<< Пред. стр. 228 (из 257) След. >>
ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, восприятие человеком утраченной части тела (чаще- ампутированной конечности). Могут сопровождаться мучительной болью, в
связи с чем возможно хирургическое лечение (иссечение рубцов и т.д.).
ФАНФАРА (итальянское fanfara) (музыкальное), 1) медный духовой
сигнальный инструмент. 2) Сигнал какого-либо медного духового
инструмента (инструментов) торжественного или воинственного характера.
ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870 - 950), философ,
ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного
аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом. Имел прозвище
"второй учитель" - т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал.
Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы премудрости",
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Большая книга о
музыке".
ФАРАНДОЛА (французское farandole), провансальский круговой народный
танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе.
ФАРВАТЕР (голландское vaarwater, от varen - плавать и water - вода)
(судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания
судов среди надводных и подводных препятствий.
ФАРЕНГЕЙТА ШКАЛА, температурная шкала, 1 градус которой (1°F) равен
1/180 разности температуры кипения воды и таяния льда при атмосферном
давлении, а точка таяния льда принимается равной +32°F. Численность
значения температуры по Фаренгейта шкале tф связаны с численным
значением температуры по шкале Цельсия (t) соотношением t=5/9(tф-32),
1°F=5/9°C. Предложена в Германии Г. Фаренгейтом в 1724. Применяется в
США, Великобритании и других странах.
ФАРИНГИТ (от греческого pharynx - глотка), воспаление слизистой
оболочки глотки: ощущение сухости, царапания в горле, боль при глотании,
кашель.
ФАРИСЕИ (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим -
отделившиеся), религиозно-политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей
эры - 2 в. нашей эры. Фарисеи - создатели Устного учения (закона),
зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд), неоспоримость
авторитета которого они утверждали. Из среды фарисеев вышли законодатели
Талмуда. В евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда в переносном
смысле значение слова - лицемер, ханжа.
ФАРМАКОЛОГИЯ (от греческого pharmakon - лекарство и ...логия), наука,
изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и
животных. Систематизированные сведения о лекарствах содержатся еще в
древнеегипетских папирусах, трудах древнегреческого врача Гиппократа,
древнеримского врача Диоскорида и др. Экспериментально фармакология
развивалась с середины 19 в. Направления современной фармакологии -
учение о всасывании, распределении и превращении лекарственных веществ в
организме, о биохимических механизмах их действия; изучение
лекарственных препаратов в клинической практике (клиническая
фармакология). Важная задача ветеринарной фармакологии - изыскание
средств для стимуляции роста и продуктивности животных.
ФАРМАКОПЕЯ (от греческого pharmakon - лекарство и poieo - делаю),
сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству
лекарственных средств. 1-я фармакопея издана в 1498 во Флоренции. В
России 1-я фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778; в 1866 - на
русском языке, положила начало порядковой нумерации фармакопеи (11-е
издание - в 1987).
ФАРМАЦИЯ (от греческого pharmakeia - лекарство, применение
лекарства), научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами
изыскания, получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных
средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах.
ФАРС (французское farce, от латинского farcio - начиняю:
средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид
средневекового народного театра в Западной Европе (преимущественно
французского) и литературы бытового комедийно-сатирического характера
(14 - 16 вв.); насыщен буффонадой. Близок немецкой народной комедии
"фастнахтшпиль", итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19 - 20
вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими
приемами.
ФАРТИНГ (английское farthing, от древнеанглийского feortha -
четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни.
До 1821 чеканился из серебра, в 1821 - 60 - из меди, затем из бронзы. В
1968 изъят из обращения.
ФАРФОР (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный
водо- и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой
механической прочностью, термической и химической стойкостью,
электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием фарфоровой
массы (из огнеупорной пластичной глины, каолина, полевого шпата,
кварца). Фарфор появился в 4 - 6 вв. в Китае, в 7 - 13 вв.
распространился в других странах Азии. В Европе первый фарфоровый завод
построен в 1710 в Мейсене. В России фарфор известен со 2-й половины 16
в., около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из
отечественных материалов (на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге).
Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
Из фарфора изготовляют высококачественную посуду, художественные
изделия, электрические изоляторы, санитарно-технические изделия и др.
ФАС (английское fas, сокращенно от free alongside ship - свободно
вдоль борта судна), вид внешнеторгового договора купли-продажи,
связанного с доставкой товара водным путем, когда в цену товара
включается стоимость доставки его к борту судна.
ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (1946 - 82), немецкий режиссер,
актер, драматург. В театре в 1967 - 75. Как режиссер уже в ранних
фильмах заметно стремился к социальному анализу различных сторон жизни
ФРГ. Судьбы Германии в ее прошлом и настоящем становятся объектом
пристального исследования Фасбиндером во многих фильмах, среди которых:
"Страх съедает душу" (1974), "Отчаяние", "Замужество Марии Браун" (оба
1978), "Берлин, Александерплац" (1979, телесериал), "Лили Марлен",
"Лола" (оба 1981), "Тоска Вероники Фосс" (1982).
ФАСЦИИ (фасцы) (латинское fasces), в Древнем Риме атрибут власти
царей, затем высших магистратов: пучки прутьев, перевязанные ремнями, с
воткнутыми в них топориками. Как элемент изображения фасции
использовались в декоративном искусстве и архитектуре 18 - 19 вв., в 20
в. были заимствованы итальянским фашизмом в качестве эмблемы.
ФАСЦИОЛЁЗ, хроническое паразитарное заболевание человека и животных
(поражение печени и желчных протоков), вызываемое плоскими червями -
фасциолами.
ФАТАЛИЗМ (от латинского fatalis - роковой, fatum - рок, судьба),
представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в
безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное
предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п.
ФАТИМИДЫ, династия халифов-шиитов (исмаилитов), правившая на Ближнем
Востоке в 909 - 1171. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери
Мухаммеда). К середине 10 в. подчинили всю Северную Африку и Сицилию, в
969 завоевали Египет, в конце 10 - начале 11 вв. - Сирию.
ФАУЛС, Фаулз (Fowles) Джон (родился в 1926), английский писатель.
Роман "Коллекционер" (1963) - детективно-психологическая притча о
непреодолимом одиночестве людей в мире отчуждения. Философский роман
"Волхв" (1966) - об эмоционально-психологических тупиках общества
потребления и о вечных ценностях любви и искусства. Судьбе интеллигента
на фоне кризисной истории, поиску художником собственного пространства в
современной жизни посвящены эпико-реалистический роман "Даниэл Мартин"
(1977), повесть "Башня из черного дерева" (1974; также одноименный
сборник), "Мантисса" (1982). В романе "Женщина французского лейтенанта"
(1969), написанном в традициях "викторианской" прозы, в историческом
романе "Каприз" (1985), выдержанном в стилистике английского "романа
дороги" 18 в., духовно опустошающей морали вседозволенности
противопоставлены нравственно-этические ценности прошлого.
ФАУНА (от латинского Fauna - богиня лесов и полей, покровительница
животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность
видов животных, обитающих на определенной территории. Термин "фауна"
применяется и к совокупности животных какой-либо систематической
категории (фауна птиц - орнитофауна, рыб - ихтиофауна).
ФАУСТ, герой немецких народных легенд и произведений мировой
литературы и искусства, один из вечных образов; символ неукротимого
стремления человека к истине, ради которого он готов жертвовать не
только всем достигнутым в земной жизни, но и душой. О союзе Фауста с
Мефистофелем впервые рассказано в немецкой народной книге "История о
докторе Фаусте" (16 в.), к легенде о Фаусте обращался К. Мальро (16 в.).
Всемирно известны "Фауст" И.В. Гете (одноименная опера Ш. Гуно), роман
"Доктор Фаустус" Т. Манна.
ФАХВЕРК (немецкое Fachwerk, от Fach - панель, секция и Werk -
сооружение), тип конструкции преимущественно малоэтажных зданий: каркас,
образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов
из деревянного бруса (в архитектуре 2-й половины 19 - 20 вв. из металла
или железобетона) с заполнением промежутков камнем, кирпичом и другими
материалами. Имеет также декоративное значение. Постройки типа фахверк
были широко распространены в средневековой Западной Европе.
ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение),
социально-политические движения, идеологии и государственные режимы
тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм
противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый
порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается
на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она
становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый
авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический,
массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по
отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему
ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики
фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги
популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору
преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в
условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации. В узком
смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20 - 40-х
гг. 20 в. Многие черты фашизма присущи различным социальным и
национальным движениям правого и левого толка. При видимой
противоположности идеологических установок (например, "класс" или
"нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам
террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные
движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и
др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется
возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в
серьезную угрозу.
ФАЯНС (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца,
где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический
материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из
того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь соотношение компонентов и
технология обжига). С 4 - 5 вв. фаянс производили в Китае, с 11 - 13 вв.
- в Японии. В Европе фаянс начали изготовлять во Франции (город
Сен-Поршер) около 1525 - 65. В России производство фаянса впервые было
налажено в 1709; в 1809 изделия из фаянса выпускались в селе Домкино, с
1839 - в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне Конаковский завод). Из
фаянса изготовляют хозяйственную посуду, художественно-декоративные и
санитарно-технические изделия, облицовочные плитки (глазуры) и др.
ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878 - 1956), французский историк. Труды по
проблемам эпохи Возрождения (преимущественно 16 в.), методологии
истории, в которых ставил задачи изучения общества (цивилизации) как
целостной системы, включая общественное сознание и психологию, язык,
социальный, экономический строй, историческую географию и т.д. Совместно
с М. Блоком основал и возглавил журнал "Анналы..." (1929).
ФЕВРАЛЬ (от латинского Februarius, буквально - месяц очищения), 2-й
месяц календарного года (28 сут.; в високосном году 29 сут.); название
связано с обрядом очищения в Древнем Риме.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993
парламент - представительный и законодательный орган. Состоит из двух
палат - Совета Федерации и Государственной думы.
ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелатинского foederatio - союз, объединение)
(союзное, федеративное государство), 1) форма государственного
устройства, при которой государство образуют федеральные единицы -
члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). В федерации
действует единая конституция, единые союзные (федеральные) органы
государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная
единица и т.д. Члены федерации имеют, как правило, собственные
конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
Федерацией являются США, Индия, Германия и др. 2) В Российской Федерации
субъектами федерации, кроме республик в составе России, являются края,
области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург),
автономные области и автономные округа. 3) Международная или
национальная общественная организация (например, Международная шахматная
федерация).
ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1661 - 1682), русский царь с 1676. Сын Алексея
Михайловича от 1-го брака с М.И. Милославской. Ученик Симеона Полоцкого;
знал древнегреческий и польский языки; сочинял силлабические стихи,
песнопения. При молодом и болезненном царе усилилась борьба за власть
придворных группировок (Милославские, Одоевские и др.). В 1679 введено
подворное обложение, в 1680 проведена военно-окружная реформа, в 1682
отменено местничество. Отражена турецкая агрессия под Чигирином (1677 -
78). Заключен Бахчисарайский мирный договор (1681) с Турцией и Крымом, в
котором признавалось воссоединение с Россией Левобережной Украины и
Киева.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ (Федор Иоаннович) (1557 - 98), русский царь с 1584,
последний из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Неспособный к
государственной деятельности, предоставил управление страной своему
шурину Борису Годунову.
ФЁДОРА СТРАТИЛАТА ЦЕРКОВЬ на Ручье в Новгороде, памятник
древнерусского зодчества (1360 - 61). 4-столпный 1-главый храм с
апсидой, с 3-лопастным завершением фасадов и пышным архитектурным
декором. Фрески 2-й половины 14 в.
ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828 - 1903), российский религиозный
мыслитель-утопист. Высшая цель Федорова - воскрешение предков ("отцов"),
путь к которому лежит через регуляцию природы средствами науки и
техники, переустройство человеческого организма, освоение космоса.
Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федорову как "общее дело"
человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению
всякой "вражды". Утверждая культ предков как основу истинной религии,
Федоров разошелся с традиционным христианством. Избранные отрывки и
статьи Федорова изданы посмертно ("Философия общего дела", тома 1-2,
1906 - 13).
ФЁДОРОВ Сергей Петрович (1869 - 1936), хирург, создатель научной
школы, основоположник урологии в России. Труды по хирургии желчных
путей, нейрохирургии и др. Одним из первых в отечественной медицине
применил эндоскопические методы исследования.
ФЁДОРОВА Зоя Алексеевна (1909 - 81), киноактриса. Сыграла роли
обаятельных и озорных современниц в советских фильмах 30-х гг.:
"Гармонь", "Подруги", "Музыкальная история", "Фронтовые подруги". Яркий
комедийный талант Федоровой проявился в фильмах "Свадьба в Малиновке"
(1967), "Шельменко-денщик" (1971), "Москва слезам не верит" (1980). В
40-50-х гг. была репрессирована. Была убита в собственной квартире при
невыясненных обстоятельствах.
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович (родился в 1932), дирижер. С 1959
художественный руководитель и главный дирижер Оркестра русских народных
инструментов, с 1974 - Академического симфонического оркестра
Гостелерадио (с 1994 Российской государственной телерадиокомпании
"Останкино"). В репертуаре - главным образом русская классическая и
современная музыка.
ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Лидия Николаевна (родилась в 1938), киноактриса.
Создала характеры русских женщин, наделенных естественной простотой и
душевной щедростью, в фильмах В.М. Шукшина (мужа Федосеевой-Шукшиной)
"Странные люди" (1970), "Печки-лавочки" (1972), "Калина красная" (1974).
Как острохарактерная актриса раскрылась в фильмах: "Ключ без права
передачи" (1977), "Из жизни отдыхающих" (1981), "Любовь с привилегиями"
(1991).
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, русская миниатюрная живопись маслом на
лаковых изделиях из папье-маше. Художественный промысел в селе Федоскино
(Московская область) существует с 1798, оригинальный характер приобрел в
конце 19 в. в мастерской П.В. Лукутина; с 1910 - "Федоскинская кустарная
артель" (позже - фабрика). Мастера федоскинской миниатюры создают
декоративные композиции, пейзажи, натюрморты на черном лаковом фоне с
лессировкой по перламутру или листочкам фольги.
ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916 - 57), нападающий команды ЦДКА (1938
- 1949), чемпион СССР (1946, 1947, 1948), обладатель Кубка СССР (1945,
1948). Первый футболист в СССР, забивший 100 голов в чемпионатах страны.
В 1958 учрежден приз имени Федотова для самой результативной команды
чемпионата СССР по футболу (с 1992 - чемпионата России).
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 - 52), российский живописец и
рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию
("Разборчивая невеста", 1847). Изобличение социально-нравственных
пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство
майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и
обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851 - 52).
ФЕДР (Phaedrus) (около 15 до нашей эры - 70 нашей эры), римский
поэт-баснописец. Вольноотпущенник. Переложения традиционных эзоповских
басен (смотри Эзоп) с сильной моралистической окраской.
ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК, крупнейший горно-долинный ледник Памира
(Таджикистан). Длина 77 км, ширина 1700-3100 м. На высоте 4169 м -
гидрометеорологическая станция. Назван по имени российского
естествоиспытателя А.П. Федченко.
ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893 - 1943), немецкий актер. Его
дарование, сочетавшееся с выразительной внешностью и пластикой,
проявилось в фильмах немецких режиссеров-экспрессионистов ("Кабинет
доктора Калигари", 1919; "Сатана", 1920; "Кабинет восковых фигур", 1924,
и др.), в которых Фейдт создал образы призрачных, загадочных, зловещих
героев. Снялся в фильмах: "Под красной мантией" (1936), "Багдадский вор"
(1940), "Касабланка" (1943) и др. Работал также как режиссер.
ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг (1804 - 72), немецкий
философ-материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем
(1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии
Файербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный
индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа,
источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил
природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении
человека к счастью, достижимому посредством "религии любви"
(человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К
критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841),
"Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).
ФЕЙЕРВЕРК (немецкое Feuerwerk), 1) цветные огни, получаемые при