигает и обосновывает своё
 видение природы социальных конфликтов и революционных взрывов, которая,
 по его мнению, лежит в неспособности конкретной культуры учитывать и
 смягчать дифференциацию запретов по социальному признаку, доставлять
 блага одной части общества за счет подавления другой, большей части
 общества. "Вполне понятно, - замечает он, - что у этих угнетенных развивается
 интенсивная враждебность против культуры, которую они укрепляют своей
 работой, но от плодов которой имеют лишь ничтожную долю. В таком случае
 нельзя ожидать от угнетенных внутреннего освоения налагаемых культурой
 запретов. Они, напротив, не склонны признавать эти запреты, стремятся
 разрушить самую культуру, при возможности уничтожить даже самые её
 17 Там же. - С. 485
 18 Там же. - С. 486
 19 Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кн.: З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Минск:
 ООО "Попурри", 1997. - С. 487
 20 Там же
 170
 предпосылки. У этих классов враждебность к культуре так очевидна, что из-за
 неё осталась незамеченной, скорее всего, латентная враждебность более
 зажиточных слоев общества. Не приходится говорить, что культура,
 оставляющая неудовлетворенными столь большое количество участников и
 ведущая их к восстанию, не имеет перспектив на длительное существование, да
 его и не заслуживает"21.
 Как видно, Фрейд полагает, что культура посредством ограничений
 либидинозных и деструктивных влечений способствует производству
 вытеснений, внутриличностной враждебности. Словом, за культурные блага
 людям приходится платить внутренними переживаниями и стрессами,
 ограничить которые можно лишь путем сублимации либидинозной и
 деструктивной энергии.
 Нарциссизм культурных идеалов
 Другой принципиальный фактор, влияющий на характер
 взаимоотношений людей, - культурные идеалы. Как считает Фрейд, идеалы
 любой культуры имеют нарциссическую природу, т.е. культивируют
 самовлюбленность, гордость, превосходство своих достижений по отношению к
 тому, что исповедуют, чего добились представители иной культуры.
 "Культурные идеалы, - пишет он, - становятся поводом для расколов и
 враждебности между различными культурными кругами, и это особенно
 отчетливо проявляется в отношениях между собой отдельных наций".
 Нарциссическая природа культурных идеалов приводит к тому, что угнетенные
 классы получают возможность презирать чужаков, что "вознаграждает их за
 угнетение в их собственном кругу". Более того, "угнетенные идентифицируют
 себя с повелевающим и эксплуатирующим их классом". Данное обстоятельство
 вызывает удовлетворение у всех слоев населения, разделяющих определенные
 культурные идеалы, что способствует смягчению восприятия запретов и
 ограничений по социальному признаку. "Если бы не имелись такие, по
 существу, удовлетворяющие отношения, то было бы непонятно, почему многие
 культуры продержались столь продолжительное время, несмотря на
 оправданную враждебность широких масс"22. Фрейд особо подчеркивает роль
 произведений искусства, которые, с одной стороны, побуждают совместные
 переживания, действия представителей каждого культурного круга, а с другой,
 - порождают любования своим превосходством по отношению к другим
 культурам.
 Нарциссические тенденции, весьма характерные для западной культуры,
 стали распространяться и в современном российском обществе, что проявляется
 в эгоцентризме, культивировании жажды престижа и восхищения, в тщеславии,
 завышенных самооценках, в озабоченности своей безопасностью. В результате
 мы имеем такие социальные действия, которые не способствуют дружбе и
 сотрудничеству людей. "Чужие" культурные факторы стали вызывать
 враждебность, страхи, а то и деструктивные действия.
 Сам Фрейд объяснял распространение нарциссических наклонностей
 гипотезой об их биологическом происхождении, умаляя тем самым собственно
 культурные факторы. Стремление к престижу, несомненно, обусловлено
 новыми социальными и экономическими реалиями. В целом же нельзя не
 21 Там же. - С. 488
 22 Там же. - С. 489
 171
 отметить и тот факт, что Фрейд рассматривал культурные явления как
 производное от сублимированной сексуальной энергии. Сегодня мало кто
 согласится с этим биологическим детерминизмом.
 4. Инфантильное и интеллектуализированное поведение
 Фрейд исходит из того, что как человечеству в целом, так и отдельному
 человеку трудно сносить жизнь в двояком смысле. Во-первых, на индивидов
 оказывают давление культурные предписания, а также неблагоприятные
 действия других индивидов, спровоцированные несовершенством культуры.
 Во-вторых, люди сталкиваются с ущербами, причиняемые им необузданной
 природой, которые принято называть судьбой. Человечество всегда искало
 пути, как облегчить себе жизнь, как защитить себя от превратностей судьбы.
 Влияние религии на характер поведения
 Неблагодарно и вообще близоруко стремиться к упразднению культуры.
 Тогда останется только природное состояние и выносить его гораздо труднее.
 Безличные силы природы и судьбы всегда остаются чуждыми. В этих условиях,
 как считает Фрейд, у человека возникает предрасположенность к
 инфантильному мышлению и поведению по аналогии с реакцией ребенка на
 жизненную ситуацию: у него есть авторитетный отец, внушающий не только
 страх, но и являющийся его защитником против опасностей. Сходным образом,
 полагает ученый, наши предки не только наделили силы природы
 человекообразными существами, с которыми можно было обращаться как с
 равными, но и придавали им характер отца, превращали их в богов. Так
 возникает религия, которая, как считает Фрейд, содержит отцовское ядро за
 каждым божественным образом и тем самым создает основу для
 инфантильного мышления и поведения. Отношения к богу приобретают
 искренность и интенсивность отношения ребенка к отцу: "если ты уже столько
 сделал для отца, то, конечно, хочешь и награды, хочешь, по крайней мере, быть
 единственно любимым ребенком", "бог есть возвышенный отец, тоска по отцу -
 корень религиозной потребности"23.
 Бог заменяет функции отношений ребенка к отцу, для которых
 характерна своеобразная амбивалетность - его боятся, но о нем тоскуют и им
 восхищаются. Сохранение этих функций в более зрелом возрасте, по мнению
 Фрейда, способствует воспроизводству инфантильного мышления и
 соответствующих социальных действий: "Когда подрастающий человек
 замечает, что ему навсегда суждено остаться ребенком, что он всегда будет
 нуждаться в защите от чуждых сверхсил, он придает этим силам образ отца, он
 создает себе богов, которых он боится, которых он старается расположить к
 себе и которым он все же поручает защиту самого себя. Таким образом, мотив
 тоски об отце идентичен с потребностью в защите от следствий человеческого
 бессилия; оборона против детской беспомощности придает реакции на
 беспомощность, которую человек должен признать, а именно - созданию
 религии - свои характерные черты"24 .
 Фрейд рассматривает и роль религии в становлении культуры, в
 сдерживании асоциальных эгоистических первичных позывов. По его мнению,
 23 Там же. - С. 494
 24 Там же. - С. 498
 172
 религия, несомненно, оказала человеческой культуре немалую пользу, но её
 значимость переоценивается. "Религия, - пишет он, - совершенно очевидно
 оказала культуре большие услуги: она очень содействовала укрощению
 асоциальных первичных позывов, но все же недостаточно. Она в течение
 многих тысячелетий господствовала над человеческим обществом; достаточно
 было времени, чтобы показать, чего она может достигнуть. Если бы ей удалось
 осчастливить большинство людей, утешить их, примирить их с жизнью, сделать
 их носителями культуры, то никому не пришло бы в голову стремиться к
 изменению существующего положения вещей"25.
 Что же касается влияния религии на нравственность, то, как полагает
 Фрейд, нет очевидных свидетельств, что люди верующие были нравственнее.
 "Они всегда умели делать религиозные предписания чисто внешними и тем
 самым срывать их цель. Священники, в обязанности которых было следить за
 послушанием религии, шли им в этом навстречу. Милость бога должна была
 идти рука об руку с его справедливостью: человек грешил и затем приносил
 жертву или покаяние и тогда освобождался, чтобы грешить заново. Русская
 психика вознеслась до заключения, что грех явно необходим, чтобы испытать
 все блаженство милосердия божьего, и потому в основе своей грех - дело
 богоугодное. Совершенно ясно, что священники могли сохранить покорность
 масс религии только тем, что разрешали большие уступки человеческой
 природе первичных позывов. Было установлено: бог один силен и благ, человек
 же слаб и грешен. Во все времена безнравственность находила в религии не
 меньшую поддержку, чем нравственность"26.
 Дух науки и интеллектуализированное поведение
 Становление интеллектуализированного поведения Фрейд связывает с
 утверждением духа науки в обществе. По его мнению, замена религиозных
 мотивов на мотивы светские не приведет к умалению культурного поведения,
 ибо люди науки, работники умственного труда сами большей частью являются
 носителями культуры. Не восторжествует ли в таком случае поведение,
 основанное на эмоциональных мотивах? Действительно, даже у современного
 взрослого человека мотивы чисто рассудочные трудно справляются с
 побуждениями страстей. Ребенок же вообще не может рациональной
 умственной работой подавить первичные позывы: он должен обуздать их
 актами вытеснения, за которыми, как правило, стоит мотив страха.
 Большинство этих детских неврозов стихийно преодолевается по мере развития
 ребенка. Считая религию "общечеловеческим неврозом", который отпадет в
 процессе роста человеческой цивилизации, ученый полагает, что рациональное
 обоснование запретов, заповедей и законов лучше религиозного в плане и
 укрепления культурного фактора в человеческих отношениях, и в
 совершенствовании окостенелых законов. "Люди поняли бы, - замечает Фрейд,
 - что эти законы не столько для того, чтобы господствовать над ними, сколько
 для того, чтобы служить их интересам; у них создалось бы к ним более
 дружественное отношение, и они ставили бы себе целью не уничтожение их, а
 только улучшение. На пути, ведущем к примирению с давлением культуры, это
 было бы важным шагом вперед"27. Без религиозного влияния, конечно, человек
 25 Там же. - С. 509
 26 Там же. - С. 510
 27 Там же. - С. 513
 173
 окажется в затруднительном положении. Он перестает быть объектом нежного
 попечительства, благого предвидения и должен рассчитывать лишь на
 собственные силы. "Он попадает в положение ребенка, покинувшего отчий дом,
 где ему было так тепло и уютно. Но инфантилизм обречен на преодоление, не
 так ли? Не может человек вечно оставаться ребенком, он должен, наконец,
 выйти наружу, во "враждебную жизнь". Это можно назвать "воспитанием к
 реальности""28.
 Фрейд верит в интеллектуализацию мышления и поведения людей, хотя
 при этом отмечает объективные трудности данного процесса: "Мы можем
 сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью
 человеческих первичных позывов и быть при этом правыми. Однако слабости
 этой присуща некая особенность: голос интеллекта тих, но он не успокаивается
 до тех пор, пока его не услышат"29. Фрейд подчеркивает, что наука весьма
 молода, но человеческий интеллект уже достаточно окреп, чтобы пользоваться
 научным инструментарием для адекватного восприятия проблем мироздания.
 5. Социальный психоанализ о роли бессознательного и
 деструктивного факторов в политике
 Причина краха коммунистической политики некоторыми социологами и
 политологами видится в тех или иными внешних факторах. Их воздействие
 бесспорно. Но как объяснить спонтанность большинства
 антикоммунистических революций? Что вызвало столь массовые порывы?
 Откуда взялись буквально вулканические всплески ненависти? Чем обусловлены
 желания доселе покорных людей крушить все и вся в такие периоды?
 Проще всего причину социального взрыва видеть в старческой или
 интеллектуальной немощности вождя, в его непродуманных политических
 действиях, цепи его ошибок или даже преступлениях. Если плох один вождь, то
 можно надеяться, что другой будет лучше и добрее. Если "бандитами" оказалось
 окружение политического лидера, то можно верить, что другая команда будет
 непременно нравственнее и профессиональнее. Однако все это видимые, явные
 заключения, которые не охватывают всю картину политической жизни.
 Несомненно, авторитарная, тем более тоталитарная политика не проходит
 бесследно как для властителей, так и для подвластных им людей. Латентно
 развиваются страхи, покорность, подозрительность, зависть, ненависть. До
 определенного времени они могут быть "вытесненными" в сферу
 подсознательного и явно не проявляются. Однако люди, лишенные душевного
 покоя, утрачивают способность к эффективности принятия и исполнения
 решений. Они совершают необъяснимые поступки, подчас предательства даже
 близких людей, что не всегда ими осознается.
 Фрейдовская теория не просто констатирует само существование
 бессознательных процессов, а указывает на их реальное влияние на характер
 социальных действий. Люди, принимая даже весьма важные решения
 политического толка, могут не знать об их истинных мотивах. Так, серьезные
 политические акции и даже войны могут на уровне сознания иметь одни
 причины, а на деле их реальными мотивами подчас являются всплески ранее
 подавлявшихся эмоций политических агентов. Или, например, такая дилемма:
 28 Там же. - С. 519-520
 29 Там же. - С.523
 174
 вести ли России переговоры с чеченскими полевыми командирами и конкретно с
 кем. Федеральная власть подчас в течение одной недели дает
 взаимоисключающие ответы. Какие же из них сознательно, действительно
 рационально просчитаны? Насколько эти заявления детерминированы
 эмоциями, освобожденными от контроля и самоконтроля?
 Разумеется, иррационально-бессознательный фактор присутствует и у
 западных политиков. Достаточно вспомнить предвыборные кампании:
 симпатии или антипатии, "благородные жесты" или деструктивные заявления и
 даже силовые акции во имя "жизненных интересов США" могут определяться
 силами, которые полностью не осознаются.
 Можно привести множество данных о том, что политика реформ в России
 никогда не учитывала ни иррационально-бессознательное, ни человеческую
 деструктивность. Как следствие, все власти запоздало реагировали на
 экономические и социальные проблемы, предлагая скоропалительные реформы,
 которые враз должны были "осчастливить" народ. Популизм и мессианизм -

<< Пред.           стр. 26 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу