<< Пред.           стр. 3 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 17
 средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы
 поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому
 стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм - на смену
 ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и
 славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как
 богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В
 беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы,
 распространяются деструктивные действия и хаос.
 Французская революция изначально подпитывалась теоретиками
 Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить
 жизнь всех людей ко всеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются
 как скепсисом, так и осознанием необходимости новых подходов к анализу
 общества.
 Промышленная революция
 Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в
 естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это.
 Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально
 преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными
 особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация,
 невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся
 повседневными.
 Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные
 миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и
 отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной
 деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения.
 Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и
 рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в
 течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь
 небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей
 подвергалось нещадной эксплуатации.
 Радикальные изменения в ментальности
 Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие
 из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая
 новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям
 через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров.
 Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они
 институционализируются посредством повсеместного создания университетов и
 колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут
 контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают
 естественные науки - физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-
 естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире.
 Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес
 метафизики и по образу и подобию естественных наук.
 Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие
 мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей
 свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники,
 18
 зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству
 сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили
 ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась
 очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого
 обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать
 вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие
 фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе
 жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на
 религиозное и политическое несогласие.
 Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых
 подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.
 Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся
 строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе
 предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлись в
 предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому,
 гуманному общественному устройству.
 По существу, выделилось три подхода. Представители первого ратовали за
 возвращение к относительно спокойному феодальному прошлому, полагая, что
 порядок, основанный на наследственной власти, жестком механизме
 регулирования поведения людей с помощью религиозных представлений и
 традиций лучше хаоса и дезорганизации, в котором оказалось общество. Однако
 большинство мыслителей считало, что такой возврат просто невозможен.
 Второй подход составили разнообразные социалистические теории. Сен-
 Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн и другие стали предлагать умозрительные проекты
 преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их
 реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и
 принять их "самый справедливый" способ обустройства жизни.
 Третий подход образовал собственно основоположник социологии - О. Конт.
 Ученый сделал ставку на создании теории, основанной на эмпирических
 исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его
 развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и
 несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов
 свободы и справедливости.
 3. Место социологии в познании социальной действительности
 Термин "Социология" происходит от латинского societas - общество и
 греческого logos - учение. Буквально означает наука об обществе. Но сказать это
 для определения специфики позновательных возможностей социологии как
 самостоятельной науки, отличной от других социальных наук (психологии,
 экономики, политологии, социальной антропологии), явно недостаточно, ибо все
 они отражают объективные реалии рукотворного мира, т.е. изучают
 человеческую деятельность.
 Социологи опираются на междисциплинарные подходы и используют
 данные других наук и прежде всего родственных социальных наук. Очевидно,
 развитие социальных наук неизбежно ведет к их относительной интеграции. И все
 же социология имеет свою качественную определенность, которая выражается в
 особых подходах к тому, что из социально-культурного мира и как исследуется.
 Принято различать объект познания и предмет науки. Объект - это
 объективная реальность, на которую направлена исследовательская
 19
 деятельность ученых. Понятно, что представители конкретной социальной науки
 могут изучать лишь часть объективной реальности, лишь те её стороны, которые
 определяются спецификой данной науки. Для социологии это прежде всего
 взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном
 контексте общества. Причем, что особенно важно подчеркнуть, не просто в
 обществе, а в обществах. Речь идет не только о странах, но и об общностях,
 отличающихся друг от друга социально-культурным содержанием. Например, для
 социологов, изучающих деструктивное поведение важно сравнить его проявления с
 особенностями, скажем, в Америке, странах Европы или Востока или других
 регионов мира. У себя же в стране - с тем, насколько оно характерно для мужчин и
 женщин, людей разных возрастных категорий, принадлежащих к различным
 социальным и этническим группам, исповедующих разные верования и т.д. В
 каждом из этих случаев исследователи будут иметь дело с качественным и
 количественным своеобразием деструктивности в конкретном культурном
 контексте большого общества или относительно малой общности людей.
 Вместе с тем, определение науки только по объекту исследования явно
 недостаточно, ибо отмеченные социальные реалии могут изучаться и другими
 социальными науками, хотя и в иных срезах и аспектах. Каждая наука отличается
 от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, т.е. специфическое
 воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством
 постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с
 научной точки зрения связей и отношений данной реальности.
 Рассмотрим это на конкретном, обыденном примере из нашей повседневной
 действительности - юная леди покупает свадебный наряд. Экономист к этому
 событию может подойти с позиции ассортимента товара, материальных
 возможностей покупателя, вероятного дохода от занятия бизнесом по торговле
 свадебными принадлежностями и т.д. Вообще представители экономической науки
 изучают человеческое поведение через призму производства, обмена,
 распределения и потребления материальных благ.
 Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования
 эмоционального состояния юной особы. Психология одна из старейших наук и
 изучает поведение человека главным образом на индивидуальном уровне.
 Социального антрополога это событие может привлечь задействованными в
 нем верованиями и правилами поведения, получившим общее распространение в
 обществе. Предметом социальной антропология является прежде всего описание
 культур различных обществ.
 У социолога же будут другие вопросы и, соответственно, им будут
 выявляться другие связи и отношения этой реальности, прежде всего в контексте
 значимости материальных и социальных факторов, характера взаимодействия
 индивида, его ценностных ориентаций, специфики ментальности. К примеру, какие
 материальные, социальные, культурные или иные условия побуждают девушку
 покупать столь непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие
 духовные факторы (традиции, религиозные представления) стимулировали эту
 деятельность? Какие конкретные социальные институты задали ей своего рода
 канву, заранее установленный порядок, с которого начинается организация брачно-
 семейных отношений? Рационально ли это действие или оно вызвано
 определенными ценностными установками?
 Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому
 сложившемуся социальному образцу взаимодействия индивидов, определенной
 традиции, посредством которой осознанно или нет воспроизводится стабильный
 20
 порядок, предсказуемость общественных отношений. При этом социологов, как
 правило, интересует не отдельно взятый факт, а типичность подобных фактов для
 конкретной культуры - прошлых и современных обществ, для людей,
 принадлежащих к разным социальным общностям, соответственно, имеющих
 различные ценностно-нормативные ориентации и своеобразные видения
 жизненного мира. Поэтому наверняка у них возникнет и вопрос, а есть ли
 функциональные альтернативы данному социальному образцу поведения? Какова
 степень распространенности "отклонения"? Выясняется, что в обществе есть люди,
 которые в силу разных причин выбирают несанкционированные обществом
 сексуальные контакты. В этом случае социологи также задают вопросы, почему
 определенного типа люди игнорируют брачный наряд как определенный символ
 "нормального" поведения и традиционно сложившиеся социальные образцы
 поведения. Однако и в случае с "нормальным", и в случае с "отклоняющемся"
 поведением социологи ставят вопросы о роли самих индивидов, о характере их
 действий, которые могут иметь, как явный, осознанный компонент, так и скрытый,
 едва ли осознанный смысл.
 Данный конкретный пример и возможные социологические вопросы
 позволяют в самых общих чертах определить предметную область социологии: с
 одной стороны, это изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения
 людей, определяя то какие эти люди и что они склонны делать, а с другой стороны,
 - понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора,
 исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в
 конкретных социальных и культурных условиях и как они в конечном счете сами
 творят социальные и культурные реалии (покупая свадебное платье, девушка
 создает предпосылки тому, что подобная социальная практика будет повторяться).
 Разумеется, этот пример не может дать исчерпывающего представления о
 предмете социологии. Но он, на наш взгляд, подтверждает метафорическое
 суждение известного социолога П. Бергера о том, что предметом социологии
 является как "общество в человеке", так и "человек в обществе".
 Практически с момента зарождения социологии возникли оживленные дебаты
 ученых о взаимосвязях и взаимодействиях "общества" и "человека", что
 затрудняло уяснение сути предмета социология как самостоятельной науки. Как
 это не парадоксально, но до сих пор среди ученых ведутся споры и сохраняется
 неопределенность относительно предмета социологического знания. На наш
 взгляд, главная причина тому - противоречивое развитие социокультурных реалий
 - к примеру, в последнее время значительно возросла роль собственно
 человеческого фактора в воздействии на характер общества, - а также постоянный
 поиск все новых и новых, как правило, более совершенных методов анализа как
 социально-культурных общностей, так и поведения людей.
 Методы науки - это совокупность основных познавательных приемов,
 процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное
 исследование, систематизируются полученные знания.
 Каждая наука использует как свои методы, так и общенаучные приемы,
 характерные для ряда наук. Естественно, что с развитием науки создаются
 принципиально новые методы. Методы социологии также постоянно уточняются,
 что позволяет глубже проникать в исследуемые социальные явления и процессы.
 Но при этом они сохраняют свой эмпирический характер. По этому качеству они в
 принципе отличались от умозрительных методов, оценочных суждений,
 характерных для философии, метафизики.
 21
 Изначально социология полагалась на методы других наук, прежде всего
 естественных. Пройдет немного времени и социологами будут выработаны свои
 собственные методы, но их эмпирическое содержание неизменно сохраняется.
 Практически каждая новая теория, вошедшая в копилку мировой социологической
 мысли знаменовала появление новаторских принципов и приемов исследования
 социальных реалий. Об их конкретном содержании мы поговорим позже, когда
 будут рассматриваться соответствующие теории. Сейчас же заметим, что с
 момента становления социологии как самостоятельной науки и ее предметная
 область, и её методический инструментарий весьма существенно изменились
 благодаря ряду обстоятельств.
 Отметим главные:
 1) произошло осознание качественного усложнения процесса развития
 современных обществ, что повлекло структурализацию уровней
 социологического анализа общества;
 2) увеличилось число школ, направлений, теоретико-методологических
 подходов;
 3) существенно обновилось само социологическое знание, радикально
 изменились взгляды на законы развития человека и общества, факторы,
 определяющие характер их взаимосвязей и взаимодействия.
 Основные термины и выражения:
 Здравый смысл, непредвиденные последствия, культурная обусловленность,
 социальный закон, систематизированный скептицизм, теоретико-
 методологический инструментарий, корреляция, индустриальная революция,
 институционализация, эмпирическое исследование, социальная наука, социология,
 методы науки, оценочное суждение
 ЛИТЕРАТУРА
 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998. -
 Рекомендуются темы 1 и 2
 Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - Глава 1
 Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для высших учебных
 заведений. М.: Наука, 1994. - В главе I показывается становление социологии как
 самостоятельной науки, её отличие от истории, философии, психологии,
 политологии
 Мертон Р. Наука и социальный порядок. - Личность. Культура. Общество.
 2000. Т.II. Вып. 2
 Новикова С.С. История развития социологии в России. Москва - Воронеж,
 1996
 Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в
 России. Москва - Воронеж, 2000
 Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.- М.:
 ИНФРА-М, 2000. - Глава 1
 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - Глава 1. Весьма неординарно
 излагаются социологические подходы к изучению общества
 Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.
 Осипова. М.: Аспект-Пресс, 1998. - Рекомендуются главы 1 и 2, в которых
 раскрывается вопросы становления социологии, её парадигм, объекта и предмета.
 22
 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
 эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция
 С.А.Кравченко. М.: Экзамен, 2001
 Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997. - Главы 1 и 2
 Farley J.E. Sociology. - Prentice Hall, 1998. - Сhapter one "Sociology: The
 Discipline"; сhapter two "How Sociology Is Done"
 Ritzer G. Classical Sociological Theory. - McGraw-Hill Higher Education, 2000. -
 Сhapter 1 "A historical sketch of sociological theory: the early years"; сhapter 2 "A
 historical sketch of sociological theory: the later years"
 Schaefer R.T. - McGraw-Hill Higher Education, 2001. - Сhapter one "The
 Sociological perspective"
 
 23
 Тема 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
 ВООБРАЖЕНИЕ
 1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер
 2. Факторы обновления социологического знания
 3. Ч.Р. Миллс: социологическое воображение
 Изначально социология возникла как наука об обществе, о деятельности
 населяющих его людей. Её главная цель была углубить рассудочность, представления
 о тенденциях общественного развития, чтобы свести к минимуму общественное зло.
 Но когда, казалось, социологи приближались к открытию смысла природы общества,
 само общество подчас столь радикально менялось, что это приводило к периодически
 возникающим кризисам в социологии. Однако это не обескураживало ученых,
 стремившихся к созданию все более совершенных теорий. Причем в то время как
 одни социологии стремились познать макро тенденции общественного развития,
 другие, напротив, пытались исследовать общество на микро уровне. Так естественно
 сложилось, что социологическая наука стала формироваться и развиваться через
 разработку относительно разных, самостоятельных теорий.
 Но социология представлена не только теориями. Её неотъемлемой чертой
 является социологическое воображение. Оно представляет не менее важный
 инструмент познания социального мира, интерпретации поведения людей.
 1. Социология как наука, её полипарадигмальный характер
 Уровни социологического анализа
 Социологические теории многих социологов (О. Конт, Г. Спенсер, Э.
 Дюркгейм, К. Маркс и др.) были ориентированы прежде всего на исследование
 явлений и процессов в масштабе всего общества в целом, на анализ больших
 социальных общностей и их взаимодействий. Так была основана макросоциология, у
 которой сразу появилось много приверженцев. Современные представители
 макросоциологии изучают глобальные процессы общественного развития, включая
 возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов
 мотивации социальной активности.
 Почти одновременно с макросоциологией возникла и микросоциология, которая
 изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации,
 межличностные взаимодействия и т.д. в сравнительно небольших социальных
 группах, а также роли, которые они играют в этих группах.
 В последнее время все большую популярность стали приобретать теории
 среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог
 Р. Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа
 конкретной группы фактов в отдельных областях знания. Примером тому может быть
 теория структуры бюрократии или ролей индивидов в том или ином социальном
 институте.
 Различия между социологическими теориями разных уровней условно - все они
 находятся в тесном взаимодействии и даже взаимно проникают друг в друга, ибо
 нельзя жестко разграничивать часть и целое в общественных реалиях. И все же в

<< Пред.           стр. 3 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу