<< Пред.           стр. 29 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 революция, в ходе которой рухнула прежде существовавшая система запретов и
 вытеснения сексуальных влечений.
 Вместе с тем, несмотря на материальное процветание, политическую и
 сексуальную свободу, многие индивиды лишились позитивных черт,
 относящихся к достоинству человека: у них нет ни собственных убеждений,
 почти нет индивидуальности, нет самостоятельности. Социальный характер
 10 Там же. - С. 351
 11 Там же. - С. 352
 187
 западного общество обрел следующие качества: "Вместо соперничества мы
 находим усиливающуюся тенденцию к совместной работе; вместо стремления к
 непрерывному росту прибыли - желание иметь постоянный и надежный доход;
 вместо эксплуатации - тенденцию поделиться богатством с другими и
 манипулировать ими и самим собой; вместо рациональной или иррациональной,
 но явной власти мы обнаруживаем власть анонимную - власть общественного
 мнения и рынка; вместо собственной совести - потребность приспосабливаться
 и получать одобрение со стороны; вместо чувства собственного достоинства и
 чувства хозяина - постоянно усиливающееся, хотя большей частью
 неосознаваемое, чувство бессилия"12.
 Главная тенденция изменений в социальном характере - это, по мнению
 Фромма, отчуждение. Под отчуждением социолог понимает такой способ
 восприятия мира, при котором человек становится как бы отстраненным от
 самого себя. Он не ощущает себя движителем своих собственных действий.
 Более того, он вступает в мир несвободы: хотя индивид питает иллюзию, будто
 делает то, что он хочет, в действительности им движут иррациональные силы,
 отделенные от его сознательного "Я".
 Отчужденный человек, находящийся во власти иррациональных сил,
 создает себе идолов в виде вождя, коллектива, клана, власти, денег, вещей и
 т.д., почитая которые он надеятся вновь обрести свои силы. Но на самом деле он
 утрачивает самость, ибо созданные им идолы возвышаются и главенствуют над
 ним. Человек перестает быть творцом, превращаясь в слугу, сделанных его
 руками идолов. Фромм, в частности, отмечал: "Человек, движимый главным
 образом жаждой власти, уже не воспринимает себя во всем богатстве и во всей
 безграничности человеческого существования; он становится рабом своего
 частичного, проецируемого на внешние цели стремления, которым он
 "одержим". Человек, предающийся исключительно страсти к деньгам, охвачен
 этим своим стремлением; деньги - идол, которому он поклоняется"13.
 Отчуждение в сфере потребления означает, что акт потребления перестает
 быть конкретным человеческим актом, в котором участвуют физические
 потребности и эстетический вкус. Акт потребления должен быть значимым,
 творческим человеческим переживанием. В социальном характере западного
 общества это присутствует в малой степени. Потребление превращается в
 удовлетворение искусственно подогреваемой игры воображения. Люди,
 замечает Фромм, "пьют" ярлыки, рекламное изображение напитков; аналогично
 потребляют "здоровое" мыло или "здоровую" зубную пасту.
 При утверждении таких нормативных ориентаций человек начинает
 ощущать себя вещью. У вещей нет своего "Я", и люди, ставшие вещами, не
 могут иметь чувства "Я". Помыслы и действия отчужденного человека
 направлены на то, чтобы выгодно продать себя на рынке. "Его самооценка
 зависит от того, насколько он преуспеет: может ли он удачно продать себя,
 может ли он получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он.
 Его тело, ум и душа составляют его капитал, а его жизненная задача - выгодно
 поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя. Человеческие качества,
 такие, как дружелюбие, обходительность, доброта, превращаются в товары, в
 ценные атрибуты "личностного набора", способствующие получению более
 высокой цены на рынке личностей. Если человеку не удается выгодно
 12 Там же. - С. 355-356
 13 Там же. - С. 375
 188
 "инвестировать" себя, он испытывает такое чувство, словно он сама неудача;
 если он в этом преуспевает, то он сам успех"14.
 В социальный характер ныне вошло истолкование всей жизни как
 коммерческого предприятия. По мнению Фромма, эта черта ныне становится
 дополнительной причиной самоубийств, на которую не обратил внимание Э.
 Дюркгейм. Отчужденный человек с "балансовым" подходом оценивает свою
 жизнь, по существу, проводя аналогии с коммерческим предприятием,
 деятельность которого может закончиться крахом. Причиной многих случаев
 самоубийств, считает социолог, было осознание того, что "жизнь не удалась",
 что не получилось выгодно "инвестировать" себя, и теперь жизнь "не стоит
 того, чтобы жить дальше". Человек совершает самоубийство подобно, тому как
 бизнесмен объявляет себя банкротом, когда убытки превышают доходы.
 Типизация социальных характеров
 Опираясь на проделанный анализ, Фромм предлагает разграничивать
 социальные характеры плодотворной и неплодтворной ориентации. Разумеется,
 ведя речь об их "идеальных типах" - характер конкретной личности может
 сочетать несколько ориентаций при доминировании одной из них. Под
 характером плодотворной ориентации социолог имеет в виду способность
 человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем
 возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим от
 кого-то, кто контролирует его силы. Говоря о характере неплодотворной
 ориентации, Фромм выделяет следующие его подвиды: рецептивная
 ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем);
 эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или
 хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и
 как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне
 доминирующая. "Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы
 быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на
 рынке личностей". Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни
 ненавидеть, они не испытывают глубокой привязанности ни к себе, ни к другим,
 у них нет "самых близких", они не дорожат даже собой.
 3. Патологическое и здоровое общество
 Критерии общественного здоровья
 Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его
 приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно
 решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться
 почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат
 его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения,
 которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества. Фромм не
 принял фрейдовский постулат о неизбежности конфликта между обществом и
 природой человека, который фактически означал защиту современного
 общества.
 14 Там же. - С. 389
 189
 Здоровому обществу социолог противопоставляет не просто "нездоровое"
 общество, а общество патологическое, безумное. Примером патологического
 общества являются нацистское или сталинисткое общество. Хотя эти общества
 по-своему обеспечили индивидам убежище и безопасность, они создали
 условия для высшей степени отчуждения, утвердили авторитарное
 идолопоклонство, вынудили людей бежать от свободы.
 Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в
 разумные, творческие действия людей, которая была замещена верой в идолов
 - вождя, государство, "отечество". История возникновения патологического
 общества в России, как считает Фромм, такова. Ленин, следуя Марксу, исходил
 из исторической миссии рабочего класса, суть которой в достижении новой
 гармонии между людьми и между человеком и природой, построения общества,
 в котором "свободное развитие каждого является свободным развитием всех".
 Но Ленин не верил, что достичь этой цели может собственно рабочий класс и
 полагал, что во главе его должна стоять группа профессиональных
 революционеров. При этом решающим моментом было неверие в разумные
 действия собственно рабочих и крестьян, которое исходило, полагает Фромм, из
 неверия в человека вообще. Это и привело к выбору в пользу замены веры в
 человека на авторитарное идолопоклонство со всеми вытекающими
 последствиями - беспощадной эксплуатацией, политическим террором,
 отчуждением человека от самого себя и от собственно человеческих сил.
 В противоположность патологическому здоровое общество, как "модель
 идеального типа", предполагает самоценность человека - ни один человек не
 является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто
 не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих
 возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены
 собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек - активный
 и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная
 цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и
 сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием - рационально
 обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу,
 одежде человека.
 Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.
 Причины возникновения общественной патологии
 Фромм не согласен со взглядами Фрейда, который полагал, что
 общественная патология возникает при особо сильном подавлении
 либидонозных влечений, при вытеснении иррациональных страстей - если
 конфликт с либидо не может разрешиться нормально, то возникают симптомы
 неврозов, которые в тяжелых случаях перерастают в патологию. По его мнению,
 это односторонний подход к проблеме. С точки зрения гуманистического
 психоанализа, причины возникновения социальной патологии кроются в
 вытесненных потребностях в продуктивности, что приводит к неспособности
 выработать такой социальный характер, который был бы ориентирован на
 реализацию творческих сил человека, на внутреннее единение человека с
 другими людьми. Вместо этого фундаментальной посылкой патологического
 общества становится неограниченное потребление как цель жизни, жажда
 обладания, которые неизбежно воспроизводит эгоизм и алчность. Жажда
 обладания ведет к социальной напряженности и конфликтам. Эгоизм,
 190
 порождаемый таким обществом, замечает Фромм, заставляет её лидеров ставить
 личный успех выше общественного долга: "Никого больше не шокирует то, что
 ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают
 решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для
 общества"15.
 Зачастую возникновение патологического общества начинается с того, что
 экономические или политические программы, декларирующие самые гуманные
 цели, не учитывают собственно человеческий фактор и вступают в конфликт с
 потребностями человеческой природы. Так, советское общество времен
 сталинизма доказало, что экономика может успешно развиваться с точки зрения
 производства определенных производительных сил, однако это само по себе не
 ведет к возникновению строя, который был бы адекватен человеческой природе.
 Умаление и забвение человеческого фактора, отмечает Фромм, привело к тому,
 что хотя рассудок людей продолжал прекрасно работать, их разум начал
 деградировать, что вело к появлению отчуждения, апатии, иррационализма во
 все больших масштабах.
 В современных западных обществах ставка сделана на автоматизацию и
 роботизм - автоматы исполняют все желания без принуждения, они создают
 машины, работающие подобно людям, но одновременно производят людей,
 работающих как машины. Знания и понятливость этих людей растут, но их
 разум деградирует. Все "счастливы", хотя ничего не чувствуют, никого не
 любят и не рассуждают. Жизнь утрачивает смысл - в ней нет ни радости, ни
 веры, ни реальности.
 На основании этих суждений социолог приходит к выводу о неразрывном
 единстве всех сфер жизнедеятельности человека. По его мнению, путь к
 здоровому обществу лежит не через самостоятельное развитие экономики или
 достижение политической свободы, а лишь через одновременные изменения в
 промышленности и политической организации, в духовной и философской
 ориентации, в структуре социального характера и культурной деятельности.
 Общество не может предоставить человеку возможность свободно мыслить,
 если оно не дало ему свободно чувствовать. Оно не может дать человеку
 эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости.
 Попытки радикального продвижения в одной области при исключении других
 не давали в целом положительного результаты для приспособления общества к
 человеческой природе. "Без сомнения один интегрированный шаг вперед во
 всех жизненных сферах будет иметь гораздо более далеко идущие и
 долговременные результаты для прогрессивного развития человечества, чем
 сотня шагов, проповедуемых и даже переживаемых в течение короткого
 периода в одной изолированной сфере. Несколько тысячелетий неудач,
 связанных с "изолированным" прогрессом, должны бы послужить достаточно
 убедительным уроком... Истинным критерием реформы является не её темп, а
 реалистичность"16.
 В каком направлении изменять человека и общество
 15 Фромм Э. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. - С. 219
 16 Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995. - С.
 493-494
 191
 Фромм высказывает некоторые практические соображения по движению к
 здоровому обществу и социальному характеру продуктивной ориентации. Для
 этого, как минимум, необходимо осознать причины болезни общества и,
 конечно же, начать практические шаги к изменению ситуации во всех сферах
 жизни.
 Производственная сфера должна быть организована таким образом, чтобы
 человек мог принимать участие в управлении и принятии решений. Владение
 собственностью на средства производства принципиального значение не имеет.
 Главное состоит в том, что трудовая деятельность имеет смысл для человека: он
 знает, что делает, влияет на то, что делает, чувствует себя в единстве со своими
 коллегами по работе. Кроме того, необходимо переориентировать основную
 мотивацию с материального обогащения на духовное удовлетворение. Целью
 является не господство над природой, а господство над техникой и
 иррациональными социальными силами. "Наша задача - создать здоровую
 экономику для здоровых людей".
 В сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то "народная
 демократия" или "централизованная демократия") заменить активной
 демократией участия - истинно разумные решения не могут приниматься
 путем массового голосования, ибо у современного отчужденного индивида есть
 мнения и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет
 воли. Поэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в
 малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное
 воздействие на сознание людей.
 В культурной сфере нет надобности создавать новые духовные цели.
 Скорее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими
 учениями ценности, которые способствуют развитию разума, совести и
 братской солидарности. А вот систему образования переделать надо, ибо она
 вносит в социальный характер такие черты, которые прежде всего требуются на
 рынке личностей - конкурентоспособность и конформизм. Учитель считает
 ученика хорошим, если он послушен, не доставляет хлопот. Соответственно,
 предприниматель считает работника хорошим, если тот приносит ему
 максимальную пользу. Акцент же в образовании должен быть сделан на
 включение в социальный характер способности к критическому мышлению,
 воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному
 творчеству. Руководящими принципами человека должны стать разум и совесть,
 свобода быть самим собой. Для достижения критического мышления и
 эмоциональной независимости, считает Фромм, следует запретить все методы
 "промывания мозгов", которые используются в промышленной рекламе и
 политической пропаганде, создающие атмосферу полузабытья - человек
 одновременно верит и не верит происходящему, теряет ощущение реальности.
 Есть ли реальные шансы движения к здоровому обществу? С точки зрения
 конформизма, таких возможностей нет. Однако социолог оптимистично
 смотрит в будущее, отмечая веру в человеческий разум, добрую волю и
 здравомыслие. Фромм утверждает, что лишь установка на плодотворность
 должна превратить "разумный шанс", каким бы малым он ни был, в "реальную
 возможность". Прообразом будущего, по его мнению, может стать здоровое
 общество, в котором на смену рыночному характеру придет характер
 продуктивный, а роботизм будет заменен гуманистическим духом.
 192
 4. Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике
 Как Вам стало известно, Фромм выделяет три основные ориентации по
 разрешению дисгармонии человеческого существования. Первая - мазохистская
 тенденция: человек приобщается к миру, подчиняясь отдельной личности,
 социальной группе, организации, партии, государству или Богу. При этом он, как
 правило, испытывает удовлетворение от причиняемых ему физических или
 моральных страданий).
 Вторая - садистская тенденция: индивид достигает сопричастности при
 помощи власти над миром, посредством политики господства над другими
 людьми. В этом случае он получает удовлетворение от страданий других.
 Третья - тенденция, основанная на любви: в отношениях с другими людьми
 человек принимает на себя ответственность за самого себя и свои действия. При
 этом его путь единения с ними и миром осуществляется посредством любви как
 связи с кем-либо при условии сохранения целостности своего собственного "Я".
 В российской культуре любая политика - от царей до коммунистов - имела
 два первых вышеназванные начала. От руководимых она требовала уничтожение
 собственной индивидуальности, личных прав и свобод. Достаточно вспомнить, что
 воплощение партийных планов в жизнь связывалось не с саморазвитием людей, а с
 их самопожертвованием, готовностью к страданиям, испытаниям, преодолению
 трудностей и т.д. Руководители же смотрели друг на друга с нескрываемой
 завистью: у кого больше "штыков" (индивидов, находящихся в подчинении), тот и
 выше рангом, более значим в государственной и партийной иерархии.
 Удовлетворить же завистника невозможно: подчиненных и власти никогда не
 бывает достаточно.
 Фромм также переосмыслил фрейдистские положения о
 детерминированности деструктивности инстинктивными влечениями человека.
 Социолог пришел к принципиально новому выводу: общество, характер
 конкретной политики могут способствовать либо созидательности, либо
 разрушительности.
 Политика советских руководителей от Ленина до Горбачева строилась на
 положении о том, что человек по своей природе разумен и добр. Добро должно
 было восторжествовать, как только будет покончено с определенными
 социальными реалиями Зла - частной собственностью, буржуазией, кулаками,
 "врагами народа", бюрократами, националистами, империалистами и т.д.
 Недооценка сложности человеческой природы, абсолютизация разума,
 героизма, жервенности и игнорирование внутренней активности, человеческой
 индивидуальности, любви как таковой, приводили к тому, что планы по
 строительству "светлого будущего" никогда не сбывались, а экономические
 достижения самым причудливым образом сочетались с варскими акциями против
 собственного народа, с деструктивностью и жестокостью по отношению "плохих"
 образцов иной культуры. Заблуждения советских руководителей относительно
 рационалистской сущности человека, их блокировка плодотворной энергии людей
 дали Фромму основание считать в принципе несовершенными и неэффективными
 политические механизмы советского общественного устройства и прогнозировать
 крах этого режима.
 К сожалению, и сегодня многие иллюзии прошлого сохраняются.
 Демократы, недооценивая силу иррациональных и разрушительных страстей,
 полагали, что упразднение государственной авторитарной экономики,
 193
 политического господства одной партии автоматически создаст свободных людей,
 разблокирует плодотворную энергию миллионов людей и они станут готовыми к
 сотрудничеству в условиях рыночных отношений. Однако свобода

<< Пред.           стр. 29 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу