<< Пред.           стр. 67 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу

 пользовать более дешевые материалы, позволяющие экономить
 на переменных издержках по 25 руб. на каждую единицу продук-
 ции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение ка-
 чества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в
 месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?
  3. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реа-
 лизации на 20 руб. и одновременно довести расходы на рекламу
 до 15 000 в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае
 увеличение объема реализации на 50%. Следует ли одобрить та-
 кое предложение?
 486
 
  4. Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотруд-
 ников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты 6000 руб.)
 на комиссионное вознаграждение 15 руб. с каждой проданной
 плиты. Он уверен, что объем продаж вырастет на 15%. Следует ли
 одобрить такое предложение?
  5. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить отпускную
 оптовую цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнитель-
 ный ежемесячный объем оптовых продаж до 150 плит. Какую
 следует назначить оптовую цену на дополнительную продукцию,
 чтобы прибыль возросла на 3000 руб.?
 Решение
  1. Решение первого вопроса не зависит от прежнего уровня про-
 даж и не требует составления прогноза отчета о финансовых ре-
 зультатах. Достаточно воспользоваться одним из важнейших пра-
 вил современной экономической теории - маржинализма: если
 прирост выручки выше прироста издержек, то прибыль увеличи-
 вается. Поскольку увеличение расходов на рекламу (10 000 руб.)
 меньше увеличения выручки (30 000 руб.), то положительное ре-
 шение окажет благоприятное воздействие на прибыль. Повыше-
 ние расходов на рекламу следует одобрить.
  2. При переходе на более дешевые материалы валовая маржа на
 единицу продукции возрастет со 100 руб. до 125 руб. В расчете на
 объем реализации 350 плит в месяц это (125 руб. х 350) = 43 750 руб.
 против нынешних (100 руб. х 400) = = 40 000 руб. Появление при-
 роста суммарной валовой маржи в сумме 3750 руб. говорит о прирос-
 те прибыли на эту же сумму.^ Поэтому предложение следует одобрить.
  3. Снижение цены реализации на 20 руб. приведет к уменьше-
 нию валовой маржи на единицу продукции до 80 руб. Суммарная
 валовая маржа составит (80 руб.х 400 х 1,5) = 48 000 руб., что на 8000
 руб. больше нынешнего показателя. Однако доведение расходов на
 рекламу до 15 000 руб. в месяц не только "съест" прирост суммарной
 валовой маржи, но и уменьшит прибыль на 7000 руб. Предложение
 следует отклонить.
  4. Перевод сотрудников отдела сбыта на новые условия оплаты
 труда изменит как переменные, так и постоянные издержки. По-
 стоянные издержки снизятся с 35 000 руб. до 29 000 руб. Пере-
 менные издержки вырастут со 150 руб. до 165 руб. на плиту, а ва-
 ловая маржа на плиту уменьшится со 100 руб. до 85 руб. Сбыт
 увеличится на 15%, но суммарная валовая маржа уменьшится до
 (85 руб. х 400 х 1,15) = 39100 руб. Тем не менее, уменьшение сум-
 марной валовой маржи на 900 руб. против нынешнего значения
 487
 
 (40 000 руб.) перекроется снижением постоянных издержек на
 6000 руб. (оклады сотрудников), и рост прибыли составит
 (6000 руб. - 900 руб.) = 5100 руб. Предложение следует одобрить.
  5. Для ответа на этот вопрос следует предварительно выяснить,
 перешло ли предприятие порог рентабельности данного релевант-
 ного периода.
  5.1. Поскольку порог рентабельности перейден, то в расчет це-
 ны следует брать только возмещение переменных издержек, ибо в
 данном периоде постоянные издержки уже возмещены. Если на-
 значаемая цена покроет переменные издержки, то прирост вало-
 вой маржи, а вместе с нею и прибыли будет обеспечен. Таким об-
 разом, следует назначить цену, прибавив к переменным издерж-
 кам ожидаемую прибыль на единицу продукции:
 (150 руб. + 3000 руб.: 150) = 170 руб.
  5.2. Если бы порог рентабельности не был перейден, то надо
 было бы назначить такую цену, которая возместила бы часть или
 все не покрытые еще постоянные издержки и обеспечила бы ожи-
 даемую прибыль. Предположим, что предприятие имеет 6000 руб.
 убытков (40 руб. на плиту). Задача состоит в том, чтобы превра-
 тить эти убытки в 3000 руб. прибыли (20 руб. на плиту). Следова-
 тельно, цена должна составить:
 (150 руб. + 40 руб. + 20 руб.) = 210 руб.
 
 Решения примера 1 были основаны на так называ-
 емом методе приращений (инкрементальном ана-
 лизе). При желании можно воспользоваться и полным ана-
 лизом. Однако при этом следует избегать серьезной
 ошибки: работая с отчетом о финансовых результатах,
 нельзя принимать результат от реализации (выручка от ре-
 ализации без НДС и спецналога минус затраты на произ-
 водство реализованной продукции) за валовую маржу и
 игнорировать, таким образом, различный характер пове-
 дения переменных и постоянных издержек.
 Пример 2
  Предприятие изготавливает запасные части к автомобилям и
 реализует их по 10 руб. за штуку. Переменные издержки на еди-
 ницу продукции - 3,6 руб. Квартальный объем продаж - 250 000
 шт. Постоянные издержки предприятия составляют 975 000 руб.
 Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое пред-
 ложение продать дополнительно 20 000 изделий по 5,25 руб. Вы-
 полнение этого заказа связано только с возрастанием перемен-
 488
 
 ных издержек на 72 000 руб. Постоянные издержки не изменятся.
 Стоит ли принять предложение?
 Решение
  Поскольку порог рентабельности перейден, и выполнение за-
 каза не приведет к возрастанию постоянных издержек, то пред-
 ложение можно было бы принять: прирост выручки составит
 (5,25 руб. х 20 000) = 105 000 руб., что на (105 000 руб. -
 - 72 000 руб.) = 33 000 руб. больше прироста издержек. Выпол-
 нение заказа увеличит прибыль предприятия на 33 000 руб.
  Если же основываться на бухгалтерском расчете себестоимости
 и отчете о финансовых результатах, то у финансового менеджера
 создается ложное впечатление о том, что, если изделие обходится
 предприятию в 7,5 руб., то продавать его по 5,25 руб. нельзя:
 
 Выручка от реализации
 (без косвенных налогов) 10 руб. х 250 000 шт. =
 = 2 500 000 руб. Себестоимость реализо-
 ванной продукции: переменные издержки 3,6 руб. х 250 000 шт. =
 = 900 000 руб. постоянные издержки 975 000 руб. Итого 1 875 000 руб. Себестоимость единицы
 реализованной продукции 1 875 000 руб. : 250 000 шт. =
 = 7,5 руб. Прибыль от реализации 2 500 000 руб.-1875 000 руб. =
 = 625 000 руб. Вместе с тем, сравнительный анализ отчетов о финансовых ре-
 зультатах до и после принятия дополнительного заказа говорит о
 том, что все-таки следовало бы продать запчасти по 5,25 руб. за
 штуку:
 
 Выручка от реализации 2 500 000 руб. + 105 000 руб. = 1
 = 2 605 000 руб. Себестоимость реализо-
 ванной продукции 1 875 000 руб. + 72 000 руб. =
 = 1 947 000 руб. Прибыль от реализации 2 605 000 руб.-1 947 000 руб. =
  = 658 000 руб. I Прибыль от реализации, действительно, возрастает на 33 000 руб.
  Вывод. Если порог рентабельности перейден, то прибыль уве-
 личивается при продаже по любой цене выше переменных из-
 держек.
 489
 
 
 В примере 2 анализ был нацелен на решение од-
 ной из проблем оперативного управления финан-
 сами предприятия - влиянии продажи по цене, ниже той,
 что отражается в учете себестоимости, на прибыль пред-
 приятия. Но, принимая подобное решение, необходимо
 учитывать и стратегические, долговременные факторы:
 как отзовутся старые потребители на ценовую дискрими-
 нацию? Не возмутятся ли они? Не подорвет ли выполнение
 дополнительного заказа по более низкой цене основную
 цену (10 руб.)? Как отреагируют конкуренты? Не примут ли
 они это за объявление ценовой войны? Не сведется ли
 прирост прибыли на нет ранее не учтенными факторами?
 Взвесив все "за" и "против", финансовый менеджер может
 ради защиты долговременной маркетинговой стратегии
 воздержаться от выполнения дополнительного заказа.
 Этот отказ будет равносилен инвестициям в будущее раз-
 витие в сумме 33 000 руб.
  Решая вопрос, какому из производимых товаров ассор-
 тимента отдать предпочтение, а производство какого то-
 вара сократить, следует учитывать, что:
 • чем больше валовая маржа, тем больше масса и благо-
 приятнее динамика прибыли;
 • производство и продажа товара всегда связаны какими-
 либо ограничивающими факторами, зависящими от ха-
 рактера самого бизнеса и свойств внешней среды. Пре-
 делы возможностей предприятия могут быть очерчены
 объемом его основных производственных мощностей,
 возможностями использования живого труда, источника-
 ми сырьевой базы, емкостью рынка сбыта, степенью на-
 пряженности конкурентной борьбы, величиной реклам-
 ного бюджета и т. д. Но самый жесткий ограничивающий
 фактор - время.
  Теория и практика убеждают в том, что выбор приори-
 тетного товара с помощью критерия "максимальный коэф-
 фициент валовой маржи на единицу продукции - макси-
 мальная прибыль" может привести к серьезным просче-
 там. К сожалению, даже опытные финансовые менеджеры
 нередко впадают в подобное заблуждение и получают упу-
 щенную выгоду или даже прямые убытки взамен ожидае-
 мого максимума прибыли. Необходимо соединять два вы-
 шеуказанных принципа, основывая свой выбор на кри-
 терии "максимальная валовая маржа на фактор ограниче-
 ния - максимальная прибыль".
 
 Пример 3
  Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом ne-v
 риоде может быть отработано 20 000 человеко-часов. При этом за
 один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо трое
 брюк.
 
 Показатель Рубашки Брюки Цена реализации, руб.
 Переменные издержки на единицу про-
 дукции, руб. 15
 6 20
 16 Валовая маржа на единицу продукции,
 руб.
  Коэффициент валовой маржи на единицу
 | продукции, долей единицы 9
 0,6 4
 0,2 1 Какой из товаров выгоднее производить предприятию?
 
 Решение
  Ответ на поставленный вопрос сводится к выявлению того то-
 вара, который за ограниченное количество человеко-часов
 (20000) принесет предприятию наибольшую сумму валовой мар-
 жи, а, значит, и прибыли.
  Производительность предприятия ограничена одной рубашкой
 или тремя брюками в расчете на человеко-час, следовательно, за
 каждый человеко-час будет произведено валовой маржи:
 на рубашках: 9 руб. х 1 = 9 руб.;
 на брюках: 4 руб. х 3 = 12 руб.
  Соответственно, за 20 000 человеко-часов работы рубашки
 принесут 180 000 руб., а брюки - 240 000 руб. валовой маржи
 (при достаточной емкости рынка сбыта).
 
 Выгоднее оказалось производить не рубашки с
 наибольшим коэффициентом валовой маржи на
 единицу изделия, а брюки с наибольшей суммой валовой
 маржи на человеко-час.
  Представленный ранее анализ чувствительности прибы-
 ли предприятия "Анна" (см. пример 5, практикум, часть II) к
 изменениям различных элементов операционного рычага
 касался лишь одного вида продукции - изделий типа А.
 Рассматривая вопрос об определении наиболее прибыль-
 ного вида продукции, введем в анализ еще два вида про-
 дукции - изделия типа В и С - и решим пример 4.
 
 491
 
 Пример 4
  Определить наиболее выгодный вид продукции для предприя-
 тия "Анна":
 
 Показатель Изделие
 А Изделие
 В Изделие
 С Объем реализации, тыс. шт.
 Цена, руб./шт.
 Переменные издержки, руб./шт.
 В том числе:
 материалы
 труд 100
 2570
 720
 1080 150
 1460
 360
 540 300
 735
 360
 216 Валовая маржа, руб./шт.
 Валовая маржа, %
 Валовая маржа/чел.-ч, руб./ч
 | Валовая маржа/машино-ч, руб./ч 770
 30
 770
 770 560
 38
 1120
 1120 159
 22
 795
 1590 I Средние трудовые затраты на изготовление каждого вида про-
 дукции составляют 1080 руб./ч. Затраты физического труда при
 изготовлении изделия А - 1 ч/шт., В - 0,5 ч/шт., С - 0,2 ч/шт.
 Затраты машинного времени следующие: А - 1 ч/шт., В -
 0,5 ч/шт., С - 0,1 ч/шт. На основе этих данных получены расчет-
 ные показатели валовой маржи на человеко-час и машино-час.
 Решение
  1. Максимальная валовая маржа на единицу продукции имеет-
 ся у изделия А, наивысший процент валовой маржи - у изделия
 В, а валовой маржи в расчете на один час машинного времени -
 у изделия С.
  Если рассматривать вопрос только с точки зрения процента ва-
 ловой маржи, то самой рентабельной представляется продукция
 В. При этом мы исходим из предположения, что рыночные и
 производственные факторы не препятствуют расширению произ-
 водства и реализации изделия В. Но на практике при разработке
 ассортиментной политики предприятия всегда находятся "узкие
 места".
  Если ограничивающим фактором развития производственной
 программы являются затраты труда, то сравнительный анализ
 рентабельности следует проводить на основе показателя валовой
 маржи/человеко-час. В нашем примере этот показатель наилуч-
 ший также у продукции В.
  Если ограничивающим производство фактором является ис-
 пользуемое оборудование, то анализ должен проводиться на ос-
 492
 
 нове показателя валовой маржи/машино-час. С этой точки зре-

<< Пред.           стр. 67 (из 90)           След. >>

Список литературы по разделу