<< Пред.           стр. 91 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу

 должно соблюдать осторожность и не мешать инвестициям. Однако оно не должно
 напрямую вмешиваться в экономику с целью стимулировать их, ибо, поступая
 таким образом, оно может искажать структуру капиталовложений, вызывая диспро-
 порции в распределении инвестиционных ресурсов. Долг государства — поддержи-
 вать низкий уровень налогов и дефицита (финансирование которого может
 потеснить инвестиции). Его политика то введения, то отмены налоговых скидок на
 инвестиции и ускоренной амортизации в той же степени искажает распределение
 инвестиций, в какой стимулирует их.
 НИОКР И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
 Правительство играет важную роль в научных исследованиях и разработках
 (НИОКР). Содержание 5-й главы дает объяснение этой роли.
 Вспомним, что существуют два основных свойства общественных товаров:
 нежелательность исключения (нулевые предельные издержки обеспечения товаром
 дополнительного индивидуума) и невозможность исключения. НИОКР (или, точнее
 говоря, знания — продукт научных исследований) обладают первым свойством, а
 зачастую также и вторым. Предоставление знаний дополнительному индивидууму
 не убавляет знаний у тех, кто ими уже владеет25. Но если знания предоставлялись
 бесплатно, не имело бы смысла их производить. Поэтому государство должно либо
 обеспечить производство знаний путем прямой поддержки НИОКР, либо гарантиро-
 вать компенсации каким-либо другим способом.
 Патенты. Государство гарантирует компенсацию, предоставляя "права собст-
 венности" в области знаний. Оно выдает патент, который разрешает автору
 открытия осуществлять исключительное право использования открытия (включая
 право продажи лицензий на его использование) в течение определенного времени.
 2 Четвертый важный фактор — рост населения и улучшение качества рабочей силы (человече-
 ский капитал).
 24 По оценке Р.Солоу, 87% роста дохода на душу населения за 1909-1949 гг. объяснялось
 технологическими изменениями (Solow R. Technical Change and the Aggregate Production
 Function//Review of Economics and Statistics 39 (1957). P. 312—20).
 25 Этот факт не надо смешивать с тем, что отдача, которую может получить индивидуум от
 определенной части знаний, может зависеть от того, сколько других людей владеет этой
 частью информации. Монополист части информации был бы способен получить отдачу,
 которая ему не досталась бы, если бы доступ к информации был свободен.
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ
 641
 Не все идеи и открытия можно запатентовать. Даже если какое-то открытие и
 можно запатентовать, то часто есть возможность прийти к изобретению в обход
 патента. Так, например, можно получить патент на лекарство, но часто легко
 внести небольшое изменение в его состав с прежними медицинскими свойствами.
 По этой причине, а также потому, что для приобретения патента фирма должна
 предоставить значительную часть информации, многие фирмы предпочитают не
 патентовать свои открытия. Вместо этого они стремятся установить свое рыночное
 преимущество, строго оберегая тайну. Например, формула кока-колы не запатен-
 тована, таков выбор авторов открытия, не пожелавших хранить информацию в
 банковском сейфе.
 Заметим, что в тех областях, где продукт полученных исследований можно
 запатентовать, НИОКР отвечают лишь одному из двух свойств общественных
 товаров (так как патент гарантирует исключение других от использования резуль-
 татов НИОКР). В тех областях, где продукт исследования не может быть защищен
 секретностью или патентом и где другие могут легко имитировать открытие,
 НИОКР отвечают обоим основным свойствам чистого общественного товара.
 Определяя сроки действия патентов, государство сталкивается с дилеммой.
 Увеличивая эти сроки, оно стимулирует частные фирмы проводить НИОКР, при
 этом произведенные знания в течение долгого периода времени не будут эффектив-
 но использоваться. Предположим, что фирма обнаружила новый, менее дорогой
 
 Рис 28.8. ЭФФЕКТ ПАТЕНТОВ Патентная система приводит к меньшему выпуску, чем при
 свободном распространении знаний Чистые потери представлены треугольником BDF.
 способ производства продукта. Настолько менее дорогой, что другие производители
 не выдержат ее конкуренции. Запатентовав открытие, фирма станет монополистом.
 Будет производиться меньше продукта, чем могло бы, если бы знания распростра-
 нялись свободно.
 642 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 Потери от патента можно увидеть на рис. 28.8, где мы изобразили кривую
 рыночного спроса на лекарство. Издержки производства до изобретения были Со, а
 рыночное равновесие было, следовательно, (Ро, Qo) в точке D. Фирма делает
 небольшое изобретение и понижает издержки производства до С\. Она назначает
 цену чуть ниже Ро, завоевывая весь рынок. Ее прибыль теперь — ABDE, а объем
 продаж — Qo26- Если к информации о нововведениях был бы свободный доступ,
 цены упали бы до Ci, а количество увеличилось бы до Q\. Сохранение фирмой с
 патентом монополии на ее знания вылилось бы в производстве, меньшем, чем в
 ином случае, а чистые потери оказались бы BDF. Когда срок действия патента
 кончится, цена упадет до Ci, но отдача от нововведения понизится до нуля.
 Следовательно, чем продолжительнее существование патента, тем больше чистые
 потери, связанные неэффективностью, дающей фирме монополию на информацию.
 Но тем больше отдачи для новатора и, следовательно, больше стимулов для
 нововведений.
 При условии неэффективности, связанной с патентной системой, почему госу-
 дарство просто не поддерживает исследования за счет прямых грантов? Патентная
 система имеет два преимущества по сравнению с системой прямых грантов.
 Во-первых, система прямых грантов требует определенного выбора среди иссле-
 дователей, представления о том, кто в большей степени может рассматриваться как
 перспективный исследователь и чей исследовательский проект, вероятнее всего,
 принесет большую отдачу. Патентная система — это способ вознаграждения
 индивидуумов за их изыскательские усилия на основе осуществленной деятельно-
 сти. Те, кто открывает что-то ценное для других, получают награду, а те, кто
 уверен, что имеет хороший исследовательский проект, могут вступить в игру при
 условии, что располагают достаточным капиталом либо могут убедить некое лицо,
 имеющее такой капитал, поддержать их.
 Во-вторых, патентная система заставляет тех, кто получает прибыль от нововве-
 дений, платить за нее. Это происходит в форме налога на доход. Когда внедряется
 лучший продукт, прибыль, которую получает изобретатель как компенсацию за его
 научные исследования и разработки, эффективно оплачивается потребителем.
 В то же время важно осознавать, что патентная система все-таки не безупреч-
 ный способ вознаграждения исследования. Выплаты, получаемые изобретателем,
 могут и не вполне соответствовать его действительному предельному вкладу. Если
 бы какое-то изобретение могло быть сделано при любых условиях, предельный
 вклад лица, сделавшего это открытие на день раньше, составляет только дополни-
 тельную ценность, вытекающую из открытия этого изобретения на день раньше.
 Но патент дает такому лицу гораздо больше. Делая открытие, изобретатель
 черпает из большого банка знаний, и часть ценности патентуемого изобретения
 может быть отнесена на счет этого общего банка знаний -скорее, чем на
 непосредственный вклад изобретателя. Но практического способа различения
 между ними не существует.
 Однако только часть ценности любого нововведения обычно присваивается
 изобретателем. Когда Дюпон создал вискозу, изобретение было запатентовано. Но
 6 Фирма, конечно, не вольна предлагать любую цену и любое количество, поскольку при
 любой цене на уровне или выше Со фирма теряет свою монопольную позицию. Иными
 словами, максимизация фирмой прибыли подлежит ограничению, которое заключается в
 том, что Р\ < Со-
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ 643
 еще одним продуктом этого исследования было знание, что можно разрабатывать
 искусственный материал. Наряду с этим могли бы возникать значительные выгоды
 от знания, как делается вискоза, выгоды, которые тоже не могли бы полностью
 войти в патент.
 Такие неприсваемые выгоды от разработок особенно важны для базовых
 исследований. И это одна из причин, почему необходимы некие формы прямой
 поддержки подобных исследований, если говорить о необходимости эффективного
 распределения ресурсов в данной области. Два недавних открытия "базового
 характера" имели глубокое воздействие на многие области — транзисторы и
 лазеры.
 Налоговые скидки на рост НИОКР. Государство также пыталось поддерживать
 НИОКР, предоставляя налоговые скидки на увеличение НИОКР. Оно предоставля-
 ло фирмам 20%-ю налоговую скидку на рост их расходов на НИОКР. Эта льгота
 налогового законодательства критиковалась за то, что трудно определить расходы
 на исследования. Накладные расходы и маркетинговые исследования часто относи-
 лись к расходам на НИОКР.
 ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
 В последние два десятилетия существовала обеспокоенность, что наши ограничен-
 ные запасы природных ресурсов — земли, нефти, угля, чистого воздуха, воды и
 различных минералов — приведут к сдерживанию роста экономики27. Резкий рост
 цен на нефть в 1973—1974 и в 1979—1980 гг. обратил внимание на нашу
 зависимость от истощаемости природных ресурсов. Проводились дискуссии о том, не
 относимся ли мы слишком расточительно к нашим ресурсам, не используем ли мы
 их слишком быстро. Существует широко распространенное мнение, не разделяемое,
 однако, большинством экономистов, что рынки не обеспечивают необходимых
 гарантий адекватного предложения ресурсов для будущих поколений и что требует-
 ся некая форма государственного вмешательства.
 В этом разделе мы рассмотрим два вопроса: есть ли рыночные несостоятельности,
 которые требуют государственного вмешательства, касающегося природных ресур-
 сов? каковы цели государственной политики по повышению эффективности исполь-
 зования природных ресурсов, удалось ли уменьшить эти недостатки рынка?
 Несостоятельность рынка и природные ресурсы. В 3-й главе мы заметили, что
 одно из условий, требующее гарантии обеспечения рынком эффективного распреде-
 ления ресурсов, — это наличие полного набора рынков риска и срочных сделок.
 Так, например, фирмы могли бы сегодня продавать нефть в счет поставки в 2000 г.
 Они могли бы застраховать даже от самых бурных непредвиденных обстоятельств,
 как, например, возможность того, что ядерный синтез может стать альтернативным
 источником энергии, снижающим цены на нефть. Когда существует полный набор
 рынков срочных сделок, собственники могут решать, продавать свою нефть сегодня
 или на следующий год, или через год. Цены на нефть в каждый данный момент
 времени отражают предельную ценность нефти. Цены будут гарантировать, что
 нефть распределена так, что ее предельная ценность на каждую дату (при каждом
 использовании) одинакова. Принципы ценового распределения ресурсов во времени
 Самое известное исследование в этой области было опубликовано в 1972 г проектной группой
 МТИ (Meadow s D et al The Limitc to Growth N Y , 1972)
 644 Глава 28 ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 идентичны принципам, посредством которых цены распределяют ресурсы в любой
 момент времени среди конкурирующих пользователей.
 Но когда не существует полного набора рынка срочных сделок, собственники
 ресурсов должны делать предположение о том, какими будут цены в будущем. Если
 их предположения верны, то распределение ресурсов будет таким же, как если бы
 действительно имелся рынок срочных сделок, на котором индивидуумы могли бы
 покупать и продавать нефть в счет будущих поставок. Ответ на вопрос, действитель-
 но ли рынок чрезмерно расточительный, зависит от того, слишком ли пессимистичен
 рынок в отношении будущих цен на нефть28.
 Как может рынок с эгоистичными индивидуумами, живущими только 70 или 80
 лет, обеспечить нарождающиеся поколения? Чтобы сделать это, требуется ли некая
 форма государственного вмешательства? Рынок может и действительно учитывает
 последствия, касающиеся жизни тех, кто принимает инвестиционные решения. Это
 особенно наглядно проявляется в случае с лесами. Люди сажают леса не для
 вызревания их, скажем, за 30—40 лет. Они делают это, зная, что, скажем, через 20
 лет лес с полузрелыми деревьями будет высоко цениться. Они могут найти молодых
 людей, чтобы продать его им. Даже если понадобится 100 лет для выращивания
 деревьев до полной зрелости, лес мог бы быть прибыльным вложением: инвестор
 знает, что он может продать его более молодому человеку, который знает, что и он
 может продать его еще более молодому человеку, и т.д.
 Подобный принцип применяется к нефти и другим природным ресурсам. Если я
 знаю, что спрос на нефть будет увеличиваться через 40 лет, это побуждает меня
 покупать запасы, продавая их, скажем, через 20 лет, когда будущие потребности в
 них станут очевидными. Этот пример иллюстрирует, однако, одну трудность в
 утверждении, что рынок создает соответствующее обеспечение на будущее. Если
 предприниматели уверены, что рынок не узнает потребности в запасах за 35 лет, но
 знают, что они будут нуждаться в продаже своих активов через 20 лет, нефть может
 быть плохим вложением.
 Вопрос, следует ли государству вмешиваться, сложен. Можно ли быть уверен-
 ным, что государственные прогнозисты сделают лучшую работу, чем частные? Если
 информация о будущих потребностях широко известна, рыночная цена будет
 отражать эту информацию. Данное обстоятельство побудит частные фирмы делать
 долгосрочные прогнозы энергетических нужд.
 Государственная политика в отношении природных ресурсов. Государственная
 политика сфокусирована на наших ограниченных ресурсах энергии (хотя некоторые
 экономисты уверены, что в долгосрочный период ограниченное предложение других
 минералов может иметь серьезные последствия). Государство было так озабочено
 нашими ограниченными запасами энергии и нашей зависимостью от иностранцев,
 что в 1977 г. создало в составе кабинета отдельное управление энергетики.
 Федеральное правительство использует различные инструменты воздействия на
 предложение и спрос на энергию. В гл. 24 мы описали несколько специальных
 В случае нефти могли быть другие несостоятельности рынка В гл 8 мы рассмотрели проблему
 "совместного нефтяного месторождения" В этом случае предпринимаются попытки не только
 бурить чрезмерное количество скважин, но и добыть нефть раньше, чем другие Суммарное
 количество нефти, которое может быт извлечено, может уменьшиться (вследствие влияния
 чрезмерного бурения на давление пласта) В странах, где иностранные нефтяные компании
 боятся экспроприации, нефть т^кже может быть извлечена слишком быстро Нефтяные
 компании пытаются добыть как можно больше нефти до экспроприации
 ВРЕМЯ СМЕНЫ ПОЛИТИКИ: СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ 645
 положений налогового законодательства, которые касаются нефтяной и газовой
 промышленности (скидки на истощение ресурсов и немедленное использование
 средств на бурение)29. В период 1959—1979 гг. государство ввело квоты на импорт
 нефти. Эти положения, возможно, стимулировали развитие нашей национальной
 нефтяной и газовой промышленности, но критики утверждают, что они привели к
 более высокому уровню потребления национальных ресурсов в периоды, когда мы
 могли бы получать более дешевую нефть из-за границы, делая нас более зависимы-
 ми от иностранной нефти сейчас.
 Государство также регулирует нефтяную промышленность и добычу природного
 газа. Долгое время цены на природный газ поддерживались на уровне ниже
 рыночных, что вело к неэффективному использованию газа. Только в последние
 годы это регулирование отменено.
 После нефтяного кризиса 1979 г. государство старалось регулировать распреде-
 ление нефти. Многие обозреватели уверены, что длинные очереди на газовых
 станциях, которые были в 1979 г., явились более следствием неуместной политики
 регулирования, чем узким местом естественного рынка. Во избежание подрывающих
 эффектов приостановки иностранного предложения государство создало большие
 запасы нефти. Наконец, государство приступило к большой программе НИОКР для
 разработки синтетических заменителей нефти. Программа широко критиковалась
 как неэффективная и дорогостоящая и была фактически отменена при администра-
 ции Рейгана30.
 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАВЕНСТВО
 Государственная политика имеет много целей. Одна из них — стимулировать
 эффективное использование наших ресурсов, другая — стимулировать рост эконо-
 мики. Еще одна цель — обеспечивать справедливое распределение богатства как
 поколениям, так и внутри поколения (или, по меньшей мере, обеспечить минимум,
 ниже которого бедные не могут опускаться). Часто необходимо сделать выбор между
 такими направлениями.
 Например, для таких истощаемых природных ресурсов, как нефть, может
 существовать серьезный выбор, затрагивающий не одно поколение: нефть, потреб-
 ленная сегодня, недоступна для будущего потребления. Но экономисты не так
 заинтересованы в проблеме соотношения между текущим потреблением нефти
 данным поколением и будущими, как в соотношении между общим благосостоянием
 поколений. Тот факт, что последующие поколения, возможно, будут иметь меньше
 нефти, не означает, что обязательно их экономическое положение станет хуже.
 Существуют заменители нефти (такие как уголь). За счет больших сбережений
 сегодняшнее поколение увеличивает фонд капитала, доступный будущим поколени-
 Это не только специальные налоговые положения, относящиеся к нефтедобыче. Имеются
 предположения, что большой рост цен на нефть в 1973 и 1979 гг. породил непредвиденные
 прибыли для нефтяных компаний и что этими доходами нужно поделиться с остальной
 частью нации. Был введен налог на непредвиденные прибыли. Он был, однако, реально
 (временным) акцизом на нефть и, как следствие, мог иметь некоторый искажающий эффект.
 О более полном рассмотрении эффекта налога на использование нефти см.: Dasgupta P., Heal
 С, Stiglitz J.E. The Taxation of Exhaustible Resources, in Public Policy and the Tax System,
 G.A.Hughes and G.M.Heal, eds. London: George Allen and Unwin, 1980, P. 150-72.
 Историю и анализ энергетической политики США см.: Richard Victor, Energy Policy in
 America: A Study of Business — Government Relations. New York: Cambridge University Press,
 1984.
 646 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
 ям, и таким образом создает лучшие экономические условия для них. Наконец,
 технологические изменения могут сделать возможным для будущих поколений
 создавать больше при меньшем использовании нефти. Заметное улучшение эконо-
 мичности использования топлива в американских автомобилях служит свидетельст-
 вом такой возможности.
 В предыдущих разделах мы отмечали выбор между краткосрочной эффективно-
 стью и ростом. Более обширные (долгосрочные) патентные программы больше
 стимулируют НИОКР31, но временные поощрения монопольной власти вызывают
 статическую неэффективность.
 Аналогично может существовать выбор между ростом и распределением. Неко-
 торые программы перераспределения богатства могут сокращать темпы экономиче-
 ского роста. Программы, увеличивающие темп роста за счет производительности
 труда, могут косвенно весьма благотворно сказываться на рабочих, особенно в
 перспективе.
 Любая политика, которая не стимулирует сбережения (как налог на наслед-
 ство) или вложения, может сократить уровень накопления капитала. Это
 приведет к уменьшению заработной платы и ухудшению экономического поло-
 жения рабочих. Пока государство не предпримет контрмер, неравенство может
 фактически возрастать. Налоговые меры, направленные на перераспределение
 дохода, всегда влекут искажения, уменьшающие размер делимого пирога. Таким
 образом, бедный, получающий большой кусок от меньшего пирога, не много
 выгадывает от таких перераспределительных программ. Государственные про-
 граммы, направленные на увеличение роста, возможно, дадут бедному меньшую
 часть пирога, но если он существенно вырос в размерах, бедный будет
 однозначно в лучшем положении32. Сторонники роста указывают, что политика,
 просто увеличивающая темп роста на 1,5% в год, для двух поколений (скажем,
 в течение 70 лет) повысит национальный доход по факторам производства вдвое,
 тогда как даже наиболее многообещающие распределительные программы не
 могли увеличить доход беднейшей части населения аналогичным образом.
 Сегодняшние бедные тем не менее не могут точно знать, что их потомки смогут
 жить гораздо лучше. Защитники бедных также указывают, что преимущества
 роста распределяются неравномерно. Среди тех, кто получит прибыль с меньшей
 вероятностью, видимо, те, кто долгое время лишен работы либо не имеет
 образования.
 КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
 1. Государственная политика налогов и расходов влияет на уровень безработицы и экономиче-
 ский рост. Существует широко распространенное убеждение, что государство должно играть
 активную роль в стабилизации экономики, уменьшая совокупный спрос в инфляционные
 периоды и увеличивая его в периоды спада. По историческим нормам дефицит федерального
 бюджета 1980-х гг. был ужасным. Многие экономисты уверены, что дефициты держали
 процентные ставки на высоком уровне и, следовательно, наносили вред американским инве-
 стициям и производительности.
 В некоторых случаях слишком сильные патентные политики могут отрицательно сказываться
 на НИОКР. Представление ключевого патента в некоторых областях может лишить других
 стимула вести исследования в данной области.

<< Пред.           стр. 91 (из 110)           След. >>

Список литературы по разделу