<< Пред. стр. 92 (из 110) След. >>
Это предполагает, что ощущение благосостояния людьми связано с их уровнями материально-го потребления, а не с их относительными потребительскими уровнями.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 647
Политика, которая имела в основном эффект дохода, могла ограниченно стимулировать
потребление в период спада, за исключением случая, когда расходы ограничены ликвидно-
стью. Политика, которая имела главным образом эффект замещения, такая, как временная
отмена акцизов, могла быть более эффективной в стимулировании инвестиций и потребления
в годы спада, но она будет иметь вредные последствия за пределами периода, в котором налоги
снижались.
Некоторые экономисты уверены, что существуют лишь ограниченные возможности для госу-
дарственных действий по сглаживанию наших деловых циклов. Во-первых, имеется тенден-
ция со стороны частного сектора предпринимать действия, которые парализуют политику
государства. Дефицит государственного бюджета может, например, вытеснить частные инве-
стиции. Во-вторых, в целях эффективности государство должно правильно выбирать время
для изменений в расходах и налогах. Существуют значительные разрывы во времени между
выявлением изменений в экономике, вводом в действие инструментов государственной пол-
итики и реализацией ее результатов, что может вылиться скорее в усиление циклических
колебаний в доходах и занятости, чем в их ослабление.
Некоторые экономисты утверждают, что государство было основным источником колебаний в
экономике. Те, кто придерживается этого мнения, уверены, что государственная финансовая
и кредитно-денежная политика должна следовать определенным простым правилам.
Решение финансировать государственные расходы скорее путем займов, чем с помощью
налогообложения, похоже, увеличивает благосостояние нынешнего поколения за счет буду-
щих. Выросший государственный долг уменьшает накопление капитала, а следовательно,
уменьшает будущую производительность.
Нет убедительных причин считать, что по многим невозобновляемым ресурсам рынок создает
несоответствующее обеспечение ими на будущее.
Государственная политика относительно НИОКР важна в формировании долгосрочных перс-
пектив развития экономики. Роль государства определяется характеристиками НИОКР как
общественных товаров. Патентная система обеспечивает временную монополию на знания,
созданные некоторыми изобретателями, что приводит к неэффективному распределению
ресурсов (как при любой монополии).
Выбор государственной политики часто затрагивает альтернативу между благосостоянием
нынешнего поколения и будущих поколений, между статической неэффективностью и рос-
том, экономическим ростом и равенством.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Располагаемый доход Дефицит полной занятости
Постоянный доход Представители экономики предложения
Теория жизненного цикла потребления Новые классики
Ограничение ликвидности Монетаристы
Вытеснение Патенты
Налоговое бремя
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
Сравните влияние дефицита государственного бюджета на инвестиции в небольшой стране,
которая может занять за границей столько, сколько пожелает по неизменной процентной
ставке, и в стране, которая не может занять или предоставить ссуду где-либо за рубежом.
"Ресурсы, потраченные во время второй мировой войны, были израсходованы в 1940-1945 гг.
Следовательно, поколения, которые жили и платили налоги в тот период времени, — поколе-
ния, которые несли бремя издержек войны, не задумываясь, как они финансировались".
Прокомментируйте.
Почему социальное страхование может повлиять на уровень сбережений? Сравните последст-
вия создания значительной неконсолидированной программы социального страхования в
небольшой стране, которая может занимать за границей по неизменной процентной ставке
столько, сколько она пожелает, и в стране, которая не может занять или предоставить ссуду
648 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ
где-либо за рубежом. (Вспомните из гл. 13 определение неконсолидированной, или финанси-
руемой на базе получаемой сегодня заработной платы, программы социального страхования,
такой как наша.)
В главе 26 мы проводили различие между местными и национальными общественными
товарами. В какой степени НИОКР — международный общественный товар? Какой это имеет
смысл для государственной политики в США? В небольшой стране?
Перечислите несколько примеров государственной политики, при которой существует выбор
между интересами поколений, т.е. когда государство может предпринять действия, способные
улучшить благосостояние будущих поколений, но за счет нынешнего поколения.
В тексте мы описали, как государственные расходы могли бы повлиять либо на потребление,
либо на инвестиции. Рассмотрите, как отдельные расходы (такие как на лыжную базу или
новую дорогу) могли бы повлиять или на потребление, или на инвестиции. Перечислите
несколько типов государственных расходов, которые могли бы поддержать частные инвести-
ции. Какие типы могли бы вытеснить частные инвестиции? Какие типы могли бы способство-
вать частному потреблению? Какие типы могли бы вытеснить частное потребление?
Рассмотрите, как государство может использовать кредитное регулирование для сдерживания
частного потребления. Можете ли вы представить, как государство может использовать
кредитный рынок в период спада для сдерживания потребления? Покажите, как ваш ответ
зависит от той теории, которой вы придерживаетесь, относительно факторов совокупного
потребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
A.O.Hirschman. Shifting Involvements: Private Interest and Public Action. Princeton,
NJ: Princeton University Press, 1982.
A.B. Atkinson, J.E. Stiglitz, Lectures on Public Economics. New York: McGraw-Hill,
1980. Chapters 1 and 8.
C. Wolf, Jr. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives.
Cambridge, MA: MIT Press, 1988.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В США
Вопрос о причинах и объяснении роста государства был предметом продолжи-
тельных дискуссий. См., напр.: D.C. North. The Growth of Government in the
United States: An Economic Historian's Perspective// Journal of Public Economics
28 (1985): 383—99; W.G. Nutter. Growth of Government in the West. Washington,
D.C: American Enterprise Institute, 1978; и применительно к Великобритании:
R.W. Bacon, W.A. Eltis. Britain's Economic Problem: Too Few Producers. London:
Macmillan, 1978.
Обзор и оценку государственного сектора в США в текущем столетии см.:
G.F. Bread, G.P. Shultz, P.A. Samuelson. The Role of Government: Taxes, Transfers,
and Spending. — In: M.S. Feldstein, ed. The American Economy in Transition. Chicago:
University of Chicago Press, 1980. P. 617—74.
Официальные данные по государственным расходам на федеральном уровне и
уровне штатов и муниципалитетов (за календарный год) опубликованы в: The
National Income and Product Accounts. U.S. Department of Commerce, Bureau of
Economic Analysis.
Данные для последнего года появляются в июльском номере "The Survey of
Current Business. U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis".
Другие надежные источники текущих данных включают: The Annual Report of
the Council of Economic Advisors (published as the Economic Report of the President)
and the Budget of the United States Government; в особенности: "The Special
Analyses". К сожалению, бюджет дает лучшую информацию о том, как государство
планирует (или хотело бы) потратить свои средства, чем ретроспективные данные о
том, как они в действительности были израсходованы.
Очень интересный отчет о расходах государственного сектора, который не
доведен до конца через процесс выделения средств, см. в: Н.В. Leonard. Checks
Unbalanced: The Quiet Side of Public Spending. New York: Basic Books, 1986.
Существует обширная литература о государстве как регуляторе. По вопросу о
650 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
принципах государственного регулирования и показателях политики регулирования
см.: R.A. Leone. Who Profits? Winners, Losers, and Government Regulations. New York:
Basic Books, 1986.
Краткий обзор результатов дерегулирования содержится в: Е.Е. Bailey.
Deregulation: Causes and Consequences. Science, Dec. 5, 1986. P. 1211 — 16.
Глава З. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
Классическое представление об основной мотивации деятельности государства в
связи с несостоятельностью рынка дается в: F. Bator's. The Anatomy of Market
Failure// Quarterly Journal of Economics 72 (1958), F.Bator. The Simple Analytics of
Welfare Maximization. American Economic Review 47 (1957).
Неспециальный подход к основной мотивации деятельности государства в связи
с распределением дохода представлен в: Р.А. Samuelson. Aspects of Public
Expenditure Theories// Review of Economics and Statistics 40 (1958): 332—38.
Глава 4. ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЛИ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Основная дискуссия по экономике благосостояния дана в: EJ. Mashan.
Introduction to Normative Economics. New York: Oxford University Press, 1981.
Понятие общественных кривых безразличия впервые разработано в: A. Bergson.
A Reformulation of Certain Aspects of Welfare Economics // Quarterly Journal of
Economics 52 (1938).
Общая дискуссия по вопросам экономики благосостояния представлена: W.J.
Baumol. Welfare Economics and the Theory of the State. Cambridge, MA: Harvard
University Press, 2nd ed., 1965; I. Little. A Cretique of Welfare Economics. Oxford:
Clarendon Press, 2nd ed., 1957; J. de V. Graaff. Theoretical Welfare Economics. London:
Cambridge University Press, 1957.
W.A. Baumol's (Superfairness: Applications and Theory. Cambridge, MA: MIT Press,
1986) выявляет выбор межд> справедливостью и эффективностью в специфических
областях — программах благосостояния, в налогообложении, переговорах о заработ-
ной плате, решении вопросов разводов, арбитраже, рационировании и ценообразова-
нии перекрестного субсидирования (как в телефонной связи и коммунальных
службах).
Несовпадение взглядов относительно использования компенсационного критерия
представлено: N. Kaldor. Welfare Propositions in Economics and Interpersonal
Comparisons of Utility// Economic Journal 9 (1941): 549—52; T. Scitovsky. A Note on
Welfare Propositions in Economics // Review of Economic Studies, November 1941.
Два философа, чьи идеи привлекли значительное внимание экономистов:
J. Rawls. A Theory of Justice (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1971);
Nozick R. Anarchy, State and Utopia. New York: Basic Books, 1974.
Сжатое изложение позиции Ролса можно найти в: J. Rawls. Concepts of
Distributional Equity: Some Reasons for the Maximin Criterion // American Economic
Review 64 (1974): 141—46.
Проблемы введения межперсональных сравнений в общественный выбор обсуж-
даются в: А.К. Sen. On Economic Inequality. Oxford: Clarendon Press, 1973.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 651
Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ И ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ
ТОВАРЫ
Классические образцы теории смешанных общественных товаров: Р.А. Samuelson.
The Pure Theory of Public Expenditure, Review of Economics and Statistics 36 (1954):
387-89; Diagrammatic Exposition of a Theory of Public Expenditure//Review of
Economics and Statistics 37 (1955): 350—56; см. также: J. Buchanan. The Demand and
Supply of Public Goods. Chicago: Rand McNally, 1968.
Понятие государственно обеспечиваемых частных товаров обсуждается в: J.E.
Stightz. The Demand for Education in Public and Private School Systems//Journal of
Public Economics 3 (1974): 349—85.
Наиболее глубокое рассмотрение вопросов данной главы дано: A. Atkinson, J.E.
Stightz. Lectures in Public Economics. New York: McGraw-Hill, 1980 P. 482—505.
Глава 6, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Прекрасное представление многих затронутых здесь тем можно найти в: D.C.
Mueller. Public Choice. New York: Cambridge University Press, 1979.
Более разработанный обзор содержится в: G. Kramer. Theories of Political
Processes. — In: Frontiers of Quantitative Economics III, ed. M.D. Intnlligator.
Amsterdam: North Holland, 1977.
Классическая ссылка на парадокс голосования: К. Arrow, Social Choice and
Individual Values (New York: Wiley, 2nd ed., 1963).
Подход с точки зрения продвинутого учебника можно найти в A. Sen. Collective
Choice and Social Welfare. Oakland, CA. Holden Day, 1970.
Две важные книги, выявляющие применение экономических принципов к
политическому поведению: A. Downs. An Economic Theory of Democracy. New York:
Harper and Row, 1957; W. Niskanen, Jr. Bureaucracy and Representative Government.
Chicago: Aldine, 1971.
Проблема выявления предпочтений рассмотрена в: J. Green, J.J. Laffont. Individual
Incentives in Public Decision-Making. Amsterdam. North Holland, 1979.
Вывод, что мотивация в духе государственного сектора важна для политического
поведения, сделан в: S. Kelman. Public Choice and the Public Spirit, The Public
Interest. Spring 1987: 80—94.
Глава 7. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЮРОКРАТИЯ
Последнее исследование вопросов приватизации в Великобритании: J. Vickers and
G. Yarrow. Privatization. Cambridge MA: MIT Press, 1988.
Два противоположных взгляда на государственное производство представлено:
E.S. Savas. Privatizing The Public Sector. Chatham, NJ: Chatham House Publishers,
1982; C.T. Goodsell. The Case for Bureaucracy. Chatham, NJ: Chatham House
Publishers, 1983. См. также: W.A. Niskanen, Jr. Bureaucracy and Representative
Government. Chicago: Aldine, 1971.
Раннее объяснение роста бюрократии дано: С. Parkinson. Parkinson's Law//
Economist, November 1955, reprinted in: E. Mansfield, ed., Managerial Economics and
Operations Research. New York: W.W. Norton, 4th ed., 1980.
Некоторые важные последствия отсутствия выбора обсуждаются в: A. Hirschman.
Exit, Voice and Loyalty. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1970.
652 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-популярное обобщение отчета Комиссии Грейса дано в: W. R. Kennedy,
Jr., R.W. Lee. A Taxpayer Survey of the Grace Commission Report. Ottawa, IL:Jameson
Books, 1984.
Глава 8. ЭКСТЕРНАЛИИ
Общая дискуссия по экстерналиям хорошо представлена в: E.J. Mishan.
Introduction to Normative Economics. New York: Oxford University Press, 1981.
Великолепное неспециальное введение в проблемы контроля за загрязнением:
R.M. Solow. The Economist's Approach to Pollution and Its Control// Science, Aug. 6,
1971. P. 498—503.
Более специальная дискуссия: W. J. Baumol, W. E. Oates. The Theory of
Environmental Policy. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1975, or P. Dasgupta, The
Control of Resources. Oxford: Basil Blackwell, 1982.
Более детализированное обсуждение конкретных программ контроля за загряз-
нением дано в: A.L. Nichols. Targeting Economic Incentives for Environmental
Protection. Cambridge, MA: MIT Press, 1984.
Теорема Коуза представлена в: R. Coase. The Problem of Social Cost// Journal of
Law and Economics 3 (1960): 1—44.
Она переиздана вместе с более поздними достижениями в: R.H. Coase. The Firm,
the Market and the Law. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1988
Более глубокое обсуждение разработки оптимально корректирующей налоговой
системы по Пигу см. в: A. Sandmo. Optimal Taxation in the Presence of Externalities//
Swedish Journal of Economics 77 (1975)* 86—98; Direct versus Indirect Pigovian
Taxation// European Economic Review 7 (1976): 337—49.
Глава 9. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ РАСХОДОВ
Полезный набор статей по созданию и оценке государственных программ собран
в: Public Expenditure and Policy Analysis/ R.H. Haveman, J. Margolis, eds. Boston,
MA: Houghton Mifflin, 3rd ed. 1983.
Дискуссия по альтернативным способам обеспечения государственных услуг и по
условиям, при которых каждый из цих может быть более желателен, представлена в:
Alternatives for Delivering Public Services, ed. E.S. Savas. Boulder, CO: Westview Press,
1977.
Глава 10. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ВЫГОДЫ
Существует богатая литература о принципах и применении анализа издержек и
выгод. Хорошее начало дает введение в: Cost-Benefit Analysis. R. Layard, ed.
(Harmondsworth. England: Penguin Books, 1972). P. 9—71.
Для тех, кто не уверен в ценности данного анализа, убедительный нетехниче-
ский подход представлен в: CJ. Hitch. Decision-Making for Defense. Berkeley, CA:
University of California Press, 1966. P. 44—58.
Прекрасный общий обзор содержится в: Е.М. Gramlich. Benefit Cost Analysis of
Government Programs. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1981.
Названный анализ широко применяется для развивающихся стран. Краткий
обзор содержится в: T.N. Snnivasan General Equilibrium Theory, Project Evaluation,
and Economic Development. — In. M. Gersovitz et al., eds., The Theory and Experience
of Economic Development. London: Allen and Unwin, 1982. Классики в этой области:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 653
I.M.D. Little, J.A. Mirrlees. Project Appraisal and Planning for Developing Countries.
London: Heinemann, 1974; P. Dasgupta, S. Marglin, and A. Sen. Guidelines for Project
Evaluation. New York: United Nations, 1972.
Позднейшее обсуждение данных проблем оценки жизни: W.K. Viscusi. The
Valuation of Risks to Life and Health: Guidelines for Policy Analysis. — In:
J. Bentkover et al., eds. Benefit Assessment: The State of the Art. Boston, MA: D. Reidel,
1986; J. Broome. Trying to Value a life// Journal of Public Economics, February 1978.
P. 91—200.
Другие случаи применения данного анализа: R.C. lind. A Primer on the Major Issues
Relating to the Discount Rate for Evaluating National Energy Options. — In: R.C. Lind et
al. Discounting for Time and Risk, in Energy Policy. Washington D.C.: Resources for the
Future, 1982; Measuring Benefits of Government Investments, R. Dorfman, ed. Washington,
D.C.: Brookings Institution, 1965; J. Hirschleifer, J.C. de Haven, J.W. Milliman. Water
Supply: Economics, Technology and Policy. Chicago: University of Chicago Press, 1969;
L.G. Hines. Environment Issues. New York: W. W. Norton, 1973; L.I. White. Reforming
Regulation. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1981.
Глава И. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Вопросы, обсужденные нами в этой главе, есть часть того, что стало важной и
растущей областью специализации в экономической теории, - экономика медицины.
См., напр.: P. Feldstein. Health Care Economics. New York: Wiley, 2nd. ed., 1983.
Великолепное обсуждение проблемы содержится в: V. Fuchs. Who Shall live?
Health, Economics and Social Choice. New York: Basic Books, 1983; V. Fuchs. The
Health Economy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986; A New Approach to
the Economics of Health Care, Mancur Olson, ed. Washington, D.C.: American
Enterprise Institute, 1981.
Прекрасная интерпретация эффекта страхования и американских налоговых
правил для рынка медицинского обслуживания: М. Pauly. Taxation, Health Insurance
and Market Failure in the Medical Economy//Journal of Economic Literature, June
1986. P. 629—75.
Основная научная работа, применяющая экономические принципы к недобросо-
вестной медицинской практике: P.M. Danzon. Medical Malpractice: Theory, Evidence,
and Public Policy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1985.
Статистические данные и анализ проблем незастрахованных содержится в:
Americans at Risk: The Case of the Medically Uninsured. Hearing before the Special
Committee on Aging, U.S. Senate, 99th Congress, 1 st Session, June 27, 1985.
Текущие проблемы обычно обсуждаются в ежегодном выпуске Брукингского
института: Setting National Priorities. См., напр.: Louise В. Russell. Medical Care. —
In: Setting National Priorities: The 1984 Budget, ed. J. Pechman. Washington, D.C.:
Brookings Institution 1983.
Глава 12. ОБОРОНА
L.D. Olvey, J.R. Golden and R.C. Kelly. The Economics of National Security,
Wayne, NJ: Avery Publishing Group, 1984 — возможно, лучший современный
учебник по экономике обороны, написанный членами Главного западного управле-
ния. Широкая дискуссия по проблемам обороны, включая экономические вопросы,
содержится в: J. Fallows. National Defense. New York: Random House, 1981.
Экономика обороны привлекла значительное внимание в начале 1960-х гг.
654 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Среди знаменитых работ, написанных в этот период, были: C.J. Hitch, R.N. МсКеап.
The Economics of Defense in the Nuclear Age. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1965; E.S. Quade, ed. Analysis for Military Decisions. Chicago: Rand McNally,
1964. См. также: А.С. Enthoven and K.W. Smith. How Much Is Enough: Shaping the
Defense Program, 1961 — 1969. New York: Harper and Row, 1971.
Последние исследования организации обороны Центром по стратегическим и