<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Вселение несвойственных видов в безрыбные естественные водоемы представляет собой разрушение исходных уникальных сообществ и оправданность таких действий не бесспорна.
  В качестве положительного фактора в деятельности данного сектора необходимо отметить мероприятия по зарыблению новых искусственных водоемов ценными породами рыб.
  Однако целенаправленных программ, касающихся промысловых рыб, а также охотничьих видов животных, до сих пор не существует.
  Несмотря на то, что в республике принята идеология экологического образования, ощущается недостаток осведомленности населения в области охраны окружающей cреды. Знания о флоре и фауне своей страны, а тем более о видах, которые следует охранять, зачастую практически отсутствуют.
  Информированность общественности о биоразнообразии недостаточна. Программы теле- и радиокомпаний на экологические темы очень редки, малоэффективны и скучны, проводятся формально, нет целенаправленной деятельности по воспитанию экологического сознания.
  Мало глубоких аналитических материалов, направленнх на формирование общественного мнения и экологического мышления.
  Вовлечение общественности и, в частности, сельского населения в экологические мероприятия крайне низкое. Практически отсутствуют примеры массовых экологических акций в районах республики. Частично функцию экологического образования населения республики взяли на себя неправительственне общественные организации. Почти все НПО
 
 Программы сохранения биоразнообразия
 
  По государственной программе по сохранению популяции горного гуся в республике уже пятый год ведется работа по реинтродукции этих видов в питомнике Иссык-Кульского госзаповедника. В этом году была произведена реинтродукция 9 особей горных гусей. Совместно с орнитологами Центра кольцевания птиц о.Хиддензее (Германия) ведутся исследования путей миграции этих птиц. Горным гусям, выпущенным на волю, установлены трансмиттеры, с помощью которых будет отслеживаться миграция через спутник "Аргос" в г.Тулузе (Франция) и получением информации по электронной связи в Министерстве охраны окружающей cреды. По последним информационным данным гуси находятся в Тибете.
  В целях обеспечения сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Кыргызстана, было принято Постановление Совета Министров Киргизской ССР № 505 от 5 октября 1984 г. "О дальнейшем развитии сети особо охраняемых природных территорий и мерах по обеспечению охраны и воспроизводства видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Киргизской ССР", в котором был установлен перечень намечаемых к созданию на период до 2000 г. заповедников, национальных парков и других ООПТ. К настоящему времени почти все запланированные ООПТ созданы.
 
 
 имеют образовательнй компонент, но практическую тренинговую активность проявляют немногие.
  Несмотря на принятие ряда международных конвенций, доступ общественности к экологической информации ограниченный, следствием чего является пассивность населения в обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей cреды. Разработка экопроектов и программ по информированности общественности является слабой.
 
 2.3.3 Заключение
 
  Таким образом, в стране до сих пор не существует целенаправленных программ по сохранению биоразнообразия. В заповедниках осуществляется пассивная программа, в основном, охрана. Вмешательство местных органов в деятельность заповедников создает сложности в реализации задач в них.
  Основной задачей на сегодняшний день является создание сети ООПТ:
  1) заповедники; 2) природные парки; 3) охотничьи заказники; 4) ботанические заказники.
  Анализ существующих программ показал, что для улучшения сохранения БР необходимо:
 * совершенствовать структуру управления ООПТ,
 * привлечь инвестиции в оборудование, средства связи, проведение исследований и обучение,
 * создать сеть микрозаповедников и сезонных заказников,
 * обеспечить достаточную поддержку существующим ботаническим садам, зоопаркам, питомникам,
 * создать новые питомники для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также для сохранения диких видов, важных для агробиоразнообразия,
 * повысить информированность общественности в отношении ценности БР путем разработки специальных программ по экообразованию, проведения тренингов, выпуска научно-популярной литературы на экологическую тематику,
 * привлечение НПО и местных общин к участию в акциях по сохранению биоразнообразия,
 * разработать программы по вовлечению доноров в дело сохранения БР.
 
 
 2.4 Анализ институциональной и административной базы
 
 2.4.1 Введение
 
  Институциональная основа сохранения биоразнообразия состоит из учреждений и организаций, непосредственно занимающихся изучением и сохранением биоразнообразия и/или его компонентов.
  Это прежде всего государственные органы: Министерство охраны окружающей cреды (МООС) и Государственное агентство по лесному хозяйству. Основные организации, входящие в состав МООС - заповедники, Госагентства по лесному хозяйству - природные парки, лесные хозяйства, охотничьи заказники.
  Кроме них, существуют учреждения, которые так или иначе заинтересованы в сохранении или воздействии на биоразнообразие. Это различного рода министерства, ведомства, а также сборщики растительного сырья, народные целители, частные владельцы скота, фермеры, пастухи, туристы, коллекционеры, ученые, работники сферы образования и др.
  Для основных государственных учреждений МООС и Госагентства по лесному хозяйству контроль над воздействием на биоразнообразие осуществляется на республиканском, областном и межрайонном уровнях специальным институтом экологического прокурорского надзора.
 
 2.4.2 Обзор информации
 
  Республиканские и местные государственные органы заинтересованы в сохранении биоразнообразия. Это прежде всего МООС и Госагентство по лесному хозяйству. МООС осуществляет охрану природных территорий через заповедники, всего - 6 заповедников, Госагентство по лесному хозяйству - через лесхозы, всего - 36 лесхозов. Непосредственную охрану биоразнообразия осуществляют инспектора: охотничьи, рыбные, егери и отделы экологического прокурорского надзора.
  На биоразнообразие также влияют различные министерства и ведомства, деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов.
  Использование природных ресурсов для жизнеобеспечения общества без учета их восстановительных возможностей приводит как к временным, так и необратимым потерям. Все более интенсивному природопользованию сопутствует непродуманное и ничем не оправданное отрицательное воздействие на биоразнообразие.
  Сохранение биоразнообразия зависит от условий жизни, благосостояния и уровня грамотности населения. В настоящее время в Кыргызстане процент бедных составляет до 80%. Отсутствие работы, средств к существованию, тяжелое экономическое положение, снижение уровня образования в сельской местности ведет к хищническому использованию природных ресурсов. Например, под видом санитарной рубки только в 1994 г. изъято 34,9 тыс. куб. м древесины. Не меньшее количество деревьев вырублено населением на топливо и строительство.
  Для успешного сохранения биоразнообразия необходима действенная институциональная база, система мониторинга, а также усовершенствованная нормативно-законодательная правовая защита.
 
 
 2.4.3 Заключение
 
  Таким образом, в Кыргызстане существует специализированная структура по охране и использованию биоразнообразия. Основные функции существующих взаимодействий между ними осуществляются на государственном уровне, это МООС и Госагентство по лесному хозяйству. Но существует много противоречий в управлении институциональной деятельностью, имеется избыток в управлении на низшем уровне. Необходимо укрупнить управление. Нет четкого разделения между владением, контролем и фискальными функциями.
 
 
 
 2.5 Анализ исследовательской базы
 
 2.5.1 История исследования
 
  Тянь-Шань был известен еще до новой эры древним китайцам под названием Цунлин, что означает в переводе "Луковые горы". Уже тогда была отмечена здесь высокая концентрация луковичных растений.
  В XIII веке венецианец Марко Поло отмечает в Алае соколов, диких зверей, большие стада диких горных баранов, впоследствии получивших его имя.
  Научное изучение Тянь-Шаня началось в середине XIX века. Русский географ П.П.Семенов осуществил в 1856 и 1857 гг. экспедиции по Северному и Центральному Тянь-Шаню, впервые представив описания его фауны и флоры. Исследования Н.А.Северцова с 1864 по 1879 гг. дали настолько полную картину фауны птиц и млекопитающих, что она в дальнейшем уточнялась лишь в деталях. Начало энтомологическим исследованиям было положено А.П.Федченко, посетившего в 1871 г. Алай.
  Научные экспедиции Ф.Р.Остен-Сакена (1867), А.В.Каульбарса (1869), А.Э.Регеля, А.М.Фетисова (1877-1884), А.Г.Грум-Гржимайло (1884-1889), А.Н.Краснова (1886), В.В.Сапожникова (1902-1915), В.И.Липского (1903-1909) заложили основы изучения растительного покрова горной страны. Они были продолжены в XX веке Е.П.Коровиным, М.М.Советкиной, Р.И.Аболиным, Б.Н.Овчинниковым, М.А.Глазовской, Р.В.Камелиным, Н.Н.Дзенс-Литовской, И.В.Выходцевым, Е.В.Никитиной, В.И.Ткаченко, А.Г.Головковой, А.Молдояровым, Л.И.Поповой, М.Д.Петровой, Р.Айдаровой, П.А.Ганом, З.Арабаевой, Н.Д.Кожевниковой, В.С.Шарашовой, Л.П.Лебедевой, Р.Н.Ионовым, А.С.Цекановым, М.Ботбаевой, Б.А.Султановой и др. Под руководством Е.В.Никитиной была издана сводка "Флора Киргизской ССР" (1952-1970).
 Животный мир изучали С.Н.Алфераки, М.А.Мензбир, В.К.Козлов, Л.С.Берг, В.Н.Шнитников, Д.Н.Кашкаров, А.А.Любищев, Г.П. и Д.П.Дементьевы, Б.А.Кузнецов, А.А.Кузнецов, Л.С.Степанян, П.П.Второв. В Академии наук республики под руководством А.И.Янушевича при участии А.Кыдыралиева, А.Токтосунова, К.Бейшебаева, И.Д.Яковлевой, Б.М.Айзина, Г.Г.Воробьева, Э.Дж.Шукурова и др. были изданы сводки: по птицам (1959-1961), млекопитающим (1972), пресмыкающимся (И.Д.Яковлева, 1964). Ф.А.Турдаков издал монографию "Рыбы Киргизии" (1963). С 50-х годов начинаются исследования по естественным экосистемам и численности отдельных групп организмов. Новый этап ознаменовали работы П.П.Второва. Население наземных позвоночных изучали Э.Дж.Шукуров, Г.Г.Воробьев, Э.Ш.Касыбеков, Т.З.Токмергенов, А.Н.Остащенко, Б.Кумушалиев, В.Н.Катаевский и др. По различным группам беспозвоночных работали П.И.Мариковский, С.П. и Ю.С.Тарбинские, В.Ф.Палий, М.В.Павлова, К.А.Бродский, Э.О.Конурбаев, С.Касиев, Л.А.Кустарева, М.Ф.Вундцетель, Л.А.Фолиян, М.М.Токобаев, А.В.Балыкин, Б.Н.Зюбин, К.И.Иксанов, Р.В.Гребенюк, Н.Т.Чибиченко, Н.А.Абласов, М.Г.Токтоучикова, Л.С.Логачева, В.Г.Гагарина, Ю.Б.Морев, Р.Караваева, Р.И.Злотин, И.А.Гонтарь, П.А.Чиров, Л.В.Пэк, Л.Ф.Ромашева, Е.А.Шварц, С.Н.Рыбин, А.Л.Бродский, В.И.Жадин, Г.Б.Гаврилов, П.П.Второв, А.И.Проценко, В.Н.Крылова, Т.Т.Карташева, С.Зонштейн, Г.Ибраимова, Б.Мырзалиев, Ж.Челпакова и др. Ихтиологические исследования проводились А.О.Конурбаевым, И.А.Пивневым, П.С.Лужиным, М.Альпиевым.
  История научного изучения фауны и флоры страны насчитывает полтора века. Исследования проводились сначала усилиями российских и других зарубежных ученых. Однако более половины видового разнообразия стало известно за последние полвека, когда биота стала изучаться планомерно на базе местных научных центров.
  Разносторонние познания о видах животных и растений складывались по результатам экспедиций, анализа коллекционных сборов. Был собран богатый гербарный материал, составлены карты. Появились научные публикации.
  К настоящему времени основные результаты исследований биоты страны опубликованы. Однако, в последние годы из-за недостаточного финансирования многие программы свернуты.
 
 2.5.2 Анализ информации
 
  Флора и фауна изучены неравномерно как в систематическом, так и региональном плане. Исследованная часть определена квалифицированными специалистами. Практически все обнаруженные виды отражены в публикациях.
  На видовом уровне наиболее полно и достаточно точно изучены позвоночные животные: рыбы, амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие; опубликованы списки, сводки. Возможны отдельные уточнения вследствие ревизий и изменения систематики, а также находок в малоисследованных районах. Возможны также уточнения ареалов отдельных видов. Значительная часть может быть документирована коллекционными экземплярами.
  Относительно полно изучена флора сосудистых растений. Издана сводка. В связи с изменениями в классификации и последними находками готовится новая сводка, в которой количество видов изменится по сравнению с первой. Имеются гербарные экземпляры большинства видов. Известная часть флоры низших растений определена достаточно надежно.
  В разных группах и частях страны степень изученности колеблется от 20 до 90%.
 Подвидовой статус известен менее полно и в ряде случаев нуждается в уточнениях.
  Беспозвоночные изучены неравномерно. Оценочно около 70% видов еще не найдено. Имеются довольно полные списки по отдельным группам.
  Тенденции изменения биоразнообразия проследить сложнее из-за неодновременности и ограниченности исследований. Некоторые виды известны по единичным находкам. Ареалы подавляющего большинства видов не определены, за исключением многочисленных и широкораспространенных. Полных видовых списков по отдельным районам не имеется. Количественные учеты проводились с 20-30-х гг. по грызунам и некоторым видам насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. С 40-х гг. проводились относительно регулярные учеты численности охотничье-промысловых видов и геоботанические изыскания. Позже начались работы по определению запасов лекарственных растений. С 70-80-х гг. проводились масштабные количественные учеты наземных позвоночных, преимущественно в Северной Киргизии. В конце 80-х - начале 90-х гг. эти работы практически прекратились. Достоверных данных по современному состоянию и тенденциям изменения биоразнообразия практически нет из-за отсутствия соответствующего мониторинга.
  Исследования биологического разнообразия традиционно сосредоточены в Биолого-почвенном институте Национальной Академии наук. Усилиями научных сотрудников этого учреждения, существующего более 50 лет, получены основные сведения о видовом составе и распространении большинства систематических групп. Большой вклад внес профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, особенно биолого-почвенного факультета Национального университета. В последние годы складываются исследовательские коллективы в Ошском и Каракольском государственных университетах. К сожалению, в последние годы финансирование науки резко сократилось и большинство исследований, носивших планомерный характер, свернуто.
  Значительно сокращен штат научных работников заповедников. По положению сотрудники заповедников должны вести Летопись природы. При правильной постановке она явится важным источником информации по состоянию и тенденциям изменения биоразнообразия. Участие специалистов из Академии наук и университетов, имевшее место в прошлом, должно быть возобновлено.
  Не проведена инвентаризация на особо охраняемых природных территориях. Нет научно разработанного обоснования их расширения и распределения на основе сгущений и эндемичности биоразнообразия.
  Исследование фауны и флоры необходимо включить в подготовительные фазы проектов, связанных с отводом земель для любых целей, в качестве обязательной составляющей.
  Большое внимание следует уделить исследованиям по ущербам, причиняемым биоразнообразию, и механизмам их предотвращения и компенсации.
  Особую ценность представляют длительные ряды наблюдений на стационарах (озерный - биостанция Биолого-почвенного института НАН КР на Иссык-Куле, горно-луговой геоботанический стационар того же института в Киргизском Ала-Тоо), где накоплены данные за период в несколько десятков лет.
  В рамках Трансграничного проекта Глобального Экологического Фонда по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, предусмотрены исследования фауны и флоры, природных экосистем.
  Ряд проектов можно осуществить при поддержке WWF, IUCN, RIOD, TACIS и других международных организаций.
  С приобретением независимости в стране стали появляться ученые из-за рубежа, однако результаты их исследований не всегда известны. Материалы изучения биоты ими в нашу страну не присылаются.
  В стране около 100 экологических неправительственных организаций. Часть из них проводит исследования по биоразнообразию, поскольку имеет в своем составе ученых. Эти исследования могут быть значительно расширены при соответствующей финансовой поддержке.
 
 Исследования биоразнообразия
 
  В последние годы биота изучалась преимущественно Биолого-почвенным институтом Национальной Академии наук, существующим с 1943 г., где было сосредоточено около 200 квалифицированных специалистов. Исследования были сосредоточены на растительном и животном мире: низшие растения (включая грибы, лишайники, мхи, водоросли), высшие сосудистые растения, растительные сообщества, их состав и продуктивность, лекарственные растения, паразитические беспозвоночные, насекомые, паукообразные, позвоночные животные, сообщества водных организмов, насекомых и наземных позвоночных, охотничьи виды, миграции птиц. Несмотря на относительно небольшой объем финансирования, его устойчивый характер позволил проводить плановые исследования. Экспедиционными маршрутами были охвачены все районы республики. Стационарные работы стали осуществляться с 1948 г., когда начала функционировать Биологическая станция на Иссык-Куле. Более регулярный характер они приобрели со второй половины 50-х годов. Самые длительные наблюдения - более 20 лет - за состоянием растительного покрова в субальпийской зоне проведены на Чон-Курчакском геоботаническом стационаре.
  С 80-х гг. началось планомерное изучение экосистем, количественных соотношений их различных компонентов (растительности, беспозвоночных, позвоночных). Удалось провести первое обобщение данных по высокогорным экосистемам ("Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня", 1992), учет численности птиц и млекопитающих во все сезоны года по Северной Киргизии ("Население наземных позвоночных Северного Кыргызстана", 1990).
  Итоги изучения флоры и фауны страны были отражены в Кадастре генетического фонда (вышли 2 тома по беспозвоночным в 1996 г.).
  Основные результаты ботанических и зоологических исследований опубликованы в статьях и монографиях, подавляющая часть которых была опубликована в Кыргызстане. Определенный вклад в исследование биоты был сделан биолого-почвенным факультетом Кыргызского национального университета, Ботанического сада, Физико-географической станции, Института леса и ореховодства НАН Кыргызской Республики. С 80-х гг. начинают формироваться исследовательские программы в Каракольском и Ошском университетах.
  Научные исследования в заповедниках в основном проводились силами ученых Национальной академии наук, университетов, специалистов из Москвы, Ленинграда и др. Часть тем выполнялась научными сотрудниками заповедников. Наибольшее количество научных исследований проведено в Сары-Челекском и Иссык-Кульском заповедниках, меньше - в Нарынском. В остальных заповедниках планомерные исследования практически не проводились.
  С начала 90-х годов финансирование научных исследований биоты страны фактически прекратилось. Значительная часть научных сотрудников сокращена. Оставшиеся получают зарплату в размере 20-30 долларов в месяц. Тем не менее, научные исследования продолжаются за счет получения грантов, спонсорской поддержки, участия в экспедициях, проводимых иностранными специалистами. Их научная эффективность по отношению к затратам сил и средств, как правило, намного ниже прежних, которые проводились по единой программе. Практически прекратились стационарные исследования.
  Состояние естественных экосистем, от которых в решающей степени зависит будущее благополучие страны, пока не входит в должной мере в зону государственных интересов.
 
 
 2.5.3 Заключение
 
  Таким образом, по всем группам, за исключением банальных видов, недостаточны представления об ареалах и численности. Слабо изучена подвидовая принадлежность.
  Нет комплексных описаний сообществ, хотя бы в первом приближении. Первая попытка - коллективная монография "Продуктивность высокогорных экосистем Тянь-Шаня" (Бишкек: Илим, 1991).
  Недостаточно работ по эстетической, рекреационной, традиционной, учебно-воспитательной и познавательной ценности биологического и ландшафтного разнообразия.
  Отсутствует мониторинг отдельных видов, групп видов и сообществ. Не разработаны научные основы кадастров живой природы и не составлены сами кадастры (особо значимые для поддержания устойчивости экосистем - эдификаторы, редкие и исчезающие, практически значимые: полезные, вредные для сельского хозяйства и т.п.).
  Не завершен "Кадастр генетического фонда Кыргызстана". Изданы только два тома: 2 и 3 (беспозвоночные, вирусы, бактерии и простейшие).
  Слабая изученность беспозвоночных, низших растений, фауны и флоры Южного Кыргызстана, Внутреннего Тянь-Шаня.
  Из-за недостаточного финансирования значительно снизилось пополнение библиотек научной литературой; сократилось количество публикаций.
 В тяжелом положении находятся гербарии и коллекции. Коллекция позвоночных животных в Биолого-почвенном институте практически погибла.
 
 
 
 2.6 Законодательная база и политика
 
 2.6.1 Введение
 
  Правовая защита природы включает в себя систему законов и правовых норм, органы природоохранной прокуратуры и суды.
  Имеющаяся в настоящее время правовая база в принципе охватывает все стороны взаимодействия общества, отдельных физических и юридических лиц с природой. Она в значительной мере сохраняет преемственность с природоохранным законодательством советского времени. Отдельные правовые нормы того периода продолжают применяться и поныне.
  С 1991 г. идет процесс совершенствования природоохранного законодательства в соответствии с суверенным статусом страны. При поддержке зарубежных фондов в нем принимают участие общественные организации. Часть законопроектов предварительно проходит через Президентский совет по правовой реформе.
  Страна присоединилась ко многим международным соглашениям по охране природы. Присоединение к остальным, касающимся интересов Кыргызской Республики, не имеет принципиальных препятствий.
  Большинство законопроектов по охране природы подготавливается Министерством охраны окружающей среды. После обсуждений и согласований они проходят процедуру утверждения в Парламенте республики.
  Развивается практика межгосударственного сотрудничества в области охраны природы. Заключен ряд соответствующих соглашений с государствами Центральной Азии (за исключением Туркмении).
 
 2.6.2 Существующее законодательство, имеющее отношение к сохранению биологического разнообразия
 
  Система экологического законодательства Кыргызской Республики, имеющая прямое отношение к биоразнообразию, включает в себя более 10 законов и 70 подзаконных актов, т.е. нормативных правовых актов органов исполнительной ветви власти. Ими регулируется широкий круг отношений, связанных с биоразнообразием:
 * установлен порядок пользования природными ресурсами, в т.ч. растительным и животным миром;
 * определены редкие и исчезающие виды животного и растительного мира, добыча которых запрещается;
 * установлены правила любительской и промысловой охоты и рыболовства;
 * установлены виды деятельности (охота, рыболовство, сбор лекарственных трав и т.д.), для осуществления которых требуется получение специального разрешения (лицензии);
 * созданы особо охраняемые природные территории с различными правовыми режимами (национальные природные парки, заповедники, заказники и т. д.);
 * установлены требования, связанные с охраной природы, которые необходимо соблюдать при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
 * установлены виды экологических правонарушений и преступлений, меры ответственности за их совершение и порядок привлечения к ответственности;
 * установлены правила возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями природе, в т.ч. растительному и животному миру.
 
  Из нормативно-правовых актов следует указать: Законы "Об охране природы" (1991), "Об особо охраняемых природных территориях" (1994), "Об охране и использовании животного мира" (1981), "Об охране атмосферного воздуха" (1981), "О воде" (1994), "О карантине растений" (1996), "О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции о биологическом разнообразии" (1996), "О рыбном хозяйстве" (1997), "О недрах" (1997), "О лицензировании" (1997), Лесной кодекс, 1993 (с изменениями и дополнениями 1997), Уголовный кодекс, 1997 (гл. 26, статьи 265-279), Кодекс "Об административной ответственности", 1984 (в редакции 1996 г. глава 7, ст. 48-85), Гражданский кодекс, 1996 (1 часть), 1997 (2 часть); Постановления Правительства: "Об утверждении национального плана Кыргызской Республики по охране окружающей cреды" (№ 43 от 26.09.96 г.), "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе Кыргызской Республики"; землепользование: Земельный кодекс Кыргызской Республики, закон "О земельной реформе", Указ Президента "О национальном земельном фонде Кыргызской Республики" и др.
  Природоохранное законодательство Кыргызской Республики в настоящее время активно реформируется и перестраивается, адаптируясь к новым экономическим отношениям. В стадии утверждения находится закон по охране животного мира и разрабатывается закон об охране растительного мира. Улучшилось нормативное обеспечение привлечения нарушителей к ответственности в Уголовном и Административном кодексах Кыргызстана.
  Вместе с тем, принимаемые нормативные основы быстро устаревают и приходится ежегодно вносить дополнения и изменения. В общем комплексе нормативных актов по биоразнообразию в республике к настоящему времени действуют старые законы, также как и по Красной книге и охране животного мира.
  Несмотря на то, что принят "Закон об особо охраняемых природных территориях", все же нормативное обеспечение статуса ООПТ остается недостаточным. Многие трудности в организации сети и функционировании территорий особой охраны обусловлены отсутствием в земельном законодательстве особой природоохранной категории земель. Природно-заповедному фонду должен быть придан особый статус.
  В условиях жесткого кризиса возникает необходимость в выработке новых типов по режиму охраны и пользованию территорий, охраны мест обитания редких и исчезающих видов и их воспроизводству. Требуется коренная перестройка природоохранной системы, адаптированной к насущным запросам местного населения.
  Срочно необходимы разработка и утверждение законодательного комплекса по сохранению биоразнообразия, а также повышение эффективности существующей нормативной базы в этой области и ее применения на местах, так как в условиях инфляции и обнищания населения, в тяжелых социальных условиях законы перестают действовать. Требуется реформа всей нормативной базы и адаптирование ее к современной ситуации.
  В Кыргызской Республике существуют законодательные акты, регулирующие отношения в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, земле- и водопользования и некоторых других, которые не имеют прямого отношения к биоразнообразию, но оказывают воздействие на биологические ресурсы. Например:
 * лесное законодательство относит все леса на территории Кыргызской Республики к первой группе лесов, т.е. запрещает их промышленную рубку с целью получения древесины, что является благоприятным фактором для сохранения биоразнообразия, поскольку горные леса играют большую водорегулирующую и почвозащитную роль;
 * земельное законодательство Кыргызской Республики регулирует земельные отношения и направлено на создание условий для охраны и рационального использования земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения окружающей среды;
 * законодательство о рыбном хозяйстве обязывает рыбохозяйствующие субъекты обеспечить охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции рыб;
 * законодательство о воде обязывает водопользователей проводить рыбоохранные мероприятия, обеспечивать соблюдение на водных объектах и водохозяйственных сооружениях минимально допустимого уровня расходов воды, соответствующих экологическим, рыбоохранным и иным нормам. Межправительственное соглашение стран Центральной Азии по распределению поверхностных и подземных вод определяет, что республика может использовать 24% объема речного стока из ежегодного стока, поэтому объемы водных ресурсов, которыми может пользоваться Кыргызская Республика, ограничены;
 * законодательство о местном самоуправлении и местной госадминистрации уполномочивает местные администрации осуществлять контроль за исполнением законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, обязывает их разрабатывать программы по улучшению состояния окружающей среды на подведомственных территориях и претворять их в жизнь.
 
  В Кыргызской Республике всегда придавалось важное значение участию в международных конвенциях, выполнению общепризнанных норм и принципов международного права в сфере охраны окружающей среды.
  Первым международным соглашением в области охраны окружающей среды, которое подписала и ратифицировала Кыргызская Республика в качестве субъекта международного права, явилось соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды стран СНГ. Оно было подписано в июне 1992 г. в Москве. Этим соглашением определяются основные принципы и сферы сотрудничества между странами СНГ, создан межгосударственный экологический Совет и его рабочий орган - Секретариат (местонахождение - г.Минск).
  Вторым международным соглашением, подписанным и ратифицированным Кыргызской Республикой, является Соглашение о совместных действиях по спасению Аральского моря, созданы рабочие органы по осуществлению соглашения.
  В 1995 г. в Кыргызской Республике при содействии Всемирного Банка был разработан Национальный План действий по охране окружающей среды, в котором одним из приоритетов было закреплено присоединение к международным конвенциям по охране окружающей среды.
  Реализацией этого положения явилось присоединение Кыргызской Республики в феврале 1996 г. к Базельской конвенции по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.).
  В июле 1996 г. Кыргызская Республика присоединилась (ратифицировала) к Конвенции по биологическому разнообразию (1992 г.). В развитие положений данной Конвенции разработан трансграничный проект Глобального Экологического Фонда по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, в котором, кроме Кыргызстана, участвуют Казахстан и Узбекистан.
  Правительством республики рассматривается вопрос о присоединении Кыргызстана к другим конвенциям, имеющим отношение к сохранению биоразнообразия: Рамсарской Конвенции по водно-болотным угодьям, имеющим международное значение в качестве местообитания для водоплавающих птиц (1973), Вашингтонской Конвенции по торговле редкими и исчезающими видами животных и растений (CITES) (1973), Боннской Конвенции по мигрирующим видам птиц. Однако, из-за различных вопросов процедурного и финансового характера присоединение к этим конвенциям Кыргызстана пока не было осуществлено. Важное значение для сохранения биоразнообразия имеют региональные соглашения, подписанные главами четырех центральноазиатских стран (Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана) в марте 1998 г. "О сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия западного Тянь-Шаня", "О сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования".
 
 2.6.3 Заключение
 
  Создание системы правовой защиты биологического разнообразия в Кыргызской Республике не завершено. Имеющаяся правовая база включает основные необходимые законы, однако механизмы их реализации не отработаны. Поэтому многие статьи законов практически не применяются. Вместе с тем, в том случае, если все существующие законы будут исполняться, нет полной гарантии сохранности естественных экосистем и биоразнообразия. Как таковые, они не являются объектами закона. Указанное положение стало следствием ограниченного подхода к формированию системы природоохранного законодательства. Они учитывают в большей степени интересы министерств и ведомств, нежели непосредственно интересы охраны природы. Научная экологическая их обоснованность очень низка. Преобладает направленность на защиту окружающей среды, борьбу с загрязнениями. Разрушение целых экосистем, уничтожение видов, имеющие необратимые и несравненно более серьезные экологические последствия, не получают адекватной правовой оценки. Нет никаких правовых ограничений на дальнейшее "освоение" естественных экосистем, которые фактически рассматриваются как потенциальный пустой полигон для хозяйственной деятельности. Правовые нормы не защищают эффективно незаменимо важную функцию естественных экосистем и биоразнообразия - стабилизировать среду обитания, пригодную для жизни человека.
 
 2.7 Финансовые средства, направляемые на биоразнообразие
 
 2.7.1 Введение
 
  Нынешний переходный период в развитии экономики Кыргызской Республики отражается на состоянии биоразнообразия и охраны природы.
  Финансовые ресурсы, направляемые на охрану биоразнообразия, выделяются республиканским бюджетом в объеме 6394,965 тыс. сомов, что составляет 0,02% от ВНП. Часть финансовых затрат заповедников покрываются за счет Республиканского фонда охраны природы (61,9 тыс. сомов). Однако это составляет незначительную часть. Небольшие денежные средства, получаемые от хозяйственной деятельности ООПТ, идут на поддержку внутренних потребностей ООПТ. В настоящее время, к сожалению, нельзя привести примеры частных инвестиций, которые внесли бы свой вклад в сохранение биоразнообразия.
 
 2.7.2 Обзор информации
 
  Фактически все бюджетные средства, выделяемые заповедникам, тратятся на выплату окладов и заработной платы. При этом заработная плата персонала не достигает даже прожиточного минимума. Работа по поддержанию инфраструктуры не проводится. Служебные помещения, лаборатории, музеи, транспортные средства и другое оборудование приходят в упадок, и все это в условиях, когда многие охраняемые природные территории становятся практически беззащитными. У многих директоров заповедников и национальных парков нет опыта и специальной подготовки в области управления охраняемыми природными территориями. Очень мало сотрудников в заповедниках и природных парках имеют высшее специальное образование. Егеря и лесники имеют, в лучшем случае, общее среднее образование.
  Комплексные, лесные и ботанические заказники охраняются лесниками тех лесхозов, на территориях которых они располагаются. 10 охотничьих заказников имеют в штате в среднем по 1-2 егеря на охраняемую территорию. Зарплата их очень низка. Они финансируются из местных бюджетов.
 
 
 Таблица 2.7.2.1
 
 Финансирование заповедников, парков и других охраняемых
 территорий в 1997 г. (в % от ВНП)
 
 
 Заповедники Штат Бюджет
 (тыс. сом.) в % от ВНП
 (30438000 тыс. сом) Нарынский 31 304,6 Иссык-Кульский 47 418,0 Беш-Аральский 35 318,0 Каратал-Жапырыкский 37 364,1 Сары-Челекский 66 510,1 Сарычат-Эрташский 25 381,9 Всего: 241 2296,7 0,00075%
 
 Природные парки Штат Бюджет
 (тыс. сом.) в % от ВНП Кыргызский национальный
 парк "Ала-Арча"
 22
 300 Каракольский природный
 парк
 35
 134,2 Кеминский национальный парк 68 2500,0
  Беш-Ташский природный парк 27 379,7 Природный парк
 "Карашоро" 27 379,0 Природный парк
 "Кыргыз-Ата" 29 92,165
  Всего: 208 3785,065 0,012% Заказники 87 313,2 Всего по ООПТ: 536 6394,965 0,02%
 
 Таблица 2.7.2.2
 
 Количество штата на гектар охраняемых территорий
 
 
 ООПТ Количество Площадь
 (тыс.га) Штат
 (ед.) Бюджет
 (тыс.сом.) Заповедники 6 250,5 241 2296,7 Природные парки 6 213,9 208 3785,0 Заказники 71 312,9 87 313,2 Всего: 83 777,3 536 6394,9
 
  Затрат на единицу площади (га) - 8,3 сом./га. На одну штатную единицу приходится 1450 га охраняемой площади.
  Система охраны растительного и животного мира включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных последствий эффективного развития экономики.
  Нерациональная хозяйственная деятельность наносит огромный ущерб окружающей cреде. В этой связи эффективное решение комплекса вопросов охраны природных ресурсов и устранение негативных последствий должно быть заложено в политику ценообразования. Она основана на обеспечении финансирования мероприятий по охране природных ресурсов и частичному восстановлению потерь в природной среде, ликвидации экологических последствий и ущерба.
  При использовании нормативов за прямое пользование ресурсами животного мира предусматривается увеличение базовых нормативов пользования (нижняя ставка норматива платежей, складывающаяся из учета 1/3 прибыли охотничьего хозяйства, состояния популяций, цены на добытую продукцию, затраты на зоотехнические мероприятия). При этом учитывается доступность (удаленность), редкость, цели использования, а также предоставление права (лицензии) иностранным гражданам и т.д., и базовая ставка может быть увеличена от 50 до 500%.
  При применении платы за косвенное пользование ресурсами животного мира предусматриваются меры, позволяющие восстановить или оценить ущерб, приносимый полным изъятием или уничтожением угодий: в таком случае в норматив включается вся стоимость животного мира. В ставках платежей за растительные (лекарственные ресурсы) учитываются распространенность, запасы сырья, количество, сезонность, удаленность, трудоемкость, медицинская эффективность, заготавливаемая часть растения (корни, семена, листья, цветы, древесина).
  По характеру проявлений убытки могут быть прямыми (гибель рыб) и косвенными (скрытыми), которые могут проявиться через значительный промежуток времени после установления факта нарушений. В связи с невозможностью определения полных последствий ущерба, неопределенности сроков их проявления, множественности информации и специфичности оценка убытков принимается по приведенным затратам, необходимым для устранения отрицательных последствий.
  В погоне за экономическими выгодами пользователи природных ресурсов при производственной деятельности не в полной мере учитывают все виды последствий ущерба, наносимого окружающей cреде. Поэтому целесообразно было бы включать в полные затраты и выгоды от добычи биологических ресурсов стоимость мероприятий, направленных на устранение прямых и косвенных убытков длительного характера.
  Для того, чтобы политика ценообразования учитывала весь ущерб, причиненный окружающей среде, растительному и животному миру, необходима разработка экономического механизма, стимулирующего все хозяйствующие субъекты к снижению экологического ущерба. Экологически и экономически целесообразно введение в существующую налоговую систему льготных нормативов налогообложения для тех производителей, которые учитывают экологическую безопасность окружающей среды. Для предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия в ходе хозяйственной деятельности, должны устанавливаться определенные льготы.
 
 
 2.7.3 Заключение
 
  Система охраны растительного и животного мира включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных последствий эффективного развития экономики.
  Согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики № 269 от 7 июля 1995 г., нормативы платежей за пользование ресурсами животного мира предусматривают взимание платы как за прямое пользование (отстрел, отлов), так и за косвенное воздействие на состояние популяций ценнейших видов животных при различном пользовании угодьями-местообитаниями (распашка и прочие изменения ландшафта, вырубка и выжигание, пастьба скота).
  В погоне за экономическими выгодами пользователи природных ресурсов при производственной деятельности не в полной мере учитывают все виды последствий ущерба, наносимого окружающей cреде.
  Политика ценообразования не учитывает весь ущерб, причиненный окружающей cреде, растительному и животному миру. Размер взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, а также порубкой и повреждением деревьев и т.д., определяется таксами и нормативами в установленном порядке. С целью взыскания полной стоимости незаконно добытой биологической продукции размер ее определяется на основании существующих цен (таксами отпуска древесины на корню по рыночным ценам). Недостатком такого метода исчисления является то, что не учитываются косвенные затраты длительного периода, которые происходят в результате ущерба.
  При добыче биологических ресурсов (например, сбор лекарственных трав) полные затраты (количественная оценка выгоды) должны сопоставляться с тем ущербом, который наносится при этом в отношении самих биологических ресурсов. При вырубке орехового дерева размер взысканий за ущерб, равный стоимости этого дерева, не покрывает тех затрат, которые включаются в посадку и выращивание такого дерева на протяжении нескольких десятков лет. Для оценки консервации биоразнообразия в плане экономических затрат и получаемой пользы необходима разработка соответствующего комплекса законодательных актов, учитывающих сопоставление экономической и экологической выгоды. При добыче биологических ресурсов полные затраты должны учитывать стоимость мероприятий, направленных на естественно устойчивое их воспроизводство. Экономика должна развиваться с учетом сохранения биоразнообразия и соответствовать нормам международной экологической безопасности.
 
 
 2.8 Экономические и социальные вопросы
 
 2.8.1 Введение
 
  Сохранение биоразнообразия любой территории напрямую зависит от социально - экономических условий жизни, благосостояния и уровня грамотности населения. Реальные денежные доходы, получение населением в 1995 г. (с коррективой на индекс потребительских цен), по сравнению с 1994 г. сократились на 13,5 %, что привело к снижению уровня жизни населения. Например, по результатам обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики совместно с Институтом Штата Северной Каролины в рамках проекта "Сфера социальной защиты" в марте 1996 г., коэффициент жизни (соотношение доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных людей) составил 11,7.
  В настоящее время в Кыргызстане процент бедных составляет более 80%. Отсутствие работы, средств к существованию, тяжелое экономическое положение, снижение уровня образования в сельской местности ведет к хищническому использованию природных ресурсов.
  В свою очередь, от состояния биоразнообразия прямо или косвенно зависят все без исключения социально-экономические сектора страны. Прежде всего оно обеспечивает нормальное санитарно-гигиеническое состояние окружающей cреды, от которого зависит здоровье населения.
  В сельскохозяйственном секторе пастбища представляют наибольшую кормовую ценность. В полеводстве, садоводстве и лесном хозяйстве наиболее устойчивые и безопасные меры борьбы с вредителями связаны с использованием естественных видов, ограничивающих их численность. Благополучие охотничьего и рыбного хозяйства напрямую зависит от благополучия объектов их промысла. То же самое можно сказать и о фармакологии, использующей дикорастущие лекарственные растения. Неисчерпаемый источник для генетических и селекционных работ - разнообразие диких предков культурных растений и видов, которые с успехом могут быть введены в культуру. Среди них орех грецкий, яблони, груши, алыча, абрикос, гранат, виноград, малина, смородина, тюльпаны, луки, эремурусы, другие декоративные цветы и кустарники. Многие народные промыслы связаны с использование продуктов живой природы.
  Рекреационные, эстетические ресурсы ландшафтов, привлекающих туристов, во многом определяются естественным растительным и животным миром. Они представляют интерес не только на местном и региональном, но и на международном уровне для развития туристического и гостиничного бизнеса.
 
 2.8.2 Экономическая ситуация и переходный период
 
  В связи с переходом от плановой экономики к рыночной Кыргызская Республика переживает глубочайший экономический кризис. Большинство промышленных предприятий простаивает, вследствие чего без работы осталась значительная часть трудоспособного населения. Более половины населения проживает за чертой бедности.
  Проведение экономической реформы, начавшейся по существу в 1993 г., было очень осложнено. Резкое сокращение производства в отраслях, ориентированных на рынки бывшего СССР, рикошетом бившие по остальным предприятиям, было в большинстве случаев неизбежно. Кроме того, отрицательно сказалось отсутствие системы подготовки руководителей нового типа (государственных и в частном секторе), способных работать в новых условиях.
  Тем не менее, можно сказать, что к настоящему времени политика государства в области стабилизации и перехода к рыночной системе позволила добиться значительных успехов. Достигнута довольно устойчивая стабилизация, частная собственность и инициатива, свободный рынок господствует во многих отраслях хозяйства. Основной неудачей переходного периода можно считать резкое снижение доходов государственного бюджета как в абсолютном выражении, так и как доли национального дохода.
  Главным итогом прошедшего периода было достижение стабилизации макроэкономических показателей. В последние годы наблюдается снижение уровня инфляции до 15% в год (при 87% в 1994 г.) и некоторый рост ВВП.
  Дефицит бюджета сократился с 7,7% к ВВП в 1994 г. до 4,7% в 1997 г. Третий год повышается индекс человеческого развития (в 1995, 1996, 1997 гг. он составил соответственно: 0,628; 0,640 и 0,652; правда, в 1992 г. он составил 0,689). Однако, не может не вызывать определенной озабоченности тот факт, что улучшения на макроэкономическом уровне не привели к соответствующему улучшению уровня жизни большинства граждан страны. Напротив, наблюдается беспрецедентное в истории страны разрастание бедности. Она становится национальным бедствием и ставит под угрозу достижение целей переходного периода.
  Рост макроэкономических показателей не смог обеспечить необходимых темпов роста индекса человеческого развития. В результате отставания по темпам, Кыргызская Республика переместилась в список стран, индексированных по этому показателю, с 89 места в 1992 г., 99 места в 1993 г. на 107 место в 1997 г.
  Сравнительно новой для республики проблемой является и распространение внутренней миграции. Безработица в сельской местности вынудила молодежь переселяться из горных районов в города. Только за 1996-1997 гг. из южного Кыргызстана, по официальным данным, переместилось в северные районы республики 11600 человек. Численность внутренних мигрантов из сел Кыргызстана технически трудно установить: как правило, они не зарегистрированы, снимают частные квартиры или живут у родственников. Но в 1997 г. ситуация была в общем менее острой, чем это имело место в 1994-1996 гг.
  Совершенно новой проблемой стала для республики проблема беженцев, связанная с нестабильной обстановкой в Таджикистане. Однако, в 1998 г. начался процесс репатриации таджикских беженцев. Проблемы беженцев и внутренней миграции увеличивают недостаточность обеспеченности жильем. Недостаток сети промышленных предприятий и рабочих мест в Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской, Ошской и Джалал-Абадской областях привели к дисбалансу в человеческом развитии, к депресии отдельных территорий, увеличили отток населения из этих мест в поисках работы в г.Бишкек. Бедность особенно поразила сельское население страны. Социологические исследования домохозяйств в рамках измерения уровня жизни населения показывают, что в категорию "бедных" вошли 37,5% хозяйств на севере республики и 65,7% - на юге. В Джалал -Абадской и Ошской областях более чем 64% и 66% домашних хозяйств относятся к категории бедных. Таласская область - самый сложный регион на севере республики, где степень бедности достигла 53,6%. Средний уровень бедности для Кыргызстана в целом составляет 49,2%. Бедность в большей степени явление сельское, чем городское: она охватывает 57,8% сельских семей и 38,9% городских семей.
 
 
 2.8.3 Социальная ситуация (здравоохранение, строительство жилья, бедность, санитария и т. д.)
 
  По имеющимся оценкам, состояние здоровья населения в настоящее время зависит от социально-экономических условий на 50-55%, окружающей cреды - на 20-25%, наследственности - на 18-20% и от уровня развития здравоохранения на 8-12%. Наблюдающееся вплоть до 1996 г. снижение предполагаемой продолжительности жизни совпадало по времени с ростом реальных ограничений доступа к услугам в сфере охраны здоровья и кризисным состоянием системы здравоохранения.
  Эпидемиологическая ситуация в Кыргызстане имеет общие тенденции с другими странами региона. Для нее характерна распространенность заболеваний, свойственных как развивающимся, так и индустриально развитым странам. С одной стороны это относительно высокая детская и материнская смертность, резкий рост инфекционных заболеваний. С другой стороны, такие неинфекционные заболевания, как сердечно - сосудистые расстройства, новообразования также существенно влияют на общее состояние здоровья населения.
  Наметившиеся в 1997 г. положительные изменения в динамике продолжительности жизни и смертности населения совпадают с экономической стабилизацией и началом преодоления социально-экономического кризиса первых лет независимости Кыргызстана. Однако последствия этого кризиса продолжают сказываться до сих пор.
  Программа реформирования здравоохранения осуществляется с частичным опережением сроков в сфере обязательного медицинского страхования; снижение общих показателей состояния здоровья населения, наблюдавшееся в первые годы реформ, приостановлено. Основной причиной смертности продолжают оставаться неинфекционные заболевания; но следует с сожалением констатировать рост заболеваний сифилисом и туберкулезом, этих неизбежных спутников социального расслоения.
  Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в республике вызывает большую озабоченность экологов и эпидемиологов. Города республики захламлены мусором и отходами. В республике нет и в данное время не сооружаются перерабатывающие предприятия, нет пунктов по сбору макулатуры и утильсырья. Упаковочный материал ввозимого импортного товара (бутыли от вин, соков, пластик, картонные упаковки) весь оседает в грудах мусора.
  Существующие и вновь вводимые промышленные и строительные объекты не имеют удовлетворительных очистных сооружений, что приводит к загрязнению окружающей среды. Появившиеся мелкие собственники скота не в состоянии использовать отдаленные пастбища и вынуждены выпасать скот в окрестностях населенных пунктов, что приводит к резкому ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
  Проблема беженцев и внутренней миграции населения республики вызывают недостаточность обеспеченности жильем в г. Бишкек и Чуйской области, куда стекается их основная масса. Чуйская область и Бишкек исторически являются промышленно насыщенными регионами республики. Здесь были сконцентрированы практически все производственные мощности страны - машиностроительная, станкостроительная, приборостроительная промышленность, оборонные заводы. В данное время Бишкек является центром коммерции и основного обмена товарами.
  Строительство жилья растет в основном в частном секторе за счет средств самих застройщиков. Строительство муниципальных и ведомственных домов приостановлено из-за отсутствия финансовых средств. Беженцы и мигранты, расселяющиеся в сельских районах республики, получают от государства землю и ссуду на застройку. Основным строительным материалом в селах являются саманные кирпичи из глины, шифер, доски. Большое количество домов строится методом "ашар" при помощи односельчан. Строительство жилья остро нуждающимся, оставшимся без крова после природных стихий, селей и оползней - другая проблема, требующая больших финансовых затрат государства. Особенно сильно пострадало население Сузакского района Джалал- Абадской области, где весной и в начале лета 1998 г. пошли сильные сели и оползни.
 
 2.8.4 Связи биоразнообразия с социальной ситуацией
 
  Кризис, переживаемый страной в переходный период, резко обострил проблемы, связанные с сохранением биоразнообразия. По некоторым показателям страна стала приобретать черты слаборазвитого государства. Во многих районах более половины потребности в энергии, необходимой для обогрева и приготовления пищи, удовлетворяется за счет древесно-кустарниковой растительности. Сбор полевых цветов в окрестностях некоторых населенных пунктов и возле оживленных автомобильных трасс приобретает местами большие масштабы. Подрываются запасы дикорастущих лекарственных растений. Участились коммерческие отловы змей, хищных птиц и других животных. Острый недостаток средств делает охрану природы во многих местах неэффективной. Особую опасность представляют горнорудные разработки. Насыщение страны частным автотранспортом делает угрозу неконтролируемого воздействия реальной. В последние годы практически повсюду большие площади естественных угодий, включая лесные и кустарниковые, выгорают в результате пожаров.
 
 2.8.5 Заключение
 
  Рост бедности и безработицы, низкий уровень социальной обеспеченности, уменьшение доли участия населения на уровне принятия решений и перераспределения собственности, высокий уровень заболеваемости - вот неполный перечень барьеров на пути построения нового Кыргызстана. Продвижение современного кыргызского общества в русле демократии и рыночной экономики обнаруживает следующие тенденции:
 * структурное преобразование экономики отчасти приняло форму овала отечественной индустрии: произошла частичная деиндустриализация;
 * происходят глубокие институциональные сдвиги: возникает частный и смешанный частно-государственный сектор, деятельность предприятий коммерциализируется;
 * приватизация усиливает структурную напряженность секторов с разрывом хозяйственных связей;
 * возникает сильнейшее расслоение населения с практическим размыванием среднего класса и опасной маргинализацией граждан.
  Главными предпосылками сокращения бедности является подъем ключевых отраслей экономики, рост занятости и заработной платы в них и ускоренное развитие малого предпринимательства. Особое значение при этом имеет подъем аграрного сектора, где занято около половины населения. Уже наметились обнадеживающие тенденции. Факты говорят о том, что началось формирование здорового класса крестьян как фермеров, так и объединенных в той или иной форме кооперации.
  В Стратегии устойчивого человеческого развития Кыргызской Республики экологические проблемы выделены отдельным направлением. Специфика экологических проблем и их место в обеспечении устойчивого человеческого развития определяет особую роль государства, местных общин в их решении. В новой ситуации государственные органы должны активно взаимодействовать с местным населением, с частным сектором, предпринимательскими структурами на местах, которые в рамках проекта должны улучшить свое социально-экономическое положение за счет развития мелкотоварного природосберегающего производства.
 
 Вопросы справедливости
 
  Одной из трех центральных идей Конвенции о биологическом разнообразии является "справедливое и равноправное разделение биологических ресурсов".
  Понятие "социальная справедливость" предполагает, что биологические ресурсы принадлежат всему человечеству и, таким образом, всем членам общества, независимо от их положения, доступа к данным ресурсам или получаемой от них пользы. Справедливость, таким образом, описывает необходимость признания прав всех и каждого на генетические ресурсы, и в Конвенции о биологическом разнообразии говорится о том, что страны должны выработать способы, обеспечивающие использование биологических ресурсов многими, а не отдельными лицами. Кроме того, в Конвенции о биологическом разнообразии также признается необходимость справедливой компенсации местным общинам за изъятие биологических ресурсов в месте их проживания или обеспечения получения ими прямых выгод от использования данных ресурсов.
  Например, если бы большая группа, состоящая из представителей разных стран, собирала образцы лекарственных растений в рамках исследования, связанного с разработкой конкретных лечебных средств, как можно бы обеспечить доступ и национальных правительств, и местных общин к конечным продуктам, полученным на базе "их" биоразнообразия? В других случаях, прямое изъятие биологических ресурсов может вызвать необходимость более широкого разделения выгод от данных ресурсов, признавая совместное право собственности на ресурсы, и то, что ценность связана с самими ресурсами, а не с только с процессом изъятия.
 
 
 
 2.9 Анализ проблем
 
 2.9.1 Введение
 
  В данном разделе будет проанализирована информация о биологических ресурсах и факторах, оказывающих на них воздействие, в целях определения общей картины воздействий. Данные общие черты включают как ограничения, так и возможности сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. Процесс выявления ключевых факторов, оказывающих воздействие на биоразнообразие и реализацию программ по сохранению биоразнообразия, создают основу, позволяет определить приоритеты и оценить возможные действия, которые могут быть предприняты для улучшения существующего положения в области биоразнообразия.
 
 
  Заинтересованные стороны и их взаимодействие с биоразнообразием
 
  Широкий круг групп и лиц оказывают воздействие на биоразнообразие и сами подвергаются его воздействию. В их число входят лица, непосредственно использующие биоразнообразие (лесники, фермеры, охотники, мастера народных промыслов и другие), и те, кто занимается охраной окружающей cреды, а также те, кому биоразнообразие дорого как часть их культуры.
  В действительности, все лица страны могут считаться заинтересованными сторонами по отношению к биоразнообразию. Любой человек тем или иным образом использует биологические ресурсы (будь это вода, древесина для постройки домов или собранные грибы), и большинство людей дорожит эстетическими ценностями природы. Кроме того, услуги, предоставляемые биоразнообразием (от защиты водосборных бассейнов до опыления растений), также имеют важное значение для всех.
  Тем не менее, некоторые группы вовлечены в более непосредственное взаимодействие с биоразнообразием, чем другие. Но в любом случае, взаимоотношения с биоразнообразием редко являются простыми - любая группа взаимодействует с биоразнообразием несколькими способами: те же самые организации, которые непосредственно используют биологические ресурсы, могут в разных жизненных ситуациях подвергаться влиянию, вызванному изменениями в биоразнообразии, происходящими где-нибудь в другом месте. Например, сборщики лекарственных растений могут непосредственно использовать биоразнообразие, но одновременно с этим подвергаться негативному воздействию, вызванному сокращением лесных массивов высоко в горах, которое ведет к эрозии почв и повышает вероятность наводнения в их местности.
  В общем, степень заинтересованности в биоразнообразии должна быть отражена в степени участия в процессе планирования. Те, кто более непосредственно связан с биоразнообразием (прямое использование и менее - косвенное), будут, скорее всего, и более непосредственно участвовать в процессе планирования деятельности по биоразнообразию.
 
 2.9.2 Ключевое антропогенное влияние на биоразнообразие
 
  Воздействие на биологическое разнообразие, связанное с человеческой деятельностью, можно подразделить на:
 * прямое изъятие из природы,

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу