<< Пред.           стр. 1 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 ECONOMICS
 of the
 PUBLIC
 SECTOR
 
 Second Edition
 JOSEPH E. STIGUTZ
 W. W.NORTON & COMPANY • New York • London
 Princeton University
 
 Дж. Ю. Стиглиц
 ЭКОНОМИКА
 ГОСУДАРСТВЕННОГО
 СЕКТОРА
 Научный редактор перевода
 доктор экономических наук,
 профессор Г.М. Куманин
 Издательство
 Московского университета
 1997
 ИНФРА-М
 1997
 ББК 65.8
 С 80
 Данное издание выпущено при поддержке
 Центрально-Европейского университета (CEU Press)
 и Института «Открытое общество»
 Стиглиц Дж. Ю.
 С 80 Экономика государственного сектора/Пер, с англ. — М.: Изд-во
 МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
 ISBN 5-211-03068-0
 ISBN 5-86225-443-9
 Книга предоставляет российскому читателю возможндсть познакомить-
 ся с функциями государства в рыночной экономической системе, его
 ролью в решении экономических проблем. Она адресована не только проф-
 ессиональным экономистам — научным работникам, преподавателям, ас-
 пирантам и студентам. Представители законодательной и исполнительной
 власти страны, находящейся на этапе перехода от командной к рыночной
 экономике, смогут на практике использовать выводы западной науки, по-
 новому осмыслив отечественные проблемы и перспективы развития.
 Для широкого круга читателей.
 „ 0601000000 (4309000000)-039
 С i - Без объявл. ККК 65 8
 077 (02)-97 ЬЬК 0!)-в
 ISBN 0-393-95683-0 © 1988, 1986 by Joseph E. Stiglitz, the
 ISBN 5-211-03068-0 Trustee of Edward Hannaway Stiglitz
 ISBN 5-86225-443-9 Trust, the Trustee of Julia Hannaway
 Stiglitz Trust and the Trustee of the Trust
 for the Benefit of Joseph E. Stiglitz's
 Children
 О Перевод Е.Э. Куманиной,
 Г.М. Куманина, 1997.
 О Издательство Московского
 университета, 1997.
 Посвящается моим первым
 учителям, Ham и Шарлотте
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 В каком-то смысле судьба не была благосклонна к первому изданию
 этой книги: не успела она появиться, как конгресс принял Закон о налоговой
 реформе 1986 г. В другом же смысле книге повезло: благоприятный отклик,
 сопровождавший первое издание, полностью компенсировал долгие часы написания
 и переписывания, потраченные на нее. Я благодарен за этот отклик. Что касается
 закона о налоговой реформе, скажем так: с моей точки зрения как автора учебника,
 я благодарен за то, что, хотя закон и приветствовался политиками как наиболее
 широкомасштабная налоговая реформа с момента введения подоходного налога, на
 деле он не произвел радикальных изменений в налоговой политике. Таким образом,
 понятия и даже многие институциональные детали, описанные в первом издании,
 по-прежнему остались существенными. И все-таки закон о налоговой реформе
 вызвал необходимость немедленного и всестороннего пересмотра части 5 данной
 книги, в которой анализируется структура налогов в Соединенных Штатах.
 Учебникам свойственно увеличиваться в размерах с каждым удачным изданием.
 Я помнил об этой ловушке, хотя представлялось неверным не включить материал,
 касающийся рассмотрения двух центральных проблем, стоявших перед государст-
 венным сектором в Соединенных Штатах в конце 1980-х гг.: причины и последст-
 вия колоссального дефицита федерального бюджета и разработка программ
 стимулирования экономического роста и производительности. В гл. 2 и 28 дается
 первоначальное рассмотрение этих вопросов.
 Те, кто знаком с первым изданием, отметят ряд других важных изменений.
 Рассмотрение эффективности рыночной экономики по Парето (гл. 3) теперь
 предшествует введению в экономику благосостояния (гл. 4), которая делает акцент
 на выборе между эффективностью и распределением. Помимо этого, я добавил
 приложение к гл. 3, излагающее подробно условия, требуемые для эффективности
 по Парето, а также объясняющее, почему в конкурентных экономиках при
 отсутствии рыночных несостоятельностей устанавливается эффективность по Парето.
 Далее, в двух главах части 4 (теория налогообложения) я рассмотрел последст-
 вия налогообложения для экономической эффективности. Первая — основные
 принципы (гл. 18), вторая — конкретные воздействия налогообложения на предло-
 жение труда (гл. 19). Я пользуюсь возможностью познакомить студентов с важной
 эмпирической работой в этой области, включая результаты экспериментов по
 поддержанию доходов на определенном уровне, эконометрические исследования,
 обзоры.
 Как элемент пересмотра части 5 я излагаю широкий спектр вопросов, связан-
 ных с налогообложением капитала (гл. 22), таких, как амортизация и прибыль на
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 прирост капитала, и до того, как описываю специфические вопросы, связанные с
 налогообложением дохода корпораций (гл. 23).
 Хотя в программах расходов не произошло значительных изменений, подобных
 налоговой реформе, все главы, рассматривающие конкретные программы расходов,
 подверглись уточнению не только чтобы отразить последние данные, но также
 чтобы включить вопросы текущей политической значимости. Так, глава о здравоох-
 ранении (гл. 11) включает анализ влияния новой системы выплат по программе
 Медикэр, а в главе о программах благосостояния (гл. 14) обсуждаются последние
 предложения в пользу реформы социального обеспечения.
 Основные цели этой книги тем не менее остаются прежними. Я писал ее, будучи
 убежденным, что понимание затрагиваемых в ней вопросов является центральным
 для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем
 вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а
 также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей, каковы
 бы они ни были. Вопросы экономики государственного сектора часто становятся
 очень зависимыми политически, но я старался проводить анализ в беспристрастной
 манере с четким разграничением между анализом последствий любой политики и
 суждениями, связанными с оценкой желательности определенной политики. Благо-
 приятный прием, оказанный первому изданию книги преподавателями с разными
 политическими убеждениями, говорит о том, что мне это удалось.
 Неожиданным подарком был положительный международный отклик на книгу.
 Хотя я сфокусировал внимание на вопросах, стоящих перед Соединенными Штата-
 ми, с аналогичными проблемами сталкиваются во всех странах мира. Для меня
 наиболее важным является то, что я, кажется, разработал полезную структуру,
 внутри которой можно было бы в ряде стран решать стоящие там конкретные
 программные вопросы. Сейчас осуществляется адаптация книги для экономик
 Японии, Германии и Италии.
 Если бы книга писалась 25 лет назад, она бы называлась "Государственные
 финансы" и основное внимание уделялось бы источникам поступлений в бюджет.
 Название "Экономика государственного сектора" и более широкий охват проблем,
 предполагаемый им, тем не менее не случайны. В последние годы государственные
 расходы достигли рекордных уровней и сейчас составляют более трети валового
 национального продукта. Сопровождающий этот процесс дефицит федерального
 бюджета вызвал тревогу экономистов всех политических и теоретических взглядов.
 Теперь больше недостаточно знать, откуда приходят деньги. Нужно уделять
 внимание тому, как они тратятся.
 Тем временем появились разработки в области экономической теории государст-
 венного сектора. Некоторые из последних публикаций посвящены анализу государ-
 ственных расходов. Экономисты сейчас много могут сказать по поводу того, как
 государство тратит свои средства, начиная с анализа издержек и выгод и теории
 общественного выбора. Большая часть последних публикаций по экономике госу-
 дарственного сектора отражает создание новых и более сложных моделей, таких как
 теория оптимального налогообложения. Я решил изложить современный взгляд на
 экономику государственного сектора в простом, доступном виде, чтобы адресовать
 наиболее важные выводы этой, быстро количественно растущей, литературы студен-
 там, впервые изучающим курс государственных финансов.
 Проблемы государственного сектора включают некоторые из наиболее значи-
 мых вопросов всей экономической теории. Здравоохранение, оборона, образование,
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 социальное обеспечение, программы благосостояния, налоговая реформа — все они
 пользуются постоянным вниманием средств информации. Экономический анализ
 придает новое звучание дискуссиям. Должно ли образование обеспечиваться госу-
 дарством? Как в долгосрочном плане видятся наши программы социального
 обеспечения? Как сегодняшние предложения о налоговой реформе соответствуют
 нашим представлениям о распределении налогового бремени, эффективности, спра-
 ведливости? Все эти проблемы делают мой курс жизненно актуальным. Вот почему
 я уделяю им пристальное внимание.
 Рассмотрение конкретных налоговых программ и программ расходов дает
 дополнительное преимущество. Оно подчеркивает важность их разработки. Один из
 уроков, который мы получили в последнее десятилетие, состоит в том, что хороших
 намерений недостаточно. Программы обновления городов, направленные на их
 возрождение, имели непредвиденные последствия в виде уменьшения предложения
 жилья для бедных.
 Одной из основных целей налоговой реформы 1986 г. было упрощение свода
 налоговых законов, но вместо этого, кажется, он стал еще более сложным. Я
 использую такие примеры не только чтобы оживить изложение, но чтобы привить
 студентам важную привычку критической оценки теории на фоне сложных обстоя-
 тельств, при которых принимаются и осуществляются решения о функционировании
 государственного сектора.
 Книга имеет гибкую структуру. Моя логика изложения состоит во введении в
 части 1 фундаментальных вопросов, институциональных деталей, а также в обзоре
 микроэкономической теории, обосновывающей роль государственного сектора. В
 части 2 рассматривается теория государственных расходов, включая общественные
 товары, общественный выбор и управление, а часть 3 представляет применение
 данной теории к пяти наиболее крупным направлениям государственных расходов
 Соединенных Штатов: здравоохранению, обороне, образованию, социальному обес-
 печению и программе благосостояния. В частях 4 и 5 по этой же схеме дается
 соответственно теория налогообложения и ее использование. В части 6 затрагивают-
 ся следующие темы: проблемы, связанные с налогообложением, и расходы в штатах
 и муниципалитетах, а также вопросы финансового федерализма. Помимо этого,
 сюда входят проблемы стабилизации и роста с акцентом на отношение между
 микроэкономическим анализом и макроэкономическим поведением.
 С точки зрения последовательности изложения вполне оправданным было бы
 рассмотрение налогообложения до расходов. Части 4 и 5 подробно разработаны
 таким образом, чтобы преподаватель, готовый перейти к налогообложению непосред-
 ственно за изучением части 1, мог бы сделать это без ущерба для логики
 изложения. Дальнейшие подсказки о том, как организовать курс, а также материа-
 лы к лекциям, вопросы для тестов, изложение более сложных проблем, которые
 преподаватели захотели бы включить в свои лекции, содержатся в руководстве для
 преподавателя, для которого львиная доля работы в этом издании была проделана
 Элинорой Браун из Помоне колледжа. Кроме того, новое руководство для студентов
 и материалы для чтения, написанные Эдвардом С.Кайензлом из Стоунсхиллского
 колледжа, помогают студентам в повторении материалов курса и одновременно дают
 им необходимую литературу по темам.
 Список тех, кому я обязан, велик. Я не могу не назвать Карлу Хоф, которая
 была не просто студенческим научным консультантом. Она не только обновила
 статистический материал, но разыскала неопубликованные данные и сверила
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 точность всего текста. Более того, она была моим благодатным критиком. При
 написании любого учебника такого уровня часто приходится идти на упрощения,
 чтобы сделать соответствующие идеи доступными. Трудность состоит в том, как все
 это осуществить, если одновременно отдавать дань сложности предмета изложения.
 Карла настаивала, чтобы во всех отношениях не было компромиссов: чтобы каждое
 положение текста было доступно студенту, не имеющему основ знаний в экономи-
 ческой теории, но в то же время чтобы предмет изложения не слишком упрощался.
 Мои учителя в Амхерстенском колледже Джеймс Нелсон и Арнольд Коллари не
 только стимулировали мой интерес к экономической теории в целом и к конкретным
 проблемам в частности, но и заложили основы моих дальнейших исследований. Они
 также показали мне, например, что значит хорошее преподавание. Я надеюсь, что
 то, чем они обогатили меня, нашло отражение в этой книге. В МТИ Ден Холленд (в
 настоящее время редактор Национального налогового журнала) и И.Кэри Браун
 познакомили меня с официальными исследованиями экономической теории государ-
 ства. Кроме того, я надеюсь, что здесь нашло место сочетание политических,
 теоретических и институциональных подробностей, которыми отмечены их работы.
 Оказалась также неоценимой глубокая заинтересованность моих коллег и сотрудни-
 ков институтов, в которых я работал (МТИ, Иельский университет, Станфордский
 университет, Кембриджский университет и Национальное бюро экономических
 исследований), и государственных агентств (казначейство труда, внутренних дел,
 энергетики, Организация международного развития штата Луизиана, штата Техас)
 и международных организаций (Мировой банк, Межамериканский банк развития,
 Организация экономического сотрудничества и развития), где я консультировал. Я
 должен упомянуть Генри Эрона (Брукинский институт), Элана Дж. Ауэрбаха
 (Университет Пенсильвании), Грега Бэллентайна (бывший помощник секретаря
 Казначейства по налоговой политике), Вильяма Дж. Бамола (Принстонский универ-
 ситет) , Чарльза Т. Клотфелтера (Университет Дьюка), Питера А. Диамондо (МТИ),
 Эйвина Ш. Диксит (Принстонский университет), Персу Дэсгарта (Кембриджский
 университет), Мартина Фелдстейна (Гарвардский университет), Харви Гэлпера
 (Брукинский институт), Роберта И. Холла (Станфордский университет), Джона
 Гамильтона (Университет Флориды), Арнольда С. Харбергера (Университет Чикаго
 и Университет Калифорнии, Лос-Анджелес), Чарльза И. Мак-Клера (Гуверский
 институт, в прошлом заместитель помощника секретаря казначейства), Джеймса А.
 Миррлиса (Оксфордский университет), Элвина Ребашка (Станфордский универси-
 тет), Майкла Ротшильда (Университет Калифорнии, Сан-Диего), Эгнера Сендмо
 (Норгес Хенделшогскул, Норвегия), Итона Шешински (Еврейский университет),
 Ника Стерна (Лондонская экономическая школа), Лоренса Саммерса (Гарвардский
 университет) и особенно Энтони Б. Аткинсона (Лондонская экономическая школа),
 Питера Майсковски (Райе университет) и Стефану Л. Слатски (Университет
 Флориды).
 Замечания и советы, которые я получил от тех, кто использовал книгу в
 преподавании или читал рукопись на различных этапах ее подготовки, были
 исключительно полезными при написании этого текста. Я хочу особенно поблагода-
 рить Доналда Н. Ваума (Темпелский университет), Джима Бирджина (Квинский
 университет, Канада), Майка Воскина (Станфордский университет), Лоренса Блю-
 ма (Университет Мичигана), Дэвида Брэффорда (Принстонский университет),
 Джона Бербиджа (Мак-Мастерский университет), Пола Н. Корента (Университет
 Мичигана), подполковника Флойда Дункана (Вирджинский военный институт),
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Дж. Эрика Фредланда (Военно-морская академия США), Виктора Р. Фачза
 (Станфордский университет), Дона Фуллертона (Университет Вирджинии), Роджера
 Гордона (Университет Мичигана), Вильяма Ф. Хеллмиса (Вирджинский государст-
 венный университет), Мервина Кинга (Лондонская экономическая школа), Лоренса
 Дж. Котликофера (Бостонский университет), Роберта Дж. Мемпмена (Университет
 Висконсина), Джерри Минера (Сиракузский университет), Джозефа А. Пичмана
 (Брукинский институт), Джима Поутерба (МТИ), Энору Робине (УСК Гринсборо),
 Белбир С. Сени (Конкордский университет, Монреаль), Катерину Шнейфер (Бос-
 тонский колледж), Роберта Шерри (Кинский государственный колледж), Джона
 Шовена (Станфордский университет), Джоула Слемрода (Университет Мичигана),
 Сан-Тайен By (Чинг Хсингский университет, Тайбей) и Квианг Зенг (Тзинг Хуа
 университет, Биджинг).
 Я глубоко обязан Джейн Ханневей, неизмеримо больше, чем это обычно бывает,
 когда речь идет о супруге, за ее знания, в частности, о функционировании
 государства ш целом и поведении администраторов, которая существенно повлияла
 на формирование моих собственных взглядов. Хотя мне по-прежнему кажется, что
 ее влияние на меня было большим, чем мое на нее.
 Как и при первом издании, я очень обязан Драку Мак-Филу, моему редактору
 в Нортоне, за его вдумчивые и глубокие замечания, которые существенно улучшили
 книгу, а также за ту заботу и внимание, которые он проявлял при прохождении
 книги через различные стадии подготовки к изданию. И наконец, спасибо его
 коллеге Сандре Лифленд, которая помогала в оформлении второго издания.
 Принстон, Нью-Джерси Дж. Ю. Стиглиц
 Март 1988 года
 Часть I
 Введение
 Как государство влияет на экономику? Почему одни виды экономиче-
 ской деятельности свойственны государственному сектору, а другие — частному?
 Как выросла экономическая роль государства за последние 50 лет? Это некоторые
 из основных вопросов, поднятых в части 1 этой книги.
 Первые две главы книги характеризуют круг проблем, рассматриваемых в книге,
 и сферу экономики, охватываемую государственным сектором в Соединенных
 Штатах. В Соединенных Штатах смешанная экономика с частью экономической
 деятельности, сосредоточенной в государственном секторе, а с частью — в частном.
 В гл. 3 описываются те случаи, при которых частные рынки не могут хорошо
 работать, так что могут потребоваться некоторые формы государственной деятельности.
 Альтернативные государственные действия часто ставят перед выбором между
 эффективностью и справедливостью. В гл. 4 представлены рамки, внутри которых
 экономисты принимают решения, касающиеся желательности различных государст-
 венных программ и политических курсов.
 Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В
 СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 От рождения до смерти наши жизни бесчисленными способами
 подвергаются влиянию деятельности государства.
 Мы рождаемся в клиниках, субсидируемых государством либо принадлежащих
 государству. При нашем приходе в мир присутствуют доктора, получившие
 образование в медицинских школах, которые, пусть частично, поддерживаются
 государством. Наше рождение затем регистрируется, и наше свидетельство о
 рождении предоставляет нам определенные привилегии и обязательства как гражда-
 нам Америки.
 Большинство из нас (почти 90%) посещают государственные школы.
 Хотя 13-я поправка к конституции уничтожила рабство, т. е. принудительное
 порабощение, государство часто прибегало к военному набору молодых людей для
 участия в войнах, ведущихся нашей страной.
 Около 15% из нас живут либо в домах, непосредственно являющихся объектом
 субсидирования федеральным правительством, либо в тех, закладные по которым им

<< Пред.           стр. 1 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу