<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 * изменение местообитаний.
 
  Прямое изъятие происходит при отстреле, отлове, сборе, преднамеренном или непреднамеренном уничтожении особей, принадлежащих тем или иным видам. Охота, рыболовство (в том числе и браконьерство) могут подорвать способность к нормальному воспризводству видов.
  Значительная часть охотничьих видов сократилась в численности и по ареалу распространения из-за чрезмерного изъятия. Таковы красный и серый сурки - самые многочисленные в прежние времена виды пушных зверей. В целях ликвидации очагов чумы при интенсивном освоении высокогорья для горного дела, животноводства, размещения воинских контингентов в 50-60-е гг. было истреблено беспрецедентно большое количество этих грызунов - свыше миллиона. Последовавшее затем массовое уничтожение ради заготовок пушнины привело к полному исчезновению их на большой части прежнего ареала, а также резкому сокращению численности и потере способности к ее восстановлению на остальной части ареала.
  Аналогичная ситуация сложилась и с другими пушными зверями, а также крупными копытными: горным бараном, горным козлом, кабаном, а еще раньше - с маралом. Последний вид ранее был широко распространен по лесам Тянь-Шаня. Теперь небольшая популяция сохранилась лишь на ограниченном участке ельников по реке Нарын. Кабана и фазана после полного истребления вновь завезли во многие районы из нескольких мест, где они еще сохранились.
  Вырубка деревьев и кустарников стала причиной сокращения, а местами исчезновения массивов горных лесов и тугаев.
  Перепромысел стал основной причиной резкого сокращения численности прежде массовых видов рыб. По отношению к озеру Иссык-Куль этот факт пытаются отнести за счет акклиматизированного судака, что представляется не вполне обоснованным.
  Вследствие неумеренного сбора сокращаются ареалы и воспроизводство диких лекарственных растений и некоторых видов цветов, особенно в окрестностях крупных неселенных пунктов.
  Повсеместно исчезают змеи и другие рептилии из-за невежественного стремления к их убийству или добыче для знахарского лечения.
  И все же прямое изъятие угрожает существованию ограниченного числа видов. Более опасное антропогенное воздействие - изменение местообитаний, происходящее вследствие расширения зоны антропогенного ландшафта. При этом полностью разрушаются на этих территориях исходные естественные экосистемы, что ведет к гибели большинства обитавших в них видов. Речь идет о тысячах видов. В противоположность естественным, антропогенные экосистемы становятся очагами экологической дестабилизации.
  Коренное изменение местообитаний, несовместимое с жизнью подавляющего большинства прежних обитателей, происходит при сельскохозяйственном, промышленном (в том числе горными разработками) освоении территорий, их отчуждении под населенные пункты, дороги, ирригационные и иные сооружения. Ими занято уже около 10% территории.
  Частичное изменение местообитаний, вызванное деятельностью человека, связано с глобальными и локальными загрязнениями среды, селективным изъятием видов, изменением режима увлажнения, пожарами, снижением биомассы продуцентов, внедрением чуждых видов и т.п. Частичным изменениям подверглись в той или иной мере все естественные экосистемы. Например, значительная часть комплекса видов двукрылых (Diptera) почти повсеместно антропогенно обусловлена и связана с домашним скотом. Дикие растительноядные животные находятся в конкурентных отношениях с домашними. Почти поголовно зараженный скот насыщает среду возбудителями болезней и паразитами.
  Сокращение численности диких травоядных сокращает кормовую базу хищных млекопитающих и птиц.
  Широкое применение пестицидов, в том числе и в дикой природе при обработке лесов, истреблении сурков и прямокрылых привело к гибели большого количества беспозвоночных, а также сокращению числа и способности к воспроизводству хищных птиц.
  Расстройство растительного покрова вследствие вырубок леса и перевыпаса ведет к потере плодородного слоя, достигающего десятков тонн с гектара. В результате деградируют целые сообщества.
  Особую опасность в последнее время приобрели участившиеся пожары. Они могут стать причиной безвозвратной потери значительной части экосистем, в первую очередь - лесных.
  Загрязнения существенно изменили фауну и флору нижнего и среднего течения рек, многих водоемов в зоне культурного ландшафта.
  Постоянную опасность для хищных и ряда других птиц представляют высоковольтные линии электропередач. На них гибнет большее количество, чем от отстрела и отлова.
  Следует отметить световое загрязнение, приводящее к массовой гибели многих насекомых, ведущих ночной образ жизни. На автомобильных шоссе круглые сутки гибнет значительное число летающих насекомых, а также ежи, змеи, молодняк птиц и другие животные, особенно в период миграций. Селективная гибель ночных летающих насекомых привела уже на значительной части территории к их заметному сокращению.
 
 2.9.3 Ключевые факторы антропогенного воздействия на биоразнообразие
 
  Оносительно высокая степень сохранности естественных экосистем связана с труднодоступностью, характерной для сильно расчлененного рельефа высоких гор. Другой причиной было относительно немногочисленное скотоводческое население и почти полное отсутствие автомобильных дорог и постоянных населенных пунктов на большей части территории страны вплоть до начала 20 века. Массовый переход кочевников к оседлости стал осуществляться лишь после 1921 года, когда советская власть начала проводить аграрно-земельную реформу, ликвидировав частную и родовую собственность на землю. Одновременно была проведена коллективизация. Колхозы стали функциональными аналогами аилов, которые прежде оптимально соответствовали кочевому образу жизни.
  Переход к оседлости имел далеко идущие последствия для природной среды. Массовое строительство домов потребовало заготовок строительной древесины в горных лесах. Они усилились с развитием промышленности, транспорта, связи, электрификации. Большие объемы промышленных рубок леса проводились во время Второй мировой войны и после нее. В результате повсеместно нижняя граница леса поднялась на 100-200 м, не осталось ни одного массива, не пройденного рубками. Многие горные реки использовались для сплава. Площадь лесов сократилась более чем наполовину.
  Расширение пахотных земель происходило в первую очередь за счет степных участков. Осушение и использование воды на орошение привело к исчезновению богатых жизнью пойменных зарослей, болот и озер в нижнем течении рек. Они также осушались и вырубались для расширения посевов.
  Прямое уничтожение экосистем происходит при разработке полезных ископаемых, в результате чего десятки тысяч гектаров превращены в "лунный" пейзаж. Часть из них уходит на дно водохранилищ. Так, единственная в Кыргызстане колония серых цапель оказалась затопленной Токтогульским водохранилищем.
  Увеличение сети автомобильных дорог сделало доступными практически все уголки страны. Выровненный рельеф высокогорных плато (сыртов) позволял передвигаться транспорту без дорог.
  Чрезмерное количество скота на сокращающихся площадях пастбищ привело к полному изменению облика растительного покрова, где стали господствовать непоедаемые и ядовитые виды. Широко практиковался выпас скота в лесах. До 25% пастбищ было практически потеряно, поскольку нагрузки были превышены в 5-10 раз. Дикие копытные и другие крупные животные вытеснялись скотом и непосредственно истреблялись чабанами и другими лицами, осуществлявшими промысел на законных, а чаще - незаконных основаниях.
  Кыргызстан в бывшем СССР находился по количеству скота (только овец более 10 миллионов) на 3-м месте после России и Казахстана. Последствия перевыпаса сказываются до сих пор.
  Индустриализация привела к размещению в стране производств, не обеспеченных собственными ресурсами и производящих значительное количество загрязнений. Их остановка, с одной стороны, уменьшила загрязнение среды, но с другой стороны, поставила перед угрозой неконтролируемого распространения особо токсичных отходов, которые сейчас никем не охраняются и находятся на территории остановленных предприятий. Новые хозяева могут их тайно вывезти на свалку, не оборудованную для такого рода отходов. Вопрос о полигоне для захоронения особо токсичных отходов до сих пор не решается. Радиоактивные и особо токсичные отходы, представляющие угрозу всему живому, имеются во всех областях республики.
  Плотность населения в регионах постоянного проживания достигает 100 и более человек на кв.км. Это для жестких континентальных условий является нагрузкой, превышающей экологическую устойчивость окружающей среды. Дестабилизирующее влияние перенаселенных предгорных равнин и межгорных долин прослеживается на остальной территории страны.
 
 2.9.4 Обзор основных контекстуальных факторов
 
  Ограничения внутреннего порядка вызваны крайней ограниченностью средств, которые страна может направить на охрану природы. Как показывает мировой опыт, достаточно большие затраты на эти цели, дающие ощутимый результат, могут позволить себе лишь страны с развитой экономикой. Кыргызстан только в 1997 г. начал постепенно выходить из глубокого кризиса, когда его валовой продукт упал более чем наполовину. В 1996 г. доход на душу населения составил всего 660 долларов США, или более чем в 40 раз ниже, чем в развитых странах.
  Растет внешний долг. Время льготных кредитов завершается и сменяется периодом, когда их можно будет получать на более жестких условиях.
  Между тем, улучшение экономических показателей происходит, в основном, не за счет оживления производственной сферы, а за счет горнодобывающей промышленности, представляющей серьезную угрозу экологическому благополучию страны, в т.ч. и биоразнообразию.
  Освоение новых технологий и реализация конкретных проектов, связанных с сохранением биоразнообразия, потребует участия высококвалифицированных специалистов, которых в республике недостаточно, особенно на периферии, несмотря на относительно высокий уровень образованности и профессиональной подготовки. Сказывается информационная изоляция, острая нехватка специальной и учебной литературы. Потеряны связи с ведущими научными центрами за пределами страны.
  Практически прекратилось финансирование научных исследований животного и растительного мира. Это снижает эффективность соответствующих проектов.
  Недостаточно развиты экологическое обучение и экологическое сознание. Не сформирована экологическая воля. Нет доступной массовой литературы, особенно о природе Кыргызстана.
  К внутренним ограничениям относится также несовершенство законодательства и правовой защиты природы. Недостаточно развита институциональная база охраны природы.
 Нет законодательных ограничений на хозяйственное освоение естественных экосистем, приводящее к их разрушению.
  В структуре принимаемых решений практически отсутствует экологическая составляющая. Низок уровень экологической грамотности лиц, принимающих решения.
  Недостаточно взаимодействие государственных и негосударственных секторов, заинтересованность местных общин. Большинство последних поставлено на грань выживания.
  Отсутствует развитая система экологического мониторинга, экологической экспертизы, в т.ч. общественной, экологического аудита. Это означает отсутствие обратной связи и недостоверность представлений об эффективности природоохранных действий.
  Недостаточно отработаны механизмы доступа к необходимой информации, ответственность должностных лиц за ее утаивание и искажение. Нет прозрачности власти, публичного участия в обсуждении проектов, имеющих экологические последствия. Средства массовой информации не уделяют должного внимания освещению экологической ситуации и распространению положительного опыта.
  Основные возможности опираются на природные и социальные факторы. Из природных, в первую очередь, следует указать высокую степень сохранности основных естественных экосистем. Несмотря на определенную антропогенную трансформацию, они в целом сохранили свой дикий тип и способность к самовозобновлению. Для их восстановления зачастую достаточно снятия чрезмерного антропогенного пресса, что не требует слишком больших затрат. Значительная часть природных территорий находится на достаточном удалении от населенных пунктов и доступ к ним, естественно, ограничен. Ликвидация излишней сети автомобильных дорог и более широкое использование гужевого транспорта в существенной степени оздоровит ситуацию без введения дополнительных ограничений и вложения средств. Институциональная и правовая база образуют основу для совершенствования охраны природы.
  Почти поголовная грамотность населения позволяет вести эффективную работу по повышению экологического сознания и образования. При этом можно опираться на большое число дипломированных специалистов. Целенаправленное финансирование позволит оживить научные исследования в области биоразнообразия и соответствующую преподавательскую деятельность. Квалификация практиков позволяет внедрять передовую технологию как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.
  Демократизация общественных отношений делает реальной перспективу плодотворного сотрудничества правительственных структур и неправительственных экологических организаций. Соответствующий начальный опыт уже имеется.
  Большие резервы и в области международного сотрудничества. Оно уже в настоящее, довольно сложное для республики время, приносит ощутимые результаты.
 
 2.9.5 Выявление ограничений и возможностей сохранения биоразнообразия
 
  В предыдущих разделах (2.9.2 и 2.9.3) был проведен обзор основных воздействий на биоразнообразие и их причин, что показало важность принятия срочных мер по предотвращению продолжающегося ухудшения ситуации в области биоразнообразия. Это становится особенно очевидно тогда, когда происходит прямое уничтожение ценных биологических ресурсов и функций (например, сокращение количества деревьев может привести к повреждению водосборов и повысить риск возникновения селей и эрозии почв, а перевыпас скота - к ухудшению пастбищных угодий). Для того, чтобы можно было запланировать наиболее подходящие способы борьбы с подобной деградацией, необходимо обсудить, как следует проводить сохранение биоразнообразия, включая рассмотрение основных ограничений, а также сильных сторон и возможностей в области сохранения биоразнообразия.
  В предыдущих разделах данного документа приводится подробный обзор современного положения в Кыргызской Республике. Благодаря данному обзору были выявлены основные проблемы и возможности, которые уместны в отношении ряда организаций. Обзор поможет также определить требования и ограничения по сохранению биоразнообразия. В некоторых случаях потребуется нейтрализовать отрицательные факторы, что явится частью плана действий, в то время как в других случаях это будет невозможно и деятельность по сохранению биоразнообразия необходимо будет планировать с учетом данных ограничений. Насколько возможно, деятельность по сохранению биоразнообразия должна основываться на существующих преимуществах и возможностях в целях получения максимальной пользы от нее для проведения будущей деятельности. Путем использования существующих преимуществ возможно будет преодолеть значительные ограничения.
 
 Общие факторы, оказывающие воздействие на деятельность
 по сохранению биоразнообразия
 
  В настоящем перечне приводится ряд основных факторов, которые имеют общее межсекторальное значение в плане сохранения биоразнообразия. Некоторые из упоминаемых факторов можно считать ограничениями, другие - возможностями. Однако, некоторые из этих факторов показаны одновременно как существующие ограничения, так и потенциальные возможности.
  Экономические и политические переходные процессы оказали воздействие на все аспекты сохранения биоразнообразия в регионе, в особенности повлияли на финансовые ресурсы и вызвали изменения политической системы. Эти процессы лежат в основе многих современных проблем, связанных с ухудшением состояния инфраструктуры и финансов, и могут подорвать экономическую и политическую стабильность. Переходные процессы в экономике привели к значительным изменениям в функционировании экономики и политической системы и в ожиданиях людей.
  Отсутствие сильной ресурсной базы, на которой должна строиться экономика (например, незначительные природные ресурсы, отсутствие крупных отраслей промышленности), может привести к дальнейшему ухудшению экономической ситуации. Однако, такое положение может рассматриваться и как возможность, поскольку биоразнообразие представляет собой относительно важный экономический ресурс, и его разумное использование играет важную роль в оказании стране помощи в преодолении переходного периода и по его окончании.
  Недостаточное развитие инфраструктуры и коммуникаций обусловлено особенностями горного рельефа страны. Для поддержания минимальных коммуникационных и транспортных систем в рабочем состоянии в горных условиях необходим высокий уровень эксплуатационных затрат, а экономические ограничения привели к ухудшению состояния данных систем. Недостаточная осведомленность о стране в международном сообществе является следствием физической изоляции и расположения страны в стороне от международных коммуникаций. Однако, расширение международных связей приводит к быстрому изменению ситуации.
  Проблемы окружающей cреды существуют в данном регионе на протяжении длительного времени. Они появились в результате обширного загрязнения и чрезмерной эксплуатации ресурсов, и эффективное решение этих проблем может быть сложным делом. Кроме того, появляется все больше доказательств в пользу изменения климата в регионе (в результате глобального потепления и региональных изменений окружающей cреды, например, из-за Аральского моря). Вполне вероятным в обозримом будущем будет продолжение воздействий на окружающую cреду со стороны промышленных предприятий, учитывая сильную зависимость экономики страны от горнодобывающей промышленности и отсутствие других, менее разрушительных альтернатив экономического развития.
  Институциональная база продолжает оставаться сильной, хотя и подрывается продолжающимися финансовыми трудностями, что приводит к снижению заработной платы, ухудшению служебной дисциплины и сложностям с наймом на работу и сохранением высококвалифицированных специалистов. В общем, открытая политическая система и высокий уровень грамотности создают потенциал для устойчивого развития и экономического роста. В дополнение к этому, увеличение числа неправительственных организаций и повышение их активности создают возможности использования способностей, знаний и навыков широкого круга лиц в стране.
  Устойчивое развитие. В Кыргызской Республике существует очевидная связь между биологическими ресурсами и возможностями устойчивого экономического и социального развития.
  Культурная ценность биоразнообразия в Кыргызской Республике очевидна, причем здесь признается значение традиционной практики его использования. Это создает хорошие возможности для укрепления общественной поддержки сохранения биоразнообразия. Однако, до настоящего времени до широкой публики, особенно в сельской местности, доходило мало информации о биоразнообразии, сокращении и ухудшении его состояния ввиду отсутствия конкретных программ по информированию общественности по данному вопросу и сложностей со связью.
  Разветвленная система особо охраняемых природных территорий, которая уже существует, помогла в совокупности с горной и недоступной местностью защитить дикую природу при относительно низком уровне вложенных средств. Однако, действующая система заповедников должна быть изменена и приспособлена к изменяющейся социальной, политической и экономической ситуации.
  Сильная исследовательская база продолжает оставаться положительным наследием, полученным от вложения средств в академические учреждения. По биоразнообразию страны опубликовано огромное количество материалов, хотя некоторая информация не является легкодоступной, или же не зарегистрирована в полном объеме. В настоящее время научные учреждения переживают общие для всех финансовые и организационные трудности. Тем не менее, существуют совершенно очевидные возможности непосредственного использования имеющихся или будущих исследований и укрепления таким образом управления деятельностью по биоразнообразию.
  Сильная законодательная база для защиты ресурсов дикой природы уже существует. Это создает важную основу для начальной стадии сохранения биоразнообразия, и имеется также хороший потенциал дальнейшего развития законодательства. Тем не менее, имеют место и очевидные ограничения в том, в какой степени законодательство применяется и исполняется, что подрывает эффективность законодательной базы для охраны природы.
  Хороший опыт в планировании и подготовке планов имеется в учреждениях. Однако, существует мало доказательств того, что данные планы были реализованы, особенно планы, предполагающие сотрудничество или партнерство между организациями или институтами.
 
 2.9.6 Конкретные институциональные ограничения и возможности
 
  При анализе современного положения в области биоразнообразия в Кыргызской Республике был выявлен ряд конкретных институциональных ограничений и возможностей. В таблице 2.9.6.1 изложены обобщение и сравнение данных ограничений и возможностей, как первый шаг в разработке реалистичных целей, стратегий и действий, учитывающих настоящую ситуацию, и принесли бы, таким образом, больший эффект.
 
 Таблица 2.9.6.1
 Конкретные институциональные и взаимосвязанные факторы, и обусловленные ими ограничения и возможности
 
  Ограничения и трудности Сильные стороны и возможности Организационный потенциал для управления деятельностью по биоразнообразию * Сократившиеся финансовые ресурсы и бюджет привели к сокращению потенциала государственных учреждений.
 * Организационная инерция и историческое наследие привели к задержкам в адаптации к новой экономической и социальной ситуации.
  * Сильная организационная база для осуществления управления деятельностью по биоразнообразию все еще существует.
 * Имеются хорошие возможности привлечения внешних инвестиций для создания потенциала и тренинг-программ для совершенствования навыков и развития новых технологий. Человеческие ресурсы для управления деятельностью по биоразнообразию * Наблюдается низкая дисциплина в государственных учреждениях, органах местной власти и научных учреждениях в результате сокращения заработной платы в реальном выражении.
 * Сокращение числа высокопрофес-сиональных специалистов в области управления деятельностью по биоразнообразию происходит из-за ограничения возможностей проведения тренингов и повышения квалификации в данной области. * Существует ядро высококвалифицированных и преданных делу людей, несмотря на низкую заработную плату и тяжелые условия работы Оборудование и материально-техническая база * Крайне ограниченное вложение средств в оборудование и материально-техническую базу ведет к тому, что выделяемые ресурсы недостаточны для удовлетворения текущих и будущих потребностей * Существует очевидная возможность улучшения ресурсной базы, даже при ограниченных объемах вложений
 
  Ограничения и трудности Сильные стороны и возможности Опыт участия в международных проектах * Существует недостаточный опыт реализации действий в условиях рыночной экономики или в соответствии с международными стандартами (например, в вопросах финансовой подотчетности, участия, управления циклом проекта и др.) * Программы постоянно проводимых тренингов быстро укрепляют потенциал, который позволял бы отвечать требованиям международных проектов; укрепление потенциала будет происходить ускоренными темпами при знакомстве с такими методами работы Передача информации * Ограниченный обмен информацией привел к неэффективности и недостатку сотрудничества * Наличие новых технологий увеличивает возможности обмена и передачи информации между лицами и организациями Исследования * Исследования обычно носили чисто академический характер и были мало связаны непосредственно с управлением деятельности по биоразнообразию * Существует сильная исследовательская база, которую можно применять более эффективно в рамках целенаправленных исследовательских программ Координация и партнерство * Между государственными учреждениями и развивающимся сектором НПО наблюдается ограниченная координация и связь, особенно, в свете изменяющейся роли и ответственности данных учреждений.
 * Существует мало примеров, демонстри-рующих опыт межсекторального сотруд-ничества (например, правительство - НПО, деловые круги - НПО) * С ростом признания необходимости вовлечения заинтересованных сторон в управление биоразнообразием, улучшится и координация между государственными учреждениями и НПО.
 * Развиваются возможности работы в партнерстве с растущим частным сектором и прямого вовлечения в управление биоразнообразием Участие * В планировании, управлении и устойчивом использовании природных ресурсов наблюдалось недостаточно широкое участие заинтересованных сторон * Пилотные проекты планирования и управления деятельностью по биоразнообразию с привлечением широкого круга участников процесса привлекают внешнее финансирование.
 * Методы такого широкого участия в настоящее время разрабатываются как часть программ по устойчивому развитию
 
  Ограничения и трудности Сильные стороны и возможности Информирование общественности * Низкий уровень информированности о значении биоразнообразия и его связи с устойчивым развитием существует в сельской местности, среди широкой публики и людей, ответственных за принятие решений
  * Возросшие возможности проведения информирования общественности при помощи более доступных коммуникационных систем.
 * Повышение информированности о значении биоразнообразия и функциях экосистем (таких, как водосборы) среди людей, ответственных за принятие решений, доноров и представителей международного сообщества увеличит вероятность поощрения дальнейших инвестиций Законодательство * Ввиду недостаточности механизмов обеспечения исполнения законодательства, оно было либо неполным, либо непоследовательным * Сильная и хорошо развитая законодательная база представляет собой важное преимущество для дальнейшего развития законодательства
 
 2.9.7 Заключение
 
  В данном разделе был показан широкий круг как ограничений, так и возможностей, которые необходимо учитывать при планировании сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике. В общем, в основе многих ограничений, препятствующих сохранению биоразнообразия, лежит ситуация, связанная с переходными экономическими и политическими процессами в регионе. Тем не менее, многие институциональные структуры продолжают существовать, что вместе с увеличением общественных неправительственных организаций, создает важную основу для развития дальнейшей деятельности, относящейся к биоразнообразию. В действительности, биоразнообразие само по себе может стать одним из наиболее важных ресурсов или активов в экономическом развитии Кыргызской Республики, и таким образом в дальнейшем создать поддержку сохранению биоразнообразия.
 
 
 2.10 Краткое содержание Национального доклада
 
 * В Кыргызской Республике сосредоточена высокая концентрация как видов, так и экосистем. Многие виды и среда их обитания имеют большое экономическое значение для народов Кыргызской Республики. Горы играют важную роль в обеспечении водой равнин Центральной Азии.
 
 * В Кыргызской Республике многие виды и среда их обитания, включая и те, которые имеют важное экономическое и функциональное значение, заметно сокращаются за последние годы. Площадь лесов сократилась более чем на 50%, сильное изменение претерпели пастбища. Виды, имеющие экономическое значение, исчезают с территорий, доступных человеку. Кроме того, среда обитания подвержена влиянию чрезмерного использования, добычи минералов и загрязнения. В настоящее время 193 вида животных и растений Кыргызской Республики находятся под угрозой исчезновения.
 
 * Существующие государственные программы включают сеть охраняемых территорий и обслуживание лесов, а также обширные правовые документы, разработанные для сохранения биоразнообразия и регулирования его использования. Крепкая база для исследовательской работы и обучения создает потенциал для природоохранной деятельности, а растущее движение НПО играет все более активную роль.
 
 * Недостаточное финансирование существующих структур сокращает их эффективность и ограничивает выполнение законов. Более того, низкая общественная информированность в отношении вопросов биоразнообразия означает, что экологическое влияние не учитывается на уровне местных общин.
 
 * Сохранение биоразнообразия связано с социальным и экономическим развитием Кыргызской Республики. Инвестиции в усиление охраны природных ресурсов помогут устойчивому использованию ресурсов для будущих поколений. Они станут важным средством улучшения благосостояния народа Кыргызской Республики.
 
 
 3. Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия
 
 3.1 Введение в Стратегию и План действий
 
 3.1.1 Необходимость плана
 
  Существующая глобальная угроза биоразнообразию и вытекающее из этого сокращение биологических ресурсов и нарушение функционирования экосистем наглядно демонстрирует необходимость в безотлагательном принятии мер по защите биоразнообразия. Потери в биоразнообразии на территории Кыргызской Республики изложены при анализе проблем (раздел 2.9), в котором также указаны приоритетные действия в этом направлении. Разработка Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия в соответствии с инструкциями Конвенции о биологическом разнообразии предоставляет возможность поддержать скоординированные усилия по ослаблению и предотвращению губительного воздействия на биоразнообразие.
  Однако, для того, чтобы этот план был эффективным, он должен соответствовать окружению, в котором применяется, а также учитывать наличие разнообразных препятствий в процессе осуществления намеченных действий. При анализе проблем в Разделе 2.9.5 был рассмотрен ряд ограничений и возможностей по сохранению биоразнообразия в Кыргызстане. Определяя и учитывая эти факторы, мы рассчитываем на то, что этот план будет приемлем и, следовательно, более эффективным. В частности, в плане учитываются наиболее вероятные трудности в процессе претворения запланированных действий, он также основывается, по мере возможности, на имеющиеся достоинства и возможности по сохранению биоразнообразия в Кыргызской Республике.
 
 3.1.2 Построение плана
 
  Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия (СПДСБ) включает в себя три основных компонента. Первый из них (3.2) - Стратегия по сохранению биоразнообразия в Кыргызской Республике. В этом разделе в общих чертах излагаются задачи и цели по сохранению биоразнообразия в республике, а также разработана интегрированная стратегия, основанная на ряде стратегических компонентов или подходов. Стратегия излагается в Плане Действий (3.3), содержащем детали реализации стратегических компонентов в условиях Кыргызствна. План Действий содержит список особых видов деятельности с указанием необходимых средств, сроков выполнения и конечных результатов. Интегрированная природа Плана действий наглядно показана за счет четкой демонстрации взаимосвязи различных видов деятельности. И последний, третий компонент СПДСБ содержит описание того, как будет производиться оценка и мониторинг (3.4) и составляться отчетность (3.5) по результатам реализации СПДСБ. В дополнение к вышесказанному в последнем разделе (3.6) рассматриваются организационные вопросы осуществления СПДСБ, а именно, потенциальные организации-исполнители, финансовые механизмы, а также рекомендации по вопросам администрирования и управления процессом реализации плана.
 
 
 Интеграция с другими планами и программами
 
  В процессе разработки СПДСБ была предпринята попытка выявить как можно больше функционирующих планов и программ и включить приемлемые виды деятельности в данный план. Подобная увязка позволяет надеяться, что данный план будет, по мере возможности, полным и расширит спектр существующих видов действий, нежели будет дублировать их, либо вступать с ними в противоречие. В дополнение к этому мы надеемся, что за счет связи с другими планами процесс реализации этих действий выразится в более широких позитивных последствиях.
 
 
  Панъевропейская Стратегия сохранения биологического
  и ландшафтного разнообразия
 
  Настоящие Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия тесно связаны со многими другими местными, национальными и международными программами, планами и соглашениями. Хорошим примером того, как проект СПДСБ связан с международными инициативами, является Панъевропейская Стратегия сохранения биологического и ландшафтного биоразнообразия (PEBLDS):
 
  "Панъевропейская Стратегия сохранения биологического и ландшафтного биоразнообразия представляет собой инновационный и инициирующий подход к приостановке деградации и восстановлению ценностей биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. Инновационным подход является потому, что он учитывает все инициативы в области биологического и ландшафтного разнообразия в рамках единого европейского подхода. Инициирующий подход означает содействие интеграции представлений, касающихся биологического и ландшафтного разнообразия, в социальный и экономический сектора. Стратегия создает возможность для реализации существующих мероприятий и выявляет дополнительные действия, которые необходимо предпринять в следующие два десятилетия. Стратегия также создает основу для продвижения последовательного подхода и общих целей национальных и региональных действий в целях реализации Конвенции о биологическом разнообразии".
  (Центр анализа и синтеза информации PEBLDS, 1998)
 
  Кыргызская Республика имеет тесную интеграцию с PEBLDS. В ходе подготовки СПДСБ велись тесные консультации с национальными и международными представителями PEBLDS. Основополагающие принципы СПДСБ были разработаны в соответствии с принципами PEBLDS. Механизмы мониторинга, оценки и отчетности по СПДСБ были составлены таким образом, чтобы они были совместимы с механизмами PEBLDS. Действия СПДСБ были интегрированы с темами действий в стратегическом плане действий PEBLDS, в особенности, с темой 10: Горные экосистемы (например, 10.10: "Разработать комплекс мероприятий по сохранению горных экосистем Тянь-Шаня"). Интеграция СПДСБ с PEBLDS приведет к признанию важной роли, которую Кыргызская Республика играет в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия в Европе.
 
 
 3.1.3 График осуществления плана
 
  Осуществление плана рассчитано на 5 лет, с 1999 по 2004 гг. Пять лет - вполне достаточный период для того, чтобы результаты проектов стали очевидными, но и не такой длительный, чтобы изменение ситуации привело бы к выводу, что план не актуален. В План действий включен чисто иллюстративный график для обозначения некоторых общих тенденций в плане их приоритетности, а также для определения зависимости других действий от их досрочного завершения.
 
 
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
 
  Основные принципы развития и осуществления СПДПБ адаптированы в соответствии с Панъевропейской стратегией по сохранению биологическомого и ландшафтного разнообразия, которые, в свою очередь, разработаны на принципах Конвенции по биологическому разнообразию. Принятие этих принципов демонстрирует связь СПДПБ с другими подобными стратегиями и свидетельствует, что подходы Кыргызской Республики идут в общем русле с подходами других европейских стран.
 
 * Тщательное принятие решений. Решения базируются на квалифицированных исследованиях, опыте и информации, принимаются во внимание социальные и экономические проблемы.
 * Как избежать воздействия. Оценка влияния на окружающую среду проводится во всех случаях, когда деятельность может негативно воздействовать на биоразнообразие и осуществляется для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий и привлечь внимание общественности.
 * Предупреждающий принцип. Там, где деятельность отрицательно влияет на окружающую среду, но такая связь окончательно не установлена, должно быть принято решение об отмене такой деятельности.
 * Транслокация. В тех случаях, когда невозможно избежать тех видов деятельности, которые отрицательно влияют на окружающую среду, они должны быть перенесены в такие места, где влияние будет сказываться меньше.
 * Экологическая компенсация. Там, где нельзя избежать ущерба важным территориям, пользователь обязан внести компенсацию или принять меры по сохранению.
 * Восстановление и обновление. Там, где требуется, среда обитания и биологическое разнообразие должны восстанавливаться и обновляться; это относится и к реабилитации и восстановлению видов, находящихся на грани исчезновения.
 * Использование лучших технологий и практики охраны окружающей среды. Доступ, а если необходимо, передача подходящих технологий, должны помочь охране окружающей среды и ее устойчивому использованию.
 * Плата за загрязнение. Должны быть разработаны меры по сбору платы за предотвращение, контроль и смягчение влияния на окружающую среду; такая плата должна взыматься с ответственных сторон.
 * Участие общественности и доступ к информации. Необходимо активное участие общественности и поддержка мер по сохранению биоразнообразия со стороны самых различных групп; усиление деятельности по информированию общественности.
 
  Целый ряд принципов, специфических для СПДПБ Кыргызской Республики, разработаны по инициативе тех, кто принимал участие в разработке СПДПБ.
 
 * "Мысли глобально, работай локально" - глобального сохранения можно достичь только через работу на местном уровне.
 * Цели должны быть реалистичными и достигаемыми.
 * Программа должна быть гибкой и адаптируемой, принимать во внимание изменения и условия охраны.
 * Те, кто реализует программу, должны, как можно больше координировать и согласовывать свои действия внутри и между проектами.
 * Проект должен быть прозрачным с легким и четким доступом к информации, включая финансовую информацию.
 * Любые действия должны быть финансово и организационно устойчивыми, они должны быть направлены на создание структур, которые бы позволяли действовать в течение долгого периода.
 * Деятельность должна быть эффективной, в том числе и по стоимости.
 * Деятельность должна интегрироваться и быть постоянной - с продолжением различных этапов.
 * При осуществлении деятельности должны использоваться подходящие технологии и методологии .
 * Следует сохранять и восстанавливать площади и состояние естественных экосистем.
 * Приоритет должен отдаваться видам-эндемикам.
 * Там, где это возможно, деятельность должна опираться на местные традиции и знания.
 
 
 3.2 Стратегия сохранения биоразнообразия в Кыргызской Республике
 
  Стратегия по сохранению биоразнообразия в Кыргызской Республике включает:
 
 * главную цель по сохранению биоразнообразия внутри страны;
 * ряд целей, отражающих вероятные изменения в ключевом элементе биоразнообразия и других секторах в поддержку главной цели, а также
 * ряд стратегических компонентов или подходов, которые показывают, каким образом эти изменения будут осуществляться. Более подробное описание этих действий в рамках каждого стратегического компонента предлагается в Плане действий по сохранению биоразнообразия (раздел 3.3).
 
 3.2.1 Главная цель
 
 
  Главная цель проекта - Сохранение и рациональное использование биологического и ландшафтного разнообразия в целях устойчивого социально-экономического развития Кыргызской Республики.
 
 
 3.2.2 Основные цели
 
  Нижеизложенные цели представляют собой количественное выражение главной цели, а также, что будет собой представлять достижение этой цели в виде реальных изменений в состоянии биоразнообразия и экономики. Эти цели очень тесно связаны с основными показателями по оценке проекта (раздел 3.4). Эти цели определяют конечный ориентир, достижению которого должны способствовать запланированные действия, а также более четко выделяют то, каким образом можно достичь конечной цели.
 
  В кратком изложении эти цели:
 
 * обозначают ориентир, относительно которого можно оценить прогресс;
 * могут быть и не достигнуты полностью, но реально указывают направление;
 * не стремятся быть всеохватывающими, а должны обозначать общую ситуацию и предполагаемые приоритеты;
 * не являются исчерпывающими с точки зрения всего объема воздействия СПДСБ;
 * не окончательны и могут видоизменяться (по мере необходимости) в процессе реализации СПДСБ.
 
 
  Для достижения главной цели необходимо достичь следующих основных целей:
 
 1. Сохранить и восстановить наиболее важные комплексы видов, экосистемы и ландшафты до состояния естественного устойчивого воспроизводства.
 2. Сохранить и рационально использовать лесные ресурсы и увеличить лесопокрытую площадь на 0,3% к 2005 г.
 3. Обеспечить существование и возобновление важных для природы и ценных для общества видов.
 4. Расширить площадь особо охраняемых природных территорий, чтобы она к 2005 г. составила 4,8% от площади республики.
 5. Снизить уровень загрязнения окружающей cреды до уровня, безвредного для естественных экосистем, к 2005 г.
 6. Совершенствовать структуру государственного управления природными ресурсами.
 7. Совершенствовать экологическое законодательство к 2003 г., чтобы обеспечить эффективную охрану биологического и ландшафтного разнообразия.
 8. Повысить общественную осведомленность, уровень экологического образования и участия населения в принятии экологически значимых решений к 2005 г.
 9. Создать экономический механизм, содействующий сохранению и рациональному использованию биологического и ландшафтного разнообразия.
 10. Привлекать внутренние и внешние инвестиции для содействия сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия.
 11. Внести вклад в реализацию программы по снижению уровня бедности к 2005 г.
 
 
 
 3.2.3 Стратегические компоненты
 
  Стратегия по сохранению биоразнообразия включает ряд взаимосвязанных стратегических компонентов (или подходов к сохранению), которые в случае одновременного применения позволят достичь главной и основных целей данного плана. Эти компоненты были разработаны на основе принципа интегрирования с взаимосвязанными действиями и, следовательно, применение лишь какого-то одного стратегического компонента не принесет успеха без поддержки за счет выполнения других действий в рамках остальных компонентов. Этими стратегическими компонентами являются:
 
 А. Сохранение in situ. При данном подходе признается важность сохранения в условиях естественного окружения, а также подчеркивается важность сохранения биотических сообществ и экосистем как в границах, так и вне границ охраняемых территорий.
 
 В. Сохранение ex situ. Сохранение вне условий естественной cреды рассматривается как дублирование сохранения в природе, обеспечивающее системы защиты широкого круга генетических ресурсов с целью возможного восстановления в прежних местах обитания,
 
 С. Устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия. При данном подходе признается важность биоразнообразия как ресурса. А также зависимость местных общин, как и других, от этого ресурса. Устойчивое использование является механизмом, с помощью которого сохранение можно поставить в один ряд с этими потребностями, тем самым усиливая непосредственную ценность этих ресурсов и потребности в их сохранении и в то же время удовлетворяя потребности местного населения. Устойчивое использование является особенно важным инструментом в плане сохранения in situ вне охраняемых территорий, а также тесно связано с развитием поощрительных мер.
 
 D. Развитие организационного потенциала и обучения. В данном плане предлагается широкий спектр изменений, и претворение других стратегичесикх компонентов будет основываться на параллельном развитии как людей, так и организаций в поддержку новых и прежних видов деятельности.
 
 E. Экологическое образование и участие общественности. Любая деятельность по сохранению требует понимания и поддержки широких слоев населения, если мы хотим, чтобы она была успешной и стабильной. Информирование общественности лежит в основе любой деятельности, происходящей вне охраняемых территорий, а экологическое образование способствует более широкому её вовлечению в процесс сохранения.
 
 F. Идентификация и мониторинг. При составлении любого плана важно уметь оценить эффективность новых или измененных действий. Поскольку целью данного плана является сохранение биоразнообразия, то необходим долгосрочный мониторинг видов и экосистем для оценки эффективности плана и определения потенциальных угроз на как можно более ранней стадии.
 
 
 G. Исследования. Для того, чтобы эффективно управлять биоразнообразием, решения руководства (такие, как сохранение in situ и мониторинг) должны быть основаны на соответствующей и подробной информации. Комплексная биологическая система требует непрерывных исследований для лучшего понимания потребностей сохранения, а также приведения в соответствие с потребностями практики управления.
 
 H. Обмен информацией и доступ. В целях эффективного сохранения необходимо, чтобы вся информация по биоразнообразию и деятельности, оказывающей на него воздействие, была доступна широкому кругу лиц. Это поможет избежать дублирования действий и будет способствовать принятию решений на основе самой достоверной информации, способствуя четкости хода процесса. Обмен информацией может производиться на самых разных уровнях - местном, государственном, региональном или международном.
 
 I. Сотрудничество (техническое, научное, межгосударственное, передача технологий). Биоразнообразие не имеет границ - ни между слоями общества, ни между обществами, ни между государствами. Следовательно, эффективное сохранение биоразнообразия должно основываться на связи и сотрудничестве между элементами общества, обеспечивая справедливость и равенство в отношении биологических ресурсов. Более того, сотрудничество между соседними и отдаленными друг от друга государствами важно для обеспечения эффективной координации деятельности по достижению общей цели сохранения биологических ресурсов в мировом масштабе.
 
 J. Оценка воздействия. Представляет собой важный способ мониторинга за воздействием ряда видов деятельности на биоразнообразие. За счет осуществления такого мониторинга становится возможным обеспечить адекватную реакцию по смягчению отрицательного воздействия на биоразнообразие. Оценка воздействия также предоставляет четкую основу для оценки подходящих инициатив и мер, подавляющих эти инициативы.
 
 K. Меры стимулирования. Одним из наиболее важных факторов, способствующих сокращению биоразнообразия, является отсутствие истинно экономической оценки биологических ресурсов. Использование экономических (и других) стимулов позволяет провести переоценку на основе придания биоресурсам их истинной стоимости, и за счет этого содействовать благоприятному отношению к сохранению.
 
 L. Законодательство. При изменении подходов или видов деятельности в данном плане потребуются соответствующие регулятивные изменения. Юридические меры лишь усилят другие стратегические компоненты этого плана (включая поощрительные меры), и во многих случаях существующее законодательство нужно будет пересмотреть, а там, где необходимо, привести в соответствие для обеспечения эффективной поддержки запланированной деятельности.
 
 М. Финансовые ресурсы. Осуществление данного плана и его стратегических компонентов потребует финансовой поддержки, и источники этих финансовых средств необходимо рассмотреть в рамках данного плана - будь то обзор существующих механизмов, либо разработка новых.
 
 N. Координация Стратегии и Плана действий. Для того, чтобы поддержать успешное осуществление плана, необходимо рассмотреть структуры по администрированию и управлению запланированной деятельностью в рамках самого плана. Определяя механизмы координации плана на этой стадии, мы тем самым принимаем интегрированный подход к осуществлению всех остальных стратегических компонентов с четкими обязательствами по содействию данному плану и мобилизуя скоординированную деятельность.
 
 
 Стратегические компоненты относительно статей Конвенции по биологическому разнообразию
 
  Стратегические компоненты, включенные в Стратегию по биоразнообразию, были разработаны в процессе обсуждения во время проведения ряда межсекторальных семинаров. Стратегии представляют собой рациональное толкование наиболее подходящих подходов к сохранению, и понятно, что их целостное или интегрированное применение, вероятней всего, будет наиболле эффективным.
 
 Будучи набором подходов, стратегические компоненты во многом схожи со статьями Конвенции по биоразнообразию. Вопросы, рассматриваемые в статьях 7-19 Конвенции, четко представлены в рамках стратегических компонентов, перечисленных выше:
  Статья 7 Идентификация и мониторинг Статья 14 Оценка воздействия и сведение к минимуму нежелательных эффектов Статья 8 Сохранение in situ Статья 15 Доступ к генетическим ресурсам Статья 9 Сохранение ex situ Статья 16 Доступ и передача технологий Статья 10 Устойчивое использование компонентов биоразнообразия Статья 17 Обмен информацией Статья 11 Меры стимулирования Статья 18 Техническое и научное сотрудниество Статья 12 Исследования и обучение Статья 19 Биотехнология и распределение ее выгод Статья 13 Общественное мнение и осознание
  Четкие связи между компонентами СПДСБ и статьями Конвенции можно рассматривать как преимущество, имея в виду отчетность о реализации Конвенции в Кыргызской Республике. В дополнение к этому подобная организация стратегических компонентов облегчает сравнение данного документа с СПДСБ в других странах и представляет собой согласованную в международном масштабе схему по сохранению биоразнообразия.
 
 
 
 3.3 План действий по сохранению биоразнообразия
 
  В Плане действий излагаются практические действия, которые необходимо предпринять в рамках каждого стратегического компонента для достижения главной и основных целей. Эти действия подразделяются на ряд последовательных и взаимосвязанных видов деятельности. Некоторые из перечисленных видов деятельности будут осуществляться в соответствии с имеющимися планами и проектами, в то время как другие будут разработаны с листа. Все виды деятельности предназначены для обеспечения четкого исполнения с указанием ориентировочного бюджета, сроков выполнения и определенных результатов.
 
 * Ориентировочные бюджеты приводятся в долларах США и являются исключительно иллюстративными. Они представляют собой примерную смету предполагаемых расходов (от 100 до 1.000.000 долларов США), что послужит ориентиром по привлечению средств, необходимых для осуществления каждого вида деятельности. В некоторых случаях этот бюджет может быть отнесен и к нескольким взаимосвязанным видам деятельности.
 * Продолжительность, либо сроки исполнения, также носят условный характер. В них указывается, когда в течение пятилетнего периода (1999-2004 гг.) должен осуществляться каждый вид деятельности с учетом его относительной приоритетности и степени зависимости завершения других видов деятельности от приоритетного завершения данного вида деятельности
 * Под результатами имеются в виду реальные достижения по каждому виду деятельности, которые служат основанием для оценки успеха или степени завершенности. Эти результаты являются приблизительными достижениями, но предполагается, что завершение любого вида деятельности имеет воздействие на более широкий круг показателей успеха (см. 3.4), включая основные цели плана.
 * Основные цели показывают, каким образом каждая деятельность помогает достигнуть главной цели плана, демонстрируя, какая деятельность способствует достижению какой цели. Нумерация в этой колонке соответствует нумерации целей в 3.2.2.
 * Взаимосвязанные действия отражают другие, очень схожие действия в рамках плана. В общем, любые виды деятельности в рамках одного действия, вероятнее всего, будут во многом схожи, однако, данная информация (на основе использования индивидуальной нумерации по видам деятельности для ссылки) позволяет ссылаться навзаимосвязанные действия, либо похожие действия в рамках всего плана
 
 
 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПЛАН
 
  Поскольку в основу Плана действий заложен принцип интеграции, большинство действий тесно перекликаются с другими упомянутыми действиями, либо в рамках того же, либо другого стратегического компонента. Они показаны в колонке "Взаимосвязанные действия".
  В некоторых случаях действия могут быть взаимозависимы, и успешное выполнение одного действия может зависеть от предыдущего или последовательного выполнения другого. Более того, выполнение одного действия может положительно отразиться на схожих или взаимосвязанных действиях. Именно поэтому интеграция является ключевым фактором этого плана, и следует доводить информацию по взаимосвязанным действиям до начала осуществления действий.
 
 
 3.3.1 Стратегия А: Сохранение in situ
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 А.1. Повышение эффективности сети ООПТ А.1.1. Разработка и реализация планов по развитию службы охраны ООПТ. D.3.2, F.4.5, M.4.1 3,4,6 1999-2002 20,000 Улучшение службы охраны А.1.2. Разработка стратегий, использующих и содействующих традиционным культурам в их взаимоотношениях с биоразнообразием в буферных зонах. А.4.3, C.2.1,C.2.7, E.4.1,I.1.1 1,8,9 2000 1,000 Реализация стратегий А.1.3. Организация обучения инспекторов ООПТ совместно с правоохранительными органами и региональными природоохранными комитетами. D.2.1, F.3.1, H.2.2 1,2,3,8 1999-2004 6,000 Сотрудничество между данными группами А.1.4. Организация постоянного обучения сотрудников ООПТ. D.1.2, F.4.5 1,2,3,8 1999-2004 50,000 Повышение квалифи-кации сотрудников А.1.5. Повышение квалификации сотрудников ООПТ в области контроля за незаконной деятельностью (н., браконьерство) путем обучения и предоставления оборудования. C.4.10, L.2.2 1,3,6 1999-2002 20,000 Усиление контроля за незаконной деятельностью А.1.6. Разработка и реализация менеджмент-планов для ООПТ. А.4.3, G.1, G.2, G.3 3,4,6 1999-2004 250,000 Разработка и реализа-ция менеджмент-планов А.1.7. Координация системы охраняемых территорий в Западном Тянь-Шане с охраняемыми территориями в Узбекистане и Казахстане. А.2.2, H.3.2, I.2.3, I.3.1, L.2.4 1,2,3,4 1999-2004 100,000 Координация системы управления А.1.8. Включение охраняемых территорий в национальный земельный кадастр. A.2.2 6,9 2000 1,000 Включение охраняемых территорий в кадастр
 А.2. Расширение управления охраняемыми территориями. А.2.1. Разработка механизмов более эффективного использования неправительственных экспертов в процессе принятия решений, касающихся охраняемых территорий. G.1.1, D.1.3, G.1.3, G.2.1, G.4.1, M.1.2 3,6,7 1999-2004 86,000 Более высокая компетентность при принятии решений А.2.2. Интеграция управления ООПТ с другими правительственными структурами управления и программами (н., местное управление, децентрализация). А.1.7, C.2.3, C.2.4, C.3.1, C.6.1, F.5.4, H.3.2 3,4,6,10 1999-2004 5,000 Интегрированное и координируемое управление А.3. Непосредственная поддержка управлению ООПТ. А.3.1. Предоставление технической поддержки и оборудования Сарычат-Эрташскому заповеднику. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2003 80,000 Техническая поддержка А.3.2. Предоставление технической поддержки и оборудования Нарынскому и Каратал-Жапырыкскому заповедникам. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2004 200,000 Техническая поддержка А.3.3. Предоставление технической поддержки и оборудования Иссык-Кульскому заповеднику. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2004 85,000 Техническая поддержка А.3.4. Предоставление технической поддержки и оборудования Сары-Челекскому и Беш-Аральскому заповедникам. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2004 600,000 Техническая поддержка А.3.5. Предоставление технической поддержки и оборудования Кеминскому и Кыргыз-Атинскому природным паркам. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2003 200,000 Техническая поддержка А.3.6. Предоставление технической поддержки и оборудования Ала-Арчинскому национальному парку. A.1.1, A1.5 1,3,4,6 1999-2003 50,000 Техническая поддержка
 
 А.3.7. Предоставление технической поддержки и оборудование Беш-Ташскому, Каракольскому и Кара-Шоринскому прирлным паркам. А.1.1,А1.5 1,3,4,6 1999-2003 200,000 Техническая поддержка А.3.8. Ремонт зданий в 4 заповедниках и 6 национальных парках для создания библиотек. E.1.4 1,3,8 1999-2001 20,000 Ремонт А.3.9. Обеспечение библиотек заповедников и национальных парков книгами и периодикой по биоразнообразию. A.1.1,A.1.4,D.1.2,D.3.2,E.1.4,F.4.5 1,3,8 2000-2001 8,000 Библиотеки для заповедников и парков А.3.10. Содействие целевым программам совершенствования управления в ООПТ. D.3.3, D.3.4, F.4.1, F.4.6, G.1, G.2, G.3 1,3,6 2000-2003 5,000 Рекомендации А.4. Расширение сети охраняемых территорий. А.4.1. Разработка научно обоснованных принципов и критериев по отбору и расширению охраняемых территорий. 3,4,6 1999 2,000 Использование принципов А.4.2. Применение принципов и критериев для определения площадей под расширение и создание охраняемых территорий. A.4.4-A.4.9 1,3,4,6 1999-2000 5,000 Создание новых территорий А.4.3. Разработка и реализация планов совместного управления с целью повышения статуса и сохранения биоразнообразия буферных зон. А.1.6, K.1.3, L.2.3 1,2,3,4 1999-2004 300,000 Улучшение системы буферных зон А.4.4. Создание и управление заповедными участками для сохранения высокогорных водно-болотных угодий (Сон-Куль, Чатыр-Куль). A.6.3 1,2,3,4 1999-2004 60,000 Заповедные участки А.4.5. Создание и управление природным парком в целях сохранения арчевых лесов. A.1.6,A.7.2 1,2,3,4 1999-2004 250,000 Новый природный парк А.4.6. Создание и управление природным парком в целях сохранения орехоплодовых лесов. A.1.6, A.7.2 1,2,3,4 1999-2004 200,000 Новый природный парк
 
 А.4.7. Создание и управление заказников с целью сохранения фисташковых и миндальных лесов. A.1.6, A.7.2 1,2,3,4 1999-2004 175,000 Новые заказники А.4.8. Создание и управление сезонными заказниками с целью сохранения видов, которым необходима временная сезонная защита (н., миграционные коридоры и гнездовья птиц). A.1.6,G.1.2 1,2,3,4 1999-2004 135,000 Серия сезонных заказников А.4.9. Создание и управление заказниками с целью сохранения биоразнообразия местного значения. A.1.6,F.1.1 1,2,3,4 1999-2004 60,000 Местные заказники А.4.10 Обновление и издание карт сети ООПТ с учетом новых охраняемых территорий. F.3.1 1,3 2000-2001 5,000 Создание карт А.5. Создание сети малых охраняемых территорий А.5.1. Создание и управление сетью микрозаповедников с целью расширения cреды обитания и увеличения разнообразия видов. A.4.9,G.2.3 1,3,4 1999-2004 50,000 Создание сети микрозаповедников А.5.2. Связать сеть микрозаповедников с экологическими коридорами с целью содействия миграции и межпопуляционному обмену. G1.2 1,3,4 1999-2004 15,000 Создание экологических коридоров А.6. Восстановление и устойчивое использование важнейших ландшафтов и экосистем. А.6.1. Сохранение и восстановление прибрежных мест обитания, в т.ч. на оз.Иссык-Куль, бассейны рек Чу и Аламедин. A.6.3,C.1.1 1,3,4 1999-2005 150,000 Восстановление при-брежных мест обитания А.6.2. Сохранение и восстановление пойменных лесов. A.6.3,C.1.1 2,3,11 1999-2005 88,000 Восстановление пойменных лесов А.6.3. Сохранение и восстановление основных водно-болотных угодий. A.4.4,G.1.2,C.1.1 1,3,4 1999-2004 84,000 Восстановление системы водно-болотных угодий А.6.4. Создание мест обитания на деградированных территориях путем создания посевов и посадок для привлечения большего количества видов. С.1.1, С.5.2 1,3,4 1999-2004 20,000 Создание более разнообразных мест обитания
 
 А.6.5. Создание подкормочных площадок и искусственных убежищ на истощенных территориях. G.2.2, G.2.3 1,3,4 1999-2004 100,000 Улучшение мест обитания А.6.6. Усиление мер противопожарной защиты путем обучения, оказания поддержки патрулям, предоставления оборудования и укрепления технической базы для предупреждения пожаров. A.1.1 1,3 2000-2004 100,000 Усиление мер противопожарной защиты А.6.7. Разработка и реализация планов по соответствующим механизмам контроля с целью предотвращения распространения интродуцированных видов, представляющих угрозу местным экосистемам. G.1.1 1,3,6 2002-2004 50,000 Контроль за интродуцированными видами А.7. Специальные проекты по защите видов и экосистем А.7.1. Разработка и реализация планов действий по защите основных видов, находящихся под угрозой. B.3.1, G.2.3 1,3,4,6 2002-2004 50,000 Реализация планов А.7.2. Разработка и реализация планов действий по защите мест обитания, сообществ и экосистем. F.1.1, G.2.5 1,3,4,6 2002-2004 50,000 Реализация планов А.7.3. Разработка и реализация планов по наиболее важным и угрожаемым видам (таким, как снежный барс и горный гусь) с целью повышения осведомленности о них и концентрации усилий по восстановлению истощенных и находящихся под угрозой мест обитания. E.2.6,G.2.2,G.2.3 1,3,4,6 2002-2004 50,000 Реализация планов
 3.3.2 Стратегия B: Сохранение ex situ
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 B.1. Создание семенных банков B.1.1. Создание инфраструктуры и технической базы семенного банка. B1.2 1,3 2000-2002 100,000 Семенной банк B.1.2. Сбор семенного материала для семенного банка с использованием имеющихся коллекций и традиционных форм сбора. G.2.2 1,3 2001-2004 50,000 Коллекции и инфра-структура сем. банка B.1.3. Разработка и использование норм по регулированию сбора материала для семенного банка. B.1.2 1,3 2000 1,000 Нормы сбора B.1.4. Создание национальной коллекции наиболее важных микроорганизмов и грибковых культур (особенно тех, которые связаны с прикладной деятельностью). G.2.2 1,3 1999-2005 150,000 Создание коллекции B.2. Организация питомников B.2.1. Создание питомников для растений с целью пропаганды и исследования редких и находящихся под угрозой растений. Улучшение имеющихся питомников. F.1.1, G.2.3 1,3,4 2000-2004 70,000 Питомники
 
 B.2.2. Создание питомников для растений с целью сохранения диких видов, важных для агробиоразнообразия (включая фруктовые и ореховые деревья). Улучшение имеющихся питомников. G.2.2 1,3,4 1999-2004 100,000 Питомники B.3. Создание реабилитационного центра B.3.1. Разработка правил по ограничению сбора животных для их разведения в неволе и последующего выпуска на волю выздоровевших или выросших в неволе животных. А.7.1 1,3,6 2000 1,000 Разработка и внедрение правил B.3.2. Разработка нормативов по разведению животных в неволе в соответствии с международной практикой (например, использование международных племенных книг). A.7.1 1,3 2000 1,000 Разработка нормативов B.3.3. Создать центр по реабилитации и разведению в неволе животных, находящихся под угрозой, для их воспроизводства. А.7.1 1,3,4 2002-2004 80,000 Центр по реабилитации
 3.3.3 Стратегия C: Устойчивое использование
 

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу