<< Пред.           стр. 4 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 принципе они имеют различную предметную область и раскрывают различные по
 масштабности связи. Поэтому в социологии с необходимостью существуют как
 теории становления и развития социально-культурных общностей, их структур и
 24
 функций, так и специальные теории (социологии политики, экономики, права и т.д.).
 Последние раскрывают характер взаимодействия между обществом в целом и его
 конкретной сферой, а также присущие этой сфере взаимодействия людей.
 Естественно, что представители макросоциологии, в отличие от, скажем,
 микросоциологов, по-своему, специфически отражают объективную реальность,
 имеют дело с иными проявлениями развития и функционирования изучаемого
 объекта, что в конечном счете сказывается на взглядах ученых и о предмете
 социологии.
 Кроме того, в социологии всегда присутствовало два направления в получении и
 накоплении знаний. Одно изначально ориентировалось на методы наблюдения и
 эксперименты, обосновав эмпирическое направление. Оно институционально
 оформилось в Чикагской социологической школе ещё в 20-е годы ХХ столетия.
 Именно представители этой школы разработали общепризнанные и по сей день
 используемые методы сбора и обработки эмпирических данных, которые имеют
 прежде всего прагматическую направленность - обоснование "социальных
 технологий", пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и
 функций.
 Другое направление - теоретическое, нацеленное на концептуальное
 осмысление реалий социальной жизни.
 И опять-таки подчеркнем, подобное вычленение направлений условно. Попытки
 обособить или противопоставить эти направления друг другу, создать на этой основе
 самостоятельные науки успеха не имели. Реальное приращение социологического
 знания возможно лишь на основе взаимодействия, взаимообогащения эмпирического
 и теоретического знаний.
 Главные парадигмы
 Как было отмечено выше, одним из факторов развития науки и расширения её
 предметной области было возникновение ряда относительно самостоятельных школ,
 каждая из которых предложила и обосновала свои теоретические и, соответственно,
 свои методические подходы. Чем одна школа в принципе отличается от другой?
 Прежде всего парадигмами.
 Парадигма - совокупность основных положений и принципов, лежащих в
 основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом
 и признающаяся группой ученых.
 Дело в том, что все науки основываются на разных системах по степени
 "открытости", т.е. способности включать в себя одну, две или несколько
 общепризнанных парадигм. Так, представители естественных наук (химия, физика,
 биология и др.), как правило, руководствуются одной общепризнанной парадигмой,
 которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в
 истории этих наук неоднократно происходила естественная замена одной теории на
 другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась
 доминирующей для большинства ученых. Другая же теория может использоваться
 для интерпретации связей на относительно локальном уровне. Так, теория
 относительности и физика Эйнштейна имеет свою сферу применения, а физика
 Ньютона - свою.
 Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя
 несколько теорий и их разновидностей, очевидно потому, что социальное имеет
 гораздо большее многообразное проявление и взаимосвязь изучаемых ими предметов
 и явлений не носит столь жесткого характера. Кроме того, как было отмечено выше,
 25
 могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что
 проявляется в своеобразии методики и техники исследования.
 Словом, каждая социологическая парадигма достаточно избирательна в плане
 оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не
 дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный, частичный
 вклад в его понимание. Каждая парадигма также характеризуется приоритетностью
 рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа
 поведения людей.
 Все социологические парадигмы по характеру принципиальных
 методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие
 группы. Первую образуют структурно-функциональные парадигмы, которые
 рассматривают социальные общности, формы их самоорганизации,
 функционирование общественных институтов. Изучается воздействие социальных
 структур и институтов на поведение людей, прежде всего на макроуровне.
 Вторую группу составляют интерпретивные парадигмы, которые акцент
 делают на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.
 Представители интерпретивных парадигм вообще не ставят перед собой задачи
 производить знания в виде законов. Их главная цель - отражение и объяснение
 социальной реальности, чтобы сделать предметы или явления доступными для нас,
 сохранить при этом их уникальное значение в конкретном историческом, социальном
 и культурном контексте.
 Третью - интегральные (объединительные) парадигмы, которые выражают
 взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов, их
 взаимовлияния. Эти парадигмы позволяют изучать непредвиденные, случайные
 колебания в социальных и культурных реалиях, вызываемые усиливающимся
 влиянием социальных агентов, а также эффекты в самоорганизующихся
 общественных структурах, возникающие из дезорганизации, беспорядка и хаоса.
 Методология
 Методология - система общих принципов науки, а также совокупность её
 исследовательских приемов.
 Полипарадигмальный характер социологического знания предопределяет
 использование разных принципов и приемов исследования общества представителями
 различных парадигм. Методология направляет ученого на исследование специальной
 области социальных реалий, отбор фактов, характеризующих каузальные
 зависимости именно в этих сферах, ориентирует на использование специфического
 инструментария сбора и систематизации данных.
 Так, для сторонников структурно-функциональных парадигм в целом
 характерна классическая методология, определенные параметры которой были
 разработаны ещё О. Контом и Г. Спенсером. Ей свойственно признание
 объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и прочность
 инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального
 мира носят весьма жесткий характер, а некоторые ученые даже полагают, что они в
 принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа
 структур общества и фактов жизнедеятельности людей.
 Социологи интерпретивных парадигм работают в рамках так называемой
 неклассической методологии. Они полагают, что каждая социальная общность имеет
 неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что
 исследователь тоже не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого,
 26
 универсального объяснения социальных реалий. Используемый ими
 исследовательский инструментарий нацелен на то, чтобы разрушить барьеры,
 препятствующие более углубленному пониманию социальных реалий, пытаясь при
 этом "заглянуть за", "смотреть сквозь", понять скрытую от глаз "закулисную сторону"
 событий.
 Для интегральных (объединительных) парадигм характерна принципиально
 новая методология, получившая название постнеклассической. Она ориентирована на
 изучение самоорганизующихся систем, имеющих две особенности: 1) система должна
 быть открытой для взаимодействия с окружающей средой - другими обществами; 2)
 число компонентов, в результате взаимодействия которых возникает упорядоченное
 движение, должно превышать определенный минимум (хаотичность ограниченного
 числа сделок на отдельной бирже очевидна, но она трансформируется в
 упорядоченное взаимодействие людей, когда речь идет о национальной сети бирж).
 Постнеклассическая методология наиболее пригодна для исследования
 современных обществ, которые значительно более, чем прежние, открыты для
 контактов с другими культурами вплоть до организации транснационального
 производства, участия в формировании единого мирового рынка, интеграции
 определенных ценностей и норм. В ней аккумулированы достижения синергетики,
 теории относительности, исследовавшие самодвижение материи, в основе которого
 лежали вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с
 социальными системами применение постнеклассической методологии позволяет
 исследовать качественные изменения в обществе на основе учета взаимоотношений
 как между внешними и внутренними факторами воздействия, так и соотношений
 целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей, что
 учитывает определенный потенциал непредсказуемости в процессе общественного
 развития.
 Заметим, что классическая, неклассическая и постнеклассическая методология
 не противостоят, а дополняют друг друга, будучи применимыми к разным срезам
 социальной реальности.
 Предмет социологии
 Из сказанного следует, что практически каждая парадигма имеет не только свой
 концептуальный и методологический аппарат, но и свой предмет исследования.
 Поэтому представляются схоластическими сами попытки дать универсальное,
 всеобъемлющее определение социологической науки. Уже более ста лет идут
 ожесточенные споры социологов, но до сих пор нет ни одного определения
 социологии, которое бы в концентрированной форме представляло все
 социологическое знание. На наш взгляд, такого определения в принципе невозможно
 выработать, ибо нельзя объять необъятное. Аналогично для сравнения: практически
 невозможно дать универсальное определение медицины, если одновременно иметь в
 виду практическое существование множества совершенно разных медицин: нашей
 традиционной медицины; медицины восточной, предполагающей иное видение
 болезней человека и их лечение; шаманской медицины - как её лекари, так и
 пациенты, как правило, искренне верят в её целительные возможности.
 Учитывая, что ныне социология в целом представляет собой разветвленную
 систему знания, состоящую из большого количества общепризнанных парадигм,
 которые избирательны в смысле приоритетности рассмотрения тех или иных проблем,
 оценки факторов развития человека и общества, автор настоящего учебного пособия
 сделает акцент не на определении социологии вообще, а на определении предмета,
 27
 методов и методологии конкретных социологических парадигм. Сущностное их
 определение и характеристика будут содержаться в соответствующих темах.
 Более того, существуют отраслевые социологии, которые, как правило, с
 позиций теорий среднего уровня изучают конкретные сферы жизнедеятельности
 людей.
 Исследовательские
 комитеты Американской
 социологической ассоциации (2000 г.)
 Исследовательские комитеты при
 российском обществе социологов (2001 г.)
 Аграрная социология Социология социального прогнозирования
 Биосоциология Социология социальных систем
 Визуальная социология Этническая социология
 Демографическая социология Социология риска и катастроф
 Инвайронменталистская социология Социология армии и военных исследований
 Индустриальная социология Экосоциология
 История социологии / социальная мысль Экономическая социология
 Коллективное поведение /
 социальные движения
 Социология использования времени
 Криминология / правонарушения Социология семьи
 Методология: качественный и количествен
 подходы
 Социология политики и социальной сферы
 Политическая социология Социология массовой коммуникации
 Прикладная социология Социология образования
 Социальная психология Гендерная социология
 Социологическая практика /
 социальная политика
 Социология молодежи
 социология потребления
 алкоголя и наркотиков
 История и теория социологии
 Социология брака и семьи Логика и методология в социологии
 Социология возраста /
 социальная геронтология
 Математическое моделирование
 статистические методы в социологиче
 исследованиях
 Социология девиантного
 поведения / социальная дезорганизация
 Биография и общество
 Социология досуга, спорта, рекриации Социология труда
 Социология занятости и профессий Социология конфликта
 Социология знания и науки Социология религии
 Социология искусства и литературы Социология политики
 Социология криминогенности и
 коррекции поведения
 Социология здоровья и здравоохранения
 Социология культуры
 Социология малых групп
 Социология массовой
 коммуникации и общественного мнения
 Социология медицины
 Социология ментального здоровья
 Социология миграции и иммиграции
 Социология образования
 Социология права
 28
 Социология рас, этносов, меньшинств
 Социология религии
 Социология рынков
 Социология секса и гендера
 Социология социализации
 Социология социального взаимодействия
 Социология социального контроля
 Социология социальной организации
 Социология социальных изменений
 Социология стратификации и
 мобильности
 Социология труда
 Социология урбанизации
 Социология экономики
 Социология языка /
 социальная лингвистика
 Сравнительно-историческая социология
 Теоретическая социология
 Экологическая социология
 И все же с тем с учетом всего вышесказанного предлагается рабочее
 определение социологии, которое, подчеркнем, дает лишь самое общее представление
 об этой науке:
 Социология - наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные
 данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и
 культурном контексте функционирования общества, его институтов и
 организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и
 неосознанных мотивов поведения.
 Более полное представление о социологии, её теориях Вы получите в процессе
 усвоения самого курса.
 2. Факторы обновления социологического знания
 Как уже было отмечено, предмет социологии находится в постоянном
 изменении и развитии, что обусловлено двумя решающими факторами. Фактор
 первый - развитие самого научного знания, который открывает новые и новые
 перспективы для научного исследования общества. Так, в послевоенный период среди
 социологов усилились дебаты по поводу перспективных направлений приращения и
 развития социологического знания. Дело в том, что общепризнанные парадигмы,
 основанные на классической методологии, подвергались все большей критике.
 Отмечалось, в частности, что и структурный функционализм слишком акцентирует
 влияние социального целого по отношению к социальным субъектам - прежде всего,
 реально действующим людям. Кроме того, критиковалась и натуралистичность этих
 парадигм, которые строились на убеждении, что социальные законы и законы
 природы едины по своей сути - они могут быть открыты путем анализа и обобщения
 фактов, и те и другие объективны. Из чего следовало, что открытые "исторические
 законы" позволяли прогнозировать в принципе безальтернативное будущее. Между
 29
 тем факты развития обществ и на Западе и на Востоке все больше свидетельствовали
 об отсутствии жестких объективных закономерностей вообще.
 Слабости отмечались и в интерпретивных парадигмах, которые критиковались
 за их абсолютизацию, максимальную актуализацию субъективного начала, что
 приводило к другой крайности - умалению влияния социально-культурного контекста
 на человеческую деятельность.
 Очевидно, нужно иметь в виду, что каждая парадигма в своих исходных
 посылках упрощает нечто, имеющее принципиальное значение для других парадигм.
 Как уже отмечалось выше, эти исходные посылки находятся на разных уровнях
 абстракции. В этой связи социологической общественностью высказывались
 соображения, что было бы желательно создать такую парадигму, которая бы
 преодолела традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и
 индивида. Иными словами, возникла потребность в существенном обновлении
 социологического знания, методологии исследования социальных реалий и,
 соответственно, самого предмета социологической науки. Наиболее успешные
 попытки в этом направлении осуществили выдающиеся социологи современности -
 Э. Гидденс и П. Бурдье. Подробнее их взгляды будут рассмотрены в соответствующих
 темах настоящего учебника.
 Второй решающий фактор, влияющий на предмет исследований, - изменение,
 усложнение самой социальной реальности и как следствие этого - меняющиеся
 потребности общества, появление новых и новых социальных запросов. Так, сегодня
 социология стала переосмысливать традиционные представления о социальных
 группах общества (что представляет интеллигенция, интеллектуалы, рабочий класс,
 "новые русские" и др.). Ныне социальные конфликты анализируются не только через
 призму воздействия внешних экономических и социальных факторов, но и с учетом
 того, что возрастает роль социальных процессов, характер которых зависит от
 конкретной деятельности или бездеятельности социальных агентов (отдельных
 личностей или социальных групп).
 3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение
 Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять
 те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,
 социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические
 принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к
 тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не
 заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести
 совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем
 кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого
 момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось
 ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту
 тему Миллс написал целую работу, которая так и называется "Социологическое
 воображение".
 Научно-биографические сведения
 Чарлз Райт Миллс (Mills) - американский социолог, создатель, по его словам,
 "новой социологии", весьма радикальной теории, которая продолжила марксистскую
 традицию в американской социологии.

<< Пред.           стр. 4 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу