<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 C.1. Создание зон устойчивого использования. C.1.1. Определить территории для устойчивого использования биоразнообразия и рекомендовать соответствующие им виды деятельности. C.3.1, F.1.1 1,2,3,5, 9,11 1999-2001 15,000 Определение территорий C.2. Разработка методов устойчивого использования C.2.1. Разработать во всех секторах политику, обеспечивающую гарантии включения необходимости сохранения и устойчивого использования БР в процесс принятия решений на национальном уровне. А.1.2, I.1.1, M.1.3 1,2,3,6, 7,9,11 1999-2001 5,000 Политика C.2.2. Пересмотреть, разработать и внедрить методические инструкции и рекомендации относительно системы учета состояния и возобновляемости объектов охоты и рыболовства. C.2.4 1,3,7,9 2000-2003 15,000 Методические инструкции и рекомендации C.2.3. Создать структуры управления и практики при Министерстве сельского и водного хозяйства для поддержки видов деятельности, совместимых с сохранением биоразнообразия и его устойчивого использования. А.2.2 1,3,5,6, 9,10,11 2000-2004 50,000 Создание структуры управления и практики C.2.4. Создать Комиссию по лесному хозяйству, охоте и рыболовству для поддержки видов деятельности, совместимых с сохранением биоразнообразия и его устойчивого использования. А.2.2 1,3,5,6, 9,10,11 2000-2004 100,000 Создание структуры управления и практики
 
 C.2.5. Разработать пилотные проекты по устойчивому использованию биоразнообразия сельскими общинами. С.3.3, G.3.2 1,3,8,9,11 2000-2004 300,000 Пилотные проекты C.2.6. Содействовать возрождению национальных традиций устойчивого природопользования. А.1.2, E.4.1 8,9,11 1999-2004 15,000 Обобщение национальных традиций C.2.7. Разработать и внедрить методические инструкции по сбору лекарственных растений, основанные на исследовании традиционных и нетрадиционных технологий и устойчивом уровне сбора урожая. C.3.2, C.4.2, E.4.1 1,3,6,11 1999-2000 5,000 Методические инструкции C.2.8. Разработать и реализовать программу демонстрационных проектов по устойчивому использованию лесов, совместимому с сохранением биоразнообразия. C.3.5, C.4.4, C.5.2, G.3.3 1,2,3,6, 9,11 2000-2003 45,000 Демонстрационные проекты C.2.9. Разработать программу по разведению яков для предотвращения перевыпаса овец на высокогорных пастбищах. C.4.9, G.3.4 1,3,9,11 1999 10,000 Программа C.3. Привлечение местных общин к сохранению важных для природы и человека видов и экосистем. C.3.1. Разработать механизмы по привлечению традиционных местных структур к разработке режимов устойчивого использования. А.2.2, C.1.1, D.1.3, G.1.2, M.1.2 1,3,8, 9,11 1999-2004 150,000 Вовлечение местных структур к разработке режимов C.3.2. Совместно с местными общинами установить квоты сбора экономически ценных и других традиционно используемых видов растений. C.2.7, G.1.3 1,3,8 1999-2002 2,000 Согласованные квоты сбора растений C.3.3. Оказать поддержку и поощрять местное население пр сохранении и реабилитации территорий в целях улучшения сохранения биоразнообразия. C.2.5, G.1.3 1,5,8 1999-2003 80,000 Сохранение территорий
 
 C.3.4. Внедрить биогазовые установки и другие альтернативные источники энергии для снижения чрезмерной эксплуатации лесных ресурсов. C.2.6 1,8,10 1999-2004 600,000 Альтернативные источники энергии C.3.5. Выполнить программы по посадке лесов с участием местных общин для снижения чрезмерной эксплуатации лесных ресурсов. C.2.8, C.5.2 1,2,3,9, 11 1999-2004 125,000 Посадка лесов C.3.6. Разработать программы привлечения частного бизнеса к проектам по устойчивому использованию биоразнообразия. K.1.7, K.3.1, K.4.1, K.4.2, L.3.5 1,2,3,9, 10 2000-2003 10,000 Привлечение частного бизнеса C.4. Утвердить нормативы использования ресурсов живой природы. C.4.1. Пересмотреть нормативы использования ресурсов живой природы (включая лекарственные растения) и утвердить их постановлением правительства. E.3.1 1,2,3,7 1999 750 Установление нормативов C.4.2. Пересмотреть и по мере необходимости изменить нормативы использования лекарственных растений, с учетом сезонности и утвердить их постановлением правительства. С.2.7,Е.3.1 1,3,7,9 1999-2001 1,000 Установление нормативов C.4.3. Пересмотреть и по мере необходимости изменить нормативы охоты и ловли рыбы в соответствии с принципами устойчивого использования и утвердить их постановлением правительства. C.2.4, E.3.1 1,2,3,7,9 1999-2001 1,500 Установление нормативов C.4.4. Пересмотреть и по мере необходимости изменить нормативы ипользования лесных ресурсов, с учетом месторасположения и утвердить их постановлением правительства. С.2.8, С.3.1 1,2,3,7,9 1999-2001 1,500 Установление ограничений
 
 С.4.5. Определить соответствующие нормативы использования земель для экотуризма и утвердить их постановлением правительства. E.3.1,C.6.4 1,3,7,9,10 1999-2003 2,000 Установление ограничений C.4.6. Определить сезонные нормативы использования уязвимых и редких экосистем и ландшафтов и утвердить их постановлением правительства. Е.1.1, Е.1.2, М.2.4 1,3,7 1999-2004 2,000 Установление ограничений C.4.7. Пересмотреть нормативы загрязнения и других нагрузок на особо уязвимые и редкие экосистемы и ландшафты и утвердить их постановлением правительства. K.2.3, K.2.4 1,3,5,7 1999-2004 2,000 Установление ограничений C.4.8. Пересмотреть и если необходимо изменить сезонные допустимые нагрузки использования (в т.ч. пастбищного) различных экосистем и ландшафтов. А.4.8 1,3,5,7 1999-2004 8,000 Установление ограничений C.4.9. Разработать нормативы промышленного и крупномасштабного использования природных ресурсов, мест обитания и экосистем. С.3.6, J.2.1 1,2,3,5, 7,9 1999-2003 8,000 Установление ограничений C.4.10. Разработать механизмы практического использования нормативов (включая профессиональное обучение, создание потенциала, техническую помощь и развитие инфраструктуры). А.1.5, E.3.1, K.2.1, K.2.2 1,2,3,5, 6,7,9 1999-2004 100,000 Установление ограничений C.5. Создать лесные плантации для обеспечения альтернативными ресурсами древесины. C.5.1. Восстановить леса предгорий, низкогорий и среднегорий, используя быстрорастущие местные виды. C.2.4 2,3,11 1999-2004 155,000 Лесонасаждения (га)
 
 C.5.2. Осуществить посадку лесов на ключевых территориях, оказывая финансовую и техническую поддержку правительственным, неправительственным организациям и местным общинам. C.2.8, C.3.5 2,3,11 1999-2004 125,000 Лесонасаждения (га) C.6. Разработать и осуществить систему мероприятий по экотуризму. C.6.1. Создать отдел экотуризма при Госагентстве по туризму и спорту. K.1.5 1,3,6,9, 10,11 1999-2004 5,000 Отдел экотуризма C.6.2. Определить ключевые районы для развития экотуризма, учитывая виды туризма и относительную уязвимость территорий. C.4.5, C.4.6 1,3,4,8 2000-2002 3,000 Рекомендации C.6.3. Разработать и осуществить планы по развитию экотуризма (включая ООПТ и буферные зоны) с четкой оценкой его влияния. C.4.5, C.4.6 3,4,6,8, 10 1999-2004 75,000 Планы C.6.4. Разработать и распространить инструкции по проведению экотуров в приемлемом и устойчивом режиме. C.4.5 1,3,6 1999-2000 1,000 Инструкции C.6.5. Восстановить и создать лесопарковые зоны с участием общественности. E.2.5, E.5.2 2,3,11 1999-2003 100,000 Лесонасаждения (га) C.6.6. Создать оборудованные экологические тропы на основных территориях для экотуризма. E.2.4,E.2.5 1,3,4,6 1999-2004 20,000 Экологические тропы
 3.3.4 Стратегия D: Развитие институционального потенциала и тренинги
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 D.1. Рассмотреть организацию государственного управления природными ресурсами D.1.1. Рассмотреть национальное управление, предложить меры по совершенствованию имеющейся структуры и осуществить соответствующую реорганизацию государственного управления природными ресурсами. А.2.2, С.2.3, С.2.4, С.3.1, С.6.1 1,2,3,4,6 1999 30,000 Реорганизация структуры D.1.2. Постоянно повышать квалификацию и проводить тренинги для сотрудников министерств и соответствующих структур. А.1.1, А.1.4 6 1999-2004 150,000 Повышение квалификации D.1.3. Разработать механизмы по привлечению широкого круга общественности, включая НПО, к процессу принятия решений, осуществляемому государственными институтами. А.2.1, С.3.1, М.1.2 6,8 1999 10,000 Разработка механизмов D.2. Организовать постоянные тренинги по межсекторальной интеграции D.2.1. Подготовка и регулярное проведение межсекторальных семинаров с целью содействия обмену опытом и информацией и созданием связей на разных уровнях. А.1.3, А.2.2, G.4, H.2.2 6,8 1999-2000 20,000 Обучающие семинары
 
 D.3. Профессиональные и научные тренинги D.3.1. Разработать курсы природоохранного образования для школ и ВУЗов, включая сохранение БР и управление охраняемыми территориями. E.1.1,E.1.3, E.1.6 1,2,3,4, 6,8 1999-2004 8,000 Курсы D.3.2. Поддерживать непрерывное обучение, а также обучение в аспирантуре сотрудников министерств и ООПТ. А.1.1, M.4.1 1,2,3,4, 6,8 1999-2004 5,000 Повышение квалификации D.3.3. Содействовать обучению в аспирантуре и исследованиям по сохранению БР в республике, в частности, в ООПТ. А.3.10 1,2,3,4, 6,8 2000-2003 6,000 Повышение квалификации D.3.4. Повышать квалификацию сотрудников ООПТ и министерств в области биологических основ охраны природы и непосредственного применения их в практике управления и принятия решений. А.3.10 1,2,3,4, 6,8 2000-2002 5,000 Повышение квалификации D.4. Создать союз экологических НПО. D.4.1. Создать координационную сеть или союз существующих НПО с целью оптимизации использования ресурсов, взаимодействия с донорами и кооперации между общественными организациями. А.2.1, D.1.3, H.1.1 1,3,5,8 1999 10,000 Союз НПО
 3.3.5 Стратегия E: Экообразование и участие общественности
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 E.1. Разработка и поддержка постоянной программы по экообразованию. E.1.1. Развивать возможности по осуществлению экообразования для различных групп, включая преподавателей, сотрудников ВУЗов, министерств и ООПТ, представителей НПО и СМИ. D.3.1 8 2000 25,000 Обучение E.1.2. Развивать и оказать поддержку местной сети инструкторов-экологов. C.2.7,C.3.1,
 D.3.1,E.1.7 8 2000-2004 20,000 Сеть E.1.3. Приобретение и разработка материалов (таких, как "CD ROM", учебники) для преподавания экологии и охраны окружающей cреды в школах и ВУЗах. D.3.1 8 1999-2002 50,000 Использование материалов E.1.4. Создать библиотеку, содержащую источники экообразования и вспомогательные материалы по методике экообразования. A.3.8,H.1.1 6,8,9 1999 10,000 Библиотека E.1.5. Создать фонд по поддержке приобретений материалов и методических руководств по экообразованию. E.1.4,D.3.1 8 1999-2004 30,000 Фонд экообразования E.1.6. Обеспечить МОНиК информацией, консультациями и ресурсами по экообразованию. D.3.1 8 2000-2004 10,000 Обучение, материалы E.1.7. Cоздать и оказать поддержку лагерям по экообразованию для молодежи на оз.Иссык-Куль, в Арсланбобе, Иссык-Ате, Нарыне, Оше и Таласе. E.1.2,D.3.1, 8 2000-2004 60,000 Экологические лагеря
 
 E.1.8. Создать и оказать поддержку модельным участкам с деятельностью, не разрушающей окружающую cреду. С.2.6 8,9 1999-2004 40,000 Модельные участки E.2. Разработать и провести кампанию по информированию общественности. E.2.1. Пересмотреть существующие программы по информированию общественности во всех организациях и разработать координированный план по информированию общественности. К.1.6 8 1999 1,000 План E.2.2. Использование средств массовой информации (газеты, радио и ТВ) для широкого распространения доступных экологических научно-популярных публикаций. Н.2.1 1,3,8 1999-2004 13,000 Освещение в СМИ E.2.3. Создать и распространять специальные видео-программы и рекламные ролики для общественности по сохранению биоразнообразия. Е.2.6,Е.3.1,
 Е.4.3 1,3,8 1999-2004 20,000 Освещение по ТВ E.2.4. Разработать и распространить наглядные материалы и информацию о сохранении биоразнообразия (включая открытки, буклеты и др. материалы). Е.2.6,Е.3.1, Е.4.1 1,3,8 1999-2004 28,000 Публикации E.2.5. Использовать общественные мероприятия для повышения информированности общественности о сохранении биоразнообразия. К.1.6, М.2.6,М.3.2,Е.5 6,8 1999-2004 20,000 Общественные мероприятия
 
 E.2.6. Использовать избранные виды (такие, как снежный барс и горный гусь) для повышения уровня знаний по вопросам сохранения (и, в частности, тем, которые относятся к находящимся под угрозой местам обитания или уязвимым) через СМИ и информацион-ные/образовательные буклеты. А.7.3 1,3,8 2000-2003 8,000 Публикации E.2.7. Издание ежеквартального научно-популярного журнала "Биоразнообразие". Н.2.3 1,3,8 2000-2004 8,000 Журнал E.3. Информировать общественность о законах, касающихся БР. E.3.1. Сопоставить и проинтерпретировать законы, относящиеся к биоразнообразию в Кыргызской Республике, и распространить эту информацию с широким использованием СМИ и постоянно ее обновлять. Н.2.2, К.2.1,L 7,8,9 1999-2004 5,000 Юридическая осведомленность E.4. Активизировать деятельность по возрождению национальных традиций, культуры, связанной с сохранением биоразнообразия E.4.1. Разработать материалы и пресс-релизы по взаимоотношениям между сохранением биоразнообразия и традиционным использованием в республике, направленных на повышение осведомленности в региональных и международных секторах. А.1.2, С.2.6 1,3,8 1999-2001 5,000 Публикации, освещение в СМИ E.4.2. Организовать конкурсы для содействия использованию народного творчества для распространения информации о сохранении биоразнообразия. Е.2.4, Е.2.6 6,8 1999-2001 5,000 Конкурсы E.4.3. Содействовать информированности о национальных традициях, связанных с сохранением биоразнообразия, путем использования СМИ и других средств. А.1.2,С.2.6 8 1999-2002 12,000 Освещение в СМИ E.5. Оказать поддержку национальным и международным дням окружающей cреды E.5.1. Разработать материалы с целью содействия вовлечению в национальные дни окружающей среды и привлечения СМИ по распространению информации. Е.2.5 8 1999-2004 4,000 Публикации E.5.2. Организовать национальные и местные мероприятия по добровольному участию в сохранении окружающей среды. К.1.4, Е.2.5 8 1999-2004 25,000 Дни действий
 3.3.6 Стратегия F: Идентификация и мониторинг
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 F.1. Определить состояние приоритетных популяций, видов, сообществ и территорий и разработать меры по их сохранению. F.1.1. Дать обзор текущей информации и идентифицировать приоритетные виды, места обитания, экосистемы и сообщества, наиболее подверженные воздействию человека и разработать рекомендации по их защите в и за пределами охраняемых территорий. В.4.6, В.3.1 1,3 1999-2001 5,000 Рекомендации F.1.2. Определить экологически уязвимые и приоритетные территории и участки, которым в дальнейшем может потребоваться правовая защита. Н.3.1 1,2,3,5,7 1999-2001 6,000 Перечень территорий и участков F.2. Пересмотр и обновление данных Красной книги. F.2.1. Обзор и пересмотр состояния видов, занесенных в Красную книгу, основанный на последних исследованиях (включая пояснения состояния в международном и региональном контексте). Е.1.1 1,3,7 1999 1,500 Обновленный перечень F.2.2. Обновить, опубликовать и распространить национальную Красную книгу. К.3.4 1,3,7 1999 3,000 Публикация Красной книги
 
 F.3. Обновить карты по биоразнообразию Кыргызской Республики. F.3.1. Обновить и опубликовать карты биоразнообразия и приоритетов его сохранения с учетом новых данных исследований и мониторинга. А.4.10 1,3,8 2000-2001 5,000 Карты
 F.4. Разработать систему мониторинга биоразнообразия. F.4.1. Определить и разработать рекомендации по соответствующим параметрам, критериям и методам мониторинга биоразнообразия. А.3.9, G.2.6 1,3,4,5 1999 5,000 Рекомендации F.4.2. Определить виды-индикаторы как объекты мониторинга биоразнообразия и показатели антропогенного влияния. G.2.6 1,3,4 1999-2001 7,000 Рекомендации, список видов F.4.3. Разработать и реализовать специальные программы по мониторингу видов, занесенных в Красную книгу, и для приоритетных участков (основанные на таких показателях, как численность, ареалы редких или находящихся под угрозой исчезновения видов). Е.2 1,3,4 1999-2004 8,500 Система мониторинга видов Красной книги F.4.4. Разработать и реализовать национальную систему мониторинга биоразнообразия. F.4.3,F.4.5 1,3,4 1999-2001 250,000 Постановление F.4.5. Провести обучение и предоставить оборудование для поддержки мониторинга в ООПТ. А.1.1 1,2,3,4 1999-2002 100,000 Обучение и оборудование F.4.6. Оказывать постоянную поддержку для проведения исследований по мониторингу и улучшения эффективности мониторинга. А.3.9 1-6, 8 2000-2004 20,000 Гранты, отчеты
 
 
 F.4.7. Разработать и реализовать программу осуществления непосредственного мониторинга антропогенного влияния на природные экосистемы, включая влияние местных общин. В.3, L.1.2 1,2,3,5 1999-2004 20,000 Мониторинг F.4.8. Проводить постоянный мониторинг популяций и нормативов использования фауны и флоры для регулярного пересмотра норм устойчивого использования. В.4 1,3 2000-2004 4,000 Мониторинг F.5. Создать банк данных по биоразнообразию с целью координации и хранения данных по мониторингу F.5.1. Создать банк данных по биоразнообразию, совместимый и интегрированный с системой других национальных и международных банков данных. Е.4, З.1.2, З.2.1, L.2.1 1,2,3,6,8 1999 5,000 Банк данных по биоразнообразию F.5.2. Создать и поддерживать банк данных по биоразнообразию, включая сбор имеющейся и обновленной информации, полученной в результате мониторинга и исследований. Е.4 1,2,3,6,8 1999-2004 50,000 Банк данных F.5.3. Организовать сеть банков данных по биоразнообразию, доступную сотрудникам министерств, НИИ, ООПТ и другим, оснастить оборудованием и провести обучение пользователей. G.4.2, З.1.3, З.3.2, К.3.2. 1,2,3,6,8 2000 30,000 Сеть банков данных F.5.4. Обеспечить доступ к местной сети банков данных по биоразнообразию сотрудникам министерств, научным работникам, сотрудникам ООПТ, НПО и другим, которым будет оказана поддержка оборудованием и обучением. А.2.2, З.1.3, З.3.1 6 2001 30,000 Сеть банков данных F.5.5. Предоставить техническую поддержку и провести обучение по использованию ГИС как инструмента оценки данных по биоразнообразию. 1,6 2000 5,000 Курсы обучения и пользования ГИС
 3.3.7 Стратегия G: Исследование
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 G.1. Исследование факторов, воздействующих на сохранение биоразнообразия. G.1.1. Исследовать абиотические, биотические и антропогенные факторы, воздействующие на биоразнообразие и разработать рекомендации по их оптимизации. А.1.6 1,3,6 2001-2004 15,000 Рекоменда ции G.1.2. Исследовать факторы, влияющие на мигрирующие виды, и разработать рекомендации по улучшению условий миграций. 1,3 1999-2004 15,000 Рекоменда ции G.1.3. Разработать программу социо-экономических исследований по изучению и мониторингу причин, приводящих к неустойчивому использованию биоразнообразию. А.2.1, В.3 1,3,8,9, 11 1999-2002 20,000 Програм- ма, мони-торинг G.2. Изучение и сохранение важных компонентов биоразнообразия G.2.1. Выявлять возникающие в ходе реализации проблемы управления по сохранению биоразнообразия и рекомендовать соответствующие программы исследований. А.2.1 1,2,3,4,6 1999 1,000 Рекомендации G.2.2. Провести изучение экологически приоритетных (важных) видов и сообществ (включая экономически значимые или относящиеся к агробиоразнообразию), и разработать рекомендации по их сохранению. А.3.9 1,3,4,9 1999-2003 30,000 Рекомендации
 
 G.2.3. Изучить состояние экологически важных видов, находящихся под угрозой исчезновения (включая занесенных в Красную книгу) и разработать рекомендации по их сохранению. Е.2 1,3,4 1999-2003 15,000 Рекомендации G.2.4. Провести исследование малоизученных таксонов и видов для выявления их состояния, распределения и разработки рекомендаций по их защите. Е.1.2 1,3,4 1999-2004 30,000 Рекомендации G.2.5. Определить основные виды и их соотношение в структуре сообществ наиболее важных природных экосистем (в частности, уязвимых горных территорий) и разработать рекомендации по их сохранению. А.1.6 1,2,3,4 1999-2001 10,000 Рекомендации G.2.6. Исследовать уязвимость таксонов в связи с изменениями окружающей cреды, выявить виды-индикаторы как показатели биоразнообразия и антропогенного воздействия. Е.4.1, Е.4.2 1,3,4 1999-2001 15,000 Выявленные виды-индикато ры G.3. Проведение прикладных исследований по сохранению биоразнообразия. G.3.1. Создать междисциплинарную исследовательскую группу по прикладным проблемам сохранения биоразнообразия. А.3.9 1,3,4,6 2000 10,000 Междисциплинарная исследовательская группа G.3.2. Разработать программу исследований по тестированию успешности различных подходов к проблеме сохранения биоразнообразия, включая пилотные проекты по участию местных общин. В.2.6, В.3 1,3,4,11 2000-2003 14,000 Рекомендации
 
 G.3.3. Стимулирование исследований по методам рубок леса в связи с задачами сохранения биоразнообразия и устойчивым лесоводством в Кыргызской Республике. В.2.9 1,2,3 2000-2002 5,000 Рекомендации G.3.4. Провести исследования пригодности экологически сбалансированных сельско-хозяйственных технологий в Кыргызской Республике. В.2.10 1,3,9,11 2000-2003 10,000 Рекомендации G.3.5. Проводить постоянные исследования влияния вылова рыбы и факторов риска, связанных с искусственным разведением и акклиматизацией видов, на биоразнообразие водных экосистем. В.2.4 1,3,9,11 2000-2004 8,000 Рекомендации G.4. Содействовать сотрудничеству исследователей и менеджеров охраны природы по изучению проблем сохранения биоразнообразия. G.4.1. Поддержать интеграционные управленческо-исследовательские программы для определения и решения проблем управления, выявленных менеджерами и лицами, принимающими решения. А.2.1, А.3.9, D.2.1 1,3,4,6 2000-2004 5,000 Гранты, рекомендации G.4.2. Организовать и провести форум исследователей, сотрудников ООПТ, служб охраны, лиц, принимающих решения, для определения необходимой информации и мер по улучшению деятельности по сохранению биоразнообразия. D.2.1, F.5.3 1,3,4,6 2000 2,500 Межсекторальный форум
 
 G.5. Провести исследования по использованию биотехнологии и биобезопасности G.5.1. Провести исследования по возможному применению биотехнологии в охране окружающей cреды. I.2.5 1,3,5 2001-2003 5,000 Рекомендации G.5.2. Провести исследования по определению имеющегося и возможного в будущем риска, связанного с биотехнологией, и составить рекомендации по разработке стратегии биобезопасности. I.2.5 1,3 2003 2,000 Рекомендации
 3.3.8 Стратегия H: Обмен информацией и доступ к ней
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 H.1. Создать координационный и ресурсный центр для НПО по окружающей среде. H.1.1. Создать координационный и ресурсный центр для НПО по окружающей среде, включая техническую поддержку и оборудование. D.4.1, E.1.4 6,8,9 1999-2000 20,000 Центр H.1.2. Создать и регулярно обновлять банк данных для НПО по окружающей cреде и их деятельности, связанной с банком данных по мониторингу биоразнообразия. F.4, F.5.3 6,8,9 2000-2004 4,000 Банк данных H.1.3. Оборудовать и оказывать поддержку местным координационным и ресурсным центрам по обмену информацией, поступающей из компьютерных центров. F.5.4 8 1999-2004 15,000 Местные центры H.2. Разработать механизмы по межсекторальному обмену информацией о биоразнообразии. H.2.1. Дать обзор, пересмотреть и внедрить правила, касающиеся доступа и обмена государственных органов с гражданами и юридическими лицами информацией по экологии. F.5.1, E.2.2 7,8 1999 1,000 Доступ к информации
 
 H.2.2. Провести национальные и местные обучающие форумы с целью повышения уровня информированности о законодательстве по окружающей cреде, с привлечением законодательной и исполнительной властей, юристов, экологических НПО, сотрудников ООПТ и СМИ. А.1.3, D.2.1, E.3.1, L 7,8 1999-2002 15,000 Обучающие форумы H.2.3. Регулярно выпускать межсекторальные бюллетени и др. публикации, касающиеся сохранения биоразнообразия в республике. E.2.7, G.4 1,3,8 2000-2004 10,000 Публикации H.3. Ввести формы международного обмена информацией H.3.1. Разработать и содействовать использованию Internet как механизма обмена информацией на международном уровне о сохранении БР в Кыргызской Республике. F.5.4, I.3.2 6,8,10 1999-2002 60,000 Возросший доступ к сети Internet H.3.2. Провести региональные семинары с целью содействия обмену информацией о БР и обсудить региональное сотрудничество по сохранению БР, включая вопросы трансграничного сохранения. А.1.7, А.2.2, F.5.3, I.2.2, I.3.4, I.2.4 6,8,10 2000 15,000 Семинары H.4. Организовать репатриацию информации, находящейся в других государствах. H.4.1. Разработать протоколы и предоставить заявки на репатриацию информации о БР, находящейся в настоящее время в других государствах. F.1.1, G.2 1,3,6 2000-2001 4,000 Заявки на информацию H.4.2. Разработать и внедрить положения об условиях и порядке доступа представителей иностранных государств к информации по БР и коллекционным фондам в Кыргызской Республике. I.3.3, I.1.2 1,3,6 2000-2004 1,000 Разработка положений
 3.3.9 Стратегия I: Сотрудничество (техническое, научное, межгосударственное, передача технологий)
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 I.1. Разработать и реализовать стратегии с целью содействия распределению биоресурсов и технологий. I.1.1. Определить подходы и разработать национальную стратегию, направленную на предоставление равенства и справедливости при распределении биоресурсов и соответствующих технологий. А.1.2, C.2.1, M.1.3 3,8 2003 1,000 Разработка стратегии I.1.2. Разработать положения по обеспечению справедливого доступа к биоресурсам и технологиям (включая биотехнологию) на международном уровне. H.4.2 3,8 2000-2004 1,500 Разработка политики I.2. Содействовать международному сотрудничеству и обмену информацией, ресурсами и технологиями. I.2.1. Разработать и реализовать план по ратификации международных конвенций в области защиты окружающей cреды. А.6.3,I.2.4 1,2,3,5, 7,10 1999-2001 1,000 Ратификация I.2.2. Разработать и расширить двухсторонние программы межгосударственного обмена для ученых и руководителей по сохранению биоразнообразия. H.3.2 1,3,6,8 1999-2004 40,000 Обмен опытом и повышение квалификации I.2.3. Определить области прямого сотрудничества с другими странами, включая научное сотрудничество и/или сотрудничество в управлении. А.1.7, H.3.2, L.2.4, M.4.3 1,3,6,10 2002-2004 2,000 Рекомендации
 
 I.2.4. Разработать и внедрить протоколы по ограничению импорта или экспорта видов, находящихся под угрозой в соответствии с международными соглашениями. F.2 1,3,6,9 1999 20,000 Контроль за торговлей I.2.5. Разработать и внедрить протоколы, обеспечивающие безопасную передачу и использование генетически модифицированных организмов, включая биотехнологию, в частности, с учетом потенциальных воздействий на генофонд диких видов. G.5, L.1.5 1,3 2004 2,000 Протоколы I.3. Содействие региональному сотрудничеству и обмену информацией I.3.1. Разработать и легализовать соглашения, относящиеся к сотрудничеству в сохранении биоресурсов. А.1.7, H.3.2, I.2.3, L.2.4 1,3,10 1999 1,000 Соглашения I.3.2. Создать интегрированную систему управления информацией с целью обмена региональной информацией. F.5.3, H.3 1,2,3,8 1999-2004 47,500 Информационная сеть I.3.3. Разработать и внедрить положение о порядке проведения исследований по биоразнообразию иностранными гражданами в Кыргызской Республике. H.4.2 1,2,3,8 1999-2004 1,000 Положение I.3.4. Координировать, издать и распространить региональную Зеленую книгу, в которой перечислены экосистемы Центральной Азии, находящиеся под угрозой. F.2 1,2,3,10 2000-2001 10,000 Публикация
 3.3.10 Стратегия J: Оценка воздействия
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 J.1. Обзор методов оценки воздействия и требований с целью учета специфического воздействия на биоразнообразие J.1.1. Рассмотреть и усовершенствовать методику оценки воздействия и требований с целью полного учета воздействий на БР и применения их при оценке воздействия геолого-разведочных работ, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности (включая хвостохранилища), транспорта, линий электропередач и других источников загрязнения или выбросов. C.4, F.1, F.4 1,3,6 1999-2000 1,000 Методики оценки J.2. Разработать механизмы контроля воздействия всех секторов на БР J.2.1. Создать банк данных компаний с потенциалом воздействия на БР в сотрудничестве с Министерством финансов, Госкомстата и Госналогинспекции. F.5.1, K.1.8,K.1.9 1-6, 8,9 1999-2000 5,000 Банк данных J.2.2. Определять и осуществлять мониторинг экономической деятельности, имеющей наиболее отрицательное воздействие на БР. K.2.4 1,2,3,5, 7,9 1999 5,000 Мониторинг J.2.3. Разработать принципы и политику по осуществлению компенсационных мер и смягчению последствий стихийных бедствий. D.1.2 8 1999-2004 1,000 Использование принципов
 
 J.2.4. Разработать указания и принципы компенсационных мер и смягчения последствий техногенных катастроф для окружающей cреды. D.1.2 1,3,6,8 1999-2004 1,000 Использование принципов J.2.5. Разработать и реализовать стратегию, гарантирующую учет всех последствий для окружающей среды в результате осуществления правительственной политики и принятых законов при дальнейшем принятии решений. M.1.4 1-7 1999-2004 2,500 Осуществление стратегии
 3.3.11 Стратегия K: Меры стимулирования
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 K.1. Организовать непосредственное стимулирование с целью содействия положительной деятельности по окружающей cреде K.1.1. Разработать и внедрить гранты для улучшения специфических мест обитания (включая посадка деревьев и альтернативные методы обработки земли). А.6, С.2.5, С.3 1,2,3,5, 7,9,11 1999-2003 50,000 Программа грантов K.1.2. Предоставить гранты местным общинам, непосредственно занимающимся охраной окружающей cреды и живой природы. С.3 1,3,8,9, 11 1999-2003 100,000 Программа грантов K.1.3. Предоставить гранты с целью стимулирования сотрудничества между местными общинами, местным управлением, министерствами, неправительственными и другими секторами в осуществлении защиты окружающей cреды. А.2, А.4.3, L.2.3 1,3,6,8, 9, 11 1999-2003 25,000 Программа грантов K.1.4. Предоставить гранты волонтерам, непосредственно занимающимся охраной окружающей cреды (н., очистка рек и уборка мусора). C.3 5,8,9,11 1999-2003 50,000 Программа грантов K.1.5. Стимулировать развитие экотуризма с максимальным использованием местного труда и минимальным воздействием на местную культуру и БР. C.4.5, C.6, E.5.2 1,3,8,9, 11 2000-2003 20,000 Гранты на развитие экотуризма
 
 K.1.6. Широко распространять информацию о грантовых программах в СМИ. E.2.5, M.2.6,M.3.2 1,3,5,8, 9, 11 1999-2003 5,000 Освещение в СМИ K.1.7. Стимулировать создание рабочих мест в рамках деятельности, содействующей охране окружающей cреды. C.3.6, L.1.7, M.3 1,3,5,8, 9, 11 2000-2004 40,000 Программа занятости K.1.8. Разработать и внедрить систему налоговых льгот для экономической деятельности, активно участвующей или оказывающей поддержку делу сохранения окружающей cреды. C.3.6,C.4.9, J.2.1 1,3,5,8, 9 2001-2004 1,000 (и потерян-ная прибыль) Программа K.1.9. Разработать и осуществлять ежегодный конкурс на государственные премии по рациональному управлению окружающей cредой и экономической деятельностью при широком освещении в СМИ. С.3.6, С.4.9, J.2.1 1,3,5,8, 10 1999-2004 10,000 Программа K.2. Разработать и опубликовать меры наказания, относящиеся к воздействию на БР K.2.1. Разработать размеры штрафов за негативное воздействие на живую природу и экосистемы. C.4, E.3.1, H.2.2, L.1.1, L.1.2 1,3,5,7, 8,9 1999-2004 5,000 Система штрафов K.2.2. Определить механизмы и разработать принципы компенсации хозяйствующими субъектами за неустойчивое или чрезмерное использование природных ресурсов с учетом перспектив частного землевладения. C.4, G.1.1, J.1.2, M.1.6 1,3,5,7, 8,9 2000 2,000 Разработка принципов K.2.3. Рассмотреть правовые механизмы финансовой ответственности загрязнителя за загрязнение и отрицательное воздействие на окружающую cреду. C.4.7 1,3,5,7, 8,9 2000 500 Пересмотр правовых механизмов K.2.4. Разработать и внедрить механизмы по усилению мер наказания за причинение ущерба БР. С.4.10, J.2.2 1,3,5, 8,9 2000-2004 30,000 Усиление мер наказания
 
 K.3. Введение системы добровольного и обязательного экологического страхования K.3.1. Разработать и утвердить правила добровольного и/или обязательного экологического страхования различными субъектами экономической деятельности. C.3.6 1,3,5,7, 10 2000 1,000 Правила K.4. Ввести регулярное информирование общественности о видах деятельности по окружающей cреде и воздействию на БР K.4.1. Опубликовать в СМИ список экономической деятельности хозяйствующих субъектов с оценкой положительного и отрицательного воздействия на БР. C.3.6, J.2.1, J.2.2 6,8 1999-2004 500 Публикации K.4.2. Провести встречи с общественностью для обсуждения государственной политики, экономической деятельности и иных видов активности, влияющих на БР. C.3.6 6,8 1999-2004 5,000 Встречи с общественностью
 3.3.12 Стратегия L: Законодательство
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 L.1. Разработать и пересмотреть ряд законов с целью оказания поддержки видам деятельности по защите БР. L.1.1. Пересмотреть законы "О защите и использовании дикой флоры и фауны", включая в приложение ссылки на приоритеты и виды, внесенные в Красную книгу. С.4.1, F.2, K.2.1 1,2,3,4, 7,9,10 1999 1,000 Улучшение законодательной базы L.1.2. Пересмотреть законодательство, относящееся к охоте и рыбной ловле в контексте других законодательных изменений и обновленных квот по устойчивому использованию. C.2.4, C.4.3, K.2.1 1,3,7 1999 1,000 Улучшение законодательной базы L.1.3. Пересмотреть законодательство, относящееся к лесам, с целью обеспечения стимулирования комплекса мер по сохранению БР, включая нормативы устойчивого использования и приоритетные территории. C.2.4, C.4.4 1,2,3,7 2000 1,000 Улучшение законодательной базы L.1.4. Включить в ряд законов статьи, содействующие устойчивому развитию. C.2.1 1,3,5,7, 8,9 2000 1,000 Признание устойчивого развития в законодательстве L.1.5. Разработать и принять закон "О введении ограничений на биологические технологии, продукты и ресурсы, потенциально опасные для БР и здоровья людей". C.5, I.2.5 1,2,3,7 2002 1,000 Закон
 
 L.1.6. Пересмотреть и принять законы, относящиеся к созданию биосферных резерватов и других видов ООПТ. А.4.1, А.4.2, А.5, L.2.1 1-7, 9,10 1999 1,000 Улучшение законодательной базы L.1.7. Включить в закон "Об альтернативной воинской службе" положение по созданию экологических подразделений. К.1.7 1,2,3,7, 9,10 2001 1,000 Усовершенствованная законодательная база L.2. Изменение законодательства, относящегося к ООПТ. L.2.1. Пересмотреть законодательство, относящееся к ООПТ в свете других институциональных изменений. А.1, А.2, А.3, А.5, L.1.6 1,3,4,6 1999 1,000 Обновленное законо-дательство L.2.2. Пересмотреть законодательство и положение об инспекторской службе в ООПТ в контексте других институциональных изменений. А.1.5, C.4.10 1,3,5,6,7 1999 1,000 Обновленное законо-дательство L.2.3. Пересмотреть имеющиеся законы и принять новые правила об ООПТ местного значения и о частном землевладении, включающем естественные экосистемы. А.2, А.4.3 1,3,5,6,7 2001 1,000 Улучшение законода-тельной базы L.2.4. Разработать и принять положения о межгосударственном сотрудничестве по разграничению полномочий в области управления трансграничными охраняемыми территориями.
  А.1.7, H.3.2, I.2.3 1,3,6,7, 10 1999 1,000 Усовершенствованная база для регионального сохранения БР
 
 L.3. Пересмотреть законодательство по защите окружающей cреды, принимая во внимание непосредственное воздействие на БР. L.3.1. Разработать и утвердить "Положение о деятельности на экологически уязвимых территориях".
  С.4.6, F.1.1, F.1.2 1,2,3,5,7 1999 1,000 Усовершенствованное законодательство L.3.2. Пересмотреть и утвердить "Положение об экологическом аудите".
  J 1,3,5,7,9 1999 1,000 Усовершенствованное законодательство L.3.3. Разработать закон "О финансовой ответственности компаний за нанесение вреда окружающей cреде".
  C.4, K.2 1,3,5,7,9 2000 1,000 Усовершенствованное законодательство L.3.4. Предусмотреть внесение в закон о частном землевладении комплекса мер по определению воздействий на БР в результате покупки земли и включить защитные меры в соответствующие законы. C.3, K.2.2 1,3,5,7 2000 2,000 Улучшение законода-тельной базы
 3.3.13 Стратегия M: Финансовые ресурсы
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 M.1. Бюджетное финансирование охраны природы M.1.1. Пересмотреть госбюджет на охрану окружающей cреды в контексте других институциональных изменений. А, C.2.3, C.2.4, D.1 1-8 1999-2004 1,000 Рассмотрение госбюджета M.1.2. Обеспечить доступ гражданских и других институтов к планированию бюджетных средств. А.2.1, D.1.3, C.3.1 1-8 1999-2004 2,000 Повышение уровня информированности M.1.3. Пересмотреть госбюджеты не для окружающей cреды и рассмотреть варианты кросс-бюджетных схем стимулирования сохранения и устойчивого использования БР другими государственными организациями. C.2.1, I.1.1, L 1-5,7,9 2000 2,000 Варианты реальных затрат M.1.4. Исследовать механизмы включения в госбюджет реальных затрат на поддержание БР и компенсации всех видов деятельности, наносящих ему ущерб. C.4, J.1.1, J.2.5 2,3,5,7, 9,11 2000 1,000 Варианты реальных затрат M.1.5. Разработать бюджетные механизмы, обеспечивающие использование части доходов от штрафов и других видов взысканий на охрану окружающей cреды. K.1, M.2.3 1-5,9 2000 1,000 Разработка бюджетных механизмов M.1.6. Разработать соответствующие цены на землю с учетом биоресурсов и потенциала для использования и предусмотреть внесение этих принципов в закон о частном землевладении. C.4, K.2.2 1-3,5, 8,9 2000 2,000 Варианты реальных затрат
 
 M.2. Финансирование проектов по БР с использованием грантов и беспроцентных займов. M.2.1. Разработать систему малых грантов для проектов, относящихся к БР. C.3, K.1 1,3,5,8,9 1999-2003 160,000 Гранты M.2.2. Разработать систему беспроцентных займов и микрокредитов для проектов по БР. C.3, K.1 9,10,11 1999-2004 1,000,000 Кредиты M.2.3. Пересмотреть приоритеты и процедуры, предусматриваемые госфондом по окружающей среде, для обеспечения соответствующей поддержки сохранению БР. М.1.5 1,3,5,8, 9,10,11 1999-2000 25,000 Фонд M.2.4. Организовать комиссию по грантам /кредитам для утверждения и распределения денежных средств на проекты по сохранению БР. К.1 6,8,9,10,11 1999-2004 10,000 Комиссия M.2.5. Организовать отдел по координации грантов и кредитов. К.1 6,8,9,10,11 1999-2004 20,000 Координация M.2.6. Обеспечить регулярное освещение в СМИ о возможности получения грантов и микрокредитов на проекты по БР. Е.2.5,К.1.6 8 1999-2004 5,000 Публикации M.3. Разработать экологическую программу "Еда за работу". M.3.1. Организовать программу общественных работ (включая озеленение и восстановление мест обитания) с оплатой в виде продуктов питания (включая "вознаграждения"). С.3 1,3,5,8, 9,10,11 1999-2004 650,000 Программа действий M.3.2. Продвижение концепции "Еда за работу" через СМИ и работу местных гуманитарных организаций. Е.2.5 1,3,5,8, 9,10,11 1999-2004 10,000 Освещение в СМИ
 
 M.4. Альтернативные источники финансирования M.4.1. Провести ряд тренингов, посвященных составлению бизнес-проектов по БР для сотрудников министерств, ООПТ, НПО, представителей частного бизнеса и других. С.3.6, А.1.1, D.3.2 1-6, 8,10 1999-2003 10,000 Тренинги M.4.2. Провести обучение для сотрудников министерств, представителей НПО по разработке проектов и составлению заявок на получение грантов, приемлемых для международных доноров. C.3.6, А.1.1, D.3.2,N.1.3 6,8,10 1999-2003 8,000 Тренинги M.4.3. Оказывать постоянную внешнюю поддержку в разработке проектов и привлечении средств на БР. I.2.3, N.1.3 6,8,10 1999-2003 5,000 Поддержка заявок на получение грантов M.4.4. Обеспечивать постоянное рассмотрение новых механизмов финансирования БР, включая межсекторальные связи и возможности международного финансирования. N.1.3 1-5, 9,10,11 2000 3,000 Новые механизмы финансирования
 3.3.14 Стратегия N: Реализация СПДСБ (координация и мониторинг)
 
 № Действие Взаимосвя-занные действия Цели Сроки Ориент. финанс. ($) Индикаторы
 N.1. Создать отдел по координации СПДСБ. N.1.1. Открыть офис по координации СПДСБ, включая офисное пространство и оборудование. Все Все 1999 5,000 База офиса N.1.2. Эксплуатация офиса по координации СПДСБ, включая персонал и текущие расходы. Все Все 1999-2004 50,000 Координация N.1.3. Проведение дальнейшего фондрайзинга для дополнительного привлечения доноров. Все Все 1999-2000 8,000 Доступ к средствам в будущем N.1.4. Распространение информации о СПДСБ среди широкого круга потенциальных доноров и исполнителей проектов. Все Все 1999-2003 8,000 Информация N.1.5. Установить связи с широким кругом потенциальных исполнителей проектов и доноров, осуществлять координацию, тренинги и финансовую поддержку. Все Все 1999-2003 1,500 Контактная база, тренинг и прямая поддержка N.1.6. Создать информационную базу по осуществлению СПДСБ. Все Все 1999-2004 1,000 Информационная база N.2. Организовать межсекторальную консультационную и рецензионную группу по СПДСБ. N.2.1. Разработать круг полномочий и утвердить межсекторальную консультационную и рецензионную группу СПДСБ, включая представителей министерств, ООПТ, других государственных организаций, академических институтов и НПО. Все Все 1999 100 Консультационная группа
 
 N.3. Организовать руководящий комитет СПДСБ. N.3.1. Организовать правительственную комиссию для наблюдения за прогрессом реализации СПДСБ и обеспечения связей с рядом правительственных структур. Все Все 1999 200 Руководящая группа N.3.2. Создание консультационной группы и отдела координации. Все Все 1999-2004 4,000 Консультационная группа N.4. Проводить регулярные обзоры и отчеты о реализации СПДСБ. N.4.1. Осуществлять ежегодный обзор и мониторинг прогресса выполнения задач, с привлечением консультационной группы и отдела координации и предоставление отчета руководящему комитету. Все Все 1999-2004 1,000 Обзорные встречи N.4.2. Составлять и распространять ежегодные национальные отчеты о реализации СПДСБ. Все Все 1999-2004 2,500 Ежегодные отчеты N.4.3. Распространять информацию о реализации СПДСБ среди широкого круга общественности. Все Все 1999-2004 4,000 Осведомленность обществен ности N.4.4. Издать и распространять национальные отчеты, соответствующие международным требованиям по отчетности. Все Все 1999-2004 2,000 Участие в междуна-родном обмене информа-цией N.4.5. Проводить регулярные ежегодные ревизии плана, вносить поправки и текущие приоритеты в содержание, включая полное рассмотрение плана в 2005 году. Все Все 1999-2003 1,000 Обновленный план N.4.6. Опубликовать полный отчет о выполнении плана в конце пятилетнего запланированного периода и индикативный план на следующий планируемый период. Все Все 2004 2,000 Отчет и рекомендации
 3.4 Мониторинг и оценка
 
  Мониторинг и оценка образуют крайне необходимую связь между осуществлением деятельности, оценкой ее успешности и последующими изменениями в плане. Мониторинг и оценка являются неотъемлемой частью процесса реализации; они не прекращаются после завершения определенных действий.
 
 Мониторинг и оценка:
 * определяют степень реализации плана,
 * оценивают эффективность запланированных действий,
 * помогают избежать дублирования действий,
 * используют накопленный опыт,
 * используют приобретенный опыт во избежание повторения одних и тех же ошибок,
 * позволяют адаптировать план в соответствии с изменением ситуаций.
 
 Мониторинг и оценка помогают ответить на некоторые фундаментальные вопросы:
 
 * Насколько запланированные действия достигли поставленных задач?
 * Насколько выполнены основные цели плана за счет осуществления этих действий?
 * Что известно о факторах, которые способствовали успеху или неудаче данных действий?
 * Какая дополнительная информация могла бы способствовать развитию плана?
 * Какие упущения есть в плане с учетом имеющейся информации и опыта?
 * Каким образом можно восполнить эти упущения за счет дальнейшей разработки существующих видов деятельности, либо добавления новых?
 
  Для того, чтобы определить, насколько успешно осуществляется план, важно иметь средства, позволяющие оценить прогресс. Такие методы оценки имеются в плане в двух местах:
 
 * ЦЕЛИ: 11 целей являются общими показателями того, насколько план достигает главной цели. Очевидно, что они не могут выявить то множество способов, за счет которых этот план может повлиять на сохранение биологического разнообразия. Однако, уровень достижения той или иной цели является хорошим показателем общего успеха (или неуспеха) плана. Цели могут быть использованы для оценки долгосрочного успеха, но, в то же время, некоторые позитивные изменения по осуществлению этих целей должны проявляться уже на ранней стадии.
 * РЕЗУЛЬТАТЫ. Каждое действие плана реально оценивается по его результату. Это вполне осязаемая оценка того, было ли данное действие успешно претворено и способствует ли оно достижению конечной цели. Результат неизбежно зачастую является упрощением комплекса действий. Тем не менее, результат представляет собой простой способ определения того, что конкретное действие завершено, а также более общую оценку уровня осуществления плана на любой его стадии.
 
 
 Основные показатели
 
  В дополнение к целям и результатам возможно появление необходимости оценки ряда более общих показателей, которые непосредственно оценивают состояние биоразнообразия. Форум по вопросам глобального биоразнообразия ("Исследование показателей биоразнообразия и целей по его сохранению". - Форум по вопросам глобального биоразнообразия, 1997) предложил ряд основополагающих показателей биоразнообразия, с помощью которых возможен мониторинг состояния и проблем биоразнообразия на государственном уровне.
 
 ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 
 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ
 * Самовозобновляющиеся (включая естественные и частично естественные) и антропогенные (сильно измененные) площади в процентном отношении к общей площади.
 * Самовозобновляющаяся площадь на тип экосистемы, в % к общей площади.
 * Объем существующих самовозобновляющихся площадей по категориям в соответствии с размером (например, 100-1000 га, 1000-10000 га и т.д.)
 
 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ЭКОСИСТЕМЫ
 * Распространение или сокращение избранных видов-индикаторов, либо таксономических групп, в % к обусловленной нижней границе.
 * Количество местных видов одной или нескольких избранных таксономических групп, в % к обусловленной нижней границе.
 * Различные меняющиеся величины "качества биоразнообразия" в % к обусловленной нижней границе: % площадей, покрытых лесами; % общей площади агроэкосистемы в естественных условиях и % оставшихся эндемичных видов.
 
 ПОКАЗАТЕЛИ ВИДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ, РЕДКИХ, А ТАКЖЕ ТИПОВ АРЕАЛОВ
 * Количество находящихся под угрозой исчезновения видов в % к избранным таксономическим группам.
 * Количество находящихся под угрозой исчезновения ареалов в % к общему количеству в стране.
 
 ПРОБЛЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 
 ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕРЬ АРЕАЛОВ
 * % самовозобновляющихся площадей, ежегодно передаваемых под: сельскохозяйственное производство, использование городом или другую деятельность, сильно изменяющую характер землепользования.
 * % водоемов, на которые значительно повлияло наличие плотин или строительство каналов.
 * % площадей с плотностью населения превышающей 100 человек на км2.
 
 ПОКАЗАТЕЛИ ЧРЕЗМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
 * Общее количество изымаемых важных видов по отношению к нормам устойчивого изъятия;
 * Средний размер/вес/возраст на единицу изымаемого вида определенной таксономической, либо другой группы.
 * Объем потерь сельхозплощадей за 10 лет вследствие эрозии, либо других изменений в окружающей среде в % к площади, отведенной на сельскохозяйственное производство за тот же период.
 
 ПОКАЗАТЕЛЬ ЭНДЕМИЧНЫХ ВИДОВ
 * Общее количество эндемичных видов в % к определенной таксономической, либо другой группе.
 * Относительное изобилие/биомасса эндемичных видов в % к определенной таксономической или другой группе на страну.
 
 ПОКАЗАТЕЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
 * Средние показатели определенной группы веществ, особенно вредных для биоразнообразия, в сравнении со стандартными показателями для почвы, воды и воздуха для этих веществ.
 
 
 ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 * Ряд других общенациональных показателей может быть использован для мониторинга и оценки ряда факторов, имеющих прямое или опосредованное воздействие на сохранение биоразнообразия:
 * демографические показатели (уровни населения и изменения)
 * экономические показатели (ВНП, ВВП, инфляция, торговые показатели)
 * показатели образованности (грамотность, уровень среднего и высшего образования)
 * показатели здравоохранения (уровень смертности и причины, доступность медицинского обслуживания)
 * политические показатели (демократические изменения)
 
 ПРОЦЕСС МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СПДСБ
  Данный процесс предполагает использование имеющихся структур и доступной информации, насколько это возможно, а не создание новых структур или сбор новых видов информации.
 Процесс мониторинга и оценки СПДСБ включает ряд различных шагов:
 * Организация, осуществляющая определенный вид деятельности, будет нести ответственность за проведение мониторинга и оценки прогресса данного вида деятельности. Данный процесс будет происходить в рамках существующих структур организации-исполнителя, но оцениваться относительно результатов и целей, заложенных в СПДСБ.
 * Координационная группа будет нести ответственность за сбор информации о реализации действий в рамках СПДСБ от различных организаций-исполнителей. Информация будет собираться за счет поддержания регулярной связи с этими организациями (включая отчеты и собеседования).
 * Координационная группа СПДСБ будет нести ответственность за сбор этой информации и предоставление общего обзора хода реализации проекта. Группа технических консультантов, а также сотрудничество с Наблюдательным комитетом будет представлять собой независимый источник мониторинга и оценки.
 * Результаты мониторинга и оценки будут широко распространяться, особенно среди организаций-исполнителей, через разнообразные системы отчетности в рамках проекта (см. Раздел 3.5 "Отчетность") и проведение кампании по информированности общественности.
 * Эти результаты будут использоваться в качестве основы для усовершенствования СПДСБ, особенно за счет внедрения завершенных видов деятельности, выявленных пропусков и вынесенных уроков.
 
 3.5 ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ
 
  Отчеты по осуществлению СПДСБ должны готовиться в соответствии с их назначением и спецификой аудитории.
 Основными видами отчетов являются следующие:
 * Ежегодный общенациональный отчет о проделанной работе. Готовится для первоначального рассмотрения Временным комитетом, а также вышестоящими организациями. В данный отчет необходимо включать детальное описание предпринятых действий с указанием их успешности и результативности. В отчет необходимо включить анализ достигнутого относительно поставленных целей, описание недочетов, вынесенные из этого уроки, а также любые изменения, которые необходимо включить в план с учетом меняющихся обстоятельств как на национальном, так и на местном уровнях. Необходимо включить оценку воздействия плана на ряд основных показателей (см. 3.4) в контексте экономических и политических изменений в масштабе страны, на фоне которых осуществляется данный план. Данный вид отчета предназначен для лиц, ответственных за принятие решений, доноров, НПО, ученых, деловых кругов и т.д. и принимает непосредственное участие в проекте и его осуществлении.
 * Отчет для общественности о ходе выполнения проекта. В данный отчет необходимо включить информацию, которая наиболее существенна для общественности, а также более широкого круга лиц и групп, интересующихся вопросами биоразнообразия, либо оказывающих воздействие на сохранение биоразнообразия. Отчет должен быть составлен в виде дайджеста общенационального отчета, содержащего ключевую информацию о ходе выполнения проекта в форме, доступной широким слоям общественности, а также для использования средствами массовой информации.
 * Международный отчет о претворении Конвенции о биологическом разнообразии. Секретариат Конвенции требует предоставления отчетности о ходе реализации в отдельных странах в соответствии с их обязательствами перед Конвенцией. Первая стадия в соответствии с Конвенцией - подготовка проекта; в этом случае отчетность на национальном уровне требуется в качестве доказательства степени осуществления плана. Международные отчеты будут основываться на информации, содержащейся в общенациональных отчетах, а в некоторых случаях, это может быть тот же самый документ. Однако, в идеале эти отчеты долэжны быть более полными, нацеленными на более широкую международную аудиторию, а также подготовленными на английском языке. Руководство по составлению общенациональных отчетов можно получить в Секретариате Конвенции.
 * Итоговый отчет о ходе осуществления проекта. В конце каждого пятилетнего периода составляется итоговый обзор реализации проекта. В данный обзор включаются не только достижения за отчетный период, но и причины успехов или неудач по ходу осуществления различных элементов первоначального плана, вынесенные из этого уроки, а также рекомендации по планированию следующего периода. Этот документ должен представлять собой обстоятельный обзор самого плана в качестве рабочего документа, организаций-исполнителей и рекомендации для других процессов планирования по биоразнообразию на основе накопленного опыта.
 
 Более детально требования к отчетности представлены в таблице 3.5.1.
 
 
 
  Таблица 3.5.1
  ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ
 
 Вид отчета Содержание Кем готовится Для кого готовится Как часто Ежегодный Детальный технический обзор хода проекта за год и скорректированные планы на следующий год, включая:
 * корректировка и анализ новой информации
 * сопосатвление достигнутого с намеченным
 * другие результаты мониторинга и оценки
 * обзор финансирования СПДСБ
 * откорректированный годовой план Координационная группа (КГ) Комитет
 Основные организации-исполнители
 Основные финансирующие организации
 Другие организации, тесно связанные с СПДСБ Ежегодно Материлы брифингов Исполкома Итоговые отчеты:
 * ход работ, планирование, финансирование, общая ситуация и т.д. от Координационной группы
 * хода работ по секторам, представленным каждым членом Исполкома
 * рекомендации по корректировке плана Координационная группа и
 Исполком Координационная группа Члены Исполкома Каждое заседание Исполкома Ежегодный отчет для обществен-ности Сжатая и доступная версия всего ежегодного отчета Координационная группа Все организации-исполнители
 Общественность
 Международные заинте-ресованные стороны
 СМИ
 Группа риска Ежегодно Отчеты по секторам/ проблемам (если необходимо) Детальные отчеты экспертов по ключевым секторам или вопросам по требованию КГ, содержащие:
 * корректировку и анализ имеющейся информации
 * обзор прогресса в рамках сектора
 * оценка прогресса/вынесенные уроки
 * рекомендации по дальнейшим действиям и корректировка плана Технические консультанты КГ
 Исполком Ежегодно Отчеты о работе Регулярные отчеты о ходе отдельных видов деятельности в СПДСБ на основе требований к ежегодной отчетности и показателей хода реализации СПДСБ Организации-исполнители КГ
 Исполком
 Финансирующие организации По крайней мере, ежегодно Обще-национальный отчет о КБР Модифицированная версия ежегодного отчета с выделением успехов в осуществлении статей КБР в масштабах страны КГ
 Министерство охраны окружающей cреды Секретариат КБР
 Участники КБР Ежегодно Отчеты СПДСБ Вероятна необходимость составления отчетов о процессе осуществления СПДСБ для организаций координирующих/входящих в СПДСБ. Основываются на ежегодном отчете. КГ и соответст-вующие правительст-венные агентства Другие страны/организации, планирующие и осуществляющие СПДСБ По мере востребования Другие международные отчеты Вероятна необходимость составления отчетов для др. Конвенций, соглашений, организаций, занимающихся этой проблемой. Основываются на ежегодном отчете.
  КГ и соответствующие госорганизации Соответствующие международные организации По мере востребования Отчеты финансирую-щих организаций Любая организация, финансирующая деятельность СПДСБ, может потребовать отчета о ходе работ, возможно, в дополнение к ежегодному отчету и отчетам по видам деятельности Организации-получатели и/или КГ Финансирующая организация По мере востребования Итоговый отчет Детальный обзор осуществления СПДСБ, включающий информацию всех предыдущих отчетов. Данный отчет должен стать основой для составления нового СПДСБ КГ и все заинтересованные стороны Все организации, участвующие в СПДСБ До завершения 5-летнего периода
 
 
 3.6 Структуры по осуществлению проекта
 
 Основные принципы
 Общие структуры по осуществлению проекта должны, насколько это возможно:
 * создаваться на основе уже существующих
 * быть как можно проще
 * экономичны в плане требуемых ресурсов и персонала
 * быть основаны с учетом вышеизложенных требований по принципу самофинансирования
 * основываться на долгосрочных внутренне разработанных финансовых источниках
 
 
 3.6.1 Управление и администрирование процессом реализации проекта
 
  Управление и администрирование процессом реализации проекта будет проводиться отдельно от реализации специфичных видов деятельности.
  Непосредственная реализация проекта будет осуществляться широким кругом организаций и агентств (организации-исполнители, см. 3.6.2). Однако, главной организацией по реализации СПДСБ будет Министерство охраны окружающей среды. Реализация СПДСБ будет поддержана за счет финансирования существующими и новыми финансовыми механизмами (3.6.3).
 
  Предусматривается, что структура управления СПДСБ будет заниматься следующим:
 * координировать деятельность по осуществлению СПДСБ (во избежание дублирования или повтора, а также подчеркивать взаимосвязь между видами деятельности)
 * содействовать привлечению более широкого круга организаций к СПДСБ, включая потенциальных инвесторов
 * содействовать оказанию непрерывной поддержки СПДСБ на самом высоком уровне (правительство и министерства)
 * придавать мотивацию и ускорять деятельность организаций-исполнителей
 * способствовать установлению контактов между потенциальными агентствами-исполнителями и подходящими финансовыми механизмами
 * определять потребности и организовывать обеспечение специфического вклада в плане обучения и технической помощи по мере необходимости
 * хранить информацию об осуществлении СПДСБ
 * ежегодно рассматривать и оценивать ход СПДСБ
 * приводить СПДСБ в соответствие с требованиями дня там, где необходимо, на основе ежегодного обзора
 * распространять информацию о реализации СПДСБ как внутри страны, так и на международном уровне.
 
 
 Предлагается организовать 4 ключевые группы, участвующие в процессе управления и администрирования реализации СПДСБ:
 
 Координационная группа СПДСБ
 
 Цель:
 * действовать в качестве фокусирующего звена в процессе осуществления СПДСБ
 Деятельность:
 * мотивация и поддержка организаций-исполнителей в нахождении средств и осуществлении деятельности
 * координировать и предлагать финансовые механизмы для СПДСБ
 * содействовать установлению контактов между организациями-исполнителями и соответствующими финансовыми механизмами
 * определять потребности и помогать в предоставлении обучения и технической помощи для поддержки реализации СПДСБ
 * собирать и приводить в соответствие всю информацию о СПДСБ
 * координировать данную информацию
 * координировать все уровни планирования СПДСБ
 * отслеживать и постоянно оценивать ход реализации СПДСБ совместно с Рабочей группой по оказанию технической помощи
 * совместно с этой Группой готовить ежегодный обзор о ходе реализации СПДСБ и приводить, в случае необходимости, в соответствие план
 * отчитываться перед соответствующими группами о ходе СПДСБ
 * распространять и публиковать информацию о СПДСБ
 * способствовать и расширять сотрудничество и обмен между всеми группами, участвующими в СПДСБ
 Кто:
 * физическое лицо или маленькая группа людей, обладающая навыками управления проектом, управления информацией. Они должны быть тесно связаны с основной организацией-исполнителем - МООС, но и быть в достаточной степени независимыми для того, чтобы предоставлять объективные оценки и проводить независимый мониторинг. (Важно, чтобы группа не участвовала в осуществлении деятельности, связанной с СПДСБ, либо эта деятельность была бы четко отделена от координирующей роли).
 
 Наблюдательный комитет
 
 Цель:
 * обеспечивать поддержку проекта на самом высоком уровне, включая придание направленности и содействие проекту во всех секторах
 Деятельность:
 * регулярные (и необязательно частые) совещания по контролю за ходом реализации СПДСБ
 * обеспечивать в индивидуальном порядке обратную связь с координационной группой
 * повышать осведомленность о важности СПДСБ в разных секторах
 * координировать различные виды деятельности и их развитие между секторами
 
 Кто:
 * высокопоставленные должностные лица (министры, директора и т.д.), уважаемые и заинтересованные лица, представляющие все крупные сектора, особенно правительство, деловые круги, НПО, академические институты и т.д.), которые выражают желание оказывать независимую поддержку (минуя совещания комитетов) проекту в виде:
 а) консультаций, проведения экспертизы или направления процесса проекта;
 б) содействовать проекту в рамках сектора, который они представляют. Они не будут участвовать в ежедневном руководстве или координировании проекта.
 
 Рабочая группа по оказанию технической помощи
 
 Цель:
 * обеспечение непрерывного технического контроля за ходом реализации проекта и направление дальнейшего развития проекта
 Деятельность:
 * в сотрудничестве с координационной группой оценивать информацию о ходе деятельности и достигнутые результаты на непрерывной основе
 * проводить оценку и отчитываться непосредственно перед Наблюдательным комитетом по техническим аспектам реализации проекта

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу