<< Пред.           стр. 37 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 приводит пример того, что функциональной альтернативой религии может быть
 идеология: "С этой точки зрения политическая идеология, такая, как, например,
 коммунизм, может обеспечить функциональную альтернативу религии. Она
 может отвечать тем же функциональным требованиям, что и религия".
 Вместе с классическим функционализмом Мертон не принял и
 структурно-функционалистскую парадигму Парсонса. Не ввиду её
 принципиальной ошибочности, а, главным образом, из-за несогласия с
 предложенной стратегией изучения общества. Парсоновская теория, по
 существу, представляла собой философскую систему, которую практически
 невозможно было соединить с эмпирическим анализом.
 Какой теоретико-методологический инструментарий предложил Мертон
 взамен? Прежде всего, теорию среднего уровня и свою собственную стратегию
 функционального анализа.
 Теория среднего уровня
 Р. Мертону принадлежит заслуга разработка методологического
 инструментария для теории среднего уровня (middle-range theory). Его суть
 2 Там же. - С. 394
 241
 состоит в том, чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и
 теоретическим уровнями исследования. В отличие от парсоновской
 всеобъемлющей теоретической системы, его теория пригодна для анализа
 определенной, конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер
 общественной жизни. Её несомненным достоинством являлась легкость
 проверок гипотез с помощью эмпирических исследований.
 К числу теорий среднего уровня социолог относил, например, теории
 социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и др. В принципе Мертон не
 исключал, что в перспективе на базе теорий среднего уровня можно создать и
 всеобъемлющую теорию. Но для этого необходима "консолидация
 специальных" теорий на основе выработки взаимно согласованных понятий, а
 самое главное - использования общих подход исследования. Такие подходы он
 также предложил в своей стратегии функционального анализа.
 Стратегия функционального анализа
 Р. Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа,
 которая гласит: "Точно так же как одно и то же явление может иметь
 многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному
 выполняться различными явлениями"3.
 Из неё прежде всего следует:
 - может существовать ряд структур, которые способны выполнять ту
 или иную функцию;
 - социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив
 или функциональных заменителей;
 - необходимо учесть требование спецификации той социальной единицы
 (системы или её части), которая обслуживается конкретной социальной
 функцией.
 Для раскрытия смысла стратегия функционального анализа Мертону
 потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия
 "функции", "дисфункции" и "нефункциональность".
 "Функции - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют
 адаптации или приспособлению данной системы.
 Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают
 приспособление или адаптацию системы"4. Дусфункция указывает на наличие
 напряжения на структурном уровне.
 Нефункциональность - это наблюдаемые эмпирически те последствия,
 которые безразличны для рассматриваемой системы5.
 Мертон также вводит понятие "социологическая амбивалентность",
 обозначающее, что некая форма, способная выполнять позитивные функции,
 может также играть и дисфункциональную роль в этой же системе.
 При исследовании тех или иных реалий социолог сталкивается со
 случаями, когда субъективные цели совпадают с объективными последствиями
 и когда они расходятся. Для учета данного разграничения Мертон предложил
 ввести понятия "явные функции" и "латентные функции".
 3 Там же. - С. 396
 4 Там же. - С. 414
 5 См.: Там же. - С. 414
 242
 "Явные функции - это те объективные последствия, которые вносят свой
 вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили и
 осознавались участниками системы.
 Латентные функции, соответственно, те объективные последствия,
 которые не входили в намерения и не были осознаны"6.
 Что дает социологу подобное разграничение функций? Оно позволяет
 понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся
 иррациональными.
 Мертон, в частности, приводит в качестве примера церемониал по
 вызыванию дождя, распространенный среди некоторых народов. Для
 большинства современных наблюдателей - это просто предрассудок. Однако
 социолог на этом не может остановиться. Для него важно понять истинную
 роль этого церемониала в жизни людей. Вот здесь-то понятие латентной
 функции употребляется для объяснения того, что церемониал по вызыванию
 дождя может выполнять для участвующих в этом процессе людей функцию,
 совершенно отличную от её явной цели. Данное понятие может направить
 социологическое воображения исследователя на иной срез анализа - в
 частности, выполняет ли этот церемониал функцию укрепления групповой
 солидарности. Социолог пишет: "Путем систематического применения понятия
 латентной функции иногда можно обнаружить, что явно иррациональное
 поведение является положительно функциональным для группы"7.
 Мертон прямо указывает на то, что специфический интеллектуальный
 вклад социолога в исследовании социальных реалий состоит прежде всего в
 изучении непреднамеренных последствий, к которым относятся латентные
 функции. Это принципиально отличает познавательные возможности
 социологии от того, что может здравый смысл.
 Обнаружение латентных функций способствует увеличению
 социологического знания. Каковы, например, были латентные функции
 показательных публичных процессов над "врагами народа" в советское время?
 Явные функции очевидны: покарать "отступников, чужаков", вызвать всеобщий
 страх перед возможностью любого несанкционированного поведения. Что же
 касается латентных функций, то можно предположить следующее: эти акции
 способствовали групповому сплочению индивидов, участвовавших в них;
 утверждению лояльностей по отношению к партийно-государственным
 структурам, общих, разделяемых большинством населения, моральных
 ценностей коллективистского толка; отчуждению индивидуальных прав в
 пользу коллективов; утверждению аффективных выборов вообще.
 Одиннадцать заповедей функционализма
 Мертоновская парадигма функционального анализа, была в
 концентрированной форме изложена самим автором в виде одиннадцати
 положений, получивших название одиннадцати заповедей.
 Итак, первая заповедь. Объектом анализа является
 "стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое,
 как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы,
 культурные стандарты..."8
 6 Там же. - С. 414
 7 Там же. - С. 429
 8 Там же. - С. 413
 243
 Вторая заповедь. Функциональный анализ может быть направлен на
 мотивы деятельности индивидов.
 Третья заповедь. Объективные последствия составляют главное
 содержание функции или дисфункции. При этом исследователям необходимо
 учитывать, как множественность последствий, так и чистый балансовый итог
 совокупности последствий. Соответственно, осуществлять разграничение
 объективных функций и субъективных мотивов, выявляя явные и латентные
 функции.
 Четвертая заповедь. Необходимо четко представлять социальную
 единицу, обслуживаемую функцией. То, что является функциональным для
 одних индивидов и подгрупп, может быть дисфункциональным для других.
 Иными словами, нужно видеть специфику функций у конкретных социальных
 единиц - индивидов с разным статусом, разных подгрупп, больших социальных
 и культурных систем.
 Пятая заповедь. Анализ предполагает выявление функциональных
 требований рассматриваемой системы, а также типов функциональных
 требований (всеобщих versus специфических).
 Шестая заповедь. Функциональный анализ предполагает выявление
 механизмов, через которые выполняются функции. Речь идет о социальных (не
 психологических) механизмах, к которым относятся: разделение по социальным
 ролям, иерархическое расположение ценностей, разделение труда, ритуалы и
 церемонии и т.д.
 Седьмая заповедь. Следует иметь в виду возможность функциональных
 альтернатив или эквивалентов. Это ставит перед исследователем проблему
 "определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь в котором, они могут
 выполнять определенную функцию".
 Восьмая заповедь. Функциональный анализ предусматривает учет
 фактора структурного контекста (или ограничивающего влияния структуры).
 Взаимозависимость элементов социальной структуры неизбежно минимизирует
 число функциональных альтернатив. Игнорирование этого принципа ведет к
 утопическому мышлению, к представлению о том, что "определенные элементы
 социальной структуры могут быть устранены, не повлияв при этом на всю
 систему. Мертон замечает, что взаимозависимость структур признается и
 Марксом (выходит советские реформаторы, произвольно манипулируя
 структурами и функциями, проводили политику отнюдь не по-марксистски).
 Девятая заповедь. Функциональный анализ, не отрицая в принципе
 значимости исследования статических аспектов социальной системы, особый
 акцент делает на изучение её динамики. Этому, прежде всего, способствует
 изучению дисфункции, как фактора накопления напряженности и деформаций,
 что непосредственно ведет к социальным изменениям.
 Десятая заповедь. Особое внимание следует уделять проблеме
 достоверности исследования, что требует разработки строгих методик анализа,
 приближающихся к логике экспериментального исследования. Соответственно,
 учитывать возможности и слабые стороны кросскультурного и кроссгруппового
 анализа.
 Одиннадцатая заповедь. Функциональный анализ в принципе не связан с
 определенной идеологией. Тем не менее, отдельные работы, выполненные
 социологами-функционалистами могут иметь идеологическую окраску, что
 обусловлено мировоззренческой ориентацией исследователя или фактором
 клиента, финансирующего данное исследование. Поэтому нужно иметь в виду
 244
 влияние идеологического фактора на окончательные результаты выполненной
 работы9.
 2. Функционалистская теория аномии
 Понятие аномии
 В работе "Социальная теория и социальная структура" Р. Мертон
 поставил задачу "понять, каким образом социальная структура побуждает
 некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению".
 По Мертону, среди множества элементов социальной структуры можно
 выделять два особенно важных, которые определяют её суть. "Первый состоит
 из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в
 качестве законных целей всего общества или же для его отдельных слоев"10.
 Второй элемент - "определяет, регулирует и контролирует приемлемые
 способы достижения этих целей... В любом случае выбор средств достижения
 культурных целей ограничивается институализированными нормами"11.
 Разбалансированность между культурными целями и
 институциональными средствами их достижения приводит к состоянию
 аномии. Аномия - это ценностно-нормативный вакуум, безнормие, которое
 означает, что ценностные регуляторы поведения резко ослаблены,
 фрагментированы и рассогласованы. Мертон считал аномию производным
 результатом от деформированного состояния социальной структуры,
 побуждающей членов общества к отклоняющемуся, девиантному поведению.
 Типологизация способов адаптации индивидов в условиях аномии
 Р. Мертон предложил анализ состояния социальной структуры через
 призму двух взаимосвязанных переменных: 1) какие существуют цели,
 определяемые культурой и 2) каковы законные, институциональные
 средства достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами,
 их характер и острота, влияют на то, принимают ли люди общественные цели
 и используют ли они нормативные или незаконные средства для их
 достижения.
 Так, в принципе может быть ситуация, когда большинство людей
 достигает желаемого участия в общественной жизни, используя
 институциональные средства. В таком случае структура находится в
 устойчивом равновесии, обладает достаточной стабильностью. Однако в
 реальной жизни, как правило, имеет место большая или меньшая
 разбалансированность отношений между целями и средствами, что
 способствует возникновению различных способов адаптации индивидов к
 социальным условиям.
 Учитывая различное отношение индивидов к общественным целям и
 средствам, Р. Мертон выделил пять типов наиболее характерного поведения
 - конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.
 9 См.: Там же. - С. 413-418
 10 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс, 1992, № 2. - С. 118-119
 11 Там же. - С. 119
 245
 Формы
 приспособления
 Определяемые
 культурой цели
 Институализиро-
 ванные средства
 Конформность + +
 Инновация + -
 Ритуализм - +
 Ретритизм - -
 Мятеж + - + -
 В таблице "+" обозначает "принятие, "-" - "отвержение", "+ -" -
 "отвержение господствующих ценностей и замена их новыми"12.
 Конформность
 По Мертону, этот тип приспособления индивидов к социальным
 условиям распространен, когда степень стабильности общества высока.
 Имеет место соответствие поведенческих моделей как культурным целям,
 так и институционализированным средствам.
 В России сегодня дело обстоит иначе. Лишь сравнительно небольшая
 часть населения способна принять одобряемые культурой демократические и
 рыночные цели. При этом речь идет не о том, чтобы декларировать их
 принятие. Важно, чтобы на поведенческом уровне люди использовали
 институциональные средства их достижения. В российском обществе пока не
 сложились механизмы, посредством которых выполнялась бы эта функция -
 необходимо соответствующее распределение ролей, новый иерархический
 порядок ценностей с акцентом на значимость собственно демократических
 ценностей, адекватное социальное разделение труда, ритуалы и церемонии
 демократического толка (см. шестую заповедь).
 Инновация
 "Эта форма приспособления вызывается значительным
 акцентированием цели-успеха и заключается в использовании
 институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств
 достижения богатства и власти, или хотя бы их подобия"13.
 Данный тип поведения, предполагающий сильное эмоциональное
 восприятие цели, вызывает установку на готовность рисковать, вырабатывая
 инновационные методы достижения цели. Он весьма характерен для
 современной России и конкретно проявляется в использовании, хотя и
 эффективных, но институционально запрещаемых средств достижения
 богатств и власти. Распространено взяточничество, злоупотребления
 служебным положением, имеет место коррупция.
 Дело не только в том, что далеко не все факты правонарушений
 выявляются правоохранительными органами. Куда большую проблему
 представляют латентные функции непоследовательной борьбы властей с
 преступностью и девиантным поведением (см. третью заповедь), что важно
 для понимания характера и динамики социальной структуры. У многих
 россиян возникает снисходительное отношение к преступным и
 12 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс, 1992, № 3. - С. 105
 13 Там же. - С. 105
 246
 безнравственным практикам. Виноваты ли в этом только люди? Отнюдь нет.
 "Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы
 намного меньше"14, - отмечает Мертон. Добавляя при этом, что основная
 причина подобной ситуации не столько в личных пороках, сколько в
 "болезни" социальной структуры, которые сужает каналы
 институциональных средств для достижения целей, свертывает возможности
 обретения новых социальных статусов, необходимых для участия в
 демократической жизни и вхождения в рыночные отношения.
 Ритуализм
 Этот тип приспособления, как отмечает Мертон, предполагает
 понижение целей-успеха при возможности быстрой социальной
 мобильности. Для общества такое поведение не оборачивается социальной
 проблемой, ибо индивиды не нарушают институционально допустимых
 средств достижения целей.
 В России есть немало людей, для кого богатство, власть высокий
 социальный статус и т.д. не стали стимулом для особой активности. Мотивы
 понижения целей-успеха могут быть разные. Одни презрительно к богатству,
 если оно не нажито трудовой деятельностью. Другие и в советское время и
 ныне стремятся "не высовываться" - сказываются последствия того, что в
 течение десятилетий смыслопроизводящие институты, официальная
 пропаганда осуждали "карьеризм". Безинициативный тип поведения при
 почти следовании институциональным нормам стал распространяться среди
 рабочих, инженеров, деятелей науки и культуры. Угроза безработицы и
 увольнения, войдя в нашу жизнь, вопреки ожиданиям реформаторов сковала
 стремления к продвижению вперед, вверх в общественной иерархии. Этим в
 значительной степени объясняется сохранение и воспроизводство таких
 культурных целей, которые могут обеспечить относительное благополучие
 при следовании рутинному распорядку. Многие россияне живут по
 принципу: "Не ставь высоких целей - не будет и разочарований". Но новая
 социальная структура с настойчивым упорством подталкивает этих людей к
 новым целям. И тогда случается переход к другим типам приспособления, в
 частности, к инновации. Творческая интеллигенция и специалисты высокой
 квалификации, ощущая свою невостребованность, уходят в коммерческие
 структуры, либо уезжают в западные страны.
 Ретритизм
 Этот тип поведения связан с отвержением и культурно одобряемых
 целей, и институциональных средств. Обычно ретретисты представляют
 собой людей, отверженных обществом. Это - бродяги, алкоголики,
 наркоманы. Однако в обществе, находящимся в состоянии аномии, к ним
 подчас примыкает и часть населения, пережившая всевозможные неудачи от
 инновационного поведения. В итоге совершается бегство людей из общества.
 В самых крайних случаях оно может принять форму самоубийства.

<< Пред.           стр. 37 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу