<< Пред.           стр. 31 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 среди которых он рождается, воспитывается, получает образование"2.
 Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе
 интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда
 факторов. На характер взаимодействия людей оказывает влияние и бессознательные
 рефлексы, и биосознательные регуляторы - чувство голода и жажды, сексуальные
 влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности.
 "Новая интегральная теория человеческой личности, - поясняет Сорокин, - не
 отрицает, что человек является животным организмом, наделенным
 "бессознательным", рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она
 подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным,
 рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом"3.
 Интегральное использование каналов познания
 Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его
 способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального
 использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас
 действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах: 1)
 эмпирически-чувственная форма - постигается нами либо с помощью органов
 чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов); 2)
 рационально-умственная форма - познается главным образом разумом с помощью
 логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия -
 постигается только посредством сверхчувственной и сверх-рациональной интуиции
 или "божественного вдохновения", "вспышки озарения".
 Все гениальные творения во всех областях культуры - религии, философии,
 науки, эстетики - так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией,
 милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина,
 полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции -
 это "более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из
 этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они
 дополняют друг друга и контролируют"4. В результате наше знание о
 действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков,
 мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также
 представителей искусства.
 Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он
 является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором,
 рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала
 во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые
 существовали до появления человека, человек создал новую реальность -
 суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно
 смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям,
 радикально меняет их ценность.
 Для иллюстрации своего тезиса Сорокин приводит ряд конкретных примеров.
 Так, кусок дешевой материи, прикрепленный к палке, благодаря своему смыслу
 2 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 159
 3 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 1993. - С.
 143
 4 Сорокин П. Моя философия - интегрализм.- Социс, 1992, № 10. - С. 134
 201
 превращается в национальный флаг, символ чести нации, ради которого люди
 жертвуют своей жизнью. Биологически и физически нет человеческих организмов,
 которые были бы королями или героями, учеными или рабочими. В
 социокультурном отношении абсолютный монарх обладает несравненно большей
 силой, чем любой из его подданных, каким бы физически сильным он ни был. Все
 эти и миллионы других смыслов появились благодаря созданному человеком
 суперорганическому миру. Феномен становится социокультурным, в котором
 компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты.
 Культурный мир
 Весь культурный мир Сорокин подразделяет на: 1) бесконечное множество
 идеологических смыслов, выраженных в языке, науке, религии, философии,
 искусстве; 2) образцы материальной культуры; 3) типы социокультурных личностей
 (хозяев и рабов, католиков и протестантов, французов и американцев и т.д.) и
 социокультурных групп (политических, экономических, профессиональных,
 религиозных и т.д.); 4) образцы поведения, имеющих тот или иной набор смыслов
 (церемонии, ритуалы, поступки).
 Человек создал суперорганический мир. Теперь же этот мир посредством
 вышеотмеченных идеологических, материальных, личностных и поведенческих
 явлений формирует как личность каждого индивида, так и облик каждой социальной
 группы.
 Высшая интегральная ценность
 По Сорокину, среди смысловых ценностей суперорганического мира есть
 одна высшая интегральная ценность - единство Истины, Красоты и Добра. Человек
 весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за
 последние четыре столетия, как считает социолог, творчество в области Добра резко
 отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Человеку не
 удалось обосновать эффективные пути и средства для своего морального
 возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных
 вожделений, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и
 наслаждениями. Его судьба, по мнению социолога, в конечном счете, зависит ни от
 ООН, всемирного правительства или торжества демократии, а от него самого - от
 способности творить Добро, от "увеличения производства и аккумуляции
 неэгоистической любви к человеку и человечеству".
 Неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить
 конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать
 враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную
 политику и умиротворить конфликты.
 Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного
 и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин
 отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты; дети, лишенные любви,
 склонны к моральному уродству; любовь - сильнейшее средство против
 политического радикализма, экстремизма, социальной аномии. Любовь способна
 противостоять тенденциям к преступности, самоубийству, ненависти, психоневрозу.
 Энергия любви, по Сорокину, проявляется как "бесконечный универсум,
 который неистощим качественно и количественно". Из многих форм этой энергии
 202
 социолог особо выделяет космически-онтологический, биологический и
 психологический ее аспекты5.
 Фактор Доброты: возможность целей и средств, адекватных природе
 человека
 По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления, будь то в
 Америке или России, не принимали в расчет Доброту, энергию неэгоистической
 любви, и потому "демократические режимы были почти столь же воинственными,
 неустойчивыми, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень
 преступности"6.
 При осуществлении той или иной политики в России никогда не ставился
 вопрос о Доброте - прежде всего, вопрос о гуманности путей и средств
 достижения поставленных целей, об их адекватности природе человека, об
 "умиротворяющей и гармонизирующей функции любви", которая есть "наилучший
 "гаситель" межчеловеческой агрессии, вражды и борьбы"7.
 Из-за умаления и забвения фактора Доброты, сугубо прагматического подхода
 к политическим преобразованиям, в стране никак не может сложиться механизм
 согласования многообразных интересов. Изначально политика либеральных
 демократов в России в 90-е годы была ориентирована на самые различные
 прагматические цели - спекулятивную куплю-продажу, приватизацию,
 ваучеризацию, сбор налогов и т.д. - но только не на то, чтобы новое взаимодействие
 людей привело к собственно совершенствованию человеческих отношений.
 Демократы-реформаторы, недооценивая важность Доброты, полагали, что
 нигилистическое упразднение государственной авторитарной экономики,
 политического господства одной партии автоматически создаст разумных и
 свободных людей, разблокирует творческую энергию миллионов людей и они
 станут готовыми к сотрудничеству в условиях рыночных отношений и соблюдения
 прав человека. Однако, как показало провидение социолога и подтвердила жизнь,
 "без любви все Билли о правах и все конституционные гарантии свободы есть пустая
 фраза"8. Любые благие замыслы сами по себе вовсе не ведут к процветанию,
 согласию, миру, если они не обеспечивают производство любви и Доброты, их
 проникновение в социальные институты и культуры.
 К сожалению, место Доброты у нас оказалось занятым завистью, ненавистью и
 разрушительностью, что и привело общество в состояние кризиса и социального
 беспорядка. И руководители, и руководимые стали жить по иррационально-
 деструктивным принципам, подчас не осознавая того.
 Вероятно, сорокинские прозрения, акцентирующие необходимость
 человеческих отношений, пропитанных взаимной любовью, есть та панацея,
 позволяющая стране вырваться из политически бунтарского поля, в котором она
 оказалась несколько столетий назад, отойти от постоянного политического
 противоборства. Следование установкам ученого на "Дух всеобщей дружбы,
 симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью", возможно, позволило бы
 выбрать принципиально новый, эффективный вектор политической стратегии, от
 которой зависит реализация интегральной сущности человека в объективно сложных
 5 Подробнее об этом см.: Сорокина. П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт
 социологии РАН, 1993. - Глава 5
 6 Сорокин П. Таинственная энергия любви.- Социс, 1991, № 8. - С.121
 7 Там же. - С. 131
 8 Сорокин П. Таинственная энергия любви.- Социс, 1991, № 9. - С. 150
 203
 реалиях - когда требуется согласование интересов между людьми в условиях
 культурной, ценностной дифференциации, а также дефицита материальных и
 духовных благ.
 Для западного общества фактор Доброты в общественной и политической
 жизни также имеет свою актуальность. Особенно это касается внешней политики
 США, представлений ряда политических лидеров об "однополярном мире", в
 котором должен доминировать миропорядок с "единственной сверхдержавой".
 Отсюда следуют убеждения об особой роли США в поддержании международной
 безопасности, урегулировании конфликтов, в процессах демократизации других
 стран и т.д.
 Именно Доброта, как считает Сорокин, является тем фактором, который
 позволяет человеку выдвигать гуманные цели и использовать для их достижения
 такие средства, которые адекватны его интегральной природе.
 2. Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ
 Социокультурные суперсистемы в истории человеческой цивилизации
 В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по
 величине культурных систем. К основным культурным системам социолог относит
 язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы
 утверждаются, они также реализуются в поведении и образе жизни их носителей.
 Кроме этих обширных систем, есть еще более обширное культурное
 единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы, которые
 различаются в зависимости от характера своих основных ценностей. По мнению
 ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и
 групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены друг
 друга трех известных до сих пор социокультурных суперсистем, характерных для
 всей истории человеческой цивилизации - религиозной или идейной, чувственной и
 интегральной при доминировании одной из них.
 Так, например, в Европе с VI по XII вв. главенствующей была религиозная
 суперсистема, согласно ценностям которой экономика, политика, право, мораль,
 философия, искусство были подчинены теологии. Высшей истиной считалась
 религиозная истина. Хотя чувственные и интегральные системы присутствовали в
 средневековой культуре, их роль была незначительна. Начиная с XVI и вплоть до
 XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура, которая
 акцентирует такие чувственные ценности, как благосостояние, комфорт,
 наслаждение, популярность, жажда власти и славы - все это детерминирует
 преобладающий тип личности, образ социальных групп, характер институтов.
 Религиозные ценности остались, но их признают только на словах. В истории
 человеческой цивилизации были периоды, хотя непродолжительные, когда
 преобладала интегральная суперсистема культуры - греко-римская культура IV-VI
 вв. до н. э., европейская культура XIII в. Начиная с XX века на смену чувственной
 культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей
 ценности "бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и
 надрационально-сверхчувственного аспектов"9.
 9 Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992. - С. 37
 204
 Основной закон истории
 Опираясь на данное видение исторического процесса Сорокин обосновал, как
 ему представлялось, "основной закон истории", согласно которому происходит
 перманентная флуктуация (колебание от средних параметров) как социокультурных
 суперсистем, так и обществ, равно, как их конкретных сфер: типы политики,
 экономики, идеологии не являются постоянными и не развиваются по восходящей
 линии, а непрерывно "качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных
 режимов". Исходя из этого постулата, социолог прогнозировал, что с переходом от
 чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление
 нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки,
 технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и
 революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни.
 Основной закон истории Сорокин применяет и при анализе современных ему
 обществ. Чувственная форма социокультурной суперсистемы является, по
 Сорокину, главной детерминантой современного общества, его образа жизни,
 доминирующей ментальности и стремлений людей. Под воздействием флуктуации в
 XX веке начался процесс дезинтеграции чувственных обществ, который так или
 иначе охватил все страны мира. Нарушились механизмы социального контроля, ибо
 произошла дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли
 поведением индивидов и социальных групп. Когда люди выходят из-под контроля
 общепризнанных ценностей, они превращаются в существа, управляемые, главным
 образом, бессознательными рефлексами и биосознательными регуляторами - своими
 страстями и вожделениями. В этом социолог усматривал глубинные корни
 индивидуализма и эгоизма, обострения борьбы за существование, превращения силы
 в право и, наконец, - войн, революций, роста преступности, проявлений социальной
 аномии. "Так это было во все великие переходные периоды, - отмечал Сорокин, - от
 одного базисного социокультурного строя до другого; и так это происходит в
 настоящем столетии. Заметная дезинтеграция чувственного порядка возбудила
 взрывы первой и второй мировых войн, множество малых войн, кровопролитнейших
 революций, мятежей, преступлений и насилия в их наихудших формах"10.
 Цикл флуктуации
 По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через
 ряд последовательных этапов: дезинтеграция - кризис - мобилизация сил - новый
 социокультурный порядок.
 Катаклизмы, по мнению социолога, являются последствиями дезинтеграции
 чувственной культуры - моральных, правовых и других ценностей, которые прежде
 контролировали поведение людей. Выход из-под их контроля приводит к тому, что
 индивиды начинают, главным образом, руководствоваться своими биологическими
 побуждениями, страстями и вожделениями. В этих условиях обостряется борьба за
 существование, сила становится правом, революция и другие формы
 межчеловеческих раздоров вспыхивают в беспрецедентном масштабе.
 Сорокин особо рассматривает природу кризиса. Упадок происходит двумя
 путями: (а) путем вырождения свободных институтов, ценностей и идеологии в
 "принудительных и мошеннических монстров"; (в) путем растущего обесценивания
 прежних институтов, ценностей и идеологий11. Конкретно это выражается в том, что
 10 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени.- С. 30
 11 См.: Там же. - С. 50
 205
 на фоне торжественных деклараций равных прав всех граждан на жизнь, свободу,
 поиски счастья в реальной жизни гигантски возрастает неравенство между
 властными магнатами и зависимым "человеческим прахом"; что газеты, радио и
 телевидение монопольно контролируются небольшой группой "властной элиты";
 что принцип всеобщего избирательного права "в своей выхолощенной форме"
 обеспечивает лишь "правительства политиканов, посредством политиканов и для
 политиканов"12.
 К счастью, замечает Сорокин, процесс дезинтеграции, как правило, вызывает
 мобилизацию сил, которая не только борется с дезорганизацией, но также начинают
 строить новый интегральный социокультурный порядок, который характеризуется
 следующим образом. "Новый социополитический строй ставит целью построение
 современного научного знания и аккумулированной мудрости человечества; он
 вдохновляется не "борьбой за существование и взаимным соперничествам", но
 духом всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью,
 вытекающих из этих отношений"13.
 Естественно, что новый социополитический строй предполагает и новые
 тенденции в деятельности властных организаций самого разного толка -
 правительств, деловых корпораций, профсоюзов и иных организаций. Здесь Сорокин
 выделяет следующие "значительные тенденции". Возрастание роли ученых
 экспертов в планировании, развитии, контроле и управлении правительственной
 деятельности и политики. Многие из высших руководителей существующих
 правительств и корпораций уже в значительной степени являются скорее
 номинальными главами, чем самостоятельными политиками. Современные
 государственные политические деятели, по мнению социолога, все более становятся
 просто номинальными фигурами исполнителей "безмолвных приказов" науки и
 технологии. Имеет место и тенденция, которая, предвещает окончательное увядание
 правительств политиков, посредством политики и для политиков и их замещение
 "правительствами ученых и экспертов". Развивая свою мысль, П. Сорокин отмечает,
 что "хорошее правительство близкого будущего будет нуждаться в том, чтобы
 каждый научный администратор успешно выполнял задачу интеграции узкого
 знания во взаимодействии с учеными и мудрецами, и одновременно будет нуждаться
 также в моральных руководителях, чтобы вести правительство в их служении только
 целях добра, а не зла"14.
 Можно сколь угодно критически оценивать деятельность нынешней власти в
 России, однако, объективности ради, отметим, что отдельные черты тенденций
 интегрального социокультурного порядка (приход во властные структуры ученых-
 специалистов) просматриваются и у нас.
 3. Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации
 Абсолютность социальной стратификации
 По Сорокину, социальная стратификация - это дифференциация определенной
 совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в
 неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния.
 Конкретное проявление социальной стратификации весьма многочисленны. Однако,
 12 См.: Там же. - С. 55
 13 См.: Там же. - С. 56
 14 См.: Там же. - С. 59
 206
 как считает Сорокин, их можно свести к трем основным формам - экономической,
 политической и профессиональной. Все они находятся во взаимосвязи друг с
 другом: представители высших политических кругов, как правило, относятся и к
 высшим экономическим и профессиональным слоям. И наоборот: неимущие, как
 правило, не занимают престижные места в политической сфере.
 Любая социальная группа стратифицирована. Ни одна из попыток
 уничтожить экономическую, политическую или профессиональную стратификацию
 не увенчалась успехом. Однако это не означает, что социальная стратификация по
 своим качественным и количественным параметрам остается неизменной. Напротив,
 социальная стратификация любой группы зависит от социокультурного характера
 общества и его членов. Кроме того, она постоянно флуктуирует.
 Социальная мобильность и ее флуктуация.
 Под социальной мобильностью Сорокин понимает переход индивида из одной
 социальной позиции в другую. При этом он выделяет два типа социальной
 мобильности - горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью
 подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую,
 расположенную на одном и том же социальном уровне (повторный брак, перемена
 места работы и т.д.) при сохранении прежнего социального статуса.

<< Пред.           стр. 31 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу