<< Пред.           стр. 24 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 632
 
 
 
 вания природе качеств, присущих только человеку (способность к изобретению, стремление к определенной цели), в других— для биологической трактовки общественных явлений.
 Так, производство орудий труда Тейяром рассматривается как биологическая особенность человеческого вида. Хотя человек, пишет он, превращает в инструменты не собственные органы, а внешние предметы, в принципе органы животных и инструменты человека выполняют одинаковую роль — завоевание новых областей обитания вида. Человечество представляет собой инструментальную фазу развития жизни. Сближение биологического и социального позволяет Тейяру проводить чисто внешние аналогии, нисколько не выясняющие существа дела.
 Возникновение человеческого общества. С возникновением человека, считает Тейяр, начинается новый — конвергентный — этап развития жизни. До человека жизнь развивалась по линии дивергенции. Благодаря возникновению у человека способности рефлексии — сосредоточения сознания на самом себе и «сговору» («conspiration») — прибавление к своему сознанию содержания других сознаний при помощи речи появляется возможность объединения отдельных «мыслящих центров» в коллективное сознание.
 Государства, нации, цивилизации, согласно Тейяру, это новые формы жизни, воплощения дальнейшей экспансии «жизненного порыва» (подобно тому как у Гегеля это формы и ступени развития абсолютной, идеи). Они обладают большими «биологическими возможностями» для слияния, так как сильно «психизированы». Через них и благодаря им образуется единый организм человечества. Этот организм, пишет Тейяр, имеет свою нервную систему — пути сообщения и линии связи, свои формы коллективной памяти и наследственности: весь запас «мыслительности» человечество воплощает в науке, искусстве и технике, в системах мысли и системах действия. Теперь сознание развивается не только в отдельном индивидууме, но и в коллективе. Возникает коллективный разум человеческого биота. Вокруг Земли образуется «мыслительный покров», или ноосфера — сфера духа
 Современная эпоха, по мнению Тейяра, представляет собой завершающий этап процесса «социализации»: формирования в масштабах Земли единого человечества и образования ноосферы. Он пытается наметить пути, по которым будет осуществляться этот процесс.
 Объединение человечества. Попытки объединения человечества до сих пор не дали положительного результата, так как они предпринимались, пишет Тейяр, на ложной основе. Нельзя достигнуть успеха, объединяя людей такими, каковы они есть. Разумное использование материальных богатств имеет определенное значение, но объединение на почве общности материальных интересов сомнительно или непрочно. Надо направить человеческую активность, считает Тейяр, не на
 633
 
 
 
 обновление лачуг, не по пути развлекательности и досуга, а на изменение наших привычек, на создание духовных сил, соразмерных новому миру. Необходимо духовное обновление Земли— таков вывод Тейяра.
 Первостепенным условием объединения человечества, по убеждению Тейяра, является создание новой психологической атмосферы. Такая атмосфера должна возникнуть, во-первых, вследствие осознания всеми людьми того факта, что человечество вовлечено в поток эволюции и находится в процессе биологического самосинтезирования. К этому осознанию можно прийти рационально, через научное рассмотрение действительности. Во-вторых, она образуется благодаря активизации сознания каждого индивида изнутри под влиянием высшего очага со-рефлексии, т. е. бога, который вселяет в нас веру в наличие сверхбытия. Организация научных исследований в масштабах планеты, целью которых прежде всего должен быть сам человек, и объединение науки и религии—именно эти факторы должны обеспечить, считает Тейяр, объединение человечества как конвергенцию в духе, которая завершится слиянием душ в «точке Омега». Таким образом, в видении будущего и настоящего у Тейяра снова смешивается мистика и реальность, действительность и иллюзия.
 Противопоставляя свое идеалистическое видение современному марксизму, о котором он имел весьма смутное представление, Тейяр писал: «Старая марксистская противоположность между производителями и потребителями отжила свой век»11, «то, что сегодня разделяет людей на два лагеря, это не классы, а дух — дух движения...»12. Уклонившись от конкретного рассмотрения специфики исторического процесса и великих исторических событий, свидетелем которых он был, Тейяр не может привести ни одного аргумента для доказательства ошибочности марксистского анализа экономических и политических проблем современности. Движения народных масс, борьба народов за свое экономическое и политическое освобождение, в которой выковывается новый человек и будущее человечества, для него лишь «поверхностные перипетии современной истории».
 Тейяр не отдает предпочтения ни одной из существующих ныне общественно-политических систем. С его точки зрения, фашизм, буржуазная демократия и коммунизм, избавившись от своих отрицательных черт, внесут свой вклад в создание некоего синтетического общественного устройства. Нетрудно разглядеть, что на практике такие суждения объективно играют на руку реакционным силам современности, независимо от субъективных намерений автора.
 Тейяр не в состоянии раскрыть ни действительный смысл
 11 Teilherd de Chardin. Oeuvres, t. V, p. 174.
 12 Ibid.
 634
 
 
 
 преобразований, происходящих в современном мире, ни их движущие силы. Но в его идеалистической утопии содержится немало элементов реального гуманизма. Он последовательно защищает положение о том, что дальнейшее развитие человечества возможно только на коллективной основе при разумном использовании достижений науки и техники. Развитие науки, считает Тейяр; не только не угрожает гибелью цивилизации, но должно способствовать новому подъему человеческого духа, ускорению прогресса.
 «Построить землю», на которой будут созданы все условия для достижений каждой личностью высших ступеней духовного развития, — вот задача, которую поставила эволюция перед современным человечеством, пишет Тейяр. Решение же этой задачи он ставит в прямую зависимость от проникновения в сознание людей новой этики, одновременно эволюционистской и христианской.
 Этика. Вопросы этики занимают важное место в концепции Тейяра, и это не случайно. Для мыслителя, стоящего на позициях идеалистического понимания истории, сфера этики неизбежно является основной областью, в которой осмысливается деятельное отношение человека к миру.
 Отправным пунктом этики Тейяра служит все то же понимание эволюции. В человеке эволюция начинает осознавать самое себя, успех ее зависит ныне от деятельности людей, и на них возлагается ответственность за ее неудачи. Поэтому категория деятельности становится центральной в этике Тейяра.
 Через преобразование материи, пишет Тейяр, человек включается в творчество эволюции и приобщается к универсуму, ему становится доступной вся вселенная. Человеческую деятельность он рассматривает как процесс непрерывного творчества, которое тем сильнее захватывает человека, чем больше он ему отдается.
 Рассмотренные абстрактно, вне контекста, эти положения не вызывают возражений. Однако чтобы творческая сторона труда была доступна и раскрывалась каждому индивиду, необходимы определенные социальные условия, именно на этом и настаивает марксизм. У Тейяра же превращение всякой трудовой деятельности в процесс творчества есть акт чисто психологический. Достаточно осознания того, что человеческое усилие включается в общий поток завершения творения мира, чтобы человек ощутил «дыхание универсума», почувствовал себя творцом и познал себя «как функцию обожествления мира в Иисусе Христе» 13. Конечно, рассмотрение мира как незавершенного и несовершенного предполагает некоторое критическое отношение к действительности, Но христианизация всей человеческой деятельности, которую проводит Тейяр, объективно может служить скорее идеологическим оправданием существующих антигуманных условий труда, нежели их отрицанием.
 13 Teilhard de Chardin Oeuvres, t. IV. Paris, 1957, p. 66.
 635
 
 
 
 Тейяр де Шарден реформирует этику христианства. «Христианская покорность,—пишет он,—справедливо рассматривается и клеймится большинством честных людей как один из самых опасных усыпляющих элементов религиозного ониума»14. Для того чтобы христианство выступило как религия прогресса, Тейяр предлагает считать христианским идеалом не покорность, а активное отношение к миру, созидательный труд, борьбу с проявлениями зла.
 Большое место он отводит и принципу коллективизма. Изолированный индивид не может добиться духовного совершенства, считает Тейяр. Путь к совершенству «Я» лежит через коллектив, через коллективное сознание. Развитие «Я» есть часть всеобщего прогресса.
 Моральные доктрины, противопоставляющие личность обществу, провозглашающие абсурдность бытия и культивирующие страх смерти, Тейяр считает ложными, не делая при этом исключения и для традиционного христианства. В пессимистических теориях морали, по мнению Тейяра, односторонне отражается духовный кризис, который переживает современное человечество. Причины кризиса коренятся в самой структуре эволюции—это кризис роста. «Мыслящие элементы мира» все больше осознают, что они являются движущими факторами эволюции, и начинают сомневаться в необходимости ее продолжения. В ноосфере назревает «угроза забастовки». Следовательно, по существу мы имеем дело с кризисом человеческого действия, заключает Тейяр. В этой связи он ставит вопрос: ,на каких условиях вообще возможна сознательная человеческая деятельность? Отвечает на этот вопрос Тейяр предельно просто: только наличие сверхжизни и существование эволюционного центра вселенной за пределами пространства-времени может вселить в людей «ясную и сознательную веру в наивысшую ценность эволюции» 15.
 Подобно тому как Кант предлагает принять веру в бессмертие души и существование бога в качестве постулатов практического разума, Тейяр вводит их в свою эволюционную этику как необходимые условия человеческой деятельности, без которых невозможно завершение развития мира. Так же, как у Канта:
 хотя «мораль отнюдь не нуждается в религии», но ... «неизбежно ведет к религии»16, у Тейяра эволюция (и мораль, поскольку она имеет биологическую природу) отнюдь не нуждается в сверхъестественных силах, но рассмотрение нравственных основ человеческой деятельности приводит к «неизбежному вторжению в область Биологии... проблемы Бога» 17.
 ,,Точка Омега". Какое же содержание Тейяр вкладывает в понятие бога, к которому он в «философии истории» и этике апеллирует уже непосредственно?
 14 Т е i I h a r d de Chardin. Oeuvres, t. IV, p. 98.
 15 T e i 1 h а г d de Chardin. Oeuvres, t. III. Paris, 1967, p. 108.
 16 И. Кант. Сочинения, т. 4, ч. 2. М,, «Мысль», 1965, стр. 7, 10.
 17 Т e i 1 h а г d de Chardin. Oeuvres, t. V, p. 228.
 636
 
 
 
 «С богом никто не обращается хуже, чем верующие в него естествоиспытатели... чего бы только не пришлось вытерпеть богу от своих защитников!» 18. Бог Тейяра является прекрасной иллюстрацией этих слов Ф. Энгельса. Это не Саваоф, творящий мир из ничего, не великий часовщик или геометр деистов, а точка Омега, абстрактное и туманное мистическое начало. Омега существует вне времени и пространства, ее атрибуты—автономность, наличность, необратимость, трансцендентность. Она—перводвигатель, находящийся впереди, оказывающий влияние на мир через радиальную психическую составляющую энергии. Сущностью этой составляющей является любовь, а самым малым зародышем любви в молекуле—притяжение. «Омега»—это центр наибольшей концентрации сознания; духовная личность, не имеющая материальных черт, но обладающая всеми качествами личностей; сверхличность. «Омега»—персонификация универсума и персонифицированный универсум.
 Как ни старается Тейяр посредством космической энергии любви сгладить противоречие между вселенной, развивающейся по присущим ей законам, и христианскими положениями о сотворении всего окружающего, ему так и не удается уладить до конца отношение бога и мира. Имманентность «точки Омега» миру и одновременно трансцендентность его оказываются фактически взаимоисключающими допущениями. Вся логика его системы приводит к заключению, что воображаемый бог (точка Омега), даже если он существует как центр и полюс устойчивости вселенной, является функцией космического усложнения материи. Как энергия, он неразрывно связан с материей и растворен в природе. В сущности богом оказывается вся природа, вселенная, взятая в целом. «Бог весь и во всем». Это — пантеизм.
 Но пантеизм, даже если он будет подкреплен ссылками на святого Павла, как это делает Тейяр, несовместим с традиционной официальной доктриной христианства, так же как теория эволюции и утверждение ценности земного бытия. Не случайно эти стороны его концепции были подвергнуты острой критике ортодоксальными теологами.
 Одной из главных задач Тейяра было примирение науки и религии. С одной стороны, Тейяр возвеличивает науку, считая ее возможности безграничными. Наука—это средство коллективного видения мира, венец эволюции. Последней и высшей ее задачей является овладение энергией жизни, раскрытие «пружины» эволюции. Планомерная организация научных исследований—один из главных факторов, которые должны обеспечить объединение человечества. С другой стороны, по мнению Тейяра, наука всегда дополняется мистикой и религией, как только она переходит к синтезу своих знаний, поэтому конфликт между
 18 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 514—515.
 637
 
 
 
 наукой и религией чисто внешний. Разница между ними стирается, когда мы пытаемся постигнуть конечные причины вещей, предвидеть будущее или объяснить «всецелое», утверждает Тейяр.
 Таким образом, Тейяр «ликвидирует» антагонизм между наукой и религией тем, что «возвышает» науку, поднимая ее до религии. Это максимум того, что может сделать верующий ученый, в представлении которого выше религии ничего быть не может. Но реальная противоположность веры и знания этим отнюдь не устраняется, хотя ради достижения этой цели Тейяр жертвует научным подходом и дает мистифицированное изображение механизма эволюции.
 Однакодаже в мистифицированном виде идея эволюционного развития мира не согласуется с христианской мифологией и догматикой, поэтому он пересматривает содержание основных христианских догм и дает им новое истолкование. По существу Тейяр создает новую модель христианства—христианство эволюционное. Христианство у Тейяра обретает космические масштабы. «Точка Омега» выполняет роль «космического», «эволюционного Христа», он — движущая сила, цель и предел эволюции. «Творение» рассматривается не как единовременный акт, а отождествляется с процессом эволюции, соответственно «воплощение» трактуется как «физическое» присутствие Христа— Омеги в виде радиальной энергии во всех элементах мира. Космогенез в конечном счете предстает как «христогенез», эволюция христианизируется, христианство эволюционизируется — таков итог тейярдистского синтеза науки и христианства. Итог неутешительный. Научная феноменология обернулась наукообразной апологетикой обновленной мифологии христианства.
 Причины популярности. Проблема сочетания науки и веры в наше время имеет актуальное значение для многих верующих. Предполагаемый вариант ее решения отвечает определенной социальной потребности. Этим объясняется устойчивый интерес к сочинениям Тейяра де Шардена со стороны различных групп населения в разных странах. Поэтому тейярдизм получил широкое распространение не только в капиталистических странах Европы и Америки, но и в странах третьего мира.
 Философские взгляды Тейяра привлекают внимание научно-технической интеллигенции. Тейяр утверждает возможность и необходимость создания цельной картины развития мира, Построенной на основе синтеза научных данных. Многие научные работники в идеях Тейяра видят альтернативу односторонности позитивистского объяснения процесса дифференциации научного знания, а также более верную интерпретацию места и роли науки в общественной жизни, нежели та, которая дается позитивизмом и другими направлениями современной буржуазной философии, объявляющими науку неспособной решить коренные
 638
 
 
 
 вопросы бытия. Некоторым ученым импонируют и религиозно-идеалистические элементы концепции Тейяра.
 Не последнее место в ряду причин, способствующих популярности тейярдизма, особенно среди молодежи, занимает обоснование деятельного, активного отношения к действительности и ответственности человека за дальнейший прогресс эволюции мира.
 В эпоху выхода человека в космос у представителей всех социальных слоев вызывает интерес космологический «неохристианский» гуманизм Тейяра. Тейяр прилагает немало усилий, чтобы утвердить веру в человека, обосновать идеи гуманизма и прогресса в рамках религиозно-идеалистической системы, и это является источником популярности всей его концепции.
 Противоречивость системы в целом, непоследовательность в решении принципиальных вопросов создают возможность различного истолкования взглядов Тейяра и служат одной из причин широкого распространения тейярдизма.
 С идеями Тейяра происходит нечто похожее на то, что случилось в свое время с философской системой Гегеля. С одной стороны, они привлекают внимание людей, которые находятся в плену буржуазной идеологии, но желают принять участие в борьбе за социальный прогресс, ищут цельное гуманистическое и оптимистическое мировоззрение. Одновременно они используются консерваторами, стоящими на пути социального прогресса. На первый план в каждом конкретном случае выдвигаются разные стороны концепции Тейяра, которые выполняют различную идеологическую роль.
 В первый период после издания сочинений Тейяра пропагандистами тейярдизма чаще выступали «левые» христиане, поддерживающие демократические политические движения и критически настроенные в отношении официальных положений социальных доктрин христианства. Именно к этой части христиан обращаются коммунисты с лозунгом создания единого фронта. Здесь идеи Тейяра де Шардена создают хорошую основу для диалога марксистов и христиан. После II Ватиканского собора изменилось отношение к идейному наследству Тейяра со стороны руководящих кругов католической церкви. Начался процесс переработки и освоения идейного наследства Тейяра официальным католицизмом. На книжный рынок во все возрастающем количестве начинает поступать литература, в которой дается «подлинно христианская» интерпретация тейярдизма. Общественное развитие заставляет церковь искать новые формы обоснования веры, в дополнении к теологии неба разрабатывать «теологию Земли». И здесь тейярдизм поставляет новые идеи для подновления религии, защиты ее от материализма и сохранения влияния церкви на массы.
 Систему Тейяра в целом можно характеризовать как попытку заполнить в идеологической атмосфере буржуазного общ-
 639
 
 
 
 ства идейный вакуум, образовавшийся в результате .кризиса буржуазной философии, которая до сих пор не видела иного выхода из тупиков иррационализма и абсурдности, кроме возврата к реставрированной средневековой схоластике. Широкая популярность тейярдизма лишний раз свидетельствует, сколь остра в интеллектуальной жизни Запада потребность в философских концепциях, утверждающих идеи гуманизма и прогресса и дающих сколько-нибудь цельное представление о мире.
 
 
 
 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
 Аббате Микеле 212
 Абдерит см. Демокрит
 Августин Аврелий (Блаженный) 174,
 527 Авенариус Рихард 14, 28, 77, 82—95,
 103, 226, 233, 260, 281, 349, 350,351,
 386, 420, 468 Адамсон Роберт 331 Аддис Уильям 593 Адлер Мортимер 588 Адлер Фридрих 82 Адорно Теодор 224 Айдукевич Казимир 356, 401, 402,
 405 Айер Алфред Джулс 5, 10, 216, 351,
 355, 358, 366, 375, 390, 393, 394,
 395, 408, 410, 411, 415, 425, 429, 446
 Аквинат см. Фома Аквинский Аккерман Вильгельм 392 Александр Македонский 145 Александер Самюэл 311, 317, 318,
 320—322, 326, 330, 341 Аллен Грант 78 Альперт Гарри 438 Андерсен Ганс Христиан 552 Ансельм Кентерберийский 568, 601 Антони Карло 213 Ардиго Роберто 70, 213 Арендт Хана 512
 Аристотель 45, 171, 295, 305, 445,447, 448, 512, 521, 529, 589, 602
 Арнольд Томас 593
 Асмус Валентин Фердинандович 101, 141, 145, 149, 217
 Астер Эрих фон 43
 Афиногор I (патриарх константинопольский) 620
 Базаров Владимир Александрович 82
 Бароне Франциско 446
 Баррето Л. 75
 Барт Карл 557
 Бейль Пьер 71
 Беккер Оскар 462, 512
 Бенда Жюльен 169
 Бенджамин Абрам Корнелиус 436
 Бентли Артур Фишер 271
 Бергсон Анри 7, 9, 154—175, 183,
 226, 233, 251, 273, 274, 319, 321, 469,
 623 Беркли Джордж 78, 79, 84—86, 92,
 93, 102—106, 108, 229, 240, 241, 285,
 312, 350, 370, 380, 517, 567 Бернштейн Эдуард 34, 38 Берталанфи Людвиг 322 Берже Гастон 462
 641
 
 
 
 Бехер Эрих 331, 332
 Бёме Яков 529
 Берт Эдвин А 304
 Бимель Вальтер 480
 Биндер Юлиус 196, 210
 Блондель Морис 628
 Блонский Павел Петрович 32
 Блэк Макс 367, 372, 408, 410, 412, 420
 Бовуар Симона де 576
 Богданов Александр Александрович 82, 357
 Богомолов Алексей Сергеевич 247, 305
 Бозанкет Бернард 182, 183, 190, 191, 192. 193
 Боймлер Альфред 116, 150—152
 Бокль Генри Томас 74, 76
 Больнов Отто Фридрих фон 512, 514
 Больяйи Янош 354
 Бор Нильс Генрик Давид 354
 Борджия Цезарь 127
 Боусма Отс Колк 412, 413, 424, 425
 Бохеньский Юзеф Мария 414, 618
 Брайтвейт Ричард Бивен 400, 429
 Бранд Герд 493, 497
 Бранский Владимир Павлович 381
 Брауэр Лёйтзен Эгберт Ян 354, 398
 Бреаль Мишель 445
 Бреда Герман ван 461
 Брейэ Эмиль 594
 Брентано Франц 311, 399, 485
 Бриджмен Перси Уильям 301, 375,
 376, 381, 430—443 Бринтон (Кларенс) Крэйн 79 Бруннер Август 616
 Бруно Джордано (Ноланец) 45, 548 Брэдли Фрэнсис 178, 179, 181—189,
 193
 Бубер Мартин 557 Буль Джордж 181 Бультман Рудольф 513, 557 Бутру Эмиль 175
 Бухарин Николай Иванович 201 Бэкон Фрэнсис 279, 296, 590 Бэн Александер 74, 234 Бэр Карл 120
 Бюхнер Людвиг (Фридрих Карл Христиан) 17
 642
 Вайн Герман 196, 211, 212, 323
 Вайсман Фридрих 355
 Ван-Гог Винсент 512, 523
 Варреда Г. 75
 Вебер Макс 513, 553
 Вейерштрасс Карл Теодор Вильгельм 461
 Вейсман Август 170 Вендланд Дитер Ганс 594 Вендлер Зено 424 Веннерберг Яльмар 234 Венцль Алоис 310, 331, 333—335 Верно Роже 608, 609 Веттер Густав 74, 618 Вивас Элизео 348 Вико Джамбаттиста 215 Виндельбанд Вильгельм 47—50, 52, 195, 275 Витгенштейн Людвиг 7, 10, 70, 355, 360, 367, 368, 370, 371, 376—379, 399, 418—424, 426—429, 446, 447, 516
 Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 361 Вольф Христиан 201 Вригт Георг 400 Вудбридж Фредерик 342 Вундт Вильгельм Макс 94, 308, 468 Вырубов Григорий Николаевич 70 Вэра Аугусто 213
 Гайденко Пиама Павловна 526
 Галилей Галилео 33, 361, 606
 Гамильтон Уильям Роуан 74, 98
 Ган Ганс 355
 Гаос Хосе 462
 Гарин Эудженио 214, 223
 Гаррисон Фредерик 74
 Гартман Николай 6, 212, 310, 323— 331, 333, 338, 461, 462, 505
 Гартман Эдуард фон 9
 Гарфинкель Гарольд 462
 Гегель Георг Вильгельм Фридрих 3—5, 17, 18, 27, 34, 40, 42, 69, 75, 128, 178—180, 186, 188, 195—200, 206—215, 218, 221—224, 271, 419, 473, 474, 493, 502, 506, 512, 513, 517, 529, 532, 535, 536, 539, 552, 555, 570, 572, 579, 580, 586, 630, 633, 639
 Гёдель Курт 405, 408
 
 
 
 Гейзенберг Вернер 354
 Геккель Эрнст 72
 Гексли Томас Генри 72, 248
 Гёльдерлин Иоганн Христиан Фридрих 128, 521, 527, 530, 534
 Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд 20—23
 Гемпель Карл Густав 351, 364, 399, 400, 407, 413, 420, 442
 Гераклит Эфесский (Тёмный) 42
 Гербарт Иоганн Фридрих 201, 215
 Герц Генрих Рудольф 92
 Гёте Иоганн Вольфганг 361, 512
 Геффдинг Гаральд 118
 Гиддингс Франклин Генри 76
 Гильберт Давид 377, 392, 398, 399, 404,407
 Гильдебранд Дитрих 462
 Глокнер Герман 195, 197, 198
 Гоббс Томас 232
 Гобино Жозеф (Иосиф) Артур 153
 Гонсет Фердинанд 399
 Горман Маргарет 453
 Горский Дмитрий Павлович 442
 Гохгезанг Микаэл 12
 Гоффмайстер Иоганнес 113
 Грамши Антонио 214, 221
 Григорий XVI (папа римский) 592
 Грин Томас Хилл 178—180, 190, 192
 Грюнбаум Адольф 439
 Гудмен Нельсон 429
 Гумбольд Вильгельм 144, 513
 Гурвнч Арон 462
 Гуссерль Эдмунд 6, 7, 28, 368, 461—
 466, 468—511, 513. 514, 519, 520 555, 567,627
 Гюнерфельд Пауль 5J3
 Давыдов Юрий Николаевич 211
 Даламбер Жан Лерон 74
 Дам Гельмут 619
 Дарвин Чарльз 25, 120, 176, 229, 233,
 248, 273, 602 Даусон, Чарльз 616, 617 Деборин Абрам Моисеевич 201 Девивез Шарль 462 Декарт Рене 39, 45, 165, 201, 229—
 233, 238, 472, 479, 492, 493, 495,
 512, 520, 529, 590, 606 Демокрит из Абдер 38, 39 Джевонс Стэнли Уильям 181 Джеме Уильям (Вильям) 225, 227,
 239, 240, 246—270, 272, 273, 276—
 278, 281, 282, 285, 298, 300—302,
 304, 306, 312, 380, 386, 418 Джентиле Джованни 213—215, 221—
 223
 Джонс Уильям 272 Джонсон Артур Генри 323 Джонсон Уэнделл 446 Дильтей Вильгельм 6, 112, 113, 115,
 116, 131, 132, 134—138, 143, 144,
 195—199, 226, 251, 513, 520, 550,
 586
 Дионисий Сиракузский 145 Добриянов Величко Симеонович 415 Додд Стюарт Картер 414 Дондейн Альбер 591, 605, 612 Достоевский Федор Михайлович 249 Дрейк Дюрант 335, 337, 341, 342 Дрейлер Джон Уильям 76 Дриш Ганс 170 Дубислав Вальтер 355 Дьюи Джон 225—227, 233, 246, 247,
 271—306, 342, 344, 347, 411 Дюбуа-Реймон Эмиль 5 Дюгем Пьер 285
 Дюринг Евгений 75, 324, 378, 425 Дюркгейм Эмиль 76 Дюффрен Микель 462 Дэвенпорт Рэссел У. 347
 Евклид 96, 242, 398 Ельмслев Луи 355 Ермоленко Дмитрий Владимирович 305
 Жансон Фрэнсис 576 Жильсон Этьен 589, 591, 594, 595,
 604, 607, 609, 610 Жожа Атанасие 448
 Звегинцев Владимир Андреевич 144 Зеебергер В. 211 Зенон Элейский 185 Зивек Пауль 614
 613
 
 
 
 Зигварт Христоф 468
 Зиммель Георг 131—134, 137—140, 513
 Зотов Анатолий Федорович 325
 Ингарден Роман 461, 462 Иоанн XXIII (папа римский) 620 Иоахим Гарольд Генри 186 Ипполит Жан 224
 Кайла Эйно 400
 Калоджеро Гвидо 213
 Кампанелла Томмазо 45
 Камю Альбер 556
 Кант Иммануил 5, 18—24, 26—29, 32—34, 37, 39—41, 45, 51, 63, 64, 84, 94, 102, 103, 131, 159, 176, 178, 199, 201, 217, 231, 260, 271, 473, 479, 492, 495, 496, 512, 513, 517, 519, 539, 542, 544, 552, 577, 578
 Кантор Георг 189
 Карлейль Томас 176
 Карнап Рудольф 10, 73, 350, 351, 355—358, 361, 363—366, 370, 371, 376, 379, 383, 386, 387, 391, 394, 395, 399, 400, 402, 405—408, 410— 412, 419, 420, 428, 442, 446, 447,516
 Карно Сади 95
 Кассирер Эрнст 44—47
 Каттанео Карло 70
 Каутский Карл 36, 73
 Кауфман Макс 103, 104, 107
 Кауфман Феликс 355
 Кельзен Ханс 411
 Кеннеди Гэйл 304
 Кирхгоф Густав Роберт 94
 Клагес Людвиг 116, 150—152
 Клубертанц Джордж Питер 600
 Коген Герман 26—43, 45
 Кожев Александр 224
 Кожибский Альфред 421, 427, 446, 447, 448
 Колридж Самюэл Тейлор 176
 Коммэджер Генри Стил 251
 Кон Игорь Сергеевич 220, 221, 416
 Кон Ионас 195, 196, 201, 203—206
 Конгрев Ричард 74
 Кондильяк Этьен 74
 Конт Огюст 69—79, 81, 356, 380, 420
 644
 Коперник Николай 403
 Коплстон Фредерик 414
 Корет Эмерих 598, 600, 603, 608, 612
 Корнфорт Морис 380, 416
 Котарбиньский Тадеуш 394
 Коэн Моррис Рафаэль 246, 257, 344, 345
 Крауз Франц 355
 Крик Эрнст 150
 Крикориан Эрвант Гоханес 347
 Крон Свен 401
 Кронер Рихард 195, 196, 199—201, 208, 209
 Кропоткин Петр Алексеевич 77 Кроче Бенедетто 212—221, 223
 Куайн Уиллард ван Орман 391, 417, 429
 Кугельман Людвиг 25
 Кузанский см. Николай Кузанский
 Кузен Виктор 69
 Кузнецов Иван Васильевич 339
 Кьеркегор Серен 4, 5f3, 514, 516, 521,
 527, 543—545, 552, 557, 586 Кэрд Эдвард 178, 179
 Лаас Эрнст 75 Лабриола Антонио 213
 Лавджой Артур Онкен 227, 335, 337, 341, 342
 Лазарсфельд Пауль Феликс 414
 Лазеровиц Моррис 427
 Лакатос И. 391
 Ламарк Жан Батист 120
 Ламонт Корлисс 14
 Лампрехт Карл 76, 348
 Ланге Фридрих Альберт 22—26
 Ландгребе Людвиг 461, 462, 501, 502, 508
 Ландсберг Поль Людвиг 414 Лаплас Пьер Симон 74 Ласк Эмиль 109 Лассон Георг 195, 208 Лаури Саймон 331
 Лев XIII (папа римский) 591, 594, 597, 599, 623

<< Пред.           стр. 24 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу