<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Проект
 
 
 
 
 Министерство образования и науки Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Стратегия
 Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва, 2005
 
 Оглавление
 
 Паспорт Стратегии
  3 1. Описание системной проблемы
  7 1.1. Текущая ситуация
 1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии
 1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы
 1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
 1.5. Критерии и индикаторы решения системной проблемы
  7
 10
 10
 11
 11 2. Выбор направления решения системной проблемы
  13 2.1. Инерционный сценарий
  2.2. Активный сценарий
  13
 15 3. Распределение ответственности по реализации Стратегии 20 4. Решаемые задачи 23 4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
  4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы
 
  4.3 Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности
  4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций
  23
 
 27
 
 31
 
 34 5. Этапы и сроки реализации Стратегии 43 6. Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций 51 7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 62 Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах 62 Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование 64 Приложение 3. Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития 72 Приложение 4. Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии 74 Приложение 5. Ориентировочный план мероприятий по реализации Стратегии 90 Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок 103
 Паспорт Cтратегии
 
 1. Наименование стратегии Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года 2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке стратегии 3. Разработчик стратегии Министерство образования и науки Российской Федерации 4. Системная социально-экономическая проблема, решаемая стратегией Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора. 5. Ожидаемые результаты реализации стратегии, целевые индикаторы Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
  Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему
  Технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий.
  Создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
  Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
  1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 55% в 2010 г.
  2. Укрепление престижа российской науки, в частности уровень цитируемости российский ученых растет с темпом не менее 15% в год, при этом усиливается приток молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 35% к 2011 г.
  3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (1,99 к 2007 г. и 2,5 к 2011 г.), возрастание отношения объема нематериальных активов, поставленных на баланс зарегистрированными в Российской Федерации организациями, к объему общих расходов на гражданские НИОКР в течение года (к 2007 г. - до 0,15, к 2011 г. - до 0,4).
  4. Устойчивый рост числа малых предприятий в инновационной сфере (до 30 тысяч к 2011 г.), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.
  5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 13,6% к 2007 г. и 20% к 2010 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
  6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2007 г. - до 8%, к 2011 г. - до 15%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2007 г. - 9%, к 2011 г. - 20%).
 
 . Задачи стратегии
  1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
  2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
  3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.
  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
 
 . Сроки и этапы реализации стратегии
 006-2010 гг.
 Первый этап: 2006-2007 годы;
 второй этап: 2008-2010 годы.
 
 . Перечень целевых программ и основных
 мероприятий
 елевые программы:
 * федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. (новая редакция, постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №540);
 * федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 гг.;
 * отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля;
 * Федеральная программа развития образования;
 * программы Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
 * программы финансирования фундаментальных исследований, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус.
 Основные комплексы мероприятий:
 * осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
 * совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;
 * поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
 * содействие интеграции науки и образования;
 * реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;
 * активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
 * развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
 * обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;
 * поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;
 * развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);
 * содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и "диффузии" знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;
 * подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;
 * стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;
 * стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;
 * содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;
 * системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в корпоративном секторе;
 * развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;
 * формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.
  9. Объемы и источники финансирования стратегии (в ценах 2006 года) 893,7 млрд. рублей, из них:
 647,8 млрд. рублей - средства федерального бюджета;
 62,9 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
 183,0 млрд. рублей - средства из внебюджетных источников.
 
 1. Описание системной проблемы
 
 1.1. Текущая ситуация
  Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
  Место России в мировых инновационных процессах1 пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.
  Формирование Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года требует адекватного анализа текущей ситуации, которому и посвящен настоящий раздел.
 
  Положение в научной сфере
  Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2003 г. 169,9 млрд. рублей (44% в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2003 г. равнялась 1,28% (в 1990 г. - 2,03%). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии.
  Основной причиной утечки кадров и сокращения материально-технических средств в науке является недостаток финансирования этой сферы.
  Основным источником финансирования науки в текущий период являются средства бюджета. В 2003 г. доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 58,4%, что несколько выше в сравнении с показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки, соответственно, - 76,4% и 74,3%, по сектору высшего образования - 61,1% и 64,5%.
  Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась на 55,8 % (с 1943,4 тыс. человек в 1990 г. до 858,5 тыс. человек в 2003 г.). Итогом переходного периода экономики страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи (на 58,7% за 1990-2003 гг.) и техники (на 69,5%); численность вспомогательного персонала сократилась на 55,3%, хозяйственного - на 27,4%.
  Начиная с 1998 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками, стабилизировалась как в целом по науке, так и по ее секторам, включая государственный сектор и сектор высшего образования. Данная тенденция характерна и для структуры по категориям персонала. Осталась почти неизменной численность исследователей государственного сектора, незначительно увеличился этот показатель в секторе высшего образования.
  Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса ВЦИОМ в 1999 г., профессия ученого является престижной в оценках только 1% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной.
  Фактически не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России. По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам. Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства (90 %) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда ученых на родине. В начале 2004 г. средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 7082 руб. (около $250), что примерно в 4 раза ниже, чем пороговая величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции научных кадров из России.
  Ощутимое сокращение касается параметров материально-технической базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к 1990 г. - почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля машин и оборудования. Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с 60% до 30%. Доля оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла почти 27%.
  Система формирования приоритетов бюджетного финансирования неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. В то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Отсутствие механизмов реализации определенных государством приоритетов научно-технологического развития, а также объективных критериев оценки результатов деятельности научных организаций не позволило сконцентрировать ресурсы на поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических школ и обеспечении опережающего развития их материально-технической базы и кадрового потенциала.
  За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - промышленное производство".
  Недостаточно востребован высокий потенциал академического сектора науки, этот сектор мало вовлечен в процесс формирования экономики знаний.
  Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.
 
  Положение в инновационной сфере
  В истекшее десятилетие в рамках ряда государственных программ реализовывалась политика создания адекватной вызовам глобализации институциональной среды и организационных форм российских компаний. Осуществлялись программы поддержки и развития российской науки. Тем не менее, к настоящему времени тенденции технологического отставания российской экономики не преодолены. Интеллектуальный и научный потенциал российского общества задействован в решении ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.
  Мировой опыт показывает, что осуществление диверсификации и преодоление технологического отставания возможно только при наличии в стране развитой среды "генерации знаний", основанной на мощном секторе фундаментальных исследований, в сочетании с эффективной системой образования, и национальной инновационной системы, включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры, ресурсов. Важнейшими конкурентными преимуществами России при этом являются ее интеллектуальный и научно-технический потенциалы.
  Так, в частности, эффективной является система образования, практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Сохранены и развиваются важнейшие технологические направления в авиакосмической, атомной, оборонных и некоторых других отраслях промышленности.
  В то же время современное состояние инновационной системы, фундаментальную основу которой составляет генерация знаний, не отвечает новым реалиям. Это проявилось, в частности, в:
  резком сокращении заказов отечественной науке со стороны промышленности;
  ослаблении связей между образованием и системой научных организаций, между прикладными разработками и ОКР, между проектными разработками и производством, в нарушении междисциплинарной кооперации и системы воспроизводства научных кадров;
  замедлении темпов технического перевооружения и развития приборной и исследовательской базы, оттоку из науки части талантливых кадров (за рубеж и в другие секторы экономики), консервации большей части научных школ в области фундаментальных исследований без обеспечения их развития, в увеличении разрыва в уровнях научных исследований в России и в зарубежных странах;
  распаде отраслевого сектора прикладной науки, основанного на системе головных отраслевых НИИ;
  кардинальном сокращении опытно-конструкторских работ на промышленных предприятиях.
  Сегодня для инновационной сферы характерными являются:
  * низкая инновационная активность отраслей экономики;
  * отсутствие необходимых элементов инновационной инфраструктуры, как следствие - неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки;
  * низкая капитализация интеллектуального потенциала, как следствие - недостаточная инвестиционная привлекательность научных организаций;
  * недостаточное развитие экономических механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
  Одновременно с этим в 90-е годы получили развитие новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные организации (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы), а в последние годы начал формироваться и исследовательский комплекс внутри крупных корпораций. Сформировалась способная к саморазвитию инновационная подсистема в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других государственных академий наук. Однако масштабы развития новых форм не компенсировали издержки развития типовых элементов национальной инновационной системы (НИС) ни по объемам деятельности, ни по структуре инновационного цикла (фундаментальные исследования - прикладные исследования - технологические разработки).
  В целом, в течение последнего десятилетия отсутствие четко определенных приоритетов научного и технологического развития привело к реализации "политики консервации и выживания" вместо "политики развития". Как следствие, научно-инновационная сфера не вышла на этап развития и расширенного воспроизводства знаний и коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
 
 
 1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии
  Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
  Для детализации указанной системной проблемы целесообразно выделить четыре проблемы следующего уровня.
  1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.
  2. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне низком уровне экспорта технологий.
  3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости компаний к инновациям, что предопределяет низкий уровень спроса со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии.
  4. Усиливается независимое развитие предпринимательского сектора и сектора исследований и разработок. Ресурсы первого сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые вторым сектором знания в большей степени востребованы за рубежом.
 
 
 1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы
  Возникновение проблемы торможения среды "генерации знаний", низкой инновационной активности и технологического отставания в российской экономике во многом носит объективный характер и обусловлено серьезными структурными диспропорциями советской экономики, сложностью и длительностью формирования новой институциональной среды. В то же время субъективная недооценка глубины проблемы органами управления всех уровней, не всегда рациональный выбор приоритетов и инструментов стимулирования инновационного развития в ряде случаев усугубили кризис в научно-технической сфере, привели к нерациональному использованию значительных объемов ресурсов, ослаблению кадрового потенциала научного и технологического развития.
  В настоящее время инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок, а динамика инвестиций в секторах высоких переделов неудовлетворительна. Инерционные прогнозы развития несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности желаемыми темпами нереалистично.
  Преодоление инерционных тенденций развития требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:
  необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;
  обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;
  возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.
  Формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики, регулирование использования прав на интеллектуальную собственность, государственное регулирование и поддержка системы высшего образования и фундаментальных исследований (системообразующей составляющей сферы генерации знаний) находятся в зоне ответственности федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в их компетенции находится и управление государственными предприятиями и учреждениями, доминирующими в научно-исследовательском секторе.
  Таким образом, решение проблемы ускорения инновационного развития российской экономики находится в зоне ответственности Правительства Российской Федерации, включая участие в ее решении администраций субъектов Российской Федерации.
  Такая ответственность в полной мере определена в перечне системных проблем, подлежащих решению в приоритетном порядке в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28.07.2004 г. № 3944-П1).
 
  1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
  1. Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
  2. Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему
  3. Технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий.
  4. Создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
 
  1.5. Критерии и индикаторы решения проблемы
  Основными критериями решения поставленной проблемы являются:
  обеспечение заданного темпа роста сектора исследований и разработок;
  обеспечение заданных темпов технологической инновационной динамики в промышленности.
 
  Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
  1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 55% в 2010 г.
  2. Укрепление престижа российской науки, в частности уровень цитируемости российский ученых растет с темпом не менее 15% в год, при этом усиливается приток молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 35% к 2011 г.
  3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (1,99 к 2007 г. и 2,5 к 2011 г.), возрастание отношения объема нематериальных активов, поставленных на баланс зарегистрированными в Российской Федерации организациями, к объему общих расходов на гражданские НИОКР в течение года (к 2007 г. - до 0,15, к 2011 г. - до 0,4).
  4. Устойчивый рост числа малых предприятий в инновационной сфере (до 30 тысяч к 2011 г.), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.
  5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 13,6% к 2007 г. и 20% к 2010 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
  6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2007 г. - до 8%, к 2011 г. - до 15%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2007 г. - 9%, к 2011 г. - 20%).
 
  Реализация Стратегии окажет существенное влияние на укрепление конкурентной позиции российской экономики за счет следующих элементов:
  обеспечения технологической восприимчивости ключевых секторов промышленности, обеспечивающей возможность их устойчивого развития и адекватной реакции на технологические вызовы глобальной экономики;
  конкурентного в глобальном мире уровня развития "человеческого капитала";
  создания условий для обеспечения рациональной степени технологической независимости в сфере обороны;
  обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеллигенции.
  Основные целевые показатели реализации Стратегии и их обоснование приведены в Приложении 2.
 
 
 2. Выбор направления решения системной проблемы
 
  Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с позиционированием российского сектора исследований и разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала к его активному использованию для развития российской экономики и общества.
 
  2.1. Инерционный сценарий
  Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций.
  В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:
 - ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;
 - де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.
 
  В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению представлены ниже.
 
  1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора российской экономики:
  концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов промышленности, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и технологических заделов;
  государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах на период разработки отечественных технологий;
  реорганизация сектора исследований и разработок для расширения его возможностей по реализации широкомасштабных технологических программ.
  2. Стимулирование технологической модернизации российской экономики преимущественно на основе стимулирования внедрения зарубежных технологий:
  создание благоприятных условий для размещения зарубежных технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и правовое обеспечение;
  обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на внедрение зарубежных технологий;
  использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.
 
  Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации данного сценария.
 
  1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики на базе отечественных разработок.
  К ограничениям относятся:
  неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических секторов промышленности на перспективу 5 - 10 лет при технологическом отставании отечественных разработок по большинству перспективных направлений приблизительно на такие же сроки;
  пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления передовых разработок;
  ресурсные ограничения.
  К благоприятным факторам относятся:
  наличие "незагруженного" потенциала сектора исследований и разработок;
  растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1-2 года.
  Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной технологической модернизации на базе отечественных технологий, может быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в которых уже фиксируется существенное технологическое отставание, программы достижения мирового технологического уровня за счет собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5 лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны составлять не менее 5 % ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены в 3,5 раза, по крайней мере.
  Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:
  невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в российском секторе исследований и разработок;
  снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;
  недоведением разработок до желаемого результата, вследствие недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;
  деградацией среды "генерации знаний".
  Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду недостаточной развитости внутреннего рынка.
  Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация данного способа может привести к существенному снижению предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на макроэкономические показатели развития страны реализации данного способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г. реализация стратегии опережающего технологического развития на основе отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост ВВП.
  В целом, успешная реализация рассмотренного способа инновационного и технологического развития на основе ускорения разработок отечественных технологий для массового переоснащения российской экономики представляется крайне маловероятной.
 
  2. Возможности технологической модернизации промышленности преимущественно на основе импортных технологий.
  К ограничениям относятся:
  недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;
  недопустимость существенного ослабления сектора исследований и разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития базовых военных технологий;
  социальные и политические проблемы, связанные с сокращением сектора исследований и разработок.
  К благоприятным факторам относятся:
  растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе цен на энергоносители на 1-2 года, позволяющий осуществлять стимулирование импорта технологий;
  рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;
  общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения транснациональных корпораций, связанные с децентрализаций не только производственных, но и технологических комплексов;
  высокий образовательный потенциал российской экономики;
  нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных секторов;
  исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных технологий для развития отечественной промышленности.
  Основной стимулирующий эффект должно обеспечить совершенствование в выбранном направлении законодательной базы и институциональной среды.
 
  Роль государства в обеспечении финансирования технологической модернизации на основе импортных технологий состоит, в основном, в стимулировании долгосрочных инвестиционных кредитов с помощью государственных институтов развития и в содействии развитию рынка инвестиционных кредитов. Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:
  созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных производств с низкой добавленной стоимостью, вместо саморазвивающихся высокотехнологических комплексов, что приведет к вступлению страны в конкуренцию за привлечение дешевой рабочей силы;
  утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным потенциалом сферы исследований и разработок и развитием "человеческого капитала" в целом; ослаблением эффективности системы разработки базовых военных технологий.
  В целом, осуществление технологической модернизации преимущественно на основе зарубежных технологий не решает поставленной проблемы. К 2010 г. возможно существенное увеличение доли валового внутреннего продукта, производимого в высокотехнологичных секторах на базе технологического переоснащения. В то же время, не обеспечивается рост или сохранение сферы генерации знаний, что может привести к исчерпанию потенциала конкурентных преимуществ, связанных с качеством "человеческого капитала" и развитым уровнем исследований и разработок.
 
  Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы приводит к выводу о необходимости формирования более сложного, комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического развития отечественной экономики.
 
  2.2. Активный сценарий
 
  В рамках активного сценария предлагается следующее направление решения проблемы: опережающее развитие среды "генерации знаний", обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.
 
  Основные элементы реализации активного сценария:
  1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:
  на фундаментальной науке при ее существенном реформировании - базе среды "генерации знаний", высокий уровень развития которой признается основным конкурентным преимуществом России в развития прикладных исследований и ОКР;
  на ограниченном числе приоритетных направлений прикладных исследований, для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок;
  на создании инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики, так и обратную связь - информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам";
  на развитии ограниченного числа "технологических коридоров", в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.
  2. Расширение частно-государственного (или государственно-частного) партнерства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики на следующих принципах:
  финансирование прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с коммерческим сектором экономики;
  технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;
  реализация национальных приоритетов технологического развития происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств, при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля.

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу