<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Использование умения работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только эти предметы, но и саму информатику, так как дети видят практическое применение своих компьютерных знаний. Развитию творческих способностей и самостоятельного мышления способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь.
  Начиная с первых лет обучения в школе, ребята знакомятся с инструментами и примитивами графических и текстовых редакторов, а также имеют возможность воспроизводить мелодию в музыкальном редакторе.
  В среднем и старшем звене задача эстетического воспитания решается при работе с более сложными программами: графический редактор Paint, графическая система Adobe Photoshop, текстовый процессор Word, при создании презентаций.
  Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы - вот главная цель учителя.
  Если рассматривать информатику как предмет художественно-эстетического цикла, то через общение с прекрасным станет возможным формирование творческой личности, раскрепощение сознания ребенка и развитие образного мышления. Стоит отметить, что в этом процессе особую значимость приобретает собственная увлеченность и мастерство учителя. Его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя могут послужить недостающим звеном или первой ступенькой для раскрытия творческого потенциала ребенка, для, самоопределения и самореализации учащегося в эстетической деятельности.
  Из вышесказанного следует, что интегрированные уроки информатики, музыки и изобразительного искусства способствуют решению проблем эстетического воспитания и развитию творческих способностей обучающихся.
 Литература
 1. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями. - М., 1999. Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
 2. Копцева Т.А. Природа и художник: Пособие для педагога. - М. :Интерпракс, 1994.
 3. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения.  М.: Радио и связь, 1997.
 4. Дивиенко О. В. Эстетика. М.: Аз, 1995
 5. Ленский В. Е., Лепская Н. А. Компьютер в художественном образовании. М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
 6. Неменский Б. М Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ, №2-2000
 
 
 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  Мишустина С.И., учитель
  МОУ "СОШ № 27"
  г. Старый Оскол
 
  Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества. В период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно соответствует поставленной цели образовательная область "информатика". Учитывая нечеткость границ научной области информатики и отсутствие возможности в рамках школьного образования осветить весь спектр направлений, актуальной представляется разработка такой программы, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения и овладению современными информационными технологиями.
  Современное общество отводит информатике интегрирующую роль среди школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения разноплановых задач, появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.
  На этом основании мною была разработана обучающая программа для начальной школы по естествознанию "Веселое путешествие", которая направлена на реализацию образовательных целей и задач, соответствующим требованиям современного общества.
  Данная программа разработана в среде Delphi7, ориентирована на учащихся 3-4 класса начальной школы и включает в себя систему заданий, которая формирует восприимчивость к новым идеям, развивает интерес младшего школьника к творческой познавательной деятельности и является основным путем полноценного воспитания.
  Обучающая программа "Веселое путешествие" ориентирована на развитие мышления и творческого потенциала.
  1. Мышление. Большой акцент в обучающей программе ставится на развитие мышления, определяющего способность младшего школьника оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Происходит закрепление ранее изученных понятий в курсе естественнонаучных дисциплин. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь, необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
  2. Творческий и познавательный потенциал. При работе с обучающей программой "Веселое путешествие" обеспечивается инициативность в познавательной деятельности. Формируется самостоятельность суждений, способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, а также наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность искать место данному факту (событию) среди явлений, что часто является условием формирования в сознании младших школьников целостной картины мира. Ребенок понимает и принимает допустимость разных ответов на один вопрос. Формируется склонность к размышлению, потребность и умение аргументации своего мнения.
  Творческой считается такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. В процессе работы с программой "Веселое путешествие" развивается способность к самостоятельной творческой деятельности, что требует значительных усилий со стороны ученика. В результате такой работы с данной программой у младшего школьника возникает желание действовать творчески, отвечать на поставленный вопрос, выполнять работу самостоятельно, таким образом, происходит формирование творческого мышления.
  Обучающая программа "Веселое путешествие" формирует:
 1. Информационную культуру младшего школьника, по которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
 2. Культуру мышления. Работа с программой влияет на развитие интеллекта, мыслительных процессов, формирует чувственный опыт, умение анализировать, делать вывод, устанавливать закономерности и связи.
 3. Эстетическую культуру, в основе которой лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком.
 4. Экологическую культуру, в основе которой лежат знания о природе Земли, умения улучшить состояние окружающей среды, воспитание потребностей, направленных на здоровый образ жизни.
 5. Духовно-нравственные ценности - обогащение нравственного опыта младших школьников, воспитание у них любви к своей Родине, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде, целостной картины мира.
  Таким образом, использование обучающей программы "Веселое путешествие" на уроках естествознания в начальной школе развивает логическое мышление, творческий и познавательный потенциал, коммуникативные способности младшего школьника. Использование этой программы соответствует требованиям современного общества, которые ставят акцент на интегративный характер информатики. Это говорит о том, что использование компьютера в начальной школе позволяет закрепить ранее изученные понятия, пройденные младшими школьниками на уроке естествознания, а также развивает интерес к учебному предмету "информатика" и информационную культуру учащихся.
  Использование программы "Веселое путешествие" позволяет достигнуть решения основной задачи курса естествознания в начальной школе: формирование у учащихся единого ценностно окрашенного образа мира. На этой основе происходит формирование у младших школьников современной картины мира, чувства уважения к своему предметному и социальному окружению.
  Таким образом, программа "Веселое путешествие" направлена на достижение следующих целей:
 1) интеграцию информатики в начальную ступень образования;
 2) формирование информационной культуры учащихся;
 3) формирование естественнонаучных понятий и целостной картины мира.
  Применение обучающей программы на уроках естествознания имеет важное мировоззренческое значение, так как ее использование закрепляет знания о природе, общества, технике в окружающем ребенка мире, что соответствует требованиям современного информационного общества.
 
 
 О ВЫРАВНИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
 ПО ДИСЦИПЛИНАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА
 Нездоровин В.И., ст. преподаватель
 СОФ ГОУВПО "БелГУ"
 г. Старый Оскол
 
  Целью настоящей статьи является обоснование необходимости выравнивающего обучения и выработка предложений по его организации. При этом под выравнивающим обучением подразумевается комплекс мероприятий по уменьшению разрыва в знаниях, умениях и навыках студентов (преимущественно первых курсов и в первую очередь по разделу компьютерных технологий), возникающего по различным причинам. Первой среди этих причин является неравномерность технического и программного оснащения школ, разница в уровне квалификации учителей информатики и т.п.
  Опыт обучения студентов по специальности 030100 показывает, что имеет место значительная разница в уровне подготовки первокурсников по школьному предмету "Информатика", особенно в области информационных технологий.
  Естественно, выпускник городской школы, прошедший допрофессиональную подготовку по специальности "Программирование" или "Оператор ЭВМ", имеющий дома современный ПК и папу-программиста, и выпускник сельской школы, в которой 2 машины - у секретаря и у директора, имеют весьма различный уровень знаний, умений и навыков. Тем не менее, задача преподавателей вуза - подготовить обоих к успешному выполнению непростых обязанностей учителя информатики.
  В качестве примера можно привести результаты тестирования первокурсников по набору простого текста в приложении Блокнот. Скорость набора текста (без форматирования) составила от 18 до 120 знаков в минуту, причем некоторые студенты обнаружили почти полное непонимание пользовательского интерфейса Windows 2000. И это при том, что современные педагогические технологии предполагают использование персонального компьютера в качестве одного из основных средств обучения!
  Справедливости ради необходимо заметить, что в процессе обучения происходит естественное выравнивание умений и навыков студентов. Однако при этом студент со слабой подготовкой явно прогрессирует, а "продвинутый" выпускник вынужденно топчется на месте. В этих условиях видится, что одним из путей выравнивания (первоначальной и текущей) подготовки является создание специальных групп, с которыми проводятся дополнительные занятия, призванные "заполнить бреши". При этом основное внимание следует уделять технологической составляющей, поскольку за время плановых практических и лабораторных занятий, ввиду их относительно небольшого объема, невозможно обеспечить превращение первоначальных умений в прочные навыки. Например, общий объем часов по дисциплине федерального компонента ГОС ВПО "Программное обеспечение ЭВМ" составляет порядка 300 часов, из них для практического знакомства с основными программами - 72 часа, чего явно недостаточно. Собственно, проблема состоит в обеспечении студенту возможности работы в компьютерном классе.
  Кроме того, в процессе обучения усваивание учебного материала происходит неравномерно в силу различий в предварительной подготовке, из-за болезни и т.п. Самостоятельно освоить теоретический материал студент вполне способен, а вот дополнительная работа на компьютере ему иногда недоступна.
  Что касается форм "выравнивающего" обучения, то вопрос решается относительно просто: студент обязан работать самостоятельно (количество часов самостоятельной работы примерно равно количеству часов, выделяемых на аудиторные занятия), преподаватель обязан проводить консультации по своей дисциплине. Поэтому целесообразно проводить дополнительные занятия в компьютерном классе во время, отведенное для консультаций. Важно, кроме того, правильно сформировать группу: на наш взгляд, состав группы определяется преподавателем после первых же занятий (по результатам тестирования или проверочных работ), и может изменяться в ходе учебного процесса. Критерии для включения студента в группу и исключения из нее вырабатываются каждым преподавателем самостоятельно.
  Таким образом, ввиду неравномерности подготовки студентов, особенно по информационным технологиям, целесообразно создавать группы выравнивающего обучения. Состав группы определяется преподавателем и может изменяться в процессе обучения. Занятия с подобными группами проводятся в часы, отведенные для консультаций (2-3 часа в неделю). Тематика занятий и формы работы определяются преподавателем, но преимущественно это должны быть практические занятия, в том числе с использованием различного рода компьютерных программ-тренажеров.
 
 
  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
 Степучева Г. А., учитель
 Котов В.А., педагог - организатор
 МОУ "СОШ №40"
  г. Старый Оскол
 
  Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым, прежде всего, следует отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба, необходимость решения каких-либо проблем (напр. экологических) совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Эти особенности влекут за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня человека в области владения информационными и коммуникационными технологиями.
  Информационная культура личности - это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий) является информационное мировоззрение - это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
  Объем знаний в мире стремительно увеличивается. Соответственно, с каждым годом увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники. Бесконечным увеличением уроков эту проблему не решить. Выход - интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных компьютерных технологий. И вот тут свою миссию, свое специальное ответственное задание может и должен выполнить учитель.
  Задача учителя в настоящее время несколько изменилась. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Это как раз и даёт возможность освоить большее количество знаний за то же время. Для развития способностей учащихся-подростков необходимо формировать у ребят устойчивый познавательный интерес к учению. Известно, что подростки очень эмоциональны. Принимая это во внимание, перед учителем ставится наиболее трудная и ответственная задача: сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным. Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию их способностей.
  Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.
  Пути конкретной реализации этого подхода могут быть различными, что выражается в различии изучаемых вопросов, взаимоотношении с программными средствами, применениями уроков разного типа, и пр.
  Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении.
  В настоящее время создано много мультимедийных учебников по всем предметам. Главное - научиться их рационально использовать. Использование мультимедийных учебников значительно повышает продуктивность уроков. Но в школах обычно имеется один кабинет информатики, в лучшем случае - два. При этом информатика изучается не только в 10 и 11 классах, но и в классах младшей ступени, и кабинет используется исключительно учителями информатики. Поэтому учителю другого предмета вряд ли можно свободно провести урок в компьютерном классе, воспользоваться мультимедийным проектором и компьютером. А такое дорогостоящее оборудование нет возможности поставить в каждый кабинет. Наилучший выход - это создание в школе кабинета ТСО, оснащенного не только телевизором с видеомагнитофоном, но и современным компьютерным оборудованием. При этом использование такого кабинета должно быть очень интенсивным.
  Особую роль приобретают сами уроки информатики. Курс информатики дает учащимся очень важный в современных условиях блок знаний, навыков и умений. Это не только умение обращаться с компьютерной техникой, но и развитие личности, способностей к обучению. Курс программирования помогает понимать сущность работы компьютеров, их возможности и границы их применения. Программирование помогает школьникам прочувствовать на собственном опыте и пройти все основные этапы формализованного решения некоей творческой, точно сформулированной задачи. Это дает необычайно сильный толчок для развития интеллекта в целом и одновременно придает благоприятную эмоциональную окраску работе. Всем учащимся это помогает развивать навыки мышления и решения задач, а также выработать привычку аккуратной и систематической работы, а одаренным детям еще и дает так необходимую им новую пищу для размышлений, поисков. Формируемое при этом алгоритмическое мышление ценно само по себе. Обучение работе в Интернет помогает обучающимся самим добывать знания, лучше ориентироваться в море информации.
  В муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 40" для этого есть все необходимые условия. Два кабинета вычислительной техники используются в полном объеме. В них проводятся не только уроки по расписанию, но и занятия кружков в разных параллелях. Благодаря К.К. Лоору и компании "Реком" все компьютеры имеют выход в Интернет по высокоскоростной линии. Это хорошо не только для обучающихся, но и для учителей-предметников. Использование глобальной сети помогает подготовиться к урокам, давать детям творческие задания на дом, использовать опыт учителей не только города, области, но и других городов страны.
  Важным также является наличие конференц-зала, оснащенного телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, мультимедийным проектором, сканером, цветным принтером. Учителя различных дисциплин проводят уроки с использованием мультимедийного проектора. Использование таких дисков, как "Энциклопедия классической музыки", "Вернисаж. Искусство западной Европы", "Большая советская энциклопедия", "От плуга до лазера", позволяют более интересно проводить тематические классные часы. Производственные совещания и заседания педагогических советов школы проходят в конференц-зале, что значительно расширяет возможности докладчиков. Заранее подготовленные презентации позволяют доходчиво и наглядно, с высокой производительностью рассматривать вопросы повестки дня.
  Молодому человеку важно правильно сориентироваться в мире современных профессий и реально соотнести свои интересы, склонности, личные особенности, состояние здоровья с требованиями и спецификой профессии. Поэтому общая задача школы и вуза - помочь каждому обучающемуся сделать сознательный выбор профессии. Вследствие этого выигрывает школа и вуз при совместной работе. Но это можно сделать только в школе, оснащенной современным оборудованием, с высоким потенциалом преподавательского состава.
 
 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
 Трубина Л.А., директор
 МОУ "СОШ №30"
 г. Старый Оскол
 
  Специфика дисциплин естественнонаучного цикла в том, что на изучение каждой из них предусмотрено ограниченное количество часов, но при этом насыщенность материалом этих курсов очень велика, практически на каждом уроке учащиеся осваивают новую тему. Программа предусматривает не более двух обобщающих уроков в год. Кроме того, на занятиях естественно-научного цикла ученики осваивают навыки опытно - экспериментальной работы, деятельностный метод познания. Для успешного освоения программы необходимо внедрение новых образовательных технологий, поскольку именно технология обеспечивает максимальную интенсивность обучения. При этом специальных технологий для предметов естественно - научного цикла не разработано. На мой взгляд, использование двух новых образовательных технологий: технологии учебных циклов Г.Г.Левитаса и метода проектов с использованием информационных технологий - позволит наиболее эффективно решить все учебные и воспитательные задачи.
  Описывая технологию учебных циклов, Г.Г. Левитас писал: "...технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории". ТУЦ позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу".
  Практически любой материал разбивается на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе диктанта, содержащего вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка может осуществляться учителем либо одноклассником, периодически рекомендуется самопроверка.
  В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается учителем или учеником.
  В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему "да - нет".
  ТУЦ способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки.
  Удачным дополнением к ТУЦ является использование проектно - исследовательского метода с применением компьютерных технологий.
  Учебный проект (согласно данному методу) - это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно - познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся - партнеров, имеющую общую цель и согласованные методы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Для решения исследовательских задач учащиеся привлекают дополнительную литературу и Интернет ресурсы. Компьютер применяется еще и для оформления результатов исследований, учащимся рекомендуется оформлять их в виде презентаций, буклетов, бюллетеней, веб-сайтов.
  Выполнение учебного проекта занимает значительный промежуток времени и требует концентрации усилий учителя и учеников. В течение учебного года можно реализовать до четырех проектов.
  Метод проектов позволяет повышать учебную мотивацию, развивать креативное мышление, учить взаимодействию в группе, формировать критическое мышление, давать навыки исследовательской работы.
  Эти две технологии в сочетании позволяют многократно увеличить эффективность преподавания предметов естественнонаучного цикла.
 
 
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО СПРАВОЧНИКА
 Флеглер Д.Э., инженер-конструктор
 ОАО "ОЭМК"
 г. Старый Оскол
 
  Статья предназначена для людей, занимающихся проектированием и знакомых с компьютером, хотя бы на уровне пользователя.
  В ней как частный случай рассматривается справочник конструктора-машиностроителя, но аналогичный справочник может быть составлен для любого технического раздела.
  Прежде всего, акцентируем внимание на том, что каждый день конструктор-машиностроитель оперирует большим разрозненным объемом информации. Эта информация разнообразна и представляет собой совокупность текстовой и графической документации, различные методики расчетов деталей, механизмов, конструкций и процессов, типовые и ранее выполненные проекты.
  Сложность данной проблемы заключается в том, что конструктор вынужден тратить время на поиск нужной информации, содержащейся, в основном, на бумажных носителях. Время, затраченное на сбор информации, пропорционально опыту конструктора и новизне решаемой задачи.
  Для решения обозначенной проблемы необходимо определить объем информации, необходимой конструктору.
  Каждый конструктор в процессе профессиональной деятельности обращается к целому ряду специализированной литературы. Возникают определенные трудности, связанные с быстрым нахождением искомой информации.
  Для удобства за единицу информации на бумажном носителе примем печатный лист формата А5 (страница большинства книг). Большинство книг технической литературы содержат 400-500 страниц. Очевидно, библиотека из 100 книг (40000-50000 страниц) должна составлять основную информационную базу конструктора. Возможно ли оперировать таким объемом информации? Маловероятно, если она сосредоточена в книгах стоящих в книжном шкафу. Как найти оптимальное решение, как сделать работу конструктора более продуктивной, чтобы он тратил свое рабочее время на применение существующей информации к разрабатываемому проекту, а не на ее поиск?
  Обозначенные проблемы могут быть разрешены с помощью применения электронного мультиформатного справочника.
  Электронный справочник - это совокупность информации на цифровом носителе, таком, как компакт диск (CD), DVD-диск или на жестком диске (винчестере.
  Уже давно существуют графические программы для создания конструкторских документов. Почти во все из них включены библиотеки с различной информацией. Но ограниченность форматов, в которой представлена данная информация, трудности для самостоятельного увеличения объема библиотек накладывает ограничения на применение этой области.
  Универсальный электронный справочник должен отвечать следующим требованиям:
  1. Иметь интуитивно понятную структуру с возможностью добавлять и редактировать любую информацию пользователем.
  2. Исключать собственную программную оболочку и встроенную поисковую систему.
  3. Использовать распространенные форматы документов, таких как - .txt, .doc, .pdf, .xls, .gif, .tif, .jpg и др.
  4. Носить осмысленное название каждого файла или группы файлов (папки). Например: Лестницы-площадки-ограждения.doc. Поддержка современными операционными системами русского языка и написания до 250 символов делает эту задачу реальной (на самом деле в заявленные 250 символов входят и имена вложенных структур). При невозможности отразить в названии файла полное наименование документа необходимо присвоить сокращенное имя с сохранением смысловой нагрузки.
  5. Сохранять первоначальную структуру, отраженную в содержании при переводе в электронный вид любого источника.
  Представление информации в электронном виде можно разделить на три большие части: статическую, динамическую и готовые проекты. Под статической подразумевается информация, аналогичная бумажным источникам: тексты и графика. Под динамической информацией подразумеваются программы для выполнения расчетов, как в исполнительных файлах, так и в документах в виде макросов с использованием Visual Basic. Готовые проекты - это документация в формате аналогичном AutoCAD или Компас-график.
  Статическая информация - это информация справочного характера. Для этого типа информации большое значение имеет возможность быстрого поиска требуемого документа. Так как использование встроенной поисковой системы нецелесообразно по причине постоянного добавления новых документов, наиболее важную роль играет поисковая система операционной системы компьютера. Поэтому так значительно осмысленное название файлов и папок, так как поиск будет всецело зависеть только от обозначенных условий.
  Статическая информация может быть представлена как в виде текста, так и в графическом виде.
  Перевод документа в текстовый формат из бумажного источника требует дополнительного затрата времени на работу в программе распознавания текста и последующее редактирование. Получаемый выигрыш выражается в сокращении занимаемого объема на носителе. Но при современных типах носителей информации это несущественно. К тому же в тексте почти всегда есть графические включения, такие, как рисунки, диаграммы, формулы. Формулы намеренно отнесены к графике, т.к. их перевод в текстовый формат намного увеличивает общее время формирования электронного документа. Так как получаемый документ будет использован только для получения справочной информации, а не для редактирования, то перевод его в текстовый формат нецелесообразен.
  Наиболее оптимальные параметры при переводе информации из бумажного источника в группу графических файлов можно обозначить следующим образом:
  1. Тип изображения - черно-белый рисунок.
  2. Разрешение - 300 dpi.
  3. Формат - сжатый TIF.
  4. Наименование файла - номер страницы в трехзначном числе (например стр. 15 будет в файле с именем 015.tif. (при наличии в документе не более 1000 стр.) В справочниках всю смысловую нагрузку несут имена папок, называемых по пунктам содержания книги, степень вложенности сохраняется. В разрозненной информации - смысловая нагрузка в именах файлов.
  Приблизительный объем страницы формата А5 - 100кБ.
  Справочник объемом 500 страниц - 50мБ.
  Итого на компакт диск помещается около 7000 страниц формата А5,
  на DVD диск - 47000 страниц.
  Время предварительного сканирования формата А4 с сохранением - около1мин.
  Последующее редактирование - около 3мин.
  Итого, ввод документа объемом 500 стр. занимает приблизительно 33 человеко-часов.
  При формировании справочника из бумажных источников информации необходимо придерживаться следующей последовательности. Источник предварительно сканируется разворотами формата А4. Отсканированная страница разворачивается до удобочитаемого положения. При необходимости разделяется на страницы формата А5. Отредактированные страницы группируются по разделам в папки. Сдвоенная страница может иметь имя - 016-017.tif. Если страница формата А5 была разделена на части, то к номеру страницы добавляется буквенный индекс латинского алфавита. Например - 114a.tif, 114b.tif.
  После того как справочник сформирован и помещен на носитель, можно получить доступ к интересующей вас информации, выполнив запрос стандартными средствами операционной системы (пункт "Найти"), указав в качестве источника носитель, содержащий справочник.
  Для просмотра информации представленной в графическом виде удобно использовать броузер ACDSee. Он позволяет представить графический документ в удобном для восприятия виде путем масштабирования.
  Документы других форматов просматриваются в соответствующих им приложениях (например документ Балка двутавровая.doc - в Microsoft Word).
  Преимущества мультиформатного электронного справочника заключаются в том, что после выполнения запроса в поисковой системе операционной системы формируется совокупная информация на заданную тему, состоящая из данных справочного характера, программ расчета и готовых проектов.
  Объем справочника ограничен только использованием типа носителя. Например, при использовании жесткого диска объемом 80Гб возможно оперировать 1600 документами объемом 800000 стр.
  Трудности в процессе создания такого справочника связаны с большими затратами времени на его формирование. Данная проблема может быть разрешена привлечением большего числа заинтересованных лиц.
 
 
 Направление 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
 
  ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  Бокарева Е.Е., учитель
  МОУ "СОШ №30"
  Бокарева Е.Г., студентка 150 группы
  СОФ ГОУВПО "БелГУ"
  г. Старый Оскол
 
  Глобальные проблемы современности вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, к формированию теории и практики экологического образования.
  Начальная школа - важнейший этап развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Наиболее информативной формой экологического образования младших школьников, на наш взгляд, является экскурсия.
  Экскурсия представляет собой своеобразный урок, имеющий специфические черты, отличающие ее от классного урока: выход за пределы классного помещения, возможность ознакомления окружающим миром в естественной обстановке, наличие множества объектов и явлений природы, которые привлекают внимание учащихся, ограничивающийся полутора - двумя часами учебного времени.
  Мы полагаем, что наиболее интересной для детей является экскурсия, основанная на методе фенологического наблюдения. Фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов и природной среды - одна из существенных составных частей экологического мониторинга. Эти экскурсии желательно проводить на протяжении нескольких лет, то есть это направление может иметь преемственность в среднем звене обучения, что дает ей еще один положительный момент. Эти предположения были доказаны нами на практике. Проведение в четвертом классе такой экскурсии подтвердило, что дети лучше усваивают экологические понятия именно на экскурсиях, основанных на фенологических наблюдениях.
  В ходе методической подготовки экскурсии "Весенняя природа вокруг нас" нами были решены такие задачи: составление плана экскурсии; обследование местности предполагаемой экскурсии; составление точного путевого маршрута; предварительная беседа с учащимися, на которой мы познакомили детей с правилами поведения на экскурсии.
  В плане нашей экскурсии отражены основные остановки на маршруте "школа - лес": 1. деревья и кустарники - учащиеся знакомятся с их названиями и наблюдают за приспособлениями к сезонным изменениям в природе (обозначается роль почек, неодновременное появление листвы и т.д.) 2. травянистые растения - определяются первые появившиеся ранне- цветущие растения (это делается для того, чтобы дети узнали, что сначала появляются цветы яркой окраски для привлечения насекомых, а потом листья) 3.насекомые - дети смотрят на состояние муравейников, появление первых насекомых.
  Поскольку мы говорим об экологическом образовании и воспитании, то в ходе всей экскурсии отмечается роль человека в поддержании равновесия в природе. Детям предлагается оценить каждый конкретный вид деятельности (например, сломанное дерево, оставшийся мусор, молодые зеленые насаждения). Это задание не только познавательно, но и помогает учителю контролировать активность всех детей в ходе работы.
  Материал нашей экскурсии был закреплен после ее прохождения. Беседа с учениками показала, что дети усвоили материал экскурсии, запомнили много названий растений, оценили отрицательные и положительные воздействия человека на природу. Выставка рисунков увиденного на экскурсии продемонстрировала, что детей волнует критическое состояние окружающей среды и они переживают за будущую экологическую обстановку Земли. Это еще раз подтверждает, что экологическое образование необходимо начинать именно в начальной школе.
 
 
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
 Кононова Г.В., учитель
 МОУ "СОШ №24"
 г. Старый Оскол
 
  Основная идея обновления общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным.
  Система профильного обучения включает в себя базовые; профильные элективные курсы. Последние способствуют расширению знаний внутри профилирующего предмета и формированию устойчивого интереса учащихся к определенной области науки и реализуются как спецкурсы, спецпрактикумы и модули для углубления знаний по отдельным разделам (по выбору учащихся).
  Учащимся предлагается не менее трех элективных курсов по выбору на одно учебное полугодие. Количество часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 9 ч до 48 ч. Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания [2].
  Поскольку изучение элективных курсов проводится во второй половине дня, когда учащиеся утомлены, и у них снижена работоспособность и восприятие, возникает проблема организации деятельности учащихся в рамках элективных курсов. В этих условиях эффективной формой организации является проектная деятельность учащихся. Информация, полученная в процессе осуществления проекта, не только расширяет и углубляет знания, но и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного решения проблемы [1].
  Разработанные мною курсы "Доктор-лес" и "Промышленная экология" предполагают для своей реализации проектную деятельность учащихся, являются межпредметными (ориентационными), так как выходят за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (биологии, географии, экологии, математики, физики, химии), а также со способами их разработки в различных профессиональных сферах (биолог, эколог, фитотерапевт, инженер).
  Цель курса "Доктор-лес": вызвать у учащихся интерес к биологии, желание изучать предмет углубленно в профильной школе.
  Задачи курса: раскрыть интересы и склонности учащихся к естественно-научной деятельности; воспитать патриотичное отношение к природе родного края, активную гражданскую позицию, духовную культуру.
  Проектная деятельность в рамках курса организована по классической схеме (Т.Н. Шамовой, Т.М. Давыденко). Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идеи до завершения проекта [3].
  Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, возможность отстаивать своё мнение. Частично работа может выполняться дома с помощью родителей, что способствует взаимопониманию, доверию и сплоченности семьи.
  В рамках курса "Доктор - лес" были выделены следующие этапы выполнения проекта:
 1. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особенностей региона.
 2. Оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта.
 3. Выделение подтем и тем проекта.
 4. Сбор и обработка необходимой информации проекта.
 5. Формирование творческих групп. Учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранными подтемами и видами деятельности.
  В этом случае цель работы осознается школьниками как единая, требующая усилий всей группы. В процессе исследовательской деятельности и разделении труда у учащихся устанавливаются отношения взаимной ответственности и взаимопомощи. При объединении школьников в группы можно диагностировать детскую одаренность. Как правило, для выполнения работы, связанной с использованием инструментальных методов исследования и со статистической обработкой данных, занимаются ребята с выраженными интересами в области математики и техники; школьники, имеющие художественные склонности, участвуют в оформительских работах; дети с выраженными интересами в области гуманитарных наук докладывают о проделанной работе на семинарах, конференциях и т. д.
 6. Подготовка материалов к исследовательской работе формирования цели проекта, заданий для команд, вопросов, на которые надо ответить, отбор литературы.
 7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности (предлагается учащимися).
 8. Разработка проекта: учащиеся осуществляют поисковую деятельность согласно поставленным задачам. Проводятся геоботанические исследования территорий лесничеств, где выявляются виды лекарственных растений и определяются их запасы, согласно методикам А.Ф. Колчанова и Доспехова, происходит сбор растений для гербариев, ведутся дневники (наблюдений) проектной деятельности. На основе собранного материала учащиеся осуществляют практическую работу №1 "Изучение видового состав лекарственных трав Пушкарского лесничества" и практическую работу №2 "Оценка запасов лекарственных трав методом модельного растения" (по методике Доспехова). На семинарском занятии происходит отработка информации по темам проекта, она оформляется в виде сообщений, докладов, рисунков, фотографий, заслушиваются краткие обобщения по проделанной работе (промежуточный контроль).
 9. Оформление результатов.
 10. Презентация: организуется конференция (защита проекта), на которой каждая группа освещает свою подтему. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. При этом они учатся выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения.
 11. Рефлексия: учащиеся оценивают себя с учетом оценки других, используя критерии оценки проекта. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельности учащихся с учетом их оценки.
  Проектное обучение имеет социальный выход. Выступление на конференциях, олимпиадах, приобретение активной гражданской ответственности за сохранение природы родного края [3].
  Литература
  1. Артемова Л. Профильное обучение диктует региональный рынок труда; Народное образование. - 2003 - №4 - С. 84 - 88.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Российское образование. - 2002 - №5 - С. 16 - 27.
  3. Шамова Т. И. , Давыденко Т. М. Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом - 2004 г.
 
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
 Мурогова И.Н., учитель
 МОУ "СОШ №34"
 г. Старый Оскол
 
  Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения новых образовательных технологий. Цель работы: обосновать концептуальные основы, особенности содержания и методику проблемного обучения, а также выявить практическое применение и реализацию основных методов.
  Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов таких, как И.Я.Лернер, М.М.Махмутов, В.Оконь, А.М.Матюшкина. Они полагают, что основной задачей проблемного обучения является не развивать школьников, а помогать им развиваться самим.
  В современной школе существуют две образовательные парадигмы - формирующая и развивающая. Мы в своей работе опираемся на развивающую, которую часто обозначают так же как ?вариативную?, ? гуманистическую? или ?личностно - ориентированную? программу.
  В основе развивающего обучения лежат следующие принципы: креативный принцип, принцип развития, принцип психологической комфортности, принцип обучения деятельности, принцип опоры на предшествующее развитие. Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения, мы в своей работе стараемся применять эти принципы. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
  Чтобы эффективно организовать проблемный урок, считает Н.М.Зверева, учитель должен обладать некоторыми педагогическими умениями, он должен уметь поставить проблему так, чтобы она была ученикам понятна, чтобы она возбудила у ученика желание в ней разобраться. Проблема должна быть такой, чтобы ее решение опиралось на известные ученикам знания, способы мышления и методы решения.
  В ходе обучения именно учитель создает ситуацию затруднения. Психологи утверждают, что интерес новизны возникает там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом. Именно это может обеспечить ?включенность? ученика в проблему, иными словами, пробудить у него потребность думать над проблемой. Создать у него особое состояние называемое проблемной ситуацией.
  На основе многолетних отечественных исследований в проблемном обучении (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) разработана технология проблемно-диалогического обучения, в котором важным педагогическим умением является умение поставить проблему. Рассмотрим несколько примеров постановки учебной проблемы, используемые в моей практической деятельности. Существуют три основных метода постановки проблемы /Мельникова Е.Л./:
  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  2. Подводящий к теме диалог;
  3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
  Программа "Школа-2100" предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса. Практически каждая тема содержит проблемные вопросы. Обычно они помещаются перед изучаемой темой и заключают в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Для успешного проведения урока нужно основательно продумать его конструкцию и составить диалоги, которые подведут к проблеме. В большинстве случаев вызвать "интерес новизны" помогает нехитрый прием. Расчерчиваю доску на 2 части: слева пишу "мы уже знаем", а справа - "мы пока не знаем". На левой половине фиксирую те знания, которыми обладают ученики, на второй половине записываю те понятия или те вопросы, которые надо изучить или "открыть". Тема в 6 классе "Растения - автотрофы"
  Мы уже знаем Мы ПОКА не знаем
  1.Растения- автотрофы; 1. "Как" они это делают?
  2.Они производят орг. в-ва 2.?Где? они это делают?
  из неорганических;
  3.Органическое вещество-
  сахар; неорганические - СО2 и Н2О
  4.Используют солнечную энергию;
  5.В них протекает процесс фотосинтеза.
  Далее ставлю ряд вопросов, которые подводят к ответу на первый вопрос, беседа идет с опорой на полученные ранее знания.
  -Что такое фотосинтез? /это образование сахара из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии/
  - Что происходит с веществами СО2 и Н2О? /они превращаются в сахар/
  - То есть они изменяются? да/
  - Как мы называем такие превращения? / химическими реакциями/
  - Какие условия нужны, чтобы эти вещества превратились в сахар?/ солнечный свет/
  - Итак, химические реакции фотосинтеза - это сложные химические превращения. Участвуют в этих превращениях много веществ.
  На следующем этапе урока организую самостоятельную работу по учебнику с целью исследования вопроса о веществах, участвующих в процессе фотосинтеза. В результате учащиеся делают вывод: фотосинтез - это последовательность химических реакций, которые походят с участием хлорофилла и молекул-инструментов /ферментов/.
  Решение второй части проблемы может быть организовано с помощью метода сравнения.
  - Мы должны ответить на вопрос, где происходит фотосинтез? /в листьях, в клетках/
  мы уже знаем мы не пока знаем
  1.Клетка имеет: ядро, "где" именно в клетке
  цитоплазму, мембрану, протекают химические
  рибосомы, митохондрии реакции фотосинтеза?
  2.Их функции в клетке;
  3. Так устроена клетка гриба.
  Рассматривая клетку гриба, учащиеся выдвигают гипотезу, что растительной клетке есть еще какая - то структура, где протекал бы фотосинтез, так как на рибосомах идет образование белка, митохондрии вырабатывают энергию, а ядро хранит ДНК. Правильность этой гипотезы учащиеся проверяют по учебнику. Они узнают, что такими структурами являются хлоропласты и они присущи только клеткам растений, это является отличительной особенностью растений. Урок приобрел эмоциональную окраску, наиболее эффективным оказался побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Проблемные вопросы оказались в пределах зоны ближайшего развития учащихся. У них имелись достаточные знания, чтобы "включиться" в новую для них проблему.
  Подводящий к теме диалог имеет меньший развивающий эффект, поэтому может быть использован при изучении трудных тем. Например, тема "Размножение бактерий" рассматривает такие понятия, как ?наследственность?, ?изменчивость?, ?копирование ДНК?. Постановка посильных вопросов пошагово ведут к формулировании темы урока: можно ли с помощью изменения образа жизни, рациона, занятий спортом изменить внешность человека, его привычки, потребности в пище и в сне? Как вы думаете, будут ли дети человека, изменившего внешность, иметь эти признаки? Будут ли потомки совсем не похожи на родителей? Как мы называем эти признаки и как они передаются от родителей к детям? О чем мы будем говорить?
  Сообщение темы с мотивирующим приемом - один наиболее простых методов постановки учебной проблемы. Прием ?яркое пятно? заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве ?яркого пятна? могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных явлений или наглядности. При изучении темы "Грибы" можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате /на макаронах или картофеле/. При изучении темы "Крокодилы. Черепахи" /7-й класс/ можно заинтриговать детей таким фактом: "Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?" Очень большой интерес и вместе с тем мотивацию обучения вызывает постановка модельных опытов. В 8-м классе при изучении темы "Состав и строение костей", чтобы доказать, что трубка прочнее стержня той же массы, вовсе не обязательно испытывать на излом кости, проще это сделать на одинаковых листах бумаги. Для демонстрации механизма вдоха и выдоха можно использовать модель, в которой на стеклянную воронку/грудная клетка/ надевается резиновый шарик /изображающий диафрагму/, внутрь помещается другой резиновый шарик, демонстрирующий легкое и вставляется стеклянная трубочка /трахея/. Для того, чтобы показать вдох, дно диафрагмы оттягивается вниз и шарик, изображающий легкое, раздувается. Таким образом, создается проблемная ситуация: возникает потребность объяснить, на каких законах работает модель, и как эти законы проявляются в условиях живого организма.
  Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Подобрать подходящий способ предъявления проблемы возможно при изучении любой темы курса. Этот выбор определяется содержанием обучения, психологическими особенностями возраста учащихся, уровнем подготовки класса, средствами, имеющимися в распоряжении учителя.
  Обычно на таких уроках царит творческая атмосфера, снимается психологическая напряженность. И если в начале урока активно работают несколько человек, то постепенно втягивается все большее количество школьников, заражаясь всеобщим настроением деятельности. Такие уроки способствуют максимальной реализации способностей, мышления и, конечно, личности. Принцип психологической комфортности заключается в том, что проблемный урок подразумевает личностный подход к учащимся. Проявить себя, показать свои способности, высказать неординарную мысль может любой ученик, на любом этапе урока, в любой форме. Он всегда будет услышан, понят, оценен, потому что первостепенная задача проблемного урока: выдвижение предположений и путей поиска решений. Так создаётся ситуация успеха и осуществляется гуманизация обучения.
  Литература
  1. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие,- М.Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
  2. Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // "Школа 2000.." Концепции, Программы, Технологии, Вып2 - М.,1998,
  3. Лернер И.Я. Учить творчески, воспитывать личность // Биология в школе. 1988, № 4.
  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.
  5. Махмутов М.М. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 367с.
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
 
 
 
 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИИ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
  Муромцева Н.А., учитель
 МОУ "СОШ № 30"
 г. Старый Оскол
 
  В наше время усовершенствования среднего и высшего образования все более возрастает роль изучения своей местности. Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более интересным для учащихся, представляющим непосредственный жизненно важный интерес, который связан с гуманитаризацией школьного географического образования.
  Изучение демографии является одним из сложных направлений работы по географии. Чтобы изучение данной темы было более значимым для обучающихся необходимо использовать новые подходы и методы работы.
  Организация самостоятельной работы учащихся по изучению демографической ситуации своего микрорайона является одним из направлений изучения своего края. Выбор данной темы продиктован главным образом тем, что в современных условиях возрастает роль изучения населения любого города - как главной жизненной составляющей. От населения зависит не только темп жизни города, но и во многом социально-экономическое и экологическое состояние, так как демографическая нагрузка оказывает все большее внимание на окружающую среду.
  Организация самостоятельной работы учащихся по изучению населения своего микрорайона состоит из трех этапов: подготовительного, исследовательского и заключительного. На первом этапе исследования необходимо обсудить вместе с учащимися, какие проблемы демографии являются наиболее актуальными и реально значимыми как для самих учащихся, так и для жителей микрорайона. На этом же этапе формируются цели , задачи и методы исследования. Целью данного исследования является изучение демографической картины жителей микрорайона и социального обслуживания населения.
  Для проведения данного исследования учащиеся должны владеть методами анкетирования, интервьюирования, наблюдения, изучения статистических материалов, составление плана местности и т. д.
  На втором этапе группы самостоятельно приступают к работе и занимаются каждая своей проблемой.
  В конце исследования группы систематизируют и обобщают полученные данные, составляют подробный отчет о проделанной работе. В отчет включают картосхемы микрорайона с указанием объектов, диаграммы, анализ анкет и т.д.
  Третий, заключительный этап проводится в форме конференции, на которую приглашаются руководители школы, учителя, представители паспортного стола, работники ЖЭУ. Затем все вместе обсуждают эти проблемы, определяя какие из них требуют дальнейшей доработки, какие нужно и можно решить сегодня.
  На конференции по своей проблеме выступают представители рабочих групп, подробно рассказывая о проделанной работе. Главное значение этой работы в том, что она основана на потребностях самих учащихся, интересна им, так как опирается на местный материал, который непосредственно касается как их самих, так и жителей микрорайона.
  Силами учащихся можно получить интересные данные по социальной географии микрорайона и принять конкретные решения, предполагающие их практическую реализацию на уровне школы или микрорайона.
  Знания учащихся, полученные в результате исследования, помогут им осознать и выделить причины демографической проблемы, как России, так и своего микрорайона. А именно такой подход во многом меняет отношение школьников к социальным проблемам, способствует повышению интерес к географии в целом и к географии своей малой Родины.
 
 
  ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
  Мусина А.В., ассистент
  СОФ ГОУВПО "БелГУ"
  г. Старый Оскол
  Современная высшая школа ставит задачу выпуска специалистов, способных иметь научно обоснованное видение многообразия природы в диалектическом единстве его научных компонентов. С этой целью в программу обучения введен курс "Концепции современного естествознания", в котором естествознание представлено как целостная единая наука о природе в ее непрерывном развитии. Данный курс призван обеспечить, самостоятельное формирование мировоззренческих ориентацией и установок личности, помочь студенту овладеть современной естественнонаучной картиной мира и избранной профессией.
  Сегодня обществу не нужны специалисты "узкоспециализированные", способные решать задачи в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту предполагают его готовность к повышению своей квалификации, способность к креативному мышлению, всестороннему развитию и целостной ориентации в современном научном мире. Поэтому основной задачей современного образования является развитие творческих способностей студентов, чтобы после окончания учебы выпускник мог стать творческой личностью, способной к различным формам деятельности.
  Новый предмет, обязательный для всех вузов Российской Федерации, не случайно введен именно под таким названием. Понятие концепция объединяет в себе общий подход, ведущие идеи, принципы описания и объяснения и представляет собой общую стратегию исследования.
  Достижения естественных наук являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Знание основных современных теорий и концепций естествознания формирует научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающему миру. Любому человеку необходимо знать, что мир рационально познаваем, что им управляют объективные законы, которые нельзя отменить или обойти. "Концепции современного естествознания" - это курс признанный познакомить на уровне общих представлений с наиболее общими данными различных наук о мире и месте человека в нем.
  Студентам-гуманитариям необходимо, прежде всего, концептуальное восприятие естествознания, учитывающее влияние естествознания на нашу жизнь и образ мышления, приложимость его принципов к самым разнообразным сферам деятельности, а также выражение в них объективных тенденций современной культуры. Концептуальное мышление необходимо в той же степени и для студентов естественных и технических факультетов, иначе знание естественнонаучных теорий и формул останется для них мертвым грузом, не допускающим творческого развития.
  Одной из важнейших задач современности является гармоничное развитие человека и устранения противоречия между гуманитарной и научно-технической культурой. Путь к решению этой задачи не в дроблении естественнонаучных и гуманитарных знаний, а в их интеграции. В связи с этим назрела необходимость создания общеобразовательного курса, раскрывающего в доступной форме основные понятия и теории естественных наук (естествознания). Многие из них появились достаточно давно, начиная с древнегреческих ученых, другие появились только в XX веке. В нашем столетии изменились традиционные представления о таких основных понятиях современных наук, таких как пространство, время, детерминизм, энтропия, система и др.
  В задачу данного курса входит, с одной стороны, демонстрация единства естествознания как интегративной науки, а с другой стороны обоснование положений, по которым ясно видно, что естествознание в значительной степени является основой любого знания: и естественнонаучного, и гуманитарного. Этот методологический подход определил содержание и структуру курса. Логика изложения развивается от вопросов истории науки и основ науковедения, через описание физической, химической, биологической, психологической, социальной видов энергии, ведущих к раскрытию сущности человека и его современных проблем.
  Первое знакомство с естествознанием, связано с объяснением специфики единства естественнонаучных и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры, где рассматривается научный метод исследования, дается характеристика современного естествознания, закономерности его развития.
  Большое внимание уделяется рассмотрению научного метода познания, причем акцент сделан на объяснение принципиальных особенностей современной естественнонаучной картины мира. Особое внимание уделяется структурным уровням организации материи микромира. При этом изложение строится таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-, макро-, мегамиров и тем самым подчеркнуть действующий во Вселенной принцип универсального эволюционизма.
  Естественнонаучную картину мира нельзя представить без объяснения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают содержание научных понятий. Пространство и времени, универсальные свойства и специфические качества физического пространства и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится об особенностях биологического, психологического и социального пространства - времени.
  В курсе естествознания рассматриваются также химическая и биологическая форма организация материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные и как, в конечном счете, из неживого возникает сама жизнь.
  Также раскрывается место и роль человека в общем процессе универсального эволюционизма, показывается "феномен человека" как результат этого процесса.
  При рассмотрении современных глобальных экологических проблем раскрываются идеи единства человека и космоса.
  В целом, курс "Концепции современного естествознания" предполагает изучение основных мировоззренческих и методологических принципов и проблем современного естествознания, ведущих линий их эволюции, их место в общекультурной картине мира и участие в современном движении к единой культуре.
  Процесс изучения многих дисциплин, формирующих профессиональные качества студентов, обычно включает две формы аудиторных занятий: лекции и практические занятия. Лекции как устное систематическое изложение учебного предмета помогают студентам более глубоко усвоить изучаемый материал по учебникам и дополнительным источникам информации. Однако такое изучение носит в определенной степени теоретический характер. Теоретические знания становятся более глубокими и весомыми, если они удачно сочетаются с практическими задачами и навыками.
  При изучении естествознания практические знания особенно важны. Естественнонаучные знания накапливались в течение длительного времени в результате, прежде всего, практической деятельности, включающей многочисленные эксперименты и опыты, определяющие истинность естественнонаучного познания окружающего мира. В этой связи естествознание, охватывающее широкий спектр вопросов о многогранных свойствах материальных объектов и разнообразных явлениях природы - наука экспериментальная, поскольку эксперимент - основа всех отраслей естествознания.
  Любой по сложности теоретический материал становится более доступным для восприятия при его обработке на практических занятиях в виде традиционных семинаров и лабораторных работ.
 
 
  АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
 Телицына Г.В., к.п.н., доцент
  СОФ ГОУВПО "БелГУ"
  г. Старый Оскол
 
  На современном этапе развития естественнонаучного образования особую значимость имеет его культурообразующая функция. В сложные переломные этапы развития общества, характеризующиеся переосмыслением культурных традиций, проблема ценностей и ценностных ориентаций в структуре личности становится системообразующей, приоритетной.
  Одной из проблем современного естественнонаучного образования, как в высшей, так и в общеобразовательной школе, является его содержание. Оно способно повлиять на мировоззренческую, духовную, нравственную сферу личности обучающихся: углубить осознание важных жизненных понятий ("добро", "зло", "гуманизм" и др.), формировать ценностное отношение к природе, понять нормы взаимоотношений между различными народами. В ходе опытной работы в школе, а в последние годы и в университете, можно экспериментально доказать, что включение в содержание естественнонаучного образования фундаментальных общечеловеческих ценностей - Человек, Семья, Труд, Знание, Отечество, Земля, Мир, Природа - повышает эффективность обучения.
  В качестве результата исследования предлагается модель целостной дидактической системы, направленной на решение проблемы эффективности преподавания естественнонаучных дисциплин на основе побуждения эмоционально-ценностного отношения к миру, проникнутого выходом на мировоззренческий уровень предмета.
  Построение такой системы применительно к естественнонаучным дисциплинам особенно актуально и значимо, так как именно они формируют в сознании обучающихся систему взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающему миру, где в единстве и взаимосвязи развиваются природные, экономические и социальные процессы.
  Возрастающий вклад естественнонаучного знания в общее образование определен современным критическим этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности выступает важнейшим движущим фактором в системе взаимоотношений с природой. Современное поколение школьников и студентов должно понять, что человек и общество связаны с природой своим происхождением, существованием и будущим. Вклад естественных дисциплин в этот процесс трудно переоценить, так как впервые в практике общественно-исторический опыт в целом не может служить примером разумного отношения человека к своей планете. На наших глазах формируется новая этика указанных отношений, где обучающийся будет конструктором и проводником экологической культуры среди людей.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу