<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  1 - Начальные остатки 2 - Запасы: расходные мат. сырье 3 - Перевод в незав. произв.: расходные мат. сырье 4 - Издержки производства: расходы на раб. силу амортизация контрагенты 5 - Движение запасов: из нез. произв. к готовой прод. 6 - Стоимость: продан, товаров 7 - Поступление от продажи 8 - Наличные получены/уплачены: от дебиторов кредиторам 400 -53 10 30
 -25 35 590
 -580 60
 25 580
 325
 55 210
 -1185 ПО
 1185 -ИЗО 220
 2000 -1985 15 -325
 1985 -800 - 650 200
 30 590
 210 -800 -ИЗО 2000 9 - Проверочный баланс 345 15 45 70 165 235 875 650 230 870 Рис. 6.2. Операции движения запасов Метью Гримбл Лтд
 амортизации) и кредиторы (для прочих издержек). Затем последовал ряд операций, необходимых для завершения движения запасов, и они должны были быть отражены в последовательности, соответствующей физическому процессу производства. Поэтому, имея объем незавершенного производства и предоставленные нам Мэтью цифры конечных сальдо, мы определяем стоимость превращения незавершенного производства в готовые товары - сумму, необходимую для сокращения конечной величины до 70000 фунтов. Подобным образом можно уменьшить стоимость готовой продукции до величины конечного сальдо в 165000 фунтов, перенося
 
 разницу в графу Прибыли и убытки/Это будет стоимость проданных товаров.
  Операция, связанная с доходом от продаж достаточно проста. Далее легко "подогнать" графы Дебиторы и Кредиторы к конечным сальдо путем переноса необходимых сумм в графу Денежные средства. Теперь осталось просуммировать графы и сопоставить с проверочным балансом. Рис.6.2. иллюстрирует это обстоятельство.
  Вначале Метью колебался, но после двух-трех операций обрел уверенность. "Да, мне это нравится! - сказал он. Это даст полное представление о том, что происходит, и похоже на финансовую карту бизнеса".
 ЗАРПЛАТА И ЖАЛОВАНЬЕ
  Зарплата и жалованье являются главными элементами издержек большинства компаний. Посмотрим, как переложить на язык уравнений зарплату, налоги и страховые взносы.
  Фонд заработной платы компании включает в себя четыре различных элемента. Чтобы получить чистую заработную плату, получаемую служащим, нужно из валового заработка вычесть подоходный налог и взнос работника на государственное страхование. Кроме того работодатель осуществляет отчисления на государственное страхование, поэтому общая структура зарплаты выглядит следующим образом:
 Чистая зарплата, выплачивается работнику
 + Подоходный налог
 +Взнос работника на государственное страхование
 = Валовая заработная плата
 + Взнос работодателя на государственное страхование
 = Общие издержки на зарплату
  Рэй посчитал, что его годовой фонд валовой зарплаты составит 21000 фунтов плюс еще 480 фунтов - взнос работодателя на страхование. Отчисления работников на государственное страхование составят 720 фунтов, а подоходных налог - 900 фунтов. Налог и отчисления на госстрах уплачиваются ежемесячно за предыдущий месяц. Это означает, что к концу года налог и страховка за один месяц еще будет неоплачены. Запишите эти операции сами в Упражнении 6.3.
  Это была первая самостоятельная попытка Рэя использовать нашу технику записей операций. Он изобразил все элементы заработной платы как вычеты из прибыли и исключил из денежных средств только чистую выплаченную заработную плату. В разделе обязательств он открыл но-
 
 вые колонки для подоходного налога и государственного страхования и записал туда эти суммы как добавления к обязательствам своей компании.
 Упражнение 6.3. Запишите на бланке рабочей таблицы операции годовых расходов Рэя на зарплату, налог и страхование, показывая, как они отразятся на состоянии прибыли и денежных средств. .
 
  Рэй решил, что на этом можно поставить точку, но мы предположили, что заинтересованные государственные организации были бы не прочь получить часть тех денег, которые он удержал из зарплаты своих работников. Рэй вспомнил, что это было бы эквивалентно отчислениям за оди-надцать месяцев подоходного налога и государственного страхования. Он вычел данную из колонки денежных средств и обеих колонок обязательств. Наконец, он подвел итоги по всем графам и убедиться, что записи по активам балансируются с записями по обязательствам. Вы можете увидеть это на рис. 6.3. Естественно, Рэй был вполне доволен собой.
 ПРОДАЖА И ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  Пока Рэй поздравлял себя с достижениями в учете заработной платы, Мэтью сделал другое предложение. "Дайте мне попробовать кое-что еще, - сказал он. Несколько недель назад я хотел заменить одну из старых сборочных машин. Я купил ее три года тому назад за 40000 фунтов, полагая, что она прослужит мне пять лет, и я смогу продать ее на металлолом в конце указанного срока за 5000 фунтов. Однако я умудрился продать ее за 12000 фунтов наличными, а новая машина обошлась мне в 60000 фунтов. Это была покупка в кредит - в действительности я за нее еще не рассчитался".
 
  "Первым делом надо убрать из записей все "следы" старой машины, а затем следует разобраться с прибылью или убытком, возникшими вследствие произошедшей замены. Покупка новой машины будет проще, не так ли?" - предположили мы.
 
 Шкатулка Активы - Обязательства Денеж. Подоход. Гос. ПиУ * сред. налог страх. 1 -Чистая выплач. -19 380 - -19 380 зарплата 2 - Вычеты: подоходный налог 720 -720 гос. страхование 900 -900 3 - Взнос работодателя 480 -480 на гос. страхование 4 - Наличные платежи: подоходный налог -825 - -825 гос. страхование -1 100 - -1 100 5 - Проверочный баланс -21 305 - 75 100 -21 480
 Более подробно затронутая здесь проблемы будет обсуждаться позднее, но в данной ситуации мы предложили воспользоваться аналогичной процедурой. Это означало, что графа основных активов содержала бы первоначальную покупную цену в 40000 фунтов, а отдельная графа амортизации учитывала бы ее в размере 21000 фунтов. Обе эти суммы должны быть учтены при продаже машины путем их переноса из соответствующих колонок в графу Прибыли и убытки от продажи старой машины.
  Мы начертили другую рабочую таблицу, озаглавили столбцы и вписали названия операций. Проделайте работу с цифрами в Упражнении 6.4, начиная с текущих остатков для первоначальной стоимости и общей суммы амортизации старой машины. Чтобы сохранить сбалансированность в рабочей таблице, запишите чистую стоимость машины в графу Капитал.
 Упражнение 6.4. Запишите операции по продаже старой машины Мэтью и впишите окончательный доход или убыток от сделки в главную графу Прибылей и убытков. Затем запишите покупку новой машины, используя приведенные в тексте данные.
 
 
 
 Рис.6.3. Шкатулка. Операции с зарплатой
  Он обозначил основные элементы упражнения, и мы предложили лучший способ определить прибыль или убыток от продажи старой машины, выделив операции по "избавлению" от нее в отдельную графу. Последняя могла бы быть озаглавлена как Прибыли и убытки продажи старой машины, и мы спросили Эндрю, отнесет ли он это к активам либо обязательствам. У него не было сомнений в том, что будь то убытком или прибылью - их надо классифицировать как обязательство - таким образом не возникнет противоречия между данной графой и основной колонкой Прибылей и убытков.
  Эндрю и Рэй тоже захотели разобраться с этим, и заспорили о том, как надо было поступить с удалением старой машины из записей. Они видели, что стоимость машины в бухгалтерской книге Мэтью была бы 19000 фунтов на время продажи, посчитав эту цифру путем вычитания ожидаемой стоимости металлолома в 5000 фунтов из покупной цены 40000 фунтов для того, чтобы определить ее чистую стоимость для компании. Это составило 40 - 5 = 35000 фунтов, что легко делилось на пять для получения ежегодной амортизации в 7000 фунтов. Если машина трехлетней давности, тогда сумма отчислений на амортизации, потому что именно так было в рассмотренном ранее примере с Эндикабсом. Однако на практике компании должны учитывать указанные цифры отдельно.
 
 
 Мэтью Гримбл Лтд Активы - Обязательства Основ. Аморти- Денеж. Креди- ПиУ активы зация сред. - Капитал торы прод. ст. ПиУ машины 1 - Первоначальные остатки 2 - Удаление старой ма- шины из записей: стоимость амортизация 3 - Поступления от продажи 4 - Перенос чистого до- хода/убытка 5 - Покупка новой ма- шины 6 - Проверочный баланс Поскольку амортизация всегда является числом отрицательным, это означает, что в данном случае нам следовало прибавить ее обратно. Проделав это и записав операцию для полученных денежных средств от продажи машины (12000 фунтов), возникший чистый убыток (7000 фунтов) можно перенести в основную графу Прибылей и убытков. Операция по
 
 покупке в кредит новой машины должна выглядеть для вас уже просто, и окончательно заполненную рабочую таблицу вы можете увидеть на Рис.6.4.
 АРЕНДА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ЛИЗИНГ)
  Рэй захотел развить этот вопрос чуть дальше. "В случае, о котором ты только что нам рассказывал, Мэтью, - заметил он, - ты просто купил новое оборудование. А не помышлял ли ты когда-нибудь об аренде? Я недавно узнавал о возможности аренды компьютера и подумал, что это может быть довольно выгодно". Вообще говоря, когда компания хочет приобрести какое-то новое имущество, у нее есть три возможности. Она может его просто купить, либо арендовать на условиях "финансовой" или "текущей аренды". Основные различия между этими возможностями можно охарактеризовать следующим образом:
 Мэтью Гримбл Лтд
 
  Активь - Обязательства Основ. Аморти- Денеж. | Креди- ПиУ активы зация сред. Капитал торы прод. ст. ПиУ А машины 1 - Первоначальные 40 000 |-21 000 19 000 остатки 2 - Удаление старой ма- шины из записей: стоимость -40 000 -40 000 амортизация 21 000 |- | 21 000 3 - Поступления от . 12 000 - 1 12 000 продажи 4 - Перенос чистого до- 1 ! 7 000 -7 000 хода, убытка 1 5 - Покупка новой ма- 60 000 |- 60 000 шины • 6 - Проверочный баланс 60 000 0 12 000 - 19 000 о -7 000 Рис.6.4. Рабочая таблица замены оборудования Мэтью Гримбл Лтд
 Покупка за наличные - необходимо изыскать или взять в долг денежные средства (вероятно, под сравнительно высокий процент), а затем инвестировать их на длительный период. Это имущество будет капитализироваться и амортизироваться вместе со всеми остальными основным активами компании. Фирма будет нести все расходы по ремонту и обслуживанию в течение всего срока его службы, а также по возможной его продаже и последующей замене.
 
 Финансовые лизинг (аренда) - имущество покупается лизинговой компанией от имени арендатора; права, риск и выгоды (кроме права собственности) переходят к арендатору. Такие аспекты владения имуществом как ремонт, обслуживание и т.д., также являются компетенцией арендатора. Соглашение учитывается арендатором в двух местах. Иными словами, первоначальная цена имущества записывается тем же способом, что было бы и при покупке, но в этом случае уравновешивающее обязательство будет фиксировано отдельно как "Обязательство по аренде".
 Платежи арендодателю распределяются равномерно в течение первоначального договорного срока аренды, тем же способом как и при "уменьшающемся остатке". Баланс между капитальными выплатами прогрессивно изменяется в течение срока договора, как правило от трех до пяти лет. Когда произведен очередной платеж, элемент капитала вычитается из стоимости обязательства по аренде, а проценты поглощаются как расходы на аренду. Элемент капитала также начисляется по Прибылям и убыткам как амортизация основного актива. Такое соглашение может иногда считаться предпочтительней получения банковского кредита для прямой покупки, когда проценты могут непредсказуемо изменяться. После того, как "первоначальный" период аренды завершен, он может быть продолжен на "вторичный период", а арендная плата уменьшена до номинальной суммы. Право собственности остается у арендодателя, и арендатору не предоставляется возможность прямой покупки.
 Текущая аренда - вариант эквивалентен арендному соглашению на определенный срок, где собственность, риск и вознаграждения остаются у арендодателя. Такая форма обычно дороже, чем финансовый лизинг, но она может быть более гибкой. Условия соглашения составляются таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности арендатора. Они могут включать обслуживание, страхование и другие услуги, включая замену оборудования. Поэтому такая форма
 I аренды особенно удобна при использовании высокотехнологического оборудования, когда арендатор снимает с себя расходы по списыванию или избавлению от частично самортизированного парка. При таком виде аренды арендатор не считается собственником имущества, которое, естественно, не должно отражать в балансовом отчете. Арендная плата может быть отнесена непосредственно на прибыли и убытки.
  Что касается бухгалтерских операций, то мы уже обсуждали примеры покупки основных средств. С текущей арендой поступают так же, как и при других затратах. Давайте представим себе, что Мэтью Гримбл Лтд
 
 решила арендовать оборудование стоимостью 31700 фунтов по договору "финансового лизинга".
 Условия аренды укажут эту цену вполне ясно (кстати, вместе со сроком аренды). Упростим наши рассуждения и предположим, что продолжительность аренды составит четыре года, с поквартальной предоплатой арендных взносов. Первоначальная договорная ставка 200 фунтов, суммарные процентные платежи за 4 года достигнут 8300 фунтов. Это означает, что общие издержки будут 31700+8300=40000 фунтов - или 10000 фунтов в год - и квартальная оплата составит, следовательно, 2500^фунтов. Элемент капитальных выплат за первые два квартала 1650 и 1690 фунтов соответственно, а остатком окажутся процентные платежи. Расположите в правильной последовательности операции в Упражнении 6.5. для записи остаточной стоимости активов и задолженности по аренде. Принятие оплаты в качестве перевода наличных средств оставляет невостребованной графу Кредиторы. Однако графа Расходы по аренде необходима для отражения каждого квартального платежа по процентам. И наконец, перенесите первые два квартальных расхода на амортизацию и аренду в Прибыли и убытки и приведите проверочный баланс. Вы, конечно, можете позаимствовать свои результаты с Рис.6.5, но постарайтесь получить их сами.
 Упражнение 6.5. Мэтью Гримбл Лтд решило арендовать некоторое оборудование на условиях финансового лизинга. Запишите уравнения операций, связывая аренду оборудования и оплату первых двух взносов в соответствии с деталями, установленными в сопровождающих записях.
 Мэтью Гримбл Лтд
  Активы Обязательства
  Арендов. средства Амортизация Расходы по аренде Денеж. сред.
  Обязат. по аренде ПиУ 1 - Договор аренды (лицин-га):
 2 - Кв.1 арендная плата 3 - Кв. 2 арендная плата 4 - Перенос арендных затрат 5 - Проверочный баланс
 Первая операция переводит оборудование в основные средства, оцениваемые в - 31700 фунтов (операция балансируется арендным обязательством соответствующей суммы). Договорная плата в 200 фунтов является расходом на аренду, который будет перенесен в графу Прибыли и убытки в конце периода (в нашем случае - через шесть месяцев).
  Основные платежи первого квартала и процентные отчисления также вероятно будут проведены в конце действия арендного соглашения, и поскольку мы решили, что это будет оплата наличными, с "другой стороны" операций предстоит уменьшить арендное обязательство на 1650 фунтов и увеличить расходы на аренду на сумму процентных платежей 2500 --1650 = 850 фунтов. Амортизационное отчисление в 1650 фунтов будет так же нуждаться в балансировании записью в графе Прибыли и убытки. Эти три операции будут повторены во втором и последующих кварталах, с основными постепенно увеличивающимися выплатами и уменьшающимися процентными платежами. Мы касаемся здесь только первых двух кварталов, поэтому, когда операции квартала 2 записаны, мы можем перенести полные расходы на аренду (1860 фунтов) в Прибыль и убытки. Когда мы рассчитаем проверочный баланс, то получим, что первоначальная цена оборудования составляла 31700 фунтов, а кумулятивная амортизация - 3340 фунтов, которые вместе уравниваются с арендным обязательством (еще не оплаченным) в сумме 28360 фунтов. Общие выплаты, относимые на Прибыли и убытки составляют 5200 фунтов, образованные из амортизационных отчислений в 3340 фунтов и расходов на аренду в 1860 фунтов.
  "Вполне справедливо, - сказал Эндрю. - Возможно, немного запутанно, но я могу понять, к чему вы клоните. Это очень похоже на отчеты, которые я получаю каждый год от банка о моей оплате закладной, разве нет? Но каково главное преимущество аренды по сравнению с покупкой? Только равномерное распределение инвестиций на несколько лет, вместо единовременной выплаты всей требуемой суммы?" Каждый из трех упомянутых нами вариантов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор будет зависеть от таких факторов, как цена, поступление наличных и требования гибкости. Текущая аренда - безусловно самая гибкая форма, но за эту гибкость надо платить. Финансовая аренда оказывает большую помощь при краткосрочном потоке наличных, но окончательные издержки оказываются выше, чем при непосредственной покупке из-за расходов, которые необходимо оплачивать лизинговой компании. Очень часто игра стоит свеч, поскольку аренда дает возможность арендатору использовать определенное оборудование, не оплачивая его покупку.
  Однако надо обращать внимание на долгосрочные юридические обязательства, внесенные в договор аренды. Если дела идут не так хорошо,
 
 Мэтью Гримбл Лтд Активы - Обязательства Арендов. Аморти- Расходы Денеж. Обязат. ПиУ средства зация по аренде сред. по аренде 1 - Договор аренды (лицин- га): кап. затраты завода 31 700 31700 договорный сбор 200 -200 2 - Кв. 1 арендная плата основные выплаты -1650 - -1650 плата процентов 850 -850 амортизай. отчисл. -1 650 -1650 3 - Кв. 2 арендная плата основные выплаты -1 690 - -1 690 плата процентов 810 -810 амортизац. отчисл. -1690 - -1690 4 - Перенос арендных затрат -1 860 - -1 860 5 - Проверочный баланс 31700 -3 340 0 5 200 - 28 360 -5 200 Рис.6.5. Операции по аренде оборудования Мэтью Гримбл Лтд
 как ожидалось, и оборудование не позволяет получить ожидаемую прибыль, необходимые основные и процентные отчисления делать все равно необходимо, а востребование имущества лизинговой компанией может оказаться серьезным ударом. Поэтому аренда - обоюдоострый инструмент.
 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  "Я расскажу вам кое-что еще, - сказал Рэй. - Когда Эндрю впервые показал нам цифры Эндикабса, в них не был учтен налог на добавленную стоимость (НДС). Это, конечно, помогает избежать дополнительных вычислений при подробном учете счетов продаж и покупок, но этот налог нельзя игнорировать. Его просто не избежать!"
  Это было совершенно разумное наблюдение, но мы намеренно не упомянули тему НДС, поскольку не хотели усложнять предмет на ранних стадиях обсуждения проблемы. Давайте кратко рассмотрим, что такое налог на добавленную стоимость. (Необходимо учесть, что практика российского налогового законодательства имеет существенные отличия в исчислении и уплате НДС. - Шрим.ред.О) В действительности он состоит из двух частей - "налог на продажу" и "налог на закупки". Каждый, кто занимается бизнесом, продавая товары или оказывая услуги другим людям за деньги, считается производящим налогооблагаемые поставки. Если стоимость поставок превышает некоторую установленную годовую сумму, они обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС,
 
 и взымать со своих клиентов дополнительную плату на все облагаемые налогом поставки, которые они производят. Это называется "налогом на выпуск", а налоговая ставка устанавливается в законодательном порядке. В настоящее время в Великобритании действуют две нормы - стандартная, равная 15%, и "нулевая".
  Товары, не облагаемые налогом на добавленную стоимость, составляют широкий спектр наименований: продукты питания, книги, топливо и электроэнергия, одежда, транспорт, финансовые услуги, страхование, медицинские услуги и образование. Другой термин - "исключенные поставки", охватывает те товары и услуги, предоставляемые предприятиями, чей годовой оборот не превышает установленный минимум (Энди-кабс в течение первого года скорее всего будет в их числе). Эти предприятия являются "исключенными" поставщиками.
  Элемент налога на выпуск от всех продаж должен быть отдельно учтен поставщиком. Он не является доходом от предпринимательского дела, поскольку все собранные налоги (кроме налога на закупку) должны быть переданы правительству. Элемент НДС закупленных товаров, не включается в затраты зарегистрированной компании.
  Любая зарегистрированная фирма не платит каких либо НДС сама - он оплачивается лицом, которое покупает конечный продукт. Роль фирмы в таком случае - действовать как агент по сбору этого налога от имени правительства, и чистая сумма налога, которую она передает - некий сбор с клиентов за вычетом суммы, уплачиваемой ей поставщикам. Полученная разница, следовательно, представляет собой налог на . стоимость, которая была добавлена к купленным товарам в процессе их преобразования в конечные товары и услуги (отсюда и название - "налог на добавленную стоимость").
  "Хорошо, - сказал Рэй, - давайте возьмем мой собственный случай и вернемся обратно к цифрам, которые я дал вам раньше (Упражнение 6.1.). Мне надо собирать НДС со всех моих клиентов, и я должен платить НДС на все мои закупки запасов и ремонты по субподряду. НДС, насколько я знаю, всегда представляет немало сложностей в бухгалтерском учете, поэтому давайте посмотрим, как вы с ним поступите при вашем методе уравнения операций".
  "Скажу прямо, - заметил Эндрю, который делал какие-то записи на листке бумаги, - насколько я понимаю, НДС следует добавить на все продажи, как только ваш оборот превысил некий уровень. Если мы примем, что текущая ставка налога на добавленную стоимость - 15%, то это значит, что вы должны передать дополнительные 15% клиенту, причем ваша прибыль не затрагивается, потому что вы должны передать правительству налог, который сами собрали. Так?" Мы кивнули, и он продолжил: "Это значит, что вы должны собрать сумму всего налога в
 
 отдельной графе НДС, и вероятней всего, можете использовать эту графу для записи НДС, взятого вашими поставщиками. Таким путем вы не увеличиваете стоимость своих запасов на величину налога, который вы платите, а лишь должны заплатить правительству чистую сумму, которую вы собрали с клиентов за вычетом того, что вы уже уплатили поставщикам. Ну как?"
 С этим было трудно не согласиться.
  Попробуйте сделать то же самое в Упражнении 6.6, где дана копия рабочей таблицы Эндрю. Она содержит сведения, взятые из Упражнения 6.1. Вы можете сличить ваши собственные цифры с их ответами на Рис.6.6.
 Упражнение 6.6. Запишите элементы налога на добавленную стоимость на доходы и покупки Шкатулки, подведите итоги по графам и выведите проверочный баланс.
 
 Шкатулка Активы - Обязательства
  Запасы Дебиторы Кред. карт. Денеж. сред.
  Кредиторы НДС ПиУ 1 - Чистые доходы: наличные кредита, карточки счета кредиторов ремонты/разное 2 - НДС на продажу при 15%: наличные кредитн. карточки счета кредиторов ремонты/разное 3 - Покупки: запасы ремонты 4 - НДС на покупки: запасы ремонты 5 - Себестоимость прод. товаров 60 000 -58 000 6 000 40 000 70 000 16 000
 _ 60 000 8 000 70 000 40 000 6 000 16 000
 -8 000 -58 000 6 - Проверочный баланс Это было несложно. Единственная цифра, которую они вынуждены занести заново, была сумма НДС в 9000 фунтов на покупку запасов. Рэй добавил цифру в графу Запасы до того, как вспомнил, что в действительности это была операция между кредиторами и "сборщиком налога". Тем не менее он получил правильные цифры проверочного баланса, когда подвел итоги по всем графам.
 
 Мы были поражены, Рэй и Мэтью тоже. Чем дальше мы продвигались, тем более убеждался Мэтью, что наша рабочая таблица раскрывает тайны всех событий, происходящих внутри его предприятия.
 Шкатулка
  Активы - Обязательства Запасы Деби- Кред. Денеж. Креди- НДС ПиУ торы карт. сред. торы 1 - Чистые доходы: наличные 70 000 - 70 000 кредитн. карточки 40 000 - 40 000 счета кредиторов 6 000 - 6 000 ремонты/разное 16 000 - 16 000 2 - НДС на продажу при 15%: наличные 10 500 10 500 кредитн. карточки 6 000 6 000 счета кредиторов 900 900 ремонты/разное 2 400 2 400 3 -Покупки: запасы 60 000 - 60 000 ремонты 8 000 -8 000 4 - НДС на покупки: запасы 9 000 -9 000 ремонты 1 200 -1200 5 - Себестоимость -58 000 -58 000 прод.товаров 6 - Проверочный баланс 2 000 6 900 46 000 98 000 78 000 9 600 66 000 Рис.6.6. Шкатулка. Операции НДС
 СКИДКИ
  "Это великолепно! - воскликнул Мэтью. - Но дайте мне попробовать еще одну вещь, и тогда я действительно поверю вам! Что произой-| дет, если вам придется иметь дело со скидками? Как вы поступите?"
  "Действительно, это еще один хороший вопрос, - согласился Рэй. - Но это зависит от того, какой вид скидки ты имеешь в виду".
  Мы объяснили что существует два вида скидок. "Торговая скидка", предоставляемая клиенту в виде сниженной цены на товары, приобретаемые им в большом количестве (сюда же относятся оптовые закупки) Цена, запрашиваемая поставщиками, в этом случае, будет соответственно снижена, и потому цена товаров, превращенных в запасы, равна этой чистой сумме. Подобным образом доходы, полученные от продажи товаров со
 
 скидкой, будут фиксироваться в счетах с учетом рассматриваемых скидок, а не по "прейскуранту". Следовательно не надо специальных операций, касающихся этого типа скидки - покупки и продажи просто учитываются в операциях по цене со скидкой.
  Второй тип скидки - "скидка при сделке за наличные" (скидка "скон-го") и "скидка при оплате в срок". Они обеспечиваются уменьшением прейскурантных цен товаров или услуг в обмен на прямую оплату наличными, либо на оплату счета в срок. В этом случае покупки или доходы от продажи будут записываться по их "полной" стоимости, указанной в счете-фактуре, а окончательно оговоренная сумма будет зависеть от финансовой политики покупателя, а не от торговой политики поставщика. Таким образом, если Метью купил некоторые материалы по указанной в счете цене 25000 фунтов, и ему была предложена скидка в 100 фунтов при оплате счета в течение 30 дней, у него появляется возможность выбора оптимального использования чистой суммы в 24000 фунтов, требуемой поставщиком, в течение данного периода.
  Учитывая счета-фактуры на закупки и продажи по их номинальной цене, любые скидки - принятые или предоставленные - необходимо записывать раздельно. Если мы допустим, что Мэтью действительно решил оплатить товар в срок и получить скидку в 100 фунтов, в уравнение операции необходимо внести уменьшение позиций Денежные средства и Кредиторы на сумму 24000 фунтов (сумму фактически уплаченную), а затем уменьшить позицию Кредиторы еще на 100 фунтов и открывать новую графу, отражающую полученную скидку. Ее без ущерба можно перенести в графу Прибыли и убытки в конце периода, вместе с другими доходами и расходами. То же самое произойдет в обратном порядке при предоставлении скидки кому-либо. Предлагаем вашему вниманию упражнение 6.7.
  В Упражнении 6.7 мы примем, что прейскурантная цена сырья, закупленного Метью Гримбл Лтд, составляла 620000 фунтов, но товары на 120000 фунтов из этой партии имели торговую скидку в 25%. Чистая оплата поставщикам в течение года составляла 535000 фунтов, а наличие скидок (при оплате в срок) "экономило" еще 15000 фунтов. Продажи в течение года составляли 2,25 млн. фунтов по каталожным ценам, а предоставленные торговые скидки составляли в сумме 150000 фунтов. Счета, оплаченные клиентами, составляли общую сумму в 1,95 млн., при том, что некоторые из клиентов воспользовались скидкой на срочную оплату, которая в общем составила 20000 фунтов. Выполняя это упражнение, не обращайте внимание на начальный баланс, но озаглавьте графы всех наличествующих статей, включая скидки полученные и предоставленные. Наконец, перенесите обе общие суммы скидок на "прибыли и убытки", и сделайте проверочный баланс.
 
 пражнение 6.7. Запишите операции продажи, покупки и скидки для Мэтью Гримбл Лтд с учетом деталей, данных в тексте. Озаглавьте графы для всех статей, включая полученные и предоставленные скидки. Занесите детали операций, переведите общие скидки на Прибыли и убытки, подсчитайте проверочный баланс.
 
  Метью решил оставить это занятие Эндрю и Рэю, которые начали с операции по закупке. Они озаглавили графу Кредиторы, и Эндрю уже собирался записать 620000 фунтов, когда Рэй остановил его и напомнил, что то была прейскурантная цена, а торговая скидка должна быть вычтена из этой суммы. "На 120000 фунтов из 620000 распространялась торговая скидка в 25%, так? Это равно 120x0,25=30000 фунтов, что означает: истинная покупная цена была только 620-30=590000 фунтов".
  Они перешли к расчетам с поставщикам, и Эндрю с осторожностью заметил, что оплата 535000 фунтов не включала скидки при срочном платеже. Это означало, что здесь требовалось две операции - одна с фактической денежной оплатой 535000 фунтов, а другая -: с полученными скидками. Необходимо было сделать вычет из графы Кредиторы, и открыть им новую графу для полученных скидок. После короткой дискуссии они согласились, что это должна быть графа обязательств, поскольку полученные скидки можно было интерпретировать только как вид доходов. Поначалу такое развитие событий Эндрю показалось несколько странным, но Рэй вскоре убедил его, указав, что было бы справедливо рас-
 
 Рис.6.7. Операция скидки Мэтью Гримбл Лтд
 сматривать этот доход в качестве вознаграждения за проведение полити ки срочной оплаты. Далее дела пошли быстрее.
  Эндрю посмотрел на цифру продажи в2,25 млн. фунтов и решил, чтс ее надо уменьшить до 2250000-150000=2100000 фунтов из-за наличш торговых скидок. Одна сторона уравнения увеличила дебиторскую за1 долженность, другая была отнесена на Прибыли и убытки. Цифра оплаты в 1,95 млн. фунтов таким образом относилась к Оплаченным счетам.
  Далее 20000 фунтов (предоставленные скидки) должны быть вычтены из общей суммы. Таким образом действительная сумма полученных денег составит 1950000-20000=1930000 фунтов.
  Графа Предоставленные скидки помещается на стороне активов (так как эти скидки являются определенным типом расходов); аналогично полученные скидки являются определенным типом доходов (необходимо перенести 20000 фунтов из графы Дебиторы в эту графу). Затем обе графы скидок очищаются переносом итогов на Прибыли и убытки. Из последней графы ясно видно, что получение скидок увеличивает прибыль компании, в то время как предоставляемые скидки -: уменьшают ее. Результат работы Эндрю и Рэя вы можете видеть на Рис.6.7.
 Мэтью Гримбл Лтд
 ПРОГНОЗ МЭТЬЮ ГРИМБЛА
  Отлично! Рэй и Мэтью решили испробовать только что рассмотренную технику финансовых операций, используя данные их собственного бизнеса. У Мэтью оказалась при себе копия бюджета деятельности его компании за Год 6. Он начертил довольно большую рабочую таблицу и вписал в верхнюю строку цифры из своего последнего балансового отчета. Затем он представил нам информацию, основанную на первоначальном прогнозе текущего года. Он занимался бизнесом уже пять лет, и его цифры начального баланса основывались на балансовом отчете за Год 5, а цифры прогноза относились к Году 6. Вы можете сличить эти записи с копией Рабочей таблицы Мэтью в Упражнении 6.8. .
 1) Закупка в кредит расходных материалов и сырья будет составлять 40000
 и 750000 фунтов соответственно. Стоимость расходных материалов и сырья на конец года составит 25000 и 65000 фунтов.
 (тыс. фунтов) Активы - Обязательства Сырье; Деби- Скидки Налич- Креди- Скидки ПиУ* ; ТОрЫ предост. ные торы получен. 1 - Закупки по прейскуранту 590 - 590 620 000 ф. минус торго- | вая скидка 25% от I 120 000 - 30 000 ф. 1 2 - Оплата поставщикам: чистая -535 - -535 • скидки полученные -15 15 1 3 - Продажи по каталог. 2 100 - 2 100 | цене 2,25 млн. ф. минус торговая скидка 150 000 ф. 4 - Получено от клиентов: 1 чистыми -1930 1 930 I скидки представл. -20 20 5 - Перенос общих скидок: полученных -15 15 I предоставленных 1 -20 1- -20 1 6 - Проверочный баланс "590 150 *0 | 1395 | 40 0 2 0951 2) Заработная плата рабочих и служащих планируется на уровне 265000
 фунтов, а вспомогательного персонала - 160000 фунтов (оплата бу
 дет производиться наличными). Управленческие расходы на услуги
 контрагентов (сторонних организаций) составят 145000 фунтов,
 электроэнергия и тепло - 110000 фунтов, "коммунальные налоги" и
 страхование - тоже 110000 фунтов. Все это оплачивается в кредит.
 Сумма амортизации составит 70000 фунтов.
 3) Продажи планируются на Год 6 в объеме 2,8 млн. фунтов, а расходы на
 продвижение товаров на рынок - 240000 фунтов. Торговые и админи
 стративные издержки составят 275000 фунтов (все в кредит), а оплата
 соответствующих работников составит 340000 фунтов (наличными).
 Выплаты процентов за кредит достигнут 17000 фунтов, а амортизаци
 онные отчисления - износ мебели, сантехники и оборудования в тор
 говых и административных отделах (которые Мэтью называет "не
 производственной" сферой) ^- 15000 фунтов.
 | 4) Производственные мощности предприятия расширяются, и поэтому на Год 6 планируются затраты в размере 190000 фунтов на увеличение основных активов.
 5) Ожидаемые конечные объемы запасов для незавершенного производства и готовой продукции составляют соответственно 95000 и 210000 фунтов. Прогноз окончательных остатков по дебиторам и кредиторам- соответственно 335000 и 237000 фунтов.
  А вот путеводитель, в котором шаг за шагом расписано, что вы должны сделать в этом упражнении:
 а) Начальные остатки уже находятся на своем месте, поэтому вы можете принять их как данные.
 
 б) Запишите оплату перенесенных на другой счет сальдо налогов и пред
 полагаемых дивидендов.
 в) Запишите закупки материалов (вспомогательных и сырья) (Пункт 1),
 издержки производства (Пункт 2), торговые и административные из
 держки (Пункт 3), закупки основных активов (Пункт 4) и подсчитайте
 Проверочный баланс в строке "в". Стоимость использованных мате
 риалов может быть определена путем вычитания конечных остатков
 из суммы начальных остатков и закупок.
 г) Рассчитайте величину перехода запасов из незавершенного производ
 ства в готовую продукцию тем же способом, а затем используйте ту же
 логику для определения стоимости реализованной продукции. Плате
 жи, полученные от дебиторов, и уплаченные кредиторам могут быть
 так же рассчитаны аналогичным образом с использованием данных
 конечных остатков, предоставленных Мэтью.
 д) Запишите 80000 фунтов в налоговые отчисления и такую же сумму -
 в причитающиеся дивиденды. Подведите итоги по графам и проверьте
 баланс.
  Эндрю и Рэй внимательно просмотрели эту информацию. Первое, что привлекло внимание Эндрю, была графа обязательств, озаглавленная Резервы. Он захотел узнать, что это значило, но мы попросили его отложить этот вопрос на конец вечера.
  "Годится! - согласился Эндрю, взглянув в записи Мэтью. - Я думаю, большинство из изложенного выглядит очень просто, но было бы полезно, если бы вы сразу пояснили, что подразумевается под незавершенным производством, затратами труда рабочих и служащих и труда вспомогательного персонала.
  Это было не трудно. Метью объяснил, что значительная часть производственного процесса в его фирме распределяется на неопределенный (от двух часов до двух-трех дней) период времени в зависимости от стадии производства конечной продукции. Это означает, что в конкретный момент времени нельзя считать имеющиеся запасы либо сырьем,.либо готовой продукцией. Это и был материал, который классифицировался, как "незавершенное производство", а все издержки производства заносились в эту категорию запасов. Затраты труда рабочих и служащих относятся к заработной плате работников, непосредственно занятых в процессе производства продукции; затраты труд вспомогательного персонала относятся к людям, выполняющим вспомогательную роль в производстве - контролеры, уборщицы, работники склада и т.д.
  "Это я понимаю, - сказал Эндрю. - Но почему "косвенные затраты" - контроль, отопление, свет, коммунальные налоги и страхование
 относятся на производство? Нельзя ли поступить с ними так же, как с торговыми и административными издержками?
  "Нет, нельзя, - ответил Мэтью, - потому что все это нужная часть процесса "преобразованная". Мы "используем" людей и услуги точно тем же путем, как и машины, которые действительно преобразуют . сырье в продукцию. Поэтому зарплата, которую мы платим этим "вспомогательным" работникам, и деньги, которые мы расходуем на отопление и страхование, в действительности не отличаются от амортизации, начисленной на наши машины. "Косвенные затраты" формируют часть наших производственных издержек и поэтому должны относится к незавершенному производству".
  "А есть ли в таком случае специфика у торговых и административных издержек?" - спросил Эндрю. "Конечно, - ответил Мэтью. - Они ни-коем образом не связаны с действительным производством компании. Торговые работники заботились о "другом конце" бизнеса - парадной двери, через которую товары отправляются в путь, а администраторы изо дня в день следят за ходом дела, подобно бухгалтерам, сотрудникам отдела кадров и юрисконсультам".
 КОМПАНИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
  Теперь прояснились все вопросы, за исключением одного - Резервы. Рассмотрим это понятие подробнее. Действительно, "резервы" - это название данное накопленной прибыли компании, которая была сохранена или "зарезервирована" в фирме. Сейчас настал самый подходящий момент объяснить главное различие между Мэтью Гримбл Лтд и Эндикаб-сом. Термин "Лтд" означает, что компания Мэтью является компанием с "ограниченной ответственностью" (В экономической практике Великобритании такие предприятия официально регистрируются в Палате Компаний (Сопратев Ноизе).) Зарегистрированные компании приобретают юридический статус, а Устав компании определяет ее цели и полномочия, правила и положения, регулирующие управление ее делами, права ее членов, обязанности и полномочия директоров.
  Термин "ограниченная ответственность" означает, что ответственность владельцев за долги фирмы ограничена суммой капитальных вложений в дело, что отличается от бизнеса подобного Эндикабсу, в котором ответственность владельца - в данном случае Эндрю - не ограничена. Это важное различие. Ведь если Эндикабс наделает долгов, Эндрю персонально будет ответственен за их оплату, даже если ему придется продать свой дом и личные вещи.
 
 Мэтью Гримбл Лтд
 
 Рабочая таблица для года 6 Активы (тыс. фунтов) Основ- Аморти- Запасы ные редства зация Расходные Сырье 1 1езавер. произв. отовая прод. а) Начальный баланс б) Оплата бюджетных обязательств 765 -230 20 55 80 185 1) Покупки материалов 2) Издержки производства 3) Продажа и управление 4) Закупка основных активов в) Проверочный баланс 1 ИГ __ г) Перенесение запасов Поступления от дебиторов Выплаты кредиторам д) Причитающиеся налоги Причитающиеся дивиденты Перенос резервов Конечные остатки
 
  Обязательства Коммер-ческ. ди-биторы Денеж. сред./ Банк Акционеры. Капитал ¦ Резервы Кредит ! Комерч. банка ! креди-I торы Налоги 1 Дивид. причит. | причит.
 1 Прибыль Убыток 290 17 400 346 100 215 61 60
 
 
 Рис.6.8. Мэтью Гримбл Лтд. Рабочая таблица
 
 прогнозируемых операций для Года 6
 
  С другой точки зрения вполне справедливо, что люди, имеющие дело с компанией, должны сознавать ее статус. Они захотят знать, что произойдет с их деньгами, если компания, с которой они сотрудничают, неожиданно попадает в сложное финансовое положение. Смогут ли они тогда получить назад все свои денежки, или компенсация будет "ограниченной". Вот почему зарегистрированные компании должны извещать о собственном статусе включением в свое название сокращений "Лтд" или "Плк".
  Использование той или иной аббревиатуры зависит от того, является ли компания "акционерным обществом закрытого типа (с ограниченной ответственностью)" или "акционерным обществом открытого типа (с ограниченной ответственностью)". В акционерном обществе закрытого типа Устав ограничивает права ее владельцев на передачу акций, число владельцев и запрещает подписку на какие-либо акции компании. Это определено добавлением "Лтд" после названия, и Мэтью Гримбл Лтд - одна из таких компаний.
  Сокращение для акционерного общества открытого типа "Плк" (в практике Великобритании), хотя до недавних пор "Лтд" использовалось для обозначения всех компаний с ограниченной ответственностью. Капитал таких компаний делится на акции одинаковой величины, которые должны быть предложены на продажу всем желающим. Эти акции могут - но не обязательно будут - регистрироваться на фондовой бирже. Максимальное число акций,' разрешенное к выпуску, должно быть определенно в ее Уставе, а номинальная стоимость этих акций образует акционерный капитал компании. Отсюда следует, что все разрешенные к выпуску акции будут обязательно выпущены. Номинальная стоимость выпущенных акций составляет "выпущенный акционерный капитал" компании.
 А сейчас вернемся обратно к Упражнению 6.8.
 Упражнение 6.8. План Мэтью Гримбла. У вас есть вся информация, необходимая для выполнения этого упражнения. Проблема состоит в переводе всех деталей из заметок Мэтью в уравнения операций рабочей таблицы Мэтью Гримбл за Год 6 (Рис.6.8.).
  Эндрю и Рэй с нетерпением приступил к работе над этим упражнением, проникая в суть деятельности компании Мэтью. Более того, подобная оценка финансового состояния компании заинтересовала и самого Мэтью, - он интуитивно почувствовал, что его ввели в абсолютно новое измерение бухгалтерского учета.
  Завершенная рабочая таблица (Рис.7.1) закладывает основу всех дальнейших обсуждений. Однако дело на том не кончилось. Довольно много
 
 наших знакомых заинтересовались предложенными схемами. И у всех был один вопрос: коль скоро бухгалтерский учет так просто формализуется, почему бухгалтеры предпочитают говорить о "дебете" и "кредите"? Действительно, насколько смог припомнить Эндрю, единственный раз эти термины были использованы во время наших предварительных "слушаний" о языке общения членов любой команды менеджеров.
  Мы знали, что эти понятия понемногу устаревают, тем более что каждая компьютерная система бухгалтерского учета использует предложенный нами метод рабочих таблиц, лишь по необходимости "выдавая" сообщения с "дебетом" и "кредитом". С другой стороны, эти понятия используются до сих пор многими финансистами, и в конце настоящего пособия (отдельной главой) излагаются методы сведения дебета и кредита из уравнения операций.
 РЕЗЮМЕ
  Глава была посвящена проверке универсальности техники управления операций к разнообразным ситуациям в деловом мире, которые выходят за рамки самых элементарных (ювелирная мастерская Рэя Джонсона и производственная компания Мэтью Гримбла).
  Таким образом, техника уравнения операций применялась к управлению движением запасов, контролю за зарплатой, торговле, обновлению и аренде основных средств, НДС и скидкам.
  Новые определения, представленные в ходе этой главы, могут быть сформулированы следующим образом:
 Незавершенное производство - материалы, компоненты или продукция на различных стадиях завершения, производственного процесса. Термин применим также к частично завершенным контрактам.
 Аренда - соглашение, по которому имущество (основные активы) может быть закуплено лизинговой компанией-арендодателем и использоваться компанией-арендатором за определенную фиксированную плату. Тем самым арендатор может избежать долгосрочных отвлечений финансовых средств напрямую покупку основных активов. Аренда обеспечивает очевидные выгоды как в отношении потока денежных средств, так и в налогообложении. Существуют два основных вида арендных соглашения - "финансовый лизинг" и "текущая аренда".
 Финансовый лизинг (аренда) - тип аренды, при которой имущество закупается лизинговой компанией-арендодателем от имени арендатора. Последнему передаются затем права и ответственность кроме права собственности. Практические аспекты владения - ремонт, обслуживание, страхование и т.д. - находятся в компетенции арендатора. В условиях аренды должен быть четко указан срок "первоначального
 
 периода" закупочной цены, и определены элементы арендных платежей: капитальные затраты (амортизационные отчисления) и проценты. За первоначальным периодом аренды может последовать "вторичный период", в котором платежи будет дана возможность выкупить имущество. Поскольку арендатор фактически полдностью (но без права собственности) владеет имуществом, его стоимость должна отражаться в балансовом отчете как арендованные основные активы (в отличие от закупленных средств). При очередном платеже капитальные затраты вычитаются в форме амортизационных отчислений из неоплаченной стоимости активов. Балансирующей записью станет уменьшение неоплаченных обязательств по аренде. Процентные платежи относятся прямо на счет прибылей и убытков как финансовые издержки. См. также Текущая аренда.
 Текущая аренда - срочное арендное соглашение, при котором право собственности, риски и вознаграждения остаются за арендодателем. Обычно эта форма дороже (но и гибче) финансового лизинга. Условия соглашения составляются таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности арендатора - они могут включать обслуживание, страхование и другие услуги, в том числе замену оборудования. Поэтому текущая аренда особенно удобна при использовании высокотехнологического парка, когда арендатор снимает с себя расходы по реализации самортизированной его части. При этом типе аренды арендатор не является собственником имущества, которое естественно не должно отражаться в балансовом отчете. Арендные платежи могут быть списаны прямо со счета прибылей и убытков. См. также Финансовый лизинг. Аренда оборудования - см. Аренда, Финансовый лизинг и Текущая
 аренда.
 Компания с ограниченной ответственностью - организация, в которой ответственность собственников за долги компании ограничена размером вложенного в бизнес капитала. Ее статус, естественно, должен быть сообщен кредиторам включением в название такого предупреждения как "ЫсГ (товарищество с ограниченной ответственностью) или "Р1с" (акционерное общество открытого типа). Американские эквиваленты - "ЫсГ или "1пс".
 Акционерное общество - компания с ограниченной ответственностью, капитал которой делится на доли равной стоимости (акции) и предлагается для продажи публике через (но не всегда) фондовую биржу. Максимальное количество акций, разрешенных к выпуску, должно быть оговорено в Уставе общества, хотя количество фактически выпущенных акций может быть меньше максимального объема.
 
 Акционерный капитал - сумма денег, инвестированная в акционерную компанию принимающими на себя коммерческий риск акционерами. Максимальный объем разрешенного к выпуску акционерного капитала обусловлен Уставом компании. Количество фактически выпущенных акций не может быть больше этого объема и, как правило, оно меньше.
 Налог на добавленную стоимость - состоит из двух частей: "налог на продажу" и "налог на закупку". Фирма, продающая товары или услуги, обязана зарегистрироваться как плательщик НДС, если стоимость ее продаж превышает некоторую установленную годовую сумму, и взымать со своих клиентов дополнительную плату на все облагаемые налогом поставки (так называемый "налог на продажу"). Налоговая ставка устанавливается законодательно. Налог на продажу должен быть отдельно учтен поставщиком и передан правительству (без налога на закупки, так как он уже оплачен продавцом своему поставщику). Сумма налога, которую фирма передает правительству, является сбором с клиентов за вычетом суммы уплачиваемой ей поставщикам.
 Скидки - существует два типа скидок: торговая скидка и скидка при оплате в срок. В бухгалтерских счетах они учитываются по-разному (см. соответствующие термины).
 Торговая скидка - скидка, при которой клиенту предлагаются товары по сниженной цене, если он покупает их в большом количестве (сюда же относятся оптовой закупки). Доходы, полученные от продажи товаров со скидкой, будут фиксироваться в счетах с учетом этих скидок; специальных бухгалтерских операций это не требует - покупки и продажи просто учитываются по цене со скидкой.
 Скидка при оплате в срок / скидка при сделке за наличные - скидка, при которой происходит уменьшение прейскурантных цен товаров или услуг, предлагаемая поставщиком в обмен на прямую оплату наличными, либо на оплату счета в срок. В этом случае покупки или доходы от продажи записываются по их полной стоимости, указанной в счете-фактуре. Полученные скидки будут оседать на специальном счете, а в конце периода вместе с другими доходами и расходами будут перенесены на счет Прибылей и убытков.
 Прямые затраты труда - оплата труда работников, непосредственной участвующих в производстве продукта или услуги (может быть выделена в стоимости продукта).
 Косвенные затраты труда - затраты труда, стоимость которых непосредственно в конечный продукт не входит (контроль, продвижение товара на рынок и т.д.).
 
 Глава 7. ОТЧЕТЫ И МОДЕЛИ
  Мы проработали последовательную серию уравнений операций и увидели, каким образом каждая из них отражается на финансовой структуре бизнеса. Рабочая таблица операций с "высоты птичьего полета" дает картину всего происходящего. Но теперь обратим внимание на более стандартные финансовые отчеты, используемые для целей доклада. Во время предыдущих дискуссий мы уже упомянули отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет. Сейчас попробуем составить их из имеющихся у нас рабочих таблиц. Это поможет нам оценить значение информации, которую они содержат. Мы рассмотрим две версии "финансовой модели", и выясним, как "раскручивается" бизнес оборотом используемого капитала. .
 ВЕДЕНИЕ
  Мэтью признал, что когда Эндрю впервые показал ему финансовый проект первого года его нового предприятия Эндикабс, он отнесся к нему весьма скептически. Сейчас Мэтью допускал, что первоначальная реакция в значительной степени определялась его собственными проблемами и неурядицами. Мнение Мэтью постепенно менялось, и к тому времени, когда мы завершили разбор примеров нашей последней главы, он был должен образом впечатлен.
  Если вы припомните, мы закончили заседание в нашем клубе, когда Мэтью представил нам информацию по его собственному прогнозу развития компания в Году 6. Мы пообещали перевести ее в форму рабочей таблицы где-нибудь на следующей неделе. Однако уже во вторник обнаружилось, что он сделал это самостоятельно! Очевидно в понедельник - как только он добрался до конторы, - то пригласил Жаннет Дэвис, своего бухгалтера, и показал наши выкладки. Жаннет никогда раньше не видела рабочей таблицы операций и сразу же захотела испытать ее. Произошло неизбежное - разобрав первую пару примеров, они не смогли оторваться от дел до тех пор, пока не завершили работу. К нашему приходу все было сделано Убедитесь в этом сами (Рис.7.1).
  ...Мэтью усадил нас в своем гостеприимном офисе и предложил вернуться к делам: "Вы знаете, что мне нравится в этой таблице? На листке бумаге дается полное представление о том, что происходит. Я признаю, что раньше у меня имелись некоторые предубеждения относительно такой формы представления материала - меня приучили думать об отчете о прибылях и убытках и балансовом отчете как о двух независимых до-
 
 кументах, и их всегда представляли на раздельных листах. Однако, мне кажется, что я упускаю"какой-то скрытый смысл цифр, на которые глядел столько лет. Рабочая таблица с самого начала демонстрирует взаимозависимость двух отчетов. А схема, которую вы сделали для Эндрю, и которая показывает взаимосвязь всех отчетов, открыла мне глаза!" Он имел в виду таблицу, представленную на Рис.5.4.
  "Я начал упражнение, дав вам информацию из моего прогностического балансового отчета на конец текущего года - Года 5 :- и цифры, которые использовались как начальный баланс в строке 1 рабочей таблицы, - продолжал Мэтью. Вся информация об активах и обязанностях находится здесь. Единственная разница между моим балансовым отчетом и рабочей таблицей состоит в том, что цифры отчета собраны воедино распределены по графам. Затем мы перевели все, что согласно моим предсказаниям физически произойдет в следующем году, в уравнения операций и подвели итоги. Показатели прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, сводка окончательного баланса - все здесь! Просто!"
  Эндрю был очарован энтузиазмом людей, которых считал доками в мире бухгалтерского учета. Свой собственный энтузиазм не удивил его, потому что Эндрю осознавал, что он еще новичок в бухгалтерском искусстве. Однако ему было тяжело понять, почему люди используют "старомодные" финансовые отчеты, когда наша рабочая таблица во много крат лучше!
  Жаннет быстро среагировала: "Ты должен быть осторожен, чтобы не спутать две разные вещи, - сказала она. - Идея рабочей таблицы отлична, но это не означает, что она подходит в любом случае. Таблица хороша для общего обзора происходящих событий. Но я не могла бы использовать ее в ведении повседневного учета: требующийся бухгалтеру уровень подробностей делает табличный.вариант непрактичным.
  Мне все-таки нужны отдельные бухгалтерские записи для каждого потребителя и поставщика, для каждого типа доходов и расходов, для каждого вида активов и обязательств. Если бы я не делала этого, то не смогла бы уследить за происходящим и вскоре привела бы учет в полнейший беспорядок. Но это далеко не то, что требуется Мэтью для понимания и прогноза возможных результатов различных стратегий ведения дел. Он хочет иметь общий обзор ситуации - как вы делаете это в настоящий момент с цифрами Эндикабса. А для подобных целей метод рабочей таблицы, на мой взгляд, великолепен".
  Мэтью кивнул в знак согласия, а мы добавили, что существуют и другие весьма важные причины продолжения использования традиционных отчетов, причем не только их юридическая необходимость. Но до того, как мы углубимся в данный вопрос, давайте взглянем на рабочую табли-
 
 
 
 
 
 
 
 Рис.7.1. Мэтью Гримбл Лтд.
 
 Рабочая таблица операций для Года 6
 
 цу прогноза Мэтью Гримбл Лтд в части Год 6 на Рис.7.1. Это даст вам возможность проверить ваши выкладки в Упражнении 6.8. и будет служить точкой отсчета в дальнейшем.
  На данной ступени анализа все начальные остатки находились на своих местах. Следовательно, первое, что мы должны были сделать - записать оплату налога Года 5 и дивиденды - в строку 6. Для этого нужно было записать суммы - 61000 фунтов и - 60000 фунтов в соответствующей графе обязательств, чтобы свести перенесенные остатки к нулю, а затем вычесть названные величины из денежных средств.
  Статья 1 относилась к кредитным закупкам расходных материалов и сырья. Сие означало, что оба вида запасов должны были увеличиться (аналогично увеличивалась статья Кредиторы). Статья 2 была сложней, так как она показывала нам предполагаемые остатки двух типов запасов на конец года, а не действительно использованные их объемы. Последние требовалось рассчитать самостоятельно, что не так трудно при наличии трех их четырех цифр по каждой группе. Предназначенные для использования расходные материалы составляют 20000+40000=60000 фунтов; причем известно* что окончательные запасы выражаются величиной 25000 фунтов. Поэтому вычитанием 25000 из 60000 получаем использованное количество расходных материалов 60000-25000=35000 фунтов. Подобным же образом использованное количество сырья составит 55000+750000-65000=740000 фунтов. Обе суммы вычитаются из соответствующих граф и переносятся в незавершенное производство - графу, в которой мы "собираем" все издержки производства. Нам известны остальные расходы производства и способом их оплаты. Зарплата производственных и вспомогательных рабочих будет вычитаться из денежных средств, а расходы на управление, электроэнергию, коммунальные налоги и страхование увеличат размер статьи Кредиторы. Амортизационные отчисления, разумеется, будут вычтены из графы Амортизация.
  Все позиции Статьи 3 уже встречались нам в предыдущих примерах. Эти позиции записаны в графе Прибылей и убытков - некоторые из них сбалансированы записями в колонках Дебиторов и Кредиторов, другие - записями в графе Денежные средства, а одна позиция - в графе Амортизация. Статья 4 дала нам ключ к разгадке планов развития фирмы Мэтью- он собирается закупить в кредит основных активов на 190000 фунтов. Проверочный баланс в строке "в" достаточно прост.
  Строка "г" заставила нас снова взяться за счетную машинку, так как там были даны цифры закрытия балансов вместо параметров движения активов и пассивов. Сначала мы должны были получить размеры за. па-. сов в процессе производства, потому что стоимость произведенного товара требовалось добавить в графу Готовая продукция до того, как мы
 
 смогли бы рассчитать стоимость товара проданного. Взяв величину начальных запасов незавершенного производства в 80000 фунтов и добавив все издержки производства, а затем вычитая конечные остатки незавершенного производства в сумме 95000 фунтов, мы обнаружили, что цена готовой продукции составила 1620000 фунтов. Далее мы перенесли эту цифру в графу Готовая продукция и определили стоимость проданных товаров прибавлением начальных запасов и вычитанием запасов при закрытии баланса, что составило 185000+1620000-210000=1595000 фунтов. Мы должны были подсчитать суммы, полученные от дебиторов и платы, произведенные кредитору, путем вычитания цифр закрытия балансов из итоговых цифр проверочного баланса в строке "в". Это составило соответственно 3090000-335000=2755000 фунтов и 2075000--237000=1838000 фунтов.
  Резервы на налогообложение и дивиденды составили по 80000 фунтов; они должны были быть перенесены из Прибылей и убытков в соответствующие им графы, а Нераспределенная прибыль 318000-80000--80000=158000 фунтов переведена в Резервы. Теперь мы могли подсчитать итоги по всем графам и сверить суммы активов и обязательств. Если у вас получились те же цифры, что у Мэтью и Жаннет (Рис.7.1), вам не о чем беспокоиться.
 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
  Теперь мы во всеоружии могли обсудить отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет компании. Эндрю был доволен: мы несколько раз ссылались эти документы, не говоря точно, на что они похожи, и для чего они использовались. Мы также упомянули "юридические требования", которые его несколько озадачили. Однако в то время ему еще не стоило об этом беспокоиться, потому что данную часть работы мы собирались отложить "на потом". "Официальное представление" главного финансового отчета и законные требования, установленные различными Актами Компаний, которые необходимы для публикации финансовых отчетов, в настоящий момент нас мало волнуют. На первых порах необходимо позаботиться об использовании этих ключевых отчетов для осуществления контроля внутреннего управления, т.е. для того, чем, собственно, в данный момент интересовались Эндрю и Мэтью.
  Мы собирались начать с иллюстрации того, как отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет могут быть составлены по рабочей таблице операций, взяв в качестве примера рабочую таблицу Эндикабса для Года 1. Она воспроизведена на Рис.5.3, но чтобы вам не утруждать себя перелистыванием страниц, взгляните на Рис.7.2, где эта таблица приведена вновь.
 
 
 5 - проверочный баланс; 6 - лицензии; 7 - реклама; 8 - доходы: наличные, 9 - кредит; 10 - затраты на бензин; 11 - техобслуживание/резина; 12 - телефон; 13 - процент за кредит банка; 14 - проверочный баланс; 15 - амортизация; 16 - наличные с дебиторов; 17 - наличные кредиторам; 18 - авансовые платежи; 19 - резерв на налоги; 20 - проверочный баланс; 21 - реформирование прибыли; 22 - изъятия; 23 - заключительный баланс.
  Рис. 7.2. Законченная рабочая таблица Эндикабса для Года 1 Эндрю взглянул на таблицу и пробежал карандашом вниз по графе Прибыли и убытки. "Я вижу, что данная графа представляет отчет о прибылях и убытках, - сказал он. А итоговая строка внизу - конечный балансовый отчет. Это достаточно просто".
  "Все цифры действительно находятся там, - согласились мы. - Но "стандартное" представление - гораздо более формализовано, чем это. Начнем с отчета о прибылях и убытках. Вы можете считать его "исторической книгой", которая обобщает все то, что происходило в компании "за отчетный период". От хорошей книжки исторического жанра мы всегда ожидаем захватывающего рассказа об увлекательных событиях. А поскольку самые интересные цифры - доходы с продаж, лучше всего и начать с них. Сейчас вы поймете, что мы имеем в виду.
 
 Мы расчертили бланк отчета с тем, чтобы Эндрю сам смог заполнить его цифрами Эндикабса. Сделайте это и вы (Упражнение 7.1), проверив полученные результаты по Рис.7.3.
  Далее мы перечислили элементы из графы Прибыли и убытки, начиная с доходов с продаж, а затем вычли компоненты расходов в соответствующих группах. Это позволило нам зафиксировать различные уровни прибыли.
  "Я так понимаю, - сказал Эндрю, - если эти цифры были бы реальными величинами, а .не прогнозом на первый год, тогда их можно считать "книгой по истории Эндикабса" за Год 1". Несколько мгновений он изучал цифры, после чело озадаченно посмотрел на сводный отчет. "Я вполне могу понять это, - сказал он. - Но каков смысл промежуточных итогов на так называемых различных "уровнях"?"
  Мы объяснили ему, что каждый уровень может рассказать свою собственную историю. Обычно первой группой расходов, которая вычитается из доходов с продаж, является себестоимость продукции.
 Упражнение 7.1. Выполните прогноз отчета о прибылях и убытках Эди-кабса на Год, основываясь на данных, содержащихся на Рис.8.3.
 Прогноз прибылей и убытков Эндикабса на Год 1
 
 
 
 
  Прибыль данного уровня - суть полученная валовая прибыль (до вычета операционных издержек), т.е., понимая буквально, разность стоимости произведенных, либо проданных, товаров и цены их продаж. Такое определение относится к торговым или производственным предприятиям (типа фирм Рэя и Мэтью), но не имеет отношения к Эндикабсу. Поэтому-то мы и не могли показать описанный уровень прибыли применительно к Эндикабсу (в Упражнении 7.2).
  Следующая группа расходов, которые надо вычесть - операционные (их часто называют "накладными расходами"). Полученный таким путем результат - операционная прибыль - сохраняется до учета финансовых и налоговых издержек. Это очень важный уровень прибыли, коль скоро он отражает основную деятельность компании. Данный уровень обычно обозначается как "прибыль до уплаты налогов и процентов" (ПДНП) - и будет довольно часто появляться в нашем повествовании.
  Затем нам надо вычесть "непроизводственные" расходы, такие как финансовые расходы и проценты. Они не включаются в "прочие" расходы, потому что с точки зрения бизнеса как такового не имеют ничего общего с основной деятельностью компании. Эти расходы связаны с чисто финансовой структурой бизнеса - пропорцией рискованных инвестиций и заемного капитала. Указанные расходы обусловлены "непроизводственными" решениями владельцев относительно способа "делать деньги", а не действительным использованием денежных средств.
  Данный шаг приводит нас к "прибыли до уплаты налогов", из которой после вычитания налогов получается "прибыли после налогов". Нет ничего загадочного в этих "уровнях" прибыли: они четко показывают, какая часть прибыли пойдет на уплату налогов, а какая - останется в
 фирме.
  В компаниях с ограниченной ответственностью существует еще один резерв для выплаты дивидендов держателям акций. Отсюда - еще один "уровень" - "нераспределенная прибыль". Но поскольку для Эндикаб-са рассматриваемый уровень опять-таки неприменим, проиллюстрировать его соответствующим примером мы не сможем. Зато и валовая, и нераспределенная прибыль полноценно представлены в Мэтью Гримбл Лтд. А раз так, почему бы вам самостоятельно не вписать их в отчет о прибылях и убытках в Упражнении 7.2? Возьмите цифры прогноза на Год 6 из рабочей таблицы Рис.7.1 и сравните ваши результаты с теми, которые показаны на Рис.7.4. В этом примере Мэтью дал нам прогностические цифры для Года 5, поэтому мы можем сопоставить оба периода.
 
 Прогноз прибылей и убытков Эндикабса на Год 1
 
 Рис. 7.3. Отчет о прибылях и убытках Эндикабса за Год 1 Упражнение Упражнение 7.2. Составьте прогноз отчета о прибылях и убытках для Мэтью Гримбл Лтд на основе данных, содержащихся на Рис.7.1.
 
 
 
 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
  Пока мы готовили эти цифры, Эндрю взглянул на другую часть рабочей таблицы - "производственную", после чего заинтересовался тем, как Мэтью контролировал свои издержки в этой сфере. "Я не думаю, что вы ждете до конца года, а затем составляете такой сводный доклад, - сказал он. - Очевидно, вы готовите какой-то отчет, в котором отражены стоимость ваших запасов и производственные издержки? Например, в рабочей таблице я вижу, что стоимость продаж за Год 6 - 1595000 фунтов, в то время как издержки производства составляют 1620000 фунтов". Это было хорошее замечание, потому что неискушенные в бизнес люди часто путают стоимость продаж и издержки производства. Связь между ними отражается в любом изменении отметки запасов, которое может произойти. Проследите, например, движение товарных запасов фирмы Мэтью, просуммированные на Рис.7.5.
 
 Начальный запас готовой продукции 185000
 Себестоимость произведенных товаров • 1620000
 Всего имеется 1805000
 Минус Конечный запас 210000
 Стоимость проданных товаров1 595000
 Рис. 7.5. Связь между себестоимостью произведенных и стоимостью
 проданных товаров
  Если компания Мэтью начнет год с остатками готовой продукции в 185000 фунтов, а стоимость произведенных товаров останется равной 1620000, тогда общая сумма товаров, имеющихся для продажи, составит 1805000 фунтов. Это не означает, что стоимость проданных товаров будет выражаться той же цифрой: если к концу года в запасе все еще лежат товары на сумму 210000 фунтов, стоимость проданных товаров достигнет только 1595000 фунтов.
  Каждая компания контролирует производственные издержки своим, наиболее подходящим для нее, способом. Метод Мэтью был довольно прост: Жаннет составляет обычный ежемесячный доклад - "График движения запасов", который, по словам Мэтью, "сообщает почти обо всем".
  И в самом деле, этот документ легко подготовить; а уж что у вас из него получится - вы сможете увидеть в Упражнении 7.3. Верхние два раздела "графика" охватывают движение запасов расходных материалов и сырья, начиная с их стартовой отметки. Прибавляя закупки и вычитая окончательные запасы, получаем цифры, которые надо перенести в незавершенное производство. Оно показано в разделе 3 доклада. Здесь же детализированы издержки на содержание производственных рабочих и накладные расходы, использованные затем для определения общих производственных издержек за год. Полученный результат суммирован с начальными запасами для определения окончательной суммы запасов. После его вычитания получаем стоимость продукции, фиксируемую в графе Запасы готовой продукции раздела 4. И опять, для получения стоимости проданных товаров, значение начальных запасов должно быть прибавлено, а конечных - отнято.

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу