<< Пред.           стр. 90 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 США — не маленькая страна. Политика правительства США влияет на
 международные рынки капитала. Тем не менее важно помнить, что наша экономика
 не закрытая, и хотя громадный дефицит 1986 г. равен более четверти сбережений
 страны15, он представляет гораздо меньшую часть суммарных мировых сбережений.
 Дефицит может вылиться в до некоторой степени более высокие процентные ставки,
 он также вызывает увеличение притока капитала из-за границы (выше, чем он был
 бы в ином случае). Тот факт, что выросший в начале 1980-х гг. дефицит
 государственного бюджета хорошо соответствовал увеличившимся займам за грани-
 цей, был на этом фоне не случайным16. Из этих дефицитов возникло бремя,
 ложащееся на будущие поколения. Желательно это или нет — вопрос распределе-
 ния доходов во времени, будь то распределение дохода в пользу нынешнего
 поколения или нет.
 ИСТОРИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ
 До 1930 г. существовало единодушное мнение, что государство не должно создавать
 дефицит. Вслед за Великой депрессией стал популярным кейнсианский подход,
 согласно которому государство должно избегать дефицита в обычные годы, но
 дефицит может быть желательным для стимулирования выхода экономики из
 кризиса или депрессии. Таким образом, экономисты подсчитали дефицит полной
 занятости, который должен быть при полной занятости.
 Кейнсианство стало вызывать опасения только после того, как отсутствие
 полной занятости приобрело значительные масштабы. На рис. 28.6 мы показали,
 что вплоть до 1981 г. не наблюдалось большого федерального дефицита полной
 занятости.
 Большие дефициты 1980-х гг. возникли, несмотря на то что президент Рейган не
 только отстаивал сбалансированный бюджет, но и пошел дальше, поддержав
 внесение поправки в конституцию о сбалансированном бюджете. В то время как
 налоговые ставки в 1981 г. радикально сократились, военные расходы существенно
 Может быть косвенное влияние на инвестиции: более низкий уровень национального потреб-
 ления, который будет в конечном счете следствием более низкого уровня доходов жителей
 страны, в конце концов может иметь отрицательное влияние на инвестиции в стране.
 1 В 1986 календарном году суммарные сбережения бизнеса США, отдельных лиц и прави-
 тельств штатов и местных органов власти составляли 741 млрд дол. (Economic Report of the
 President. 1987. Tabled B—27, B—78).
 Действительно, с этой точки зрения дефициты государственного бюджета были центральным
 звеном в объяснении того, почему импорт превышал экспорт. Зарубежные займы возросли,
 чтобы финансировать дефицит. Иностранцы, пожелавшие кредитовать США, подорвали курс
 доллара, что сделало наш экспорт менее привлекательным, а импорт — более привлекатель-
 ным. Торговый дефицит был следствием займов за рубежом, которые в свою очередь были
 результатом финансового дефицита.
 634
 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 
 Рис. 28.6. ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США ЗА ПОСЛЕДНЕЕ СТОЛЕТИЕ.
 Не отражены дефициты для периодов мировых войн и великой депрессии. ИСТОЧНИК: Modigliani
 A., Modigliani F. The Growth of the Federal Deficit and the Role of Public Attitudes. Public Opinion
 Quarterly 51 (1987). P. 459-480.
 возросли. Президент Рейган призвал к сокращению других государственных
 программ, за исключением направленных на социальное страхование. Заняв такую
 позицию по налогам, военным расходам и социальному страхованию, добиться
 сбалансированного бюджета было практически невозможно. Действительно, при
 худшем дефиците его размеры достигли суммы всех расходов за вычетом затрат на
 оборону и социальное страхование.
 ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
 В течение двух последних десятилетий наблюдалось значительное противоречие в
 макроэкономической теории. Устоявшиеся кейнсианские положения критиковались
 сразу с нескольких позиций. В этой работе мы не можем привести исчерпывающий
 обзор всех конкурирующих подходов. Здесь мы можем кратко отметить только
 основные идеи трех конкурирующих школ, привлекших к себе внимание с конца
 70-х и начала 80-х гг.
 ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 635
 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 В то время как сторонники кейнсианства подчеркивали роль совокупного спроса,
 последователи школы экономики предложения, такие как Артур Лаффер из
 университета Южной Калифорнии, придавали особое значение совокупному
 предложению. Эти взгляды были особенно популярны в начале президентства
 Рейгана. Сторонники этих взглядов полагали, что, если снизить налоговые
 ставки, побуждение к производству (предположительно через увеличение инве-
 стиций и повышение усилий и предложения труда рабочими и менеджерами)
 было бы столь значительным, что поступления от налогов в действительности
 возросли бы. Более того, они полагали, что увеличение предложения товаров
 притормозило бы инфляцию.
 Проблема состояла не в том, возможно ли теоретически положение, когда
 налоговые ставки столь высоки, что снижение налогов на самом деле увеличивает
 производство, в результате чего государственные поступления возрастают. Скорее
 было не ясно, достаточно ли велики существующие налоговые ставки, чтобы их
 снижение реально повысило государственные доходы. Но эконометрические дока-
 зательства17 и практика снижения налогов после 1981 г. определенно не подтвер-
 дили этого18.
 Похоже, сторонники этой концепции сделали две ошибки. Во-первых, они
 переоценили величину эластичности предложения труда и реакцию инвестиций
 на изменения налоговых ставок. Во-вторых, они недооценили то время, которое
 потребуется экономике для адаптации к новым условиям. Даже если долгосроч-
 ное предложение труда достаточно эластично, возможно, пройдет несколько лет,
 прежде чем институты адаптируются к изменившейся среде. Даже если в
 долгосрочном плане инвестиции очень чувствительны к их побудительным
 мотивам, переоценка фирмами своих инвестиционных стратегий займет несколь-
 ко лет.
 Экономика предложения^ возможно,, сыграла основную роль в возникновении
 больших дефицитов государственного бюджета в начале 1980-х гг. Желание
 Рейгана подтолкнуть значительное снижение налогов, возможно, опиралось на его
 уверенность, что оно не привело бы к таким громадным дефицитам, которые имели
 место. И если бы теоретики экономики предложения были правы, снижение налогов
 в 1981 г. не вылилось бы в громадные дефициты.
 НОВЫЕ КЛАССИКИ
 Экономисты, придерживающиеся позиций экономики предложения, и кейнсианцы
 согласны в том, что государственная политика оказывает на экономику заметное
 влияние. Другая важная современная школа экономической мысли—новая классиче-
 ская (Том Саржент из Станфорда и Роберт Лукас из Чикагского университета) —
 ставила вопрос о действенности государственной политики. Эти экономисты убеждены,
 17 Fullerton D. On the Possibility of an Inverse Relationship between Tax Rates and Government
 Revenues//Journal of Public Economics 19, N 1 (October 1982). P. 3—22.
 Представители экономики предложения могли быть правыми в подчеркивании значения
 реакции спроса и желательности снижения налогов. Здесь поставлена под вопрос только их
 уверенность, что реакция спроса настолько велика, что уменьшение налоговых ставок поведет
 к росту налоговых поступлений.
 636 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 что частный рынок реагирует на действия государства таким образом, что уравнове-
 шивает эти действия.
 Мы уже рассмотрели некоторые примеры, аргументирующие эту точку
 зрения. Мы проверили условия, при которых увеличение расходов государства
 ведет к уменьшению частного потребления. Конечно, отдельные лица, чтобы
 компенсировать действия государства, должны наблюдать за ними и понимать их
 следствия. Новые классики уверены, что люди могут это делать. Они уверены,
 что, принимая решения, индивидуумы используют всю доступную им информа-
 цию, например последствия каждой акции государства. Когда индивидуумы
 строят свои ожидания на этом утонченном пути, говорят, что они имеют
 рациональные ожидания. Новые классики уверены, что люди не могут быть обману-
 ты государством.
 Но заключения, касающиеся ограничения силы государственной политики,
 зависят не только от предположений рациональных ожиданий. Ранее мы видели,
 например, что уменьшение государственных налогов может не компенсироваться
 увеличением частных сбережений, если, во-первых, люди оказываются перед лицом
 ликвидных ограничений или, во-вторых, существует связывающий два поколения
 эффект государственной политики19.
 Новые классики также разделяют мнение представителей старой классической
 школы. Последние были уверены, что рынки работают хорошо, что заработная
 плата и цены гибки и при отсутствии государственного регулирования и, возможно,
 монополистических союзов рынки быстро приспособились бы обеспечивать равенст-
 во спроса и предложения во всех сферах, включая рынок труда. Безработица, с их
 точки зрения, была либо кратковременным преходящим явлением, либо следствием
 удерживания профсоюзами (или государством) высокой заработной платы. Кейнси-
 анская теория полностью отвергла эти предположения.
 Новые классики высказывали (часто в скрытой форме) предположение о гибких
 заработной плате и ценах. При их совершенной гибкости на всех рынках
 (включая рынок труда), когда спрос равен предложению, роль государства в
 определении уровня экономической активности очень мала. Этот тезис новых
 классиков о гибкости заработной платы и цен больше, чем их предположение
 относительно рациональных ожиданий, соответствует их выводам относительно
 недейственности политики государства. В самом деле, если заработная плата и
 цены жесткие, "мультипликатор" — величина, на которую увеличивается
 национальный доход в результате роста государственных расходов на 1 дол.,
 больше по гипотезе о рациональных ожиданиях, чем по общепринятому кейнси-
 анскому предположению, что потребление индивидуумов просто зависит от их
 располагаемого дохода20.
 Некоторые индивидуумы текущего поколения не имеют потомков в будущем поколении или
 не заботятся о них достаточно, чтобы увеличить их наследство в соответствии с ростом
 ожидаемых в будущем налоговых обязательств.
 Причины тому просты: люди сберегают больше для будущего потребления. Когда доход
 сегодня увеличился, часть его откладывается в виде сбережений. Эти возросшие сбережения
 становятся в некотором будущем увеличившимся потреблением. Оно повысит совокупный
 спрос и производство в этот будущий период. Люди, предвидящие это, будут понимать, что их
 будущий доход станет больше, чем был бы в ином случае. И такой более высокий будущий
 доход стимулирует их желание больше потреблять сегодня, что увеличивает совокупный
 спрос сегодня (Neary P., Stiglitz J.E. Towards a Reconstruction of Keynesian Economics:
 Constraints and Expectations//Quarterly Journal of Economics. 1983. Supplement. P. 199-228).
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ 637
 МОНЕТАРИСТЫ
 Монетаристы, как, например, Нобелевский лауреат Милтон Фридман, уверены,
 что государственная политика воздействует на частный сектор главным образом
 через контроль государства за предложением денег. Большинство монетаристов
 согласны с неоклассиками, что государство в течение длительных периодов мало
 воздействует на уровень экономической активности; однако монетаристы полага-
 ют, что в короткий период оно может иметь значительное влияние. Большинство
 монитаристов уверенно, что лучшее, что государство может попытаться сделать,
 — стабилизировать уровень цен, а этого можно добиться, контролируя предложе-
 ние денег так, чтобы оно росло пропорционально реальному национальному
 доходу.
 Монетаристы достигли своего зенита в конце 1970-х и начале 1980-х гг., когда
 во всем мире государство было занято проблемой инфляции. Проведение политики,
 направленной на ее сокращение, было центральной проблемой того времени. Затем
 наступило некоторое разочарование, отчасти из-за отсутствия достаточного теорети-
 ческого обоснования, отчасти потому, что страны, подобные Англии, которые очень
 последовательно руководствовались этими предписаниями, достигли ограниченного
 успеха в контролировании инфляции, но испытывали особенно высокий уровень
 безработицы. Кроме того, соотношение между количеством денег и объемом
 производства, которое является центральным в доктрине монетаристов, было не
 стабильно в течение последних нескольких лет.
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ
 В СРАВНЕНИИ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ
 Для государства возможность эффективно стабилизировать экономику через налого-
 вые изменения требует не только действий, которые не будут компенсированы
 противоположными акциями части потребителей и производителей, но также
 возможности осуществить эти действия своевременно.
 Если правительство пытается сократить спрос, чтобы снизить инфляцию, но
 реагирует столь медленно, что ко времени, когда сокращение спроса станет
 действенным, экономика может уже быть в состоянии спада, падение совокупного
 спроса будет просто усугублять последующий кризис. Если же действия государства
 по увеличению спроса станут эффективными, когда экономика уже на пути от
 кризиса к подъему, они могут усилить инфляцию.
 Проблемы, связанные с временем изменения налогов, могут быть сгруппиро-
 ваны в три класса: отставание в распознании необходимости изменения политики,
 отставание в осуществлении политики и запаздывание в наступлении эффекта
 принятой политики. На рис. 28.7 прослеживается деловой цикл. Экономика
 начинает нисходящее движение в точке А, но кризис не обнаруживается до
 точки В. Когда выясняется, что экономика находится в кризисе, должна быть
 сформулирована согласованная политика относительно того, что предпринять:
 снижать ли персональные налоги или увеличивать государственные расходы,
 пытаться увеличить инвестиции путем предоставления налоговых скидок или
 использования кредитно-денежной политики (снижения процентных ставок).
 Предложенные изменения должны проложить свою дорогу через политичес-
 кий процесс. Это может потребовать месяцы, отсюда лаг, обозначенный ВС на
 рис. 28.7.
 638
 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 
 Рис. 28.7. ЛАГИ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ. В результате лагов распознания, осуществ-
 ления и эффективности государственных программ они могут усугублять циклические колебания
 вместо их смягчения. А —экономика переходит через верхнюю точку. В — государство обнару-
 живает перелом в экономике: АВ — лаг распознания. С — осуществляется государственная
 антикризисная политика: ВС — лаг осуществления. D — государственная политика дает эффект:
 CD — лаг эффективности.
 Даже после того, как сделаны законодательные изменения, необходимо время
 для того, чтобы они оказали влияние. Налоги, как правило, собираются на основе
 календарного года. Так, снижение налогов, утвержденное конгрессом в октябре,
 начнет действовать в лучшем случае в январе, и это отразится в другом временном
 лаге, показанном на рисунке как CD.
 И после законодательного утверждения могут наблюдаться продолжительные
 временные лаги прежде, чем будут заметны полностью влияния этих налоговых
 изменений. Если скидка по налогу на инвестиции неожиданна, фирмы будут
 вынуждены принимать новые решения о выборе времени инвестиций, и на эти
 решения могут уйти месяцы. Для того чтобы разработать новые инвестиционные
 проекты (в противоположность просто продолжающимся проектам, которые были
 утверждены ранее), могут потребоваться годы.
 Эти временные лаги достаточно длинные, так что, если государство не в
 состоянии предвидеть кризис, оно приступает к политическим изменениям, когда
 экономика находится на стадии подъема. (Средний период между кризисами в
 послевоенное время равняется приблизительно пяти годам.)
 Если правительство может предугадать достаточно хорошо наступление высших
 и низших точек делового цикла, тогда оно может попытаться вовремя осуществить
 политические изменения для того, чтобы они были эффективными. Государство не
 было достаточно удачным в прогнозе таких изменений (или, по крайней мере,
 доказательства, касающиеся приближающихся изменений в уровне экономической
 активности, были достаточно сомнительными, чтобы достигнуть политической согла-
 сованности относительно того, что должно быть сделано до тех пор, пока реально не
 наступит экономический спад).
 В результате многие экономисты (такие как Милтон Фридман) считают, что
 усилия, предпринимаемые правительством для стабилизации экономики, на самом
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ 639
 деле увеличивают ее колебания. Когда этого не происходит, государственная
 политика вносит дополнительную неопределенность в деловые отношения. Эти
 экономисты утверждают, что государство не должно использовать дискретные
 инструменты вмешательства. Скорее оно должно разработать набор правил, пред-
 полагаемых функционированием данной экономики, для регулирования налоговых
 ставок, государственных расходов и других финансовых переменных. Введение
 таких правил имело бы преимущества недопущения временных лагов, связанных с
 политическим процессом. Эти "правила" представляли бы естественное продолже-
 ние встроенных стабилизаторов, уже присущих нашей финансовой системе. При
 существующей финансовой системе, когда экономика входит в состояние кризиса,
 наблюдается некоторое уменьшение средней ставки налога, проистекающее из
 прогрессивности нашей налоговой системы, происходит увеличение государствен-
 ных расходов, связанных с ростом пособий по безработице — более высокими
 выплатами по социальному обеспечению и возросшими платежами по социальному
 страхованию вследствие более раннего ухода людей на пенсию.
 Примером простой нормы было бы правило, требующее 5%-го сокращения
 ставки подоходного налога, когда уровень безработицы больше 10%, и следующего
 сокращения налоговых ставок, когда уровень безработицы превышает 12%.
 Сторонники норм в противоположность дискретным мерам считают, что
 индивидуумы и фирмы будут лучше планировать свою деятельность, если они
 смогут точно предсказать, что собирается сделать правительство. Одна из
 основных неопределенностей, с которыми сталкивается бизнес, — это "политиче-
 ская неопределенность", связанная со знанием тех действий, которые предпри-
 мет правительство.
 Те, кто предпочитает дискретную политику стабилизации, считают, что следо-
 вание правилам равносильно связыванию по рукам: экономические обстоятельства
 значительно изменяются от одного делового цикла к другому и делают простые
 правила недостаточными. В противоположность этому сторонники правил провозг-
 лашают, что в "связывании по рукам" есть явное преимущество: снижение
 политической неопределенности является по праву ценным21.
 Рост. На протяжении последнего десятилетия усиливается беспокойство
 относительно темпов роста американской экономики. Нага общий темп роста
 (средний процент увеличения выпуска продукции) и темп роста производства в
 расчете на одного работника отставали от этих же показателей в Японии и
 Германии, а в определенных отраслях, таких как автомобилестроение, наша доля
 на мировом рынке значительно сократилась. Также отмечено снижение темпов
 роста производительности в США с 2,6% в период 1962—1973 гг. до 0,9% в
 1973—1986 гг.22
 В объяснении этому нет единого мнения. Каждый экономист имеет свою
 собственную теорию. В чем большинство экономистов сходятся, так это то, что
 государственная политика оказывала и продолжает оказывать значительное влияние
 на темпы роста нашей экономики.
 Экономический рост зависит от трех основных факторов: роста акционерного
 капитала (инвестиций), технического прогресса (научных исследований и разрабо-
 "Связывание по рукам" иногда относится к предобязательству. Существует множество обсто-
 ятельств, при которых подобные обязательства могут быть ценными.
 22 Blinder A.S. Hard Heads, Soft Hearts. Reading, MA: Addison-Wesley, 1987. P. 40.
 640 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 ток) и разработки и использования наших природных ресурсов23. Как мы увидим
 ниже, рассмотрение роста неизбежно включает вопросы справедливости.
 ИНВЕСТИЦИИ И РОСТ
 По вопросу о значении инвестиций в общем экономическом росте среди ученых нет
 единого мнения. Так, Дейл Джоргенсон из Гарвардского университета утверждает,
 что почти весь рост объема производства на одного рабочего в течение прошлого
 столетия — следствие увеличения нашего акционерного капитала. В то же время
 другие экономисты, например Роберт Солоу из МТИ, подчеркивали большую роль
 технического прогресса24. Однако нет сомнений, что, если инвестиции в экономику
 снижены, темпы экономического роста скоро пострадают.
 В свое время преобладало мнение, что государство должно играть активную роль
 в стимулировании инвестиций (несколько способов этого описаны в предыдущих
 параграфах). Сегодня господствующая точка зрения состоит в том, что государство

<< Пред.           стр. 90 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу