<< Пред.           стр. 32 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается перемещение
 индивида из одного социального уровня в другой, при этом может быть как
 восходящая мобильность так и нисходящая.
 По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы
 обществ. В реальной жизни нет как абсолютно открытых, так и абсолютно закрытых
 обществ - между полюсами существует множество средних, промежуточных типов.
 По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности
 общества - интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых,
 недемократических странах и наоборот.
 Социальная мобильность также имеет тенденцию к флуктуации. Ее
 интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же
 общества отмечается сравнительно подвижные и неподвижные периоды. Так, в
 истории России периодами рельефно выраженных перемещений были - правление
 Ивана Грозного, царствование Петра I, Октябрьская революция. В то время по всей
 стране старая правительственная верхушка была практически уничтожена, а люди из
 низших социальных слоев заняли высшие управленческие должности.
 Для иллюстрации разной степени интенсивности вертикальной мобильности
 в политической сфере Сорокин приводит таблицу, в которой показан процент
 "пришельцев" среди монархов и руководителей высших уровней различных стран,
 поднявшихся до самого высокого социального положения из низших слоев.
 Таблица 4. Интенсивность вертикальной политической мобильности15
 Страна Процент "выскочек"
 среди монархов и
 администраторов
 высших уровней
 Западная Римская империя 45,6
 15 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - С. 380
 207
 Восточная Римская империя 27,7
 Россия 5,5
 Франция 3,9
 Англия 5,0
 Соединенные Штаты Америки 48,3
 Президенты Франции
 и Германии
 23,1
 Вместе с тем, как считает Сорокин, в вертикальной мобильности в ее трех
 основных формах - политической, экономической, профессиональной - нет
 постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее
 интенсивности. Это предположение действительно для истории любой страны, для
 истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории
 человечества.
 Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в
 любом обществе, постольку в каждом обществе есть своеобразие "лестницы",
 каналы социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного
 слоя в другой. К наиболее важным таким каналам социолог относит институты
 армии, религии, образования, политических партий, коммерции и семьи.
 Рассмотрим две конкретные формы флуктуации социальной стратификации -
 политическую и экономическую.
 Политическая флуктуация
 На основе данного видения социокультурных изменений Сорокин обосновал
 свою знаменитую теорему флуктуации, согласно которой циклические колебания
 суперсистем по не выявленной ритмической регулярности (хотя в принципе
 социолог не исключал возможность установления тенденций ритмичности циклов)
 детерминируют флуктуацию обществ между прогрессом и регрессом, развитием
 демократических свобод и авторитаризмом, мирным периодом и военным,
 революционным и эволюционным и т.д. Изменения происходят в определенном
 количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута "точка
 насыщения". Далее изменения идут по инерции, а то и просто по принуждению.
 Исчерпав потенциал политического движения в одном направлении, начинается
 обратное движение, хотя и на новой основе. Так происходит замещение одной
 властной системы другой, альтернативной системой, которая, в свою очередь, под
 влиянием доминирования новых ценностных ориентацией начнет движение уже в
 другом направлении до "точки насыщения". Затем весь процесс повторится вновь.
 В своих работах социолог подверг критике концепции, по которым власть
 развивается по восходящей линии согласно "историческим тенденциям" - от
 монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства
 к правлению большинства и т.д. По его мнению, эти тенденции не подкреплены
 фактами. Кроме того, для оценки степени свободы граждан от власти более важным
 критерием является характер государственного контроля и вмешательства, а не
 альтернативная пара монархия - республика. При этом Сорокин выдвигает и
 аргументирует тезис о том, что кривая государственного контроля не постоянна, она
 варьируется от страны к стране, а в рамках одного и того же общества зависит от
 времени, меняющихся социокультурных ценностей.
 Говоря об абсолютизме российской государственной власти, Сорокин
 отмечает, что это явление "не есть нечто случайное или исключение" и зависит от
 208
 ряда факторов и в частности: 1) от военного или мирного состояния страны (если
 военное состояние будет длиться, область государственного вмешательства будет
 расти); 2) от селекции населения в годы войны и революции - процент гибели лиц
 выдающихся, одаренных, умственно квалифицированных, с глубоким сознанием
 долга (с красной и белой стороны) был гораздо выше, чем процент гибели "рядовой
 серой массы". "Остаются и выживают люди второго и третьего сорта: менее
 здоровые, менее волевые, менее независимые, которые менее способны бороться за
 личную свободу против государственной опеки, и потому более легко подчиняются
 произволу властителей".
 Далее, по Сорокину, не подтверждается тенденция смены правления
 меньшинства на правление большинства. Процент людей, участвующих в
 политической власти, изменяется во времени и пространстве. Это справедливо не
 только в отношении демократических правительств, но и коммунистических,
 социалистических, синдикалистских и иных политических ориентаций.
 Тоже касается и другой альтернативной пары политического равенства -
 неравенства. В любом обществе постоянно идет борьба между силами
 политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни
 силы, иногда вверх берут другие силы (фактор войны вызывает усиление
 политической стратификации, а фактор мира наоборот, возрастание неоднородности
 населения приводит к усилению политического неравенства, и наоборот). Когда
 колебания профиля политической стратификации в одном из направлений
 становятся слишком резкими, то противоположные силы разными способами
 увеличивают свое давление и приводят профиль стратификаци к точке равновесия.
 Кроме того, флуктуирует высота и профиль политической стратификации. По
 Сорокину, здесь проявляется следующие тенденции. При нормальных условиях,
 свободных от социальных потрясений в обществе, в котором есть институт частной
 собственности изменения высоты и профиля политической стратификации
 ограничены. При чрезвычайных обстоятельствах происходят радикальные
 изменения высоты и профиля политической стратификации. Профиль может стать
 или очень плоским или очень вытянутым и высоким, но такое положение всегда
 кратковременно. Если "политически плоское" общество не погибает, то "плоскость"
 быстро вытесняется усилением политической стратификации. И, наоборот, если
 политическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки
 перенапряжения, то правящей верхушке общества суждено разрушиться или быть
 низвергнутой. Таким образом, в любом обществе, в любые времена происходит
 борьба между силами стратификации и силами выравнивания.
 Экономическая флуктуация
 Сорокин исходит из того, что теории бесконечного экономического прогресса
 ошибочны. Исторические факты свидетельствуют, что периоды накопления богатств
 сопровождались периодами их уменьшения или растраты. Под этим углом зрения
 социолог различает большие и малые циклы в экономическом развитии и
 анализирует разные типы флуктуации, их конкретные выражения. Отметим
 некоторые из них, которые социолог сформулировал в виде следующих теорем.
 Средний уровень благосостояния и доходы различных обществ существенно
 меняется от одной страны к другой и от одной группы к другой.
 Средний уровень благосостояния дохода в одном и том же обществе
 меняется во времени: материальные "подъемы" и "падения" - нормальные явления
 будь то для семьи, корпорации, территориальной группы.
 209
 В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой
 тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все направления - вниз или вверх -
 фиксированы только для ограниченного периода времени. Нынешняя тенденция
 увеличения среднего уровня благосостояния и дохода населения в Европе и
 Америке, по мнению Сорокина, является, "вероятнее всего частью такого крупного
 экономического цикла"16.
 Кроме того, флуктуирует высота и профиль экономической стратификации.
 По Сорокину, здесь проявляется следующие тенденции. При нормальных условиях,
 свободных от социальных потрясений в обществе, в котором есть институт частной
 собственности изменения высоты и профиля экономической стратификации
 ограничены. При чрезвычайных обстоятельствах происходят радикальные
 изменения высоты и профиля экономической стратификации. Профиль может стать
 или очень плоским или очень вытянутым и высоким, но такое положение всегда
 кратковременно. Если "экономически плоское" общество не погибает, то
 "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. И
 наоборот - если экономическое неравенство становится слишком сильным и
 достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или
 быть низвергнутой.
 Таким образом, в любом обществе, в любые времена происходит борьба
 между силами стратификации и силами выравнивания.
 Гипотезы о флуктуационных тенденциях в России
 Эти и другие соображения социолога о политической флуктуации, если их
 экстраполировать на нашу современную российскую действительность, позволяет в
 качестве вероятных гипотез предположить следующее: 1) демократизм
 политической власти в России будет зависеть не только и не столько от утверждения
 институтов парламентаризма, сколько от перехода страны в мирное состояние; 2) в
 обозримом будущем характер власти будет умеренно колебаться от авторитаризма к
 демократизму и обратно; лишь новое поколение россиян, не испытавшее на себе
 тотальный произвол властителей обретет интеллектуальную и волевую способность
 бороться за личную свободу против государственной опеки, что резко качнет
 амплитуду власти в сторону демократизма; 3) весьма сомнительно, что проявит себя
 тенденция собственно народовластия, понимаемая как "политика - дело каждого"; 4)
 амплитуда политического равенства - неравенства людей будет колебаться: в одном
 месте победу одержат коммунистические силы выравнивания, в другом -
 либерально-демократические силы, ратующие за власть политиков-профессионалов.
 В отдаленной перспективе характер этой амплитуды будет все более
 детерминирован нарождающимися социокультурными ценностями, последствиями
 чего станет возрастание роли научных экспертов, людей с чувством моральной
 ответственности в принятии политических решений.
 4. Социология революции
 Негативные демографические изменения
 16 Там же. - С. 315
 210
 Революции и, как правило, сопутствующие им войны усиливают и ускоряют
 дезинтеграцию чувственного общества. Это проявляется буквально во всех сферах
 общества.
 Негативные изменения происходят в численности и составе населения: в годы
 революций еще больше, чем в годы войны повышается смертность и падает
 рождаемость, что видно из данных проведенных Сорокиным в таблицах 1 и 2.
 Таблица 1. Движение кривой смертности. На 1000 чел. умирало17
 Годы В Петрограде В Москве
 1913 21,4 24,1
 1915 22,8 22,1
 1916 23,2 20,1
 1917 25,2 21,2
 1918 43,7 28,0
 1919 72,6 45,1
 1920 50,6 46,2
 1921 27,8 -
 В условиях революционного времени браки становятся бесплодными и
 превращаются в "легальную форму случайных половых связей" без "санкций и
 обязательств, без потомства".
 Для исторических судеб любого общества весьма важно, какие качественно
 элементы населения в нем увеличились или уменьшились в определенный период
 флуктуации. Изучение расцвета и гибели целых народов свидетельствует, что одной
 из основных причин тому было резкое качественное изменение состава населения в
 ту или иную сторону.
 Таблица 2. Движение брачности и рождаемость. На 1000 чел. приходилось
 браков и родилось18
 Годы Петроград
 браки
 Москва
 браки
 Петроград
 рождения
 Москва
 рождения
 1913 6,3 - 26,4 -
 1914 6,0 5,5 25,0 31,0
 1915 5,0 4,1 22,5 27,0
 1916 4,7 3,9 19,1 22,9
 1917 8,5 5,3 17,8 19,6
 1918 9,2 7,5 15,5 14,8
 1919 20,7 17,4 13,8 17,5
 1920 27,7 19,6 21,8 21,9
 1921 26,7 - 36,0 -
 Сорокин утверждает, что изменения населения России в годы войн и
 революций - погибли преимущественно физически здоровые, трудоспособные и
 энергичные, морально и умственно развитые люди - были типичны для всех
 крупных войн и революций. Если в целом за эти годы население всех возрастов
 17 Сорокин П. Современное состояние России. - Новый мир, 1992, № 4. - C.186
 18 Там же. - С. 187
 211
 уменьшилось на 13,6%, то в возрасте от 15 до 60 лет - на 20%, а мужская часть - на
 28%. С начала войны почти все мужчины из высших учебных заведений были
 мобилизованы и скоро очутились на поле битвы. Их погибло в 6-7 раз больше, чем
 рядовой, умственно не квалифицированной массы. Общая смертность ученых,
 писателей, художников прямо и косвенно погибших от войны и революций,
 увеличилось в 6-7 раз по сравнению с довоенным временем19.
 Закон социального иллюзионизма
 Сорокин обратил внимание и на то, что в особые периоды флуктуации
 общества, его ценности и идеалы тоже флуктуируют. Причем колеблется не только
 их качество, но изменяется и их сущность, и сам характер. Ценности и идеалы,
 воспроизведенные в революционный период, как правило, иллюзорны.
 Их анализ позволил социологу сформулировать "особый закон", названной
 им "законом социального иллюзионизма". Сорокин приводит ряд лозунгов,
 выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями, сравнивает их с
 действительностью по истечению 2-3 лет. Так, ставилась задача разрушить
 социальную пирамиду неравенства, уничтожить эксплуататоров и эксплуатируемых.
 Действительно, "кто был ничем, тот стал всем", но сама пирамида имущественного и
 правового неравенства не исчезла - теперь у массы не стало даже формальных прав,
 включая право на жизнь.
 Добивались восьмичасового рабочего дня - теперь же под видом
 "субботников" и "сверхурочных" рабочих заставляли работать по 12-14 часов, а
 крестьяне 3-4 дня в неделю должны были отдать коммунистической "барщине",
 выполняя "дровяную, сплавную, гужевую, подворную, строительную, хлебную,
 молочную" и т.п. повинности.
 Революциями была провозглашена свобода - совести, слова, печати, союзов,
 собраний - получили то, что власть стала "учитывать и контролировать" все
 стороны поведения и взаимоотношения людей: гражданам предписывалось, какой
 профессией заниматься, где жить, что читать и писать, во что верить, что хвалить,
 что порицать и т.д.
 Провозглашался мир - на деле установился милитаризованный режим,
 пронизывающий все стороны общества.
 Декларировался принцип автономии народов - установилось невиданное при
 царизме централизованное и бюрократизированное управление регионами.
 Хотели уничтожить капитализм - разрушили средства производства и
 обращения, а в конечном счете - хозяйство страны в целом. Вместо "хлеба" - голод
 и вымирание, вместо "диктатуры пролетариата" - неограниченная тирания,
 попирающая интересы рабочих и крестьян.
 "Закон социального иллюзионизма" Сорокин обосновал в 20 - 30-е годы.
 Будучи оторванными от достижения мировой социологической мысли, россиянам
 потребовалось несколько десятилетий, чтобы начать понимать иллюзорность идей,
 выдвинутых во все периоды радикальных перемен. Достаточно вспомнить заявления
 В. Ленина о том, что сам приход большевиков к власти сделал враз страну "самой
 демократической" в мире или Н. Хрущева о том, что нынешнее поколение будет
 жить при коммунизме, или М. Горбачева - о предоставлении каждой семье
 отдельной квартиры к 2000 году и т.д. В настоящее время большинство населения
 осознает различие между декларируемыми политиками идеалами и реальной
 19 Там же. - С. 188-189
 212
 действительностью. Хотя определенные слои, как правило, люди, искренне
 воспринявшие в свое время революционные идеалы, продолжают связывать решение
 современных проблем с верой-иллюзией в скорую и легкую материализацию
 высоких и благородных идеалов.
 Факторы, определяющие характер власти
 Вопрос о власти, о характере политического устройства общества всегда был
 центральным вопросом всякой революции. Его анализирует и Сорокин.
 Тоталитарно-коммунистическая власть, по его мнению, не является случайностью.
 Её глубинные корни опять-таки следует искать в процессе флуктуации обществ. В
 истории человеческой цивилизации такой строй возникал в Египте и Вавилонии, в
 Спарте и Риме, во Франции времен революций и Наполеона, в Австрии - Иосифа II,
 Пруссии - Фридриха II, в России - Петра I. Конкретными же "родителями" этого
 строя всегда были, по Сорокину, война и голод, соответственно, сопутствующие
 определенным фазам колебания социокультурных суперсистем. Чем рельефнее
 проявлялись "независимые переменные" войны и голода, тем выше уровень
 коммунизма и этатизма, тем больше власть регулирует поведение и
 взаимоотношения граждан. В России силы войны и голода поворачивали "маховое
 колесо" истории в сторону данного направления. "Начало коммунизации -
 этатизации и в политической, и в правовой, и экономической области, - отмечал
 Сорокин, - было положено руками царского правительства (военные положения,
 ограничения прав личности, права собственности, частной торговли, контроль
 промышленно-торговых дел, права реквизиции и национализации с 25 октября 1915
 г. и т.д.)... Временное правительство в лице своего высшего экономического совета и
 министерва продовольствия продолжило линию этатизации-коммунизации. При нем,
 особенно в области экономической, были установлены все начала принудительного
 коммунизма... Большевикам ничего нового не пришлось вносить, кроме введения
 классового пайка да дальнейшей уравнительно предельной централизации и
 коммунизации. Все главное было сделано до них и без них"20.
 Можно спорить с Сорокиным по поводу оценок политических действий
 представителей той или иной конкретной власти, но, очевидно, социолог прав по
 большому счету: у народа, участвующего в войне, народа, испытывающего дефицит
 средств к существованию может быть лишь менталитет, поведение и
 взаимодействия, адекватные авторитарной власти. Вся последующая история

<< Пред.           стр. 32 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу