<< Пред.           стр. 228 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

  ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, восприятие человеком утраченной части тела (чаще
 - ампутированной конечности). Могут сопровождаться мучительной болью, в
 связи с чем возможно хирургическое лечение (иссечение рубцов и т.д.).
  ФАНФАРА (итальянское fanfara) (музыкальное), 1) медный духовой
 сигнальный инструмент. 2) Сигнал какого-либо медного духового
 инструмента (инструментов) торжественного или воинственного характера.
  ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870 - 950), философ,
 ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного
 аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом. Имел прозвище
 "второй учитель" - т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал.
 Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы премудрости",
 "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Большая книга о
 музыке".
  ФАРАНДОЛА (французское farandole), провансальский круговой народный
 танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе.
  ФАРВАТЕР (голландское vaarwater, от varen - плавать и water - вода)
 (судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания
 судов среди надводных и подводных препятствий.
  ФАРЕНГЕЙТА ШКАЛА, температурная шкала, 1 градус которой (1°F) равен
 1/180 разности температуры кипения воды и таяния льда при атмосферном
 давлении, а точка таяния льда принимается равной +32°F. Численность
 значения температуры по Фаренгейта шкале tф связаны с численным
 значением температуры по шкале Цельсия (t) соотношением t=5/9(tф-32),
 1°F=5/9°C. Предложена в Германии Г. Фаренгейтом в 1724. Применяется в
 США, Великобритании и других странах.
  ФАРИНГИТ (от греческого pharynx - глотка), воспаление слизистой
 оболочки глотки: ощущение сухости, царапания в горле, боль при глотании,
 кашель.
  ФАРИСЕИ (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим -
 отделившиеся), религиозно-политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей
 эры - 2 в. нашей эры. Фарисеи - создатели Устного учения (закона),
 зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд), неоспоримость
 авторитета которого они утверждали. Из среды фарисеев вышли законодатели
 Талмуда. В евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда в переносном
 смысле значение слова - лицемер, ханжа.
  ФАРМАКОЛОГИЯ (от греческого pharmakon - лекарство и ...логия), наука,
 изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и
 животных. Систематизированные сведения о лекарствах содержатся еще в
 древнеегипетских папирусах, трудах древнегреческого врача Гиппократа,
 древнеримского врача Диоскорида и др. Экспериментально фармакология
 развивалась с середины 19 в. Направления современной фармакологии -
 учение о всасывании, распределении и превращении лекарственных веществ в
 организме, о биохимических механизмах их действия; изучение
 лекарственных препаратов в клинической практике (клиническая
 фармакология). Важная задача ветеринарной фармакологии - изыскание
 средств для стимуляции роста и продуктивности животных.
  ФАРМАКОПЕЯ (от греческого pharmakon - лекарство и poieo - делаю),
 сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству
 лекарственных средств. 1-я фармакопея издана в 1498 во Флоренции. В
 России 1-я фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778; в 1866 - на
 русском языке, положила начало порядковой нумерации фармакопеи (11-е
 издание - в 1987).
  ФАРМАЦИЯ (от греческого pharmakeia - лекарство, применение
 лекарства), научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами
 изыскания, получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных
 средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах.
  ФАРС (французское farce, от латинского farcio - начиняю:
 средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид
 средневекового народного театра в Западной Европе (преимущественно
 французского) и литературы бытового комедийно-сатирического характера
 (14 - 16 вв.); насыщен буффонадой. Близок немецкой народной комедии
 "фастнахтшпиль", итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19 - 20
 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими
 приемами.
  ФАРТИНГ (английское farthing, от древнеанглийского feortha -
 четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни.
 До 1821 чеканился из серебра, в 1821 - 60 - из меди, затем из бронзы. В
 1968 изъят из обращения.
  ФАРФОР (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный
 водо- и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой
 механической прочностью, термической и химической стойкостью,
 электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием фарфоровой
 массы (из огнеупорной пластичной глины, каолина, полевого шпата,
 кварца). Фарфор появился в 4 - 6 вв. в Китае, в 7 - 13 вв.
 распространился в других странах Азии. В Европе первый фарфоровый завод
 построен в 1710 в Мейсене. В России фарфор известен со 2-й половины 16
 в., около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из
 отечественных материалов (на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге).
 Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
 Из фарфора изготовляют высококачественную посуду, художественные
 изделия, электрические изоляторы, санитарно-технические изделия и др.
  ФАС (английское fas, сокращенно от free alongside ship - свободно
 вдоль борта судна), вид внешнеторгового договора купли-продажи,
 связанного с доставкой товара водным путем, когда в цену товара
 включается стоимость доставки его к борту судна.
  ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (1946 - 82), немецкий режиссер,
 актер, драматург. В театре в 1967 - 75. Как режиссер уже в ранних
 фильмах заметно стремился к социальному анализу различных сторон жизни
 ФРГ. Судьбы Германии в ее прошлом и настоящем становятся объектом
 пристального исследования Фасбиндером во многих фильмах, среди которых:
 "Страх съедает душу" (1974), "Отчаяние", "Замужество Марии Браун" (оба
 1978), "Берлин, Александерплац" (1979, телесериал), "Лили Марлен",
 "Лола" (оба 1981), "Тоска Вероники Фосс" (1982).
  ФАСЦИИ (фасцы) (латинское fasces), в Древнем Риме атрибут власти
 царей, затем высших магистратов: пучки прутьев, перевязанные ремнями, с
 воткнутыми в них топориками. Как элемент изображения фасции
 использовались в декоративном искусстве и архитектуре 18 - 19 вв., в 20
 в. были заимствованы итальянским фашизмом в качестве эмблемы.
  ФАСЦИОЛЁЗ, хроническое паразитарное заболевание человека и животных
 (поражение печени и желчных протоков), вызываемое плоскими червями -
 фасциолами.
  ФАТАЛИЗМ (от латинского fatalis - роковой, fatum - рок, судьба),
 представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в
 безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное
 предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п.
  ФАТИМИДЫ, династия халифов-шиитов (исмаилитов), правившая на Ближнем
 Востоке в 909 - 1171. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери
 Мухаммеда). К середине 10 в. подчинили всю Северную Африку и Сицилию, в
 969 завоевали Египет, в конце 10 - начале 11 вв. - Сирию.
  ФАУЛС, Фаулз (Fowles) Джон (родился в 1926), английский писатель.
 Роман "Коллекционер" (1963) - детективно-психологическая притча о
 непреодолимом одиночестве людей в мире отчуждения. Философский роман
 "Волхв" (1966) - об эмоционально-психологических тупиках общества
 потребления и о вечных ценностях любви и искусства. Судьбе интеллигента
 на фоне кризисной истории, поиску художником собственного пространства в
 современной жизни посвящены эпико-реалистический роман "Даниэл Мартин"
 (1977), повесть "Башня из черного дерева" (1974; также одноименный
 сборник), "Мантисса" (1982). В романе "Женщина французского лейтенанта"
 (1969), написанном в традициях "викторианской" прозы, в историческом
 романе "Каприз" (1985), выдержанном в стилистике английского "романа
 дороги" 18 в., духовно опустошающей морали вседозволенности
 противопоставлены нравственно-этические ценности прошлого.
  ФАУНА (от латинского Fauna - богиня лесов и полей, покровительница
 животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность
 видов животных, обитающих на определенной территории. Термин "фауна"
 применяется и к совокупности животных какой-либо систематической
 категории (фауна птиц - орнитофауна, рыб - ихтиофауна).
  ФАУСТ, герой немецких народных легенд и произведений мировой
 литературы и искусства, один из вечных образов; символ неукротимого
 стремления человека к истине, ради которого он готов жертвовать не
 только всем достигнутым в земной жизни, но и душой. О союзе Фауста с
 Мефистофелем впервые рассказано в немецкой народной книге "История о
 докторе Фаусте" (16 в.), к легенде о Фаусте обращался К. Мальро (16 в.).
 Всемирно известны "Фауст" И.В. Гете (одноименная опера Ш. Гуно), роман
 "Доктор Фаустус" Т. Манна.
  ФАХВЕРК (немецкое Fachwerk, от Fach - панель, секция и Werk -
 сооружение), тип конструкции преимущественно малоэтажных зданий: каркас,
 образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов
 из деревянного бруса (в архитектуре 2-й половины 19 - 20 вв. из металла
 или железобетона) с заполнением промежутков камнем, кирпичом и другими
 материалами. Имеет также декоративное значение. Постройки типа фахверк
 были широко распространены в средневековой Западной Европе.
  ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение),
 социально-политические движения, идеологии и государственные режимы
 тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм
 противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый
 порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается
 на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она
 становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый
 авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический,
 массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по
 отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему
 ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики
 фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги
 популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору
 преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в
 условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации. В узком
 смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20 - 40-х
 гг. 20 в. Многие черты фашизма присущи различным социальным и
 национальным движениям правого и левого толка. При видимой
 противоположности идеологических установок (например, "класс" или
 "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам
 террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные
 движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и
 др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется
 возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в
 серьезную угрозу.
  ФАЯНС (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца,
 где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический
 материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из
 того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь соотношение компонентов и
 технология обжига). С 4 - 5 вв. фаянс производили в Китае, с 11 - 13 вв.
 - в Японии. В Европе фаянс начали изготовлять во Франции (город
 Сен-Поршер) около 1525 - 65. В России производство фаянса впервые было
 налажено в 1709; в 1809 изделия из фаянса выпускались в селе Домкино, с
 1839 - в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне Конаковский завод). Из
 фаянса изготовляют хозяйственную посуду, художественно-декоративные и
 санитарно-технические изделия, облицовочные плитки (глазуры) и др.
  ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878 - 1956), французский историк. Труды по
 проблемам эпохи Возрождения (преимущественно 16 в.), методологии
 истории, в которых ставил задачи изучения общества (цивилизации) как
 целостной системы, включая общественное сознание и психологию, язык,
 социальный, экономический строй, историческую географию и т.д. Совместно
 с М. Блоком основал и возглавил журнал "Анналы..." (1929).
  ФЕВРАЛЬ (от латинского Februarius, буквально - месяц очищения), 2-й
 месяц календарного года (28 сут.; в високосном году 29 сут.); название
 связано с обрядом очищения в Древнем Риме.
  ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993
 парламент - представительный и законодательный орган. Состоит из двух
 палат - Совета Федерации и Государственной думы.
  ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелатинского foederatio - союз, объединение)
 (союзное, федеративное государство), 1) форма государственного
 устройства, при которой государство образуют федеральные единицы -
 члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). В федерации
 действует единая конституция, единые союзные (федеральные) органы
 государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная
 единица и т.д. Члены федерации имеют, как правило, собственные
 конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.
 Федерацией являются США, Индия, Германия и др. 2) В Российской Федерации
 субъектами федерации, кроме республик в составе России, являются края,
 области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург),
 автономные области и автономные округа. 3) Международная или
 национальная общественная организация (например, Международная шахматная
 федерация).
  ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1661 - 1682), русский царь с 1676. Сын Алексея
 Михайловича от 1-го брака с М.И. Милославской. Ученик Симеона Полоцкого;
 знал древнегреческий и польский языки; сочинял силлабические стихи,
 песнопения. При молодом и болезненном царе усилилась борьба за власть
 придворных группировок (Милославские, Одоевские и др.). В 1679 введено
 подворное обложение, в 1680 проведена военно-окружная реформа, в 1682
 отменено местничество. Отражена турецкая агрессия под Чигирином (1677 -
 78). Заключен Бахчисарайский мирный договор (1681) с Турцией и Крымом, в
 котором признавалось воссоединение с Россией Левобережной Украины и
 Киева.
  ФЁДОР ИВАНОВИЧ (Федор Иоаннович) (1557 - 98), русский царь с 1584,
 последний из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Неспособный к
 государственной деятельности, предоставил управление страной своему
 шурину Борису Годунову.
  ФЁДОРА СТРАТИЛАТА ЦЕРКОВЬ на Ручье в Новгороде, памятник
 древнерусского зодчества (1360 - 61). 4-столпный 1-главый храм с
 апсидой, с 3-лопастным завершением фасадов и пышным архитектурным
 декором. Фрески 2-й половины 14 в.
  ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828 - 1903), российский религиозный
 мыслитель-утопист. Высшая цель Федорова - воскрешение предков ("отцов"),
 путь к которому лежит через регуляцию природы средствами науки и
 техники, переустройство человеческого организма, освоение космоса.
 Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федорову как "общее дело"
 человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению
 всякой "вражды". Утверждая культ предков как основу истинной религии,
 Федоров разошелся с традиционным христианством. Избранные отрывки и
 статьи Федорова изданы посмертно ("Философия общего дела", тома 1-2,
 1906 - 13).
  ФЁДОРОВ Сергей Петрович (1869 - 1936), хирург, создатель научной
 школы, основоположник урологии в России. Труды по хирургии желчных
 путей, нейрохирургии и др. Одним из первых в отечественной медицине
 применил эндоскопические методы исследования.
  ФЁДОРОВА Зоя Алексеевна (1909 - 81), киноактриса. Сыграла роли
 обаятельных и озорных современниц в советских фильмах 30-х гг.:
 "Гармонь", "Подруги", "Музыкальная история", "Фронтовые подруги". Яркий
 комедийный талант Федоровой проявился в фильмах "Свадьба в Малиновке"
 (1967), "Шельменко-денщик" (1971), "Москва слезам не верит" (1980). В
 40-50-х гг. была репрессирована. Была убита в собственной квартире при
 невыясненных обстоятельствах.
  ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович (родился в 1932), дирижер. С 1959
 художественный руководитель и главный дирижер Оркестра русских народных
 инструментов, с 1974 - Академического симфонического оркестра
 Гостелерадио (с 1994 Российской государственной телерадиокомпании
 "Останкино"). В репертуаре - главным образом русская классическая и
 современная музыка.
  ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Лидия Николаевна (родилась в 1938), киноактриса.
 Создала характеры русских женщин, наделенных естественной простотой и
 душевной щедростью, в фильмах В.М. Шукшина (мужа Федосеевой-Шукшиной)
 "Странные люди" (1970), "Печки-лавочки" (1972), "Калина красная" (1974).
 Как острохарактерная актриса раскрылась в фильмах: "Ключ без права
 передачи" (1977), "Из жизни отдыхающих" (1981), "Любовь с привилегиями"
 (1991).
  ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, русская миниатюрная живопись маслом на
 лаковых изделиях из папье-маше. Художественный промысел в селе Федоскино
 (Московская область) существует с 1798, оригинальный характер приобрел в
 конце 19 в. в мастерской П.В. Лукутина; с 1910 - "Федоскинская кустарная
 артель" (позже - фабрика). Мастера федоскинской миниатюры создают
 декоративные композиции, пейзажи, натюрморты на черном лаковом фоне с
 лессировкой по перламутру или листочкам фольги.
  ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916 - 57), нападающий команды ЦДКА (1938
 - 1949), чемпион СССР (1946, 1947, 1948), обладатель Кубка СССР (1945,
 1948). Первый футболист в СССР, забивший 100 голов в чемпионатах страны.
 В 1958 учрежден приз имени Федотова для самой результативной команды
 чемпионата СССР по футболу (с 1992 - чемпионата России).
  ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 - 52), российский живописец и
 рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию
 ("Разборчивая невеста", 1847). Изобличение социально-нравственных
 пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство
 майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и
 обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851 - 52).
  ФЕДР (Phaedrus) (около 15 до нашей эры - 70 нашей эры), римский
 поэт-баснописец. Вольноотпущенник. Переложения традиционных эзоповских
 басен (смотри Эзоп) с сильной моралистической окраской.
  ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК, крупнейший горно-долинный ледник Памира
 (Таджикистан). Длина 77 км, ширина 1700-3100 м. На высоте 4169 м -
 гидрометеорологическая станция. Назван по имени российского
 естествоиспытателя А.П. Федченко.
  ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893 - 1943), немецкий актер. Его
 дарование, сочетавшееся с выразительной внешностью и пластикой,
 проявилось в фильмах немецких режиссеров-экспрессионистов ("Кабинет
 доктора Калигари", 1919; "Сатана", 1920; "Кабинет восковых фигур", 1924,
 и др.), в которых Фейдт создал образы призрачных, загадочных, зловещих
 героев. Снялся в фильмах: "Под красной мантией" (1936), "Багдадский вор"
 (1940), "Касабланка" (1943) и др. Работал также как режиссер.
  ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг (1804 - 72), немецкий
 философ-материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем
 (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии
 Файербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный
 индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа,
 источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил
 природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении
 человека к счастью, достижимому посредством "религии любви"
 (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К
 критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841),
 "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).
  ФЕЙЕРВЕРК (немецкое Feuerwerk), 1) цветные огни, получаемые при

<< Пред.           стр. 228 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу