<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Второй вариант для Кавказа по своим последствиям еще хуже - если талибы теряют все основные позиции в Афганистане, то Северный Кавказ будет фактически единственным местом, где они смогут проявить хоть какую-то активность. Преследуемые в большей части государств центрально-азиатского региона террористы попытаются найти временное убежище именно на Кавказе.
  В заключении отмечу, что Кавказ для России - не только "вечная" головная боль. Россия слишком долго и слишком крепко связана с Кавказом, чтобы так просто уходить с него . Геополитически Россия гораздо ближе к Кавказу, чем любой другой регион Европы или мусульманского Востока. Победа России - это также победа Кавказа, неудачи России - это и неудачи Кавказа. Хочет того или нет Запад, Турция или Арабский мир, Россия крепко связана с Кавказом ( исторически, культурно, экономически, политически, наконец, родственно и семейно), чтобы эти связи можно было разорвать без серьезного ущерба для России, так и для народов, проживающих в нашем регионе.
 
 
 Карамина А.
 Геополитическое значение Кавказского региона для обеспечения национальной безопасности России
  Северный Кавказ - уникальный в этнокультурном отношении регион в Российской Федерации и наиболее сложный, с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности России.
  На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов, что делает его густонаселенным, трудоизбыточным и малоземельным регионом. В результате, важным фактором дестабилизации обстановки на Северном Кавказе становятся территориальные споры и претензии. Особую остроту политическим и социальным вопросам наличие зон военных конфликтов, появление вооруженных формирований в республиках, перенасыщенность региона оружием, и как следствие всего этого обострение криминогенной обстановки.
  К тому же Северный Кавказ соседствует с закавказскими государствами, которые также отягощены множеством проблем аналогичного характера. В данном контексте весь Кавказ можно рассматривать как целостный регион с единым комплексом проблем. Изначальная конфликтогенность этого региона, связанная с его геополитическим положением, с наличием традиционных военно-стратегических и геополитических интересов России и других государств мирового сообщества на Кавказе в целом, определяется географическим положением, контроль над которым дает возможность влиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Это придает дополнительную значимость северокавказским республикам в деле обеспечения стабильности во всем Кавказском регионе и на юге России.
  В силу стратегического положения Кавказа и богатства его недр здесь переплетаются интересы как великих держав так и сопредельных государств, претендующих на роль региональных лидеров. Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности, стал одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России.
  В результате чеченских войн произошло разрушение геополитической целостности всего Северокавказского региона, разрыв транспортных коммуникаций, нарушение регионального этнодемографического баланса, в связи с перемещением больших масс беженцев и вынужденных переселенцев, превративших СК в своеобразный криминальный плацдарм, ставший одним из факторов, подрывающих национальную безопасность РФ. Все это делает СК чрезвычайно восприимчивым к любым конфликтам, которые в создавшихся ныне условиях, почти наверняка приобретают характер межнациональных.
  Продолжение этой ситуации самым непосредственным образом отражается на положении дел в самой России, т.к. экономический спад в этом регионе выбрасывает все новые и новые волны мигрантов-кавказцев в российские города из-за неспособности республик региона наладить у себя экономику и социальную сферу, растет поток контрабандного оружия и наркотиков, что является причиной дальнейшего обострения криминогенной ситуации в крупных российских городах.
  Присутствие на СК обеспечивает России политическое, экономическое и военное влияние на близлежащие территории, как СНГ, так и Ближнего и Среднего Востока. Особое значение, с этой точки зрения. Приобретает роль СК для сохранения и расширения роли и влияния России в трех закавказских республиках. В военно-политическом плане значение СК определяется потребностями обеспечения военно-стратегического равновесия и стабильности в Кавказском и Ближневосточном регионе. В этом плане, национально-государственные интересы России обеспечиваются присутствием российской армии и пограничных войск.
  Модернизация России невозможна без учета составляющих ее регионов. В модели безопасности региона важной является проблема расширения самостоятельности административно-территориальных образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов региона и центра. В условиях формирования в России новой концепции национальной безопасности исследования взаимосвязи общего (в данном случае федеральной безопасности) и частного (региональной безопасности субъекта РФ) имеют очень важное значение.
  Стратегическое решение проблем стабильности и безопасности на СК связано с повышением эффективности функций государственной власти и укреплением взаимодействия центра и субъектов региона, что невозможно без учета региональных проблем развития. Конфликты между федеральной и региональной администрацией, рост региональных проблем вызывают необходимость новой региональной политики.
  При реализации политики федерального центра на СК основными задачами становятся установление и поддержание межнационального согласия, преодоление конфликтных и кризисных ситуаций, сепаратистских настроений, обеспечение безопасности граждан и целостности РФ, решение проблем внешних границ региона. При этом не следует забывать об огромной роли местных политических элит и о проблемах, связанных с влиянием на политические институты традиционных общественных структур.
  Анализ развития регионов, выявление их специфики необходимы для решения задачи перспективных федерально-региональных отношений. При этом ставку необходимо делать на внутреннюю стратегию региона, первоочередной задачей которой должно являться экономическое благополучие населения. В обеспечении региональной безопасности огромную роль играет занятость населения, т.к. она влияет на производственную активность и обеспечивает повышение доходов жителей региона. И, главное, необходимо помнить, что региональная социально- политическая безопасность тесно связана с защищенностью жизненно важных интересов, в первую очередь, личности, и только потом общества и государства на определенной территории субъекта РФ от различного рода угроз и опасностей в экономической и социально-политической сферах.
 
 Жванко В.
 Политика России в Закавказье
  Новые независимые государства Закавказья, безусловно, являются одним из приоритетных направлений российской внешней политики, определяют ее геополитическое положение во всем азиатском макро-регионе, а так же непосредственно влияют на внутриполитическую ситуацию на Северном Кавказе. В связи с этим представляется необходимым вовлечение в зону влияния России всех трех государств Закавказья, которые в другом случае наверняка войдут в орбиту влияния других региональных и мировых держав.
  При этом нужно признать, что в последние годы России мало что удалось сделать в этом направлении. В чем же причина постигших ее неудач, и как же все-таки необходимо строить взаимоотношение между Россией и странами Закавказья?
  Основной ошибкой российской политики я считаю изначально неверную оценку тех реалий, которые сложились в регионе после распада СССР. Долгое время в российской политической элите господствовал миф о том, что суверенитет государств Закавказья является неким временным историческим недоразумением, связанным с кратковременным ослаблением России как великой державы. Исходя из этого посыла, и осуществлялась вся внешняя политика России в этом регионе. Отсюда и поддержка непризнанных образований, дабы не допустить усиления центральной власти (как это было в ситуации Грузино-Абхазского конфликта). Это и безвозмездное экономическое донорство в отношении Армении и частично Грузии, хотя граждане этих государств уже не являются нашими соотечественниками. Это и болезненное отношение к любым попыткам новых государств обрести новых внешнеэкономических и политических партнеров, что явно проявилось в оппозиции Москвы в отношении сближения Азербайджана и Грузии с Турцией и США. Словом, Россия продолжала относиться к Закавказью как к своей южной провинции, даже несмотря на то, что это стоило ей сотен миллионов долларов, роста военной напряженности и как следствие общего ухудшения ситуации на всем Большом Кавказе, в том числе и в его северной части.
  При этом страны Закавказья уже более 10 лет являются независимыми государствами и уже сформировалось вполне дееспособное поколение молодых амбициозных людей, которые не знают жизни в Советском Союзе. Это не националисты - маргиналы, а люди, осознающие себя гражданами своих государств, имеющие перспективы и планы реализации себя в изменившихся условиях. В излишней опеке России не заинтересована и элита этих государств, несмотря на ее генетическую укорененность в советской эпохе. Бывшие партийные руководители сформировали полу - легальные экономические кланы, полностью контролирующие все экономические потоки внутри государств и явно не заинтересованные в новом их переделе.
  Исходя из всего вышесказанного, представляется очевидным, что России необходимо сменить базовые принципы своей политики в Закавказье. Необходимо смириться и признать за народами новых государств право на самостоятельное развитие в желаемом ими направлении. А самой России начать работать с этими государствами как и с любыми другими внешнеполитическими партнерами, защищая прежде всего стратегические (экономические и политические) интересы России и перестать вмешиваться во внутренние дела этих государств.
  Россия крайне заинтересована в экономическом сотрудничестве со странами Закавказья, более того, Россия в силу своего экономического потенциала обязана бороться за экономическое доминирование в этом регионе, становясь здесь тем, чем является США для стран Центральной и Южной Америки. Крупный российский бизнес должен через инвестиции приходить в экономику стран Закавказья. В этом отношении, считаю удачным идею передачи за долги предприятий региона (это в первую очередь касается Армении и Грузии) в собственность России, а также ее допуск к приватизации наиболее привлекательных промышленных объектов. Страны Закавказья обладают ценными природными богатствами, в разработке которых обязаны принять участие крупные российские компании, что так же позволит России закрепиться в экономике региона. Эти проекты относятся, в основном, к разработке месторождений в азербайджанском секторе каспийского шельфа. Закавказье является важнейшей транспортной магистралью, соединяющей Европу и Азию, участие во всех связанных с этим проектах может дать России важнейший рычаг влияния на ситуацию в регионе. Россия так же должна выходить на рынки Закавказья со своей промышленной продукцией, которая в силу относительной дешевизны способна в этом небогатом регионе бороться с западными конкурентами, при этом важно так же не чинить препятствия для населения закавказских государств в их стремлении торговать и работать в России, так как в силу складывающейся сложной демографической ситуации, в России в ближайшем будущем главным ограничителем экономического роста может стать нехватка дешевых трудовых ресурсов, не говоря уже о том, что такое вовлечение населения в экономику России усилит зависимость стран Закавказья от нашей страны. Но для всех этих инициатив, прежде всего, необходима нормализация отношений с руководством государств Закавказья. Необходимо убедить местные элиты в том, что вслед за экономической экспансией Россия не предпримет попытку и политического давления на страны Закавказья. Для этого представляется необходимым отказаться от поддержки непризнанных государственных образований внутри этих государств.
  Таким образом, представляется очевидным заинтересованность самой России в динамичном развитии государств Закавказья по демократическому пути, нормализации внутриполитической ситуации в них, укреплении их новых элит. Так как рост экономики в них невозможен без привлечения российских инвестиций и природных ресурсов, то и вменяемые элиты этих государств, спокойные за свое будущее будут заинтересованы в приходе в их экономику российского капитала, а значит Россия сможет стать определяющей силой в регионе, но уже не в силу военных или иных в историческом масштабе краткосрочных факторов как это было раньше, а в силу обоюдной заинтересованности всех субъектов этого региона в тесном сотрудничестве, на основе уважения суверенитета государств.
 
 
 Давыдова А.
 Кавказское направление внешней политики России
  Судьба России сложилась таким образом, что на протяжении нескольких столетий русские и кавказские народы жили вместе. И сегодня, несмотря на 10 лет независимого суверенного развития, в Азербайджане, Армении и Грузии сохранились традиционные экономические взаимосвязи, развивается гуманитарное и культурное сотрудничество. Очевидно и то, что Закавказье имеет важное стратегическое значение для южных рубежей России. Отсюда стремление России к взаимовыгодному партнерству с кавказскими государствами, сотрудничеству и на двухсторонней основе в рамках СНГ и на международной арене в целом. Подписанная в июне 1996 года Декларация "За межнациональное согласие, мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе" содержит основополагающие принципы взаимоотношений с государствами Закавказья.
  Кавказ - уникальная общность народов, совокупность взаимных интересов проживающих здесь людей. Попытки расчленить единый кавказский организм, вбить клин между кавказскими народами и странами, между Кавказом в целом и Россией неизбежно обернуться бедами для всех. Поэтому должны быть неприемлемы попытки отдельных политиков поделить сферы влияния или ослабить чьи-либо позиции в Кавказском регионе.
  Ситуация на Кавказе должна быть поставлена под совместный контроль, то есть погашены конфликты и преодолены их последствия.
  Путь к благополучию наших народов лежит через развитие и углубление сотрудничества, интеграцию, использование накопленного совместного опыта политических, экономических и научно- технических связей.
  Внешнеполитическая линия России в Закавказье направлена на то, чтобы сохранить сложившийся здесь баланс сил, не допустить появления военных структур вне региональных государств у южной границы. Причины для такого беспокойства имеются.
  Под предлогом охраны существующих и проектируемых трубопроводов Азербайджан и Грузия активно обсуждают со структурами НАТО возможность получения от них соответствующей помощи - как военно-технической, так и финансовой.
  Началась поэтапная адаптация азербайджанских и грузинских вооруженных сил к принятым в этом блоке стандартам. В рамках натовской программы "Региональная аэрокосмическая инициатива" Азербайджан и Грузия приступили к созданию региональной системы контроля воздушного пространства. Реализация, которой даст возможность командованию НАТО контролировать воздушное пространство в Кавказском регионе. Многоплановость сотрудничества со структурами НАТО явно выходит за рамки натовской программы "Партнерство ради мира", что вызывает обоснованную настороженность России.
  Российская сторона выступает с инициативами, направленными на создание системы региональной безопасности и сотрудничества на Кавказе. В основе этих предложений лежит соблюдение международно-правовых принципов, а именно:
  Уважение потенциальными участниками системы региональной безопасности на Кавказе суверенитета и территориальной целостности друг друга;
  Невмешательство во внутренние дела;
  Признание недопустимости навязывания, каких- либо приоритетов во внешней политики и экономическом развитии;
  Неприемлемость действий, ведущих к изменению сложившихся интересов и баланса сил на Кавказе, в том числе за счет увеличения влияния извне.
  С.И.Чернявский (начальник отдела 4 департамента СНГ МИД России) считает, что базой для сотрудничества России с республиками Закавказья, Турцией и Ираном могли бы стать такие направления:
  * содействие урегулированию национально-территориальных конфликтов, достижение большей политической открытости и предсказуемости региональной политики;
  * устранение предпосылок для возникновения соперничества и конфронтации на Кавказе;
  * борьба с экстремизмом, терроризмом и организованной преступностью;
  * развитие экономической кооперации как одного из важных средств обеспечения экономической безопасности;
  * совместное решение экологических проблем, взаимопомощь в предотвращении природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий.
  В случае достижения согласия, указанные направления взаимодействия могли бы развиваться на базе многосторонних и двусторонних договоренностей; путем расширения политического сотрудничества; и углубления отношений на ведомственном уровне.
  По мнению российской стороны, наиболее эффективным рабочим механизмом, который способен заложить основу региональной системы безопасности и сотрудничества на Кавказе, могла бы стать "кавказская четверка" в составе президентов России, Азербайджана, Армении и Грузии. Также существует мнение, что принципиально важно избежать соперничества вне региональных государств на Кавказе. Приветствуются любые инициативы, не направленные на пересмотр военно-стратегического статус-кво, и создание разделительных линий, ибо последнее может нанести серьезный ущерб сотрудничеству и еще более дестабилизировать ситуацию.
  В МИД России изучаются идеи, высказанные в последнее время лидерами кавказских и вне региональных государств, отражающие их подходы к созданию системы стабильности и безопасности на Кавказе. Это такие проекты как:
  * "Декларация о мире, безопасности и сотрудничестве в Кавказском регионе" (Э.Шеварднадзе и Г.Алиев);
  * идея " мира через экономическое сотрудничество" (США, саммит НАТО (1999год)). Предлагаемый американцами "Кавказский форум сотрудничества" предполагает создание "структуры многостороннего экономического сотрудничества на Южном Кавказе". Соучредителями и организаторами являются три государства Южного Кавказа. России отводится вспомогательная роль "заинтересованного государства";
  * "Пакт безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе" (Г.Алиев). Его создают и подписывают: США, Европейский союз, Россия, Турция и закавказские государства;
  * разработка системы региональной безопасности Южного Кавказа (Р.Кочерян). Формула участия "3+3,+2"- это Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, Иран, Турция, а также Евросоюз и США;
  * инициатива Турции. "Пакт стабильности на Кавказе" (С.Демирель). Этот пакт мыслится как многосторонний форум, ориентированный на принципы ОБСЕ.
  Дальнейшая проработка изложенных инициатив, их конкретизация позволят более четко определить и реакцию на них России. "Россия, подчеркивая важность идеи создания коллективной системы региональной безопасности на Кавказе и стремясь к ее продвижению на выгодных для всех заинтересованных стран условиях, хотела бы придать данному процессу поэтапный характер" (С.И.Чернявский).
  Реализация целей кавказского направления внешнеполитической концепции России предусматривает активные дипломатические усилия, направленные как на восстановление в регионе мира и добрососедства, так и на расширение выгодного для России экономического сотрудничества с южными соседями. Но важны не только посреднические усилия дипломатии в решении региональных конфликтов, но и активный поиск будущей структуры коллективной безопасности, учитывающей кавказскую специфику и не нарушающей сложившийся на Кавказе баланс сил.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сведения об авторах
 Акаев Вахит Хумидович - к.ф.н., доцент (Грозный)
 Амелько Алекснадр Николаевич - аспирант РГУ.
 Арухов Загир Сабирович - к.филос.н., зам руководителя Центра исламских исследований Северного Кавказа при Дагестанском госуниверситете (г. Махачкала).
 Барбашин Максим - студент отделения "Регионоведение".
 Блохин Владимир Петрович - соискатель Северо-Кавказской академии государственной службы.
 Воронцов Сергей Алексеевич - к.филос.н., доц. Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы.
 Гонтарь Николай Владимирович - к.г.н., н.с. Северо-Кавказского научно-исследовательского института экономических и социальных проблем РГУ.
 Гуния Чичако Харунович - к.э.н., профессор Северокавказского научно - исследовательского института экономических и социальных проблем РГУ.
 Давыдова Анна - студент отделения "Регионоведение".
 Добаев Игорь Прокопьевич - к.полит.н., докторант, зам. директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ.
 Дугин Александр Гельевич - к.ф.н., советник председателя Государственной Думы РФ.
 Жванко Владимир - студент отделения "Регионоведение".
 Карамина Алина - студент отделения "Регионоведение".
 Кротов Дмитрий Валерьевич - аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы.
 Лютвайтес Евгений Владимирович - доктор философии РГПУ.
 Овруцкая Гульнора Каримовна - аспирант кафедры политических институтов и процессов факультета социологии и политологии Ростовского государственного университета.
 Овруцкий Александр Владимирович - к.псих.н., декан факультета рекламы Южно-Российского гуманитарного института.
 Рябцев Владимир Николаевич - к.ф.н., доцент РГУ.
 Смирнов Виталий Николаевич - д.и.н., профессор Северо-Кавказской академии государственной службы.
 Трапш Николай Алексеевич - аспирант РГУ.
 Черноус Виктор Владимирович - к.полит.н. доцент, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ.
 Шевелев Владимир Николаевич - д.ф.н., профессор, зам. директора Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при РГУ.
 
 Центр системных региональных исследований и прогнозирования
  Института по переподготовке и повышению квалификации
  преподавателей гуманитарных и социальных наук
  при Ростовском государственном университете.
 
  Создан в сентябре 1999 года.
  Основные задачи:
  создание информационной базы данных по Южному федеральному округу;
  организация и проведение фундаментальных и прикладных региональных (северокавказских) научных исследований;
  проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров по регионалистике;
  разработка образовательных проектов и программ в области регионоведения.
 
  Центр действует в комплексе с отделением "Регионоведение" и кафедрой теоретической и прикладной регионалистики ИППК при РГУ.
  С 2001 года издает серию научных проблемных сборников и монографических исследований "Южнороссийское обозрение".
  Вып. 1 Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д.
  Изд. СКНЦ ВШ. 2001г. 188 с.
  Вып. 2 Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. Ростов н/Д.
  Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 215 с.
  Вып. 3 Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Отв. ред. Ю.Г.Волков. Ростов н/Д. Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 80 с.
  Вып. 4 Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов н/Д. Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 156 с.
  Готовятся к печати сборники по проблемам ксенофобии и экстремизма на Северном Кавказе, консерватизму и традиционализму на Юге России
  Более подробно о результатах деятельности Центра можно узнать на http//www.ippk.rsu.ru
  Приглашаем к сотрудничеству специалистов - кавказоведов.
  Выполняем заказы на проведение исследования гуманитарной и социальной проблематики Северного Кавказа.
 
  Контактный адрес: 344006, г. Ростов - на - Дону, ул. Пушкинская, дом 160,
  ИППК при РГУ, к. 22
  Телефоны: 65-34-51, 64-19-12
  Факс: 64-49-33
  E - mail: volkov@iritp.rsu.ru
 
 
 Оглавление
 
  ИППК при РГУ 2
  Предисловие 3
  прогнозирования ИППК при РГУ, к.полит.н. В.В. ЧерноусРябцев В.Н., Амелько А.Н. 5
  Рябцев В.Н., Амелько А.Н. 6
  Россия на Ближнем Среднем Востоке в условиях постбиполярного мира 6
  (поиски фокуса внешней политики на одном из ключевых направлений) 6
  Дугин А.Г. 27
  Кавказский узел 27
  Лютвайтес Е.В. 32
  Россия и кавказский узел глобальной политики 32
  (опыт геополитического анализа) 32
  Смирнов В.Н. 54
  Северный Кавказ - новая геополитическая реальность 54
  Дегтярев А.К. 59
  Пещера минотавра: Северный Кавказ в геополитической конструкции 59
  русского национализма 59
  Уланов В.П. 67
  "Делать жизнь с кого?...": северокавказский вариант фундаментальных геополитических концепций 67
  Добаев И.П. 78
  Радикальные исламские организации в геополитической конкуренции 78
  Гонатарь Н.В. 95
  Некоторые факторы современной геополитической ситуации на Юге России. 95
  Шевелев В.Н. 99
  Кавказ в контексте геополитического мышления 99
  Арухов З.С. 103
  Республика Дагестан в условиях трансформации геополитических коалиций 103
  в Кавказском регионе 103
  Акаев В. Х. 115
  Чеченское общество в поисках геополитической социокультурной идентичности 115
  Гуния Ч.Х. 124
  Абхазия в системе геополитических интересов России в прошлом 124
  и в настоящее время 124
  Трапш Н.А. 132
  Абхазия в системе стратегических приоритетов российской политики 132
  на Кавказе в XVIII - XXI вв. 132
  Блохин В.П. 136
  Власть как геополитический фактор (на примере современной Чечни) 136
  Кротов Д.В. 143
  Геополитика и безопасность Юга России 143
  С.А. Воронцов 149
  Организованная преступность в Южном федеральном округе как геополитический фактор, стимулирующий сепаратизм 149
  Овруцкий А.В., Овруцкая Г.К. 159
  Паблик рилейшнз как способ реализации геополитических интересов 159
  России на Кавказе. 159
  Барбашин М. 168
  Кавказ и глобальный мир 168
  Карамина А. 171
  Геополитическое значение Кавказского региона для обеспечения национальной безопасности России 171
  Жванко В. 173
  Политика России в Закавказье 173
  Давыдова А. 175
  Кавказское направление внешней политики России 175
  Сведения об авторах 178
  Оглавление 180
 
 
 
 
  1 Грозненский рабочий.-2001.-25 февраля-4 марта.
  2 Там же
  3 Там же
  4 Там же
  5 Независимая газета.=-2001.-14 апреля.
  6 Вести Грозного.-2001.-1 октября.
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  2
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу