<< Пред. стр. 70 (из 90) След. >>
3. Управление собственным капи-талом
4. Управление заемным капита-
лом
5. Управление банковскими рис-
ками
6. Управление кредитным
портфелем
7. Организация внутрибанковско-
I го контроля 1. Администрирование системы
организации и оплаты труда
2. Организация подбора и расста-
новки персонала
3. Организация системы под-
готовки персонала Банк -- это организация, которая осуществляет управление ка-
питалом: собственным и заемным. При этом капитал рассматри-
вается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции
его приращения. Но понятие "капитал" можно рассматривать и с
позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-
экономических процессов. Это опеределение капитала представ-
ляет собой отношения между людьми, определяющие успех их
общей деятельности в социально-экономических процессах. По-
этому управление человеческим капиталом - это отношение к
человеку в процессе управления кредитной организацией, пони-
мание роли человека при достижении конечного результата или
цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ли-
квидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он
выделяет в рамках своей миссии или философии существования
в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента
охватывает построение процессов по рациональному управлению
денежными потоками и использованию знаний и опыта банков-
ского персонала как необходимое условие эффективного менед-
жмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления
человеческим капиталом должны происходить в неразрывной
связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспе-
чивая его эффективное использование в интересах банка и его
клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмен-
та представлены в форме таблицы (см. табл. 2).
510
Таблица 2. Задачи банковского менеджмента
1 Задача Содержание решаемых задач 1 I 1 2 1 Банковская 1. Постановка главных задач, выделение основной политика цели существования банка 2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей су- ществования банка 3. Разработка методологии управления деятельно- стью банка 4. Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития
банка 5. Стратегия управления персоналом банка: • в области организации работы персонала; • в области определения эффективности работы персонала; • в области мотивации персонала; • в области стимулирования инновационного потенциала персонала; • в области продвижения персонала. Банковский 1. Установление существующих и потенциальных маркетинг рынков банковских услуг 2. Выбор конкретных рынков и выявление потреб- ностей банковской клиентуры 3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг 4. Внедрение новых видов услуг в практику и кон- троль банка за реализацией программ внедрения Создание 1. Разработка методов изменения состояния, банковских свойств, формы денежных средств в процессе продуктов деятельности банка для удовлетворения потреб- ностей существующих и потенциальных кли- ентов банка 2. Внедрение новых банковский технологий обслу- живания клиентов Формирование 1. Укрепление позиций на освоенных сегментах клиентской базы рынка банковских услуг (кредитных, операци- банка, обслужи- онных, инвестиционных, трастовых) для привле- вание клиентов, ченных групп клиентов (хозяйствующие субъ- продажа услуг екты, государственные учреждения, физические лица) 2. Завоевывание новых рынков банковских услуг 3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков
4. Получение прибыли 511
Дррдсдагеня? таЗДт ?
1 2 Экономика и 1. Приращение капитала финансы 2. Управление прибылью и ликвидностью 3. Максимизация управленческого вознаграждения 4. Обеспечение стабильности развития банка 5. Обоснование финансовых решений 6. Управление издержками банка Информацион-
но-аналитичес-
кое обеспечение 1. Создание информационно-аналитической сис-
темы планирования и реализации финансовых
операций Администриро-
вание 1. Приведение организационной структуры банка,
классификации и квалификации персонала в со-
ответствие с выбранной стратегией развития
банка В свою очередь, банковский менеджмент - это практическая
деятельность, связанная с непосредственным управлением осу-
ществления коммерческим банком своих функций. В этом аспек-
те банковский менеджмент выступает как система разработки
управляющих воздействий на объект управления: активные и
пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение
нормативных финансово-экономических показателей, внутри-
банковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 2).
Система банковского менеджмента, направленная на разработ-
ку управляющих воздействий, может быть представлена следую-
щим образом:
1. Программирование деятельности банка - формирование це-
левой программы деятельности банка.
2. Планирование деятельности банка - разработка перечня ко-
личественных (критических) параметров, которые должны соот-
ветствовать программным целям кредитной организации. Крити-
ческие параметры банка (размер собственного капитала, доста-
точность собственного капитала, допустимые параметры измене-
ния во времени портфеля активных и пассивных операций,
структура активных и пассивных операций, мультипликативный
эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны из-
меняться на интервале планирования деятельности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой кото-
рого являются первичные документы, регистрирующие конкрет-
ную операцию или сделку с банковской клиентурой.
512
4. Экономика и финансы - обоснование заданных норматив-
ных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за
случайными факторами, которые могут привести к отклонению
от заданной целевой программы, а также оценка степени выпол-
нения программы банка.
5. Технология - разработка функционально-технологической
документации, которая отражает потребности внешней среды
(клиентуры банка), а также связь разработанной функциональ-
но-технологической документации с действующим регламентом
банковских операций и услуг.
6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мо-
ниторинг ее изменений.
7. Контрольно-административная деятельность, которая вклю-
чает в себя обслуживание процессов оперативного сопровожде-
ния управляющих воздействий.
8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и
сопровождение направлений, связанных с управляющими воз-
действиями внешней среды.
9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспе-
чение.
10. "Паблик рилейшнс" - информационно-исследовательское
обеспечение, реклама и продвижение схемы "банковский про-
дукт - клиент" на рынок.
Основное назначение банка -- посредничество в
процессе перемещения денежных средств от кре-
диторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невоз-
можность полного совпадения экономических интересов
банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономи-
ческой природе - финансовый посредник, который обес-
печивает обслуживание денежных потоков в экономике и не
является собственником привлеченных денежных средств,
а клиент-наоборот, как правило, владелец произведенных
товаров и услуг, которые в основном имеют материальное
наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы
инвестиции и финансирование оборотных средств, а бан-
кам-увеличение объемов производительных активов. Эти
две цели должны быть увязаны для реализации коммерче-
ским банком своих функций в рыночной экономике. Резуль-
таты сравнительного анализа экономических интересов
коммерческого банка и участника свободного рынка - кли-
ента банка представлены в табл. 3.
513
Рис. 2. Принциаиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке
Таблица 3. Сравнительный анализ экономических интересов
коммерческого банка и его клиента
№
п/п Пара-
метры
клиента Экономические интере-
сы клиента Пара-
метры
банка Экономические интере-
сы банка HT 2 3 4 S 1. Внеш- Получение лицензий, При- Увеличение операцион- ние льгот, квот, выигрыш быль- ной маржи, повышение пара- тендеров, лоббирование, ность доли работающих акти- метры реклама, маркетинг, (доход- вов, увеличение отно- представительство инте- ность) шения Прибыль/Капи- ресов тал, банковское налого-
вое планирование 2. Парт- Поставщики, потреби- Лик- Заемные ресурсы на
рынке МБК, наличие неры тели, конкуренты, про- вид-
верка контрагентов, це- ность легкореализуемых акти- левые рынки, перспек- вов, структуризация за- тивные планы емных привлеченных
ресурсов 3. Финан- Ликвидность, достаточ- Собст- Структура акционерно- COBO- ность оборотного капи- вен- го капитала, стержневой хозяй- тала, страхование иму- ный и добавленный капитал, ствен- щества и предпринима- капи- ное тельского риска, качест- тал адекватность капитала, состоя- во дебиторской задол- мультиплицирующий
эффект капитала ние женности, финансовый,
операционный, произ- водственный рычаги 4. Бан- Потребность в финан- Акти- Качество доходных ак- ков- сировании, доходность вы тивов, снижение сред- - ское и надежность размеще- него уровня риска ак- обслу- ния временно свобод- тивов, диверсификация жива- ных средств, инвести- кредитных вложений ние ции, сроки прохожде-
ния платежей 5. Управ- Учетная политика, фор- При- Рост пассивов заданной ленчес- мализация и автомати- вле- структуры (срок, объем, кий зация учета, постановка ченные стоимость), регулирова- (произ- управленческого учета, заем- ние средней стоимости водст- внешний аудит, кон- ные привлеченных средств, вен- троллинг, бизнес-диаг- сред- определение характери- ный) ностика, финансовая ства стик привлеченных ре- учет оценка, бизнес-плани-
рование, бюджетирова-
ние и т.п. сурсов (цикличность,
пики поступлений/спи-
саний, детерминиро-
ванность, частота транс-
акций, диверсификация
по сегментам рынка
(инвестиционные ком-
пании, небанковские
I Финансовые ооганиза- 516
Продолжение табл. 3
ГТ" 2 3 4 5 ции, торговля, промыш- I ленность и т.д.) 6. Произ- Условия внешнеэконо- Кли- Повышение удельного водст- мической деятельности, ент- веса средних клиентов, во сроки реализации про- ская выделение приоритет
ных клиентов (более дукции (работ, услуг), база
цикличность производ- полный набор услуг, ства, повышение фон- технологические цепоч- доотдачи и производи- ки продвижения средств тельности труда, сокра- клиента в банке), паке- щение непроизводи- тирование услуг, свя- тельных издержек, гиб- занных между собой и кая переориентация предоставляемых раз- производства личными продуктовыми
подразделениями банка,
информация об основ-
ной деятельности кли-
ента с целью выявления
и "расшивки" узких
мест с помощью бан-
ковских финансовых
технологий 7. Логис- Складские помещения, Тради- Управленческий (опера-
ционно-стоимостной) тика снабжение, сбыт (ди- цион-
лерская и представи- ные учет в режиме "on line" тельская сети), объем бан- для контроля за риско- товарных запасов по то- ков- вой экспозицией банка варным группам, та- ские (риски: процентный, ва- можня, транспорт риски лютный, ликвидности),
мониторинг деятельнос-
ти и кредитные риски,
перераспределение кре- <*> дитных рисков за счет
привлечения страхов-
щиков к кредитному
процессу и четкого
определения видов обес-
печения, построение
системы управления
рисками 8. Внут- Производственная: пе- Меж- Формирование коррсе- ренняя респециализация под- банко- ти, адекватной объемам орг- разделений, оптимиза- вские и направлениям опера- струк- ция материальных пото- комму- ций, лимиты по бан- тура ков, внутрихозяйствен- ника- кам-корреспондентам, ный механизм (центры ции и построение региональ- прибыли и затрат). регио- ной сети, исходя из эко- Организационнаяхоз- наль- номической целесооб- дание, слияние, ликви- ная разности и финансовой дация или сокращение поли- привлекательности ре- численности упоавлен- тика гиона, наличия поивле- 517
Продолжение табл.
1 I 2
гг 2 3 4 5 1 пг ческих служб, персо-
нальные перестановки кательной клиентуры,
расчеты экономическо-
го обоснования откры-
тия региональной сети
филиалов 9. Персо- Потребности в персона- Техно- Формирование внутри- нал ле, в т.ч. в области фи- логи- банковской технологи- нансов, в социальном ческая ческой среды (включая обеспечении и обслужи- при- автоматизацию банков- вании (негосударствен- влека- ских операций и поряд- ные пенсионные фон- тель- ка взаимодействия под- ды), страхование персо- ность разделений по удовле- нала, схемы минимиза- творению потребностей! ции налогобложения клиента), при которой! фонда заплаты, формы предоставление услуг! и размер оплаты труда, клиенту тождественно! обслуживание оплаты удовлетворению боль- труда (банковские плас- шинства его потребно- тиковые карточки) стей при соблюдении
текущих и стратегичес-
ких финансовых инте-
ресов банка, формиро-
вание имиджа высоко-
технологического банка 10. Нало- Планирование опера- Выход Доступ к относительно говое ций по оптимальному на ми- дешевым источникам плани- налогообложению: про- ровые финансовых ресурсов рова- гнозирование налого- рынки международных финан- ние и облагаемой базы, подго- капи- совых институтов и бан- консал- товка для ее уменьше- талов ков, установление ли- тинг ния, а также для приме-
нения налоговых льгот, митов по гарантиям,
которые принимаются
зарубежными банками документов, оформле-
ние и расчеты, финан- по экспортно-импорт- совый инжиниринг, ин- ным операциям, вхож- вестиционное консуль- дение в международные тирование, аудиторский банковские рейтинги консалтинг и т.п. 11. При- Выход на рынок капита- Инвес- Эффективный портфель влече- лов: эмиссии ценных тици- прямых инвестиций, ние ре- бумаг, международные онная ликвидные портфели сурсов депозитные расписки, страте- спекулятивных инвес- через андеррайтинг гия тиций, доверительное рынок управление активами капи- клиентов талов Как видно из сравнительного анализа (см. табл. 3), экономиче-
ские интересы сторон-участников не совпадают и имеют отдель-
ные вкрапления по пересечению экономических интересов. По-
518
этому для решения вопросов обеспечения обратной связи между
продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно
участникам свободного рынка - потребителям - функция обрат-
ной связи с внешней средой коммерческого банка возлагается на
банковский менеджмент (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема разработки и реализации управляющих воздействий
в банке по удовлетворению потребностей участников
свободного рынка на основе обратной связи
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществ-
ляет свою деятельность кредитная организация, требует соответ-
ствующей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого
анализа финансовой и макроэкономической политики, изыска-
ния новых способов создания прибавочного продукта, помимо
простых операций и игр на обменных курсах рубля. Банки посто-
янно должны удовлетворять новые потребности рынка и банков-
ской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конку-
ренции с небанковскими финансовыми организациями. Посто-
янное формирование новых направлений банковской деятельно-
сти по разработке и реализации банковских продуктов и услуг не-
избежно наталкивается на слабый взаимообмен информацией и
плохую координацию этих направлений деятельности. Именно
из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделе-
ний банка ухудшаются его основные качественные параметры и
показатели, усложняются процессы принятия стратегических ре-
шений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений.
Поэтому главной задачей банковского менеджмента является за-
дача построения системы отношений, связанных с оптимальной
организацией взаимодействия многочисленных элементов слож-
519
ной динамической системы, которую представляет собой совре-
менный коммерческий банк, и определение оптимальных режи-
мов его функционирования. В этой связи банковский менедж-
мент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь
финансово-экономических, структурно-функциональных и
функционально-технологических параметров. Иными словами,
банковский менеджмент представляет собой воздействие на взаи-
мосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
финансово-экономических показателей (ФЭ);
организационного построения, отвечающего адекватному ре-
шению стоящих перед банком задач (ОП);
функционально-технологического управления продуктовым
рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то управление ими
можно представить в следующей соподчиненное(tm) и непосредст-
венной взаимосвязи:
Схематично банковский менеджмент, как управление систе-
мой отношений, связанных с оптимальной организацией взаимо-
действия финансово-экономических, организационных и техно-
логических параметров, представлен на рис. 4.
Рис. 4. Функционально-технологическая дифференциация
банковского менеджмента
Примечание: пунктиром показана организационно-административная
связь по выполнению функций.
520
Процессы разработки и реализации комплексных технологий
по построению отношений, связанных с формированием и ис-
пользованием денежных потоков, комплексным решением задач
анализа состояния и деятельности коммерческого банка, решает
система управления, которая и получила название "финансовый
менеджмент".
Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерче-
ском банке в современных российских условиях является отсутст-
вие единообразной технологии управления экономическими про-
цессами в кредитной организации в рамках существующей кре-
дитно-банковской системы. Главной же особенностью финансо-
вого менеджмента в коммерческом банке в условиях рыночной
экономики является то, что банк - это единственный экономиче-
ский субъект, который системно управляет всеми функциями денег и
в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерче-
ском банке - процессы управления финансовыми операциями
банка и денежными средствами банковской клинтуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерче-
ском банке - разработка и использование систем и методик ра-
ционального планирования и реализации финансовых операций.
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке - опре-
деление рациональных требований и методических основ построе-
ния оптимальных организационных структур и режимов деятель-
ности функционально-технологических систем, обеспечивающих
планирование и реализацию финансовых операций банка и под-
держивающих его устойчивость при заданных параметрах.
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость
коммерческого банка, приведены в табл. 4.
Таблица 4. Параметры - режим деятельности