<< Пред.           стр. 27 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 конкретные проявления властями иррациональных страстей: реформы никак не
 сочетались с всесторонне просчитанным замыслом, их законодательным
 подкреплением. Нет надобности говорить о том, что власть никогда не
 задумывалась о соответствии реформаторских преобразований нашей
 национальной ментальности. "Осчастливление" народа всегда шло через
 деструктивную "ломку" народа, через авторитарное подавление и
 игнорирование сложившихся бессознательных микросоциальных практик
 большинства россиян.
 Не лучше обстояло дело с политикой реформ в 80-90-е годы. С
 внедрением принципиально новых для страны экономических и политических
 структур нельзя одномоментно поменять российский тип ментальности,
 сформировавшийся под влиянием тысячелетней авторитарной политики.
 Жизненный уклад демократического свободного общества также нельзя
 постигнуть только сознательно. Необходимо ещё, чтобы и бессознательное,
 являющееся компонентом нашей ментальности, пришло в соответствие с
 новыми реалиями. Трудно отречься от практики авторитарно-коммунистической
 политики. Ещё труднее декларативно покаяться, признать собственную вину за
 её проведение, что связано с ломкой личности, раздвоением сознания. Но
 неизмеримо труднее на бессознательном уровне воспринять принципы
 демократического свободного общества, научиться их соблюдать, не
 задумываясь об этом.
 Несомненно, для части россиян возникла проблема силой сознания
 воспринять новые экономические и политические институты или создать
 видимость их восприятия. Возникла ситуация постоянного давления (как
 правило, не осознанного!) внешней среды на душевную жизнь индивидов. Это
 приводит к тому, что психика вынуждена оберегать себя с помощью ряда
 защитных механизмов, которые вместе с тем примитивизируют поведение
 людей.
 Так, индивид может защитить себя и с помощью отрицания - не приятие
 реальной политики, замена её вымыслами. Россияне в своих воспоминаниях
 "гонят прочь" неприятно пережитые события, в которых они оказались "в
 дураках" (коррупция политиков, которых они поддерживали, результаты
 приватизации) или которые противоречат их жизненным установкам (искренне
 почитали идеалы справедливости, социализма, что выражалось и в конкретных
 175
 социальных действиях - боролись с его "врагами", верой и правдой служили
 благополучию КПСС).
 Большинству россиян не удается избежать накопления неудовольствий в
 индивидуальных сознаниях. Это выражается в субъективном восприятии
 политики, в принципе ориентированной на утверждение демократического
 общества как антинародного процесса, что находит воплощение в
 соответствующих социальных действиях. Тяжело переносят "ломку"
 ментальности практически все слои населения. "Новые бедные" предпринимают
 несвойственные ранее социальные действия: участвуют в митингах протеста,
 вступают в ультрапатриотические партии и движения, а то просто пополняют
 криминальные структуры. И "новые русские" не только релаксируют в саунах и
 казино, но порой тоже плачут, совершают массу "глупых" политических акций
 во вред себе и окружающим. Кроме того, все живут в состоянии страхов: страха
 перед новыми экономическими и политическими институтами, их рисками,
 страха совести перед радикальным переосмыслением и изменением личностных
 установок, невротического страха, что также прямо сказывается на характере
 социальных действий.
 Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в
 российской ментальности содержится большой компонент долготерпения
 невзгод от всякого рода иррационализма в политике - революций и
 контрреволюций, реформ и контрреформ, которых хватало во все времена.
 Однако это долготерпение никогда не являлось и ныне не может явиться
 панацеей от постоянных эмоциональных стрессов, следствием чего становятся
 неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и фрустрация
 стали массовыми в России.
 Формально в Америке положение дел обстоит не лучшим образом.
 Соединенные Штаты являются богатейшей страной мира, со стабильной
 демократией и развитым правовым государством. И тем не менее в стране
 массово проявляются симптомы психических отклонений. Америка входит в
 десятку наиболее неблагополучных стран по количеству совершаемых
 деструктивных действий - убийств, самоубийств, по числу лиц, страдающих
 алкоголизмом, употребляющих наркотики. Там, правда, открыто говорят об этих
 проблемах и ежегодно тратят на них миллиарды долларов. Но, как правило,
 лечатся симптомы, а не причины человеческой деструктивности.
 Фрейдовская методология позволяет также объяснить то, почему в
 России с господством в нашей ментальности обостренной социальной
 справедливости, были весьма распространены гражданские войны за
 "справедливого" царя, стихийные бунты, скоропалительные революции,
 реформы "революционного типа", политические кампании, призывавшие
 "догнать и перегнать" остальной мир (не столь важно, в какой сфере: в спорте,
 космосе, экономике или демократизме). Господствующая в массах
 амбивалентность идентификации логично приводила к тому, что "неземная"
 любовь к "спасителю Отечества", жертвенная преданность "верному"
 политическому курсу, по мере накопления в бессознательном вытесняемого
 социального негатива и увеличивавшегося экономического бедствия, давления
 политического беспредела на индивида, легко переходила подчас без серьезной
 сознательной мотивации в такую же ненависть, в разоблачение "антинародной"
 политики, в бичевание низвергнутых вождей и требование нового, "настоящего"
 героя, готового в очередной раз "осчастливить народ".
 176
 Разумеется, характеристики массы по-разному проявляются в
 конкретном социокультурном контексте. Западное общество в принципе
 основывается на индивидуалистической культуре. Это не означает, что там нет
 масс и проблем, связанных с ними. Однако общество с демократическими
 традициями способно существенно повлиять на качественные характеристики
 массы. Это, в частности, проявляется в том, что закрытые массы традиционного
 общества постепенно сменяются открытыми массами - газетной,
 телевизионной, потребительской и т.п. масссой. Кроме того,
 индивидуалистическая культура апеллирует, прежде всего, к интересам
 конкретных людей, побуждая их к самовыражению, что противоречит основным
 принципам массы. Именно поэтому индивидуализм, индивидуальное сознание,
 свободные личности изнутри подтачивают массы и способствуют их распаду.
 Так, ныне политика американских профсоюзов, как правило, не направлена на
 организацию массовой стачки, которая быстро разваливается, как только
 удовлетворяются индивидуальные интересы.
 Как было отмечено выше, Фрейд не верит в то, что ликвидация
 тоталитарных социальных институтов, замена их институтами
 демократического свободного общества способна вообще нейтрализовать силу
 инстинктов. И все же социолог констатирует определенный исторический
 прогресс в человеческих отношениях, что связывает с процессом
 интериоризации - переводом внешних запретов во внутренний мир человека и
 освоением им сложившихся в обществе моральных ценностей и норм. Это
 момент принципиальной важности. Российская культура предполагает
 политику, основанную прежде всего на внешнем принуждении, на осознанном
 страхе наказания, прежде всего руководимых за неисполнение решений
 руководителей. Отнюдь не случайно, что наше право до сих пор не преодолело
 репрессивный характер. В западной культуре, напротив, политика строится на
 том, что её агенты главным образом изнутри контролируют свои действия через
 усвоенные ценности и нормы. Причем контроль становится тем эффективнее,
 чем меньше в нем сознательного решения следовать законам и нормам, а есть
 неосознанное внутреннее желание соответствовать требованиям социального
 порядка. Контроль изнутри, разумеется, не умаляет формальную роль закона как
 внешнего фактора принуждения, который определяет круг обязанностей людей
 и перечень их прав. С учетом особенностей российского коллективного
 бессознательно можно прогнозировать, что нам предстоит ещё длительный
 процесс демократизации, прежде чем у большинства россиян произойдет
 правовая интериоризация и появится неосознанная внутренняя потребность
 уважать законы, нами же принятые. Только на этом пути может произойти
 реальная минимизация деструктивного фактора в политике, имея в виду как
 характер решений руководителей, так и их исполнения со стороны
 руководимых.
 Важным компонентом любой политики является дифференциация
 запретов по социальному признаку. Глубокая дифференциация запретов по
 социальному признаку сделала явной необходимостью политику
 реформирования советского общества. Советская партийно-государственная
 элита практически не знала запретов и потребляла блага по меркам чуть ли не
 развитых стран Запада, в то время как простые граждане имели в прямом
 фрейдовском смысле "ничтожную долю", что не могло не развивать
 "интенсивную враждебность" против культуры "социалистического выбора".
 Избавление от этой культуры могло бы восприниматься как благо в
 177
 историческом смысле, если бы не та огромная цена, которую россиянам
 пришлось за это заплатить. Возникла аномия на фоне ещё более глубокой
 дифференциации запретов, вызванных скачкообразной политикой либерально-
 демократических реформ (шоковая терапия, не просчитанная либерализация
 цен, "молниеносная" ваучерная приватизация, оборонная конверсия, военная и
 коммунальные реформы и т.д.). В результате российская культура оказалась в
 "переходном состоянии", когда известно от чего переходить, что исторически
 изжило себя, но не выражен рельефно вектор, куда собственно двигаться, к
 каким духовным ценностям, нравственным принципам и нормам. Ясно лишь
 одно - идет процесс перехода от одной цивилизационной системе ценностей к
 другой. Все это не могло не принести дополнительный деструктивный
 потенциал в российскую политику.
 Другой принципиальный фактор, влияющий на деструктивность
 политики - попытки патриотических сил возродить традиционные российские
 культурные идеалы, особенно представления о величии российской (советской)
 империи. Как считает Фрейд, идеалы любой культуры имеют нарциссическую
 природу, т.е. культивируют самовлюбленность, гордость, превосходство своих
 достижений по отношению к тому, что исповедуют, чего добились
 представители иной культуры.
 Нарциссические тенденции (весьма характерные для американской
 культуры) стали реанимироваться и распространяться в современном
 российском обществе, что проявляется в эгоцентризме, культивировании жажды
 престижа и восхищения, в тщеславии, завышенных самооценках, в
 озабоченности своей безопасностью. В результате мы имеем такие социальные
 действия, которые не способствуют сотрудничеству людей, нормальному
 политическому взаимодействию центра и регионов.
 Вопросы на развитие социологического воображения:
 1. Есть ли латентные причины "неожиданных" социальных взрывов
 агрессивности, которых было так много в истории России, особенно за
 последние десять лет? Ведь для людей, живущих в демократическом свободном
 обществе, такое поведение не характерно. Так, может быть, причины
 бунтарства, революционности, массовой деструктивности обусловлены
 "вытесненными" в сферу подсознательного страхами, покорностью,
 подозрительностью, завистью, ненавистью?
 По Фрейду, природа агрессивности имеет сложный двойственный
 характер: она не только направлена вовне по отношению к "Они" (ненависть,
 ревность), но проявляется в самоагрессивности (садизм, мазохизм). Сравните
 этот постулат с видением К. Маркса природы социальных катаклизмов.
 2. За последние годы в России возросло число катастроф. Как правило, их
 связывают с техногенным фактором. Правда, в последнее время все чаще
 упоминается и человеческий фактор. Не является ли повсеместная регрессия
 социальных действий одной из основных причин увеличивающегося числа
 катастроф в нашей стране?
 3. Какие народные игры Вы знаете? Соотносится ли их характер с
 ментальностью народа? С позиций социального психоанализа
 прокомментируйте такие игры как кулачные бои и русская рулетка (смертельно
 178
 опасная игра: в револьвер вставляется единственный патрон, затем крутится
 барабан, после чего дуло револьвера подносится к голове играющего, который
 сам нажимает на спусковой курок). Меняется ли характер народных игр в
 современной России?
 Основные термины и выражения:
 Социальный психоанализ, сознательное, бессознательное, сублимация,
 предсознательное, "Оно", "Я", "Сверх-Я", либидо, танатос, принцип
 реальности, идентификация, свободная ассоциация, глубокая герменевтика,
 вытеснение, отрицание, регрессия, сублимация, страх, невроз, коллективное,
 бессознательное, масса, примитивная масса, высокоорганизованная масса,
 вождь массы, либидинозные связи, идентификация, корпоративный дух массы,
 интериоризация, нарциссизм, инфантильное поведение,
 интеллектуализированное поведение
 ЛИТЕРАТУРА
 Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики.
 Сравнительный анализ российских и американских политических реалий.
 Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: "Экзамен", 2001. - Тема
 4: "Социальный и гуманистический психоанализ: роль бессознательного и
 деструктивного факторов в политике"
 Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. М.:
 МГИМО, 1997
 Кола Д. Политическая социология. М.: "Весь мир", "ИНФРА-М", 2001. -
 Раздел III: "Человек - политическое животное"
 Попов В.Д. Социально-психологические законы и социальный
 психоанализ. - В кн.: Имидж госслужбы. М., 1996
 Судьбы реформ в России.- М.: РНИСиНП, 1997
 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
 эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
 Кравченко. М.: Экзамен, 2001
 Фрейд З. "Я" и "Оно". Книги 1-2. Тбилиси, 1991. - Содержит труды по
 общим и конкретным проблемам психоанализа. Рекомендуется для
 дополнительного чтения
 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: "Наука", 1995. -Лекции
 29-35
 Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: ООО "Попурри", 1997. -
 Рекомендуется раздел "Психоанализ и культура"
 Psychoanalysis and Culture at the Millennium // Ed. by N. Ginsburg and R.
 Ginsburg - New Haven and London, Yale University Press, 1999
 Ritzer G. Modern Sociological Theory. - McGraw Higher Education. 2000. -
 Сhapter 1 "A Historical Sketch of Sociological Theory"
 
 179
 Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
 Э. ФРОММА: ОБЩЕСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
 1. Человек для себя
 2. Социальный характер
 3. Патологическое и здоровое общество
 4. Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике
 Эрих Фромм (Fromm) - немецко-американский социолог, который внес
 значительный вклад в постижение социально-бессознательного,
 иррациональных сторон общественной жизни, внутренних противоречий
 человека, его страстей и желаний.
 Э. Фромм родился 23 марта 1900 года. Образование получил в ведущих
 университетах Германии: психологию и социологию изучал во Франкфурте-на-
 Майне, к психоанализу приобщился в Берлинском институте.
 С позиций акцентирования роли культурного фактора Э. Фромм
 критически переосмыслил фрейдовский натурализм, его естественнонаучные
 схемы природы человека и, творчески развивая общую методологию
 социального психоанализа, метод глубокой герменевтики предложил теорию
 гуманистического психоанализа, которая исходит из необходимости
 приспособления общества к социальным потребностям человека. Стержнем
 этой теории является концепция социального характера как совокупности
 социокультурных установок и норм для подражания, существующих в
 конкретном обществе, которые, как правило, не осознаются индивидами, но тем
 не менее детерминируют их поведение в социальной жизни.
 С 1929 Фромм работал в известном Франкфуртском институте
 социальных исследований, в котором занимался изучением неосознанных
 мотивов поведения в малых и больших группах. Участвовал в эмпирических
 исследованиях бессознательного, иррационального, страхов и страстей в
 общественной жизни. С приходом нацистов к власти эмигрировал в США, где
 вел преподавательскую работу и основал институт психоанализа. Долгое время
 работал в Мексике, где также создал психоаналитический институт. Последние
 годы Фромм жил в Швейцарии, продолжая писать книги до последних дней.
 Ряд работ Э. Фромма, которые являются бестселлерами и неоднократно
 переиздавались в США и Европе, ныне стали доступны и российскому
 читателю: "Бегство от Свободы". М., 1989; "Душа человека". М., 1992;
 "Анатомия человеческой деструктивности". М., 1998; "Здоровое общество".
 М., 1995; "Человек для себя; Иметь или быть?" Минск, 1997.
 Среди других работ социолога отметим: "Психоанализ и религия" (1950);
 "Искусство любви" (1956); "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960) "Концепция
 человека у Маркса" (1961); "Без цепей иллюзий" (1962); "Учение о Христе и
 другие очерки по религии, психологии и культуре".
 Умер Э. Фромм 18 марта 1980 года.
 1. Человек для себя
 Телесно-духовная целостность природы человека
 180
 Своё теоретическое новаторство в развитии социального психоанализа Э.
 Фромм обозначил термином гуманистический психоанализ. Тем самым он
 подчеркивает свою преемственность со многими идеями З. Фрейда о наличии
 биоиррационального в человеческой жизни. Однако социолог категорически не
 согласился с фрейдистскими постулатами о детерминированности
 деструктивности только инстинктивными влечениями, об относительном
 постоянстве количества деструктивности в человеческой природе, на чем, как
 известно, строились утверждения будто инстинкты смерти предопределяют
 определенный уровень агрессивности и разрушительности людей в обществе.
 На основе исследования многочисленных эмпирических данных деструктивных
 действий индивидов (совокупности числа самоубийств и убийств на 100 тыс.
 человек взрослого населения) в различных странах Европы и США ученый
 обнаружил, что совокупный показатель таких действий - величина не
 постоянная, а колеблющаяся, её крайние значения разнятся почти в 10 раз. Эти
 и другие данные побудили Фромма переосмыслить существовавшие
 трактовки человеческой природы. Социолог отверг как фрейдовский
 бионатурализм, так и социологические теории, исходившие из изначальной
 "доброты" человека, который "являет собой как бы чистый лист бумаги, на
 котором общество и культура наносят свои письмена".
 Главный постулат Фромма - рассматривать человека в его телесно-
 духовной целостности. По мнению социолога, "идеальная модель" цели
 человека - быть самим собой, а условие достижение этой цели - быть
 человеком для себя, развертывание человеком своих сил согласно его природе.
 Экзистенциальные дихотомии
 Пытаясь преодолеть ограниченности биологического и социального
 подходов к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как
 структуры фундаментальных противоречий, названных им
 "экзистенциальными дихотомиями". Основная экзистенциональная дихотомия
 - дихотомия жизни и смерти. Человек является частью природы, он - животное
 и тем самым подчиняется законам природы; вместе с тем он вышел за пределы
 собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания,

<< Пред.           стр. 27 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу