<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
* Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе, физкультминутки [4].
За компьютером дети работают 15 - 20 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации. Дети выполняют гимнастические упражнения для глаз.
Введение непрерывного курса информатики в учебный план и опыт работы неоднократно доказали, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 6 - 11 лет, и, что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным [2].
Для повышения интенсивности уроков я использую тетради-учебники для обучения информатике. Предполагаемые в тетрадях знания, предусматривают постепенное овладение такими приёмами, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ объектов, сравнение их, обобщение и так далее.
Тетрадь для 4-го класса содержит более сложные задания, рассчитанные не только на объяснения учителя или выполненные вместе с учителем, но и на самостоятельную работу.
Кроме того, эффективность организации умственной деятельности детей младшего школьного возраста в значительной степени зависит от условий протекания учебно-познавательного процесса в школе. При этом одним из важных условий является стиль взаимоотношений учителя и ученика. Ребенок на уроке должен ощущать радость общения с взрослым человеком (учителем) - только в этом случае познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим [3].
Основной подход, реализуемый на занятиях - создание проблемной ситуации и условий для ее успешного решения.
Основные приемы - играя, развивать логический стиль мышления, различные виды памяти и внимания (это не формулировка приема).
Опыт работы доказывает, что успех приходит к каждому ребенку.
В результате обучения информатике с компьютерной поддержкой учащиеся
* знают правила поведения в компьютерном классе;
* знают назначение основных устройств компьютера;
* умеют использовать клавиатуру и мышь;
* знают назначение клавиш;
* умеют управлять объектами на экране монитора;
* умеют делать выбор в режиме "меню"
* умеют производить вычисления по блок-схемам алгоритма;
* знают основные сферы применения компьютеров.
Таким образом, данное обучение, обеспечивает полноценное усвоение знаний, и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие учащихся.
Литература
1. Духнякова В.Л., Мыслова И.Б. Информатика в младших классах - Ярославль. Институт усовершенствования учителей,1992г.
2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1997 г.
3. Т1. ур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Санкт-Петербург, 2002г.
4. Фонин Д.С., Целищева И.И. Уроки мастерства. Начальная школа. №3, 1996 г.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Дубовицкая Н.В., учитель
МОУ "СОШ №27"
г. Старый Оскол
Современное развитие общества характеризуется огромным ростом информационных потоков. Быстрое развитие информационных технологий изменило деятельность человека практически во всех областях, открыв новые возможности в экономической, культурной и социальной сферах. Успехи в области компьютерных технологий обеспечили отдельным лицам приобретение ранее малодоступных знаний. Это изменило бизнес, промышленность, науку, медицину. Эти изменения повлияли на образовательную деятельность как с точки зрения содержания задач образования, так и в отношении использования открывшихся технологических возможностей для достижения целей образования.
Преподавая экономику в школе, я пришла к выводу, что развитие умения понимать и критически оценивать альтернативные ситуации, формирование моральных установок, симпатий и других "внутренних" качеств невозможно традиционными методами репродуктивного плана. Поэтому на своих уроках использую новые информационные технологии. В настоящее время учащиеся имеют различные источники информации, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии и базы данных, доступные через системы коммуникаций или распространяемые на магнитных носителях. Некоторые из этих средств оказывают более действенное влияние на обучаемого, чем традиционный учебный процесс, так как эти технологии содержат более обширную и более актуальную информацию.
Преподаватель в этих условиях в меньшей степени играет роль носителя информации. От него требуется: научить правильно воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество фактов и строить общую картину явления или события. Эта роль больше похожа на роль руководителя или организатора, советчика или эксперта. Это в свою очередь влечет трансформацию методов и подходов в обучении в сторону творческого сотрудничества преподавателя и обучаемого.
В учебном процессе компьютер выполняет различные роли. На своих уроках я использую наиболее распространенные направления, где компьютер:
- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
- средство информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний;
- средство для проведения деловых игр по предмету обучения.
Современные технологии мультимедиа позволяют эффективно представлять с помощью анимации различные схемы и графики, а затем иллюстрировать их с помощью фотоизображений, звуковых фрагментов и видеоклипов. Ожившие схемы намного эффективнее доносят смысл и идею той или иной экономической модели, того или иного экономического явления. Формулы, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты, собранные в базу учебных материалов хранятся в цифровом виде на магнитных носителях. Они не портятся, не занимают много места, легко управляются в процессе демонстрации. При подготовке и проведении урока я широко использую информационно - правовую систему по экономическому законодательству, программы, контролирующие знания учащихся, тренажеры, экономические и деловые справочники, деловые игры, собранные на магнитно - оптических носителях.
Взаимодействие обучаемого с компьютером является основополагающим элементом в определении уровня знаний обучаемого. Использовать нетрадиционных приемов, например опрос на основе графического изображения, позволяет эффективнее проверить усвоение учебного материала, который обучаемым представлялся в виде схем и рисунков. Такие опросы не только контролируют, но и способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Как тренажер компьютер выступает в роли универсального приспособления, помогающего учащимся решать задачи или выполнять упражнения. С применением компьютерных технологий появляются широкие возможности эффективнее оценить уровень подготовленности обучаемого, выбрать задачи в соответствии с подготовленностью обучаемого и целью обучения. Данный процесс отличается значительной индивидуальностью в выборе проблемы и самостоятельностью обучаемого при ее решении.
Когда человек впервые осваивает новую предметную область, ему важна подсказка о связях каждого отдельного аспекта, каждого понятия. Поэтому гипертексты находят применение и в качестве средства обучения. Как и любое другое оборудование, компьютер должен быть удобен в использовании. Создание ясных и простых интерфейсов особенно важно для обучения. Ведь встреча ученика и конкретной компьютерной программы происходит только однажды. При этом компактное время, как правило, регламентировано, а контакт зачастую осуществляется в области психологической напряженности.
Рассматривая и изучая информационные объекты и управление ими, обычно выделяют как основополагающие два базовых понятия: материальные потоки и потоки платежей. Именно имущество, являющееся основой материальных потоков, и денег, образующие потоки платежей, находятся в центре изучения экономики и управления такими экономическими объектами, как предприятия. Информационные потоки, которые возникают при этом, являются составной частью жизни экономических объектов и находятся в тесной связи с материальными и денежными потоками. Для того чтобы обучающиеся приобрели необходимые знания в экономической области и управления, необходимо использовать приобретенные ими знания компьютерной технологии ( Microsoft Offis, Excel).
Работая в программе Excel, учащиеся решают задачи, определяя издержки предприятия, прибыль. На своих уроках я большое внимание уделяю решению экономических задач, так как российская школа имеет хорошие математические традиции. Использование задач практического характера превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Я считаю, экономике надо учить так же, как и физике, математике, химии: через задачи, во всяком случае с широким их использованием. Хитрая задача, изощренно решенная в классе, либо предложенная ученику в виде домашнего задания, над которой пришлось изрядно поломать голову, наверняка обеспечит лучшее понимание и запоминание темы, чем пересказ очередного параграфа из учебника.
Проведение учебных экспериментов на основе имитационной деятельности, которые помогают приобретению, применению и проверке знаний, стали традиционными на моих уроках. В процессе изучения темы "Маркетинг", "Менеджмент" учащимся предлагается закрепить и проверить свои знания с помощью деловой игры МЭКОМ (моделирование экономики). Учащиеся с удовольствием играют в эту игру, так как используются компьютеры. Зная формулы и условия, при которых происходит максимизация прибыли, учащиеся моделируют поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции или монополии. Введение имитации в урок экономики зачастую делает его уроком жизни для ребенка, создает возможности для самореализации личности в условиях, приближенных к реальным. Углубляя понимание экономических понятий, тренируя в практическом использовании их в реальной задаче, в выборе решения и определении модели рационального поведения по законам деловой этики, имитационные методы активизируют процесс развития личности в области экономики.
Обучающиеся, поставленные в условия, приближенные к действительности, развивают предпринимательскую стратегию, принимают решения, связанные с риском, проводят сравнения между заданными условиями и достигнутым результатом.
Использование информационных технологий помогаем мне при подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам по экономике. Анализируя результаты выступления детей на областных и российских олимпиадах, можно сделать вывод, что использование новых информационных технологий приносит хорошие результаты. Учащиеся школы № 27, с которыми я занимаюсь, с 2001 по 2004 год занимают призовые места на городских, областных и Всероссийских олимпиадах по экономике и основам предпринимательской деятельности.
От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет преподавателю построить более эффективно учебный процесс.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ
Казанцева Т.В., ассистент
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол
На пороге двадцать первого века перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информации общества. Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Человек, умело и эффективно владеющие технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшие проблемы, к организации своей деятельности. Владение информационными технологиями ставиться в современном мире в один ряд с таким качеством, как знание языков. Возрастающая роль компьютерных технологий представляет пользователю новые возможности, которые способны повлиять на его образование, мировоззрение и творческий потенциал.
Научным фундаментом процесса информатизации общества является достаточно новая дисциплина- информатика. В широком смысле информатика- это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко-машинных системах. Сейчас ведётся много споров, какой быть в школе в двадцать первом веке, чтобы она соответствовала требованиям и запросам современного общества. Социальный заказ общества системе образования состоит в том, что выпускник школы должен свободно работать на персональном компьютере, так как это потребность продиктована временем, уровнем развития экономики. Как показывает практика, без новых информационных технологий нельзя представить современную школу.
Важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.
Возникает вопрос: "С какого класса, возраста детей необходимо начинать преподавать информатику? Для чего ее изучать в том или ином возрасте?" На этот вопрос, на сегодняшний день нет однозначного ответа. Сегодня в СМИ можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины.
Прежде всего, для того, чтобы начать преподавание информатики необходимо проанализировать имеющиеся учебники остановить выбор на каком-то из них, поскольку изучение предмета без пособий на бумажных носителях непривычно детям, поскольку у них разная способность к запоминанию, усвоению материла, быстрота мышления. Следовательно, разрабатывая программу по курсу информатики необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на качество преподавания: степень психической готовности ребенка к восприятию нового информационного потока, стимулирование интеллектуальных функций мышления ребенка, обеспечение учащихся школы равным доступом к образовательным ресурсам высокого качества, изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников к жизни в условиях информации общества.
Изучение каждой образовательной линии должно быть построено таким образом, чтобы ученик, переходя из параллели в следующую параллель, повторял темы на более высоком уровне, а с отдельными разделами знакомился впервые. Например, изучение темы "Информация и информационные процессы" происходит в 6, 7, 8 классах.
Существуют определенные преимущества преподавания информатики с начальной школы. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.
На уроках информатике формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработке информации. В связи с этим на уроке информатики можно широко использовать разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких школьных дисциплин как математика, природоведение, английский язык и т. д. Из урока в урок выполняются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Стимулируется самостоятельность и активность при решении задач. Привлечение компьютера рассматривается как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, создаёт обучающую среду, в которой обеспечивается обратная связь в процессе решения задач.
В нашей стране практика переноса курса информатики в сферу начального образования стала складываться в начале девяностых годов. В 1995 году коллегия Министерства образования РФ признала целесообразным выделение трёх этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе, первым из которых признан пропедевтический этап (1- 6 классы). К настоящему времени разработано несколько учебных программ по информатике для начальной школы, среди которых хорошо известны "Информатика в играх и задачах" (авторский коллектив под руководством А. В. Горячева), "Информатика для малышей" В.В. Дубининой, модули для начальной школы "Информационная культура" (авторы Ю. А. Первин и др.), "Информатика" (Учебная книга "Шаг за шагом"). Одни программы ориентированы на безмашинный вариант обучения, другие предусматривают использование компьютеров, программно-методического комплекса Роботландия, широко известного в Российских школах, а также других компьютерных программ учебного назначения.
В приказе Министерства Образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года №393 о "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" сказано, что в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: разработать и ввести в действия государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; формировать компьютерную грамотность и ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы [Приказ МО РФ 2002 год: 53]. Поэтому на данном этапе развитии информатизации общества, дети не просто должны знать о существования компьютера и иметь представления о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой. Поэтому, по моему мнению, каждая школа имеет право решать, с какого класса следует изучать предмет "Информатика", ориентируясь в основном на контингент учащихся, на их готовность к восприятию данной дисциплины, а также на техническое оснащение компьютерной техникой самой школы.
Литература
1. Кругова И.В. Программа непрерывного курса основной школы по информатике, 2003 г.
2. Малютина Л.М. Единое информационное пространство школы и формирование информационной культуры, 2002 г.
3. Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования// Информатика и образование. 1989г.N5.
4. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. Свердловск, 2001 г.
5. Закон Российской Федерации об образовании, введённый в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом (с изменениеями на 25 июля 2002 года).
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ
Карнаухова М.В., ст. преподаватель
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол
Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. Современные компьютерные дидактические программы (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы - архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиа-технологий, которые возникли на стыке многих отраслей знания. Использование цветной компьютерной анимации, высококачественной графики, видеоряда, схемных, формульных и справочных презентаций позволяет представить изучаемый курс в виде последовательной или разветвляющейся цепочки динамических картинок с возможностью перехода (с возвратом) в информационные блоки, реализующие те или иные конструкции или процессы. Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. А, как известно, "золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).
Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих и контролирующих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием новых информационных технологий (НИТ).
Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов. Важным моментом здесь является обеспечение оптимального сочетания излагаемого лектором материала с показом видеоматериалов. Используемые видеоматериалы могут быть различными: видеослайды, элементы и средства универсальных офисных программ. Видеослайды - это фрагменты основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором. Элементы и средства офисных программ - это встроенные функции, процедуры и др., используемые для решения различных типов задач (например, математические, статистические и финансовые функции, процедура "Поиск решения..." электронных таблиц и др.). Подготовка и чтение лекции с использованием цифровых видеоматериалов предъявляет высокие требования к квалификационному уровню преподавателя-лектора и интенсифицирует его труд. Подбор материалов для видеослайдов, определение формы их представления на демонстрационном экране, встраивание цветовых, звуковых и иных мультимедиа эффектов, оптимальная взаимоувязка излагаемого текстового материала с материалами видеослайдов - вот неполный перечень новых элементов, с которым сталкивается лектор при чтении лекции с использованием цифровых видеослайдов. Здесь нет единого методического подхода, все зависит от особенностей изучаемой дисциплины и мастерства преподавателя.
В отличие от традиционных видов наглядных средств (записи на доске, плакаты, слайды для диапроектора и др.) цифровые видеослайды могут быть не только использованы в процессе чтения лекции, но и предложены студентам на электронных носителях, а также установлены на образовательном сервере вуза для дистанционного доступа, т.е. они могут храниться, накапливаться, модифицироваться, тиражироваться.
Существенным компонентом процесса обучения является контроль усвоения знаний. В традиционной системе он реализуется в аудитории в форме контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов. В системе, базирующейся на современных информационных технологиях обучения, существенная часть контрольных мероприятий возлагается на компьютерные тестирующие программы
В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жесткое самотестирование, контрольное тестирование.
В первом случае обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный). Во втором для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат тестирования не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебнику и реализуются как его неотъемлемая часть. Последний вариант предполагает, что результат тестирования учитывается при оценки уровня знаний.
Использование компьютерных технологий предоставляет новые способы и возможности ведения образовательной деятельности. Они эффективны и могут значительно повысить качество обучения и помочь в разрешении проблем. Это, в первую очередь, использование виртуальных компьютерных лабораторий. Виртуальные компьютерные лаборатории - это различные по степени сложности программы: это могут быть простые модели, представляющие модель одной лабораторной работы до сложных программ, представляющих универсальные лаборатории. Отдельные примеры простых лабораторных работ встречаются на страницах Интернета, например виртуальный осциллограф для наблюдения фигур Лиссажу. Виртуальные компьютерные лаборатории разрабатываются группами опытных ученых-программистов вузов. На сайтах вузов, разработчиков компьютерных лабораторий, представлена рекламная информация и демоверсии лабораторных работ.
Одной из форм компьютерных обучающих систем является электронный учебник. Электронный учебник - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, а именно, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность, а также математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Электронный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь), задание ориентиров для самообразования. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени на обучение и автоматически обеспечивает целостность дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с электронным учебником. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне, так как электронный учебник дает возможность работать в наиболее приемлемом для обучаемого темпе, обеспечивает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае компьютером. Весь обязательный учебный материал в мультимедиа-учебниках переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов и т.п.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создает мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения; гиперсреда позволяет расширить возможности информационного воздействия на пользователя и вовлекает обучаемого непосредственно в процесс обучения.
К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на долгий срок и позднее легче восстанавливаются при применении на практике после краткого повторения) и др. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Кроме того, следует отметить, что применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Карнаухова М. В., ст. преподаватель
Деменко А. Ю., студент группы 150
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол
Ряд педагогов считает использование компьютеров при обучении младшеклассников целесообразным. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что определенная адаптация начального школьного звена к компьютерному веку необходима.
Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ для сферы образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Это отмечено в докладе Министра общего и профессионального образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО (июль 1995 г.), национальном докладе Российской Федерации "Политика в области образования и новые информационные технологии". Задачи информатизации образования выделены отдельным абзацем в разделе "Научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность" документа "Реформа образования в РФ: Концепция и основные задачи текущего этапа".
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок и электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Значительно меняется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный результат игры, вследствие пробелов в знаниях, побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. Данный метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей многих учителей, методистов, психологов - всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит своих учеников и отдает им себя.
Аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является и принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.
По сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно "дружественное" по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов.
Использование программной системы позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает предпосылки формирования определенной направленности познавательных интересов, повышение общей культуры. Развитие вербального интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы. Особый интерес у учащихся и у педагогов вызывает адаптированный графический редактор. В коррекционной работе он используется в основном для развития зрительного анализа и синтеза. Творческий подход выражается в том, что ученики используют элементы редактора не только как части букв, но и конструируют орнаменты, геометрические фигуры, выполняют творческие работы.
Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения.
Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями - гигиеническими и учебными.
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Учебные требования можно найти в "Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе" Министерства образования Российской Федерации (Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13). В этих документах описывается целый ряд советов и рекомендаций к организации работы детей на компьютерах. Некоторые из них легко выполнимы, однако выполнить определённую часть в современных условиях школ Старого Оскола непросто. Особенно усложняют обучение требования к продолжительности учебного занятия.
Таким образом, при обучении младших школьников с компьютерной поддержкой и при разработке своих программ обучения необходимо учитывать все гигиенические и учебные требования. Уроки с использованием компьютера должны проводится наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.
Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Косичкина В.Л., учитель
МОУ "СОШ №30"
г. Старый Оскол
Будущее требует огромного запаса знаний
в области современных технологий
Крейг Барретт
Количество информации в современном обществе стремительно растет, человек оказывается погруженным в океане информации. Для того чтобы в этом океане "не утонуть", необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.
Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с информацией, представленной во всех этих формах, становиться также социально значимым.
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием базовых информационных технологий (Кушниренко, 2003).
Программа Intel(r) "Обучение для будущего" разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org) и переведена на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Главным в обучении по программе является освоение учителями педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения. Курс состоит из 10 модулей аудиторных занятий, по ходу обучения которых слушатели работают над учебным проектом, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои собственные исследования. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов для последующего использования на уроках и внеурочное время (Ястребцева,2004).
В том, что технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников, я убедилась при создании проекта "Информационный путь" по программе Intel(r) "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft(r)).
Проект "Информационный путь" включает в себя следующие учебные темы:
1. Представление информации.
2. Язык как знаковая система.
3. Кодирование информации.
4. Представление информации в живых организмах.
5. Представление информации с помощью систем счисления.
Целью учебного проекта "Информационный путь" является формирование информационной грамотности учащихся. Под методическими задачами проекта понимают задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков: ознакомление учащихся с понятиями "представление информации" и "кодирование информации"; формирование логического мышления, умения определять проблему и пути ее решения; формирование умения работать в группе.
Основополагающий вопрос проекта "Информационный путь": зачем нужны разные способы представления информации, охватывает темы нескольких образовательных направлений (информатика, русский язык, история, биология).
Создание проекта "Информационный путь" предполагает работу в пять этапов: организационный (определение групп учащихся-исследователей), теоретический (изучение литературных источников), практический (оформление теоретического материала в виде мультимедийной презентации, буклета, веб-сайта), исследовательский (разработка общей темы исследования) и итоговый (обработка полученных результатов, подведение итогов работы проекта). Предполагаемое время выполнения проекта - 1 четверть.
На организационном этапе называется тема проекта и основополагающий вопрос, определяются группы учащихся-исследователей и обозначаются направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы. На данном этапе в результате участия в проекте "Информационный путь" учащиеся ищут ответы на следующие вопросы: Как можно представить информацию? Чем различаются естественные и формальные языки? Каковы особенности Старинной русской системы счисления? Какую форму представления информации выбрали астрологи? Чем объяснить странные противоречия в числах? На теоретическом этапе группы учащихся-теоретиков проводят сбор информации по соответствующему вопросу исследования. На практическом этапе учащиеся-практики создают в соответствии с темой исследования мультимедийную презентацию в Microsoft PowerPoint, буклет в Microsoft Publisher и веб-сайта в Microsoft Publisher. На исследовательском этапе проекта "Информационный путь" группы учащихся объединяются в одну общую группу и исследуют вопрос УСКИ (универсального способа кодирования информации). Суть УСКИ: использование при записи информации метода зеркального отражения символов (т.е. символы записываются в обратном порядке без учета знаков препинания, символа "пробел" и прописных букв). Данный факт был получен учащимися в результате социологического опроса, участникам которого предлагалось расшифровать информацию, закодированную по УСКИ с учетом и без учета символа "пробел". На итоговом этапе в результате разработки проекта "Информационный путь" были созданы: "визитная карточка" проекта; презентация, буклет и веб-сайт проекта учителя; презентация, буклет и веб-сайт учащихся; тестирование в рамках проекта "информационный путь"; критерии оценивания работ учащихся. На защите проекта были представлены материалы УМП (учебно-методического пакета).
Таким образом, реализация проекта "Информационный путь" ориентирована на широкое использование учениками в самостоятельной урочной деятельности информационных технологий. Это говорит о том, что организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников эффективна с использованием базовых информационных технологий.
Литература
1. Ефимова О., Морозов В., Угринович. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.
2. Информационная культура: Новые информационные технологии. 11 кл.: Учебное пособие для образоват. Учреждений / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.А. Кузьменко и др. - М.: Дрофа, 2003.
3. Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ИРО, 2003.
4. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2001.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
6. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2004.
7. Интернет ресурсы: www.dvo.ru, www.gmcit.murmansk.ru, www.gym.baical.ru, www.stu.ru, www.vvsu.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Кравцова О.С., ассистент
Ларин Г.В., Ларин С.В., студенты 620 группы
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол
Можно ли учить педагогическому творчеству? Может быть, главная задача - дать конкретные знания по методике предмета, вооружить рядом типовых технологии, научить применять их практической деятельности?
Ведь утверждает же педагогическая наука, что труд педагога не может быть не творческим, так как любое педагогическое решение всегда исходит из учета нестандартных факторов.
А с другой стороны - не о каждом учителе можно сказать, что он творческий учитель. Легко ли научиться педагогическому творчеству? Очевидно, потребность в творческой деятельности у студентов не должна складываться стихийно, в силу его личных качеств ее надо формировать и воспитывать.
Следует помнить о психологической закономерности формирования творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью.
Решающим и необходимым условием организации подготовки будущего учителя является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу и овладение ее методикой.
Подготовка будущего учителя к исследовательской, творческой педагогической деятельности начинается с первых дней обучения в вузе. Ее сущность заключается в том, чтобы прививать вкус к профессии, раскрывая личность студента, его творческий потенциал.
Чтобы добиться этого, будущий учитель должен быть вооружен общими способами методических действий:
- логикой обдумывания урока;
- умением работать с литературой;
- навыками организации самостоятельной работы, создающей благоприятные условия для развития творческого мышления;
- умением обосновывать выбор тех или иных методических приемов.
Не всякий учитель становится творцом, но творческий учитель обязательно должен уметь сравнивать, делать выводы, давать оценку с точки зрения как математики, так и педагогики и психологии, оценивать положительные и отрицательные стороны методических подходов; должен быть знаком с различными психолого-педагогическими и методическими исследованиями. Этому способствует система организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
На первом познавательно-ознакомительном этапе преобладает аудиторная самостоятельная работа, которая вначале ориентирована на репродуктивную деятельность с элементами поисковой и творческой.
При изучении математических дисциплин, методики преподавания математики в начальной школе студенты учатся, записывать тезисы лекций, подбирают дополнительный материал к уроку, составляют таблицы, схемы, выполняют упражнения, формируют определения на основе примеров, работают с дополнительной справочной литературой.
На втором этапе частично-поисковой самостоятельной работы повышается роль продуктивных заданий, в том числе исследовательского характера.
Студенты конспектируют статьи педагогических журналов, газет; готовят выступления на семинарских занятиях, изготавливают дидактический материал, наглядные пособия к урокам математики, разрабатывают фрагменты уроков и уроки в целом, проводят микроисследования на определенную тему; готовят аннотации, аннотированные каталожные картотеки по материалам журнала "Математика в школе", газеты "Первое сентября" и ее приложение "Математика" и т.д. При проведении занятий студенты учатся анализировать ответы, выступления однокурсников, решают ситуативные педагогические и методические задачи.
На третьем этапе интенсификации самостоятельной работы студенты выполняют курсовую работу, содержащую элементы педагогического исследования или эксперимента, выступают с докладами, рефератами своей научно-исследовательской работы на студенческих, научно-практических конференциях.
Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы студентов разработаны дидактические средства управления самостоятельной работы: рекомендации, памятки, схемы, образцы, вопросники, программы наблюдений и исследований.
В настоящее время творчество рассматривают как деятельность по созданию чего-то нового, имеющего определенную материальную или духовную ценность.
Важнейшей задачей учителя является установление природных задатков и особенностей каждого ученика, оказание ему помощи в развитии его способностей, интересов и склонностей.
Необходимым условием этого является пересмотр взглядов на сущность педагогической профессии. Она не сводится к деятельности по передаче учащимся определенной системы знаний, умений и навыков, по контролю и оценке их успеваемости и развитию у них каких-то способностей в процессе такого обучения.
Важно понять, что "передать" знания, умения и навыки невозможно, ибо это не реальные объекты, существующие вне человека, а особые психические качества ученика, которое формируются лишь в процессе его собственной деятельности.
Поэтому учитель лишь может дать учащимся нужную информацию, показать образцы формируемых знаний, умений, но главная его задача - организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у школьника по данным образцам соответствующих умений и навыков. Педагогу необходимо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
Чтобы подготовить выпускника к выполнению этой задачи, преподавателю необходимо строить педагогический процесс таким образом, чтобы с первых дней обучения в вузе учебные занятия по изучению теоретических дисциплин преимущественно проводились в форме индивидуальной или коллективной самостоятельной деятельности самих студентов. То есть процесс обучения становится процессом исследования и решения проблем данного предмета.
При изучении теоретических основ начального курса математики студенты выполняют систему тренировочных, поисковых, проблемных заданий, диагностирующих сформированность математических понятий, способов действий, алгоритмов преобразований по различным уровням усвоения. В дальнейшем эта работа выполняется при изучении методики преподавания математики в начальных классах. На занятиях студенты вовлекаются в позицию активного, размышляющего слушателя. На занятиях практикуются дискуссии, проблемные ситуации, различные групповые работы.
На практических занятиях по методике преподавания математики студенты готовят тесты, терминологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, которые будут использоваться при проведении пробных уроков.
Большое внимание уделяется работе с преградами по математике, школьными учебниками. Основная задача - научить использовать их как нормативную модель, ориентир и, развивая у студентов методическое мышление и зоркость, анализировать как стабильные, так и экспериментальные.
С первых практических занятий в ходе групповой работы преподаватель учит студентов формулировать тему, цели конкретных уроков, выделяя те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у младших школьников в процессе изучения раздела, темы урока.
В ходе систематической работы с программами, учебниками студенты учатся выделять в содержании главное, существенное, устанавливать связь с второстепенным. Отдельно работают с упражнениями и иллюстрациями учебников: учатся видеть их методические возможности, устанавливать дидактические цели, анализировать с точки зрения развивающей значимости, определять, на каком этапе сформирования понятии целесообразно использовать данные задания. Студенты учатся формулировать задания учебника, дают сравнительную оценку их сложности, воспроизводят рассуждения учащихся.
Большое внимание уделяется сравнительному анализу содержания как традиционных программ и учебников по математике /1-З, 1-4/ так и альтернативных, потому что студенты должны самостоятельно сопоставлять исследуемые объекты, обязательно давать собственную оценку анализируемых материалов.
Задолго до проведения практики студенты учатся составлять фрагменты уроков, использовать различные приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников, владеть различными формами ее организации.
Эффективным способом совершенствования является письменный самоанализ проведенного занятия или его фрагмента. Если студент видит свои удачи и промахи, анализирует их причины, устанавливает связи между приемами, методами и достигнутыми результатами, осознает, насколько эффективно он организовал деятельность школьников, значит, он стоит уже на первой ступеньке лестницы, ведущей к педагогическому творчеству.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Кравцова О.С., ассистент
Пухова Д.А., Попова Ю.Ю., студенты 620 группы
СОФ ГОУВПО "БелГУ"
г. Старый Оскол
Важной формой профессионального становления учителя является педагогическая практика, позволяющая синтезировать теоретические знания и практический опыт студента.
Практика помогает реально формировать в условиях педагогического процесса методическую рефлексию молодого учителя, когда предметом его размышлений становятся средства и методы собственно- педагогической деятельности, процесса выработки и принятия практических решений.
Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.
Затруднения у будущих учителей возникают в зависимости от их индивидуальных особенностей, характера подготовки и профессиональной направленности. Особенности класса и отдельных детей также влияют на педагогический процесс, поэтому объективный анализ своей деятельности помогает студенту найти педагогически целесообразный выход.
Практикант учится определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений, а какие обусловлены личностными качествами.
В процессе педагогической практики студенты за годы обучения выполняют различные функции учителя, в результате чего у будущего учителя углубляются и закрепляются теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинам, методикам обучения; формируются и развиваются педагогические умения и навыки, педагогическое сознание и профессионально-значимые качества личности.
Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы со школьниками в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта способствует развитию педагогической культуры; формирования творческого мышления, индивидуального стиля педагогической деятельности, исследовательского подхода к ней. Студент привыкает к ритму педагогического процесса, начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений и связей.
То, что приятно и удачно осуществлялось в процессе теоретической подготовки, имитационных тренингов, совсем по-другому реализуется в непрерывном общении с детьми при решении тех или иных реальных педагогических проблем. Обучение будущего учителя, как и его профессиональное воспитание в процессе практики осуществляется буквально на каждом шагу: наблюдает ли студент урок или какие-либо внеурочные формы работы, видит, как общается учитель с детьми в различных ситуациях, сам проводит учебную или воспитательную работу, присутствует на анализе уроков учителей или сокурсников, сам делает анализ или самоанализ своих педагогических попыток.
Работая с детьми, студенты убеждаются, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющихся знаний оказывается недостаточно, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития. На практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у будущего учителя представлены слабо.
В ходе практики студент развивается и в личностном и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто ориентироваться на здравый смысл и житейский опыт.
В ходе практики идет дальнейшее овладение студентами методами, приемами, средствами проведения уроков, внеклассных занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Практиканты учатся планировать, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий, изготовляют наглядные пособия, дидактический материал к занятиям, осуществляют самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализируют уроки и других практикантов.
Для обучения студентов формулировать цели урока, прогнозированию возможных затруднений учащихся при изучении материала урока, подборе и разработке упражнений на закреплении материала, продумыванию организации деятельности учащихся на уроке могут помочь "логические цепочки", которые можно использовать также при решении любых заданий.
В логической последовательности указывается, что должны знать дети, чтобы освоить решение данного задания. Во второй половине цепочки указывается где, на каком этапе обучения дети будут применять данные знания и умения.
В процессе выполнения пробных заданий урок приобретает целостный характер, наблюдается хорошая работа по обобщению и систематизации знаний.
Для помощи студенту в подготовке уроков используется различного вида памятки, схемы анализа уроков, рекомендации по анализу деятельности учителей, рекомендации по работе с детьми.
Особое внимание при подготовке студентов к педагогической деятельности уделяется построению личностно-ориентированной модели образовательного процесса, когда развитие каждого ребенка осуществляется с учетом его возможностей и склонностей. Для развития самоценных форм активности учащихся, предлагаются задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии.
Помогает в осуществлении этой работы использование дидактических игр, заданий развивающего, проблемного характера, проведение уроков в нестандартном виде.
Использование рекомендаций по совершенствованию индивидуального стиля своей педагогической деятельности, по индивидуальной работе с детьми стимулирует проведение студентом - практикантом исследовательской экспериментальной работы, позволяет более точно и осознанно определиться в своей готовности и пригодности к педагогической деятельности. Именно в этот период студенты убеждаются в истинности положения о том, что знаний учителя никогда не бывает слишком много: чем их больше, тем яснее понимаешь, как их мало, чтобы всегда соответствовать запросам и потребностям детей.
Путь к профессионализму начинается, как правило, после окончания учебного заведения. Появление творчества находится в прямой зависимости не только от личных качеств человека, но и от степени участия личности в практической деятельности, поэтому, при подготовке выпускников к самостоятельной учительской деятельности, надо создавать базу для развития методического творчества у молодых учителей.
Однако, уже в процессе сочетания различных форм теоретического и практического обучения в вузе наши студенты развивают исследовательские способности, способности к нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные, артистические и другие способности подобного рода. Этому способствует знакомство с творчески работающими преподавателями и педагогическими коллективами, выполнение исследовательских заданий, создание атмосферы постоянного поиска в преподавательском и студенческом коллективе.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ИНФОРМАТИКЕ
Лебедева Н. Н., учитель
МОУ "СОШ №30"
г. Старый Оскол
Постоянное увеличение объема информации, динамичность окружающего нас мира требуют непрерывного изменения содержания образования, использования новых технологий, совершенствования методик преподавания, в частности внедрения различных вариантов дифференцированного обучения. Одной из форм инновационных педагогических технологий являются элективные курсы. Это новая форма обучения, которая позволяет прекрасно сочетать базовое образование с профессиональной специализацией в достаточно узкой области. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся. На сегодняшний день можно выделить три основных типа элективов:
1. "Надстройка", дополнение над содержанием профильного курса.
2. Развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которых осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
3. Удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях, выходящих за рамки выбранного им профиля.
Все предлагаемые на сегодняшний день курсы по информатике можно отнести к последним двум типам, так как профильное изучение информатики все-таки не получило широкого распространения.
Условиями разработки и проведения элективных курсов являются:
- преемственность и интеграция, обеспечивающие построение образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
- доступность, способствующая выбору образовательных программ соответственно потребностям, возможностям и способностям каждой личности;
- открытость и мобильность, дающая возможность личности повысить свой образовательный уровень, выбирая свой путь в образовательном пространстве;
- уровневость, ступенчатость, многообразие профилей;
- завершенность и полнота.
Обобщая все предлагаемые на сегодняшний день программы элективов по информатике можно выделить следующие направления:
- "Технология создания сайтов"
- "Компьютерная графика"
- "Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами"
- "Учимся проектировать на компьютере"
- "Компьютерное моделирование: сферы и границы применения"
- "Новый инструмент музыканта"
Используя программное и методическое обеспечение кабинета информатики в нашей школе, я разработала собственный элективный курс
"Как рисовать на компьютере?"
Содержание:
1. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики.
Противопожарная безопасность. Первая мед. помощь.
2. Компьютерная графика. Обзор графических редакторов.
3. Программа векторной графики Corel Draw. Окно программы
4. Создание объявления. Группировка и дублирование объектов. Вставка текста. Сохранение рисунка.
5. Работа над визиткой. Вращение объектов. Прилипание объектов к направляющей. Меню эффектов. Изменение размеров визитки.
6. Создание цветного бланка предприятия. Логотип. Градиентная заливка.
7. Создание простой открытки. Задний и передний план.
8. Создание приглашения на вечеринку. Эффект кривизны. Сегмент круга. Фрактальные заливки.
9. Создание сложной открытки. Коллекция "Clip art". Разгруппировка картинок. Трехцветный переход в заливках. Панель дополнительных настроек эффекта. Текст по кривой линии.
10. Работа над собственным проектом.
11. Работа над собственным проектом.
12. Работа над собственным проектом.
13. Защита проекта.
14. Сканирование изображений.
15. Работа с растровым редактором PhotoShop. Окно программы.
16. Сохранение изображений. Форматы. Изменение размеров и разрешения.
17. Увеличение контрастности изображения.
18. Настройка баланса цветов.
19. Коррекция цветовой палитры.
20. Регулирование яркости и контрастности отдельных участков.
21. Искусство ретуши.
22. Эффект красных глаз.
23. Восстановление старых фотографий.
24. Послойное создание изображений.
25. Работа с текстом.
26. Трансформация объектов.
27. Произвольные заливки, альфа-канал.
28. Как убрать лишнее пространство.
29. Перенос изображений на новый фон.
30. Интересные эффекты.
31. Работа над собственным проектом.
32. Работа над собственным проектом.
33. Работа над собственным проектом.
34. Защита проекта.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ликинцева И.В., учитель
Грищенко Л.И., учитель
МОУ "СОШ № 17"
г. Старый Оскол
Эстетическое воспитание представляет собой одну из подсистем духовной культуры человека, ее составную часть. Стремление человека к прекрасному, гармонии, творчеству естественно. Поэтому ни одна область знаний не может быть оторвана от эстетического воспитания.
Использование вычислительной техники в школах дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения.
Задача учителей - и через эстетическое воспитание, и через умение работать с компьютером привести ребенка к творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, творить, созидать.
Проблемы эстетического развития при работе с компьютером еще не получили должного освещения, однако все чаще стали затрагиваться вопросы, связывающие в единую цепочку искусство, воспитание и компьютер.
Рассматривая вопрос о связи информатики и эстетического воспитания, хочется выяснить, какова в этом роль учителей информатики, музыки и ИЗО.
Сегодня учитель информатики должен знать очень многое: классы вычислительных машин, среды программирования, алгоритмизацию, прикладное программное обеспечение и т. д. Всего даже не перечислишь. А если учесть, что информатика сегодня продолжает стремительно развиваться, то возникает вопрос: а не забыли ли мы о ребенке, его мире, эмоциях, интересах, эстетическом развитии во всех этих технических устремлениях?
На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.
На интегрированных уроках информатики и музыки учителя ориентируются на развитие творческих способностей через овладение средствами компьютерных информационных технологий, сочинение пьес, собственных аранжировок.
Школьные компьютеры с программным музыкальным обеспечением могут стать инструментом приобщения детей к культуре, так как у каждого ребенка появится замечательная возможность воспроизводить музыкальные произведения без музыкальных инструментов.
Компьютерная графика все шире проникает во все сферы жизни и деятельности людей. Поэтому возможно проводить уроки ИЗО в компьютерном классе, где ребенок может моделировать как реальный, так и фантастический мир, создавать персонажи, различные по пластике, характеру и настроению, легко менять не только цвет, но форму предмета, а, следовательно, и характер. Компьютер - хорошее средство изучения композиционных средств.
Работа с различными арт-энциклопедиями позволяет учащимся зрительно знакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать языковые стилистические элементы, сравнивать стилевые особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работе с информацией: визуальной и текстовой.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - задача преподавателя ИЗО.
Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это, в свою очередь, подтолкнет их к новым творческим задумкам. В момент создания компьютерного рисунка активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. Рисунок как бы складывается из отдельных элементов, создавая единое образное целое, подчиненное творческому замыслу художника.
Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики и учителя ИЗО. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!
Что же дают детям подобные уроки интеграции этих двух предметов - изобразительного искусства и информатики? Развивается фантазия, формируется художественный вкус, дети хотят узнать как можно больше, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.